фон Рихтгофен Лотар Фрайхерр
( von Richthofen Lothar )

Лотар фон Рихтгофен

Родился в Бреслау 27 Сентября 1894 года. Поступил в кавалерию ещё до войны и в Августе 1914 года пошёл на войну со своим 4-м драгунским полком, в котором он воевал до перехода в авиацию в конце 1915 года. В течение года Лотар фон Рихтгофен служил наблюдателем в KG 4, прежде чем получил свой сертификат пилота. Не без помощи своего брата Манфреда он получил назначение пилотом в его эскадрилью, Jasta 11, куда прибыл 6 Марта 1917 года. Вот что пишет о тех днях в своих воспоминаниях Манфред фон Рихтгофен:

"По прибытии он, конечно, был очень молодым и невинным лётчиком, который и понятия не имел о мёртвой петле и всяких такого рода трюках. Но был весьма доволен уже тем, что может поднять машину в воздух и успешно посадить её. На следующий же день я взял его с собой в разведку, прося лететь как можно ближе ко мне, чтобы он мог внимательно смотреть, как я буду расправляться с англичанами. На 3-й наш совместный полёт я заметил, что он вдруг отделился от меня, ринулся на англичанина и сбил его. Сердце моё преисполнилось радостью. Ведь искусству поражать аэропланы противника научиться негде, всё зависит лишь или от личности лётчика или от решимости победить.

29 Апреля к нам должен был приехать отец, о чём он объявил нам с братом заранее. Отец тогда служил комендантом в одном маленьком городке в окрестностях Лилля, и таким образом, жил не очень далеко от нас. Я даже иногда встречался с ним во время своих полётов.

Он хотел приехать на 9-часовом поезде, но прибыл на аэродром уже в 8:30 - мы только что успели вернуться с задания. Брат первым вылез из машины и приветствовал старика словами: "Доброе утро, отец. Я только что сбил очередного англичанина". Сразу после него я повторил в точности все движения и слова брата. Было видно, что отец очень доволен и счастлив. Наш отец не из тех, кто трясётся за своих сыновей, наоборот, он скорее захотел бы залезть в аэроплан да помочь нам пострелять. Мы позавтракали вместе и снова вылетели.

Тем временем воздушное сражение разыгралось прямо над аэродромом. Отец следил за боем с начала до конца с большим интересом. К сожалению, мы не принимали в нём участия.

Albatros D.III

Albatros D.III, Jasta 11 - персональный истребитель Лотара фон Рихтгофена
в Марте - Апреле 1917 года. Прежде на этом самолёте летал его брат Манфред.

К аэродрому прорвалась английская эскадрилья, которая была встречена нашими аэропланами - разведчиками. Вдруг одна машина закувыркалась, но потом выправилась и заскользила вниз уже в нормальном положении. Увы, это оказался наш аэроплан.

Англичане улетели. Наша машина явно имела повреждения, но приземлилась почти правильно, пытаясь сделать это непосредственно на аэродроме, хотя свободного места было слишком мало для такого гиганта, и, кроме того, поверхность была пилоту незнакома. А земля, надо сказать, была у нас не совсем ровная. Все бросились к самолёту и с сожалением обнаружили, что один из лётчиков, стрелок, убит. Такой спектакль был для отца внове и очень его расстроил.

Но для нас день обещал быть замечательным. Погода по - прежнему оставалась ясной, а зенитки отовсюду продолжали стрелять, что говорило о множестве находящихся в воздухе вражеских аэропланов.

Ближе к полудню мы вылетели ещё раз. И мне опять повезло, я подстрелил второго англичанина за день. Наш комендант вновь обрел хорошее расположение духа.

После я немного поспал и снова стал свеж и бодр. Тем временем Вольф умудрился посадить ещё аэропланы и с эскадрильей, и в одиночку. Ещё одного скушал и Шэфер. После полудня мы с братом, Шэфером, Фестнером и Альменродером полетели опять.

Первый послеполуденный полёт оказался неудачным. Второй - лучше. Мы очень быстро встретили вражескую эскадрилью, но, к несчастью, они летели гораздо выше нас, так что мы ничего не могли сделать. Мы, правда, попытались подняться до них, но неуспешно, и вынуждены были отпустить их нетронутыми. Тогда мы полетели вдоль линии фронта, брат рядом со мной и впереди остальных. Неожиданно я заметил 2 вражеских артиллерийских аэроплана, приближающихся прямо к нам самым наглым и провокационным манером. Я махнул брату, и он тут же понял мои намерения. Мы шли бок о бок, набирая скорость, и каждый из нас знал, что он сильнее врага. Было здорово, что мы могли полностью полагаться друг на друга - это вещь в бою принципиальная. Ты должен верить в своего партнёра по сражению.

Брат первым добрался до врага и первым атаковал, а я занялся вторым. В последний момент я быстро оглянулся, чтобы проверить, нет ли поблизости третей машины - нет, мы были одни и могли сражаться с врагом с глазу на глаз. Скоро я вышел к своему с удобной стороны, дал несколько точных коротких очередей и машина англичанина развалилась на куски. Никогда не выпадало мне столь быстрого успеха !

Наблюдая за падающими обломками, я, однако, не упускал из виду и брата. Он чуть ниже меня всё ещё вел бой.

У меня образовалось время посмотреть на сражение, и должен признаться, что я и сам не смог бы вести его лучше, чем брат. Он стремился за противником, как волк и они хищно кружили вокруг друг друга. Неожиданно вражеский аэроплан стал опускаться, что является явным признаком попадания. Вероятно, лётчик был ранен в голову. Машина стала падать, а крылья её разламываться в воздухе. И этот аэроплан упал почти рядом с моим. Я подлетел к брату, мы поздравили друг друга, махнув рукой, и улетели, весьма довольные своим делом. Здорово, когда ты можешь летать вместе с родным братом и, кроме того, воевать столь удачно !

Тем временем остальные машины эскадрильи наблюдали за нашим спектаклем, но, конечно, не могли нам помочь, поскольку бороться в воздухе приходится один на один. Если лётчик наметил себе цель, то другим незачем ему помогать. Они могут только смотреть и защищать его спину, иначе его могут атаковать сзади.

Мы полетели дальше и поднялись на приличную высоту, поскольку и там можно было встретиться с членами антирихтгофенского клуба. Нас, то есть наши алые прекрасные машины было видно издалека, а тем более в мощном солнечном свете. Мы летели близко друг к другу, поскольку знали, что наши английские друзья никогда не прочь подкараулить нас. И точно, они появились, но к несчастью, опять гораздо выше, так что нам ничего не оставалось, как самим ждать их атаки. Знаменитые трипланы "СПАД" [ Примечание: на самом деле самолёты "СПАД" - бипланы ] были действительно отличными машинами, но, тем не менее, качество аэроплана значит ещё далеко не все. Все зависит от того, кто сидит в этом аэроплане. Англичане начали осторожную игру, но пока ещё не кусались. Мы решили атаковать их со своей стороны. В ответ мы увидели: нет, спасибо. Какого же чёрта было выставлять против нас эскадрилью, а потом просто взять и показать хвост ?!

Правда, один из них всё же сохранил лицо и обрушился на нашу последнюю машину. Сражение было принято, несмотря на невыгодность позиции. Если хочешь заниматься торговлей, то прежде всего надо готовить себя к желаниям покупателей. Словом, мы все выстроились в круг, но англичанин всё сразу же понял и улетел.

Другой попытался сыграть такую же штуку и со мной, но я тут же поприветствовал его плотным огнём двух моих пулемётов. Он попытался уйти, резко упав вниз, но это движение оказалось роковым для него; он оказался подо мной, а всё, что находится в воздухе подо мной, особенно, если это аэроплан одноместный и к тому же истребитель, можно считать потерянным. Он не может зайти мне в хвост - и дело кончено...

У моего противника на сей раз была отличная скоростная машина, но, увы, он не долетел до английских окопов. Оказавшись над Ленсом, я начал стрелять, но начал слишком рано. Таков был мой трюк: не попасть в него я хотел, а лишь напугать и заманить. Он купился и начал летать кругами, что позволило мне приблизиться. Я пустился в свой обман и во второй, и в третий раз, и каждый раз мой дурачок всё кружился, а я подбирался всё ближе.

Манфред и Лотар фон Рихтгофены. 16 Марта 1917 г.
Братья Манфред и Лотар фон
Рихтгофены.  Осень 1917 г.

Скоро я приблизился к нему почти вплотную и прицелился очень тщательно. Выждав момент, когда оказался всего в 50 ярдах, я нажал сразу обе гашетки. Послышался лёгкий шипящий звук, явно говорящий о том, что пробит бензобак. Потом я увидел яркое пламя, и мой милорд исчез где - то внизу.

Это была 4-я победа за день. У брата тоже оказалось двое. Оказывается, отец приехал на истинный пир. Радость его была неописуема.

Вечером я пригласил гостей, среди которых оказался и мой друг Ведель, служивший поблизости. Мы действительно устроили пир. Два брата сбили 6 англичан за один день !   Это же целая эскадрилья !   И я понял, что англичане окончательно лишили нас своих симпатий.

...5 Мая я получил телеграмму: "Лотар ранен, но не смертельно" - и всё. Как потом выяснилось, он слишком увлёкся, охотясь на врага вместе с Альменродером. Вдалеке и внизу на другой стороне фронта он заметил крадущегося одинокого англичанина. Это был один из тех пехотных аэропланов, которые плевали на действия наших войск, и мы тоже задирали их порядочно. Так что уж не знаю, какие там сведения они добывали из этих своих ползаний.

Брат находился на высоте около 6000 футов, в то время как англичанин - только в 3000. Брат быстро приблизился к противнику, приготовился нырнуть и через несколько секунд был уже над ним. Англичанин решил, что сможет избежать дуэли, и тоже нырнул. Брат снова за ним, совершенно не думая, на какой стороне фронта он находится. Он был воодушевлён единственной мыслью - заставить нахала сесть. Это, разумеется, правильная мысль, я сам постоянно действую именно так, но брат, побеждая в каждом бою, наверное, немного расслабился.

Братья Рихтгофен
Знаменитые асы - братья Рихтгофен.

Уже над самой землёй он увидел удобную позицию для удара и дал несколько очередей по кабине. Англичанин упал. Делать больше было нечего.

После такой борьбы, особенно на такой малой высоте, когда приходится постоянно крутиться, качаться и описывать круги, он совсем забыл об опасности. А воздух в тот день был очень туманным, погода крайне неблагоприятная. Кое - как брат определил, что находится далеко за линией фронта, за хребтом Вими. Вершина этой горы возвышается над местностью, по крайней мере, на 300 футов, и брат, по сообщению наземных наблюдателей, скрылся за вершинами Вими.

Лететь домой через вражескую территорию - дело, скажу я вам, весьма малоприятное. В тебя могут стрелять, а ты в ответ - нет. Попадают, правда, очень редко.

Брат приблизился к линии фронта и отчётливо слышал каждый выстрел, напоминающий треск жаримых в огне орехов. Неожиданно он почувствовал, что ранен, всё поплыло у него перед глазами. Мой брат, к сожалению, из тех людей, что не переносят вида собственной крови. Если истекает кровью кто - нибудь другой, это не производит на него сильного впечатления, но вид собственной крови приводит в полное замешательство. Он почувствовал, как кровь течёт по правой ноге тёплым потоком, и одновременно возникла боль в бедре. Стрельба внизу не прекращалась, что говорило о том, что он всё ещё над вражеской территорией. Неожиданно стрельба разом прекратилась - он пересёк линию фронта. Теперь надо было собрать все силы, чтобы быстренько перелететь и нейтральную полосу. Он увидел лес, а рядом с ним луг. Подлетев туда, брат механически, почти бессознательно выключил мотор и в тот же миг потерял сознание.

Брат летел на одноместной машине, и помочь ему, естественно, никто не мог. Ещё просто чудо, что он сумел посадить аэроплан, поскольку ни одна летающая машина не поднимается и не взлетает автоматически. Тем не менее, при посадке он никак не пострадал. Пришёл он в себя только уже в госпитале и был отправлен в Дуа".

Лотар фон Рихтгофен

Одержав 20 побед в свой первый боевой месяц, Лотар прославился как пилот, наиболее удачно начавший свою воздушную карьеру за всю Первую Мировую войну.

"Через 4 недели брат сбил уже 20 англичан, и этот рекорд воистину уникален. Такого, кажется, ещё не бывало, чтобы лётчик сразу же после экзамена сбил свою первую жертву, а через практически месяц довёл счёт уже до 20 !

Мой отец всегда различал спортсмена и мясника. Последний убивает для забавы. Но когда я сбивал англичанина, то моя охотничья страсть успокаивалась на четверть часа. Таким образом, я никогда не стремился сбить сразу двоих; когда один падал, я был вполне удовлетворён, и только много, много позже я превратился действительно в мясника. Брат мой оказался устроен совсем по - иному. Я имел возможность наблюдать за ним в то время, когда он сбивал своего 4 и 5-го противника.

Мы атаковали всей эскадрильей. Первым танец начал я и настиг свою жертву очень быстро. Обернувшись, я увидел, что брат рвётся вслед за машиной, которая пылает и тут же взорвалась. Рядом оказался ещё один англичанин, и брат, преследовавший первого, тут же направил свой пулемёт на второго, несмотря на то, что первый всё ещё был в воздухе и не коснулся пока земли. Вторая жертва после короткой борьбы отправилась туда же.

Бой Лотара и Альберта Болла
Поединок Лотара и Альберта Болла.

Когда мы встретились дома, он гордо спросил меня: "Ну, и скольких ты сбил ?" - "Одного", - скромно ответил я, а Лотар повернулся ко мне спиной и заявил: "А я - двоих !". Тогда я послал его узнать все обстоятельства падений, имена лётчиков и так далее. Вернулся он уже после полудня с информацией только об одном англичанине. Выглядел он при этом совершенно беспечно, как и водится среди мясников. Рапорт о втором сбитом противнике я получил только на следующий день, хотя, конечно, в правдивости брата никто не сомневался".

7 Мая 1917 года Лотар сбивает британского аса Альберта Болла:

"22-м противником брата стал знаменитый Капитан А. Болл. Он, пожалуй, был лучшим английским лётчиком. Для меня была большая радость в том, что брат сбил 2-го по известности английского аса.  [ Примечание - 20-й официальной победой Лотара фон Рихтгофена германские пропагандисты объявили капитана Альберта Бола, командира "флайта - А"  ( звена - А ) 56-й эскадрильи Королевского Воздушного Корпуса. Обстоятельства его гибели в точности не известны. Возможно причиной была неисправность его новой машины RAF S.E.5, а не пули его противника ]

Альберт Бол
Альберт Болл, 1917 г.

Капитан Болл летал на триплане  [ Примечание - истребитель RAF S.E.5 был бипланом ] и встретился с братом над линией фронта. Каждый решил поймать другого, будучи уверен в своём превосходстве. Противники были очень близко друг от друга и постоянно атаковали друг друга. Но зайти в хвост так никому и не удавалось. Неожиданно оба дали по несколько прицельных коротких очередей, затем стали сближаться и снова выстрелили, целя теперь уже по моторам. Правда, вероятность попадания была очень мала, поскольку аэропланы сходились на скорости, в 2 раза превышавшей нормальную. Было сомнительно, что кто - нибудь попадёт. Брат, бывший чуть ниже, слишком резко бросил машину вправо и в результате перевернулся. На мгновение его аэроплан стал беззащитен и потерял равновесие, но брат быстро выправил положение и тут же заметил, что у него прострелены оба бензобака. Оставалось только выключить мотор и быстро садиться, в противном случае машина загорелась бы прямо в воздухе.

Но брата не оставляла мысль, что же сделалось с противником ?   В тот момент, когда его машина, переворачиваясь, делала сальто, он видел, что англичанин тоже делает кульбит и падает. Значит, он должен быть где - то неподалёку, но где - выше или ниже ?   Вверху англичанина не оказалось, и, посмотрев вниз, брат увидел, что триплан падает, продолжая делать свои сальто - мортале. Он падал, падал, падал, пока не коснулся земли и не разлетелся вдребезги. Всё это произошло на нашей территории. Оба противника атаковали друг друга лоб в лоб, у брата оказались разможжены бензобаки, а у капитана Болла прострелена голова. У последнего было с собой несколько фотографий и газетных вырезок из своего родного города, где его обожали. Во времена Бельке Капитан А. Болл уничтожил 36 наших машин, но и на него нашёлся мастер. И случайно ли было то, что такой известный человек погиб смертью простого солдата ? Конечно, именно он командовал этой антирихтгофенской эскадрильей, и теперь англичане должны были явно удвоить усилия по моей поимке. К сожалению, я уже и так пропустил уйму возможностей заставить их полюбить себя ещё больше".

Боевые успехи Лотара принесли ему 1 Мая должность заместителя командира, а 10 Мая - награждение Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами, но уже 13 Мая он был тяжело ранен. На следующий день Лотар получил "Pour le Merite".

F2B

Капитан Hugh Claye из 62-й эскадрильи RFC  ( справа )
сфотографировался перед F2B  ( C4630 ). Именно на этом
самолёте он и стал одним из "победителей" Лотара в воздушном
бою 13 Марта 1918 года, а 2 месяца спустя попал в плен...

Возвратившись из госпиталя, он принял 24 Сентября командование над Jasta 11, пока не был снова серьёзно ранен 13 Марта 1918 года. Находясь в госпитале, он узнал о смерти брата 21 Апреля 1918 года.

Вот как описан один из боевых эпизодов Лотара, той поры, в книге В. Г. Рохмистрова - "Авиация Великой войны"  ( Издательство "АСТ", М., 2004 год. ):

"24 Марта 1918 года в результате срочных мер, принятых английским и французским командованием, авиации союзников удалось достичь перелома в воздушной войне в районе прорыва германской армии в Пикардии. Английская бомбардировочная авиация подключилась к бомбардированию германских войск на поле боя, что способствовало приостановке наступления 18-й германской армии. Только истребительная группа Рихтгофена неизменно доставляла союзникам много хлопот.

В своих воспоминаниях известный немецкий ас Эрнст Удет писал:

Fokker Dr.I

Fokker Dr.I  ( сер. № Dr 454/17 ) Лотара фон Рихтгофена.  Jasta 11, Март 1918 года.

"Лотар фон Рихтгофен, брат Капитана, сбил ещё одного. Это английский Майор, и его самолёт падает рядом с нашим лагерем. Рядом нет пехоты, и мы держим пленника у себя. Вечером он появляется вместе с Рихтгофеном в казино, и его со всеми знакомят. Он сухощавый, немного вычурный, но спортивного вида и настоящий джентльмен. Мы беседуем о лошадях, породистых собаках и самолётах. Мы не говорим о войне. Англичанин - наш гость, и мы не хотим создать у него впечатление, что из него выкачивают какую - то информацию. В середине разговора он шепчет что - то своему соседу, затем поднимается и выходит. Лотар смотрит ему вслед, немного озадаченный.

- Куда это он пошёл ? - спросил он.

- Прошу прощенья, где здесь туалет ? - отвечает Мышиный зуб.

На мгновение устанавливается тишина. Маленькая хижина находится на самом краю лощины, в которой расположен лагерь. За ней - лес. Спортсмену не так уж трудно сбежать. Высказываются противоположные мнения. Упитанный Маусхаке - самый предприимчивый. Он хочет выйти и поприсутствовать рядом с англичанином. Это можно сделать без всяких затруднений. Но Лотар не соглашается:

- До сих пор мы обращались с этим человеком как с гостем, и он не сделал ничего, что дало бы нам повод сомневаться в его хороших манерах.

Но напряжённость остаётся. Кроме того, мы несём ответственность за пленника. Если он сбежит, нам не поздоровится. Кто - то становится к окну, чтобы наблюдать за англичанином. Через секунду к нему присоединяются ещё 6 - 8 человек. Я тоже поднимаюсь. Англичанин идёт по открытому месту размашистым шагом. Он останавливается, закуривает сигарету и оглядывается. Мы немедленно пригибаемся. Наше гостеприимство священно и наши подозрения могут оскорбить его. Он исчезает за сосновыми дверями домишка. Нижний край дверцы не доходит до земли, и мы видим его коричневые ботинки. Это ободряет. Но у Маусхаке поднимаются подозрения.

- Парни, - говорит он шёпотом, - эти ботинки стоят там просто так. Он перескочил через заднюю стенку в одних носках и сбежал. Ботинки не могут стоять так, если... - он показывает, как именно должны стоять ботинки, если человек занимается этим делом.

Англичанин появляется из - за стены. Приседая, мы бросаемся по местам. Когда он входит, мы говорим о лошадях, породистых собаках и самолётах.

Лотар фон Рихтгофен

- Я никогда бы не простил себе, если бы разочаровал таких гостеприимных хозяев, - говорит английский майор с лёгкой улыбкой в уголках рта.

Мы благодарим его серьёзно и церемонно. На следующее утро коротконогий бородатый резервист уводит пленника, который то и дело оборачивается, чтобы помахать нам. Через 5 дней Мейер привозит любопытные новости из Гента. Какой - то англичанин напал на своего стражника и на полном ходу сбежал из туалета поезда - экспресса, переодевшись в немецкую форму. Охранника нашли там же, связанного по рукам и ногам.

- Это был Майор ? - спросил взволнованно Мышиный зуб.

- Ты что, ясновидящий ? - удивился Мейер.

- Точно, Майор, лётчик.

- Он всё - таки воспользовался туалетом ! - крикнул Мышиный зуб.

Мейер смотрит по сторонам в изумлении. Мы хохочем, пока у нас не начинают болеть челюсти".

Хочется отметить что согласно имеющимся данным, приведённым в книге Н. Фрэнкса, Ф. Бейли и Р. Геста - "Германские асы Первой Мировой войны", Лотар фон Рихтгофен имел в Марте 1918 года 3 победы: 11 и 12 ( две ). С учётом разницы времени по старому и новому стилю  ( 13 дней ) описываемая выше победа, скорее всего, была одержана 11 Марта.

19 Июля 1918 года, после лечения в госпитале, Лотар фон Рихтгофен снова вернулся в эскадрилью, но после своей 40-й победы, 12 Августа, в 3-й раз получил тяжёлое ранение. Он больше не участвовал в активных боевых действиях, хотя, находясь в госпитале, был произведён в Обер - лейтенанты.

Fokker D.VII

Fokker D.VII  ( сер. № 244/18 ) - персональный истребитель Алоиса Хельдмана.
В Июле - Августе 1918 года на этой же машине летал и Лотар фон Рихтгофен.

Вернувшись в авиацию после войны, он погиб в авиационной катастрофе 4 Июля 1922 года.

В ряду полученных им наград были Железный крест 1-го и 2-го класса и баварский орден Военных заслуг 4-й степени с мечами.

*     *     *

П Р И М Е Ч А Н И Е :

KG - бомбардировочное соединение или эскадрилья;
Jasta - истребительная эскадрилья.

Список всех известных побед Лотара фон Рихтгофена:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
№ самолёта,
эскадрильи
Район боя
( падения )
Время
победы
Своя
часть
128.03.1917FE.2b7715, 25 SqdnВ. Вими17:20Jasta 11
211.04.1917Bristol F2aA3323, 48 SqdnС. Френа09:15
3BЕ.2е8 SqdnС-В. Фампу12:35
413.04.1917RЕ.859 SqdnС-В. Бьяша18:55
5RЕ.859 SqdnПельв18:56
614.04.1917Nieuport XXIIIA6772, 60 SqdnB. Фукьера9:20
7Spad-Ю-В. Вими18:23
816.04.1917Nieuport XVII60 SqdnЮ. Рё10:30
921.04.1917Nieuport XVII29 SqdnЮ-В. Вими17:28
1023.04.1917BE.2g16 SqdnС. Вими12:10
1126.04.1917BE.2g16 SqdnЮ-В. хребта Вими18:40
1227.04.1917FE.2b11 SqdnФрен20:15
1329.04.1917Spad VIIA6753, 19 SqdnИзель12:15
14ВЕ.2c2738, 12 SqdnС-В. Монши19:25
1530.04.1917ВЕ.2gA2942, 16 SqdnЮ-В. Вими7:15
16FЕ.2d57 SqdnИзель7:55
171.05.1917FЕ.2d25 Sqdn3. Ашвиля19:00
186.05.1917A-W FK 8A9990, 2 SqdnЮ-В. Живанши10:50
197.05.1917Nieuport XVIIB1631, 40 Sqdn3. Бьяша18:30
20SE.5a / Triplane*Аннёллен20:30
219.05.1917Bristol F2b48 SqdnС-В. Фампу18:30
2210.05.1917PupA7303, 66 SqdnЮ. Витри7:50
2413.05.1917BE.2e5 Sqdn3. Френуа11:35
259.11.1917Bristol F2b 8 SqdnС-3. Зоннебеке10:30
2623.11.1917Bristol F2b11 Sqdn3. Серанвиллер14:00
2711.03.1918Bristol F2b62 SqdnС. Френуа-ле-Пти13:10
2812.03.1918Bristol F2b62 SqdnМарес11:00
29Bristol F2b62 SqdnКлари11:10
3025.07.1918Camel73 SqdnФим19:50
311.08.1918Spad--13:10
32Spad--20:25
338.08.1918Camel43 Sqdn3. Перонна17:30
34SE.5a84 Sqdn-17:45
35SE.5a-Эстре18:50
369.08.1918DH.9107 SqdnВиллер-Карбоннель7:30
37DH.9107 SqdnФукокур18:40
3811.08.1918DH.998 Sqdn-9:30
3912.08.1918Camel98 SqdnС-3. Перонна9:30
40CamelD9668, 209 Sqdn **С-3 Мизери9:50

Дж. К. Саммерс
Дж. К. Саммерс
А. Г. Орлебар
А. Г. Орлебар

* Сообщалось, что это был известный английский ас, Капитан А. Болл из 56 Sqdn, но фон Рихтгофен заявил о сбитии триплана. Каждое из этих заявлений спорно.

** Капитан Дж. К. Саммерс  ( John Kenneth Summers ), кавалер Военного креста  ( 8 побед ).

По некоторым источникам среди его жертв был экипаж BE.2 - Джеффри Хьюз  ( Geoffrey Hughes ) и Хью Клай  ( Hugh Claye ), имевшие по 11 побед, а так же пилот "Кемела" Август Орлебар  ( Augustus Henry Orlebar ), имевший 8 побед.

*     *     *

Вольфрам фон Рихтгофен

Несколько строк хочется сказать о Вольфраме Фрайхерре фон Рихтгофене - кузене обоих братьев.

Он родился 11 Октября 1895 года в Барсдорфе, Силезия. Служил в 4-м гусарском фон Шилля полку с 1913 года, принимал участие в боях в России и во Франции, а в авиацию перешёл в 1917 году.

4 Апреля 1918 года прибыл в Jasta 11, незадолго до гибели его знаменитого родственника. Временно исполнял обязанности командира эскадрильи с 26 по 31 Августа, закончил войну с 8 официальными победами и Железным крестом 1-го класса. После войны обучался на инженера. Снова вступил в армию в 1923 году, был военным атташе в Риме в 1929 - 1933 годах, затем поступил в Люфтваффе и в звании Генерал - Майора занимал пост начальника штаба легиона "Кондор" в Испании в 1936 - 1937 годах.

Во время Второй Мировой войны Вольфрам фон Рихтгофен получил звание Генерал - Фельдмаршала, командовал 3-м авиакорпусом 2-го Воздушного флота в 1940 года. Он был награждён 18 Мая 1940 года Рыцарским крестом, к которому 17 Июля 1941 года добавились дубовые листья, за блестящее руководство группами пикировщиков Ju-87 в Польше, Франции и на Восточном фронте. С 12 Июня 1943 года по 27 Октября 1944 года командовал 2-м Воздушным флотом в Италии и был смещён с этой должности из - за необходимости операции по снятию опухоли головного мозга.

Он скончался от кровоизлияния в мозг 12 Июня 1945 года, будучи в американском плену в Бад - Ишле  ( Австрия ).





Самолёты Лотара фон Рихтгофена
( работы художника Михаила Быкова )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz