Пульпе Эдуард Мартынович

Э.М.Пульпе.

Имя Эдуарда Пульпе по справедливости принадлежит сразу трём странам. Латыш по национальности, он стал первым российским подданным, сумевшим сбить 5 вражеских самолётов и тем самым завоевать статус "ас".

Большинство из этих побед он одержал в небе союзной Франции. И всё - таки последние, самые яркие и героические месяцы своей недолгой жизни Пульпе провёл там же, где и родился. В стране, которую он с гордостью именовал своим Отечеством - Россией.

На его счету 6 достоверных побед и 8 - с вероятно сбитыми. Награждён орденами: Св. Георгия 4-й класса ( посмертно ), Военная медаль, Военный крест с 4-мя пальмами  ( Франция ).

*     *     *

Эдуард Мартынович Пульпе родился 22 Июня 1880 года в Риге. Отец его владел небольшим магазином. Вскоре после того, как в семье появился ещё один ребёнок - брат Эдуарда - Карлис, отец семейства скоропостижно умер. Оставшейся с двумя детьми на руках женщине ничего не оставалось, как вторично выйти замуж.

Судя по всему, отношения с отчимом у юноши не сложились, потому как, получив начальное образование в Рижской Александровской гимназии, Эдуард поспешил покинуть родной город и отправился в "первопрестольную". В 1903 году он поступил на физико - математический факультет Московского университета, где стал одним из лучших учеников профессора Н. Е. Жуковского. Почти 2 года Пульпе занимался в созданном "отцом русской авиации" Механическом кабинете МГУ. Результаты этих занятий были изложены им в сочинении "О сопротивлении воздуха на винты", которое сам Жуковский оценил как "весьма удовлетворительное".

После получения диплома в 1907 году талантливый выпускник был причислен к кафедре прикладной математики "для подготовки к профессорскому званию". За свой счёт он отправился за границу, где некоторое время обучался в Геттингенском университете  ( Германия ). Вернувшись в Москву, Пульпе устроился преподавателем в гимназию Петра и Павла, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с директором и переехал обратно в Латвию. Начиная с 1909 года, Эдуард работал учителем: сначала в гимназии в Дубултах, а затем - в аналогичном учебном заведении в Риге, куда попал по протекции давнего друга - известного поэта и общественного деятеля Атиса Кениньша.

Однако и здесь Пульпе не сумел ужиться с начальством. К тому же, в 1912 году умерла его мать, после чего Эдуард, распродав оставшееся от родительского бизнеса имущество и поделив наследство со своим братом, уехал во Францию.

Здесь следует отметить, что несмотря на все перипетии своей личной жизни Пульпе никогда не оставлял начатые ещё в Москве занятия вопросами авиационной теории. Правда, по возвращении в Ригу его интересы переместились из теоретической плоскости в практическую. Собственными усилиями он сконструировал аэроплан и затем осуществил на нём свои первые полёты над Рижским взморьем.

Франция в начале XX века считалась едва ли не главным центром авиационного дела. По прибытии в Париж Эдуард устроился на лётные курсы и, пройдя обучение на "Депердюссене", 19 Февраля 1913 года получил "бреве"   ( лицензию )  гражданского пилота № 1571. Здесь же, в Париже, он сблизился со многими русскими эмигрантами, в том числе с будущим первым руководителем красной авиации Константином Акашевым, который одно время даже хотел нелегально вернуться на родину, воспользовавшись для этого паспортом своего латышского друга.

После начала Первой Мировой войны большинство находившихся во Франции русских граждан призывного возраста  ( включая и политических эмигрантов )  изъявили желание сражаться против врагов своей родины. Поскольку возвращение в Россию было сопряжено со значительными трудностями, многие из них вступили во французскую армию. Именно таким образом поступил и Пульпе. Пройдя короткий курс переподготовки, он получил сертификат военного лётчика  ( № 602 )  и был зачислен в эскадрилью МС 23  [ префикс "МС" перед номером эскадрильи означал, что эта часть должна была быть вооружена аэропланами типа "Моран - Солнье" ].

Самолёт 'Моран-парасоль'

Это соединение находилось под командованием капитана Августа Ле Реверенда и вело боевые действия в составе 2-й французской армии.

Первые боевые вылеты Пульпе не были особо удачными: в конце 1914 года во время боёв на Сомме его "Моран - парасоль" был сбит и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. К счастью, на помощь пришёл один из сослуживцев - французский авиатор Боббо: несмотря на огонь противника, он умудрился приземлиться рядом с Пульпе и вывез его на своём аэроплане.

В Мае 1915 года Эдуарду Пульпе было присвоено звание сержанта. Постепенно приходил воинский опыт, и его имя всё чаще начинало мелькать в приказах:

"23 Сентября 1915 года, когда во время сложной операции один из его товарищей потерпел неудачу, Пульпе заменил его в особо сложных обстоятельствах и закончил боевое задание с успехом".

Разведывательные и бомбардировочные вылеты, несмотря на свою опасность, всё - таки считались среди авиаторов рутинной работой, однако в Декабре 1915 года в бою над Верденом Пульпе совершил почти невероятный по тем временам подвиг. Бросившись в одиночку на 8 вражеских самолётов, он сумел сбить 2 из них и, несмотря на полученные его собственным аэропланом повреждения, благополучно вернуться на аэродром. Заметим, что в 1915 году даже одиночные воздушные победы считались делом довольно редким, а уж "дуплеты"  ( двойные победы ) воспринимались и вовсе - как нечто экстраординарное. Подавляющим было и превосходство сил противника, однако борьба с численно превосходящим врагом в дальнейшем станет для Пульпе обычной практикой.

Эдуард был награждён французской Военной медалью, а уже в Марте 1916 года в ходе очередного германского наступления под Верденом одержал ещё 2 воздушные победы. Обстоятельства этих боёв изложены в сухих строках военных донесений:

"20 Марта 1916 года атаковал 3 самолёта противника на его территории. В ходе свирепого боя сумел поставить врага в невыгодное положение, сбил один немецкий самолёт и, несмотря на то что собственный аэроплан был неоднократно прострелен, благополучно возвратился"; "31 Марта вновь атаковал 2 вражеских самолёта. Один сбил, другой обратил в бегство и возвратился на сильно повреждённом самолёте".

Сослуживцы Пульпе отмечали, что в свои 35 лет он отличался юношеским темпераментом и настойчивостью, особенно в воздухе: "В его сердце просыпается вулкан, когда он садится за штурвал".

Столь же лестно аттестовывало Пульпе и французское командование, характеризуя его как: "искусного и решительного, выдержанного и бесстрашного, пилота высочайшей квалификации, который своими отважными разведывательными вылетами снабжает командование важнейшей информацией, и уже сбил 4 вражеских самолёта".

В Апреле 1916 года Пульпе был произведён в Лейтенанты и получил новое назначение. В то время французское правительство вело переговоры с российским военным атташе графом Алексеем Игнатьевым о снаряжении военных авиаторов для службы в русской армии. Военно - Воздушным силам России требовался индивидуальный опыт авиационных специалистов; как лётного состава, так и технического персонала. Командующий французскими ВВС генерал Барис пообещал оказать союзникам всю возможную помощь.

30 Апреля 1916 года в Лионе была сформирована Французская авиационная миссия в России во главе с майором Бергером. Одним из членов миссии стал Эдуард Пульпе.

В Мае 1916 года личный состав миссии прибыл в Мурманск, откуда большинство лётчиков отправилось на Юго - Западный фронт для участия в готовящемся летнем наступлении генерала А. А. Брусилова.

По воспоминаниям русского авиатора В. Г. Соколова, "среди французских лётчиков, присланных генералиссимусом Жоффром на наш фронт, только один был асом - имел 5 побед в воздухе - русский подданный Эдуард Пульпе". В данном случае мемуарист ошибся: свою 5-ю точно подтверждённую победу Пульпе одержал уже в России. Случилось это 1 Июля 1916 года во время патрулирования воздушного пространства в районе Лупка - Ковеля. На тот момент никто из русских истребителей  ( даже впоследствии легендарный А. А. Казаков )  ещё не имел на личном боевом счету заветных 5 побед.

Лётчики 8-го истребительного авиаотряда относились к Эдуарду Пульпе не только как к командиру, но и как к более опытному старшему товарищу. Правда, их несколько удивляли его аскетический образ жизни и склонность к уединению, однако вся прибалтийская сдержанность Пульпе пропадала при встрече с врагом. Тогда в его сердце снова, как и во Франции, "просыпался вулкан".

Пульпе у своего самолёта.

По некоторым данным, в Июле 1916 года он сбил ещё 2 австрийских самолёта, которые, однако, не были засчитаны, поскольку упали на неприятельской территории. Впрочем, в отличие от подавляющего большинства других асов, Пульпе относился к подобному умалению своих заслуг довольно спокойно. Главным для него было одно - уничтожить врага.

Безудержная отвага и горячность латышского авиатора особо наглядно проявилась в его последнем бою.

2 Августа 1916 года поручик Эдуард Пульпе вылетел на очередное патрулирование в районе реки Стырь. Вскоре он заметил 5 германских аэропланов, идущих на низкой высоте. Пульпе ринулся в атаку, 2 германских самолёта - разведчика тут же изменили курс и стали уходить на свою территорию под прикрытием 3-х истребителей. Бой Пульпе с 3-мя германскими самолётами продолжался около часа, но на сей раз численное превосходство врага сыграло решающую роль. Сначала Пульпе получил ранения в бок и в левую руку, но из боя не выходил. В конце концов, очередь из вражеского пулемёта перебила элероны, и русский "Ньюпор", потеряв управление, сорвался в штопор. На высоте 300 метров Пульпе сумел вывести самолёт из штопора, однако благополучно посадить машину ему не удалось.

Подбежавшие к месту падения самолёта русские пехотинцы извлекли Пульпе из-под обломков. Он был ранен двумя пулями - в ногу и в спину - и находился в полубессознательном состоянии. Не открывая глаз, лётчик прошептал "пить" и тут же скончался.

Победителями первого российского аса историки считают экипаж "Альбатроса С.III" в составе лейтенантов Эрвина Бохме и Ладемахера из 10-го "камфштаффеля" 2-й боевой эскадры, которые в этот день заявили о сбитом ими русском "Ньюпоре". Хотя успех был явно коллективным, в германских "люфттруппе" не было принято делить его между всеми участниками боя, так что победу присуждали наиболее вероятному претенденту. Тем не менее, Эрвин Бохме, ставший впоследствии известным асом, не упоминает в своих письмах об этом эпизоде, хотя это была его первая официально подтверждённая победа.

Эрвин Бёме и Ладемахер

Смерть Пульпе не осталась незамеченной и во Франции. Генералиссимус Жоффр сообщил о ней в приказе по союзной армии и следующим образом охарактеризовал погибшего: "Превосходный лётчик - истребитель, отличный офицер, образец наиболее высоких воинских доблестей, храбрость которого сделалась примером для всей французской авиации. Умный и серьёзный, спокойный и отважный".

Аналогично звучали и отклики русской прессы: "Имя латыша, прогремевшее в союзной Франции, пронеслось по России и докатилось до Риги, он считался ещё до войны одним из первых русских теоретиков воздухоплавания. Сильный телом и духом, человек исполинского роста, с громадной волей... и в жизни и в смерти был рыцарем"   ( петербургская газета "Новое время" ).

Тело героя было доставлено на родину и торжественно похоронено в Риге. Правительства России и Франции посмертно наградили Эдуарда Пульпе орденом Святого Георгия 4-го класса и ещё одной пальмовой ветвью к Военному Кресту.

Нередко, отправляясь на боевые задания, русские лётчики писали своеобразные письма - завещания, обращенные не только к родственникам и сослуживцам, но и к потомкам. Письмо, написанное Пульпе незадолго до гибели, заканчивалось словами: "Умру, как все. Мои мысли будут о тебе, моё Отечество - Россия, о моей колыбели - Латвии. Я отдаю им себя всецело - свою жизнь и кровь - во имя будущего: победы и славы...".

*     *     *

( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz