Кокорин Николай Кириллович

Н.К.Кокорин.

Николай Кокорин был первым русским асом, выбившимся из солдат в офицеры. Простой парень из крестьянской семьи стал обладателем Золотого Георгиевского оружия "За храбрость" и кавалером этого престижного ордена. Сдержанный, скромный и лишённый какой - либо бравады, он был одним из тех скромных героев, на которых держалась Русская Императорская Армия, и которые скорее были готовы умереть, нежели хоть в малейшей степени изменить тому, что они считали своим долгом.

На его счету 5 достоверных побед и 8 - с вероятно сбитыми.

Награждён орденами: Св. Георгия 1 - 4-й степеней, Св. Анны 4-й степени, Св. Георгия 4-го класса, Золотое Георгиевское оружие.

*     *     *

Николай Кириллович Кокорин родился 20 Мая 1889 года в городке Хлебникове в крестьянской семье. Окончив церковно - приходскую школу, до своего призыва в армию он перепробовал множество профессий.

23 Декабря 1910 года Кокорин был зачислен на военную службу и по распределению попал в Вислинский минный батальон. Российское командование в это время всерьёз занялось подготовкой лётных кадров, и, поскольку число офицеров, желавших поступить в авиационные училища, оказалось явно недостаточным, в ряде случаев стали набирать охотников из числа унтер - офицеров.

Для первичного отсева старший унтер - офицер Кокорин прибыл в Сибирский воздухоплавательный батальон, однако вместо авиашколы его отправили на курсы мотористов  ( в Июне 1912 года ).

Последующие полтора года Николай исправно бомбардировал начальство рапортами о переводе в лётчики:

"Уже более года я с усердием выполняю возложенные на меня задачи. Я верю, что я смогу проявить себя с положительной стороны, если мне разрешат начать обучение полётам..."

21 Января 1914 года его настойчивость была, наконец, вознаграждена, и в качестве пилота - стажёра Николай Кокорин оказался причислен к только что сформированному 5-му Сибирскому корпусному авиаотряду. Оттуда он отправился в Севастопольскую авиашколу. После 6-месячного обучения и сдачи экзаменов Кокорин получил звание военного пилота и назначение в 4-й корпусной авиаотряд, который состоял при 2-й русской армии и вёл боевые действия на Северо - Западном  ( позже Западном ) фронте. После года службы, в Июле 1915 года, Кокорина вновь отправляют на переподготовку - теперь уже в Московскую авиашколу. Там он прошёл курс обучения на новых "Моранах" и "Фарманах".

В авиаотряд Николай вернулся в звании Подпрапорщика. Всего за 3 последних месяца 1915 года Кокорин не раз проявлял себя в разведывательных полётах и был награжден тремя "солдатскими" Георгиевскими крестами.

Н.Кокорин в кабине 'Фармана-22'

Крест высшей 1-й степени он получил за вылет 27 Апреля, когда "Моран - парасоль", на котором находились Кокорин и наблюдатель - подпоручик Белокуров, вступил в бой с австрийским "Альбатросом". К сожалению, вражескому пулемёту русский экипаж мог противопоставить лишь 2 револьвера И хотя самолёт Кокорина сумел в целости вернуться на аэродром, бой "по очкам" был проигран, так как Белокуров попал в госпиталь с ранением в голову.

В Августе командование включило 4-й корпусной авиаотряд в состав Особой Боевой авиагруппы ( ОБАГ ), воевавшей тогда на Юго - Западном фронте. Командование 2-й армии на прощание помянуло отъезжающих добрым словом в приказе:

Н.Кокорин в кабине 'Морана-Ж'

"Лётчики штабс - капитан П. О. Якобишвили, поручик С. А. Лебедзь, прапорщик Малышев и унтер - офицер Н. К. Кокорин и наблюдатели штабс - капитан Поцелуев и поручик Белокуров надолго оставили по себе в рядах армии лестную память. Уверен, что и впредь отряд будет работать с таким же успехом, а за всю долгую беззаветную лихую службу в составе 2-й армии от лица службы объявляю благодарность штабс - капитану Якобашвили и всем чинам его доблестного отряда. Начальник штаба армии Генерал - лейтенант Соковнин".

Прибытие на Юго - Западный фронт ознаменовалось для Кокорина производством в Прапорщики. Николай активно включился в боевую работу ударной авиагруппы. 19 Сентября он принял участие в групповом бое, который произошёл севернее Луцка на высоте 3000 метров. Согласно официальному рапорту:

"Немецкие лётчики были рассеяны и повернули обратно, один уходил со снижением. Во время боя 3 наших аппарата получили повреждения и выведены из строя. На аппарате прапорщика Кокорина в воздухе разлетелся винт, порваны поверхности и разбиты нервюры".

Кабина самолёта СПАД-2.

10 Ноября Кокорин провёл ещё один воздушный бой. В этот день, патрулируя вместе с наблюдателем - Поручиком Григорьевым, он обнаружил и атаковал самолёт германцев. Однако, хотя Григорьев и стрелял из пулемёта с расстояния всего в 50 метров, никаких видимых повреждений неприятель не получил и, воспользовавшись своим преимуществом в скорости, благополучно ретировался. В то время Николай летал на "Спаде-2", который по скорости и маневренности существенно уступал вражеским машинам.

Ситуация изменилась после того, как Кокорин получил новый одноместный истребитель. Уже 25 Нноября он сумел принудить противника к вынужденной посадке на территории между Рожище и Коль Михалин, причём вражеский экипаж попал в плен к русским. В приказе по армии давалось следующее описание этого боя:

"Кокорин... вылетев на самолёте "Ньюпор", встретил в нашем расположении немецкий самолёт и решительно двинулся на него в атаку... С немецкого самолёта был открыт пулемётный огонь, но, несмотря на явную опасность быть сбитым, Кокорин подошёл к самолёту противника на весьма короткое расстояние и только тогда, открыв пулемётный огонь, ранил немецкого лётчика и заставил самолёт противника опуститься в нашем расположении".

Далее в том же приказе говорилось:

"...на следующий день Кокорин на "Бебе"   ( имеется в виду "Ньюпор-11" - примечание авторов ) атаковал в районе Луцка неприятельский самолёт и заставил его уйти. Атаковал второй, после 15-минутной атаки самолёт приземлился в районе Рожище. Опустившись в поле, немец исправил повреждение в моторе и, отстреливаясь, поднялся, ушёл к себе на высоте 200 метров. Над позициями Кокорин бросился преследовать немца, ему помогал на "Спаде-2" Крылов, но безрезультатно".

Н.Кокорин в кабине 'Ньюпора-11'

2 Января 1917 года, действуя на "Моране - монококе", Николай сумел неожиданно подобраться и атаковать австрийский самолёт - разведчик. Получив пару очередей, вражеская машина перевернулась в воздухе, а затем с высоты 22 метра носом резко пошла вниз и рухнула между деревнями Волка и Пурска. В этот же день лётчик Иван Смирнов вместе с наблюдателем Пентко также уничтожили немецкий "Авиатик С.1". Этот результат - 2 сбитых "немца" - за один день - станет высшим достижением Боевой авиагруппы.

Записав на свой счёт уже 2-ю официальную победу, Николай Кокорин был награждён орденом Св. Георгия 4-го класса. Затем из - за погодных условий количество боевых полётов сильно снизилось, хотя 20 Января Кокорин провёл ещё один довольно удачный бой, если не сбив, то, по крайней мере, заставив врага уйти со снижением.

Н.Кокорин в своём 'Моране-Монококе'

В Феврале 1917 года Боевая авиагруппа передислоцировалась в Румынию в район Монастыржеско. Перевод соединения был связан с планами Верховного командования обеспечить каждый из фронтов подобными авиагруппами. ОБАГ был присвоен порядковый номер 1-й, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы, сломав стройные планы штабистов. На новом месте группа оказалась, по сути, не нужна; ей не выделили ни средств, ни аэродромов, и, прокочевав в эшелонах почти 2 месяца, ОБАГ, в конце концов, опять оказалась на Юго - Западном фронте. Согласно рапорту командира авиагруппы Штабс - ротмистра Александра Казакова, корпусные авиаотряды расположились следующим образом: 2-й КАО - в деревне Езержаны, 4-й КАО - на фольварке Вучулки, 19-й КАО - в деревне Ковалювка. Именно в тех местах Кокорин стал асом и там же нашёл свою гибель.

14 Апреля на новом "Моране - монококе" он отправился на задание вместе с летевшим на "Ньюпоре-21" младшим унтер - офицером Зембелевичем. Согласно последующему рапорту Кокорина, события развивались следующим образом:

"В районе Козова на высоте 3500 метров встретил 2 самолёта противника. Один из них... сделал поворот и пошёл встречно мне на закат. Я, находясь выше, пошёл с большим снижением на него. Он сделал поворот на 90 градусов, снижаясь. Стал обстреливать меня с борта. Но я всё время нападал на него сверху, чем заставил его спуститься под моим обстрелом до самой земли. Самолёт спустился в 2-х верстах западнее деревни Увсе. При посадке скапотировал. Я спустился рядом с ним. При осмотре оказалось следующее: в аппарате противника много пулевых пробоин и ранен 3-мя пулями лётчик".

Н.Кокорин у сбитого им самолёта

Раненый пилот и невредимый наблюдатель попали в плен, трофейный германский "Альбатрос С.III" впоследствии удалось отремонтировать.

20 Апреля Николай отправился в отпуск и вернулся на фронт только через месяц. 24 Мая, буквально на следующий день после возвращения, он атаковал вражеский самолёт над деревней Шибалин. Схватка была короткой, но яростной. Неприятель начал резко снижаться, и Кокорин потерял его из виду. Вернувшись на аэродром, Николай настаивал, что австриец был уничтожен. К сожалению, тогда русская пехота так и не смогла подтвердить факт боя, и лишь недавно в австрийских архивах были найдены документы, из которых следует, что Николай Кокорин вынудил к посадке "Бранденбург С.I" № 64.62 из 11-й авиароты, а оба члена экипажа - пилот Кнотис и наблюдатель обер - лейтенант Франц Фашинг - получили серьёзные ранения.

Н.К.Кокорин.

26 Мая Кокорин и прапорщик Зембелевич над деревней Теофиполка на высоте 3900 метров вступили в бой с австрийским "Бранденбургом С.1" № 64.51, состоявшим на вооружении 9-й авиароты. После того как Кокорин дал очередь из пулемёта, вражеский самолёт перевернулся и скользнул на крыло. Наблюдатель выпал из кабины с высоты 1500 метров, а пилот безуспешно пытался маневрировать, и, в конце концов, спиралью врезался в землю. Погибли пилот Михаэль Бергер и наблюдатель Рихард Рак.

Это был 4-й вражеский самолёт, сбитый Кокориным. Ещё одну победу он одержал на следующий день, однако подробности её неизвестны.

На боевые задания Николай Кокорин обычно вылетал в паре с Зембелевичем. Будущий советский "авиадарм" И. У. Павлов характеризовал его как "отчаянного мошенника", который приписывал себе все победы Кокорина, добивал уже выведенных из строя неопасных противников, и, в конце концов, бросил своего товарища в критическую минуту.

Возможно, речь идёт не более чем о наговоре, но 28 Мая 1917 года над Подгайцами в критическую минуту Зембелевич оставил Николая одного против не то 3-х, не то 5-х противников. В неравном бою Кокорин был убит; вражеская пуля попала русскому пилоту в грудь. Судя по архивным документам, возможными победителями Николая стали лейтенанты Грубски и Кюйст из германского 242-го полевого авиаотряда.

Александр Казаков назвал смерть своего подчинённого "героической" и обратился к соратникам с призывом: "Погибший лётчик прапорщик Кокорин оставил свою крестьянскую семью в крайне тяжёлом материальном положении. При жизни прапорщик Кокорин помогал своим родителям, давая возможность сестре учиться на курсах. Беру на себя смелость предложить офицерам отрядов... оказать денежную помощь семье погибшего героя". Призыв командира не остался без отклика. Русские офицеры не бросали в беде ни своих товарищей, ни их близких.

*     *     *

( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz