Несомненно, лучшим самолётом, выпущенным государственной аэростатной фабрикой в Фарнборо, стал S.E.5а ( "Скаут Экспериментал", экспериментальный поисково - разведывательный истребитель ) - один из самых знаменитых боевых аэропланов времен Первой Мировой войны. Он был разработан Х. П. Фолландом совместно с Дж. Кенуорси под установку нового двигагеля "Испано - Сюиза" ( который, по иронии судьбы, стал вечным проклятием этой модели ) и совершил свой первый полёт в Ноябре 1916 года. Но первый и второй прототипы разбились. На третьем прототипе был сделан полукруглый вырез в верхнем крыле, эта машина имела радиатор иной формы, топливный бак, расположенный по центру тяжести, вооружение и козырёк перед кабиной, который, как оказалось, сильно ухудшал обзор для пилота. Когда в Марте 1917 года первые S.E.5 появились в 56-й эскадрилье, пилоты, которым предстояло на них летать, пришли в ужас, обнаружив козырёк ещё большего размера, чем на прототипе. Было приказано снять козырьки, и только после этого самолёты смогли принимать участие в боевых действиях. Истребитель RAF S.E.5 из состава 56 Sqn RFC, Июнь 1917 года.
Было построено чуть менее 60 машин S.E.5 с двигателями "Испано - Сюиза" по 150 л.с, и все они страдали от ненадёжности мотора. Поэтому на одном из прототипов он был заменён на двигатель "Испано" в 200 л.с. Другие изменения включали установку обтекателя за кабиной, установку топливных и водяных баков по центру тяжести самолёта в центральной секции верхнего крыла, а также уменьшение размаха крыльев. Контракты на поставку новой машины были заключены в Феврале 1917 года, большинство самолётов строилось фирмами "Виккерс" и "Мартинсайд". На некоторые S.E.5a, выпущенных по лицензии фирмой "Уэлсли", попытались снова установить двигатель "Испано" в 150 л.с. - разумеется, с прежним результатом. К концу года примерно четверть всех самолётов была возвращена на доработку - главным образом из - за непрочности и низкого качества обоих двигателей. На рисунке изображён самолёт, состоявший на вооружении 40-й эскадрильи RFC, которая получила свои первые S.Е.5а весной 1918 года и весьма успешно использовала этот тип самолётов.
Проблемы с силовой установкой S.E.5a полностью разрешились только после того, как фирма "Уэлсли" разработала новый двигатель "Вайпер" - высококомпрессионную безредукторную версию мотора "Испано". Следующей проблемой стала отладка синхронизатора конструкции Константинеско, но когда и она была решена, самолёт наконец - то полностью раскрыл свои возможности. S.Е.5а стал одной из самых популярных машин у асов Первой Мировой войны. Так, Альберт Болл, подвергший первые версии резкой критике, одержал на нём большинство своих побед, так же, как и Бьючамп - Проктор, "Билли" Бишоп, Эдвард "Мик" Мэннок и Джеймс Мак - Кудден. Было построено 5205 таких самолётов, включая небольшое количество машин, переделанных в двухместные учебные. "Кертисс Эйроплейн энд Могор компани" ( США ) планировала лицензионную постройку 1000 самолётов и приобрела 56 комплектов для последующей сборки. Подписание перемирия внесло коррективы в эти планы, в результате "Кертисс" построила только один самолёт, оснащённый двигателем "Райт - Мартин" мощностью 180 л. с. Истребитель S.E.5a из состава 2 Sqn AFC, осень 1918 года.
|
Н а з а д