Вакуловский Константин Константинович

К.К.Вакуловский

Вакуловский был единственным русским асом, не окончившим авиационную школу, а научившимся летать непосредственно в воинской части, где слркил. Несмотря на такое "доморощенное" образование, он оказался отличным пилотом, покорив строптивый "Моран - монокок", не прощавший ошибок даже асам. Эпизод со спасением боевых знамён принёс Вакуловскому престижную награду и покровительство высочайшей особы. В дальнейшем это очень помогло честолюбивому офицеру в воинской карьере, но революция разрушила все его надежды и планы...

На его счету 5 достоверных побед и 8 - с вероятно сбитыми.

Награждён орденами: Св. Анны 2 - 4-й степеней, Св. Станислава 2-й и 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени, Св. Георгия 4-го класса, Золотое Георгиевское оружие.

*     *     *

Константин Константинович Вакуловский родился 28 Октября 1894 года во Владикавказе. Известно, что он принадлежал к дворянскому роду, какие - либо другие сведения о его семье на данный момент отсутствуют.

Мы не можем с достаточной долей уверенности сказать, что именно заставило юношу выбрать карьеру военного. Однако, если судить по последующим событиям, такой выбор вполне соответствовал его склонностям и характеру.

По окончании Владикавказского кадетского корпуса Вакуловский поступил в Николаевское военно - инженерное училище. Здесь он довольно быстро выбился в число лучших и уже в период обучения получил лычки унтер-офицера.

Церемония выпуска из училища была по-особенному торжественной, так как проходила на другой день после объявления Германией войны России. Новоиспечённого Подпоручика назначили адъютантом в минную роту Новогеоргиевского крепостного гарнизона.

В крепости имелся свой собственный авиационный отряд, при котором были организованы лётные курсы. Константин начал их посещать и так увлёкся, что освоил сразу две специальности: лётчика - наблюдателя и пилота.

В состав авиаотряда он был зачислен в Апреле 1915 года, а через 2 месяца началось наступление австро - германцев на Русском фронте.

Новогеоргиевская крепость, построенная к югу от Варшавы в конце XIX века, являлась ядром крупного укрепрайона и была возведена как раз на случай возможной войны с немцами. Однако артиллерийское дело не стояло на месте, и твердыня, считавшаяся в 1880-х годах не по зубам даже тяжёлым орудиям, в 1915 году уже не могла противостоять германским осадным пушкам.

Русское командование это понимало, но, когда немцы прорвали фронт и предприняли попытку отсечь находившуюся в Польше русскую группировку, эвакуировать крепость всё - таки не стало. Видимо, расчёт был на то, что она сможет оттянуть на себя крупные силы противника, и позволит другим войскам закрепиться на новой линии обороны. В сущности, так оно и произошло, но ценой этому стал весь гарнизон Новогеоргиевска.

Крепость держалась несколько суток, но из-за постоянных артиллерийских обстрелов к 19 Августа сопротивление её защитников было подавлено. Утром этого дня, воспользовавшись туманом, Вакуловский и другие пилоты отряда вывезли на своих самолётах знамёна воинских частей, а также ордена офицеров гарнизона. Перед вылетом Константин покаялся, что в случае вынужденной посадки попытается спрятать или уничтожить доверенные ему реликвии, но, к счастью, выполнять обещание ему не потребовалось.

Спасение знамени гарнизона.

Спасение знамён воинских частей Новогеоргиевского гарнизона.

Из-за тумана и отсутствия навигационных приборов лететь приходилось вслепую, время от времени снижаясь к земле и подставляясь под огонь неприятеля. Тем не менее, Вакуловскому и его товарищам удалось благополучно добраться до Белостока, пролетев в общей сложности около 300 километров, в том числе 200 над вражеской территорией.

Кроме Вакуловского, в спасении знамен участвовали начальник крепостного авиаотряда штабс-капитан Ю. М. Козьмин и поручик А. В. Мрачковский, а также пехотинцы, отвечавшие за секретные документы - прапорщик Г. Тисвенко и капитан Генштаба Радзин.

Эпизод со спасением знамён явился единственным светлым пятном во всей новогеоргиевской эпопее, и, естественно, его широко освещали в отечественной печати. Вакуловский стал знаменитостью, получил орден Св. Георгия 4-го класса и в дальнейшем пользовался покровительством самого Великого князя Александра Михайловича.

Группа Георгиевских кавалеров.

К этому моменту крепостные авиаотряды были переформированы в корпусные, и бывший Новогеоргиевский, пополненный трофейной матчастью, стал 33-м корпусным. Продолжая служить в нем, Константин Вакуловский обычно летал на трофейном германском Albatros B.I. Среди выполненных им боевых заданий особо выделяется полёт над Бушовым 8 Февраля 1916 года, когда ему пришлось действовать под непрерывным огнём вражеской артиллерии.

Самолёт Albatros B.I

Германский самолёт - разведчик Albatros B.I.  Весна - лето 1916 года.

Самолёт Albatros B.I

В Апреле 1916 года Вакуловский был награждён Золотым Георгиевским оружием - за то, что "во время патрулирования сфотографировал важные районы расположения вражеских позиций на реке Пиксторн и вниз к озеру Варзгунек. Фотографирование производилось с высоты 1200 метров под интенсивным огнём винтовок и артиллерийских орудий, который вёлся из вражеских окопов. Благодаря доблести, проявленной подпоручиком Вакуловским, снимки важных позиций, производимые офицером - наблюдателем, были сделаны очень удачно, хотя по возвращении в самолёте насчитали 25 пробоин, было сломано крыло, повреждён пропеллер и двигатель. Фотографии дали важный материал, который лёг в основу плана наступления".

Новое награждение ещё больше подняло статус Вакуловского, и теперь, на правах заслуженного лётчика, он попросил у Великого князя Александра Михайловича не больше не меньше, как одну из опытных моделей широко разрекламированного истребителя И. И. Сикорского "С-16", вооружённого синхронным пулемётом "Виккерс".

Машину  ( заводской № 205 )  со специально подготовленным для неё новым двигателем "Рон" Вакуловский получил 21 Апреля 1916 года и уже на следующий день испытал её в бою. Патрулируя над районом Крейцбург - Кокенхаузен, Константин перехватил вражеский двухместный самолёт.

Самолёт Сикорского С-16.

Сикорский С-16

Однако уже при следующем вылете его аэроплан был обстрелян над Штокмансхофом русской же артиллерией. Приняв "С-16" за "Фоккер", зенитчики угодили в него с 3-го выстрела. Снаряд повредил двигатель, а сам Вакуловский на некоторое время потерял сознание. К счастью, он очень быстро очнулся и сумел спланировать на болото, откуда его вытащили вовремя подоспевшие казаки. Машину со сломанными стойками и винтом отправили на ремонт, но в качестве компенсации Константину выделили трофейный "Альбатрос Б.1". Вакуловский опробовал его в деле 27 Июня, когда сразу же после взлёта был атакован неприятельским "Фоккером". Несмотря на выгоду своей позиции, немец потерпел неудачу и был вынужден ретироваться.

Самолёт Albatros B.I

Этот эпизод, видимо, в очередной раз заставил Великого князя вспомнить о Вакуловском. 16 Июля Константин был произведён в Поручики, а через 2 дня выехал в Витебск, где ему было поручено завершить формирование и принять командование 1-м истребительным авиаотрядом.

Вскоре новое соединение вступило в бой, и уже 26 Августа в районе озера Нарочь Вакуловский после непродолжительной дуэли обратил в бегство неприятельский самолёт - разведчик.

Ещё более значительный успех имел место 7 Сентября, когда, согласно рапорту командования, "поручик Вакуловский из 1-го отряда, на самолёте "Бебе" французского производства, № 1295, атаковал неприятельский аэроплан. После второй атаки вражеский аппарат накренился на крыло и начал снижаться по направлению к озеру Квакшта".

Интенсивность боёв в эти дни была достаточно высокой. Константин ежедневно выполнял по нескольку боевых вылетов. 2 Октября он был ранен шрапнелью во время разведывательного полёта над городом Постав и отбыл на лечение.

Свою первую официально зарегистрированную воздушную победу Вакуловский одержал через 3 дня после того как вышел из госпиталя. Согласно рапорту командира авиаотряда, "28 Октября 1916 года пилот поручик Вакуловский на аэроплане "Бебе" французского производства, взлетев в 8:50 утра, 4 раза вступал в бой с неприятельским самолётом. Атаковав "Альбатрос", он преследовал его далеко во вражеский тыл до тех пор, пока тот не снизился до высоты 1500 метров. Во время 4-й атаки "Альбатрос" перешёл в беспорядочное падение и рухнул на землю рядом с озером Вишневским. В это же время сам Вакуловский был атакован двумя вражескими самолётами и обстрелян разрывными пулями. Пропеллер "Нъюпора" Вакуловского был разбит вдребезги, крыло пробито в 5 местах".

Самолёт 'Ньюпор-11'.

Константину пришлось совершать вынужденную посадку, во время которой самолёт получил серьёзные повреждения, но сам пилот отделался несколькими ушибами.

Зимой из-за нелётной погоды авиация Северного фронта большую часть времени простаивала и активизировалась лишь весной 1917 года.

12 Апреля Вакуловского произвели в звание Штабс - капитана, а через 2 дня в районе Вилеек, действуя на "Моране - монококе", он вступил в схватку с новым германским самолётом - разведчиком "Эльфауге". Уничтожение такого аэроплана было сопряжено с гораздо большими трудностями, нежели обычного "Альбатроса". Тем не менее, Вакуловский управился, да так основательно, что и пилот и наблюдатель из рухнувшего на русской территории самолёта были извлечены уже мёртвыми.

Самолёт LVG C.II

Германский самолёт - разведчик LVG C.II  ( "Эльфауге" ).  Весна - лето 1917 года.

Счёт сбитых германских аэропланов Вакуловский продолжил 25 Мая 1917 года, когда в паре с прапорщиком Терентьевым атаковал неприятельский аэродром в Кобыльничах. В то время как его партнёр сбрасывал бомбы, Константин вступил в бой с двумя германскими аэропланами, пытавшимися прикрыть свою базу. После того как он выпустил по одному из противников всю пулемётную обойму, немецкий аппарат почти вертикально врезался в землю. Вероятно, оценив печальную судьбу товарища, второй вражеский лётчик от схватки уклонился. За этот бой Константин Вакуловский был награждён орденом Св. Анны 2-й степени с мечами и удостоился особого упоминания в рапорте командира авиаотряда, где был аттестован, как "отличившийся в боях пилот - офицер, дисциплинированный и исполнительный подчинённый, строгий и требовательный начальник". И далее в документе констатировалось: "Без сомнения, это один из наших лучших пилотов..."

Самолёт 'Моран-Солнье'.

За время своей боевой службы Константин отделывался сравнительно лёгкими ранениями, но 14 Июля он оказался буквально на волосок от гибели. При очередном фотографировании неприятельского тыла его самолёт был подбит вражескими зенитчиками. Вакуловский сразу же взял обратный курс, но из-за протечки бензина на высоте 500 метров машина загорелась. Пришлось идти на вынужденную. Горящая машина плюхнулась на брюхо на острове Дален и сразу же угодила под огонь немецкой артиллерии. Несмотря на полученную контузию, обожжённую правую руку и глаза, Вакуловский нашёл в себе силы выбраться из кабины и ползком добраться до своих. Подобравшие его солдаты посчитали, что долго лётчик не протянет, однако их впечатление оказалось глубоко ошибочным. Вакуловский не только выжил, но уже через месяц снова оказался в боевом строю. Командование отметило его в приказе по 12-й армии и наградило орденом Св. Владимира 4-й степени. Правда, в новых условиях подобные поощрения стоили немногого.

Кипевшие в Петрограде политические страсти в первую очередь докатывались до самого близкого к столице фронта - Северного. И, разумеется, именно здесь процесс разложения армии шёл наиболее быстрыми темпами.

Германское командование учитывало это в своих планах и развернуло наступление, закончившееся взятием Риги. Достойное сопротивление неприятелю оказывали лишь отдельные соединения, сохранившие хоть какое-то подобие дисциплины. К их числу относился и 1-й истребительный авиаотряд под командованием штабс-капитана Вакуловского.

3 Сентября 1917 года Константин одержал свою 3-ю официальную победу, подбив вражеский самолёт к югу от Риги. Но, видимо, самым ярким днём в его биографии стало 14 Сентября, когда в течение нескольких часов ему пришлось выдержать 16 схваток и сбить 2-х противников  ( один из них упал в районе Икскюля ).

К.К.Вакуловский

Эти победы были официально признаны командованием, так что в данном случае можно говорить едва ли не о единственном достоверном случае "дуплета". Лётная биография Вакуловского достигла своего пика, он добился статуса аса, но эта вершина оказалась последней в его судьбе.

Большевистский переворот застал его под Петроградом. В статье советского журнала "Вестник Воздушного Флота"  ( № 2 за 1933 года ), посвящённой становлению советской авиации, Вакуловский был упомянут, как один из командиров верных Временному правительству частей, посланных на подавление мятежа. Как и большинство офицеров, Константин в те дни не принял участия в политической борьбе, оставшись нейтральным, но это не спасло его от репрессий победителей.

"После разгрома Керенского и его бегства пришёл 12-й истребительный авиаотряд, последний был размещен на корпусном аэродроме. За офицерами было установлено наблюдение, которое оказалось не напрасным. Через 10 - 12 дней командир 12-го истребительного авиаотряда Полковник Вакуловский был пойман с другими офицерами из отряда с украденными пулемётами. Пришлось господ офицеров арестовать и провести полную реорганизацию авиаотряда, поставив командиром солдата - лётчика тов. Дудолева и комиссаром - лётчиком моряка Столярского".

Вся эта история напоминает хорошо организованную провокацию, при помощи которой новая власть избавлялась от неугодных и расставляла нужных ей людей. Впрочем, Вакуловскому повезло - он сумел избежать расстрела и погиб годом позже в авиакатастрофе. Так или иначе, но точная дата и обстоятельства смерти лучшего лётчика - истребителя Северного фронта пока остаются неизвестными.

*     *     *

( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz