Янченко Василий Иванович |
|
В начале Марта Янченко настоял на своём переводе в только что сформированный 7-й истребительный авиаотряд. Ему вернули звание фельдфебеля, и 22 Апреля Василий прибыл в расположение отряда, который находился неподалёку от Тарнополя.
Его появление в отряде пришлось на период, когда вместо не оправдавших себя бипланов "С-16" лётчики начали пересаживаться на "Ньюпоры-10". Для освоения этих машин Янченко вместе с лётчиком Матвеевичем, отправились в 6-й авиапарк в Жмеринку, где около 2-х недель занимались тренировочными полётами.
Вернувшись в авиаотряд, Василий включился в боевую работу. В течение Мая 1916 года он сделал около 40 боевых вылетов, но первую победу одержал только 25 Июня, во время полёта со своим командиром - прапорщиком Иваном Орловым. Русские лётчики застали противника врасплох и, не дав ему опомниться, открыли перекрестный огонь. Вражеская машина перевернулась и рухнула неподалёку от русских окопов. Экипаж сбитого австрийского самолёта - разведчика "Авиатик В.III" из состава 27-й авиароты был взят в плен. За эту победу Янченко был награжден знаком отличия ордена Св. Георгия 2-й степени.
За последующие 4 месяца Янченко принимал участие в 40 воздушных схватках, но увеличить счёт побед ему так и не удалось. Несмотря на это, командование оценило отвагу и рвение лётчика, и в Июле он был сначала представлен к званию Подпрапорщика, а затем награждён знаком отличия ордена Св. Георгия 1-й степени. Спустя всего месяц, 21 Августа, Янченко вновь получает повышение - погоны Прапорщика.
Вторая победа была одержана Василием 5 Октября - опять же в паре с Орловым В официальном рапорте записано:
"Прапорщик Орлов и прапорщик Янченко вылетели на перехват противника в 09:20 на двух "Ньюпорах". Настигнув вражеский самолёт в районе Брезжанска, прапорщик Янченко атаковал его, открыв огонь из пулемёта. Мы видели, как аэроплан стал падать, оставляя за собой шлейф чёрного дыма. Прапорщик Орлов попытался преследовать подбитую машину, но в это время на наших лётчиков напали ещё 2 вражеских аэроплана. В ходе завязавшейся схватки наши лётчики вынудили противника ретироваться".
За этот бой Янченко был представлен к ордену Св. Анны 4-й степени ( награждён 8 Октября, приказ № 1273 ), а 10 Октября приказом Верховного Главнокомандующего он был удостоен звания военного лётчика.
18 Октября Василий доказал, что не зря носит это почётное звание. Находясь в боевом патрулировании, он обнаружил 3 машины противника и устремился в атаку.
Первой же очередью русский лётчик повредил вражеский аэроплан, которому пришлось поспешно ретироваться на свою территорию. Янченко не стал его преследовать, а атаковал другую машину и несколькими очередями с близкого расстояния сбил её. Противник рухнул неподалеку от расположения русских войск. Впоследствии, основываясь на архивных документах, историки предположили, что это был "Бранденбург С.I" из 9-й австрийской авиароты. Экипаж - лётчик цугсфюрер Иоган Майер и наблюдатель Макс Писториус - попал в плен, но перед этим австрийцы успели сжечь самолёт, так что трофеем русских стал один лишь мотор "Даймлер".
До конца 1916 года Янченко несколько раз отлучался с фронта в увольнительные и служебные командировки, что не позволило ему увеличить количество побед. Тем не менее, командование Юго - Западной армии приказом № 2028 от 3 Января 1917 года наградило его орденом Св. Владимира 4-й степени.
Любопытно, что в это же время в авиаотряд перевелся наблюдателем младший брат Василия - Михаил, чьи достижения при фотографировании неприятельских позиций были отмечены Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней. Правда, летал Михаил не со своим старшим братом, а с тогдашним временным командиром авиаотряда штабс-капитаном Меделем, потому что Василий поднимался в воздух только на одноместных машинах.
Кроме боевой работы, Янченко иногда занимался испытанием новых моделей из числа тех, которые поступали в его соединение. Порой это было довольно рискованно: во всяком случае, "обкатывание" самолёта "Лебедя-7" ( неудачная переделка "Сопвича - таблоида" ) закончилось поломкой аппарата и несколькими травмами, полученными самим лётчиком.
Тогда он отделался "малой кровью", но уже несколькими днями позже, заходя на посадку после патрульного вылета, "Ньюпор" Янченко перевернулся. В итоге аварии машина пришла в негодность, а пилот был вынужден обратиться в лазарет. Во время вынужденного простоя Янченко близко подружился с лежавшим там же прапорщиком Донатом Макиенком. Коротая время в лазарете, они разрабатывали новые методы ведения воздушного боя.
К середине Января 1917 года Янченко поправился и вернулся в строй. Теперь лётчики готовились испробовать свои теоретические находки на практике.
7 Марта Янченко и Макиенок вылетели на воздушную охоту. На высоте 2200 метров они обнаружили вражеский двухместный самолёт - разведчик и атаковали его. Повреждённая машина противника стала терять высоту, уходя на свою территорию. Русские лётчики настигли подбитую машину уже над вражескими окопами и прицельным огнём расстреляли. Разведчик рухнул на головы своих же солдат. Русские лётчики разделили победу Макиенок записал в свой актив первую, Янченко - 4-ю.
13 Апреля лётчики 7-го авиаотряда Василий Янченко, Донат Макиенок и Юрий Гильшер вылетели на перехват 2-х вражеских самолётов. Янченко, пользуясь преимуществом в высоте и находясь с солнечной стороны, первым пошёл в атаку. Пикируя на противника, он вынудил австрийского пилота подставить свою машину под прицельный огонь Макиенка. Повреждённый "Бранденбург С.I" № 67.04 сорвался в штопор и рухнул на землю. Второй "Бранденбург С.I" № 67.03 попытался продолжить полёт в глубь русской территории, но Янченко настиг его и, используя обманные маневры, стал отвлекать внимание пилота. Это позволило Гильшеру занять выгодную позицию и с расстояния в 15 метров открыть огонь. Несколько очередей, выпущенных Гильшером, прошили австрийский самолет и ранили пилота. Он не справился с управлением, и неприятельский аэроплан совершил аварийную посадку. Оба падения австрийских самолётов были подтверждены штабами 12-й и 8-й армий Юго - Западного фронта, и 3 русских лётчика записали на свой счёт по 2 победы.
20 Апреля Янченко вылетел на аэроплане "Моран - монокок" в тыл врага с разведывательной миссией, но на этот раз удача была не на его стороне. Огнём с земли его машина была повреждена, а сам лётчик легко ранен в ногу. Василию удалось дотянуть до территории, занятой русскими войсками, и там совершить аварийную посадку.
Несмотря на ранение, на протяжении Мая - Июня 1917 года Янченко совершил 84 боевых вылета. Не обходилось и без неприятностей. Так, 26 Июня, во время боевого патрулирования в паре с Иваном Орловым, Янченко был атакован подкравшимся сзади австрийцем. Бросившийся на выручку подчинённому Орлов открыл по неприятелю огонь, но после первой же очереди из-за разрыва гильзы пулемёт у него заклинило. К счастью, противнику хватило и одной очереди, чтобы ретироваться. На другой день Василий рассчитался с противником и порадовал командира, записав на свой счёт вражеский самолёт неизвестной модели, который ушёл "со снижением".
В Июле, в связи с начавшимся "наступлением Керенского", военные действия в Галиции ещё более активизировались, и в воздухе разгорелись ожесточённые бои. 2 Июля Янченко одержал победу над австрийским "Бранденбургом C.I" из 14-й авиароты, производящим корректировку огня вражеской батареи.
6 Июля Василий в сопровождении Доната Макиенка вылетел на аэрофотосъемку вражеских артиллерийских батарей, расположившихся западнее Бжежани. Во время выполнения задания их атаковал истребитель противника. После короткой схватки Янченко записал на свой счёт 9-ю победу.
10-я победа последовала спустя 5 дней. 11 Июля, выполняя патрулирование в паре с Макиенком, он столкнулся с 4 самолётами противника. Русские лётчики сумели рассредоточить строй противника, и, отделив один самолёт, сбили его. 18 Июля, уже в одиночном вылете, Василий сбил ещё одного неприятеля, который "круто пошёл вниз с большой дымовой струей и скрылся в тылу у шоссе северо - западнее Бжежани".
Вечером 20 Июля Янченко, Макиенок и Гильшер подняли в воздух свои истребители и вступили в бой с эскадрильей германских самолётов, направляющихся на Тарнополь - бомбить отступающие русские войска. В результате схватки был сбит один самолёт противника, но и русские лётчики имели потери - погиб Юрий Гильшер. Янченко написал отцу Гильшера подробное письмо о последнем бое его сына.
19 Августа Янченко и Макиенок в очередной раз вылетели на боевое задание. Вскоре они обнаружили вражеский самолёт, расстреливающий русский разведывательный аэроплан, экипаж которого пытался сфотографировать наземные укрепления противника. Русские асы пришли на помощь и быстро сбили врага. Но после приземления выяснилось, что во время боя противник успел серьёзно ранить Макиенка. После оказания первой помощи его пришлось отправить в госпиталь в Севастополь.
После этого боя в 7-ом авиаотряде остался всего один ас - Янченко. Напряжение ежедневных боёв, потеря близких друзей и общие неудачи русских войск сказывались на настроении Василия. По воспоминаниям сослуживцев, на земле он был молчалив и мрачен. Но мастерство Василий, конечно же, не растерял, свидетельством чему стал бой 6 Сентября, когда во время патрулирования прапорщиком Янченко "в районе Сатанува был встречен самолёт противника типа "Бранденбург", вооружённый 2-мя пулемётами, который сам перешёл в атаку, проявив большое искусство. Постоянно уходя на крутой вираж, не позволял взять себя на мушку". И всё же Янченко взял верх над искусным противником, и после 20-минутного боя "противник снизился за линию своих окопов".
20 Сентября 1917 года Янченко получил приказ о переводе в 32-й корпусной авиаотряд, однако не торопился покидать своё соединение. Вместо этого на другой день он отправился сопровождать самолёт - разведчик "Фарман". Во время полёта над вражеской территорией "Фарман" пытался атаковать германский "Альбатрос D.III". Янченко вступил в бой. Схватка двух истребителей продолжалась 10 минут. В результате "Альбатрос" был сбит, хотя германский лётчик, как написал в своём рапорте Василий, "показал превосходное мастерство пилотирования".
Свою 15-ю победу Янченко одержал 8 Октября, также сопровождая самолёт - разведчик. Последняя, 16-я победа Василия Янченко ( 14 Октября ), описана в его рапорте:
"...Я увидел группу аэропланов, набирающих высоту, и стал их преследовать. В районе деревни Зубровка я внезапно атаковал одноместный "Альбатрос". Он стал выполнять крутой разворот влево, пытаясь контратаковать, но в это время я открыл огонь и поразил его. "Альбатрос" завалился на крыло и вошёл в вертикальное пике. Он упал на краю леса у Дубровки. Я приземлился и обнаружил, что самолёт полностью разрушен, а пилот мертв. Я забрал его документы и отправил в штаб 7-й Сибирской дивизии".
После прихода к власти большевиков военные действия прекратились. Опасаясь репрессий со стороны солдатского комитета, которым подвергались практически все офицеры авиаотряда, Янченко покинул расположение подразделения и, перебравшись в Новочеркасск, вступил в Добровольческую армию генерала Лавра Корнилова. По некоторым сведениям, с Августа 1918 года по Август 1920 года он командовал 2-м авиаотрядом. Однако, не исключено, что его карьера прервалась раньше - в Апреле 1920 года, когда по приказу командующего авиацией Русской Армии генерала Петра Врангеля - Вячеслава Ткачёва оттуда были уволены подпоручики Янченко и Назаревич, учинившие драку в одной из гостиниц Симферополя.
После поражения Белого Движения Василий Янченко эмигрировал. В начале 1920-х годов он появился в США и несколько лет проработал инженером у Игоря Сикорского. В 1930-е годы он уехал в Нью - Йорк и до 1952 года работал инженером - конструктором в Сиракузах. Точная дата смерти Василия Ивановича Янченко не установлена.
Н а з а д
|
|
© 2000-2014 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |