Главная страница Страница автора Все статьи WW1

Биография Самолёты Окраска Победы Фотоальбом Источники

Сергей Спичак  ( Санкт - Петербург )

Йозеф Киш

Штабс-фельдфебель Йозеф Киш, Flik 24, июль 1917 года.

Утром 27 мая 1918 года на аэродроме Пергине заканчивались последние приготовления к траурной церемонии, когда послышался шум моторов. Появилась большая группа английских, французских и итальянских самолётов. Неприятельские машины без единого выстрела прошли над лётным полем. С одного из самолётов был сброшен ящик, в котором оказался траурный венок с надписью на ленте: "Наш последний салют мужественному врагу" на трёх языках. Таких почестей, нечастых даже во времена Первой Мировой войны удостоился Йозеф Киш, один из лучших асов Австро - Венгерской империи.

*     *     *

26 января 1896 года в старинном венгерском городе Пожонь  ( Pozsony ) [ Немецкое название - Пресcбург  ( Pressburg ). После раздела империи отошёл Чехословакии и стал Братиславой, теперь это столица Словакии ], в своё время бывшем столицей Венгерского королевства, в смешанной венгерско - словацкой семье родился ребёнок, которого назвали Йожеф  ( József ). Мальчик был потомком благородной фамилии Киш - Иттебеи - и - Элемери  ( Kiss Ittebei és Eleméri ). Один из предков Йожефа получил этот титул в середине XVIII века от эрцгерцогини Марии Терезии. Прадед мальчика генерал Эрно Киш долгое время верой и правдой служил австрийской короне, но затем принял деятельное участие в венгерском восстании 1848 - 1849 гг. и был казнён вместе с другими "бунтовщиками", а его наследники лишились всех владений. По этой причине генеральский внук - отец Йожефа - работал садовником в кадетской школе Прессбурга. Главным государственным языком двуединой империи Габсбургов был немецкий, поэтому во всех официальных документах будущего аса значился "германский" вариант его имени - Йозеф  ( Josef ).

С началом Первой Мировой войны 18-летний молодой человек, движимый патриотическими чувствами, бросил школу и записался добровольцем в армию. После краткого курса военной подготовки он попал в 72-й Пехотный Полк  ( Infantrieregiment 72 ), отправленный на русский фронт 26 октября 1914 года. Часть приняла участие в боях в Карпатах и понесла значительные потери. Во время одной из атак Киш был тяжело ранен и следующие несколько месяцев провёл в тыловом госпитале. К этому времени мундир молодого солдата уже украшала "Бронзовая Медаль за Храбрость"  ( Bronzen Tapferkeitsmedaile ). [ Более высокими степенями этой награды были "Серебряная"  ( Silber ) двух классов и "Золотая"  ( Goldene ) медали ]

По завершении лечения Йозеф подал рапорт о переводе в авиацию - Императорские и Королевские Воздушные Силы  ( Kaiserliche und Königliche Luftfahrtruppen ) и зимой 1915 - 1916 гг. получил направление в л`тную школу. Обучение полётам прошло успешно, и в конце апреля 1916 года цугсфюрер Киш прибыл для дальнейшего прохождения службы в Flik 24   [ Fliegerkomgpanie, дословно "Авиарота" - основная тактическая единица австро - венгерской боевой авиации. "Авиароты" истребителей, разведчиков и бомбардировщиков имели разную штатную численость и примерно соответствовали немецким частям аналогичного назначения: разведывательным авиаотрядам  ( Flieger Abteilung ), истребительным эскадрильям  ( Jagdstaffel ) и бомбардировочным эскадрам  ( Geschwader ). Для сохранения единого стиля в данной статье все они именуются эскадрильями ].. Эта часть была сформирована месяцем раньше и только что начала боевую работу в Южном Тироле. Кроме Flik 24, в составе 11-й армии действовали ещё несколько эскадрилий, базировавшихся на аэродроме Пергине  ( Pergine ) в долине Валь Сугана  ( Val Sugana ), в 110 км к северо - западу от Венеции.

Первый боевой вылет новоиспечённого лётчика едва не окончился конфузом: самолёт, подхваченный сильным порывом ветра, обычным для этой местности, едва не разбился. Но всё закончилось благополучно, и вскоре Киш снова был в воздухе. Всего за первый месяц работы он совершил 6 боевых вылетов, в одном из которых вступил в воздушный бой, помогая разведчику из другой эскадрильи отбиваться от 3 итальянских самолётов. После первых успехов командир эскадрильи гауптман Густав Студени  ( Gustav Studený ) торжественно вручил молодому авиатору нагрудный знак фельдпилота, но официальный сертификат лётчика  ( № 724 ) "Йоша", как его называли друзья, получил только 16 июля 1917 года.

20 июня в очередном разведывательном полёте Киш встретил над горой Чимоне итальянский "Фарман", совершивший вынужденную посадку после меткого огня наблюдателя обер-лейтенанта Георга Кенциана фон Кенцианхаузена  ( Georg Kenzian von Kenzianhausen ). Согласно данным радиоперехвата, оба итальянских лётчика были ранены, но пережили падение своего самолёта. Это была первая победа Йозефа и вторая - его наблюдателя.

Свою вторую победу Киш одержал 25 августа с летнабом лейтенантом Куртом Фидлером  ( Kurt Fiedler ) над более серьёзным противником - трёхмоторным бомбрадировщиком "Капрони", хорошо защищенным двумя стрелками, имевшими большие сектора обстрела. После ожесточённого боя на австрийском самолёте насчитали 70 пробоин, а "итальянец" упал поблизости от аэродрома Flik 24.



Самолёт "Капрони" Ca-1  ( сер. № 1179 ) из 5-й эскадрильи,
сбитый Йозефом Кишем 25 августа 1916 года.

Через 3 недели после этого встреча с "Бранденбургом" Киша, который летел тогда с наблюдателем обер-лейтенантом Карлом Кaйцаром  ( Karl Keizar ) и таким же "Бранденбургом" из Flik 17, экипаж фельдфебель Карл Маурер / лейтенант Альберт Элишак  ( Karl Maurer / Albert Elischak ) стоила Италии ещё одного "Капрони", который, едва сумев перетянуть через линию фронта, сел на вынужденную на своей территории, но был затем уничтожен австрийской артиллерией.

В течение последующих 9 месяцев Киш много раз летал на разведку и бомбометание, провёл несколько воздушных боёв. Он заслужил повышение по службе, став фельдфебелем, но так и не получил ни одной возможности увеличить свой боевой счёт. Возможно, так продолжалось бы до конца войны, но в июне 1917 года в эскадрилью прибыл первый "Бранденбург" D.I, которым по праву лучшего лётчика части завладел Йозеф. Вскоре выяснилось, что истребитель получен вовремя: 9 июня итальянцы начали наступление на Южно - Тирольском участке фронта  ( так называемое "Сражение при Ортигаре", 9 - 26 июня 1917 г. ), во время которого австрийская авиация была практически парализована превосходящими силами противника.



Киш в кабине своего "Бранденбурга" D.I.

Для организации хоть какого - то противодействия неприятельской авиации из лучших лётчиков 11-й армии создали временное подразделение, известное как "Alarm - Bereitschaft Pergine"  ( по названию аэродрома ) или "Jagdstaffel Oberleutnant Elssler"  ( по имени командира ). В новую часть были сведены все имеющиеся на этом участке фронта истребители, первоначально - всего 3 "Бранденбурга" D.I  ( 2 из Flik 21 и машина Киша ), в дополнение к которым из Flek 6   [ Fliegerersatzkompagnie - учебно-тренировочное подразделение. Flek 6 занималась подготовкой лётчиков - истребителей и изучением новых самолётов ] срочно были доставлены 3 новейших "Альбатроса" D.II. В последствии прибыли и более новые и совершенные "Альбатросы" D.III.

10 июня, на второй день наступления, Киш опробовал в бою новый аэроплан, атаковав в районе Азиаго "Ньюпор", эскортировавший бомбардировщик "Капрони". После недолгого боя итальянский истребитель упал на нейтральной полосе, ближе к своим траншеям. Всё, что осталось от самолёта, затем превратила в щепки австрийская артиллерия  ( на этом настаивают австрийцы, но итальянцы потерю отрицают ). 14-го числа Йозеф Киш отличился в 5-й раз, принудив к посадке SAML  ( итальянский разведчик, "потомок" немецкого "Авиатика" ), экипаж которого был взят в плен. За эти 2 победы лётчик был награждён "Золотой Медалью за Храбрость"  ( второй раз ) и 1 июля получил очередное звание - штабсфельдфебель.



Самолёты SAML S2 113-й эскадрильи, лето 1917 года.
14 июня Киш "пленил" разведчик из этой части.

13 июля Киш снова сумел "посадить" на своей территории неприятельский разведчик, на этот раз типа S.P.2  ( по другим данным S.P.3 ), а затем приземлился рядом с ним и не позволил лётчику  ( итальянский наблюдатель погиб ) сжечь свой самолёт. Так в руках австрийцев оказалась первая трофейная "Савойя - Помилио". В бою также участвовали "Альбатрос" D.III  ( лётчик - фельдфебель Виктор Циммерман  [ Viktor Zimmermann ] из Flik 48 ) и "Бранденбург" C.I из Flik 17  ( лётчик - фельдфебель Карл Маурер  ( уже 2-я победа совместно с Кишем ), наблюдатель обер-лейтенант Ерих Кюне  [ Erich Kühne ] ), разделившие победу с Кишем, который на самом деле один выполнил всю работу.



Йозеф Киш  ( в центре снимка ) перед своим трофеем -
"Савойей-Помилио" S.P.2  ( сер. № 4530 ) из 26-й эскадрильи.

Таким образом, Йозеф Киш с 6-ю победами стал самым результативным венгерским асом. В следующий раз он отличился 11 сентября   [ По другим данным 14-го, но, судя по всему, более вероятна приведённая дата, так как на фотографиях, датированных 14.9.1917 г., присутствует только единственный "Бранденбург" D.I ( 28.71 из Flik 21 ) ], когда после его атаки некий "итальянский фюзеляжный биплан"   [ Скорее всего, SAML, но точно сказать нельзя, так как итальянцы не признают никаких потерь ] приземлился с разбитым мотором за линией фронта. Однако на этот раз и для австрийца не всё прошло гладко: затянув преследование, он израсходовал весь бензин и в непосредственной близости от своего аэродрома, когда до посадки оставалась меньше минуты, двигатель остановился... Затем было планирование, неудачный расчёт, и самолеё снёс шасси и перевернулся. Внешне машина осталась целой, за исключением шасси и киля, но этот эпизод стал последним в её биографии. Однако всё имеет и свои положительные стороны: то, что Киш оказался "безлошадным", позволило ему летать на "Альбатросах", которые по всем параметрам были гораздо лучше его старого "Бранденбурга".



Последняя посадка "Бранденбурга" 28.37.

Октябрь для лётчиков 11-й армии выдался тихим, основные силы итальянской авиации находились южнее, где началось австро - германское наступление. Встречи с противником стали редкостью. Единственным заметным эпизодом стал бой двух "Спадов" с "Бранденбургом" C.I, прикрываемым "Альбатросом" D.III, в результате которого произошел "размен" одного "Бранденбурга" на "Спад"  ( Киш в этом бою не участвовал ).

В начале ноября с реки Изонцо в Южный Тироль была переброшена 55-я истребительная эскадрилья. После её прибытия на аэродром Пергине подразделение обер-лейтенанта Элсслера прекратило своё существование, а все лётчики, кроме Киша, получившего назначение в Flik 55J, вернулись в свои части. Всего к этому времени он совершил 112 боевых вылетов, одержал 7 побед в воздушных боях и был 8 раз награждён, в том числе "Серебряной Медалью за Храбрость 1 Класса" - 3 раза и "Золотой Медалью за Храбрость" - 2 раза.

В новой части Киш стал "асом номер 2" после Юлиуса Ариги  ( Julius Arigi ), на счету которого в то время было уже 14 побед. Командир эскадрильи гауптман Йозеф фон Майер  ( Josef von Maier ) включил их обоих в свое Kette  ( звено )   [ Официально Kette подобно, английскому Flight, должно было состоять из 6 самолётов, а Jagd - Flik из трёх Kette, то есть из 18 истребителей. Однако такого числа самолётов австрийские истребительные эскадрильи практически никогда не имели, и звеном обычно считалась минимальная группа истребителей, действующая совместно. В Flik 55 это была тройка ], сразу ставшее основной ударной силой эскадрильи.

В ноябре 11-я австро - венгерская армия нанесла фланговый удар по отступающим итальянским войскам. Затишье в тирольском небе закончилось. 15 ноября большая группа итальянских бомбардировщиков в сопровождении нескольких истребителей направилась на бомбёжку австрийских позиций. На перехват поднялись лётчики 55-й эскадрильи. "Капрони", атакованный звеном Майера - Ариги - Киша, начал маневрировать в "истребительном" стиле, совершая крутые виражи и даже петли и одновременно отстреливаясь из всех стволов. Пытаясь уйти от преследователей, он дважды срывался в штопор. Переведя во второй раз свой самолёт в горизонтальный полёт, итальянский экипаж наконец - то оказался один в небе, но тут прямо по курсу вырос склон горы. Бомбовоз был повреждён, либо его конструкция просто не выдержала неподобающих ей нагрузок, но разминуться с преградой не удалось... Всё это выглядит весьма странным и не совсем правдоподобным, но таково официальное описание этого боя, за который командир экипажа "Капрони" сотто-тененте Джино Лиза  ( Gino Lisa ) посмертно был награжден высшей наградой Италии для младших офицеров - "Золотой Медалью за Воинскую Доблесть"  ( Medaglia d'Oro al Valor Militare ).



Сотто-тененте Джино Лиза  ( слева ) вместе со своим
экипажем. Снимок сделан за несколько месяцев до гибели
лётчика,когда он служил в составе 8-й эскадрилье.

Затем командирское звено сбило ещё 2 "Капрони", экипажи которых не могли похвастаться особым мастерством и погибли, не доставив особых хлопот своим противникам. Один из трёх сбитых был записан только на счёт Ариги, остальные "поделены" на всех. Немного позднее 2 других лётчика Flik 55J сбили S.P. Таким образом всего было одержано 4 победы за день  ( все, кроме одного из "Капрони", подтверждаются итальянскими данными ).

Через 2 дня все повторилось, главные действующие лица у австрийцев были те же, но на этот раз они воевали с другим противником. Звено фон Майера заявило об уничтожении двух SAML и одного S.P. Снова партию "первой скрипки" сыграл Юлиус Ариги, которому записали все 3 победы, в то время как счёт командира увеличился на двух, а Киша всего на одного сбитого. Справедливости ради стоит отметить, что на самом деле итальянцы потеряли только один SAML и, судя по месту гибели экипажа, это была победа, засчитанная Кишу. Четвёртой жертвой 55-й эскадрильи в тот день стал "Ньюпор", записаный на счёт другого звена, но эту потерю итальянцы также не признают.

Днём позже "троица" снова вступила в бой. Сначала была сбита "Савойя - Помилио", а затем неидентифицированный разведчик  ( в последнем случае фон Майеру победу не записали ), после чего командир эскадрильи уже в одиночку сбил SAML  ( в воздушных боях итальянцы потеряли SAML и S.P. ).   [ Эта победа значится только в одном из источников. Вполне возможно, что её на самом деле не было, тем более что с её учётом общее число побед за месяц превосходит на одну то, что указано во всех публикациях. Но есть ещё одна победа, в реальности которой есть оснавания сомневаться ( см. также примечания к победам 27 ноября и 7 декабря )



Самолёт SAML из 115-й эскадрильи  ( сер. № 2941 ),
который был сбит в воздушном бою 18 ноября 1917 года.

27 ноября Киш, к этому времени уже офицер-штелльфертретер, пошёл в бой в паре с обер-лейтенантом Кенцианом  ( бывший наблюдатель Flik 24, вместе с которым Киш одержал свою первую победу ). Противником Flik 55J в этом бою снова были SAML, 2 из которых "свалили" Киш и Кенциан  ( второй засчитан одному Кишу ), а 3-й - пара лейтенант Энгельберт Люпфер / капрал Франц Ланер  ( Engelbert Lupfer / Franz Lahner )   [ Один из источников объединяет 2-ю и 3-ю победы в одну, одержаную соответственно вчетвером, но засчитаную троим ( См. также примечания к победам 18 ноября и 7 декабря ) ]. Согласно итальянским источникам в этом бою было сбито только 2 разведчика.

Всего за ноябрь эскадрилья одержала 15 побед, не потеряв ни одного своего самолёта. Более того, ни один из её "Альбатросов" за это время не имел сколько - нибудь серьёзных боевых повреждений. После такого успеха Flik 55J получила неофициальное название "Kaiser Staffel"  ( Императорская Эскадрилья ), во многом благодаря заслугам командирского звена, лётчики которого одержали 10  ( или 11 ) побед.

7 декабря итальянцы отправили для бомбардировки австрийских позиций большую группу двухместных машин, почему - то не выделив для сопровождения ни одного истребителя. Эта ошибка стоила Италии 4-х самолётов, сбитых взлетевшими по тревоге лётчиками "Кайзер - Штаффеля". Как это уже случалось не раз, все победы, за исключением одной, одержала неразлучная троица, кстати, последний раз выступавшая в таком составе. В этом бою им засчитали одну совместную победу и по одной индивидуальной - Кишу и Ариги   [ В разных источниках приводятся различные версии относительно событий этого боя, а число одержаных побед равно 3, 4 или 5. Все сходятся только в том, что все победы, кроме одной, одержаны командирским звеном. В качестве основного "варианта" здесь выбран тот, в котором число побед совпадает с количеством реально сбитых самолётов  ( то есть 4 ). Других версий три:
1) Каждому по индивидуальной победе, плюс одна совместная для Ариги и Киша  ( всего 5 );
2) Две победы, одержанные всем звеном  ( всего 3 ), в этом же источнике отсутствует одиночная победа комэска 18-го ноября;
3) Одна победа звена и по одной - каждого лётчика в отдельности, включая ноябрьскую победу фон Майера, которую этот источник датирует данным числом  ( всего 5 побед )
( См. также примечания к победам 18 и 27 ноября ) ]
.



Этот "Помилио" PE  ( сер. № 6867 ) из 134-й эскадрильи стал
одним из 4 самолётов, сбитых "Кайзер - Штаффелем" 7.12.1917 года.

К этому времени австрийское наступление захлебнулось и линия фронта стабилизировалась. Активность в небе над тирольскими Альпами снова пошла на убыль. Также как и двумя месяцами ранее, встречи с противником стали редкостью.

Следующую победу Киш одержал 16 декабря, сбив в группе с Ариги и Ланером один SAML  ( подтверждается итальянской стороной ). Затем последовал 4-недельный перерыв до 12 января, когда Киш, Кенциан и цугсфюрер Александер Каса  ( Alexander Kasza ) принудили к посадке на своей территории разведчик R.E.8, ставший первым "британцем", пленённым австрийскими лётчиками.

В январе 1918 года с появлением над тирольскими Альпами английских аэропланов интенсивность воздушных операций снова начала рости. Ровно через 2 недели после предыдущего успеха Киш делает себе подарок на 22-й день рождения: его счёт пополняется очередной победой - SAML. Итальянцы подтверждают лишь повреждение самолёта в воздушном бою  ( в одном из источников эта победа значится днём раньше как "британский разведчик", но на эту дату нет даже повреждённых самолётов ).



Трофейный самолёт RAF R.E.8  ( сер. № A4445 )
из 42-й эскадрильи RFC на австрийском аэродроме.

27 января 1918 года над Пергине был замечен неприятельский самолёт и Киш в одиночку поднялся на перехват, но так не смог догнать уходящего противника. Вскоре после этого он встретил тройку истребителей противника и вступил в бой, который быстро превратился в единоборство один - на - один с ведущим вражеской группы. На этот раз судьба явно отвернулась от венгерского аса: его пулемёты заело после первых же выстрелов, причем это случилось впервые за всю его авиационную карьеру, а так как одной из особенностей австрийской конструкторской мысли было размещение синхронных пулемётов под обшивкой фюзеляжа, то и исправить оружие было невозможно.

После этого оставалось только попытаться бежать. Киш использовал буквально все возможные маневры, постепенно приближаясь к земле, но его противник тоже был мастером, и этот "танец со смертью" не мог продолжаться вечно. На 10-й минуте, когда истребители вертелись уже всего в 100 метрах от горных склонов, по фюзеляжу "Альбатроса" ударила очередь. Лётчик был ранен в живот и, выходя из под удара, перевёл самолёт в пикирование. Его противник, посчитав, что дело сделано, отправился восвояси. Однако он ошибся: внизу оказалось ущелье, глубины которого хватило для вывода, и Киш, истекая кровью и страдая от сильной боли, сумел дотянуть до аэродрома, потеряв сознание сразу после приземления.

Как только стало известно об обстоятельствах ранения Киша, то лавры его победителя получил итальянский ас № 2 тененте Сильвио Скарони  ( Silvio Scaroni ). Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в списке 32 побед Скарони  ( включая 6 незасчитанных ) такая победа отсутствует. Другим кандидатом был английский ас из 45-й эскадрильи RFC капитан Мэтью Фрю  ( Matthew B. Frew, 23 победы ), который в настоящее время признан победителем Киша. Но и в этом случае не всё гладко: 27 января после утреннего боя Фрю заявил о немецком разведчике DFW C.V "Drived Down", в следующем вылете он сбил "In Flames" 2 "Альбатроса" D.III, один из которых ему не засчитали. Второй бой, в принципе, может сойти за искомый, но в нём также участвовал ещё один ас - лейтенант Ричард Доус  ( Richard J. Dawes, 9 побед ), которому записали победу "Out of Control" над DFW C.V  ( место и время совпадают ). Другими победами этого дня у союзников были "истребитель" и "неприятельский самолёт", заявленные двумя лётчиками из 78-й итальянской эскадрильи. Первую одержал серженте-мажоре Гульельмо Форнаджари  ( Guglielmo Fornagiari, 6 побед ), а вторую - капитано Антонио Рива  ( Antonio Riva, 7 побед ).

Согласно австрийским данным, Киш вёл бой над долиной Валь Сугана, которая выходит к городу Вальстанья  ( Valstagna ), где одержали свои победы итальянцы, в то время как Конельяно  ( Conegliano ), где действовали англичане, находится достаточно далеко. Таким образом, наиболее вероятным противником венгерского аса в этом бою были пилоты из 78-й эскадрильи.

Вскоре после того как Киша отправили в госпиталь, с боевого задания вернулся Юлиус Ариги. Узнав, что случилась с его другом, он бросился в госпиталь. Оказалось, что раненому даже не сделали перевязку, и он истекал кровью, в то время как хирург госпиталя наслаждался обедом  ( "Ведь это даже не офицер..." ). Положение исправило только рукоприкладство взбешённого таким ответом Ариги. "Аргументация" оказалась достаточно весомой, и лётчик был немедленно прооперирован.

В то время ещё не существовало антибиотиков, и ранение в живот или же серьёзная полостная операция означали практически верную смерть. Именно этим можно объяснить нежелание местного хирурга делать бесполезную работу. Тем более, как он справедливо заметил, Киш действительно не был офицером. Однако произошло чудо, и лётчик выжил, оставив в операционной часть своих внутренностей. После такого ранения ему была прямая дорога в тыл, в мирное время он никак не мог бы вернуться в свою часть, тем более так рано  ( самое позднее в середине марта ), но шла война и никто не удерживал желающих вернуться на фронт.

Последствия ранения давали о себе знать, и весной 1918 года Йозеф Киш летает не слишком часто, и его имя уже не фигурирует в отчётах о сколько - нибудь примечательных боевых вылетах. К тому времени он стал командиром звена, его ведомыми были цугсфюреры Александер Каса и Штефан Кирьяк  ( Stefan Kirjak ). В мае 55-я эскадрилья была перевооружена на самолёты "Фёникс" D.II и D.IIa, причём звено Киша получила более мощьные истребители модификации D.IIa.



"Кетте" Киша  ( слева - направо ): сам Йозеф, Каса и Кирьяк.

Утром 24 мая Йозеф Киш повёл своё "кетте" в очередной боевой вылет. Шло время, но ни один из трёх лётчиков на аэродром не вернулся. Через несколько часов пришло сообщение о падении австрийского истребителя и гибели пилота, при котором не было документов. К тому времени оба ведомых уже успели позвонить в штаб эскадрильи и сообщить о своей вынужденной посадке, так что сомнений не оставалось: лучший венгерский ас уже никогда не вернётся на свой аэродром...

Относительно обстоятельств последнего боя Киша существует несколько противоречивых версий. Попытки свести их воедино положительного результата не дают. Единственное, что можно утверждать с увереностью - это то, что Йозеф Киш был сбит одним из лётчиков 66-й эскадрильи RAF.

Согласно австрийской версии, звено "Фёниксов" сначала погналось за группой "Капрони", но затем появились 3 "Кэмела" и австрийские лётчики переключились на более опасного противника. На такой случай у Йозефа был заготовлен план, согласно которому он и Кирьяк начали уходить со снижением, имитируя бегство, а Каса, имевший хорошую пилотажную подготовку, отстал от них. Англичане, "заглотив приманку", ринулись в атаку, подставив свои хвосты под удар пары Киша. Британцам пришлось бы туго, но вдруг откуда - то появились еще несколько "Кэмелов", которые сломали все планы.

Если учесть, что английский истребитель в маневренном бою превосходил "Фёникс" по всем параметрам, за исключением прочности и способности к пикированию, то при численном перевесе со стороны противника "австрияки" оказались в критической ситуации. Штефан Кирьяк, не имевший такого опыта, как его коллеги, оторвался от своего ведущего и был сразу сбит  ( точнее - подбит и пошёл на посадку ). Киш сумел зайти в хвост одному из противников, но и сам стал мишенью. Каса попытался прийти на помощь своему командиру и "снять" британца с его хвоста, но у 3-го англичанина на этот счёт "имелось собственное мнение". Истребители практически одновременно открыли огонь. Сильнее всего досталось Кишу, и его зелёный "Фёникс" рухнул на склон холма...



Место падения самолёта Йозефа Киша.

Англичане те же события описывают несколько иначе. Около 10:30 утра 24 мая тройка "Кэмелов" 66-й эскадрильи во главе с одним из лучших британских истребителей Первой Мировой войны капитаном Уильямом Баркером  ( William G. Barker, 50 побед ) встретила такую же по численности группу австрийских истребителей. Баркер атаковал замыкающего, и после короткой очереди неприятельский самолёт сорвался в штопор  ( но сбит не был ). Затем Уильям наблюдал за тем, как после атаки лейтенанта Джеральда Беркса  ( Gerald A.Birks, 12 побед ) у "Берга" разрушились крылья   [ Возможно, имеется в виду тот самолёт, который перед этим обстрелял Баркер. В настоящее время считается общепризнанным, что "Берг" в действительности был "Фёниксом" Киша, но имеющиеся материалы не дают никаких оснований для подобной уверенности ]. В это время капитан заметил, что на его ведомых, которые ведут бой с двумя оставшимися австрийцами, пикирует тройка "Альбатросов". К несчастью для себя, новоприбывшие не заметили Баркера, и он спокойно сделал 40 выстрелов по "брюху" одного из "Альбатросов", который после этого врезался в землю, взорвавшись при падении. Два других австрийца вышли из боя   [ Судя по всему, так как в рапорте о них больше не упоминается ]. К тому времени лейтенант Гордон Эппс  ( Gordon F. M. Apps, 10 побед ) уже разделался со "своим" противником, и вместе с Берксом гонялся за последним оставшимся вражеским аппаратом. Австрийский лётчик оказался настоящим мастером, он "вертелся" так, что оба англичанина никак не могли поймать его в прицел, и только вмешательство Баркера позволило поставить финальную точку: "Альбатрос" в отвесном пикировании упал рядом с обломками первого сбитого "Берга".

Все 4 британские победы этого боя проходили по категории "Destroyed", а значит лётчики "видели" падение всех своих жертв. В действительности, как было указано выше, сбит был только Киш, а 2 его ведомых совершили вынужденные посадки. Австрийцы же со своей стороны честно признали отсутствие каких - либо успехов, хотя после войны Александер Каса утверждал, что он и Киш сбили по "Кэмелу", падение которых якобы подтвердили наземные войска. Но на самом деле ничего этого не было: ни самого падения, ни засчитаных побед, не известно даже о каких - либо заявках на победы.

Известие о гибели 4-го по результативности лётчика - истребителя   [ Имеется в виду на май 1918 года по итогам войны Киш стал асом № 5 ] стало тяжёлым ударом для австрийской авиации, тем более, что неделей раньше погиб лейтенант Франц Грезер  ( Franz Graser ), имевший на счету 18 побед. Особенно сильно пострадала 55-я эскадрилья, лишившаяся уже второго "мастера". Первым был Ариги, переведённый на другой фронт сразу же после того, как стало известно о его нападении на офицера. Всё это стало началом конца для эскадрильи, которая была расформирована после напряжённых боёв июля 1918 года.

Но это случилось позднее, а теперь для того, чтобы почтить память погибшего лётчика, в Пергине прилетали и приезжали представители практически всех авиационных частей, находившихся в пределах досягаемости. О дате похорон стало известно и по другую сторону фронта. Союзники также сочли своим долгом отдать дань уважения павшему противнику. Описание этого эпизода вынесено в начало статьи, правда, есть ещё версия, что венок был сброшен с одиночного "Бристоля", прошедшего высоко над аэродромом. Оба описания основаны на свидетельствах очевидцев, какое из них верно - не ясно, но второе можно попытаться проверить по английским источникам. Самолёты "Бристоль F2B Файтер" на итальянском фронте были только во флайте 'Z' 34-й эскадрильи RAF. Однако ни в одной работе, посвящённой "Брисфиту" или истории 141-й эскадрильи  ( ей впоследствии стал флайт 'Z' ) нет упоминания о подобном эпизоде.



Похороны аса. Йозеф фон Майер бросает первую горсть земли.

Весомость заслуг Йозефа Киша признало и собственное командование: кайзер "задним числом" подписал приказ о присвоении лётчику звания "лейтенант резерва", что явилось беспрецедентным случаем для австрийской авиации. Не исключено, что это стало возможным только потому, что звание присвоили посмертно.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | О проекте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz