Кристиансен Фридрих  ( Christiansen Friedrich )

Ф. Кристиансен.

Он родился 12 Декабря 1879 года в Вик-ауф-Фёр в семье морского капитана. Несколько лет служил в торговом флоте Германии, а в 1901 году пошёл добровольцем на военную службу сроком на 1 год  ( проходил её на сторожевых торпедных катерах ).

Решив стать лётчиком, он получил сертификат пилота № 707 и стал инструктором. Призванный на войну как авиатор флота, он был направлен 5 Января 1915 года в Зебрюгге, в возрасте 35 лет.

Кристиансен летал на машине типа "Brandenburg W.12" с начала 1915 года. Большинство из его ранних заданий проходили над Северным морем, а однажды он даже бомбардировал Дувр.

В Марте 1915 года он получил Железный крест 2-го класса, а 27 Апреля 1916 года, уже имея звание Лейтенанта артиллерии береговой обороны, - Железный крест 1-го класса. Он был награждён Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов за бомбардировочные и разведывательные задания, а в Сентябре 1917 года принял командование над морской авиабазой в Зебрюгге. К этому времени Кристиансен уже имел на своём счету первую воздушную победу, а в Октябре одержал и вторую.

Картина его побед недостаточно ясна: ему была засчитана победа и над летающей лодкой и ( или ) британским дирижаблем 11 Декабря, но в тот же самый день он получил в награду "Pour le Merite" за выполненные к тому времени 440 боевых вылетов, включая рейды на Дувр и Рамсгейт, патрульно - спасательные задания и атаки на корабли.

К 1 Апреля 1918 года его лист побед достиг 4-х; большинство боёв против самолётов Королевской морской авиационной службы проходило над морем, возможно, поэтому, по другим данным, его 4-я победа была одержана 25 Апреля. Всего к концу войны за ним официально числилась 21 победа  ( а в некоторых источниках их увеличивают даже до 27 ), но в его списке побед фигурирует по меньшей мере одна британская субмарина, С.25, которая, как он полагал, после его атаки затонула в устье Темзы 6 Июля 1918 года, однако в действительности была только повреждена. Хотя капитан и 5 членов команды погибли, лодка сумела дойти до гавани.

Один из его гидропланов, "Brandenburg W.12" ( № 1183 ), летал с эмблемой - литерой "С" в ромбе, нарисованном на белом поле на левой стороне хвостовой части фюзеляжа. На этом самолёте Кристиансен 21 Апреля 1918 года атаковал голландскую шхуну "Меув", вызвав на ней пожар. Такая же эмблема была и на его "Brandenburg W.29" ( № 2512 ).

Brandenburg W.29 Ф.Кристиансена

Сумев выжить в мясорубке сражений войны, он позднее вернулся на флот, затем стал работать пилотом у Дорнье, летал на знаменитой Do.X - крупнейшей летающей лодке в мире, пересекшей Атлантику в 1930 году. Затем 3 года работал в германском Министерстве авиации. В 1937 году возглавил только что основанный Национал - социалистский лётный корпус ( NSFK ), а во время Второй Мировой войны стал военным губернатором оккупированной Голландии.

После войны был заключён в тюрьму и, когда вышел, вернулся в Западную Германию. Он умер в Инниене 5 Декабря 1972 года.

*     *     *

Первым гидросамолётом, разработанным Хейнкелем для фирмы "Ганза - Бранденбург", стал KDW  ( Kampf Doppeldecker, Wasser - водный истребитель-биплан ), небольшой одноместный самолёт, разработанный на базе сухопутной машины D.1 и предназначенный для берегового патрулирования на побережье Балтийского, Северного и Средиземного морей. Первый полёт KDW состоялся летом 1916 года, после чего были выпущены 58 самолётов серийной версии.

Модификация W.12 была разработана в попытке исправить присущий KDW недостаток - уязвимость для атак сзади. Новый гидроплан имел заднюю кабину для стрелка - наблюдателя. Каркас самолёта был выполнен из дерева и обтянут тканью. Необычная конструкция хвоста W.12 позволяла значительно расширить зону огня заднего пулемёта, а крыло обладало достаточной прочностью, чтобы обойтись без проволочных растяжек.

Brandenburg W.12

Германский гидросамолёт - истребитель "Brandenburg W.12" конструкции Э. Хейнкеля.

Прототип машины поднялся в воздух в начале 1917 года, за ним последовали 146 серийных экземпляров, одному из которых удалось сбить британский дирижабль С.27.

Моноплан W.29 был разработан в качестве гидросамолёта - истребителя с улучшенными лётными характеристиками и стал классическим образцом поздних конструкций Хейнкеля. По сути он представлял собой монопланный вариант W.12 и мало чем отличался от своего предшественника. Остался тот же фюзеляж, поплавки и хвостовое оперение. Новым было только моноплановое крыло. 78 таких самолётов, выпущенных с Апреля 1918 года и до заключения перемирия, весьма хорошо проявили себя в боях. Известный немецкий лётчик - ас Фридрих Кристиансен командовал эскадрильей состоявшей из таких гидросамолётов.

Brandenburg W.29

Германский гидросамолёт - истребитель "Brandenburg W.29" конструкции Э. Хейнкеля.

Дальнейшим развитием машины стал W.33 представлявший собой увеличенную версию W.29, которая производилась летом и осенью 1918 года. Выпуск военного времени составил 26 единиц. После войны W.33 использовался в Дании, а также до конца 1920 года строился в Финляндии под обозначением А.22. Лыжи позволяли использовать самолёт в зимних операциях, предполагающих взлёт со снега или льда.

Brandenburg W.33

Вот что пишет о своих самолётах W.12 и W.29, а так же, и самом известном лётчике, летающим на них, Фридрихе Кристиансене, немецких авиаконструктор Эрнст Хейнкель:

"Начавшийся 1916 год поставил в тяжёлое положение немецкую авиацию. На побережье Фландрии и в районе Ла Манша наши авиационные подразделения столкнулись с английскими эскадрильями, которые превосходили их по численности и качеству самолётов. Мы понесли большие потери. Фронту требовались самолёты, которые по своим лётным данным превосходили английские истребители и, кроме того, были способны нести бомбы.

За 2 месяца я сделал чертежи морского самолёта, имевшего схему биплана. На нашем заводе он получил обозначение W.12. Его вооружение состояло из 3-х пулемётов: двух неподвижных и одного стреляющего через лопасти, пропеллера. По лётным данным, он был близок к скоростному истребителю.

Brandenburg W.12

Германский гидросамолёт - истребитель "Brandenburg W.12"

Машина оказалась самой удачной из всех немецких гидросамолётов, созданных в 1917 - 1918 годах. Будущий генерал Кристиансен, тогда ещё в чине обер-лейтенанта, командовал эскадрильей, состоявшей из этих гидросамолётов. Они завоевали превосходство в воздухе на побережье Фландрии и сохраняли его до конца войны.

Мне несколько раз приходилось ездить на базу этих гидросамолётов в Зеебрюге чтобы из первых уст услышать отзыв о боевых качествах этих машин. Такая информация была мне необходима для дальнейшей работы.

В Зеебрюге я познакомился с Кристиансеном, которого друзья называли Кристианом. Это был мужественный человек и храбрый лётчик. Закончил он войну в чине Капитана. Впереди его ждала слава первого пилота гигантской летающей лодки Дорнье Do.X.

В то время, о котором идет речь, Кристиансен был одним из выдающихся немецких асов. Нам захотелось узнать его мнение о нашем гидросамолёте. Нам сказали, что найти его можно только в нелётную погоду. Воспользовавшись этим советом, мы приехали, когда был сильный туман. Кристиансен проживал и единственном отеле, оставшемся целым от бомбардировки. Он спал в своём номере. Когда мы его разбудили, он воспринял нашу бесцеремонность как приход друзей, которым нечего делать.

- Рад вас видеть, дети мои, - пробурчал он, чуть открыв глаза, - но, увы, у меня нечего выпить. Он повернулся на другой бок и захрапел.

Мы продолжали его настойчиво будить. Наконец он встал. Уставившись на меня из - под густых бровей, он хитровато улыбнулся. Увидев незнакомых людей, которые его бесцеремонно разбудили, он догадался, что с пустыми руками они не пришли. Я поставил на стол фляжку вишнёвой швабской настойки. Кристиансен одобрительно крякнул, достал из шкафа рюмки и наполнил их.

- Дети мои, - сказал он, узнав о цели нашего приезда, - ваш гидросамолёт превосходен. А эта фляжка делает вас просто замечательными людьми.

Он опрокинул рюмку в рот. Лицо его сморщилось. Выдохнув воздух, он сказал:

- Высший класс, дети мои. Спасибо за бутыль. - Забрал фляжку со стола и спрятал её в шкаф.

Так состоялось знакомство и завязалась дружба с Кристиансеном, которая не прерывалась долгие годы. Кристиансен часто приезжал к нам, в Бранденбург, или на базу в Варнемюнде. В начале 1918 года мы встретились с ним в Гамбурге.

- Эрнст, - сказал он мне, - надо замышлять что - то новое, наш гидросамолёт уже не превосходит англичан по скорости.

Я пообещал подумать. Пришла на ум моя давнишняя мечта о моноплане. Только с помощью такой схемы можно было увеличить скоростные характеристики гидросамолётов при той же мощности мотора. Там же, в Гамбурге, у меня созрело решение. Находившемуся со мной Келлеру я сказал:

- Когда вернёмся назад, нам придётся переделывать W.12 в моноплан.

Келлер улыбнулся уголками рта:

- Вам этого не позволит руководство военно - морского флота.

- На этот раз нам придётся делать исключение, строить его, не спрашивая согласия, - ответил я ему.

Я стал прикидывать, как бы выглядел моноплан, если бы на имеющемся сейчас гидросамолёте W.12 поставить одно крыло. В принципе гидросамолёт W.12 подвергся незначительным изменениям. Оставался тот же фюзеляж, поплавки и хвостовое оперение. Новым было только моноплановое крыло.

Brandenburg W.29

Когда гидросамолёт собрали, он выглядел несколько необычно. Я некоторое время боялся показать своё детище представителям военно - морского флота. Затем всё - таки решился и переправил его в Варнемюнде. В тот день, когда начались его испытания, я старался быть от него подальше, чтобы не слышать плоских насмешек от собравшихся зрителей.

Когда гидросамолёт вернулся из своего первого полёта, его восторженно встретили на берегу. Чтобы набрать высоту 1000 метров, он тратил 6 минут, при относительно слабом моторе мощностью 150 лошадиных сил. Его скорость составляла 180 км/час. Продолжительность полёта была больше, чем у предшественника. Келлер, прибывший в Варнемюнде заранее, сумел убедить всех, что новый гидросамолёт тот же W.12, только потерявший одно крыло. На другой день после первого полёта было много желавших полетать на нём.

На 3-й день после начала испытаний в Варнемюнде случайно приехал Кристиансен. Он внимательно осмотрел новую машину и совершил на ней несколько полётов. Кристиансену гидросамолёт понравился, он хотел забрать его в Зеебрюге.

На следующее утро Кристиансен обнял меня и вылетел на новом гидросамолёте во Фландрию. По пути он встретился с двумя английскими летающими лодками американского производства и сбил их. Затем сбил ещё три летающие лодки на подлёте к Зеебрюге. У руководства военно - морского флота это вызвало восторг.

Brandenburg W.29

Я был награждён Железным Крестом 2-й степени на бело - чёрной ленте. До конца войны новый гидросамолёт "Ганза - Бранденбург W.29" имел превосходство в воздухе в районе Ла Манша. Это был наибольший успех, достигнутый мною в области поплавковых гидросамолётов, спроектированных и построенных для военно - морского флота Германии".

*     *     *

П Р И М Е Ч А Н И Е :

SFL  ( Seefrontstaffels ) I и II - Станция морских гидросамолётов, первоначально была сформирована 1 Октября 1917 года в Ньивмюнстере ( на побережье Бельгии ) для защиты гидропланов, действовавших в этом районе. 1 Августа 1918 года произошло её разделение на Seefrostas I и II, причём обе эскадрильи использовали для базирования Зебрюгге ( порт к северу от Брюгге ) и Флмссинген ( на острове Валхерен ). На 1 Сентября 1918 года лётчиками обеих SFL было одержано 28 побед. Свои потери - не менее 3 лётчиков.

Список всех известных побед Фридриха Кристиансена:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Вражеская
часть
Район боя
( падения )
Время
победы
Своя
часть
115.05.1917Pup---SFL 1
201.10.1917Porte FB.2 Baby9810 (1)ок. Тексела17:10
311.12.1917дирижабль С.27(2)Норт - Хиндер10:10
415.02.1918Curtiss H.12BN4338 (3)Норт - Хиндер11:00
524.04.1918Curtiss FB.H88677 (4)Норт - Хиндер17:00
625.04.1918Curtiss H.12-Оутер - Габбард17:55
704.06.1918Felixtowe F2AN5433 (5)ок. Терсхеллинга-
804.07.1918Felixtowe F2AN4297 (6)Ю-В. Норт - Хиндера18:10
9Felixtowe F2AN4540 (7)Ю-В. Норт - Хиндера18:20
1006.07.1918подлодка С.25-устье Темзы-
1118.07.1918Short 184N2927 (8)Ю-В. Кентиш - Нока10:30
12Short 184N2937 (9)Ю-В. Кентиш - Нока10:30
1331.07.1918Felixtowe F2AN4305 (10)ок. Лоустофта17:45

      1.  Из Феликсстоу отбуксирован обратно в Англию;
      2.  Тип "Astro - Torres", упал в пламени;
      3 и 4.  Из Феликсстоу;
      5.  Совершил вынужденную посадку в море, экипаж был снят с него другой летающей лодкой "Curtiss H12";
      6.  Совершил вынужденную посадку на воду, но не был потерян;
      7.  Был только повреждён;
      8.  Из Морского аэропланного депо, Уэстгейт;
      9 и 10.  Из Ярмута.

Примечание: победы 4, 6, 7, 8, 9, 11 и 12 - групповые  ( это уникальная ситуация для германской авиации - более никому так не засчитывали победы ). Подробностей других побед не сохранилось, но они могут включать в себя и корабли - либо потопленные, либо захваченные при взаимодействии с подлодками, а счёт декларируемых побед Кристиансена  ( 21 или 27 ) может быть общим количеством сбитых его эскадрильей во время вылетов под его командованием. Другой вариант количества побед - 19.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz