Польский орел Донат Макиенок в русском небе - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Польский орёл в русском небе

Десятки лётчиков, наблюдателей и механиков римско - католического вероисповедания  ( так называли в царской Россиии поляков ) участвовали в Первой Мировой войне в составе Императорского Военно - Воздушного Флота России. Судьбе одного из них - Доната Адамовича Макиёнка, ставшего асом, посвящена эта статья. Её автор - Виктор Куликов  ( Москва ). Статья взята с сайта "http://www.aviahobby.ru" Михаила Быкова.

*   *   *

От сохи к аэроплану

Д.А.Макиёнок

Донат Адамович Макиёнок  ( в старой русской транскрипции - Макъенок или Макiенок; по - польски - Mаkijonek ) родился 2 Мая 1891 года  ( здесь и далее даты до 31.12.1917 года приводятся по юлианскому календарю ). Его родители были польскими крестьянами деревни Дамбовка Осведской волости Витебской губернии. Воспитание и начальное образование Макиёнок получил в церковно - приходской школе, потом окончил 3 класса церковно - ремесленного училища, а 1906 году. - 6-летнее среднее техническое училище в Витебске. До Сентября Макиёнок работал на фабрике "Саламандра" в Рыдже. Когда Донату исполнился 21 год, его призвали в армию. 7 Ноября 1911 года он принёс присягу русскому Императору Николаю II и стал солдатом 97-го пехотного Лифляндского полка, а позже, 15 Марта 1912 года, был переведён в 106-й пехотный Уфимский полк. 6 дней спустя Макиёнок попадает в 3-й корпусной авиаотряд 4-й авиационной роты, где начинает свою карьеру в авиации.

Сначала он был механиком, но вскоре молодой солдат обратил на себя внимание своими способностями и желанием летать. В то время в авиационые школы России принимали в основном только офицеров. Лишь для некоторых нижних чинов, отличавшихся смекалкой и целеустремленностью, делалось исключение. Попал в их число и Донат - 28 Мая 1912 года он был командирован в Севастопольскую авиашколу для обучения полётам. Там он окончил сначала курсы мотористов. Проработав некоторое время мотористом при школе, Макиёнок был включён в группу для обучения полётам на моноплане "Ньюпор-4". Он оказался способным учеником и, успешно выполнив зачётные полёты, получил 22 Февраля 1914 года звание лётчика с вручением пилотского удостоверения  ( "бреве" как тогда его называли ) № 239.

Одновременно начинается его успешное продвижение по службе: 4 Мая 1914 года он получает чин ефрейтора, через 15 дней - младшего, а 14 Июня того же года - старшего унтер - офицера. После окончания Севастопольской авиашколы лётчик - солдат Макиёнок возвращается на службу в 3-й корпусной авиаотряд. Вскоре после начала Первой Мировой войны, 31 Июля 1914 года, Макиёнок в составе своего отряда убывает на фронт.


На фронте с 3-м корпусным авиаотрядом

С началом войны 3-й КАО был придан 3-му корпусу 1-й армии, которая вела боевые действия в Восточной Пруссии. Вооружение отряда состояло из 5 монопланов "Ньюпор-4", в личный состав входило 8 офицеров  ( 5 лётчиков и 3 наблюдателя ). Старший унтер - офицер Макиёнок был единственным лётчиком из 118 нижних чинов. Командовал 3-м КАО военный лётчик Штабс - капитан Георгий Мячков.

Война в Восточной Пруссии началась успешным наступлением русских войск. Отряд следовал за штабом корпуса по маршруту Вильковишки - Вержблово - Сталюпенен - Гумбинен - Инстенбург. Лётчики совершали полёты на разведку и поддерживали связь между штабом и наступающими частями. 8 Августа было получено задание отыскать конницу Гвардейского кавалерийского корпуса генерала Хан - Нахичеванского и передать приказ командования. Первым ранним утром вылетел военный лётчик подпоручик Устьянцев с наблюдателем поручиком Шаминым. Прошло несколько часов, но самолёт так и не вернулся  ( позже лётчики были зачислены в списки пропавших без вести ).

Приказ требовал исполнения и начальник отряда выпустил в полёт Доната Макиёнка. Отправившись на задание без наблюдателя, пилот отыскал конницу и передал "пакет". На обратном пути аэроплан попал под сильный обстрел над линией фронта. Был пробит бензиновый бак, Донат выключил мотор и стал планировать на свою территорию. Ему удалось посадить самолёт в районе передовых позиций. Оставив аппарат под охраной русского кавалерийского разъезда, Макиёнок поспешил на ближайший командный пункт, чтобы доложить в штаб корпуса о результатах полёта. Пока лётчик отсутствовал, к месту посадки нагрянул конный отряд противника. Завидев приближающуюся опасность, русские кавалеристы, охранявшие самолёт, вынуждены были сжечь машину. За удачно выполненное задание старший унтер - офицер Макиёнок получил свою первую боевую награду - Георгиевский Крест 4-й степени  ( № 147615 ).

В Августе 1914 года Макиёнок совершил ещё 2 вылета. 11-го он вместе с подпоручиком Макейчиком вылетел на разведку района Вилляу. В районе Танниау они обнаружили новые артиллерийские позиции. Второй полёт, 25 Августа, завершился неудачно: при посадке у местечка Скун Гири "Ньюпор" № 152  ( бортовой № 6 ) скапотировал, поломав крылья, винт и шасси. Экипаж получил небольшие ушибы.

Во второй половине Августа русские войска были сначала остановлены, а затем вынуждены отступать. Отряд и в этих условиях продолжал боевую работу, выполняя полёты на разведку Кенигсберга, Алленбурга, Фринлянда. К концу Августа авиачасть в результате интенсивной работы осталась без самолётов. Основная причина - многочисленные аварии на взлёте и посадке. Так вышли из строя 2 "Ньюпора". Ещё один пришлось сжечь ввиду спешного отступления войск. Последний аппарат был совершенно изношен и отправлен в ремонт. Као был признан небоеспособным и выведен в тыл, лётчиков командировали в Москву. Там им предписывалось получить новые самолёты на авиазаводе Дукс и, пройдя курс переучивания на "Мораны", вернуться на фронт. В Московской авиашколе Макиёнок прошёл такой курс и 6 Ноября сдал экзамен на моноплане "Моран".

Ньюпор-4

10 Декабря 1914 года лётчики 3-го КАО возобновили фронтовую работу. На вооружении отряда находились самолёты "Моран - Солнье" типов G и L. Сильно мешала плохая погода - туманы и низкая облачность. Лишь в редких случаях удавалось выполнить задание, чаще экипажи вынуждены были возвращаться через 40 - 50 минут. Макиёнок совершил за этот период 2 полёта, причём 28 Декабря он потерял в воздухе ориентировку, попав в туман. Лишь через полтора часа ему удалось вернуться на свой аэродром.

В Январе 1915 года 3-й КАО продолжил полёты в интересах 3-го армейского корпуса. Погода по - прежнему оставляла желать лучшего. Из происшествий следует отметить "капот" Макиёнка 9 Января на самолёте "Моран"-G № 302. Повреждения оказались небольшими и машину отремонтировали в отряде. В середине Января командование приняло решение перевести 3-й КАО на новое место и 18 Января он отправился во Львов. Уже в пути пришла телеграмма об изменении маршрута и часть перенаправили в Кельцы в распоряжение начальника штаба 25-го армейского корпуса. Отряд прибыл на место 24 Января и возобновил боевую работу, совершив за Февраль более 10 удачных боевых вылетов.

3 Февраля Макиёнок отправился на разведку с наблюдателем подпоручиком Макейчиком на "Моране"-G № 302. При взлёте был замечен немецкий аэроплан, идущий на Кельцы. Наш экипаж начал преследование, но противник ушёл, имея большой запас высоты. В другой раз  ( 15 Февраля ) Макиёнок с наблюдателем штабс - ротмистром Римским - Корсаковым сбросили 2 бомбы на железнодорожную станцию Влащово. Не обошлось в Феврале и без лётных происшествий. 12-го "Моран"-G Макиёнка и Римского - Корсакова был подхвачен сильным порывом ветра и врезался в землю. В результате аварии самолёт получил значительные повреждения, но лётчики отделались лёгкими ушибами.

В Марте 1915 года работа отряда сдерживалась туманами и низкой облачностью. 14-го числа по этой причине Макиёнок не смог выполнить задание: ему пришлось вернуться на аэродром после 25 минут полёта. Через 5 дней ему удалось завершить разведку, однако на обратном пути он потерял ориентировку из - за низкой облачности и сел у деревни Крживоленк. Определив своё местоположение, лётчик в тот же день благополучно вернулся на аэродром.

В Апреле боевая активность 3-го КАО заметно возросла и старший унтер - офицер Макиёнок совершил 6 боевых вылетов. В этих полётах на карте отмечалось расположение неприятельских колонн и обозов на дорогах, артиллерийские позиции и поезда на станциях. Висевшие над головой русские аэропланы вызывали у противника большое раздражение, результатом которого был интенсивный обстрел самолётов из всех видов оружия. Так, 6 Апреля самолёт Макиёнка над станцией Влащово попал под шрапнельный огонь на высоте 2300 метров. Снаряды "пачками" рвались вблизи самолёта, но лётчик не потерял самообладания и благополучно выполнил задание, сбросив на станцию 4 бомбы и листовки. За этот храбрый полёт старший унтер - офицер Макиёнок получил личную благодарность от командира 25-го армейского корпуса.

14 Апреля Макиёнок, что называется, "попал в переплёт". При воздушной разведке над Круглевице шальная пуля угодила в мотор, который остановился. Повернув, Донат стал планировать к своим позициям. Несколько раз он пытался запустить двигатель, регулируя подачу бензина, но при этом "Гном" начинало так трясти, что его приходилось выключать. Планируя, "Моран"  ( тип G № 107 ) пролетел над окопами на высоте всего 100 - 150 метров под сильным обстрелом и опустился на болото юго - западнее Симнихова. При посадке самолёт перевернулся, при этом наблюдатель подпоручик Макейчик выпал из кабины и был накрыт аэропланом. Макиёнок спас своего наблюдателя, вытащив его из - под опрокинутой машины. Ползком лётчики добрались до ближайших копов и сделали это весьма вовремя, так как тут же начался сильный артобстрел, уничтоживший "Моран". За этот героический полёт и спасение офицера старший унтер - офицер Макиёнок 15 Апреля 1915 года был награждён Георгиевским Крестом 3 степени  ( № 21450 ). Командир корпуса специально приехал в отряд, чтобы лично вручить награду герою.

В Мае отряд перелетел на аэродром у посада Сенно. Макиёнок совершил за этот месяц только одну боевую разведку - 26-го, а также 2 перелета и около 20 пробных полётов.

Моран-Ж

"Моран-Ж" ( на самом деле тип -H, а не -G ).

Июнь был отмечен активной работой 3-го КАО. Особенно отличился наш герой: по продолжительсности полётов  ( 12 часов 58 минут ) он занял первое место среди лётчиков отряда. В основном это были задания на разведку района Сандомир - Тарлов - Опатов. Особенно удачным оказался вылет 16 Июня, когда Макиёнок с наблюдателем поручиком Ширковым обнаружили в районе Сандомира большое скопление и движение войск противника. С самолёта "Моран - Парасоль"  ( бортовой № 17 ) они наблюдали движение больших колонн пехоты и кавалерии, скопления обозов, наведение новых мостов через реку Сан. Все факты говорили о подготовке противником большого наступления на этом участке фронта. Наши авиаторы своевременно обнаружили и доложили командованию о подготовке операции противника. За этот полёт Макиёнок был награждён Георгиевским Крестом 2-й степени  ( № 602 ). В Июне Макиёнок получил очередное воинское звание подпрапорщика.

В последующие летние месяцы накал боевой работы лётчиков 3-го КАО не ослабевал. Они летали на разведку, бомбометание и фотографирование неприятельских позиций. Макиёнок выполнял задания с разными наблюдателями на своём "Парасоле" № 17, который был собран в мастерских 5-й авиароты из частей других "Моранов". Интересный случай произошел 31 Июля, когда Донат с прапорщиком Парецким встретили между Данувкой и Сокуль немецкий аэроплан. Наши лётчики решили атаковать его, хотя имели с собой только несколько бомб и пистолет "Маузер". Они поднялись немного выше противника и сбросили бомбу, которая пролетела вблизи хвоста неприятельского самолёта, не причинив ему никакого вреда.

Ещё раньше подобную попытку предпринял командир отряда поручик Тихоцкий с наблюдателем поручиком Ширковым - 11 Июля они атаковали противника и, пролетая над ним в 20 - 30 метрах, сбросили бомбу, которая пролетела в 2 метрах от самолёта. Попытки русских лётчиков бороться с противником таким необычным способом были вызваны отсутствием пулемётов. Стрельба из "Маузеров" была также неэффективной. Между тем противник уже начал вооружать свои самолёты пулемётами.


За боевые отличия - чин прапорщика и звание "военный лётчик"

В Сентябре интенсивность полётов снизилась из - за плохой погоды. Поэтому Макиёнок из 4-х разведывательных полётов удачно выполнил лишь половину. Его летние успехи были отмечены следующим чином: 21 Сентября 1915 года Макиёнка за боевые отличия произвели в прапорщики. Ещё 4 разведки он выполнил в Октябре. Причём 4 Октября он вылетел на "Моране"-L  ( зав. № 492 ) один, взяв в кабину вместо наблюдателя две 57-фунтовые фугасные бомбы  ( русский фунт = 409 г ). Следует напомнить, что "Моран - Парасоль", как и большинство самолётов начала войны, имел малую полезную нагрузку, составлявшую всего 275 кг, включая вес бензина, масла, двух членов экипажа и пулемёта. На бомбы оставалось совсем немного. Чтобы увеличить нагрузку, пилот часто вылетал один. Две бомбы Макиёнок сбросил в тот день в местечко Рогатино, попадания были удачные. Активность боевых действий на участке фронта, где стоял 3-й отряд, пошла на убыль. Всё чаще лётчики писали в донесениях: "движения войск на дорогах нет".

18 Октября отряд в полном составе выехал со станции Замирье в Одессу. Почти месяц лётчики отдыхали от боевой работы, совершая лишь тренировочные полёты. 29 Ноября 3-й КАО по железной дороге отправился из Одессы на фронт 7-й армии в распоряжение штаба 1-го армейского корпуса. 2 Декабря эшелон прибыл в Проскуров. Начались переезды и перелёты в поисках удобного аэродрома. В одном из таких полётов 27 декабря погиб командир отряда военный лётчик Штабс - капитан Тихоцкий: при взлёте на высоте 40 метров аэроплан опрокинуло сильным порывом ветра, для переведения его в нормальное положение не хватило высоты.

В 20-х числах Декабря 3-й КАО возобновил работу с аэродрома Вержбовец. До конца года Макиёнок успел совершить всего один боевой вылет, при этом много хлопот доставила низкая облачность, из - за неё фотографирование провести не удалось и была потеряна ориентировка. Чтобы не сесть на территории противника, пилот и наблюдатель прапорщик Матушинский летели на восток в течении часа и приземлились у Волочиска, откуда вечером вернулись в отряд. К Новому году Макиёнок получил заслуженный подарок: 31 Декабря 1915 года Высочайшим  ( царским ) приказом ему за боевые отличия было присвоено звание "военный лётчик"  ( в России курсанты из нижних чинов, в отличие от офицеров, завершив обучение, не получали "крылышки" военлёта, а должны были заслужить это звание в бою ).


Боевой 1916 год...

В наступившем году лётчики 3-го КАО продолжили будничную боевую работу с аэродрома Вержбовец. Они вылетали по заданию штаба 16-го армейского корпуса 7-й армии на разведку районов Бурканов, Петликовце Старе, Бучач, Монастыржискa, Езержаны. Мгла и облачность часто мешали фотографированию и прицельному бомбометанию и русским аэропланам приходилось снижаться до высоты 800 - 1300 метров, подвергаясь яростному обстрелу неприятельской артиллерии. Так, 5 Января Макиенок с наблюдателем прапорщиком Аркадием Федотовым вылетели на самолёте "Моран - Парасоль"  ( зав. № 492 ) для фотографирования позиций между Буркановым и Петликовце Старе. Чтобы получить снимки хорошего качества, пришлось снизиться над позициями с 1800 до 1300 метров, выключив двигатель, дабы не привлекать внимание противника. Сильный ветер также был врагом авиаторов, летавших на хрупких аппаратах с маломощными моторами. В одном из полётных донесений лётчики докладывали: "...сильный порывистый ветер мешал разведке, при полёте против ветра самолёт стоял на месте, позволяя артиллерии противника вести точную пристрелку".

Моран-L

Учебный "Моран" L, который в свое время летал в 3-м отряде.

Каждый полёт был связан с риском быть сбитым или сесть на территории противника из - за неисправности мотора. Так, 1 Февраля Макиёнок один вылетел на бомбометание на самолёте "Моран"-L  ( зав. № 239 ). Сбросив 8 десятифунтовых бомб на обоз противника на южной окраине Подгайцев, он полетел на Белокерницу. Здесь пилот сбросил ещё 8 бомб на обозы на западной окраине. В это время внезапно остановился мотор. Убедившись, что поломка серьёзная, Донат стал планировать к своим позициям. Пролетев 15 верст, он сел сразу же за русскими окопами. При пересечении линии фронта на высоте всего 50 метров самолёт подвергся сильнму обстрелу, но всё обошлось. После осмотра мотора выяснилась, что причина отказа "Гнома" - неисправность магнето.

В Феврале 1916 года несколько лётчиков 3-го КАО совершили ночные налёты на станцию и город Бучач. 3-го Макиёнок с наблюдателем вольноопределяющимся  ( так назывались в русской армии добровольцы ) Глубоковским на самолёте "Моран - Прасоль"  ( зав. № 239 ) и старший унтер - офицер Василий Янченко с наблюдателем Ширяевым на самолёте "Ньюпор-10" вылетели в 9 часов вечера на бомбардировку Бучача. Летели на небольшой высоте - 400 метров  ( днём обычно работали на 2000 - 3000 метров ). При подлёте к цели выключили моторы и сбросили бомбы на планировании. Макиёнок сбросил десяток 10-фунтовок, Янченко - 2 пудовых  ( 1 пуд = 16,38 кг ). Налёт прошёл успешно и через час оба самолёта благополучно вернулись на аэродром, освещённый фарами автомобилей и кострами.

6 Февраля в лунную ночь те же лётчики повторили налёт. На этот раз они взлетели без наблюдателей, взяв на борт побольше бомб. Макиёнок сбросил 14 бомб на станцию. Янченко, определив направление ветра, сбросил на западную окраину города 4 пудовых бомбы: 2 с "удушливыми" газами и пару обычных фугасок. В Первую Мировую химическое оружие применяли обе стороны, лётчики 3-го КАО начали использовать его в начале 1916 году. Новые боеприпасы оказались малоэффективным и к тому же очень опасным оружием, так что от них вскоре отказались.

Каждый ночной налёт сопровождался сильным, но беспорядочным огнём противника. Янченко писал в донесении об одном из таких рейдов: "...снаряды рвались у аппарата, ярко освящая его вспышками взрывов, в хвостовом оперении после приземления обнаружено несколько шрапнельных пробоин".

15 Марта 1916 года Макиёнок на своём "Парасоле"  ( № 239 ) вылетел один для преследования неприятельского аэроплана, появившегося над деревней Косово. Он настиг противника над Гайворонкой и преследовал его до Подгайцев. Около деревни Лещовка Макиёнок заставил самолёт противника приземлиться. К сожалению, архивные документы не приводят подробностей воздушного боя. Возможно, самолёт Макиёнка был вооружён пулемётом "Кольт" или "Льюис", установленным над верхним крылом. Такие пулемётные установки известны по фотографиям и описаниям того времени. К сожалению, эта первая воздушная победа Макиёнка не была подтверждена офицально, так как самолёт противника сел на своей территории  ( впоследствии подобные победы засчитывались ). Она отражена лишь в донесении лётчика.

Пулемет 'Льюис'

Пулемет "Льюис", установленный над крылом "Парасоля".

В конце Марта в районе IX-й армии состоялся Высочайший смотр войск. Для его охраны, называемой в документах Чрезвычайной Воздушной Охраной  ( ЧВО ), в помощь лётчикам 9-й армии было командировано и несколько пилотов 3-го корпусного отряда. Макиёнок совершил 5 полётов на ЧВО  ( 8 часов 3 минуты ). Русские аэропланы прикрывали район Хотин - Рухотин - Шидловцы, где с 28 Марта по 1 Апреля произошло несколько воздушных боёв. Так, 29 марта Макиёнок с наблюдателем прапорщиком Федотовым на "Моране" № 239 атаковали немецкий "Альбатрос" в районе деревень Рухотини и Клишковцы. Машина противника шла ниже нашего на 200 - 250 метров и её обстреливала русская артиллерия. После 5-минутной перестрелки с нашим самолётом противник повернул и ушёл на запад. Тот же экипаж в 5 часов вечера того же дня выдержал бой в районе Хотина с двумя "Альбатросами", которых отогнал за линию фронта. 1 Апреля Макиёнок и Федотов при бомбометании станции Черновицы были сначала обстреляны артиллерией противника, а затем атакованы двумя "Альбатросами", "на пулемётный огонь которых отвечали выстрелами из пистолета "Маузер". Вот на таких неравных условиях приходилось вести воздушные бои русским лётчикам !  Только мастерство и храбрость экипажа позволили с честью выйти из трудного положения и благополучно вернуться на аэродром.

Успешная боевая работа Макиёнка была отмечена его первым офицерским орденом - 15 Апреля 1916 года приказом по армиям Юго - Западного фронта № 618 он был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Среди 25 полётов, совершённых Макиёнком в Апреле 1916 года, особенно интересно преследование сорвавшегося неприятельского аэростата 27 числа. После взлёта Макиёнок с наблюдателем унтер - офицером Ширяевым нагнали аэростат противника на высоте 3000 метров. Они сделал вокруг него два круга, выпустив из "Маузера" 40 патронов. Привязной аэростат был без корзины и напоминал газгольдер. После атак наших лётчиков его понесло ветром на Гусятин. Из Сухостава для перехвата аэростата поднимался другой аэроплан, но и его экипаж ничего не добился.

С наступлением устойчивой хорошей погоды полёты лётчиков 3-го КАО стали интенсивнее. Перед началом летнего наступления командование русских войск нуждалось в точных сведениях о противнике и воздушной разведке придавалось особое значение. Лётчики, вылетая на разведку, часто брали с собой бомбы, были так же полёты только на бомбометание. Так, 25 Мая Макиёнок дважды бомбил неприятельскую артиллерийскую батарею, расположенную на южной опушке леса за высотой 362 у деревни Язловец, доставлявшую немало хлопот нашим войскам и недосягаемую для русской артиллерии из - за удаленности и хорошей маскировки. Штаб 16-го армейского корпуса поручил уничтожить эту батарею лётчикам 3-го корпусного.

В первом вылете утром вместе с Макиёнком участвовали прапорщик и старший унтер - офицер Шиуков, вылетевшие без наблюдателей на "Парасолях". Шиуков сбросил 10 бомб общим весом 2 пуда 20 фунтов, Макиёнок - 18 бомб разного калибра. Позже в тот же день Макиёнок повторил бомбометание, вылетев в одиночку в 17 часов. На этот раз на батарею упало ещё 17 бомб. Результаты ударов в обоих случаев были удовлетворительными: лётчики отметили в донесениях удачные попадания, а с передовых позиций пришла благодарственная телеграмма об отличной работе авиаторов, уничтоживших вражескую артбатарею. Всего за Май Макиёнок совершил 8 боевых вылетов. 16 Мая 1916 года приказом по 7-й армии за № 513 Макиёнок был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.

'Мораны-Парасоли'

"Мораны - Парасоли" 3-го КАО на аэродроме Вержбовец, лето 1916 года.

Всё лето лётчики 3-го отряда вели активную боевую работу, выполняя разведку и бомбометание, фотографирование и корректировку, преследование неприятельских аэропланов и связные полёты. Успешная боевая работа Макиёнка была высоко отмечена командованием: 15 Мая 1916 года приказом по 7-й армии № 815 он был награждён орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом  ( к тому времени Макиёнок уже имел "Анну" 4-й степени с надписью "За храбрость", дата награждения которым не известна ), а 30 Июля 1916 года - Высочайшим приказом произведён в чин подпоручика.

В Августе отряд перебазировался на новый аэродром у деревни Струпков. Лётчики действовоали в интересах штаба 12-го армейского корпуса, обследуя район Марковце - Станиславув - Богородчаны - Хмелювка - Майданска Буда - Невочин. Макиёнок успешно летал на задания, нередко попадая в критические ситуации, но каждый раз с честью выходя из них. Не раз ему приходилось приводить из полётов повреждённую шрапнельным огнем машину, не раз он доставлял в штаб корпуса важные разведданные. Особый интерес представляет групповой вылет 15 Сентября 20 самолётов 7-го авиадивизиона из состава 2-го Сибирского, 3-го и 32-го корпусных, 9-го армейского и 7-го истребительного авиаотрядов. При этом 16 самолётов несли бомбы, а 4 - охраняли их от атак противника. Удару подверглась железнодорожная станция Подвысокое-1, на которую наши лётчики сбросили бомбы общим весом 43 пуда.

Когда самолёты противника атаковали нашиу группу, в воздушном бою особенно отличились лётчики 7-го истребительного авиаотряда Орлов и Янченко и военный лётчик 3-го корпусного авиаотряда Донат Макиёнок. Во время воздушного боя последний трижды атаковал немецкий "Альбатрос", который, снизившись, вышел из боя и скрылся на своей территории.


Служба в 7-м истребительном

Макиёнок неоднократно встречался с противником в воздухе и вёл воздушные бои. Однако это были лишь отдельные эпизоды, к тому же "Моран - Парасоль" оказался малопригоден для решения подобных задач. Между тем, летом 1916 года в русской авиации были сформированы первые истребительные авиаотряды: 2-й под командованием Штабс - капитана Евграфа Крутеня и 7-й под командованием подпоручика Ивана Орлова, имевшие основной задачей борьбу с аэропланами противника. Решив связать свою дальнейшую жизнь с истребительной авиацией, Макиёнок подал рапорт о переводе из 3-го корпусного в 7-й авиаотряд истребителей  ( АОИ ). Обе части входили в состав 7-го авиадивизиона и формально перевод состоялся 15 Декабря 1916 года приказом № 411 по строевой части дивизиона. В это время Макиёнок находился на излечении в госпитале, куда он попал после аварии в конце Ноября 1916 года. 15-го вышел приказ по 7-й армии о его награждении орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами.

Итоги боевой работы Доната Макиёнок в 3-м КАО отражают следующие цифры: с 5 Августа 1914 года по 26 Октября 1916 года он совершил полёты общей продолжительностью 322 часа 40 минут, из них боевых разведок - 95  ( 180 часов 25 минут ), 80  ( 23 часа 59 минут ) - на воздушную охрану, 80 перелётов  ( 62 часа 53 минуты ) и 125 пробных полётов  ( 55 часов 23 минуты ).

В 7-й АОИ Макиёнок прибыл по выздоровлении только 19 Января 1917 года. Здесь его застало известие о присвоение очередного офицерского чина: Высочайшим приказом 23 Января 1917 года он был произведён в поручики инженерных войск. Совершив несколько пробных полётов после перерыва, вызванного лечением, Макиёнок быстро восстановил лётные навыки и с Февраля приступил к боевым вылетам, которых за Февраль совершил 11, общей продолжительностью 15 часов 33 минуты.

Ньюпор-10

Лётчики 7-го ИАО перед самолётом "Ньюпор-10", 1917 год.
Второй слева - поручик Донат Адамович Макиёнок.

Среди этих полётов следует особо отметить воздушный бой 22 Февраля, когда лётчики 7-го АОИ поручик Макиёнок и прапорщик Янченко встретились над деревней Свистельники на высоте 2200 метров с самолётом противника и после 20 минут боя на 8-й совместной атаке сбили его. Сбитый аэроплан упал в расположении противника на поле западнее местечка Липница Горна  ( или Гурна ). Во время боя прапорщик Янченко снижался до 400 метров, поручик Макиёнок - до 800 метров. Для Макиёнка это была первая победа, подтверждённая другим свидетелем. Хотя сбитый самолёт упал на территории противника, о нём сообщалось в приказах по отряду и дивизиону.

В Феврале 1917 года в России произошла революция, заставившая Николая II отречься от престола. Временное правительство ввело "демократические" порядки в армии. Приказом по Военному ведомству от 7 Марта вместо определения "нижний чин" вводилось звание "солдат". Солдаты получили право курить в любом месте, ездить в трамвае, ходить в трактир, а также - выбирать комитеты и командиров. Последнее стало первыми шагами к развалу армии. Джин был выпущен из бутылки...

В Марте накал воздушных боёв не ослабевал. Макиёнок по числу и продолжительности боевых полётов занял первое место в отряде: 21 вылет  ( 23 часа 56 минут ). 7 Марта три самолёта 7-го АОИ  ( два "Ньюпора" и "Моран" I ) вступили в бой с двумя немецкими аэропланами над Монастыржеско. Один из вражеских аппаратов, двухместный разведчик, боя не принял и с большим снижением ушёл в своё расположение. Охраняющий его истребитель ( "двухстоечный двухпулемётный", то есть, скорее всего, тоже разведчик ) вступил в бой и после нескольких атак наших лётчиков так же удалился в своё расположение. После приземления в заголовнике истребителя "Ньюпор-21" Макиёнка было обнаружено 4 пробоины всего в 2 см от головы лётчика. На это раз опасность была буквально рядом.

31 Марта 7-й истребительный одержал 2 воздушные победы, в одной из которых "поучаствовал" Макиёнок. Чтобы не потерять колорит описания этого интересного события, приведём донесение самого лётчика:

"В 8 часов 45 минут утра вылетев для преследования неприятельского самолёта, шедшего по направлению Тысменица - Станиславув, но не догнав его, я заметил два самолёта в районе Богородчаны. Сблизившись с ними, я увидел, что одним из них был наш "Моран Парасоль"  ( как потом выяснилось 3-го КАО ), а другой был преследующий его неприятельский "Альбатрос". Наш самолёт уходил к себе в тыл, а неприятельский самолёт преследовал и расстреливал его. Будучи мною атакован в районе Лысец, он бросил преследование "Морана Парасоль" и вступил со мной в бой, продолжавшийся 7 минут. Обладая большей скоростью, противник не давал возможность мне удачно атаковать его. Во время нашего боя к нам приблизился наш самолёт "Моран Монокок", на котором летел военный лётчик прапорщик Янченко. Когда неприятель пикировал на меня, прапорщик Янченко атакой сверху заставил неприятеля снизиться на равную со мной высоту, что способствовало удачной атаке. После моей последней атаки противник быстро начал падать, переваливаясь через крыло, и упал, загоревшись, в лес к западу от Майданской Буде. Снизившись до высоты 800 метров и убедившись, что неприятельский самолёт сгорел, я повернул на свой аэродром Марковце".

Телеграмма из штаба 117-й пехотной дивизии подтвердила сбитие неприятельского самолёта поручиком Макиёнком и сообщение об этом попало в офицальную сводку штаба Верховного Главнокомандования.

По данным австрийского архива 13 Апреля 1917 года  ( по новому стилю) в районе Богородчан состоялся воздушный бой "Бранденбурга" C.I 67.03 из 7-й авиароты с русским "Ньюпором". Лётчик фельдфебель Пауль Хабличек  [ Feldwebel Paul Hablitschek ] был ранен в бедро и наблюдатель оберлейтенант Роман Шмидт  [ Oberleutnant Roman Schmidt ], взяв управление на себя, попытался совершить вынужденную посадку в расположении 14-й воздухоплавательной роты. Приземление оказалось неудачным и самолёт разбился. Хабличек скончался 26 Мая, Шмидт отделался "лёгким испугом".

Отнести этот "Бранденбург" на счёт Макиёнка мешает одно обстоятельство: на нём не было пожара. Кроме того, австрийскому экипажу также была засчитана победа  ( "Ньюпор", принужденный к посадке ), что может указывать на воздушный бой с одноместным "Ньюпором-10" прапорщика Мартирова из 4-го артиллерийского авиаотряда, в котором наш истребитель был повреждён и вынужденно приземлился.

'Бранденбург'

Оберлейтенант Шмидт перед разбитым, но не сгоревшим "Бранденбургом"

В тот же день в воздушном бою был повреждён другой разведчик из той же австрийской части  ( вероятно, "Бранденбург" C.I ). Наблюдатель лейтенант Селига  [ Szeliga ] был ранен в оба бедра, но лётчик цугсфюрер Клефац  [ Klefac ] остался цел и благополучно посадил машину на своём аэродроме, а значит, и этот случай не может служить подтверждением побед русских лётчиков.

В Апреле Макиёнок продолжает удерживать первенство в отряде по числу и продолжительности полётов - 22  ( 28 часов 13 минут ). Некоторые из них представляют интерес. Так, 8 Апреля Макиёнок и командир отряда подпоручик Орлов над деревней Колодзиновкой  ( район Тысменица - Десптувка ) настигли неприятельский самолёт. Орлов атаковал его и убил или ранил наблюдателя, но закончить бой не смог, так как сам в это время был атакован вторым неприятельским самолётом и вынужден вступить с ним в бой. Над Станиславом на помощь Орлову подошёл Макиёнок и своими атаками заставил снизиться противника в районе Майдан. Вскоре наши лётчики были атакованы третьим самолётом противника и вышли из боя, так как у них кончились патроны.

14 Апреля Макиёнок атаковал в районе Ямницы самолёт противника, который после первой атаки перевалился через крыло, снизился и совершил посадку у деревни Козярки. Эта победа отражена только в донесении пилота, поскольку противник опустился на своей территории и очевидцев не было. 21 Апреля, вылетев на "Ньюпоре-21", поручик в районе Драгомирчан встретил 2 неприятельских аэроплана. После первой атаки один из вражеских разведчиков ушёл к себе в тыл, а другой принял бой. После 10-минутной схватки над деревней Загвоздь противник с большим снижением ушёл в свое расположение. В районе Ямницы Макиёнок встретил ещё 2 неприятельских мащины. Одна из них, не принимая боя, ушла в направлении Калуша. Другая после нескольких атак также ушла к себе в тыл.

В Мае интенсивность боевой работы 7-го истребительного авиаотряда не ослабевала. Из 105 полётов, совершённых 5-ю лётчикаими отряда за этот месяц, почти треть - 30 - выполнил Макиёнок  ( всего 40 часов 48 минут ). В отдельные дни он взлетал по 2 - 3 раза, провёл десятки воздушных боёв на своем "Ньюпоре-21" № 1990. Не раз поручика подводили отказы пулемёта "Льюис" в самые ответственные моменты и недостаточная скорость старого "Ньюпора", не способного догнать даже немецкие двухместные разведчики. Основной задачей истребителей было не столько сбить самолёт противника, сколько просто отогнать его от линии фронта, не дав возможности выполнить боевую задачу. Часто истребителям отряда приходилось брать на себя и несвойственные им функции: разведку, фотографирование позиций и артиллерийских батарей противника.

В Июне на фронте 7-й армии началось наступление русских войск. Это была последняя попытка Временного правительства внести перелом в войну, однако армия была уже не та. Войска поразила зараза большевизма, прежняя дисциплина отсутствовала, в строевых частях на фронте командовали солдатские комитеты. Целые полки покидали окопы и самовольно уходили в тыл, отказываясь воевать. В этих условиях наступление было обречено на провал. Только артиллерские и авиационные части, имевшие в личном составе много офицеров, оставались боеспособными и в тяжелейших условиях продолжали вести боевую работу.

'Ньюпор'-11 и -21

Истребители 7-го отряда: "Ньюпор-11" ( в центре ) и два "Ньюпор-21".

146 боевых вылетов совершили в Июне лётчики 7-го АОИ, из них 39  ( 49 часов 11 минут ) выполнил Макиёнок на "Ньюпоре-21" № 1990 и "Ньюпоре-17" № 2453. 10 Июня Донат вылетел на "охоту за баллоном", но сумел достич лишь быстрого спуска аэростата на землю. 16 Июня лётчику повезло больше. В районе Шибалин - Потуторы он атаковал аэроплан противника. Подбитый враг круто снизился и сел за линию своих окопов у фольварка Марценювка. Увлекшись наблюдением за спуском неприятельской машины, Макиёнок сам подвергся внезапной атаке пары "Фоккеров" и с трудом посадил повреждённый "Ньюпор" за линией своих окопов. Плоскости истребителя были пробиты в 6 местах, причём при посадке нижнее крыло сломалось. Пострадало также управление рулем поворота. Победу Макиёнка позже подтвердили наземные войска, сообщение о ней появилось в газете "Армейский вестник" № 564 от 20 Июня 1917 года.

23 Июня Макиёнок на "Ньюпоре-17" № 2453 вылетел для сопровождения оборудованного фотокамерой "Ньюпора-21", который пилотировал прапорщик Янченко, получивший задание сфотографировать батареи противника в районе северо - восточнее Брзежан. Во время фотографирования Янченко был атакован самолётом противника. Однако совместными усилиями русской пары вражеский аэроплан был сбит и упал у деревни Лапшин  ( севернее Брзежан ) в неприятельском расположении. Победа наших лётчиков была подтверждена наземными войсками. За этот бой Макиёнка представили к ордену Святого Георгия 4-й степени, который он получил осенью 1917 года.

28 Июня эти же лётчики встретили на высоте 2400 метров над Брзежанами 4 самолёта противника и вступили с ними в бой. После нескольких атак противник стал уходить в своё расположение, при этом один аэроплан снизился, окутанный густым дымом. Этот факт отмечен в документах отряда, однако результат боя остался неясным, так как подбитый аппарат скрылся на территории противника.

В Июне 7-й истребительный отряд понёс тяжёлую потерю: 17 числа в воздушном бою с двумя  ( по другим данным - с четырьмя ) истребителями противника погиб подпоручик Иван Орлов. Он был убит пулей в воздухе. Орлов был не только командиром, но и хорошим боевым товарищем Доната Макиёнка. В аттестации за 1917 год он так пишет о Макиёнке: "Лётчик изумительной храбрости. Не только отлично исполняет приказы, но сам всегда вызывается на опасные полёты, которые выполняет блестяще. Так же очень хорош по технике полёта, свою работу любит. Характера спокойного и уживчивого. Всего более подходит для истребительного дела, хотя одинаково хорошо выполняет всякие задачи".

Новым командиром 7-го АОИ был назначен корнет Юрий Гильшер. Этот выдающийся русский лётчик летал с протезом. Ему ампутировали стопу левой ноги после аварии 27 Апреля 1916 года на самолёте "Сикорский" С-16. Несмотря на это он не только не ушёл в отставку, но и добился своего возвращения в истребительную авиацию !

В Июле, когда провал наступления стал очевиден, интенсивность полётов лётчиков 7-го отряда несколько снизилась, но работы своей они не прекращали. За этот месяц Макиёнок совершил 26 вылетов общей продолжительностью 23 часа 26 минут. День 7 Июля стал очередной трагической страницей в жизни части. Поручик Макиёнок  ( это был уже 3-й его боевой вылет за день ), корнет Гильшер и прапорщик Янченко вылетели на отражение налёта эскадрильи из 8 самолётов противника, к которым вскоре подошли ещё 10 самолётов. Макиёнок над Тарнополем вступил в бой и, расстреляв все патроны, вынужден был снизиться и вернуться на свой аэродром.

Противник летел бомбить Тарнополь, городские улицы и станция которого были забиты отступающими русскими войсками. Беззащитному городу угрожала расправа с воздуха и, несмотря на явное неравенство сил, наши лётчики вступили в бой... Пулемётные очереди с нескольких самолётов, атаковаших одновремeнно корнета Гильшера, пронзили его "Ньюпор". Мотор вывался из рамы и вылетел далеко вперёд, крылья сложились и русский аэроплан камнем упал вниз. Прапорщик Янченко перевёл машину в штопор, оторвался от преследования и приземлился на месте падения Гильшера. Отправив тело погибшего лётчика с ближайшей повозкой в Тарнополь, он вернулся на аэродром. Наши лётчики свою задачу выполнили: противник, не долетя до цели, сбросил в беспорядке бомбы и повернул назад.

После гибели Гильшера обязанности командира 7-го отряда временно стал исполнять Донат Макиёнок. В приказе по отряду он пишет: "В лице корнета Гильшера отряд теряет второго командира, идейно и геройски исполнившего свой долг перед Отечеством. Да послужит всем боевым орлам этот святой геройский подвиг военного лётчика Гильшера примером безграничной преданности Родине...".

Чуть больше месяца Донат командовал частью, подавая своим боевым товарищам достойный пример. В Августе он совершил всего 5 боевых вылетов  ( 7 часов 15 минут ). Заслуживает внимания последний бой, проведённый поручиком 6 Августа. Поднявшись с аэродрома Гусятин для патрулирования на высоту 3500 метров, он атаковал вражеский самолёт в районе Ольховца и преследовал его до высоты 400 метров. Потом стрельба стала невозможна: заел пулемёт. Подбитый противник перетянул траншеи и сел у Чабарувки. Устранив неисправность пулемёта, Макиёнок атаковал другой аэроплан и вынудил его к посадке на аэродроме у деревни Копычинцы. Оба самолёта сели на неприятельской территории и офицального подтверждения победы не получили. Это были последние успехи "польского орла" в русском небе.

11 Августа Макиёнка сменил назначенный командованием военный лётчик Штабс - ротмистр Гроховальский. Причина этому была одна - истощение моральных и физических сил. Командир 7-го авиадивизиона военный лётчик капитан Баранов сообщал командованию о своём боевом товарище: "Макиёнок тяжело болен, подорвал своё здоровье беспрерывной работой на фронте и нуждается в продолжительном лечении и отдыхе. Ходатайствуем о прикомандировании в Севастопольскую или Евпаторийскую авиашколы". На юге можно было лечить туберкулёз, не подавая в отставку.

'Ньюпоры-17'

Истребители "Ньюпор-17" из состава 7-го АОИ, осень 1917 года.

6 Сентября Макиёнок отправился в школу лётчиков - наблюдателей в Евпаторию для обучения пулемётному делу, что фактически являлось формальным предлогом командировать его с фронта в тыл для лечения. До школы Макиёнок не добрался и сразу после прибытия 17 Сентября был помещён в Севастопольский госпиталь Красного Креста. Из госпиталя Макиёнок вышел лишь через месяц. К тому времени он получил очередное воинское звание и приказом по армии и флоту от 27 сентября 1917 года был произведен в Штабс - капитаны  ( газета Русский Инвалид № 234 от 12.10.1917 года. ).

После октябрьского переворота

По окончании кратких курсов по пулемётному делу Макиёнок в Ноябре отбыл в распоряжение начальника Управления авиации и воздухоплавания в Петроград. К тому времени к власти пришли большевики и работа управленцев была почти парализована. Управление авиации и воздухоплавания возглавляли старые кадры, лишённые реальных полномочий. Новая власть в форме Авиасовета почти не имела представления о практической стороне дела и была занята дележом портфелей. В это смутное время никто ничего дельного предложить Макиёнку не мог и он предпочёл вернуться на фронт в свой отряд к боевым товарищам, чем созерцать борьбу за власть в руководящих органах авиации.

Вернувшись в 7-й АОИ в конце Ноября, Макиёнок попал в самую гущу революционных событий. Боевая работа на фронте была фактически парализована и отряд, как и другие части старой русской армии, бездействовал. Донат оказался вовлечён в водоворот событий - 28 Ноября 1917 года на общем собрании солдат и офицеров он был избран в состав Военно - Революционного комитета. Вероятно, сказалось его крестьянское происхождение - бывший лётчик - солдат исключительно своим ратным трудом добился высокого офицерского чина и многих боевых наград. Его авторитет в солдатской среде был высок.

После этого пошли чередой собрания, митинги, выборы и перевыборы, никакой боевой работы уже не велось. Начались разногласия и склоки с бывшими офицерами. Новый командир отряда лётчик - солдат Коваленко и комиссар солдат Поляев начали свою деятельность с того, что 13 Декабря по их требованию Военно - Революционный комитет приказал бывшему начальнику отряда Штабс - ротмистру Гроховальскому... уплатить из своего жалованья за 4 ведра израсходованного спирта по цене в 3 раза больше интендантской !   А пили - то поди вместе: и солдаты, и офицеры, однако на утро с похмелья всё предстало в ином свете. Не известно, уплатил ли Гроховальский за выпитый солдатами спирт, но на следующий день он был откомандирован в Польский корпус на основании приказа Верховного комитета союза военных поляков при 7-й армии. Вскоре его примеру последовал и Донат Макиёнок.

В сумбуре Гражданской войны

18 Января 1918 года военный лётчик, капитан русской армии Донат Макиёнок вместе с механиком на самолёте прилетел в Каменец - Подольск. Здесь формировался 1-й Польский авиационный отряд  ( пока ещё в составе русской армии ) и Макиёнок был с радостью принят в его ряды. Он стал помощником командира части. Не хватало всего: самолётов, запчастей, бензина и масла. В служебной записке, найденной в польских архивах, указывается, что Макиёнок "...тогда же оказал большую услугу, раздобыв горючее у большевиков в Плоскирове". Возможно, документы, полученные им в Военно - Революционном комитете 7-го АОИ, позволили обвести вокруг пальца большевиков. После прибытия 2-й Карпатской бригады под Рараньшу  ( Rarancza ) 1-й Польский авиаотряд в полном составе перешёл под командование генерала Юзефа Галлера. Майор польской армии Макиёнок выполнил трудный перелёт из Сорок в Кишинёв, доставив приказ командования. В течение Польско - Украинской войны он совершил 16 боевых вылетов общей продолжительностью 35 часов.

После разгрома 2-го корпуса Войска Польского под Каневым 11 Апреля 1918 года Макиёнок попал в плен, но через несколько дней сумел бежать и добрался до Киева, занятого большевиками. Здесь он установил контакт с секретной польской комендатурой, собиравшей поляков, разбросанных вихрями Гражданской войны по Украине и России. 30 Мая по приказу военного командования польской организации в Киеве Макиёнок возглавил отряд из 18 польских солдат, направлявшийся в Мурманск. Такой окружной и дальний путь на родину был вынужденной мерой. Украина была охвачена войной за независимость, а на севере "триумфальное шествие" советской власти было приостановлено. Здесь находились представительства союзных держав, на содействие которых в переправке на родину расчитывали поляки. Группа следовала под видом мобилизованных русских солдат с фальшивыми документами. Все сорвалось 28 Июня в Нижнем Новгороде - поляки были арестованы большевиками. Те предложили Макиёнку поступить на службу, полагая вероятно, что бывший крестьянин, а ныне известный военный лётчик и офицер согласится вступить в ряды Красной Армии.

Макеенок от предложения отказался, за что и был отправлен под конвоем в Москву, где помещён в печально известную Бутырскую тюрьму. 6 недель тюремного заключения не прошли бесследно для его подорванного здоровья и Макиёнок вновь заболел туберкулёзом. Возможно, его перевели в тюремный лазарет, где режим содержания не был таким строгим. Из тюрьмы Макиёнку удалось бежать 1 Октября 1918 года. Не известно, какие трудности ему пришлось преодолеть в течение месяца, когда он скитался по России и Украине, охваченных Гражданской войной.


Возвращение на родину

1 Ноября 1918 года Донат Макиёнок вернулся в Варшаву и снова вступил в ряды Войска Польского, хотя имел полное право на отдых и лечение после стольких скитаний и тюремного заключения. "Старые заслуги" для польского командования ничего не значили, и 18 Ноября, по окончании 2-недельного курса подготовки в офицерской школе Деблина  ( Deblin ), Макиёнок был произведён в чин поручика  ( то есть на два ранга ниже, чем в России или у генерала Галлера ), а затем получил назначение в Краковскую лётную школу.

Капитан Макиёнок

Капитан Макиёнок перед обломками "Бранденбурга" B.I,
Краков, 6 Января 1919 года.

20 Января 1919 года Макиёнок, к тому времени уже капитан, стал пилотом только что сформированной 3-й эскадрильи  ( 3 Eskadra ), которая в последних числах месяца отправилась в Люблин  ( Lublin ) для действий на Волынском фронте. Приказом от 3 Ффевраля Макиёнок получил должность "шеф - пилота" части.

Бранденбург B.I

Самолёт "Бранденбург" B.I  капитана Макиёнка, Январь 1919 года.

Организационный период закончился 5 Февраля, а на следующий день капитан Макиёнок на DFW C.V серийный № C.808/17  ( борт. № 54 ) совершил первый боевой вылет эскадрильи. В качестве наблюдателя с ним полетел командир эскадрильи капитан Юлиан Слоневски. Спустя час после взлёта двигатель отказал, пришлось садиться на вынужденную. Лётчики провозились с мотором до темноты и смогли вернуться на свой аэродром только на следующий день.

Всего за 4 месяца боевых действий Макиёнок совершил 16 разведывательных полётов, в которых его наблюдателями, кроме комэска, были подпоручики Тадеуш Антонович и Александер Лагуна.

Бреге-14

Персонал 3-й эскадрильи перед "Бреге-14".
Капитан Макиёнок сидит в центре.

С 30 Мая 1919 года капитан Макиёнок сам возглавлял 3-ю эскадрилью. С Апреля по Октябрь 1920 года его подчинённые принимали участие в Советско - Польской войне, но сам он не летал из - за плохого здоровья.

Капитаны Слоневски и Макиёнок

Капитаны Слоневски и Макиёнок вместе с двумя механиками
сфотографировались перед DFW C.V C7805/17, май 1919 года.

За свою лётную карьеру Донат Макиёнок совершил около 600 боевых полётов, провёл несколько десятков воздушных боёв, одержал 9 воздушных побед  ( 4 из которых нашли офицальное подтверждение ). Летал на 14 типах самолётов: "Ньюпоры" с 4-го по 23-й, "Моран-Ж" 14-ти и 16-ти метровый  ( типы H и G соответственно ), "Моран - Парасоль", "Спад" А2 и/или A4, "Альбатрос" D.III, "Фоккер" D.VII, "Бранденбурги" B.I и C.I и DFW C.V.

Начав службу рядовым солдатом осенью 1911 года, Макиёнок за 6 лет службы достиг чина капитана  ( что соответствует современному майору ). За доблесть, проявленную на фронтах Первой Мировой войны, получил следующие российские награды: солдатские Георгиевские Кресты 4-й, 3-й и 2-й степени; 7 офицерских орденов  ( включая высший из них - орден Святого Георгия 4-й степени ). Союзная Сербия наградила его орденом "Белого Орла" 4-й степени. Позже Польша наградила его орденом Виртути Милитари 5 класса, Крестом за доблесть, медалью за победу и Крестом за независимость.

Майор Макиёнок
Майор Д. А. Макиёнок
перед выходом в отставку

После окончания боевых действий Макиёнок продолжал командовать 3-й эскадрильей, пока в начале 1925 года не получил назначение на пост коменданта авиационного парка в лётной школе в Быдгоще  ( Bydgoszczy ). С этой должности он в чине майора вышел в отставку в 31 Декабря 1928 года. После этого он работал на фабрике "Продметал"  ( Prodmetal) в Быдгоще, женился, 15 Июля 1933 года у него родился сын Хенрик  ( Henryk ). В 1939 или 1940 году, во время оккупации, Макиёнок был арестован немцами. В Мае 1941 года он попал в концлагерь Освенцим и всего через месяц умер  ( или был убит ). Официальная дата смерти - 18 Июня 1941 года.

Ас российского Военно - Воздушного Флота поляк Донат Макиёнок, прошедший Первую Мировую и Гражданскую войны, бесследно исчез в гигантском водовороте Второй Мировой, поглотившем десятки миллионов людей...

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz