Сафонов Михаил Иванович

М.И.Сафонов

Для отечественных морских лётчиков фамилия Сафонов не требует комментариев. Кто не слышал о знаменитом асе Северного флота времён Второй Мировой войны - дважды Герое Советского Союза Борисе Сафонове ?   Однако лишь историки - профессионалы знают, что в годы Первой Мировой войны фамилию Сафонов носил другой морской лётчик - истребитель, бывший, пожалуй, наиболее ярым и непримиримым противником Советской власти из всех русских асов.

В отличие от многих своих коллег, которые либо сразу же примкнули к большевикам, либо пытались с ними "договориться", Михаил Сафонов разошёлся с новым режимом сразу и окончательно. Фактически, последние 6 лет своей жизни он только и делал, что сражался против коммунизма - сначала в Финляндии, затем на Юге России и, наконец, в Китае, где и погиб в возрасте 30 лет...

На его счету 5 достоверных побед и 6 - с вероятно сбитыми.

Награждён орденами: Св. Анны 4-й степеней, Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Владимира 3-й степени с мечами и бантом.

*     *     *

Михаил Иванович Сафонов родился 13 Ноября 1893 года в городе Острогожске Воронежской губернии в купеческом семействе. Вопреки семейной традиции юноша выбрал профессию военного, и после окончания местной гимназии поступил в столичную Военно - морскую Академию  ( 1909 году ).

За 5 лет учёбы, в качестве практики, Сафонов участвовал в плаваниях на миноносце "Верный" и яхте "Забава"  ( 1910 г. ), крейсерах "Богатырь" и "Россия"  ( 1911 - 1912 гг. ), учебном судне "Воин"  ( 1912 г. )  и крейсере "Олег"  ( 1913 г. ). Тогда же он получил 2 свои первые награды, правда, это были бронзовые памятные медали, выпущенные к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и 300-летию Дома Романовых. В Мае 1914 года Сафонов окончил Академию и 29 Июля был произведён в мичманы. Через 2 дня Германия объявила войну России.

Новоиспечённого офицера назначили сначала на крейсер "Громобой", а затем перевели на броненосец "Севастополь". После года службы Михаил решил освоить новую специальность, и с Ноября 1915 года начал посещать школу морской авиации Балтийского флота.

Теорию авиационного дела он изучал на курсах аэродинамики при Политехническом институте. Что касается практики, то, учитывая уровень тогдашней техники, в зимнее время полёты над Балтикой были сопряжены со смертельным риском. Ввиду этого на Каспийском море, недалеко от Баку, была создана зимняя база авиашколы Балтфлота. Именно там 1 Декабря 1915 года курсант Сафонов впервые самостоятельно поднялся в небо.

Успехи, продемонстрированные им во время учёбы, были настолько впечатляющими, что ещё до сдачи экзаменов Сафонов вернулся на Балтику, где ему выделили собственную машину - гидросамолёт "Фарман-11". В Апреле 1916 года, уже будучи зачисленным в штат Ревельской авиастанции, Михаил получил звание военного пилота и положенное ему годовое жалование в 920 рублей.

Гидросамолёт

Авиация Балтийского флота в то время ещё только создавалась. Все имеющиеся лётчики с машинами были объединены в 2 дивизиона, каждый из которых состоял из 3-х авиаотрядов. Авиаотряды на Балтике именовались по буквам кириллицы. Местом службы Сафонова стал 1-й авиаотряд 2-го дивизиона, носивший наименование "Г" / "Глагол".

Вскоре на воорукение этого соединения поступили летающие лодки конструктора Дмитрия Григоровича "М-9".

В бою новые машины были опробованы 9 Сентября 1916 года, когда в Ирбенском проливе над фортом Михайловский произошла схватка между 5 немецкими аэропланами и 5 русскими гидросамолётами. Поле битвы осталось за русскими, причём Сафонов и находившийся при нём "вторым номером" механик - пулемётчик Орлов совместно с другими экипажами сумели подбить одну вражескую машину. Два русских аппарата  ( в том числе и сафоновский "Щ.С.-29" )  также получили повреждения. Этой победой Михаил Сафонов открыл боевой счёт и получил свой первый орден - Св. Анну 4-й степени.

Летающая лодка М-9

26 Сентября в воздух поднялись 2 летающие лодки "М-9". На одной из них находились Лейтенант А. Н. Горковенко с механиком - пулемётчиком унтер-офицером Д. П. Фаем, на другой - Сафонов с Орловым. Целью полёта была разведка германской гидроаэростанции на озере Ангерн. Месяцем ранее русская авиация разнесла её в пух и прах, и теперь, по прошествии времени, Горковенко и Сафонов должны были выяснить, насколько противник сумел ликвидировать последствия налёта.

На свою беду, русские разворошили осиное гнездо: над Ангерном им пришлось столкнуться сразу с 20 германскими аэропланами. Естественно, немцы жаждали взять реванш за своё недавнее поражение. Отбиваясь сразу от нескольких противников, Михаил был ранен в ногу, а его самолёт получил тяжёлые повреждения. Стрелок Орлов тоже был ранен, так что, казалось, всё было кончено.

В этот момент на выручку к товарищам бросился второй экипаж - Горковенко и Фай. Отчаянной атакой им удалось отвлечь неприятеля от израненной машины Сафонова, но теперь они сами попали под огонь 2-х вражеских самолётов. Скорее всего, Горковенко погиб ещё в воздухе, из-за чего неуправляемая летающая лодка рухнула в Рижский залив, оборвав жизнь и второго члена экипажа - Фая.

Германский истребитель Fokker E.III

Своей гибелью экипаж Горковенко всё - таки выручил товарищей. Оторвавшись от противника, израненный Сафонов буквально чудом сумел довести самолёт до аэродрома. Больше месяца он пролежал в госпитале, где и получил свой второй орден - Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. После выписки и возвращения в строй здоровье Михаила ещё оставляло желать лучшего, и начальство подыскало ему своеобразную синекуру, назначив адъютантом при штабе Балтийского флота.

Но Сафонов не собирался отсиживаться в тылу, он при любой возможности поднимался в воздух, а в Январе 1917 года даже поучаствовал в нескольких воздушных схватках. И хотя все бои закончились безрезультатно, командование, явно покровительствовавшее храброму адъютанту, наградило его орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами и бантом.

После свержения монархии дисциплина на Балтийском флоте не просто пошатнулась, но, можно сказать, исчезла полностью. В ряде случаев дело дошло до прямых расправ над офицерами, а многие из уцелевших, предчувствуя неприятности, старались под любыми предлогами списаться на берег. Как следствие, возник своеобразный кадровый голод, что, в общем-то, было на пользу представителям офицерской молодёжи.

Летающая лодка М-15

Сафонов, например, в Июле 1917 года был произведён в Лейтенанты и получил назначение командиром авиаотряда "Г" / "Глагол". Тем временем на Балтике назревали грозные события - германцы готовились к захвату Риги и островов Моонзундского архипелага, преграждавшего им морской путь к Петрограду. В свою должность Михаил, вступил 14 Июля. В этот же день, совершая патрулирование в паре со штабс-ротмистром В. М. Надеждиным, Сафонов сумел перехватить неприятельский гидроаэроплан, направлявшийся к Росмасару. Немец пытался оторваться, однако неподалеку от Доменеснеса русские авиаторы всё же смогли его уничтожить.

7 Сентября 1917 года над Аренсбур-гом Михаил Сафонов одержал свою 3-ю воздушную победу. В этот день смешанная группа из 5 русских самолётов  ( 3 "Ньюпора-17" и 2 "М-15" )  вступила в схватку с 3-мя германскими аэропланами. Сафонов на "Ньюпоре"> атаковал вражеский аппарат и, открыв огонь с дистанции 50 метров, первой же очередью сбил неприятеля. По-видимому, его жертвой стал "Фридрихсхафен FFЗЗL". Самолёт рухнул в 6 километрах от Аренсбурга. Пилот - унтер-офицер Вейс и наблюдатель - лейтенант Гурих погибли.

Германский гидросамолёт Фридрихсхафен FF33.

Германский гидросамолёт Фридрихсхафен FF33.

Сафонов, бесспорно, продолжал числиться в любимчиках командования, так что очередная награда вновь не заставила себя ждать. 25 Октября 1917 года он был произведён в Старшие лейтенанты и получил отпуск "по семейным обстоятельствам". Прибыв в Петроград, Михаил женился на медсестре Людмиле Чеботарёвой, с которой он познакомился ещё во время своего пребывания в госпитале.

После "медового месяца", в середине Ноября, заслуженный лётчик вернулся к месту службы и принял командование над отрядом "Д" / "Добро".

15 Ноября крупные силы германской авиации появились над Моонзундским архипелагом. Поднявшись на своём "Ньюпоре", Сафонов подбил одного из противников, которому пришлось сесть на воду. На следующий день он сумел уничтожить вражеский двухмоторный бомбардировщик "Фридрихсхафен FFЗЗ". Обломки самолёта и тела погибшего экипажа - К. Фогеля и К. Герда были обнаружены у деревни Наутсе на острове Мооне.

Наконец, 17 Ноября, вылетев на "Ньюпоре-17" с аэродрома Куйваст, Михаил атаковал вражеский двухмоторный бомбардировщик. Бой происходил над германской эскадрой, состоявшей из 2-х линейных кораблей класса "Кайзер", 2-х крейсеров и нескольких миноносцев. Сафонов открыл огонь с дистанции в 20 метров и видел, как его пули отрывают от неприятельского самолёта куски обшивки. Вражеский аппарат загорелся и рухнул в море.

Это была его 6-я  ( официально - 5-я )  победа и, судя по всему, последняя победа авиации Балтийского флота в Первой Мировой войне.

После оставления русскими войсками Риги и островов Рижского залива и Моонзундского архипелага Воздушная дивизия Балтийского моря потеряла большое количество станций и самолётов. В результате её реорганизации Старшему лейтенанту Сафонову было предложено возглавить 1-й сухопутный отряд истребителей  ( или - по морской терминологии - "Д" / "Добро" ).

После подписания большевиками "похабного"  ( по словам самого же Ульянова - Ленина )  Брестского мира Михаил Сафонов вместе с десятками тысяч других офицеров Русской Императорской Армии оказался перед выбором: кому служить дальше. Принять новую власть - или оказаться в изгнании ?   Балтийский ас выбрал второй путь.

Сафонов подписал контракт с финским правительством на службу в гражданской авиации. Ему и ещё 3-м авиаторам  ( И. Н. Зайцевский, О. Н. Зайцевский и В. А. Парфененко )  в качестве своеобразных "подъёмный" полагалась сумма в 25 000 рублей. Однако, кроме официального контракта, имелись и устные неофициальные договорённости. В Финляндии в это время уже полным ходом шла Гражданская война между "белым" и "красным" правительствами. Работодателями Сафонова и его товарищей были белые, так что на практике русских лётчиков ждала вовсе не гражданская авиация, а бои с финскими большевиками. Впрочем, самого Михаила подобный оборот событий вполне устраивал. Большевизм был ему крайне неприятен в любых формах и любых национальных одеждах.

Бесспорно, заключив подобный контракт, финское правительство сделало на редкость ценное приобретение. Здесь следует отметить, что авиация независимой Финляндии началась с одного аэроплана, подаренного генералу Маннергейму шведским бароном Эриком фон Розеном. Затем были приобретены ещё несколько машин, украсившихся новой эмблемой финских ВВС в виде древнего санскритского знака - свастики. Однако большинство аппаратов постоянно находилось в ремонте, так что говорить о полномасштабной войне в воздухе попросту не приходилось.

11 Апреля 1918 года с Комендантского аэродрома в Петрограде взлетели 4 самолёта и взяли курс на Финляндию. Все аэропланы были собственностью советского правительства, однако находившиеся в них лётчики в полном соответствии с духом времени "экспроприировали" машины в свою собственность. Кроме пилотов, в одном из самолётов находился присоединившийся к беглецам пехотный офицер А. Крашенинин. Сафонов летел с женой.

Сафонов с женой в Финляндии, 1918 г.

После того как русские контрактники приземлились в "столице финской контрреволюции" - городе - Васа, численность белофинской авиации выросла сразу в 1,5 раза, пополнившись 2 "Ньюпорами-10" и 2 "Ньюпорами-17".

По прибытии в Финляндию Сафонов, опасаясь за судьбу близких, оставшихся в России, решил сменить имя. Михаил Сафонов на время становится Микко Вуоренхеймо.

Отряд Сафонова, Финляндия, 1918 г.

Костяк финской красной авиации составляли прибывшие в Суоми из Петрограда русские военлёты, так что фактически Сафонову пришлось воевать против своих соотечественников. Однако, каких - либо сведений о схватках в воздухе между белыми и красными не сохранилось. Похоже, финское небо оказалось достаточно просторным для того, чтобы самолёты противников так ни разу и не встретились друг с другом...

В основном, русским контрактникам приходилось заниматься бомбардировочными и разведывательными миссиями, участвуя в разворачивающемся на юге наступлении белых. Правда, их деятельность оказалась не слишком продолжительной, поскольку уже в Мае 1918 года при поддержке германского оккупационного корпуса войска Маннергейма заняли Хельсинки. В Финляндии Гражданская война закончилась, зато в России она только начиналась.

Противник Сафонова в Финляндии, 1918 г.

Летом 1918 года, через оккупированную немцами территорию, Сафонов добрался до Новочеркасска, где вступил в Добровольческую армию Генерала А. И. Деникина. Подробностей о его службе в этот период не сохранилось.

М. Сафонов ( второй слева ).
Михаил Сафонов  ( второй слева )  с
товарищами.  Финляндия, 1918 год.

После поражения Белого Движения в России Сафонов оказался сначала в Персии, а затем в Индии, где поступил инструктором в английскую авиационную школу. Жена лётчика Людмила сопровождала мужа в его странствиях; за время скитаний у супругов родились двое детей.

Из Индии семья перебралась в Китай. Бывшая Поднебесная Империя официально уже именовалась республикой, причём губернаторы провинций фактически превратили вверенные им территории в своеобразные феодальные княжества. Едва ли не наибольшим влиянием среди этих "генералов - милитаристов" пользовался правитель Маньчжурии - Чжан Цзо Динь. Именно к нему и поступил на службу Сафонов.

Главным врагом Чжан Цзо Линя была партия Гоминьдан, находившаяся в тесном контакте с правительством Советской России. Разумеется, в подобной обстановке симпатии Михаила были не на стороне гоминьдановцев.

Сафонов начал активно помогать Чжан Цзо Линю создавать собственные воздушные силы. Он преподавал в одной из первых китайских авиационных школ, а заодно спроектировал "летающую лодку" собственной конструкции. И когда в начале 1924 года военные действия между Чжан Цзо Линем и Гоминьданом активизировались, Михаил Сафонов принял непосредственное участие в боях. В Мае того же года его самолёт был сбит наземным огнём во время патрулирования над рекой Минг.

Останки Сафонова так и не были обнаружены. После смерти супруга, его жена вместе с детьми переехала в Америку. Сейчас в США живёт несколько потомков знаменитого "Орла Балтики", причём один из его внуков служит в американской авиации.

*     *     *

( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz