Самолёт D.H.4 был спроектирован де Хэвиллендом под двигатель 200 ВНР ( "Бредмор - Хэлфорд - Пуллинджер" ) по заказу британского Министерства авиации на современный одномоторный бомбардировщик. На конец Первой Мировой войны D.H.4 оказался лучшим представителем данного класса самолётов. На этот раз де Хэвилленд использовал обычный рядный поршневой двигатель с тянущим винтом, прекратив эксперименты с ротативными силовыми установками. Однако в результате места пилота и наблюдателя оказались значительно разнесены друг от друга, что затрудняло обмен информацией между экипажем во время полёта. Всего в Англии на разных предприятиях было построено 1449 самолётов этого типа, хотя выпуск машин сильно задерживался перебоями в поставках двигателей ВНР, из - за чего на самолётах приходилось ставить и другие моторы. Весной 1918 года D.H.4 поступили на вооружение девяти эскадрилий RAF, а также в авиацию Королевского флота ( Royal Naval Air Servise - RNAS ). Эти самолёты принимали участие в уничтожении немецкого флагманского дирижабля "Цеппелин L 70". На рисунке вверху изображён самолёт с двигателем Роллс - Ройс "Игл" VI из состава 5-й флотской эскадрильи RNAS.
На машинах D.H.4 устанавливалось 7 различных вариантов двигателей мощностью от 200 до 275 л.с. Опробовано же было ещё больше - 15 видов. Основными моторами, использовавшимися на этом самолёте, были RAF За ( 200 л.с ), ВНР ( 230 л.с ), "Сиддели - Пума" ( 230 л.с ), "Роллс - Ройс" Мк III и Мк IV ( по 250 л.с ), "Фиат" ( 260 л.с. ) и Роллс - Ройс "Игл" VI ( 275 л.с ). Лучшими самолётами считались D.H.4 с двигателем "Игл" VIII фирмы "Роллс - Ройс", имевшим мощность 375 л.с, но они были очень дороги, а больший по диаметру пропеллер требовал более длинных стоек шасси. На рисунке изображён самолёт с более типичным двигателем марки RAF, отличающийся иной формой радиатора, который слегка сужен книзу и имеет единственный воздухозаборник. Летом 1917 года этот самолёт находился в боевом составе 18-й эскадрильи RFC. Обратите внимание на конструкцию турели для пулемёта "Льюис" и подвешенные под крыльями бомбы.
Америка проявила огромный интерес к самолёту D.H.4, и с середины 1917 года лицензию на производство этой машины приобрели сразу 3 американских компании - "Дейтон - Райт" ( 3106 самолётов ), "Фишер Боди Корпорейшн" ( 1600 самолётов ) и "Стандарт Эйркрафт Корпорейшн" ( 140 самолётов ). Первые самолёты американского производства оснащались самым массовым американским мотором - "Американ Либерти 12" мощностью около 400 л.с. Многие из этих машин после войны успешно использовались в гражданской авиации США под обозначением DH-4. Было разработано не менее 60 специализированных вариантов самолёта, предназначенных для выполнения таких задач, как опыление посевов химикатами или аэрокартографические съёмки. Обычно на них устанавливались усовершенствованные варианты того же двигателя "Либерти". На рисунке изображён DH-4B, находившийся на вооружении 168-й воздушной эскадрильи из состава американских экспедиционных сил в Европе. Это была одна из 13 эскадрилий, укомплектованных самолётами DH-4. На фюзеляже машины изображена эмблема этой эскадрильи - крылатый череп в чёрном круге.
|
Н а з а д