![]() |
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
| лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
| Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ | |||||||||||||||||||||||||
![]() |
В процессе освоения новой машины Яну пришлось поучаствовать в довольно необычной миссии: 4 Февраля нашим истребителям было приказано уничтожить неожиданно появившийся над Рижским заливом вражеский аэростат. Найдя последний, пилоты не обнаружили в его гондоле присутствия экипажа, вероятно баллон оторвало сильным порывом ветра и унесло в залив. Своенравная фортуна подарила Яну редкую возможность, безнаказанно попрактиковаться в стрельбе по "колбасе", чем он и воспользовался. После того как Махлапу израсходовал два магазина своего "Льюиса", баллон стал снижаться, затем его оболочка разорвалась и упала на воду. Кончавшееся горючее не позволило далее продолжать наблюдение, а продолжение поисков 3-мя днями позже ни к чему не привело.
Первая подтверждённая победа произошла 25 Февраля, но её подробности практически неизвестны. Через 2 недели - 11 Марта - патруль в составе прапорщика Жеребцова и фельдфебеля Махлапу взлетел для перехвата аппарата шедшего от вражеского расположения с сторону Риги. Первым противника заметил Жеребцов, осматривая Митавскую дорогу, он заметил, что в направлении озера Бебит летит большой германский самолёт. После первой атаки Жеребцов был вынужден заменить магазин своего "Льюиса", он оставил своего противника летящим вдоль железнодорожных путей в сторону товарной станции Риги, неподалёку от которой находись большие склады, и преследуемым другим истребителем.
Заменив магазин, Жеребцов оглядевшись, заметил над собой своего напарника, самолёта противника нигде не было видно. Фельдфебель Махлапу так же заметил 2 самолёта на одной высоте с собою, убедившись что это его напарник атакует противника, Ян решил "принять участие в представлении". Нагнав вражеский аппарат уже в районе товарной станции, Махлапу дважды атаковал последнего, после чего "Альбатрос" сорвался в штопор, попытался выровняться и вновь заштопорив разбился в районе деревни Лида. Сев рядом с обломками, Ян выскочил из кабины самолёта горя желанием увидеть тех, кто несколько мнгновений назад стрелял в него. Вражеский пилот был тяжело ранен в голову и вскоре умер, наблюдателем оказался почти не пострадавший совсем юный 18-ти летний Лейтенант, в обломках машины лежали 3 бомбы, которые германцы так и не успели сбросить на свою цель. Наградой за успех были: поздравление великого князя Александра Михайловича, следующий Георгиевский крест и производство в первый офицерский чин.

Тем временем весна вступала в свои права, погода становилась теплее иногда Яну удавалось совержать по несколько вылетов в день. В течении Мая - Июня прапорщик Махлапу совершил несколько удачных перехватов, немецких самолётов и только отказы оружия позволили их экипажам благополучно завершить свои вояжи. Понимая как важно не допускать возможности разведки противником наших укреплений и ближних тылов, Ян продолжал настойчиво атаковать своих оппонентов уже с заклинившим пулемётом, пока у непрошенных гостей не сдавали нервы, и они обращались в бегство за свои линии.
2 Июля фортуна вновь улыбнулась храбрецу, к сожалению подбитый им германский аппарат всё же сумел перетянуть линю фронта и победа оказалась официально не засчитанной.
В конце Июля в отряд прибыли новые аэропланы. Яну достался "Ньюпор 21", он имел тот же 80-сильный мотор "Рон" как и его прежние машины, но несколько увеличенную несущую площадь крыльев. К этому моменту Ян совершил больше 40 боевых вылетов, налетав в общей сложности 45 часов.
![]() |
2 Августа 1917 года, в 8 часов 35 минут, прапорщик Махлапу вылетел на перехват самолёта противника. Сразу же после взлёта в момент набора высоты у его аппарата сложилась правая часть бипланной коробки крыльев и самолёт вошёл в неуправляемый штопор, пилот погиб в результате удара о землю...
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |