Орлов Иван Александрович

И.А.Орлов.

Орлов был потомком екатерининских фаворитов и обладателем такого генеалогического древа, ио сравнению с которым любой фамильный дуб кажется кустиком. Благодаря связям, он вполне мог бы найти "непыльную" должность при штабе и без особого риска получать ордена и очередные звания. Всему этому Орлов предпочёл рискованную карьеру лётчика. И хотя сам он, строго говоря, чуть - чуть недотягивает до статуса "аса", его роль в истории отечественной авиации была поистине выдающейся. Во всяком случае, именно Орлову довелось возглавить соединение, которое, хотя бы и под 7-м номером, де - факто стало первым истребительным подразделением в России. И кто знает, не стоит ли его короткая, но насыщенная жизнь любой более блестящей, но сомнительной карьеры ?

На его счету 4 достоверные победы и 7 - с вероятно сбитыми.

Награждён орденами:  Св. Георгия 2  -  4-й степеней,  Св. Станислава 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени, Св. Георгия 4-го класса; Военный Крест с пальмой ( Франция ).

*     *     *

Иван Александрович Орлов родился 18 Января 1895 года в Санкт - Петербурге в семье, принадлежавшей к одному из самых аристократических родов Российской Империи. Детство его было беззаботным и наполнено различными развлечениями. После окончания Царскосельского Александровского лицея ( того самого, в котором учился А. С. Пушкин ) Орлов поступил в Санкт - Петербургский университет на юридический факультет. Во время одного из праздников воздухоплавания юноша был очарован авиационной романтикой и стал посещать лётную школу Всероссийского Императорского аэроклуба.

Поначалу родители Ивана думали, что это всего лишь очередное хобби их живого и энергичного отпрыска. Однако со временем его увлечение переросло в настоящую одержимость. Почти все получаемые от отца карманные деньги молодой человек тратил на покупку материалов и инструментов для постройки летательных аппаратов. Своими руками юноша собрал несколько планеров и даже самолёт - моноплан, получивший гордое наименование "Орлов-1". 13 Июня 1914 года Ивану вручили удостоверение пилота Всероссийского аэроклуба № 229, а ещё менее чем через 2 месяца началась Первая Мировая война...

И.А.Орлов в кабине самолёта собственной конструкции

Подобно многим другим энтузиастам авиации, Иван Орлов решил отправиться на фронт добровольцем. Уже 3 Августа, вместе со студентом С. Г. Квасниковым и крестьянином Тверской губернии И. О. Жуковым, он был зачислен в армию на правах вольноопределяющегося.

Приобретя самолёт "Фарман-7", Орлов превратился в "охотника" - лётчика, воюющего на собственной машине. Пока 5-й корпусной авиаотряд, к которому он был приписан, ещё только готовился выступить из Петрограда, Иван своим ходом добрался до штаба 20-го корпуса в Гумбиннене  ( Восточная Пруссия ).

Впрочем, подобную самодеятельность мог позволить себе только "вольнопер", и, к тому же, со связями и именем. Приступив к боевым полётам, Орлов своей отвагой, переходившей в браваду, достаточно быстро привлёк внимание командования. Один из его тогдашних начальников - В. М. Ткачёв в своих мемуарах дал Ивану не слишком тёплую характеристику: "Он производил на меня впечатление слишком бесшабашного и слишком невоздержанного юнца".

Самолёт 'Фарман-7'

Возможно, вызывающее поведение Орлова было своеобразной ответной реакцией на предвзятое отношение к нему со стороны других военнослужащих, более низкого происхождения и образования, которые упорно пытались указать рядовому - аристократу на его место в армейской иерархии. Однако пылкая натура юного романтика требовала признания, и, хотя и с оговорками, начальство признало в нём талантливого и бесстрашного лётчика.

Боевое крещение Орлова произошло во время неудачной для русских Восточно - Прусской операции. 17 Августа 1914 года, в связи с тем, что 2-я армия генерала Александра Самсонова перешла в наступление, 5-му корпусному авиаотряду было предписано перебазироваться во Владиславль. Однако до нового аэродрома из 6 лётчиков добрались лишь двое - Орлов и поручик Озерский. Остальные совершили вынужденные посадки из - за поломки моторов.

Через 2 дня Озерский отправился на разведку, но был вынужден вернуться, после того как его машину обстреляла своя же пехота. Очередь была за Орловым, который сумел благополучно завершить разведку в районе Сталуппенен.

29 Августа, во время очередного вылета, его "Фарман" попал под огонь вражеской артиллерии. Неприятельская шрапнель угодила в винт самолёта и оборвала крепления бензобака, который упал на нижнюю плоскость машины. Иван отчаянно продолжил полёт и сумел выполнить задание. За это он был награждён "солдатским" Георгием 4-й степени.

Радость получения "Креста" омрачило наступление немцев, в ходе которого авиаотряд едва не попал в плен к неприятелю. Германский удар оказался настолько мощным и стремительным, что на станции Вержболово авиаотряду пришлось бросить платформу с бензином и прочим имуществом. Орлов, Клембовский, Озерский и Кнох попытались спасти хотя бы свои машины, но им так и не удалось взлететь из - за сильного ветра. Аэропланы пришлось сжечь, предварительно сняв с них моторы и пропеллеры. Это оборудование погрузили в последний поезд, идущий в сторону Ковно. Эшелон успел выскользнуть из ловушки до того, как вражеское кольцо замкнулось. Уже в Ковно к 5-му авиаотряду присоединился отставший ранее из - за аварии штабс-капитан Мучник, и теперь его машина оказалась единственной в соединении.

17 Сентября Орлову, вместе с начальником отряда штабс - ротмистром Н. Н. Гатовским и поручиком Д. А. Озерским, пришлось отправиться в Петроград за новыми самолётами. Обратно они вернулись через неделю - с 3 новенькими "Фарманами".

Самолёт 'Фарман-16'

Боевая работа возобновилась, и 17 Октября Орлов вместе с наблюдателем - корнетом Покровским отбомбился по германскому эшелону, стоявшему на станции Геритенн. На противника сбросили 3 бомбы, взятые "взаймы" в 3-м корпусном авиаотряде. Неприятельский состав, впрочем, не пострадал, но железнодорожное полотно было частично повреждено, что способствовало возникновению "пробки". Иван Орлов получил за эту операцию "солдатский" Георгий 3-й степени.

21 Ноября по приказу штаба 1-й армии Орлов и его механик Сохачев вылетели, чтобы установить связь с окружённой 2-й армией. Возле Равы их аэроплан был обстрелян неприятельской конницей и совершил вынужденную посадку всего в 3 км от расположения вражеской части. Обследовав машину, русские лётчики выяснили, что перебит бензопровод. Починить его не составляло труда, но как восполнить почти полностью потерянный бензин ?

Линия фронта еще не стабилизировалась, и поэтому враг мог появиться в любую минуту. Решили так: пока Сохачев чинит бензопровод, Орлов на попутном паровозе съездит за бензином. Немцы слишком поздно сообразили, что у них под носом находилась обездвиженная русская машина. Взлетев на виду у германских уланов, Орлов благополучно добрался до Подьяниц, так, впрочем, и не найдя штаба 2-й армии  ( которая к тому времени уже была уничтожена ). На сей раз Иван Орлов был награжден "солдатским" Георгием 2-й степени - за мужество и находчивость.

Однако, больше всего мужества ему понадобилось 20 Декабря, когда в районе Ижицы он был атакован сразу 2-мя вражескими машинами. На германских самолётах ещё не было пулемётов, и они попытались уничтожить Орлова, либо прижав его к земле, либо загнав под огонь собственной пехоты и артиллерии. Ни то ни другое германцам реализовать не удалось. Отстреливаясь из "Маузера", Иван вырвался из тисков и благополучно вернулся на свою базу.

К тому времени Орлов уже знал, что его направляют в Гатчинскую авиашколу для прохождения курса обучения на "Вуазенах". В школе он был произведён в Прапорщики, а по окончании учёбы получил назначение в 1-й армейский авиаотряд.

Самолёт 'Вуазен'

Самолёт 'Вуазен'

Его новая часть была приписана к штабу 12-й армии и базировалась у местечка Снядово. Вся весна прошла для Ивана в обычных фронтовых буднях, причём, как минимум дважды, - 24 и 27 Апреля - он нападал на одиночные неприятельские аэропланы и обращал их в бегство.

В Мае Орлов ненадолго съездил в Петроград на завод Лебедева, где принимал новые машины. На практике эти самолёты были опробованы 25 Мая 1915 года, когда 6 германских аэропланов нанесли бомбовый удар по Снядову. Как только немцы легли на обратный курс, следом за ними поднялись 2 русских "Вуазена". На одном из них находились Иван Орлов и вооружённый винтовкой наблюдатель - ефрейтор Пушкель, на другом - штабс-капитан Клембовский и наблюдатель - поручик Окулич-Казаринов с ручным пулемётом. Русские обстреляли противника, но так и не смогли подбить ни одной неприятельской машины.

В отместку Иван в этот же день сбросил 3 бомбы на вражеский аэродром у деревни Портянки. Вместе с бомбами на землю упал и футляр, в котором содержалась записка с протестом против варварского обращения с пленными казаками. Прежде, чем ознакомиться с этим посланием, немцы открыли огонь из пулемётов, причём 2 пули угодили в хвост орловской машины.

26 Мая, ожидая очередного налёта немцев, в патрулирование отправились Орлов и вооружённый ручным пулемётом поручик Окулич - Казаринов  ( на "Вуазене" ), поручик Коровников и вооружённый "Маузером" поручик Дапнич  ( на "Ньюпоре" ), а также старший унтер - офицер Воронин с "Маузером"  ( на одноместном "Ньюпоре" ). Неподалеку от Снядова 3 русских машины атаковали двухместный германский "Альбатрос". Орлов ринулся на врага с фронта, "Ньюпоры" - с флангов.

Самолёт 'Альбатрос В.I'

Иван знаками предлагал противнику сдаться, но немцы храбро отстреливались из винтовки и пытались дотянуть до своего аэродрома. У Окулич - Казаринова кончились патроны, Орлов продолжал палить из собственного "Маузера", однако когда боезапас исчерпался, решил отказаться от преследования. Коровников хотел выйти немцу наперерез, но в этот момент у "Ньюпора" стало заканчиваться горючее. Добить противника попытался Воронин, причём для этого он решил загнать немца под огонь русской артиллерии. Как впоследствии указывалось в рапорте:

"Во время боя Воронин, расстреляв все 40 патронов, до того вошёл в азарт, что хотел ударить немца колёсами своего шасси, для чего устремился на него, но немец 3 раза выскальзывал. Опустившись на аэродром в Снядов, обнаружили 4 пробоины на "Вуазене" Орлова и 3 - на "Ньюпоре" Воронина".

Точная судьба этого "Альбатроса" осталась неизвестной, но, судя по всему, противника всё - таки сбили. Во всяком случае, согласно германским данным, в этот день были ранены Обер - лейтенант Райнольд Розенбаум и лейтенант Вальтер Витке из 15-го полевого отряда, причём Розенбаум на следующий день умер в госпитале.

Самолёт 'Альбатрос'

На следующий день Орлов провёл бой, закончившийся со столь же неопределённым результатом. Согласно донесению, вылетев вместе с наблюдателем Пушкелем, он атаковал врага, который "...после 90 патронов, выпущенных наблюдателем из карабина, наклонился и падал 300 метров, но затем выправился и с мотором, дающим перебои, скрылся, всё снижаясь. Преследование прекратили, ибо не имели больше патронов. Неприятельский лётчик всё время отстреливался из автоматического ружья и маузера".

И.А.Орлов.

1 Июня 1915 года Орлову присвоили звание военного лётчика, на которое он и без того давно имел право. Ивана прикомандировали к штабу 12-й армии, причём наблюдателем к нему назначили его бывшего командира - Н. Н. Гатовского  ( из 5-го корпусного авиаотряда ), разжалованного в рядовые за то, что он после какой-то ссоры ударил стеком по лицу сербского принца Арсения  ( позже Гатовский стал Полковником и полным кавалером "солдатского" Георгия ).

В Августе этот экипаж дважды проводил успешные разведки, за которые Орлов был награждён орденами Св. Станислава 3-й и Св. Владимира 4-й степени.

30 Ноября Иван был контужен разрывом зенитного снаряда. Впрочем, он довольно быстро пришёл в себя и вместо госпиталя отправился в Одесскую авиашколу осваивать новую французскую модель полутороплан - "Ньюпор". Уже во время учёбы Орлов получил звание подпоручика и орден Св. Георгия 4-го класса.

Своей отвагой и несомненными качествами лидера он явно выделялся из среды прочих лётчиков. Неудивительно, что именно ему в Феврале 1916 года Великий князь Александр Михайлович поручил создать и возглавить одно из первых в русской армии истребительных подразделений.

Новая часть формировалась при 7-м армейском авиадивизионе. Местом её создания стал Киев, а все необходимые материальные ресурсы доставлялись из расположенной неподалеку 3-й авиационной роты.

Иван энергично взялся за дело. В его распоряжение поступили 3 новых биплана "С-16" конструкции Игоря Сикорского, вооружённых синхронным пулемётом "Виккерс", а также моноплан "Моска - Быстрицкий".

Биплан 'С-16'

23 Апреля 1916 года Орлов получил официальное назначение на должность, а ещё через 2 недели его соединение перебазировалось на фронт и разместилось на аэродроме у деревни Хмелёвки  ( Галиция ). Спустя 5 дней состоялся первый в авиаотряде боевой вылет, выполнить который выпала честь самому Ивану и его наблюдателю - корнету Липскому.

Самолёт 'МБ'

Русские войска в этот период готовились к наступлению  ( "Брусиловский прорыв" ), в связи с чем боевая активность в воздухе резко возросла. 3 Мая Орлов с наблюдателем - корнетом Липским, подпоручик Бычков с наблюдателем - прапорщиком Квасниковым, а также корнет Юрий Гильшер и военлёт Матвеевич на одноместных машинах отправились в очередное патрулирование.

Матвеевич, несколько отдалившись от товарищей, атаковал неприятельский двухместный самолёт - разведчик. Австрийский наблюдатель выпустил очередь из пулемёта, после чего Матвеевичу пришлось совершить вынужденную посадку.

Таким образом, первый бой 7-го авиаотряда закончился поражением. Но винить в этом одну только "капризную Фортуну" авиаторам не приходилось, поскольку многое в их первых неудачах в значительной степени объяснялось техническими дефектами истребителя "С-16".

Биплан 'С-16'

К сожалению, только на "образцовом" аппарате Константина Вакуловского стоял новенький мотор "Рон", а все остальные "С-16" были оснащены старыми моторами, которые хотя и прошли капитальный ремонт, но всё равно не давали положенной мощности. К тому же, имелись претензии к конструкции и регулировке самого планера, что подтвердила произошедшая 9 Мая катастрофа. Её жертвой стал "С-16", пилотируемый корнетом Юрием Гильшером, который прямо над аэродромом сорвался в штопор. В результате аварии оба члена экипажа получили тяжелейшие увечья. Случившаяся трагедия подорвала доверие лётчиков 7-го отряда к первому отечественному истребителю, и вскоре все эти машины приказом Авиадарма были отозваны из "лёгкой" авиации и возвращены в "Эскадру Воздушных Кораблей".

Вместо "С-16" отряд пересел на "Ньюпоры", после чего дела сразу же пошли веселее.

8 Июня Орлов сбил двухместный австрийский самолёт - разведчик "Ллойд С.II" из 9-й авиароты. Пилот Карл Румиха был ранен, лётчик - наблюдатель Вальтер Шмидт - погиб. 25 Июня за один день Иван совершил 10 боевых вылетов и "под занавес" совместно с Василием Янченко уничтожил в районе Подгаец австрийский "Авиатик В.II" из состава 27-й авиароты. Оба члена экипажа - пилот Шаллингер и наблюдатель Винглер - были ранены и пленены русскими пехотинцами.

'Авиатик В.II' сбитый Орловым 25 Июня 1916 г.

В Августе Орлов отправился в командировку - сначала на московский завод "Дукс", а затем в Петроград, на завод Лебедева, где он принимал для своего отряда новые "Ньюпоры-11" и "Ньюпоры-21", вооружённые пулемётами Льюиса. В Москве Иван лично испытывал новый истребитель - триплан конструктора А. А. Безобразова, в результате чего едва не стал жертвой аварии. Тем не менее, Орлову этот аппарат понравился, и он взял его с собой на фронт.

Вернувшись в отряд, Иван снова включился в боевую работу. 5 Октября у Золотой Липы, действуя на пару с Янченко, Орлов повредил вражеский самолёт, который не то "опустился, окутанный дымом", не то "упал, объятый пламенем". Впрочем, из-за отсутствия документальных свидетельств, официально эту победу так и не засчитали.

4 Ноября удача снова улыбнулась Орлову. Патрулируя вместе с Янченко, он обнаружил германский самолёт - разведчик. Янченко первым пошёл в атаку и загнал противника прямо под прицельный огонь Орлова. В результате обстрела оба неприятельских лётчика были убиты. Их аэроплан загорелся и упал на австрийской территории, однако наблюдавшие за схваткой русские пехотинцы подтвердили факт уничтожения вражеского самолёта.

В Ноябре на вооружение авиаотряда поступили двухместный "Вуазен" и несколько новых "Ньюпоров". Однако Ивану не пришлось их обкатывать, поскольку вместе с Евграфом Крутенем и 13-ю другими лётчиками он отбыл во Францию "для ознакомления с постановкой авиационного дела".

И.А.Орлов.

Стажироваться Орлову довелось в прославленной группе "Аистов", причём Иван попал в знаменитую эскадрилью № 3, которой командовал лучший французский ас - капитан Жорж Гиннемер. Изучая опыт воздушной войны на Западном фронте, Орлов сумел достойно поддержать честь Русской державы. Так, 24 Января 1917 года он провёл воздушную схватку, после которой неприятельский самолёт совершил вынужденную посадку на своей территории ( севернее деревни Френуа, близ Руа ). Впрочем, в послужном списке Орлова эта победа также осталась неподтверждённой, хотя за неё он и получил французский Военный Крест с пальмой.

Вернувшись в Марте 1917 года в Россию, Иван снова принял командование 7-м авиаотрядом. Подводя итоги своего пребывания во Франции, Орлов издал брошюру под названием "Приёмы ведения воздушною боя". В этой работе он изложил методику, применявшуюся лучшими французскими лётчиками - истребителями, и, в первую очередь, легендарным Ж. Гиннемером:

"Пилоту рекомендуются следующие способы, воздушного боя. Первый: пикировать со стороны солнца перпендикулярно полёту неприятельского аэроплана, нырнуть под него, начать петлю и кончить её переворотом на крыло, с выравниванием под неприятельским аэропланом в непосредственной близости от него. При втором способе лётчик опускается к неприятелю с хвоста, делая всё время зигзаги, пока не займёт нужною положения под хвостом противника".

Очередную победу Иван одержал 22 Мая 1917 года. Согласно рапорту самого Орлова, "...в районе деревни Рыбно увидел неприятельский "Альбатрос", летевший по направлению наших позиций. Атаковал его, выпустив 15 патронов, заставил спикировать у деревни Мыслужь. Продолжая патрулировать, увидел ещё 2 неприятельских самолёта. Из них один двухпулемётный и больших размеров. Атаковал его в районе Присуп. Самолёт принял бой. После второй атаки неприятельский самолёт опустился к западу от высоты 829 на склоне её к югу от Ясень".

И.А.Орлов, лето 1917 г.

Вражеский аэроплан совершил вынужденную посадку на русской территории, а его экипаж был пленён. В этом бою самолет Орлова  ( старый "Ньюпор-11" ) был слегка повреждён, но механики наскоро подлатали машину. И всё же, как и другие самолёты соединения, она уже давно исчерпала свой лётный ресурс. Авиаотряду требовались новые аппараты и запчасти к ним, но в тылу о нуждах фронта уже не думали. Там бушевали митинги и политические дискуссии...

В одном из своих писем Иван писал, что его подчинённым приходится снимать более - менее пригодные детали с вышедших из строя аэропланов, чтобы держать остальные машины в боевой готовности. Письмо заканчивалось словами: "Мы все каждый день испытываем судьбу..."

Самому Орлову провести свою судьбу не удалось. 30 Июня, сразу же после боя у Бржежан с 2 немецкими истребителями, его "Ньюпор-23" не выдержал нагрузок: на крутом вираже у машины отвалилось нижнее правое крыло - и самолёт рухнул на землю с высоты 3000 метров.

В своем приказе командование авиадивизиона отметило:

"В доблестном бою одновременно с двумя истребителями противника погиб смертью героя командир 1-го авиаотряда истребителей подпоручик Орлов. В лице Орлова дивизион и отряд теряет самого наилучшего, неустрашимого, самоотверженного лётчика, неутомимого работника, служба которого Родине неоднократно отличалась высокой боевой деятельностью против неприятеля".

Тело Ивана Александровича Орлова было доставлено в Петроград и похоронено в Царском Селе ( ныне город Пушкин под Санкт - Петербургом ).

*     *     *

( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz