Пульпе Эдуард Мартинович - русский военный летчик Первой мировой войны - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Пульпе Эдуард Мартинович

Э.М.Пульпе

Эдуард Вильгельм Александр Мартинович Пульпе ( таково полное имя этого лётчика ), родился 22 Июня 1880 года в Риге. Его родители, имевшие собственный магазин, были людьми весьма состоятельными и дали сыну хорошее образование. Прекрасно разбираясь в математике, Пульпе занялся строительством собственного самолёта. По словам близко знавших его людей, построил его осенью 1911 года и даже летал на нём над Рижским взморьем !

Окончив Александровский императорский лицей, с 1906 по 1907 год работал в Механическом кабинете вместе с С. Чаплыгиным под руководством Н. Жуковского над исследованием силы тяги воздушных винтов. Затем, поступает на физико - математический факультет Московского  ( по другим источникам Петербургского ) университета. В 1907 году закончил его с дипломом Первой степени. По окончании учёбы он едет в Германию  ( был рекомендован для работы над магистрской диссертацией в Гейдельбергский университет ). После успешной защиты, преподавал математику в Москве, а ещё позднее - в одной из Рижских гимназий.

В 1912 году Пульпе уезжает во Францию, где пройдя курс обучения, в одной из лётных школ на самолёте "Депердюссен", получил Диплом авиатора № 1571 от 19 Декабря 1913 года. Там, во Франции, его и застала война. В Ноябре 1915 года Эдуард добровольно вступил в ряды французской армии и, поручив звание Сержант, стал лётчиком - истребителем.

23 Сентября 1915 года Эдуард в одиночку вылетел на бомбардировку железнодорожного вокзала, занятого противником. Уже после сброса бомб Пульпе был атакован вражеским истребителем, его самолёт получил тяжелые повреждения - пробит топливный бак, перебиты тросы управления... Несмотря на это, Пульпе долетел до своего аэродрома и посадил израненную машину !

В воздушных боях под Верденом Пульпе дважды пришлось сойтись с восьмёркой немецких аэропланов. Но, несмотря на явное неравенство сил, ему удалось уничтожить 2 вражеских истребителя.

20 Марта 1916 года Пульпе атаковал 3 самолёта противника на его территории. В ходе упорного боя сумел поставить врага в невыгодное положение, сбил один немецкий самолёт и, несмотря на то, что его аэроплан был повреждён, благополучно вернулся на свой аэродром. 31 Марта 1916 года адьютант 23-й эскадрильи Эдуард Пульпе вновь атаковал 2 вражеских самолёта. Один сбил, другой обратил в бегство и возвратился на сильно повреждённом самолёте.

Однажды Пульпе на повреждённом самолёте приземлился во вражеском тылу. К нему на помощь пришёл французский лётчик Боббо - сел рядом с потерпевшим аварию. Вместе они подожгли аппарат Пульпе, чтоб не достался врагу, и улетели на самолёте Боббо. За свои подвиги, одержанные в небе Франции, Эдуард Пульпе был награждён орденом "Почётного легиона". За бесстрашие и горячность, с которыми он вел бой, французы прозвали его "лётчиком с вулканом в сердце".

Так же мастерски воевал Эдуард и на фронтах Отечества. С началом боёв на Ковельском направлении он сбил, по рассказам очевидцев, 3 немецких самолёта, которые рухнули на территорию, занятую врагом, и потому засчитаны не были  ( по другим источникам, ему была засчитана лишь одна победа, 10 Июня 1916 года, достоверность которой не вызывала сомнения ).

Весной 1916 года французское командование для оказания поддержки нашей авиации направило в Россию 3 эскадрильи своих лётчиков, многие из которых были распределены по фронтовым авиаотрядам. Среди прибывших только один пилот - латыш Эдуард Пульпе - имел на своём счету 4 победы в воздухе и был награждён Военным крестом с 4-мя пальмами  ( каждая пальма - сбитый аэроплан противника ).

В России он летал в составе 8-го истребительного авиаотряда на "Ньюпоре-11", оборудованном пулемётом. В отряде только часть машин имела пулемётное вооружение, поэтому Пульпе испытывал некоторую неловкость перед товарищами, не имеющими таких машин, и старался летать как можно больше. Узнав, что в русской армии засчитываются лишь самолёты упавшие на своей территории, он и не упоминает трёх побед над немецкой территорией. Позднее об этом сообщит пленный немецкий лётчик.

Э.М.Пульпе у своей машины

- Вы все скромничаете, Эдуард Мартинович, - пожурил его при всех командир авиагруппы, прилетевший в отряд. Он и рассказал об этих победах офицерам.

- Вы ставите меня в довольно неловкое положение, господин Капитан, - насупился Пульпе. - Порядок для всех один, да и не это главное. Важно стать здесь хозяевами воздуха, полностью закрыть небо для противника...

В своём последнем вылете Пульпе встретился с группой немецких "Альбатросов" и без промедления вступил с ними в схватку. В одной из атак врагу удалось прошить "Ньюпор" Пульпе пулемётной очередью...

Пульпе и раненым продолжал вести бой. На какой - то миг на высоте 300 метров ему удалось справиться с покалеченным "Ньюпором" - вывести его из штопора, появилась надежда, что машину удастся посадить, но... Бой проходил на глазах у нашей пехоты. К упавшему самолёту тут же подбежали солдаты, пилот был ещё жив. Он простонал: "Пить..." - и скончался на руках русских солдат, на родной земле. Прах героя с почестями был отправлен на его родину - в Ригу.

Вот как описывается этот эпизод в официальных документах. Из наградного дела ордена Св. Георгия 4-й степени 6.08.1916 года: "...за то, что 20-го Июля 1916 года, в 5 часов над д. Рожице, встретившись с 3-мя неприятельскими самолётами, названный лётчик, несмотря на превосходство сил противника, смело атаковал один из неприятельских самолётов, но не довёл таковую атаку до конца лишь потому, что его аппарат, окружённый в совою очередь двумя неприятельскими самолётами, был сбит пулей, попавшей в рычаг управления, после падения какового, лётчик Пульпе вскоре скончался".

Русский ас был сбит в результате грамотных оборонительных действий группы из 3-х двухместных разведчиков, экипажи которых были обучены совместным действиям. Эта особенность являлось основным приёмом в тактике авиаторов германских боевых эскадр в отличие от полевых отрядов, экипажи которых продолжали летать по одиночке.

Эрвин Бёме и Ладемахер

По некоторым источникам, победителеми Пульпе стал "Альбатроса С.III" в составе лейтенантов Эрвина Бёме и Ладемахера из 10-го "камфштаффеля" 2-й боевой эскадры, которые в этот день заявили о сбитом ими русском "Ньюпоре". Хотя этот успех был явно коллективным, в германских "люфттруппе" не было принято делить его между всеми участниками боя, так что победу присуждали наиболее вероятному претенденту. Тем не менее, сам Эрвин Бёме, ставший впоследствии известным асом, не упоминает в своих письмах об этом эпизоде, хотя это была его первая официально подтверждённая победа.

После гибели Пульпе Верховное командование французской армии издало специальный приказ, в котором говорилось:

"20 Июля 1916 года пал смертью героя Младший лейтенант французской службы, Эдвардс Пульпе. Превосходный лётчик - истребитель, отличный офицер, он был образцом воинской доблести, с него брали пример французские лётчики...

Опрашивая свидетелей и изучив обломки самолёта, случившееся представляется так: в 7 часов утра пролетело 5 вражеских истребителей. Через некоторое время над ними появился один наш истребитель, атаковавший противника. Два вражеских самолёта обратились в бегство, в то время как остальные втянулись в бой с нашим самолётом, который после множества атак на врага резко упал на левое крыло, закрутился. На высоте 300 метров он выпрямился и упал вертикально на землю.

После изучения обломков самолёта следует, что во время воздушного боя была перебита тяга элерона, вследствие чего самолёт потерял управление. Пилот был ранен в левую руку и в область поясницы.

С гибелью Пульпе авиация, которой он отдал все свои силы, потеряла одного из самых талантливых лётчиков. Его пример вдохновляет авиаторов на новые подвиги..."

Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры сообщают 

Поделиться с друзьями:


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz