КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Павлов Иван УльяновичИван Павлов родился в 1893 году в Херсонской губернии, в крестьянской семье. Человек из народа, по довоенному образованию агроном, физически крепкий хлопец с Украины, Павлов с большим трудом добился права стать авиатором. В 1914 году, ещё на призывном пункте, он попросил отправить его в лётчики. Вначале он был направлен в 6-ю авиационную роту, а оттуда в Гатчинскую школу мотористов. Лишь после многочисленных напоминаний и просьб, Ивана отправляют во Францию, в авиационную школу в городе Шартре. 4 ноября 1916 года он сдаёт экзамены на "отлично" и получает звание "военного лётчика" и "гражданского пилота - авиатора". За блестящие способности Павлов был отправлен для дальнейшего совершенствования лётного мастерства в город По, в высшую школу воздушной акробатики и стрельбы, а затем в специальную школу воздушной стрельбы в Казо. Во Франции он пробыл до 10 февраля 1917 года. Закончив курс обучения, Иван Павлов твёрдо решил отправиться на фронт. По возвращении из Франции, он был определён в 1-ю истребительную авиагруппу известного российского аса Александра Козакова, личный состав которой был самым сильным в царской армии. В составе это авиагруппы Иван Павлов часто летал в паре с прапорщиком Земблевичем. "Козаков в моём представлении, - писал Павлов, - был самым крупным героем 10-миллионной царской армии. Человек с громадной силой воли, необычайно храбрый, способный в воздушном бою подходить в упор к противнику и драться до те пор, пока тот не свалится на землю - он вызывал восхищение в лётной среде. За эти качества я уважал его, у него учился..." Павлов умел учиться, это он доказал в первых же воздушных боях. Безупречной работой Иван Павлов завоевал своё право на независимость. К сближению с офицерской элитой не стремился, пользовался особым доверием лётчиков из солдат, механиков, мотористов. Летом 1917 года 1-я Боевая авиагруппа армий Юго - Западного фронта ( 2-й, 4-й и 19-й Корпусные авиационные отряды ) под командованием ротмистра А. А. Козакова, имевшие на вооружении истребители "Ньюпор", оперировала в Южной Галиции, там же, где и 2 отряда Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Одной из задач лётчиков - истребителей была охрана "Муромцев". Так, 30 августа лётчики 4-го и 19-го КАО охраняли 4 "Муромца", шедших на бомбометание складов Хоросткова. В числе лётчиков-истребителей был и Иван Павлов. 14 сентября 1917 года 5 "Муромцев" при сопровождении 3 "Ньюпоров" совершили налёт на Хоростков и Перемилув. Шедшие над "Муромцами" на высоте около 4500 метров старший унтер-офицер Иван Павлов и прапорщик М. Земблевич заметили 2 неприятельских самолёта, атаковавших сверху один из "Муромцев". Приблизившись, "Ньюпоры" с нарисованными на килях черепами быстро отогнали немецкие "Роланды". Начальник 3-го отряда "Муромцев" подполковник И. С. Башко послал своим спасителям телеграмму с благодарностью: "Спасибо белому черепу!". Всего же на охрану "Муромцев" истребители 1-й Боевой авиагруппы произвели 17 самолёто-вылетов. Свою единственную воздушную победу, по его собственным словам, одержал 1 октября 1917 года в районе Гусятина (Западная Украина). Выполняя боевое задание, он встретил 4 немецких самолёта: 3 истребителя и разведчик. Численное превосходство противника не смутило его. Павлов смело атаковал группу. Дважды ухитрившись зайти противнику в хвост, Павлов буквально изрешетил неприятельский "Роланд", который рухнул в расположении русских. Приземлившись, он обнаружил разбитый самолёт и труп немецкого лётчика-лейтенанта Шольца. Свои впечатления Павлов описывал следующим образом: "Когда я взглянул на эту картину, у меня впервые, как никогда до этого, мучительно сжалось сердце. То же самое могло быть и со мною, промелькнуло в голове... И, глубоко взволнованный, я тут же спрашиваю у собравшихся вокруг солдат: "Товарищи, кому нужно всё это? Кому нужно, чтобы мы с вами так зверски убивали друг друга? Кто в этом заинтересован?" Минут через 50 к месту катастрофы подъехал на автомобиле Козаков. Обычно неразговорчивый, почти нелюдимый, на этот раз он заговорил: "Когда вы ввязались с немцем в драку, я был на аэродроме и наблюдал эту замечательную картину во всех её подробностях. Вы мне своим боем доставили истинное удовольствие, и я очень рад за вас. Если бы я имел право, то только за один этот бой произвёл бы вас в офицеры". Всё это было очень лестно. Павлов поблагодарил командира и, вероятно от смущения, ответил, в данной ситуации довольно резко: "Нет, благодарю вас, офицеры сейчас становятся не в моде". Козаков молча отошёл в сторону... На второй день после похорон фотоснимки места падения Шольца и его погребения с сопроводительным письмом, в котором говорилось, что пилоту оказаны воинские почести при захоронении, были сброшены на немецкий аэродром, как поступали в ту пору авиаторы всех армий. Войну Павлов закончил в чине старшего унтер-офицера. После Октябрьской революции Александр Козаков был снят с должности командира авиагруппы, а его место занял Иван Павлов. Без особого успеха он пытался спасти самолёты и авиационное имущество своего соединения. Часть аппаратов досталась немцам, часть растащили украинцы, а сам Павлов добрался до Советской России с одним "Ньюпором". В апреле 1918 года он сформировал 1-ю Советскую истребительную авиагруппу, во главе которой сражался под Свияжском и Казанью. Эти сражения стали боевым крещением красной авиации, но летом 1919 года авиагруппа была почти полностью уничтожена на своём аэродроме белоказачьей конницей генерала Шкуро, прорвавшей линию фронта. С января 1919 года - помощник начальника воздушного флота Юго-Западного фронта по авиации, а с мая - начальник авиации и воздухоплавания 8-й Армии (одновременно командир авиагруппы). В сентябре 1920 года Павлов возглавил всю авиацию Южного фронта, и, применив тактику массированных налётов, сорвал наступление корпусов Кутепова и Секретева Врангелевской армии в Северной Таврии. Лихой лётчик-истребитель Иван Павлов стал широко известен, особо отличился в период боёв за Казань. За мужество, отвагу и героизм, в числе очень немногих, в 1919 году был награждён орденом Красного Знамени. За бои в Северной Таврии был награждён вторым орденом Красного Знамени (1920 год). Истребитель S.E.5a. Центральная авиагруппа Юго-Западного фронта. В августе 1920 года на нём летал командир соединения Иван Павлов. Как и в годы Первой Мировой войны отдельные красные лётчики размещали на фюзеляжах боевых машинах индивидуальные лозунги. На этом фоне особо выделялся Иван Павлов. Выражая свою преданность партии большевиков, он поместил на своём самолёте надпись: "За В.К.П.(б)". Ранее борт его машины украшал эмблема иной направленности, представленная в виде мёртвой головы с лезвием кинжала в зубах, изображение которой дополняли грозные слова: "Гибель побеждённым". Самолёт И. У. Павлова "Бристоль F.2В" с мёртвой головой. Самолёт И. У. Павлова "Фоккер D-ХIII" с надписью "За В.К.П.(б). В годы Гражданской войны И. У. Павлову пришлось летать также на трофейном самолёте, прежний хозяин которого назвал его "Vieux ami" (на французском языке - "Старый друг"). Именно эта надпись спасла красному лётчику жизнь, когда он оказался в стане противника. При неудачном обстреле бронепоезда белых самолёт И. У. Павлова был подбит. При посадке возле железнодорожной линии его обнаружил белоказачий разъезд. Гибель, казалось, была неизбежной. Но Павлов не растерялся: - Я - штабной офицер. Мне приказано установить связь с бронепоездом. Но тот почему - то внезапно ушёл. Прошу помочь мне запустить мотор, - обратился он к командиру белогвардейского отряда. - Но почему на вашем самолёте красные звёзды? - с подозрением спросил тот. - Это самолёт красных, - не смущаясь ответил Павлов. - Только вчера я заставил его сесть, а сегодня решил на нём же лететь на разведку, так как звёзды могут спасти меня от обстрела. Белогвардейцы помогли лётчику запустить мотор. Павлов поднялся в воздух, обстрелял "добровольных помощников", а затем улетел на свой аэродром. В 1920-1930 гг. Иван Павлов занимал ряд командных должностей, руководил Серпуховской школой воздушной стрельбы и бомбометания. Затем командовал авиацией Киевского, Северо - Кавказского округов. В 1930-х годах, став уже комкором, командовал авиацией Московского военного округа. Именно в этот период он летал на знаменитом истребителе И-5, с красным вымпелом на борту и надписью "За ВКП(б)". Закончил свою карьеру на должности Главного инспектора Военно-Воздушных Сил РККА. Написал книгу воспоминаний о своей жизни - "Записки красного лётчика", вышедшей в 1936 году. Этот год оказался для Ивана Ульяновича Павлова последним - вскоре он скончался от последствий ран, полученных во время Гражданской войны. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |