главная страница страница автора все статьи WW1

биография самолеты окраски фотоальбом

Алексей Сергиенко (Москва)

Первый лётчик-истребитель Британской Империи

Капитан Лано Хокер -
командир 24-й эскадрильи.

Лано Джордж Хокер  [ Lanoe George Hawker ] родился 31* декабря 1890 года в деревушке Хоумкрофт, графство Гемпшир  ( Homecroft, Hampshire ). Решив пойти по стопам отца - лейтенанта** Королевского Флота, в июле 1905 года он поступил в Дартмутский Морской Колледж  ( Dartmouth Naval College ), но вскоре был вынужден оставить обучение из - за плохого здоровья. После окончания обычной "мирной" школы Лано, всё ещё мечтавший о военной карьере, в феврале 1910 года поступил в Королевскую Военную Академию в Вулвиче  ( Royal Military Academy, Woolwich ). С детства он любил возиться с различными механизмами, позже увлёкся созданием воздушных змеев и различных летающих моделей, а однажды увидел фильм о полётах братьев Райт... С этого момента аэропланы стали мечтой его жизни. Летом 1910 года Хокер записался в Королевский Аэроклуб  ( Royal Aero Club - RAC ), а первые навыки пилотирования получил в лётной школе одного из пионеров британской авиации Хорейшо Барбера  ( Horatio Barber School of Flying ) на моноплане "Вэлкири-B".


      * По другим данным 30-го.
      ** Информацию о воинских званиях можно найти здесь.

Военная карьера Хокера развивалась удачно: завершив общий курс подготовки, он 20 июля 1911 года был произведён во 2-е лейтенанты Королевского Корпуса Инженеров  ( Royal Engineers ). На авиационном поприще дело обстояло не столь благополучно: финансовые проблемы вынудили Барбера ликвидировать свой бизнес, так что Лано сумел продолжить полёты только весной следующего года, став курсантом британского отделения лётной школы Армана Депердюссена  ( Deperdussin School ). 4 марта Хокер наконец получил пилотский сертификат* № 435 и немедленно начал хлопотать о переводе в Королевский Лётный Корпус  ( Royal Flying Corps - RFC ). Однако начальство не хотело отпускать хорошо зарекомендовавшего себя молодого офицера. Вместо этого 1 октября он был повышен в звании и получил назначение в Ирландию.

      * Aviator's Certificate, иначе RAC Certificate - диплом пилота, выдававшийся Королевским Аэроклубом.

В течение полутора лет Лано "бомбардировал" штаб рапортами и в конце концов добился своего: в июне 1914 года он получил приказ прибыть в Центральную Лётную Школу  ( Central Flying School - CFS ). Перевод планировался на сентябрь, но после выстрелов в Сараево колеса военной машины закрутились быстрее и уже 30 июля Хокер прибыл в школу.

Начальная подготовка курсантов проходила на старых "Фарманах", которые больше ремонтировались после аварий, чем летали. Зато у Хокера оставалось свободное время на знакомство с материальной частью, а также изучение аэрофотосъёмки и радиотелеграфии. В августе для Лано начался следующий этап обучения: он освоил более совершенную машину - B.E.2.



Курсант Центральной Лётной Школы лейтенант Лано Хокер в кабине B.E.2a.

В первых числах октября лейтенант Хокер стал обладателем диплома военного лётчика  ( с "багажом" в 25 часов полётного времени ) и получил назначение в 6-ю эскадрилью RFC. Часть в то время заканчивала подготовку на самолётах "Анри Фарман", B.E.2a и B.E.2b и вот - вот должна была отправиться на фронт. За Хокером закрепили один из "Фарманов", на котором он 7 октября и перелетел через Канал.

Лётчики сделали промежуточную посадку на бельгийском побережье в Остенде  ( Ostend* ), а затем перелетели в Брюгге  ( Bruges ). 8 октября капитан Марш  ( Captain A.C.E.Marsh ), взяв с собой в качестве наблюдателя Хокера, совершил первый боевой вылет эскадрильи.



"Фарманы" 6-й эскадрильи в Остенде, начало октября 1914 года.

Первый боевой вылет Хокер совершил на B.E.2b 492, но его персональным самолётом в то время был "Анри Фарман" 653. В документах не указано, к какой модификации относился этот самолёт. Скорее всего, это была машина "двадцатой" серии  ( HF.15/16/20 ).

Немецкое наступление развивалось быстрыми темпами, так что уже на следующий день часть вернулась в Остенде, но и там задержалась ненадолго. Хокер успел совершить только несколько вылетов на разведку, прежде чем англичанам пришлось, продолжая отступление, перебраться во Францию на аэродром Сент - Пол в районе Дюнкерка  ( St. Pol, Dunkerque ).

      * Бельгийские географические названия существуют в двух версиях: французской и фламандской. В статье используется первый вариант.

12 октября, по дороге к новому месту дислокации эскадрильи, Хокер наткнулся на 3 неприятельских аэроплана, определенных им как "Таубе"* и атаковал их. Наблюдатель лейтенант Киннир  [ Kinnear ] сделал 5 выстрелов, но немцы не приняли боя  ( возможно, все они были безоружны ). 21-го числа последовало ещё одно перебазирование - на этот раз в Сент - Омер  ( St. Omer ).

      * Здесь и далее тип самолётов противника приводится по английским данным.



Лейтенанты Хокер  ( слева ) и Киннир.

В конце октября Хокер "разжился" у коллег из соседней французской эскадрильи несколькими стрелами и одной зажигательной бомбой, собрал  ( возможно, при помощи механиков ) простейший механизм для их крепления и сбрасывания и отправился "сделать сюрприз" немцам. Уже над целью выяснилось, что бомбы на месте нет - она сорвалась ещё при взлёте, но, к счастью, не сработала. В дальнейшем "изобретатель" с переменным успехом продолжал свои эксперименты вплоть до того времени, когда на британских машинах начали использовать стандартные бомбы и держатели для них.

18 ноября 6-я эскадрилья наконец завершила серию переездов и на 5 месяцев обосновалась на аэродроме Беллёль  ( Bailleul ). В декабре "Фарман" Хокера был повреждён на земле во время бури. Лётчик пересел на B.E.2a  ( "468" ), а в феврале 1915 года сменил и эту машину на более совершенный B.E.2c  ( один из первых самолётов данного типа ). Автор не располагает данными о серийном номере самолёта, на котором Хокер летал в феврале - марте 1915 года. Все известные боевые вылеты апреля он совершил на "1780", на нём же был ранен.

27 февраля, во время очередного полёта на "артиллерийское наблюдение", Хокер встретил пару германских разведчиков. Последовал обмен револьверно - винтовочным огнём, после чего немцы ретировались.



Самолёт RAF B.E.2a  ( "468" ) на аэродроме Беллёль, зима 1914/15 годов.
Фотография очень плохого качества, но другой всё - равно нет...




B.E.2a "468", на котором зимой 1914 - 1915 годов летал лейтенант Лано Хокер. 6-я эскадрилья, аэродром Беллёль. Опознавательные знаки имелись только на руле поворота.

По возвращении из отпуска, Хокер снова получил B.E.2c. Возможно, это был "1748" - один из первых "подаренных"  ( оплаченных частными лицами или общественными организациями ) самолётов. Он носил имя "Liverpool" и состоял на балансе 6-й эскадрильи в июне - июле 1915 года. Позже лётчик пересел на F.E.2a и в августе провёл 2 успешных воздушных боя на "пушерах" с серийными номерами "2864" и "4227".



B.E.2c "1748" из 6-й эскадрильи, аэродром Абель, июнь - июль 1915 года. Среди прочих пилотов,
на нём мог летать и капитан Хокер. Опознавательные знаки только на хвостовом оперении.

В апреле 6-я эскадрилья получила приказ нанести бомбовый удар по эллингу, который немцы построили около Гента  ( Ghent ). Было известно, что цель хорошо защищена, поэтому выполнение задания поручили лучшему лётчику части. 18 апреля Хокер, оставив наблюдателя на земле, взлетел с целью найти этот ангар и "испытать" его оборону. Обнаружив эллинг, лётчик с высоты 4000 футов сбросил 2 бомбы, упавшие недалеко от здания. Затем он снизился и сбросил последнюю бомбу, которая легла вплотную к цели, но не причинила заметных повреждений. Все время, пока самолёт находился над неприятельской территорией, по нему велся интенсивный огонь с земли, а также из корзины привязного аэростата. Немного позднее стало известно, что "Цеппелин" LZ35 потерпел аварию 5-ю днями ранее и эллинг пустовал. Несмотря на это, Хокер был представлен к Ордену за Заслуги  ( Distunguished Service Order - DSO ). Указ о награждении появился в печати 8 мая.



Рисунок, показывающий атаку на германский эллинг и "сувенир", который привёз
лётчик - пулю, застрявшую в одном из резиновых соединительных узлов.

22 апреля началось "2-е сражение у Ипра". Немцы прорвали фронт, французские войска беспорядочно отступали, связь с ними была потеряна. Авиация выполняла работу по разведке неприятельских позиций. Утром 23-го Хокеру удалось нанести на карту новые линии траншей, подготовленные противником предшествующей ночью. 24 апреля 6-я эскадрилья перебралась поближе к "месту действия" на аэродром Абель  ( Abeele ). На следующий день союзники перешли в контрнаступление, и аэропланы снова отслеживали изменение обстановки. Вечером этого дня, пытаясь выяснить, в чьих руках находится большая ферма, Хокер пролетел над ней на малой высоте, в результате чего схлопотал пулю в ногу, но, превозмогая боль, всё - таки закончил работу.

Несмотря на ранение, из - за которого он уже не мог забраться в кабину без посторонней помощи, Лано остался в строю и продолжил летать на разведку. 26 апреля в очередном вылете состоялся воздушный бой, в ходе которого наблюдатель капитан Уилли  [ Wyllie ] метким винтовочным огнём заставил германский "Авиатик" выйти из боя со снижением. Ранение Хокера оказалось более серьёзным, чем представлялось поначалу и через несколько дней лётчик отправился в отпуск для лечения. Одновременно состоялось его производство в капитаны и назначение командиром флайта.

В 1914 - 1915 годах Лано Хокер выполнил множество полётов на разведку и корректировку, но известность получил главным образом как пионер бомбометания в RFC, благодаря своим ранним экспериментам. В боевых вылетах он достаточно регулярно встречал неприятельские аэропланы и каждый раз атаковал их. Но ни "Фарман", ни B.E.2 не были подходящими для воздушного боя машинами, так что все столкновения заканчивались безрезультатно. Ситуация изменилась летом 1915 год.

В конце мая капитан Хокер вернулся на фронт и 3 июня получил приказ прибыть в сент - омерский авиапарк и забрать там новый "Бристоль Скаут". Лано впервые имел дело с самолётом этого типа и так впечатлился его лётными данными, что с энтузиазмом "открутил" над своим аэродромом высший пилотаж, а 4 дня спустя написал в одном из писем: "У меня есть прекрасная маленькая игрушка - новый "Бристоль Скаут", который идёт на 80-ти  ( т.е. со скоростью 80 миль в час - прим.авт. ) и набирает 5 - 6 сотен футов высоты в минуту". Невооружённый скаут  ( разведчик ) был немедленно превращён в полноценный самолёт воздушного боя. Наибольший эффект дала бы установка пулемёта над верхним крылом, которая к тому времени уже успела стать стандартной для французской авиации, но вместо этого "Льюис" укрепили на левом борту таким образом, чтобы стрелять под углом вбок, минуя диск винта. Установку выполнил один из механиков эскадрильи Эрнест Элтон* [ Ernest J. Elton ] под руководством самого Хокера**.

С 3 по 22 июня он летал на "1609", а с 26 июня и до конца "тура" - на "1611".


"Бристоль Скаут-C"  ( № "1609" ) - персональный самолёт капитана Хокера.
6-я эскадрилья, аэродром Абель, июнь 1915 года.



"Бристоль Скаут-C"  ( № "1611" ) - персональный самолёт капитана Хокера.
6-я эскадрилья, аэродром Абель, июнь - сентябрь 1915 года.




"Бристоль Скаут-C"  ( № "1611" ). Судя по изрядной "обшарпанности" самолёта,
данная фотография, скорее всего, сделана уже в конце его службы.

      * Впоследствии стал лётчиком, в 1917 - 1918 годах воевал на двухместном истребителе "Бристоль F2B Файтер", одержал 16 побед.
      ** Авторство этой установки приписывают Хокеру, но она идентична той, что иногда применялась на самолётах B.E.2 для крепления неподвижного пулемёта, которым оперировал пилот.

"Новорождённый" истребитель был немедленно опробован в деле. За несколько дней Хокер провёл несколько воздушных боёв  ( не менее двух - 7 и 12 июня ), но без какого - либо успеха. Очередная встреча с противником произошла 20 июня*. На сей раз всё прошло удачнее: сначала за "двухместным DFW или LVG" потянулся шлейф дыма, затем германский аэроплан перешёл в пикирование... Однако на этом везение Хокера закончилось - никто не видел, что стало с его противником. Далее дела пошли ещё хуже: 22 июня в ходе одного вылета капитан провёл 3 безрезультатных воздушных боя, израсходовав всё горючее, а венцом всех неудач стала авария: на вынужденной посадке "Бристоль" налетел на колючую проволоку и скапотировал.

      * По другим данным 21-го.



Капитан Хокер  ( первый справа, руки в карманах ) наблюдает как механики
снимают двигатель с его разбитого "Скаута".

Аэропланов - скаутов на фронте тогда было ещё слишком мало, так что этот эпизод мог завершить "истребительный" период карьеры Хокера, но по личному распоряжению командира крыла он получил другую машину. Однако никаких выводов на основании "нулевых" результатов первых воздушных боёв англичанин не сделал. Неудачная пулемётная установка была перенесена на новый аэроплан.

В начале июля не произошло ни одной встречи с самолетами противника. Затем в течение 3-х недель полетам препятствовала погода, улучшившаяся только к концу месяца. Вечером 25 июля Хокер на своём "Бристоле" отправился на "наступательное патрулирование"  ( свободную охоту за линией фронта ). В 6 часов он встретил первый неприятельский самолёт и атаковал его, открыв огонь с расстояния около 400 метров. Опустошив весь диск по уходящему со снижением противнику, Хокер прекратил преследование когда тот пересёк линию фронта. Спустя 20 минут капитан встретил ещё одного "германца", но тот также спасся бегством, спикировав под защиту зенитных пулемётов и совершив вынужденную посадку.

После этого Хокер снова набрал высоту и продолжил патрулирование. Приблизительно через полчаса он заметил вдалеке чёрные "шапки" зенитных разрывов: британские артиллеристы вели огонь по одиночному вражескому разведчику. На этот раз у англичанина было достаточно времени, чтобы как следует подготовить нападение и избежать прошлых ошибок: зайдя со стороны солнца, он спикировал и открыл огонь только со 100 метров. Немецкая машина начала беспорядочно падать, затем вспыхнула, и один из членов экипажа, спасаясь от огня, выпрыгнул из кабины. По тому, что осталось, аэроплан опознали как "большой Альбатрос с 150-сильным Мерседесом". Это была машина из 3-го германского авиаотряда.

Воздушный поединок прошёл на глазах у тысяч пехотинцев. За схваткой наюлюдал и командующий армией, приславший в эскадрилью поздравительную телеграмму. Сбитый самолёт упал на британской стороне фронта и стал первой победой английской истребительной авиации. За этот бой Лано Хокер удостоился представления к высшей британской боевой награде - Кресту Виктории  ( Victoria Cross - VC ). Указ о награждении был опубликован 24 августа.



Воздушный бой 25 июля 1915 года в интерпретации художника Фрэнка Вутона.

Летом 1915 года в 6-й эскадрилье появилась ещё одна новинка - F.E.2a  ( многоцелевой самолёт категории "Gun-Bus" ). Для выполнения разведки Хокер предпочитал именно его, а не старый B.E.2c. Один из таких "плановых" вылетов состоялся 2 августа. Успешно выполнив задание, на обратном пути британский экипаж встретил пару "Альбатросов". Хокер спикировал, и его наблюдатель лейтенант Пейн  [ H. J. Payne* ] сделал 140 выстрелов по ближайшему противнику, после чего тот ушёл крутым снижением  ( согласно информации от наземных войск, неприятельский аэроплан совершил вынужденную посадку, едва перетянув через линию фронта ). Затем к англичанам подошло подкрепление - два "Морана" L из 1-й эскадрильи RFC. Три экипажа долго гонялись за единственной вражеской машиной и в конце концов вынуждены были прекратить преследование, так как оказались слишком низко над немецкими позициями. Позже Хокер и Пейн встретили ещё один немецкий аэроплан, который скрылся в облаках, так что боя как такового не состоялось.

      * По другим данным Payn, а согласно официальному коммюнике RFC - Payze.

Ещё один полный событиями разведывательный полёт на F.E.2a Хокер совершил 11 августа. На этот раз его летнабом был лейтенант Ноэл Клифтон  [ Noel Clifton* ]. Едва начав выполнение задания, британский экипаж атаковал и "прогнал" германский "Альбатрос", а чуть позже сам подвергся нападению пары неких "Хальберштадтов - скаутов" и одного "Альбатроса". К счастью, противник не координировал свои действия и после тяжёлого 20-минутного боя "поле битвы" осталось за англичанами. Далее "на сцене" появился "Авиатик", получивший свою долю свинца и ушедший пикированием. Когда разведка была уже близка к завершению, путь британцам преградил "очень быстрый моноплан - скаут"**. Немецкий лётчик попытался зайти в хвост английскому самолёту, но Хокер успел развернуть свою машину навстречу противнику. К тому времени у Клифтона остались лишь 2 пулемётных диска, причём один из них уже на 3/4 опустошённый, но этого оказалось достаточно: "германец" перешёл в отвесное пикирование. "Авиатик" и скаут в разных документах проходили как "уничтоженные" или "предположительно уничтоженные", однако в самом худшем  ( для Германии ) случае могди иметь место лишь вынужденные посадки.

      * По другим данным E.N.Clifton. Позже этот наблюдатель закончил лётную школу и в 1916 году служил под началом Хокера в 24-й эскадрилье.
      ** Описание соответствует "Фоккерам" тип A и E, вероятно, это был один из первых попавших на фронт "Фоккеров" E.I.

Одновременно в ведением разведки "флайт - коммандер" продолжал и регулярные патрулирования на своем "Бристоле". Утром 31 июля в районе леса Хаутхюлст  ( Houthulst ) он встретил "большой Альбатрос", но был вынужден прекратить преследование из - за неисправности пулемета. Очередной воздушный бой состоялся 9 августа. Сначала Хокер атаковал "Хальберштадт - скаут", спасшийся бегством. Через несколько минут противник вернулся, возможно, решив всё - таки дать бой, но оказался невнимателен. Англичанин сумел незамеченым подобраться к "германцу", однако его подвёл собственный пулемёт. Немцы же, "очухавшись", наконец открыли огонь*, и "охотнику" самому пришлось скрыться в облаках. Устранив неисправность, Лано вернулся к месту боя и провел ещё 2 атаки, но успеха добиться не сумел.

      * Похоже на то, что этот "скаут" был двухместным.



Пулемётная установка на втором "Скауте" Хокера  ( сер.№ 1611 ).

Утром 9 сентября Хокер встретил неприятельский самолёт неизвестного типа, который описал как "одноместный биплан - скаут"*. Сумев незамеченным подобраться к нему справа - сзади, капитан открыл огонь с расстояния около 50 метров... Один из британских лётчиков, свидетель этого боя, сообщил, что немецкий самолёт находился в отвесном пикировании на высоте около 200 футов, однако падения он не видел**. Через несколько часов в 6-ю эскадрилью пришла поздравительная телеграмма из штаба 18-й пехотной бригады.

      * На самом деле истребители - бипланы появились у немцев только в 1916 года.
      ** Судя по всему, был сбит самолёт из 40-го немецкого авиаотряда.

13 сентября 1915 года в эскадрилье появился самолёт весьма необычного вида - экспериментальный B.E.9, представлявший из себя серийный B.E.2c  ( № "1700" ), у которого наблюдатель был пересажен в отдельную кабину, размещённую перед пропеллером по типу французских "Спадов" A.1 - A.4. Аэроплан убыл в другую часть 21-го, до того отметившись в одном боевом вылете на разведку и нескольких испытательных полётах. Известно, что по крайней мере однажды на этой машине поднялся в воздух и капитан Хокер.

20 сентября Лано Хокер, проведя на фронте почти год, завершил свой "тур" и вернулся в Англию. 1 октября он был назначен командиром 24-й эскадрильи. Формирование этой части началось только 1 сентября, так что к моменту прибытия нового командира она существовала фактически лишь на бумаге. Кроме тренировки собственных лётчиков, на 24-ю эскадрилью  ( а реально на Хокера лично ) возложили также задачи по подготовке пилотов для ПВО и обслуживанию 3-х ночных аэродромов. Кроме того, 11 ноября капитан стал консультантом Военного Министерства по вопросам стрелкового вооружения истребителей.

Первоначально на балансе 24-й эскадрильи числилось несколько самолётов, среди которых только один "Бристоль Скаут" мог считаться истребителем. В середине ноября часть получила 12 "Виккерсов" FB.5, на которых лётчики и технический персонал, ожидая поступление "Де - Хэвиллендов", изучали особенности двигателей "Гном - Моносупап". Первый DH-2 появился 10 января, а к концу месяца эскадрилья закончила перевооружение и 7 февраля перелетела в Сент - Омер.

Из - за общей нехватки "Гномов" на истребителях 24-й эскадрильи были установлены "подержанные" двигатели, надёжность работы которых оставляла желать лучшего. По этой причине полёт над морем представлял значительную опасность, и начальство официально запретило командиру лететь вместе со своими лётчиками. Хокеру пришлось отправляться морем вместе с "наземным эшелоном". 2 февраля персонал эскадрильи со всем своим "скарбом" погрузился на судно. В тот же день Лано был, наконец, произведён в звание, подобающее комэску*. До Сент - Омера воздушная и наземная части эскадрильи добрались одновременно.

      * Майор. В британской авиации, как морской, так и армейской, уже тогда было введено строгое соответствие звания занимаемой должности: флайтом командовал офицер в звании капитана, эскадрильей - майор, а крылом - подполковник.



Линейка "Де - Хэвиллендов" флайта 'A' 24-й эскадрильи, лето 1916 года.
Второй слева - "5998". Внизу страницы он показан крупно.

9 февраля 24-я эскадрилья получила приказ о перебазировании на Сомму и на следующий день перелетела на аэродром Бертангль  ( Bertangles ), расположенный в 7 км к северу от Амьена  ( Amiens ). За первые 2 недели произошло 2 катастрофы: лётчики разбились, сорвавшись в "штопор". Сразу же начались разговоры о "плохих самолётах", но командир быстро их пресёк. Сначала он на собственном примере продемонстрировал, что "Де - Хэвилленд" отлично выводится из штопора, а затем начал "вдалбливать" в головы своим подчинённым последовательность действий по выводу из этого режима. В данном случае сказывалась недостаточная подготовка лётчиков, но и самолёты были не лишены недостатков. Например, кабина DH-2 была слишком открытой, и пилоты постоянно замерзали; о ненадёжности двигателей уже упоминалось выше; наконец, чины военного министерства, ведающие технической стороной авиации, решили, что для одноместного истребителя необходима подвижная установка пулемёта - предполагалось, что летчик будет пилотировать и одновременно управляться с оружием. Для предотвращения обморожений Хокер заказал для своей эскадрильи меховые сапоги до пояса  ( позже они вошли в стандартный комплект полётного облачения британских авиаторов ), эффективность вооружения была увеличена введением неподвижной пулемётной установки, кроме того, Лано работал над улучшением прицела...

 

Примеры "рационализаторской" работы майора Хокера: "авиационные сапоги",
выпускавшиеся фирмой "Харродс", и экспериментальный прицел для "Льюиса".

В начале Первой Мировой войны англичане запрещали командирам эскадрилий летать в бой, рассчитывая, что они будут руководить своими подчинёнными, сидя на земле. Большинство комэсков вполне устраивала административная работа, но Хокер считал необходимым по крайней мере время от времени подниматься в воздух, не нарушая запрета на пересечение линии фронта. В своих "нелегальных" полётах он использовал любые свободные в данный момент машины. Известно по крайней мере 5 таких DH-2: "5931"  ( авария 5 марта 1916 г. * ), "5967" и "5998"  ( два разведывательных вылета 1 июля ), "5929"  ( воздушный бой 27 июля ) и "5964"  ( последний бой ).

      * Оборвавшаяся расчалка разбила винт, началась сильная тряска, от которой самолёт едва не развалился, но лётчику удалось благополучно совершить вынужденную посадку.


Весной и в начале лета 1916 года майор обычно летал в одиночку, надеясь перехватить германские разведчики, а после начала наступления на Сомме выполнил несколько разведывательных полётов над линией фронта. 21 июля, отправившись в очередное патрулирование, он встретил над линией фронта четвёрку "Де - Хэвиллендов" из флайта "A" во главе с капитаном Джоном Эндрюсом  [ John O. Andrews ]* и продолжил полёт вместе с ними. Чуть позже, заметив 4 неприятельские машины "тип G"  ( двухмоторные бомбардировщики ), Хокер пошёл в атаку. Спикировав, он с расстояния 100 метров открыл огонь по замыкающему "германцу", но успел сделать лишь несколько выстрелов прежде чем пулемёт сорвало с фиксатора, и все атаки оказались безрезультатными. В воздушном бою приняли участие ещё двое англичан. Вместе с командиром они разогнали "бомберы", но сбить никого не сумели.

      * Перед встречей с комэском патруль Эндрюса провёл тяжёлый бой, в котором ведущему удалось одержать свою первую победу  ( из 12, одержанных в войне ).

Позже Хокер начал участвовать в групповых вылетах. При этом, в отличие от многих "больших начальников", он понимал, что не имеет должного опыта для того, чтобы быть ведущим. Небольшое число боевых вылетов и полеты только над своей территорией  ( в то время как основные действия происходили по другую сторону фронта ), а значит - отсутствие должной практики воздушных боёв не позволили асу увеличить свой счёт побед в 1916 года.


"Де - Хэвилленд" DH-2 ( № "5998" ) - один из самолётов, на которых майор Хокер совершал свои
"нелегальные"боевые вылеты.  24-я эскадрилья, аэродром Бертангль, июль 1916 года.

23 ноября в час пополудни капитан Джон Эндрюс повел на "оборонительное"  ( над своей территорией ) патрулирование двух ведомых: лейтенанта Роберта Сондби  [ Robert H.M.S. Saundby ] и майора Лано Хокера. В районе Бапома  ( Bapaume ) они атаковали и "отогнали на восток" 2 неприятельские машины  ( вероятно, разведчики ), но когда англичане начали преследование, выше них появились 2 "сильных патруля" немецких истребителей. Ведущий решил, что пора уносить ноги, но Хокер не обратил внимания на его сигналы и спикировал вслед за уходящей парой. Одновременно пошли в атаку и обе "верхние" немецкие группы. Один из "германцев" зашёл в хвост Хокеру, но был отогнан Эндрюсом, которого, в свою очередь, обстрелял другой истребитель противника. На хвосте этого "гунна" уже "висел" Сондби, его атака позволила британскому ведущему покинуть схватку  ( у него был повреждён двигатель ). Лейтенант Сондби затем сумел  ( как ему показалось ) сбить один самолёт врага  ( победа "Out of Control"* ), после чего почёл за благо также выйти из боя. По возвращении на базу он написал в рапорте, что последний раз видел командира эскадрильи ведущим бой с неприятельским истребителем...

      * Это была его 3-я победа, а всего за войну - 5.

Противником Хокера был лейтенант Манфред фон Рихтгофен  ( Manfred von Richthofen ) из 2-й истребительной эскадрильи - "восходящая звезда" германской авиации, впоследствии - самый результативный ас Великой войны  ( 80 побед ). В своих воспоминаниях, опубликованных в 1917 году, он несколько иначе описал начало этого боя: "...я заметил трёх англичан... Я летел ниже противника, следовательно, должен был ждать, когда один из них бросится на меня. Немного спустя ангичанин подлетел и хотел взять меня сзади...". Таким образом, налицо противоречие: согласно официальной британской версии Хокер пошёл в атаку на 2 немецких аэроплана, а затем уже на него сверху "свалились" германские истребители; в то же время "красный барон" свидетельствует, что он не имел преимущества в высоте и был обороняющейся стороной. Такая "нестыковка" может объясняться тем, что Эндрюс и Сондби просто не заметили нижнюю группу истребителей противнивника, которую и атаковал Хокер. Однако более вероятна чья - то сознательная ложь, тем более, что обе версии были обнародованы "по горячим следам", а значит - могли соответствующим образом корректироваться по политическим соображениям. Но в данном случае, в отличие от описания гибели своего командира*, у Рихтгофена не было никаких причин искажать действительные события. В то же время у англичан такие причины имелись: лётчики хотели снять с себя ответственность за гибель командира эскадрильи, а официальные лица - по возможности ослабить впечатление от смерти знаменитого аса. Косвенным подтверждением этой версии может служить появление описания последнего боя Лано Хокера не в 63-м коммюнике RFC, отражающем события 19-26 ноября, а в следующем.

      * Освальд Бёльке  [ Oswald Boelcke ] погиб в воздушном бою 28 октября 1916 года, столкнувшись с одним из своих ведомых.



"Кеттен - фюрер" Jasta 2 лейтенант Манфред фон Рихтгофен перед своим
"Альбатросом" D.II, аэродром Ланьикур  ( Lagnicourt ), октябрь - ноябрь 1916 года.

Но вернёмся к описанию единоборства двух асов. Англичанин спикировал и зашёл в хвост неприятельскому аэроплану, но тот резко сманеврировал и сам перешёл в "наступление". Начался поединок один - на - один, в котором противники ни в чём не уступали друг другу. Долгое время никто не мог взять верх, но обстоятельства складывались не в пользу Хокера: внизу была неприятельская территория, а горючего оставалось всё меньше. Пытаясь оторваться от противника, Лано выполнил несколько неожиданных маневров и они поначалу принесли успех, но в итоге всё решило превосходство "Альбатроса" в скорости. Длинная пулемётная очередь немца попала в цель, и "Де - Хэвилленд" врезался в землю всего 50 метрах позади немецких траншей. Часы Рихтгофена в это время показывали 15:00*...

      * По британскому времени - 2 часа дня.



Последний бой капитана Лано Хокера, 23 ноября 1916 года.

В отличие от союзников, немцы практически никогда особо не выказывали особого пиетета к погибшим авиаторам противника. С места падения самолёта забрали только документы и кое - какие сувениры, а тело пилота осталось непогребённым. На следующий день немецкие пехотинцы сами похоронили лётчика, обозначив место последнего упокоения аса крестом из оболомков его "Де - Хэвилленда". Надпись на кресте гласила: "der Englische Major Hawker vom British Royal Flying Corps. 23.11.16".

В середине 1960-х годов в Великобритании была сформирована  ( в 6-й раз ) 10-я эскадрилья RAF, летавшая на "Виккерсах" VC10, большинство из которых назвали именами лётчиков - кавалеров Креста Виктории. Первый из них  ( серийный номер XV101 ) получил имя "Lanoe Hawker VC".



"Виккерс" VC10 XV101, названный именем Хокера.



Победы Лано Хокера  ( все в 6-м Sqn RFC )
дата время самолёт противника "класс"
победы
место боя / падения самолёт Хокера
-*1 26. 4.15 16.00 "Авиатик" DD Zonnebeke B.E.2c 1780
1 20(21?). 6.15 19.45 2-местный DFW или LVG OOC юго-восточнее Poelcapelle "Скаут-C" 1609
2 25. 7.15 18.20 "Альбатрос" FTL лес Hauthulst 1611
3 19.00 "Альбатрос" Des(F) Hooge
4*2 2. 8.15 08.00 2-местный "Альбатрос" FTL Wulverghem F.E.2a 2864
5*3 11. 8.15 06.45 "Авиатик" Des Houthem 4227
6*3 07.15 моноплан-скаут Des между Lille и Roubaix
7 7. 9.15 утро 1-местный биплан Des Bixschoote "Скаут-C" 1611

*1 С наблюдателем капитаном Уилли (Wyllie).
*2 С наблюдателем лейтенантом Пейном  [ H.J.Payne, по другим данным - Payn или Payze ].
*3 С наблюдателем лейтенантом Ноэлем Клифтоном  [ Noel Clifton ]. В некоторых
документах эти победы проходили как "предположительно уничтоженные".

3-я победа подтверждается немецкими данными безусловно, по поводу 7-й есть сомнения,
но она с большой вероятностью также "имела место".

Англичане, также как и французы, в начале войны сбитыми официально объявляли только те самолёты, которые сели  ( или упали ) на их территории. Положение изменилось к началу 1916 года, когда была введена чёткая классификация побед: “разбился”  ( иначе - “уничтожен” ), “сожжён”, “потерял управление”  ( когда падение не наблюдалось ), “взят в плен”, “принуждён к посадке”  ( на немецкой территории ) и “принуждён снизиться”  ( ушёл со снижением, сохраняя управляемость ). В двух последних случаях неприятельский самолёт сбитым не считался. При этом для воздушных боёв 1915 года “задним числом” применялась та же система, причём засчитывались также самолёты, вынужденно севшие и ушедшие со снижением  ( но не все ). Так у Лано Хокера оказалось 7 воздушных побед вместо одной.



Список использованной литературы

F.W.Bailey, R.Duiven & N.L.R.Franks "Casualties of the German Air Service 1914-1920". Grub Street, 1999

J.M.Bruce “Bristol Scouts”, Windsock Datafile 44, Albatros Productions, 1994

Christopher Cole (Ed) “Royal Flying Corps Communiques 1915-1916”, Tom Donovan Publishing, 1990

Peter G.Cooksley “The Air VCs”, Sutton Publishing, 1996

N.Franks, R.Guest & C.Shores “Above the Trenches”, Grub Street, 1990

Trevor Henshaw “The Sky Their Battlefield”, Grub Street, 1995

Манфредъ фонъ Рихтгоффенъ “Красный Истребитель”, Омск, 1919

Cross & Cockade Great Britain Journal Vol.14 No.2, Summer 1983

Cross & Cockade International Journal Vol.20 No.3, Autumn 1989; Vol.21 No.3, Autumn 1990; Vol.22 No.1, Spring 1991

Over The Front Vol.3 No.3, Autumn 1988

Windsock International Vol.17 No.6, November/December 2001


Возврат

Н а з а д

инвентаризация источников выбросов пдв/ндв


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz