* * *
Герхард Физелер был самым известным пилотажником в предвоенной Германии, а возможно и в мире. Его успех весьма отличался по своей природе от славы Эрнста Удета. Если Физелер демонстрировал пилотаж в "высоком ключе", то "Удлингер", безусловно выдающийся пилот, был в воздухе летающим клоуном, показывая пилотаж, далёкий от классического. Физелер отличился ещё на Македонском фронте в Первую Мировую войну, где 22 его воздушные победы позволили получить прозвище "Тигр".
В Мае 1926 года он получил пай в "Рааб - Каценштейн ГмбХ", которая была основана в Ноябре предыдущего года в Кассель - Беттенхаузене для проектирования и выпуска легких летательных аппаратов, а также для содержания лётной школы. Компания выпустила такие бипланы, как "Швальбе" и "Грасмюке", а Физелер занимал должность инструктора в лётной школе.
Лётное мастерство Физелера вскоре принесло ему широкую славу. Под него "Рааб - Каценштейн" построила более мощный вариант "Швальбе" специально для пилотажных полётов, получивший обозначение F-1 "Тигершвальбе". Вскоре после этого, 1 Апреля 1930 года Физелер выкупил у Фрица Аккермана "Зегель флюгцойгбау Кассель", также располагавшуюся в Беттенхаузене. Эта фирма специализировалась на конструировании и производстве пилотажных планеров.
В 1932 году, когда название сменилось на "Физелер флюгцойгбау", был выпущен первый моторный самолёт - F-2 "Тигер" - пилотажный биплан конструкции Шюттковского. На нём в 1934 году Физелер выиграл мировой чемпионат по воздушному пилотажу и получил приз в 80000 марок золотом. Одновременно фирма стала быстро расширяться.
Когда говорят о продукции, созданной Герхардом Физелером и носящей его имя, то в первую очередь вспоминаются 2 совершенно различных летательных аппарата: первый - самолёт, послуживший образцом на многие годы для самолётов короткого взлёта и посадки; второй - беспилотный самолёт, открывший эру управляемых ракет. Первый - Fi.156 "Шторх", обладавший чрезвычайно короткими разбегом при взлёте и пробегом при посадке и отличной управляемостью на малых скоростях, составил международную репутацию фирмы. Второй - Fi.103 или V-1 ( ФАУ-1 ) - "оружие возмездия" - прибавил компании ещё и геростратовой славы.
Везде, где побывал во время Второй Мировой войны вермахт, можно было встретить "Шторх" ( "Аист" ) - прекрасный самолёт Fi.156. Этот внешне консервативный подкосный моноплан с развитой механизацией крыла и торчащими длинными стойками шасси наиболее полно удовлетворял задачам связного армейского и лёгкого разведывательного самолёта. Он стал образцом для подражания на многие последующие годы. Среди всех самолётов Люфтваффе он был самым вездесущим. Очень лёгкий на крыло, "Аист" требовал минимальной площадки для взлёта и посадки. Самолёт мог сесть на площадку длиной в размах своих крыльев, и его прекрасные взлетно - посадочные характеристики не раз выручали Fi.156 в многочисленных военных передрягах.
Идеей Герхарда Физелера было использование посадочной механизации для достижения минимально возможных скоростей полёта и наименьших дистанций для взлёта и посадки. Благодаря автоматическим предкрылкам "Хендли Пейдж", занимавшим 55% размаха крыла и так называемому "вращающемуся крылу" ( закрылку, выдвигаемому назад и вниз и увеличивающего площадь крыла на 18% ), самолёт показал отличные данные на малых скоростях и необычно короткие разбег и пробег.
Машина обладала отличными лётными данными, большое впечатление производила методика посадки, выполнявшаяся не с планирования с задросселированным мотором, а с парашютирования на полном газу. При этом интенсивная обдувка крыла воздушным потоком от винта позволяла устойчиво парашютировать на скорости чуть выше 30 км/час, против обычной для "Шторха" посадочной около 60 км/час. Вертикальная скорость снижения доходила до 3,5 м/с, но зато пробег после приземления не превышал 20 метров. Хотя посадки на парашютировании требовали повышенного внимания, они быстро осваивались всеми, кто летал на "Шторхах".
"Шторх" на протяжении всей войны постоянно напоминал о себе. Он появлялся над позициями наших войск в плохую погоду или ночью, когда действия истребительной авиации были затруднены. Однако и в хорошую погоду "Аист" оставался малоуязвимым для истребителей. Лёгкая маневренная машина, способная летать на очень малых высотах, имела много шансов уйти от воздушных атак безнаказанно.
Самолёт - снаряд Fi.103, часто обозначаемый ещё как "ФАУ-1", был спроектирован Герхардом Физелером в качестве беспилотного самолёта с пульсирующим воздушно - реактивным двигателем "Аргус АС-014" ( тяга 335 кг ). Необходимость в данном виде оружия вызвалась поражением в воздушной битве за Британские острова. Люфтваффе уже не могли позволить себе рисковать экипажами бомбардировщиков и истребителей дальнего действия.
Fi.103 стал практически первым широко применявшимся реактивным "оружием возмездия". Он представлял из себя свободнонесущий среднеплан с пульсирующим воздушно - реактивным двигателем, установленным над задней частью фюзеляжа. Боевая часть весила 850 кг, располагалась в носу фюзеляжа. Дальность полёта - 240 км, максимальная скорость - 575 км/час.
Опытный экземпляр Fi.103 был испытан в качестве планера в Декабре 1942 года. После нескольких десятков полётов на буксире за Не-111, в конце того же месяца осуществлен самостоятельный полёт с работающим двигателем.
Летом 1944 года начались массированные налёты Fi.103 на Лондон и другие крупные объекты Великобритании. Сразу проявились основные недостатки крылатой ракеты - относительно малая скорость полёта и невозможность точной прицельной стрельбы. Из 10 500 ракет, нацеленных на Великобританию, на её территории упало примерно 3200, из них на Лондон - 2500. Примерно каждая 5-я ракета отказывала при пуске, каждая 4-я уничтожалась английскими истребителями, 17% сбивалось зенитной артиллерией, 7% разрушалось при встрече с воздушными заграждениями. Тем не менее, "ФАУ-1" за лето 1944 года причинили ущерб на сумму 47,6 млн. фунтов стерлингов, что в 4 раза превышало стоимость их изготовления.