Шелухин Пётр Семёнович - русский военный летчик Первой мировой войны - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Шелухин Пётр Семёнович

П.С.Шелухин

Пётр Семёнович Шелухин - ветеран отечественной авиации - прошёл долгую и интересную жизнь. Свой путь в авиацию он начал ещё в Первую Мировую войну мотористом. Увидев на фронте полёты первого русского лётчика Михаила Ефимова, решил стать лётчиком - истребителем. И стал. Прошёл три войны. Его воспитанниками одно время были Валерий Чкалов и Александр Покрышкин. И своим троим сыновьям дал путёвку в небо.

Родился он в 1894 году в рабочей семье. В 17 лет пошёл на завод. Как отец и дед, стал кузнецом. На заводе познакомился с большевиками. От них впервые и услышал о революционной борьбе.

В 1915 году в Николаеве на первомайской демонстрации молодой рабочий Шелухин шёл впереди колонны, неся с товарищем большой красный плакат с надписью "Долой войну, долой царя !". Полиция разогнала демонстрацию и арестовала многих её участников, в том числе и Петра Шелухина. Но вскоре пришло указание: всех арестованных отправить в действующую армию для укомплектования штрафных рот, чтобы они "кровью смыли революционные грехи".

На фронте командир авиационного отряда взял мастерового парня к себе мотористом. Так Шелухин попал в авиацию, где не только обслуживал самолёты, но и летал в качестве наблюдателя. А после Октябрьской революции, Пётра избрали председателем солдатского комитета авиаотряда.

В Апреле 1919 года П. С. Шелухина направили в Киевскую лётную школу, а затем перевели в Москву. По окончании авиашколы Пётр Семёнович поехал на Украину сражаться с белополяками. Тяжёлое сложилось там положение. Авиация противника значительно превосходила советскую. Враг знал об этом и настолько обнаглел, что даже не считал нужным охранять от нападения с воздуха свой аэродром с выстроенными в линеечку новенькими самолётами. И был наказан.

Тщательно изучив обстановку и продумав операцию, Шелухин на одноместном "Ньюпоре-24" и лётчик Щукин с летнабом на "Фармане-30", взяв бомбовой запас, вылетели в субботу под вечер, уверенные, что в это время польские лётчики уйдут развлекаться. Они появились над аэродромом перед заходом солнца и, не встретив сопротивления, ударили по нему. После этого смелого налёта вражеская авиация долго не могла оправиться.

Шелухин часто выполнял ответственные задания. Однажды, например, он получил приказ вручить важный пакет С. М. Будённому, находившемуся с войсками в тылу противника. Лететь пришлось над территорией врага. Семён Михайлович тоже передал своё донесение отважному лётчику, будучи вполне уверен, что он справится с задачей. Вскоре за проявленное мужество Пётр Семёнович был награждён именными часами.

Пётр Шелухин по праву считался мастером воздушной разведки. Как - то ему поручили важное задание. Красное командование имело сведения, что противник готовит контрудар, но не знало, на каком участке. Красвоенлёт должен был разведать сосредоточение вражеской ударной группировки. Лётчик вылетел рано утром. Он тщательно просматривал селения, дороги, овраги и так увлёкся фотографированием, что едва не прозевал воздушного противника - 4 самолёта явно намеревались окружить его: 3 шли сзади, а 1 - прямо на него.

Воздушным разведчикам обычно запрещалось ввязываться в бой. Но, не в данном случае. Вспоминает сам Пётр Семёнович:

"Уйти от противника можно было, только атакуя его, что я и сделал... самолёты сближались. Стрельба давала хорошие результаты на близких дистанциях, и каждая сторона стремилась использовать это, чтобы сбить противника. Но нервы белополяка не выдержали. С дистанции 1000 - 1500 метров он дал по мне короткую пулемётную очередь и сразу же отвернул в сторону так, что подставил бок своей машины, чем я и воспользовался. Моментально взял необходимую поправку по прицелу для точной стрельбы и с близкой дистанции открыл по вражескому самолёту огонь из пулемётов, которыми был оснащён мой "Ньюпор-24". Отвернув от противника, я увидел падающий самолёт с густым шлейфом чёрного дыма".

Но опасность не миновала. Его преследовали 3 оставшихся истребителя. По скорости они превосходили самолёт Шелухина, зато в наборе высоты преимущество было на его стороне. Красвоенлёт дал полный газ мотору и стал набирать высоту. Хотя вражеские истребители и нагнали его, но оказались под "Ньюпором", так что Шелухин легко мог атаковать любой из них. А вот враги не имели возможности вести прицельный огонь снизу. Пётр вздохнул с облегчением и снова взял курс на Киев.

С большой высоты северо - западнее Броваров над лесами лётчик вдруг увидел туман. Это показалось подозрительным. Ведь вокруг на большом расстоянии никакого тумана не было. Снизившись до 1000 метров, увидел: леса заполнены войсками. Он сразу понял, что обнаружил ту самую ударную группировку противника...

Белополяки заметили красного лётчика и открыли по нему ураганный огонь. Несколько снарядов разорвались совсем рядом, повредив истребитель. Пётр выровнял машину и стал планировать, надеясь как можно дальше уйти от противника. Ему удалось посадить самолёт между своими и вражескими позициями. Однако с обеих сторон по "Ньюпору" открыли огонь. Снова вспоминает Шелухин:

"Не дожидаясь остановки самолёта после пробега, я освободился от ремней и побежал к своим. Вокруг свистели пули. Упал в траву и тут вспомнил, что не взял фотоаппарат с пленкой. Не обращая внимания на пули, как угорелый помчался обратно. Вытащил громоздкий "Поте", и тут две пули впились в левую ногу. Оторвал от сорочки лоскут и туго перевязал ногу, остановил кровотечение. Пополз по - пластунски. А когда дополз, меня встретили красноармейцы".

В Августе 1920 года Пётр Шелухин за мужество, проявленное в боевых вылетах, совершённых под обстрелом противника, был награждён орденом Красного Знамени.

По окончании Гражданской войны авиаотряд, которым командовал Пётр Семёнович, отвели на переформирование в Подмосковье. В сформированную 2-ю эскадрилью для приведения лётчиков к военной присяге приехал М. И. Калинин. Эскадрилья под командованием Шелухина показала групповой пилотаж. Михаил Иванович объявил лётчикам благодарность, а у командира спросил, не смогут ли самолёты построиться в воздухе таким образом, чтобы получилось слово "Ленин". Пётр Семёнович заверил, что смогут, если хорошо потренироваться. И на праздновании 6-й годовщины Октябрьской революции 2-я истребительная эскадрилья в небе Москвы выписала имя вождя революции.

Командуя различными авиационными частями П. С. Шелухин проявил себя хорошим организатором и воспитателем. Он занимал одновременно должности командира и военного комиссара. Под его командованием 15-я истребительная авиационная бригада превратилась в образцовое соединение. Пётр Семёнович был награждён орденом Ленина.

Затем была служба в Закавказье, в Приморском крае. В то время там было неспокойно. Японские лётчики с разведывательными целями нарушали границу СССР. Решительными действиями Шелухин и его подчинённые пресекали провокации. Как - то один самурай был сбит, другой посажен на нашей территории. В отместку японская разведка организовала охоту за командующим ВВС в Приморье, и только счастливая случайность избавила Пётра Семёновича от последствий организуемых диверсий.

В первые же дни Великой Отечественной войны Генерал - Майор авиации П. С. Шелухин получил назначение в действующую армию. И там он умело решал поставленные задачи. Когда встал вопрос о подготовке резерва авиационных кадров, опыт и знания Шелухина очень пригодились. Все свои силы, организаторские способности Пётр Семёнович отдавал формированию новых авиационных соединений, обучению лётного состава. Подготовленные и обученные им авиаполки принимали участие в битве за Сталинград, прославились на всех фронтах.

После войны, выйдя в отставку, Генерал - Лейтенант авиации П. С. Шелухин активно вёл партийную, общественную и военно - патриотическую работу. Его часто можно было увидеть на заводах, в школах, в воинских частях...

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz