Военлеты Щекин и Коротков - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Щекин Даниил и Коротков Анатолий

Истребитель 'Спад'

Красные военлёты Д. Щекин и А. Коротков отличились в период Гражданской войны, летая на довольно редком для ВВС Красной Армии типе истребителя - биплане "Спад - XII"  ( рисунок слева ). Эта машина считалась в то время одной из лучших в мире.

Первая партия самолётов "Спад" SVII  ( 43 штуки ), и закупленные к ним во Франции моторы "Испано - Сюиза", прибыли в Россию весной 1917 года. Вскоре началось и лицензионное производство самолёта на заводе "Дукс" в Москве. Выпуск продолжался до конца года, пока не кончился запас двигателей. Всего было построено около 100 машин. Сведений о боевом применении "Спадо - Дуксов" на русско - германском фронте не сохранилось. Известно только, что несколько машин попало в боевую авиагруппу Юго - Западного фронта, которой командовал известный российский ас Штабс - капитан Александр Козаков.

Истребители "Спад" активно использовались в Гражданской войне. Например, в 1919 году, во время ожесточённых боев под Царицыном  ( Астрахань ), красвоенлёты Щекин и Коротков, летая в паре, сбили на этих машинах 3 белогвардейских аэроплана. В польской компании 1920 года на "Спадах" летали как советские, так и польские пилоты.

...Весной 1919 года в состав 11-й армии, оборонявшей Астрахань, входил отряд их двух ( ! ) самолётов "Ньюпор - XVII" и "Сопвич". Поскольку линия фронта проходила на удалении 100 - 150 км от города, 221-й авиаотряд белогвардейцев и англичан, базировавшийся на аэродроме у Порт - Петровска, использовал промежуточный аэродром  ( подскока ) на острове Чечень. Их самолёты "Хэвиленды" имели скорость до 200 км/час и были вооружены 2 пулемётами. Противник довольно часто совершал налёты на Астрахань. Справиться с ними двух советским истребителям было не под силу.

Член Реввоенсовета 11-й армии С. М. Киров запросил помощи у Москвы. Вскоре в Астрахань по железной дороге прибыли 2 самолёта - истребителя: "Спад - XII" и "Ньюпор - XXIII". По скорости и боевым возможностям они несколько уступали английским, но прибывшие красвоенлёты Анатолий Коротков и Даниил Щекин заверили, что воевать на них можно.

Противник появлялся над городом не по расписанию, поэтому пришлось организовать оповещение с дальних рубежей. Командир отряда И. Фокин установил ежедневное дежурство на аэродроме. В ПВО города вошли также 76-мм пушки и посты воздушного наблюдения, которые оповещали о появлении противника цветными ракетами. Воздушная тревога в городе объявлялась двумя выстрелами из пушки, находившейся в городской крепости.

16 Июня 1919 года в 10 часов утра посты обнаружили самолёты врага. Дежурившие на аэродроме А. Коротков, Д. Щекин и Н. Лапса в соответствии с ранее разработанным планом запустили моторы и взлетели. В воздухе тройка разошлась: Лапса взял курс в зону ожидания над железнодорожной станцией, а Коротков в паре со Щекиным полетел на юго - запад навстречу противнику.

Лётчики вскоре значительно выше себя заметили 4 двухместных "Хэвиленда", летевших в боевом порядке "клин". Обстановка позволяла подойти к ним незамеченными. Коротков и Щекин скрытно сблизились, но огонь открыли рано, цель поразить не удалось.

Д.Щекин и А.Коротков

Неприятельские самолёты сомкнули строй и продолжали полёт к железнодорожной станции. Не доходя до неё, "Хэвиленды" начали перестраиваться для поочередного бомбометания. Надо было во что бы то ни стало предотвратить их удар. Коротков стал набирать высоту для повторной атаки, а Щекин сбоку со стороны солнца пошел на сближение с самолётом, завершавшим разворот. Когда до противника осталось метров 80, лётчик, не обращая внимания на огонь, открытый наблюдателем "Хэвиленда", выпустил длинную пулемётную очередь. С повреждённым мотором английский самолёт начал снижаться.

В этот момент на своём "Ньюпоре" подоспел и Н. Лапса. Силы сравнялись. Противник отказался от бомбометания и повернул к Волге. Лётчик подбитого "Хэвиленда" сумел у земли вывести машину и попытался пристроиться к своим товарищам. Наши истребители пошли вдогон. Тогда противник побросал бомбы в реку и на максимальной скорости оторвался от преследования. Повреждённый же самолёт сел в степи на вынужденную. Английские лётчики подожгли аэроплан, но сами попали в плен.

За победу в воздухе красвоенлёт Даниил Щекин был награждён орденом Красного Знамени, а Коротков и Лапса поощрены Реввоенсоветом 11-й армии. Более подробных сведений о этих лётчиках, к сожалению, пока нет.

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz