Бёльке Освальд  ( Boelcke Oswald )

Бёльке Освальд

Родился 19 Мая 1891 года в Гибихштайне, около Галле в Саксонии, где был 3-м из 6-х детей в семье школьного учителя. Мечтая о военной карьере, он в Марте 1911 года вступил в Прусский кадетский корпус. Незадолго до войны он, унтер - офицер войск связи, получил распределение в 3-й телеграфный батальон, расквартированный в Кобленце. Проявив интерес к авиации во время маневров, он, пройдя соответствующую подготовку  ( получил квалификацию лётчика 15 Августа 1914 года ), стал сначала летнабом, а затем и пилотом двухместного разведчика "Альбатрос" C.I.

В начале войны он летал в FA 13 во Франции со своим братом Вильгельмом, который был его наблюдателем. В Октябре 1914 года Освальд был награждён Железным крестом 2-го класса, а в Феврале 1915 года - Железным крестом 1-го класса.

После перевода в FA 62, Бёльке одержал свою первую победу 4 Июля, летая на LVG С.I, 162/15, с лейтенантом Хайнцем фон Вюлишем в кабине наблюдателя  ( ему удалось проявить мастерство и так развернуть самолёт, что наблюдатель смог удачно выстрелить и сбить французский "Моран" ).

Бёльке одним из первых увидел в аэроплане не только средство ведения разведки и бомбометания, но и аппарат для борьбы с воздушным противником. Ещё до появления истребителей теоретически разработал ряд тактических приёмов воздушного боя. Создание первых боевых машин, вооружённых курсовым синхронным оружием, дало возможность воплотить эти идеи на практике.

12 Июня 1915 года Бёльке облетал "Фоккер" E.I - первый германский истребитель.

Fokker Е.I Освальда Бёльке

Горя желанием сбивать вражеские самолёты, он перешёл на одноместные машины, как только FA 62 получил несколько Fokker E.I для эскортных и разведывательных заданий. В Июле он вылетел на западный фронт, а 19 Августа одержал свою первую победу на истребителе.

Его часть базировалась в Дуэ, где он подружился с Максом Иммельманном, и оба лётчика одновременно начали свою карьеру истребителей. Каждый из них в Ноябре 1915 года получил Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов с мечами.

29 Декабря 1915 года Бёльке вместе с Иммельманном и ещё 4 пилотами столкнулись с двумя BE.2. Самолёты BE.2, хотя и считались в Королевском лётном корпусе "индюками", заняли прочную оборону, и два "Фоккера" вышли из боя. В то время как Иммельманн вёл жаркий бой, Бёльке устремился к другому противнику:

Бёльке Освальд

"Это был прекрасный бой. Я имел дело со стойким лётчиком, упрямо защищавшимся. [ В действительности это был Шолто Дуглас позднее командовавший 43-й и 84-й эскадрильями и возглавлявший во время Второй Мировой войны Истребительное авиационное командование ] Но я сразу же заставил его перейти в оборону. После этого он попытался уйти от меня, делая различные повороты и так далее, а затем он сделал попытку достать меня со слабой стороны. [ Возможно, той стороны, в которую "Фоккер" вынужден был повернуться против вращающего момента двигателя ] Но у него ничего не вышло, а единственное, чего смог достичь я, это заставить его самолёт опуститься ниже - мы начали на высоте в 2000 метров, и за короткое время я заставил его спуститься ниже 1000 метров. И, наконец, он не смог больше защищаться, поскольку я смертельно ранил его наблюдателя". [ Здесь Бёльке ошибся, поскольку наблюдатель Дугласа вышел из строя из - за воздушной болезни и его всего выворачивало прямо на пилота. ]

В этот момент у Бельке кончились боеприпасы, к нему присоединился Иммельманн, у которого тотчас заклинило пулемёт. После 45-минутного боя, с кончавшимся горючим и теряя масло из маслосборника, Дуглас спиралью спустился почти до уровня земли и исчез за своей линией фронта, виртуозно продемонстрировав сельскохозяйственный полёт !

Данный отрывок был приведён, чтобы выделить два момента, первое, что хорошо управляемый BE.2 не обязательно был хорошей мишенью, и второе, что "Фоккер" Е.I был далеко не "суперистребитель".

Тем не менее, Бёльке и Иммельманн продолжали наращивать свой боевой счёт. Когда оба аса сбили по 6 вражеских самолётов, и того и другого наградили 12 Января 1916 года орденом "Pour le Merite".

В Марте 1916 года Освальд пересел на новый истребитель - моноплан "Фоккер" E.IV. Этот самолёт не пользовался популярностью среди пилотов из - за того, что проигрывал в маневренности бипланам союзников. Однако Бёльке считал, что на нём можно и должно успешно драться с "Ньюпорами" и "Де - Хэвиллендами". Эта уверенность и прекрасное владение машиной помогали ему одерживать победы над врагом.

Фоккер E.IV Освальда Бёльке

Фоккер E.IV Освальда Бёльке

Бёльке Освальд

После гибели в бою Иммельманна, в Июне 1916 года Бёльке был отозван с фронта и отправлен в инспекционную поездку на юго - восток, проходившую через Вену, Будапешт, Белград и заканчивавшуюся Турцией. Во время этой поездки он написал наставление о способах ведения воздушного боя и методике организации истребительных авиачастей. Впоследствии это полностью изменило тактические взгляды военных, доказав необходимость группировать истребители, и принесло Бёльке славу "отца истребительной авиации". Он считал, что "главное в воздушном бою - вертикальная скорость".

Когда в Июле 1916 года началось сражение на Сомме, он был оперативно возвращён во Францию и получил под свое командование Jasta 2, имея при этом некоторую возможность самому отбирать пилотов в эту эскадрилью и обучать их искусству воздушного боя. Среди отобранных им лётчиков были Манфред фон Рихтгофен, Эрвин Бёме и Макс Мюллер - все будущие асы. Вот что пишет о тех днях Манфред фон Рихтгофен:

Освальд Бёльк с подругой

"Августовское солнце на песчаной земле Ковеля пекло невыносимо и как - то среди болтовни мой товарищ сообщил, что к нам - или как он выразился "скорее, к своему брату" - прибыл великий Бёльке. Вечером великий лётчик появился собственной персоной. Все его обожали, а он поведал нам немало интересного о своей командировке в Турцию. Он как раз ехал оттуда в главную штаб - квартиру и предполагал, что отправится прямо на Сомму продолжать своё дело. Ему было поручено организовать истребительную эскадрилью и дано право отбирать из всех воздушных корпусов тех лётчиков, которые казались ему особенно пригодными для этой цели. Я не рискнул обратиться к нему с просьбой, да и война в России ещё не утомила меня. Наоборот, полёты наши становились всё интенсивней и интересней. Мы бомбили русских на станциях и с успехом, но идея снова оказаться на Западном фронте тоже привлекала меня немало. Да, для юного кавалериста лучше кавалерии может быть только небо !

На следующее утро Бёльке покидал нас, но на самом рассвете кто - то постучал в мою дверь и передо мною оказался сам великий лётчик с "Ordre pour le Merite" на груди. Как я уже упоминал раньше, я знал его лично, но и представить себе не мог, что он явится ко мне, чтобы пригласить в свои ученики. И я почти бросился ему на шею, когда услышал, что он зовёт меня с собой на Сомму. Три Спустя 3 дня я уже сидел в поезде и ехал обратно, снова через всю Германию к новым просторам моей деятельности. Итак, мое самое заветное желание исполнилось. Именно с этого момента началась самая прекрасная полоса моей жизни. Правда, в то время я ещё и не мечтал, и не надеялся, и не подозревал, каких успехов я добьюсь очень скоро..."

Fokker D.III О.Бёльке.

Истребитель Fokker D.III на котором в Сентябре 1916 года летал Освальд Бёльке.

К концу Августа 1916 года Бёльке сбил 19 самолётов противника, а в течение следующего месяца увеличил свой счёт до 29 побед. В достаточно короткий промежуток времени Бёльке довёл свой счёт до 40 побед !

Бёльке Освальд

26 Октября он сбил английский разведчик BE.2с, ставший его последней победой. А спустя пару дней, 28 Октября, его блистательная истребительная карьера безвременно прервалась, в истребитель Бёльке врезался самолёт Эрвина Бёме - его ведомого и лучшего друга... 25-летний герой Германии рухнул на землю и разбился насмерть. На тот день ни один лётчик не сравниться с ним по количеству одержанных побед.

Вот как описывает это событие Манфред фон Рихтгофен:

"Как - то мы совершали обычный полёт, как всегда под предводительством Бёльке. Когда он был с нами, все испытывали удивительное чувство защищённости и безопасности, ведь он был единственным на свете. Погода стояла отвратительная, всё небо было затянуто облаками. Кроме истребителей никто не летал.

О. Бёльке.

Тем не менее, мы издалека увидели двух нахальных англичан, которые явно вознамерились побаловаться ужасной погодой. Нас было шестеро, но даже если бы их было и 20, мы, ничуть не задумываясь, последовали бы приказу Бёльке атаковать.

Гибель Освальда Бёльке

Схватка началась как обычно. Бёльке наметил одного, я - другого. Но мне пришлось пропустить выстрел, поскольку один из наших внезапно пересёк мне дорогу. Я оглянулся и увидел, что Бёльке гонит свою жертву ярдах в 200 от меня. Это была привычная штука: он его подстрелит, а я должен проконтролировать. Рядом же с Бёльке летел один его старый приятель. Борьба становилась всё интересней, стреляли уже оба, и было ясно, что англичанин вот - вот рухнет. Но неожиданно я заметил странные непривычные движения двух наших машин и немедленно понял: столкновение. Я ещё ни разу не видел столкновения в воздухе, и мне казалось, что выглядеть оно должно совсем по - другому. Впрочем, на самом деле то, что случилось, не было столкновением, аэропланы только коснулись друг друга. Но надо себе представлять, что когда две машины идут на такой скорости, то даже лёгкое соприкосновение производит эффект столкновения.

Бёльке оторвался от своей жертвы и пошёл вниз широкими кругами, но не было похоже, что он падает. И только когда он пролетал подо мной, я с ужасом заметил, что часть его крыла оторвалась. Что произошло дальше, я не видел, но, скрывшись в облаке, он потерял и остальную часть крыла. Теперь его машина не могла больше держаться в воздухе, и он упал, до конца сопровождаемый своим верным другом.

Бёльке Освальд

Вернувшись на аэродром, мы обнаружили рапорт со словами "Бёльке мёртв", но поверить в это было трудно.

Самую ужасную боль испытывал, конечно, тот, кто был невольной причиной этого ужасного случая.

Странная вещь: любой, кто когда - либо встречался с Бёльке, всегда считал, что именно он его лучший друг. Я знал, по крайней мере, человек 40, каждый из которых воображал это, будучи уверенным, что только он один по - настоящему привлёк к себе сердце Бёльке. Даже люди, чьи имена вообще не могли быть ему известны, верили, что они ему нравились. Это любопытный феномен, которого я не замечал больше по отношению ни к кому. У Бёльке не было врагов, он был всегда и везде ровен со всеми, не делая никаких исключений.

Единственным человеком, который действительно был - к нему немного ближе, чем остальные, был тот, по чьей несчастной вине Бёльке погиб. Ничто не совершается без Божией воли - и это было единственным утешением, согревавшим нас во время этой войны".

К моменту своей гибели Бёльке был среди пилотов - истребителей абсолютным авторитетом. Его храбрость вызывала уважение даже у врагов. Вечером в день его гибели на аэродром Первого истребительного соединения английский самолёт сбросил вымпел. Надпись на нём гласила: "В память о капитане Бёльке, нашем мужественном и благородном сопернике, от британских Королевских воздушных сил". На счету Бёльке в момент гибели было уже 40 аэропланов противника !   Он был абсолютным лидером на этот момент среди истребителей. Несмотря на то что война продолжалась ещё 2 наполненных боями года, только 11 других пилотов смогли превзойти счёт побед Бёльке.

Бёльке был больше, чем только ас - истребитель или тактик. Он был лидером в полном смысле слова. Сформировав Jasta 2 в Августе 1916 года, он тщательно обучал своих лётчиков взаимодействию, прежде чем допустить их к полётам против врага. Как и в остальном, Бёльке был осторожным аналитиком. Он понимал, что следует искать преимущества, и постепенно его тактическое мышление совершенствовалось. Это вылилось в его так называемые "Dicta Boelcke" , где он определяет правила воздушного боя, основное внимание уделяя достижению внезапности и наиболее выгодной позиции. Он был также первым, кто изучал самолёты противника, используя экземпляры, захваченные в лётном состоянии.

Освальда Бёльке в Германии называют отцом немецкой истребительной авиации. Его имя традиционно носит одна из лучших истребительных эскадр Люфтваффе.

*     *     *

П Р И М Е Ч А Н И Е :

FA - авиационная часть ( авиационный отряд );
Jasta - истребительная эскадрилья.

Список известных побед Гауптмана Освальда Бёльке:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Вражеская
часть
Район боя
( падения )
Время
победы
Своя
часть
14.07.1915Моrаnе Parasol-Валансьен-FA 62
219.08.1915Bristol Biplane-линия фронтавечер
39.09.1915Моrаnе 2-мест.-линия фронтавечер
425.09.1915Voisin / Farman-Понт-а-Муссон-
516.10.1915Voisin-Сен - Суплеутро
630.10.1915Фр. разведчик-Таюрутро
75.01.1916BE.2c1734, 2 SqdnАрн-
812.01.1916RE.72287, 12 SqdnС-В. Туркуэнаутро
914.01.1916BE.2c4087, 8 Sqdnок. Флери10:15
1012.03.1916Farman-В. Мара11:30
1113.03.1916Voisin-Малинкур13:00
1219.03.1916FarmanMF.19Кюисси13:00
1321.04.1916Farman-лес Фоссе11:15
1428.04.1916Caudron-ок. Воутро
151.05.1916Фр. биплан-линия фронтавечер
1618.05.1916Caudron G.IV-ок. Рипонавечер
1721.05.1916Nieuport-Морт - Оммутро
18Nieuport-Буа-де-Эсс
( Гессенский лес )
вечер
1927.06.1916Nieuport-Дуомонвечер
202.09.1916DH.27895, 32 SqdnТьепваль19:15Jasta 2
218.09.1916FE.2b4921, 22 SqdnФлер18:25
229.09.1916DH.27842, 24 Sqdnок. Бапома18:40
2314.09.1916Sop 1/2 StrutterA987, 70 SqdnБапом9:15
24DH.27873, 24 SqdnДрианкур10:10
2515.09.1916Sop 1/2 StrutterA895, 70 Sqdn *Эбекур, Ипр8:00
26Sop 1/2 StrutterA903, 70 SqdnЭтерпиньи8:15
2717.09.1916FE.2b7019, 11 SqdnЭканкур11:35
2819.09.1916Morane BulletA204, 60 Sqdnлес Гревиллер19:30
2929.09.1916Martinside G.100A1568, 27 SqdnЭрвиллер10:00
301.10.1916истребитель-С-3. Флера-
317.10.1916Nieuport XII-Морваль-
3210.10.1916FE.2b23 SqdnМорвальдень
3316.10.1916BE.2d6745, 15 SqdnЭбютерн14:20
34DH.2A2542, 24 Sqdn **С. Боланкура17:45
3517.10.1916FE.2b11 Sqdn3. Бюллекура12:10
3620.10.1916FE.2b7674, 11 SqdnЗ. Аньи10:30
3722.10.1916Sop 1/2 Strutter45 Sqdnлес Гревиллер11:50
38BE.126654, 21 SqdnЮ-3. Бапома15:40
3925.10.1916BE.2с5831, 7 SqdnПюизье-о-Мон12:10
4026.10.1916BE.2с5 SqdnЮ-3. Серра16:45
   *   Капитан Г. Л. Круйкшанк, кавалер ордена "За исключительные заслуги" и Военного креста.
   ** Капитан П. А. Ланган - Бирн, кавалер ордена "За исключительные заслуги".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz