Стрижевский Владимир Иванович

В.И.Стрижевский.

Коллеги по отряду ласково прозвали его "Стрижом" за изящество в манере пилотирования самолёта. Авиаторам же двуединой монархии и их союзникам - германским лётчикам это изящество обходилось очень дорого. За полгода боёв в румынском небе Владимир Стрижевскии сбил около десятка самолётов противника, победы над 7-ю из которых были официально подтверждены командованием. Героизм русского лётчика не остался незамеченным и союзниками: румынский король Фердинанд I личным приказом от 25 Января 1918 года наградил Прапорщика Стрижевского орденом Короны с мечами.

Уцелев в безумной сече Гражданской войны, "Стриж" остался верен любимому делу и в приютившей его Югославии, пока неумолимая смерть не оборвала полёт его жизни.

На его счету 7 достоверных побед и 9 - с вероятно сбитыми.

Награждён орденами: Св. Георгия 1 - 4-й степеней, Коронны с мечами ( Румыния ).

*     *     *

Владимир Иванович Стрижевский родился 26 Декабря 1894 года в дворянской семье Могилёвской губернии. Судя по всему, его предки имели польские корни, так как во многих документах фамилия Стрижевский пишется на неудобоваримый для русского уха лад - как Стржижевский.

О юности Стрижевского сохранилось очень мало сведений; известно лишь, что учился он в Петербургском Политехническом институте на электро - механическом факультете.

Вскоре после начала войны, как и многие другие патриотично настроенные юноши, Стрижевский подал заявление с просьбой принять его в армию добровольцем, или, как тогда говорили, "охотником". История умалчивает, настаивал ли сам Стрижевский на зачислении его именно в ВВС или это была инициатива мобилизационной комиссии, но 18 Октября 1914 года заявление удовлетворили, и новобранцу надлежало ещё 2 месяца оставаться в своём институте для прохождения теоретического курса по авиации.

Покончив с теорией, 2 Января 1915 года Стрижевский отправился в Гатчинскую военную авиашколу. 29 Июля он благополучно сдал все положенные экзамены и был направлен в 16-й корпусной авиаотряд, который находился на Юго - Западном фронте.

Тренировочный 'Фарман' в Гатчинской авиашколе.

В расположение части он приехал 5 Сентября, а уже через неделю в штаб авиаотряда прибыл приказ о присвоении ему звания Подпрапорщика. Видимо, Стрижевский воспринял это назначение, как аванс, и с особым рвением взялся за боевую работу. За последующие 4 месяца он осуществил 43 боевых вылета  ( налетав в общей сложности 65 часов 44 минуты )  и выслужил полный Георгиевский бант  ( все 4 степени "солдатского" Георгия ).

10 Февраля 1916 года Владимира Стрижевского произвели в Прапорщики, а ещё через месяц случилась авария, едва не поставившая крест на его дальнейшей карьере. Произошла она во время самого обычного патрулирования по маршруту деревня Турич - Каменец-Подольский, причём, как отмечалось в рапорте:

"Прапорщик Стрижевский и его механик совершили вынужденную посадку по причине отказа мотора "Гном" на самолёте "Моран - парасолъ" типа А. Стрижевский серьёзно повредил лицо и правую ногу. Механик отделался несколькими ушибами. Стрижевский не сможет продолжать службу несколько месяцев. Аппарат полностью разрушен".

До конца Июня Владимир пролежал в госпитале, а затем был отправлен на реабилитацию в терапевтический центр в Одессу, где пробыл около месяца.

На фронт Стрижевский вернулся 24 Августа 1916 года, причём теперь он попросту напросился в 9-й истребительный авиаотряд то есть туда, где, как ему вполне справедливо казалось, служить почётнее и опаснее.

Правда, командование авиаотряда посчитало его не совсем выздоровевшим и для начала отправило в фотолабораторию. Владимира это не устраивало, и в Декабре 1916 года он всё - таки добился разрешения подняться в небо.

Ещё 3 месяца у него ушли на то, чтобы вернуть утраченные навыки и вновь обрести боевую форму. И вот, наконец, 17 Марта 1917 года Стрижевский одержал свою первую воздушную победу. Как следует из его собственного донесения:

"Вражеский самолёт был обнаружен в долине реки Ойтоз. Я настиг врага на своём "Нъюпоре-21"  ( серийный № N1719 )  и обстрелял его почти в упор, пикируя сверху. Во время второй моей атаки вражеский самолёт стремительно снижался, но всё же открыл ответный огонь. Маневрируя, я зашёл врагу в хвост и снова обстрелял. Я следовал за вражеским самолётом, который продолжал снижаться. Вероятно, повреждения были серьёзны, потому что он почти падал. Перезаряжая пулемёт, я потерял его из виду".

Самолёт 'Ньюпор-21'.

И хотя Стрижевский не видел, как упал вражеский самолёт, наземные части подтвердили его гибель.

Начиная с этого боя Владимир становится настоящим истребителем. Только в течение Апреля 1917 года он поучаствовал в 12 воздушных боях и довёл свой личный счёт до 4 побед, 3 из которых были подтверждёнными.

Вторая официальная победа Стрижевского зафиксирована в донесении, адресованном румынскому Генштабу:

"В 09:40 четыре российских самолёта вылетели на город Кезди - Вазархели для разведки вражеских позиций и бомбардировки складов боеприпасов на окраине города, а также казарм, в которых разместились австро - венгерцы. Взлетев с аэродрома города Сирет, российские самолёты подверглись интенсивному обстрелу вражеской противовоздушной артиллерией, расположенной возле намеченной цели. 105-миллиметровые орудия выпустили по самолётам сотни снарядов и принудили наших пилотов подняться на высоту 3700 метров. Осколки барабанили по полотну обшивки фюзеляжей и крыльев наших машин, но повреждения были незначительные и не помешали пилотам продолжать выполнение боевого задания.

Бомбометание было успешно осуществлено, и огонь охватил северо - западную окраину города, где располагались вражеские склады и казармы. На обратном пути наши бомбардировщики, которые сопровождал истребитель, пилотируемый лётчиком Владимиром Стрижевским, встретились с двумя германскими разведчиками "Эльфауге", действовавшими под прикрытием истребителя. От неожиданности как наши, так и германские самолёты начали спешно перегруппировываться, чтобы приготовиться к бою. Стрижевский первым атаковал германский истребитель и отогнал его от наших бомбардировщиков. "Фоккер", получив повреждение, покинул поля боя, бросив на произвол судьбы своих подопечных.

К этому времени вражеские самолёты - разведчики приготовились отражать атаки нашего истребителя и даже сами попытались овладеть инициативой. Стрижевский пошёл на лобовое сближение с одним из самолётов противника, затем, выполнив разворот, зашёл к нему в хвост и приблизился примерно на расстояние 80 метров. С этой позиции он открыл огонь длинными трассирующими очередями. Вражеский "Эльфауге", маневрируя, попытался уклониться от обстрела и оторваться от преследователя, но наш истребитель, показав мастерство пилотажа, удержал неприятельский самолёт на прицеле и всё - таки поразил его. Вражеский стрелок был убит, и не смог отразить атаку Стрижевского. Это дало возможность нашему пилоту подлететь ближе и прицельным огнём поразить бензобаки на вражеском самолёте. "Эльфауге" загорелся, вошёл в штопор и рухнул на румынские позиции в районе расположения 5-й пехотной дивизии. Румынские офицеры, наблюдавшие за воздушной схваткой, подтвердили победу нашего лётчика.

После приземления механики обнаружили на фюзеляже истребителя Стрижевского 2 пробоины, которые не повлекли за собой никаких серьёзных повреждений".

Румынское командование в этот период ожидало наступления противника на участке от Маджар до горы Минии и пыталось получить разведданные, подтверждающие подобное предположение. Но в распоряжении союзников имелся только один авиаотряд, укомплектованный устаревшими "тихоходами" типа "Фарман 30 / 40". Поэтому пилотам 9-го истребительного авиаотряда было поручено эскортировать союзные самолёты - разведчики.

Румынский 'Фарман-40'.

Из официального рапорта командованию румынских ВВС следует, что:

"16 Апреля 1916 года в 8:30 наш самолёт - разведчик  ( "Фарман - 40" № 3204, пилот офицер Поупа, стрелок офицер Санатеску )  взлетел с прифронтового аэродрома и взял курс в сторону линии фронта. Его сопровождал российский истребитель 9-го авиаотряда, пилотируемый офицером Стрижевским. Во время выполнения задания их атаковал австро - венгерский истребитель "К.Д.". Сначала он атаковал "Фарман - 40", но офицер Поупа, искусно маневрируя, сумел избежать вражеских пуль. Находясь немного выше, около 2900 метров, российский пилот спикировал на агрессора и атаковал его, позволив румынскому "Фарману - 40" - разведывательному самолёту остаться невредимым и вернуться на свой аэродром. Бой был крайне жёстким и упорным, пули летели во все стороны. Оба пилота показали высокое мастерство пилотирования, причём каждый из них избегал прямого столкновения и пытался занять более выгодную позицию для решающего удара.  [ Судя по всему, австриец летал на одноместном истребителе "Ганза - Бранденбург D.1", который превосходил "Ньюпор" Стрижевского в скорости на горизонтали, но уступал в манёвренности и скороподъёмности ]

Перестрелка продолжалась более 10 минут, затем австро - венгерский "К.Д.", решив уклониться от продолжения боя, взял курс на свою территорию. Но это была лишь уловка. Отлетев метров 700 - 800, австриец выполнил крутой вираж и, используя преимущество в высоте, ринулся в атаку на русского пилота, который также взял курс на свою базу. Уклонившись от прямого нападения, Стрижевский удачным маневром занял выгодную позицию и открыл огонь. Несколько очередей прошили фюзеляж противника в районе кабины. Австро - венгерский пилот вынужден был спасаться бегством, так как его самолёт практически потерял управление".

Самолёт 'K.D.'

И хотя эта победа осталась- неподтверждённой, с точки зрения лётного мастерства этот бой, вероятно, был лучшим в карьере Владимира Стрижевского.

На следующий день, 17 Апреля, Стрижевский добился 3-й документально зафиксированной победы. И вновь предоставим слово документам:

"Наши истребители Сук и Стрижевский во время военного патрулирования атаковали 2 вражеских самолета, направлявшихся на Радауц. Самолёты противника летели на высоте 4000 метров и, заметив погоню, повернули на юг. Пилот Стрижевский атаковал замыкающий самолёт противника и, искусно маневрируя, сумел сблизиться и открыть прицельный огонь. Неприятель завалился в пике и стал снижаться, пилот, пытаясь выровнять машину, принялся выбрасывать из кабины какие-то предметы. В это время наш второй лётчик прапорщик Сук атаковал другой самолёт противника, который попытался прийти на помощь своему напарнику, и заставил его отступить. Преследуя противника, прапорщик Сук видел, как вражеский самолёт, подстреленный прапорщиком Стрижевским, на высоте 700 метров вошёл в штопор и рухнул в лес".

Эта победа была подтверждена не только Суком, но и русскими пехотными частями.

Очередной успех последовал, менее чем через неделю. Из донесения штаба 2-й румынской армии следует, что авиаотряды 1-й румынской авиагруппы активно действовали в районе долины Ойтус и деревни Хирджа, а также над расположением 71-й германской пехотной дивизии:

"Утром 23 Апреля на боевое задание вылетели 2 самолёта - разведчика и 1 истребитель 9-го авиаотряда, пилотируемый офицером Стрижевским. Группа направилась в район расположения 7-й австро - венгерской армии. Выйдя в заданный район, пилоты приступили к съёмке вражеских укреплений. На протяжении 20 минут, пока шла аэросъемка, вражеская артиллерия обстреливала наши самолёты крупнокалиберными орудиями, но благодаря умению лётчиков ни один самолёт серьёзно не пострадал. Когда наши самолёты уже собиралась лечь на обратный курс, показалась группа из 4 германских разведчиков типа "Эльфауге" и "Альбатрос", которые, судя по всему, возвращались из разведывательного рейда над нашими позициями.

Немецкий самолёт 'Эльфауге'.

Русские пилоты, оставив своё дело, устремились на врага. Сначала германские экипажи не заметили их приближения, так как летели на более низкой высоте. Противник заметил опасность только тогда, когда наши самолёты были всего в 200 метрах. Но немцы сумели вовремя сориентироваться и встретили атакующих прицельным огнём. Лётчик Стрижевский, маневрируя, ушёл из-под обстрела, но потерял преимущество в высоте. В это время германские пилоты перегруппировались и приготовились к обороне. Стрижевский выполнил крутой разворот с набором высоты и снова устремился на вражескую группу, которую продолжал атаковать экипаж самолёта - разведчика с пилотом Бурковым и наблюдателем Антоновым, другой наш самолёт был вынужден выйти из боя по причине серьёзного повреждения в системе управления и взять курс на базу. Наши остались 2-е против 4-х.

Офицер Стрижевский атаковал "Эльфауге" и ловким маневром зашёл ему в хвост, причём германский экипаж даже не заметил нависшего над ними ангела смерти, русский истребитель открыл огонь, после чего повреждённый германский самолёт совершил вынужденную посадку в районе Нуморулы".

Эту победу подтвердили пехотинцы 2-й армии. Пилот и стрелок с подбитого "Эльфауге" были взяты в плен и доставлены в штаб к румынам, где они дали показания.

24 Мая 1917 года Стрижевский вылетел на боевое патрулирование в район деревни Богданешти и, обнарркив вражеский самолёт, атаковал его. После непродолжительного боя аэроплан противника задымился и, дотянув до своей территории, разбился. Но поскольку никто не мог подтвердить эту победу, Стрижевскому её не засчитали. Зато через неделю, 17 Мая, Владимир добился своей 5-й подтверждённой победы, де-факто став асом. В документах 2-й румынской армии зафиксировано следующее: "В последнее время вражеские самолёты - разведчики активизировали свои действия и постоянно пытались фотографировать наши фортификационные работы, линии коммуникаций и передвижение войск".

В связи с этим 1-я авиагруппа получила приказ усилить своё присутствие в данном районе. Необходимо было, чтобы над линией фронта постоянно патрулировали наши самолёты - разведчики в сопровождении истребителей. Но так как линия фронта имела большую протяжённость, а в составе румынской авиагруппы имелся всего лишь один истребительный отряд, было решено объединить усилия союзников с 9-м истребительным авиаотрядом российских ВВС. Так, согласно одному из штабных донесений, 17 Мая 1917 года румынский самолёт - разведчик "Фарман-40"  ( пилот Поупа и стрелок Петреску Серба )  "вылетел на корректировку огня артиллерии 2-й армии. Его сопровождал истребитель, пилотируемый офицером Стрижевским. Во время выполнения задания румынский самолёт - разведчик был атакован вражеским истребителем "К.Д.", но русский пилот вступил с ним в бой и после непродолжительной перестрелки сбил его. Вражеский аппарат получил серьёзные повреждения двигателя и, перейдя в беспорядочное падение, вскоре разбился". [ По австрийским архивным данным ни один из 4-х аппаратов "К.Д.", дислоцировавшихся на Восточном фронте, не был потерян по боевым причинам, вероятно, произошла ошибка в определении типа аппарата ].  На обратном пути румынский "Фарман - 40" попал под массированный перекрёстный огонь вражеской артиллерии и после прямого попадания упал в районе Гафлина. Оба румынских авиатора погибли".

И хотя для румынских лётчиков этот бой оказался последним, Стрижевский с честью выполнил возложенные на него обязанности, и его победа была подтверждена пехотой 2-й румынской армии.

Группа лётчиков 9-го авиаотряда.

6-ю официальную победу Владимир записал на свой счёт 17 Июня. На этот раз он вновь сопровождал 2 румынских "Фармана", которые должны были фотографировать позиции 1-й австро - венгерской армии. Во время выполнения задания на самолёты - разведчики напали 2 германских "Фоккера". Румыны встретили их прицельным огнём и не давали приблизиться, что, в свою очередь, позволило Стрижевскому занять выгодную позицию и неожиданной атакой отогнать германцев от союзников. Один вражеский истребитель поспешил ретироваться, и Владимир атаковал оставшегося. Противник искусно маневрировал и каждый раз уходил из-под огня. Бой длился уже 15 минут, когда германский лётчик в результате неудачного маневра потерял высоту. Стрижевский тут же воспользовался его оплошностью и точной очередью повредил двигатель. Самолёт задымился, немец попытался уйти в сторону своих позиций, но Стрижевский настиг его и добил. Самолёт рухнул в районе расположения 4-й русской армии, солдаты которой и подтвердили победу своего соотечественника.

На следующий день Стрижевский провёл ещё 2 воздушных боя и записал на свой счёт 7-ю победу. Из боевого журнала 9-го истребительного авиаотряда следует:

"Во время патрулирования пилот Стрижевский обнаружил вражеский самолёт над нашими позициями в районе реки Онса. После продолжительной схватки Стрижевский повредил вражеский самолёт, который стал резко снижаться и упал в километре от деревни Пайана. Пилот капрал Прангер и наблюдатель лейтенант Хоффан были взяты в плен".

В течение Июля 1917 года Владимир совершил 57 боевых вылетов и налетал более 90 часов. Но полёт, совершённый Стрижевским 18 Июля 1917 года, по-видимому, стал для него в этой войне последним.

На сей раз Стрижевский отправился на задание вместе с подпоручиками Лойко и Коклиным. В районе деревни Вермешти русские обнаружили австрийский двухместный самолёт - разведчик и немедленно устремились в атаку.

Противника, судя по всему, удалось сбить, но победа осталась неподтверждённой, и, к тому же, стоила Стрижевскому ранения в ногу. С тех пор сообщения о его участии в вылетах прекратились. Скорее всего, рана оказалась серьёзной и лечение затянулось, хотя командование по-прежнему числило за Стрижевским новейшую машину "Spad S.VII"  ( № S1446 ), на которую претендовали и другие пилоты подразделения.

Spad S.VII

Некоторые историки считают, что между Лойко и Стрижевским существовало своего рода соперничество, причём командир авиаотряда умышленно затирал своего подчинённого и не представлял его к наградам. В качестве аргумента исследователи ссылаются на следующее обстоятельство: Лойко к концу Первой Мировой войны имел на счету 6 сбитых самолётов и был награждён одним румынским и 6-ю русскими орденами. А вот Стрижевский, хотя и одержал на одну победу больше, не имел ничего, кроме "солдатских" Георгиев, полученных им ещё до перевода в "девятку".

И лишь в Январе 1918 года, когда отношения между союзниками уже основательно испортились, а румыны только и думали, как бы побыстрее наложить лапу на военное имущество русской армии, в 9-м истребительном авиаотряде узнали о награждении Стрижевского румынским орденом Короны с мечами.

Впрочем, возможно, Владимир даже не получил этот орден. После подписания Брестского мира ему, как и многим другим офицерам, пришлось выбирать между "красными" и "белыми". Хотя, возможно, речь шла о принудительной мобилизации, но, так или иначе, Стрижевский оказался в Красной Армии и дослужился там не больше и не меньше, как до начальника 1-й Воронежской авиагруппы.

Однако с большевиками Владимир Стрижевский всё же не ужился и 4 Ноября 1918 года перелетел к донским казакам Петра Краснова. Скорее всего, опасаясь за судьбу оставшихся на советской территории родственников, он поменял фамилию, благодаря чему бывшие начальники записали его не в перебежчики, а в "без веста пропавшие".

У белых Стрижевский воевал в 3-м и 2-м Донских самолётных отрядах, а позже в 6-м авиаотряде у Деникина, дослужившись до звания полного Капитана.

После поражения Белого Движения Владимир Стрижевский обосновался в королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, давшем братский приют белоэмигрантам. В Югославии он стал известным пилотом, совершив около 4000 рейсов на линиях воздушного сообщения, и занял пост шеф - пилота акционерного общества "Аэропуть".

22 Августа 1940 года погиб в авиационной катастрофе.

*     *     *

( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz