Макиенок Донат Адуевич

Д.А.Макиенок.

Донат Макиенок был 3-м по счёту командиром 7-го истребительного авиаотряда, сменив в этой должности героически погибших Ивана Орлова и Юрия Гильшера. Правда, в отличии от них, по происхождению он был не дворянином, а крестьянином, и, к тому же, поляком, что, конечно же, затрудняло его карьеру в русской армии.

После революции многое изменилось, а минусы превратились в плюсы. Макиенок поменял подданство и стал довольно заметной фигурой в авиации независимой Польши. И всё - таки 1916 - 1917 годы были, вероятно, самым ярким периодом в его биографии.

На его счету 4 достоверные победы и 9 - с вероятно сбитыми.

Награждён российскими орденами: Св. Георгия 2 - 4-й степеней, Св. Анны 4-й степени и Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и Св. Станислава 2-й степени с мечами, Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом; польскими и сербскими орденами.

*     *     *

Донат Адуевич Макиенок родился 14 Мая 1891 года в деревне Дамбовка Витебской губернии в семье польских крестьян. Начальное образование он получил в церковно - приходской школе и в 4-классном церковно - ремесленном училище. Ещё 6 лет заняла учёба в Витебском среднем техническом училище, по окончании которого Макиенок устроился на фабрику "Саламандра" в Рыдже. Когда юноше исполнился 21 год ( призывной возраст для тогдашней России ), его взяли в армию, зачислив рядовым в 97-й Лифляндский пехотный полк.

Как раз в это время русское командование приступило к созданию первых авиационных частей. Во вспомогательные службы нарождающихся ВВС требовались солдаты, хотя бы поверхностно знакомые с техникой. Макиенок, с его средним техническим образованием, был в данном случае чуть ли не идеальной кандидатурой. Поэтому весной 1912 года молодой солдат был переведён на должность механика в 3-й корпусной авиаотряд.

Командование действительно сделало правильный выбор, так как Донат на удивление быстро освоился с новым кругом обязанностей. В том же 1912 году он успешно закончил курсы мотористов при Севастопольской авиашколе, после чего прошёл курс обучения на моноплане "Ньюпор-4". Судя по всему, Донат Макиенок стал одним из первых солдат, сумевших получить звание лётчика. 7 Марта 1914 года ему вручили лётное удостоверение  ( "бреве" ) № 239, а 27 Июня присвоили чин старшего унтер-офицера.

Перед самой войной Макиенок вернулся в свою часть, причём в этом соединении он оказался единственным пилотом, не имевшим офицерского звания.

В Августе 1914 года 3-й корпусной авиаотряд  ( командир - штабс-капитан Г. Мячиков ) был причислен к 3-му армейскому корпусу ( командир - генерал-от-инфантерии Епанчин ) и отправился на фронт в Восточную Пруссию.

Почти "с колёс" лётчики включились в боевую работу. 21 Августа пилот - подпоручик Ульянцев и наблюдатель - поручик Шанин получили задание найти действовавшую во вражеском тылу конницу хана Нахичеванского и передать ей приказ Епанчина о дальнейших действиях.

Однако вылетевший экипаж пропал без вести, и вечером того же дня на задание отправился Макиенок. Благополучно передав секретный пакет, он повернул на базу, но на обратном пути его самолёт был обстрелян неприятельскими пехотинцами. Одна из пуль пробила бензобак. Макиенку пришлось выключить мотор и планировать на свою территорию. Но до аэродрома дотянуть не удалось, и лётчик пошёл на вынужденную. Оставив машину под присмотром подоспевших кавалеристов, Макиенок отправился на командный пункт - доложить, что задание выполнено. В это время к месту посадки нагрянул вражеский конный разъезд, и русским кавалеристам пришлось сжечь повреждённую машину. Несмотря на потерю аппарата, за успешно выполненное задание и проявленный при этом героизм Доната Макиенка наградили "солдатским" Георгиевским крестом 4-й степени.

Вскоре ситуация на фронте осложнилась. 24 Августа Макиенок и наблюдатель подпоручик Макейчик в районе городка Таннау обнаружили крупное скопление вражеской артиллерии. Противник готовился к контрудару, однако информацию лётчиков командование оставило без внимания. В результате этой преступной халатности русская армия понесла тяжёлое поражение и оставила территорию Восточной Пруссии.

'Ньюпор IV Д.А.Макиенка.'

3-й корпусной авиаотряд, в отличие от многих других частей, сумел выскочить из окружения. При этом лётчики ухитрялись ещё и периодически осуществлять бомбардировки Кёнигсберга, Алленбурга, Фридланда. 25 Августа, возвращаясь с одного из таких вылетов, аппарат Доната при посадке скапотировал, поломав крылья, винт и шасси. Макиенок и его наблюдатель отделались лёгкими травмами, но в результате этой и ряда других аварий к началу Сентября из 5-ти "Ньюпоров", состоявших на вооружении 3-го корпусного авиаотряда, в строю остался лишь один, да и его пришлось сжечь при отступлении.

Личный состав авиаотряда отправили в тыл, а пилотов командировали на московский завод "Дукс" за новыми аэропланами типа "Моран-парасоль". В Декабре лётчики вернулись на фронт, но до конца 1914 года Донат Макиенок успел совершить лишь 2 неудачных полёта  ( во время последнего он заблудился в тумане и вернулся на аэродром только через 1,5 часа ).

Моран-парасоль

9 Января 1915 года был отмечен 2-м по счёту капотированием Макиенка, которое, впрочем, закончилось столь же благополучно, как и предыдущее. А вот поучаствовать в этом месяце в военных действиях Макиенку практически не пришлось, поскольку его отряд занимался передислокацией на Юго - Западный фронт: сначала под Львов, а затем - под Кельцы, в распоряжение штаба 25-го пехотного корпуса.

Боевая работа возобновилась в Феврале. 16-го числа, во время воздушной разведки, Макиенок и Макейчик погнались за немецким аэропланом, который не стал вступать в бой, а, пользуясь большим запасом высоты, предпочёл уйти на свою территорию.

В последние дни зимы 1915 года главным противником для русских лётчиков были не столько немцы, сколько погода. Так, 25 Февраля сильный порыв ветра подхватил идущий на посадку "Моран Ж", в котором находились Макиенок и наблюдатель - штабс-ротмистр Римский-Корсаков. В результате самолёт буквально врезался в землю, и только по счастливой случайности ни машина, ни лётчики серьёзно не пострадали. Во всяком случае, уже через 2 дня они вновь отправились на задание и сбросили 2 бомбы на железнодорожную станцию Влашово.

К весне затишье закончилось, и боевые действия активизировались. 27 Апреля, во время очередного задания, аэроплан с Макиенком и Макейчиком был подбит огнём неприятельской артиллерии. С большим трудом самолёт дотянул до "ничейной" территории и приземлился на болоте. Макейчика придавило крылом, но Макиенок вытащил его из-под обломков и доволок до русских окопов.

Через 2 месяца, вместе с другим наблюдателем - поручиком Шлаковым, Донат обнарркил крупное скопление неприятельской пехоты и доложил об этом начальству. Правда, как и в прошлом году, командование вновь не приняло упреждающих мер, следствием чего стало ещё одно тяжелейшее поражение русской армии, вошедшее в историю Первой Мировой войны под неофициальным названием "летняя катастрофа 1915 года".

Впрочем, самого Макиенка наградами не обделили: всего за 3 месяца он получил ещё 2 Георгиевских креста  ( 3-й и 2-й степени ) и был произведён в офицерское звание - прапорщик.

В Декабре 1915 года 3-й корпусной авиаотряд перевели на аэродром Вержбовец под Проскуровым. В преддверии Нового года Император Николай II подписал очередной приказ, в котором среди других отличившихся значился и Донат Макиенок - ему присваивалось звание военного лётчика.

Сам Донат узнал об этом уже после окончания Рождественских праздников, когда противоборствующие стороны с прежним ожесточением обрушились друг на друга. Пожалуй, накал борьбы был даже ещё большим, поскольку, если в предыдущий период главный упор делался на воздушную разведку, то теперь основную часть времени лётчики посвящали бомбардировкам. Так, 14 Февраля 1916 года Макиенок сбросил 16 бомб на немецкие обозы у сёл Подгайцы и Белокернице. На обратном пути у аэроплана заглох мотор, и оставшиеся 15 верст лётчику пришлось планировать.

17 Февраля авиаотряд провёл первую на Восточном фронте ночную бомбардировку противника. На задание отправились сразу 2 экипажа: Макиенок с наблюдателем - поручиком Глубковским на "Моране-парасоле", и старший унтер-офицер Василий Янченко с наблюдателем - поручиком Ширяевым на "Ньюпоре-10". Чтобы запутать вражеских зенитчиков, русские лётчики при подлёте выключили моторы и, планируя, приблизились к цели. 12 бомб обрушились на железнодорожную станцию Бучач. После бомбардировки моторы включили, развернулись, затем опять остановили, и ретировались так же, как и появились - то есть на планирующем полёте. На свой аэродром самолёты вернулись без потерь и повреждений. Чтобы облегчить им посадку, мотористы осветили взлётную полосу кострами и фарами автомобилей.

19 Февраля ночную бомбардировку повторили с тем же успехом. Только на сей раз в операции участвовали лишь Макиенок и Янченко на своих самолётах. Эти бомбардировки сблизили 2-х лётчиков, в биографиях и характерах которых было много общего: и тот и другой выделялись среди товарищей незаурядной отвагой и мастерством, происходили из "низов общества" и делали свою карьеру без какой-либо протекции.

Правда, вскоре судьба их разлучила. Вначале Апреля 1916 года Император посетил действующую армию. Для обеспечения безопасности Николая II был сформирован специальный авиаотряд под названием Чрезвычайная Воздушная Охрана  ( ЧВО ), в состав которого командование зачислило и Макиенка. Лётчику пришлось патрулировать район Хотин - Рухотин - Шидловцы и довелось участвовать в воздушных боях, которые, впрочем, закончились безрезультатно.

11 Августа Донат вернулся в свою часть и узнал, что его друга Янченко перевели в 7-й истребительный авиаотряд. Макиенок же по-прежнему оставался в обычном корпусном авиаотряде, занимавшемся не столько охотой за вражескими самолётами, сколько менее увлекательными задачами, вроде разведки, бомбардировок, корректировки артиллерийского огня и обеспечения связи между штабами и полевыми частями.

Правда, у Макиенка уже имелся кое - какой истребительный опыт; была и неподтверждённая победа, датируемая 15 Марта 1915 года. Тогда, бросившись в одиночку за появившимся над деревней Коссово австрийцем, он сумел вынудить его к посадке, но... на своей  ( то есть на вражеской ) территории. Победу, разумеется, не засчитали.

К тому же, по возвращении из ЧВО Донат усердно занялся оттачиванием своих навыков пилотажа. Так, 7 Сентября вместе с лётчиками Шкариным, Фёдоровым и Шиуковым он участвовал в показательных выступлениях на аэродроме Стрункув близ Коломыи. На высоте 1000 - 1500 метров лётчики выключали моторы и, не теряя высоты, планировали над аэродромом, пользуясь восходящими потоками воздуха. Впрочем, рекорд в этих выступлениях установил не Макиенок, а Шкарин, сумевший удерживать нужную высоту в течение целых 7 минут.

Через 3 недели русская авиация совершила массированный налёт на железнодорожную станцию Подвысокое-1. В рейде участвовало 16 бомбардировщиков и 4 истребителя из 7-го истребительного авиаотряда. В небе над станцией разгорелся бой с вражескими аэропланами. Донат Макиенок трижды атаковал неприятельский самолёт и, в конце концов, вынудил его ретироваться. Столь же успешно действовали и лётчики из 7-го истребительного авиаотряда - Иван Орлов и Василий Янченко.

Видимо, именно по рекомендации Янченко после этого боя Макиенок и был переведён к истребителям  ( 28 Декабря 1916 года ). Соответствующий приказ  ( вместе с производством в чин поручика ) застал его в госпитале, где он находился после аварии. Оправившись от травм, Донат отправился к новому месту службы.

Среди истребителей он прижился довольно быстро. Уже через пару месяцев командир 7-го авиаотряда Иван Орлов следующим образом аттестовал Макиенка: "Лётчик изумительной храбрости. Не только отлично исполняет приказы, но сам всегда вызывается на опасные полёты, которые выполняет блестяще. Также очень хорош по технике полёта, свою работу любит. Характера спокойного и уживчивого. Всего более подходит для истребительного дела, хотя одинаково хорошо выполняет всякие задачи".

Подобную характеристику Макиенок регулярно подтверждал делами. 7 Марта 1917 года у деревни Свистельники на пару с Янченко он на "Ньюпоре-21" атаковал и сбил неприятельскую машину. Победу не засчитали, так как германский самолёт рухнул на своей территории, но о бое всё-таки было сообщено в приказах по отряду и дивизиону.

Ньюпор -23 из 7-го ИАО

20 Марта 1917 года 3 русских самолёта  ( "Моран-монокок" Янченко и 2 "Ньюпора" - Макиенка и Матвеевича ) атаковали двух "германцев" над Монастыржеско. Как сообщалось в рапорте: "Большой самолёт бомбоносец не принял боя и с большим снижением ушёл в своё расположение. Охраняющий истребитель - двухстоечный, двухпулемётный - вступил в бой и после нескольких атак наших лётчиков также удалился в своё расположение". После возвращения на аэродром, при осмотре "Ньюпора" Макиенка в заголовнике кабины было обнаружено 4 пробоины от вражеских пуль, одна из которых прошла всего в 2-х сантиметрах от головы пилота.

Не менее напряжённым оказался воздушный бой 13 Апреля. Сам Макиенок докладывал о нём следующим образом: "В 8 часов 45 минут утра, вылетев для преследования неприятельского самолёта, шедшего по направлению Тысменица - Станиславув, но не догнав его, я заметил 2 самолёта в районе Богородчаны. Сблизившись с ними, я увидел, что одним из них был наш "Моран-парасоль"  ( как потом выяснилось, из "родного" 3-го корпусного авиаотряда - прим. автора ), а другой был преследующий его неприятельский "Альбатрос"  ( на самом деле это был "Бранденбург C.I" - прим. автора ). Наш самолёт уходил к себе в тыл, а неприятельский самолёт преследовал и расстреливал его. Будучи мною атакован в районе Аысец, он бросил преследование "Морана-парасоля" и вступил со мной в бой, продолжавшийся 7 минут. Обладая большей скоростью, противник не давал мне возможность удачно атаковать его. Во время нашего боя к нам приблизился наш самолёт "Моран-монокок", на котором летел военный лётчик прапорщик Янченко. Когда неприятель пикировал на меня, прапорщик Янченко атакой сверху заставил неприятеля снизиться на равную со мной высоту, что способствовало удачной атаке. После моей последней атаки противник быстро начал падать, переваливаясь через крыло, и упал, загоревшись, в лес к западу от Майдонской Буды. Снизившись до высоты 800 метров и убедившись, что неприятельский самолёт сгорел, я повернул на свой аэродром Марковце".

На сей раз победу Макиенку засчитали, так как её подтвердили из штаба 117-й пехотной дивизии.

21 Апреля Донат Макиенок и командир авиаотряда Иван Орлов в районе деревни Колодзиновки обнаружили неприятельский аэроплан. Выпустив очередь из пулемёта, Орлов убил или ранил наблюдателя, но тут же был атакован появившимся ещё одним вражеским самолётом. Макиенок бросился спасать командира и заставил противника снизиться в районе посёлка Майданы. После этого русские авиаторы сами подверглись атаке 3-й неприятельской машины, но были вынуждены уйти, не приняв боя, так как боезапас у них был на исходе.

Если этот бой закончился практически вничью, то 27 Апреля Донат Макиенок одолел врага, заставив его совершить вынужденную посадку у деревни Козярки. Однако, и на сей раз победа осталась неподтверждённой, а, следовательно, и не засчитанной.

В Июне 1917 года, перед "наступлением Керенского", в 7-й авиаотряд стали поступать новые машины "Ньюпор" 17-го и 23-го типов. Эти самолёты, имея более мощные 100-сильные двигатели и штатные установки синхронных курсовых пулемётов, были лучше приспособлены для воздушных боёв, что тут же отразилось на результативности русских лётчиков.

Так, 26 Июня поручик Донат Макиенок летал "для снижения неприятельского аэростата. Северо - западнее Бжежан ... аэростат был обстрелян из пулемёта, после чего быстро снизился". Судя по всему, гибель "колбасы" была бы неизбежной, если бы боезапас пулемёта включал в себя зажигательные пули.

Немецкий аэростат

Зато 29 Июня Донат настиг и сбил вражеский аэроплан, который совершил вынужденную посадку у фольварка Марценковка.

Засмотревшись на поверженного противника, Макиенок угодил под огонь 2-х вражеских "Фоккеров". С большим трудом он сумел дотянуть израненную машину до своих окопов, получив в качестве утешения ещё одну засчитанную победу.

Через неделю Янченко в сопровождении Макиенка отправился проводить фотосъёмку вражеских позиций. Один из неприятельских самолётов пытался помешать им, но был уничтожен совместными усилиями.

20 Июля, после гибели Юрия Гильшера, Донат Макиенок принял временное командование 7-м истребительным авиаотрядом и занимал эту должность вплоть до прибытия своего преемника - штабс-капитана Тадеуша Гроховальского  ( назначен приказом от 14 Августа 1917 года ).

Командир 7-го ИАК Тадеуш Гроховальский

Следует отметить, что, несмотря на начавшийся развал фронта, это соединение ещё некоторое время сохраняло боеспособность и успешно противостояло действиям вражеской авиации. Сам Макиенок служил примером для других лётчиков, и, по некоторым сведениям, во время своего последнего вылета 19 Августа подбил 2 неприятельских самолёта.

Nieuport 23 сер. № N2882, осень 1917 г.
Nieuport 23 сер. № N2882 Тадеуша Гроховальского.

Спустя 5 дней командир 7-го авиадивизиона капитан Баранов рапортовал начальству: "Макиенок тяжело болен, подорвал своё здоровье беспрерывной работой на фронте и нуждается в продолжительном лечении и отдыхе. Ходатайствуем о прикомандировании в Севастопольскую или Евпаторийскую авиашколы".

Ходатайство удовлетворили, после чего Донат был направлен в Евпаторийскую школу "для изучения пулемётного дела". Затем он некоторое время лечился от туберкулеза в Севастопольском госпитале, где его и застал приказ о производстве в звание штабс-капитана.

В Ноябре 1917 года Макиенок вернулся в свою часть и был избран в состав военно-революционного комитета 7-го авиаотряда. Однако сам отряд фактически уже прекратил существование, авиационное имущество растаскивалось, а пилотам приходилось задумываться о собственном будущем. И тогда многие из них, подобно Макиенку, вспомнили о своих национальных корнях. Украинцы грезили о "незалежности Украины", грузины - независимой Грузии, собственные вооруженные отряды создавали латыши, литовцы, эстонцы и прочие. Аналогичным образом действовали и поляки, причём уже сформированные и ещё формирующиеся польские соединения имелись как в русских, так и в австро-венгерских вооруженных силах.

Устав от творящейся в 7-м авиаотряде "демократии", 18 Января 1918 года Макиенок на своём "Ньюпоре" перелетел в Каменец - Подольский. Там он вступил в состав 1-го Польского авиационного отряда, заняв должность помошника при бывшем своем начальнике и соотечественнике - Гроховальском.

Здесь, опять-таки, следует пояснить, что и русские  ( как Керенский, так и Ленин ) и немцы обещали восстановить независимое польское государство, но поскольку перевес сил в начале 1918 года был на стороне немцев, то к ним и стали плавно перетекать польские военные, включая и тех, которые раньше служили в русской армии.

Однако ужиться с немцами полякам так и не удалось. Главный лидер польского национального движения Юзеф Пилсудский, который настаивал на немедленном предоставлении Польше независимости, настолько сильно раздражал немцев, что был арестован и посажен в тюрьму. Находившиеся под его командованием части весной 1918 года подверглись принудительному разоружению.

В Мае подобная участь постигла и 2-й польский корпус вместе с приписанным к нему 1-м авиационным отрядом Макиенок, судя по всему, перед разоружением своей части попытался улететь на одном из аэропланов, но под Каневым был сбит.

Отделавшись лёгкими травмами, Донат через 4 дня бежал из-под стражи и пешком добрался до Киева. В городе в это время гетман Павел Скоропадский готовился свергать Центральную Раду, и все были настолько заняты, что до польского лётчика никому не было дела. Тогда Макиенок собрал группу из 18 таких же, как и он, "приблудившихся" польских солдат, вместе с которыми решил добраться до занятого союзниками Мурманска. Однако, на полпути, в Нижнем Новгороде, все они были арестованы большевиками и препровождены в московские Бутырки. Какими-то неисповедимыми путями, 1 Октября он бежал и оттуда, а спустя ровно месяц добрался до Варшавы.

Через несколько дней Польша обрела независимость, и бывший штабс-капитан Русской Императорской Армии Донат Макиенок был зачислен в новое Войско Польское в чине поручика. В сражениях с украинцами и с Красной Армией в 1919 - 1920 годах Макиенок практически не участвовал из-за обострившегося туберкулеза. Он занимался, главным образом, штабной работой. Тем не менее, к концу советско - польской войны Макиенок командовал 3-й эскадрильей ВВС Войска Польского и имел звание Капитана.

Д.А.Макиенок, 1919 г.

Д.А.Макиенок, 1919 г.

Д.А.Макиенок, 1928 г.

С 1921 года он был комендантом авиапарка лётной школы в Быдгоще, а в 1929 году вышел в отставку в звании Майора. К тому времени, кроме российских орденов, у него появился ещё целый букет наград - польские: орден "Виртути Милитари", крест "За доблесть", крест "За независимость", медаль "За победу", а также сербский орден Белого Орла.

Сняв погоны, Донат Адуевич женился, и в 1933 году у него родился сын Генрик.

Вскоре, после начала германской оккупации Макиенок был арестован. В Мае 1941 года он попал в немецкий концлагерь Освенцим, где 18 Июня того же года погиб. Обстоятельства жизни и смерти выдающегося аса Первой Мировой войны в Освенциме остаются не выясненными и по сей день.


*     *     *

( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).

Hosted by uCoz


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz