Гуляев Яков Яковлевич - русский военный летчик Гражданской войны - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Гуляев Яков Яковлевич

Я.Я.Гуляев.

...Схватили Гуляева, когда он с чайником в руке выпрыгнул из теплушки. Хотел набрать на станции кипяточку. И как только вагон остановился - накинув кожаную куртку, через широкую дверь соскочил на землю. Оглянулся - и обомлел. Весь состав окружили белогвардейцы и солдаты в тёмно - зелёных мундирах, с плоскими штыками на винтовках. "Мятежники из чехословацкого корпуса !" - догадался он. И с тоскливым бессилием глянул на 2 пушки и пулемёты, наведённые на их поезд.

Так попал в засаду один из эшелонов Гатчинской авиашколы при эвакуации её из Петрограда на Волгу. Случилось это недалеко от Казани в начале Августа 1918 года. Конечно, разве думали они, отправляясь в свой глубокий тыл, чтобы наладить учебные полёты, что белочехи вдруг восстанут, белогвардейцы подойдут ?   Фронт - тыл, попробуй разберись, когда гражданская война страну раздирает. Задержали их всего 15 человек: коммунистов, солдат, которые после Октябрьской революции обучались полётам. Выдал их один из офицеров, ехавший с ними в эшелоне.

Начался допрос. Чешский поручик задавал вопросы, а предавший их прапорщик записывал ответы: из крестьян Костромской губернии, Буйского уезда, Шушкодомской волости, деревни Малое Барашково... Рабочий... призван в армию рядовым... моторист в Гатчинской авиашколе... в 1917 году начал обучаться полётам...

После допроса всех повели в расположенную недалеко лощину - на расстрел. По дороге Якову удалось бежать от конвоя. Стал пробираться к своим, но возле ближайшей деревни нарвался на конный патруль. Опять допрос, опять ведут на расстрел... Гуляеву снова повезло: конвойный оказался из бедных крестьян и, после недолгого разговора, отпустил Якова.

...Через несколько дней Гуляев присоединился к одному из эшелонов своей авиашколы. Казань захватили белогвардейцы и теперь гатчинские лётчики и курсанты держали путь в Егорьевск, под Москву. Там должно было продолжиться обучение полётам. Они начались уже в Октябре.

17 Августа 1919 года, успешно окончив курс обучения в Гатчинской авиашколе, Яков Гуляев прибыл на Южный фронт. Его определили в 5-й отряд 2-го Истребительного авиационного дивизиона  ( командир - Иван Константинович Спатарель ), участвовавшего в боевых действиях против Деникина.

Как и другие пилоты отряда, Яков летал на разведку, бомбил вражеские войска. Ему стали поручать сложные боевые задания. Так, 13 Сентября 1919 года, он летал на разведку крупных сил деникинской армии, готовых к наступлению под Сумами. Он нашёл их, сбросил несколько бомб  ( одна из них попала в вагон штаба дивизии, где погибло около десятка офицеров ). При отходе, самолёт был обстрелян и подбит. Пришлось совершить вынужденную посадку на вражеской территории. Пешком он добрался до своих и передал важные сведения в штаб 14-й Красной армии. За выполнение этого ответственного задания, Яков Гуляев был представлен командованием дивизиона к награждению орденом Красного Знамени.

Вскоре 7 машин дивизиона были отправлены на аэродром Аскания - Нова для противодействия деникинской авиации. Через несколько дней над аэродромом появился вражеский истребитель и стал кружить над полем, вызывая на поединок красных пилотов. Командир отряда Иван Спатарель вначале хотел поднять в воздух машину Василия Захарова, имевшего воздушные победы ещё в Первую Мировую войну, но затем остановил свой выбор на Якове Гуляеве.

Поединок проходил долго. Наконец противник, решив покинуть поле боя, взял курс на свою территорию. Гуляев догнал его машину и приблизился на дистанцию эффективного огня. Вот в прицеле кабина вражеской машины. Хорошо видна голова пилота в коричневом шлеме. Вот тут то Яков и нажал на гашетку пулемёта. Длинная очередь, до последнего патрона. Вражеский самолёт вздрагивает как - то странно, клюёт носом и с неестественным креном резко ныряет вниз...

Работы у красвоенлётов было много. Они бомбили в море десантные корабли врангелевцев, штурмовали плотные цепи пехоты и броневики отборного кутеповского корпуса. Отражали попытки вражеской авиации разбомбить жизненно важную Каховскую переправу. Летал Яков и на разведку глубокого тыла противника. Фотографировал под сильным артиллерийским огнём укреплённые позиции Перекопа. Дрался с двумя и даже тремя вражескими самолётами. Сорвал бомбардировку нашего аэродрома, подбив один из "Де Хевиллендов".

Орден Красного Знамени, которым его наградили за разведку под Сумами, получить никак не удавалось: дивизион перебрасывали то в другую армию, то на другой фронт. Наконец пришло указание РВС и командующего 13-й Армии: "Красному лётчику Гуляеву прибыть в 10 часов утра 21 Сентября 1920 года в город Александровск для торжественного получения высшей революционной награды - ордена Красного Знамени. При себе иметь выписку из приказа о представлении к награде и боевую характеристику".

Его провожали всей авиагруппой и тут же начали готовиться к торжественной встрече орденоносца. Но... вскоре пришло сообщение: Александровск занят белыми. А горючего в самолёте Якова - на полёт только в один конец... Так он попал в руки врагов.

Я.Я.Гуляев.

После долгих допросов и пыток, его отправили в Симферопольскую каторжную тюрьму. По дороге Якову удалось бежать из железнодорожного вагона. Вновь, пешком он пробирается к своим. И наконец, 11 Ноября, добрался до расположения 5-го Истребительного авиационного отряда. А вскоре по дивизиону был зачитан следующий приказ: "За смелые воздушные бои, упорное мужество на белогвардейских допросах, за побег из плена и глубокую отважную разведку врангелевского тыла наградить Гуляева Якова Яковлевича вторым орденом Красного Знамени..."

Полковник в отставке Я. Я. Гуляев прошёл большой лётный путь, командовал истребительными частями ( в его отряде служил молодой Валерий Чкалов ), затем по состоянию здоровья демобилизовался. Работал в Гражданском Воздушном Флоте, был начальником аэроклуба, преподавал в авиационном институте.

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:

Информационные партнеры сообщают 


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz