Смирнов Иван Васильевич - российский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Смирнов Иван Васильевич

Смирнов Иван Васильевич

В истории советской авиации имена многих выдающихся лётчиков Военного Воздушного Флота Императорской России были преданы забвению. Одним из них был и один из самых знаменитых лётчиков 1-й Боевой авиагруппы Русской армии - Иван Васильевич Смирнов.

Иван Смирнов родился 30 января 1895 года 4-м ребёнком в крестьянской семье, хозяйство которой находилось в небольшой деревушке неподалёку от города Владимира. С началом Первой Мировой войны добровольцем записался в армию и был направлен в 96-й пехотный Омский полк, воевавший в составе 2-й армии Северо - Западного фронта. За мужество, проявленное в боях, Иван Смирнов был представлен к своей первой награде - Георгиевскому Кресту 4-й степени.

8 декабря 1914 года Смирнов был серьёзно ранен в правую ногу пулемётным огнём и был отправлен санитарным поездом в Петроград. В госпитале он впервые увидел аэропланы, взлетавшие с ближайшего аэродрома. Тогда и родилось решение не возвращаться в пехоту после лечения, а перевестись в авиацию.

В начале 1915 года унтер-офицер И. Смирнов был направлен в авиационную школу в Петрограде, а затем - в Москву. В совершенстве овладев искусством высшего пилотажа, Иван Смирнов был направлен в 19-й корпусный авиаотряд, куда прибыл 7 сентября 1916 года. Свои первые боевые вылеты Смирнов выполнял с лётчиком - наблюдателем П. А. Пентко на двухместном "Ньюпоре-X".

Первая победа была одержана 20 декабря. В приказе по особой армии от 27 декабря 1916 года указывалось:

"20 декабря 1916 года 8 самолётов фронтовой авиагруппы капитана Якобешвили вылетели для боя и фотографирования. Во время полёта они выдержали 4 боя, причём 2 неприятельских аэроплана были сбиты, один - прапорщиком Н. К. Кокориным, другой - старшим унтер-офицером И. В. Смирновым с наблюдателем штабс-капитаном Пентке. Неприятельские лётчики  ( три офицера и один унтер-офицер )  убиты ружейными пулями в воздухе...".

За уничтожение неприятельского самолёта Смирнов был представлен к первому офицерскому чину прапорщика.

Истребитель 'Моран'

Русский лётчик - истребитель И. В. Смирнов был вероятно
единственным пилотом достигшим, на самолётах - монопланах
"Morane - Saulnier I", 5 или более воздушных побед.

В марте 1917 года 1-ю Боевую авиагруппу перевели на южный участок Юго - Западного фронта в Галицию, где Смирнов провёл несколько воздушных схваток. За бой 16 апреля его представили к Георгиевскому Кресту 3-й степени. 19 апреля Смирнов сбивает ещё один самолёт, за что был представлен к Георгиевскому Кресту 2-й степени. К 20 мая прапорщик И. Смирнов совершил 42 боевых вылета и был представлен к званию "военного лётчика" за боевые отличия. 21 мая, в качестве дополнительной награды, он получил месячный отпуск. В часть вернулся 20 июня.

Morane Saulnier I

"Morane - Saulnier" прапорщика Ивана Смирнова, 19-й КАО, 1917 г.

Летом 1917 года 1-я Боевая авиагруппа армий Юго - Западного фронта  ( 2-й, 4-й и 19-й Корпусные авиационные отряды )  под командованием ротмистра А. А. Козакова, имевшие на вооружении истребители "Ньюпор", оперировала в Южной Галиции, там же, где и 2 отряда Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Одной из задач лётчиков - истребителей была охрана "Муромцев". Так, 19 июня на сопровождение одной из машин были посланы 3 истребителя 19-го КАО. 20 августа состоялся первый групповой полёт "Муромцев"  ( "Киевский" - подполковника И. С. Башко и XVIII-й - ротмистра А. В. Середницкого )  под охраной истребителей 1-й Боевой авиагруппы. Среди пилотов 4-х "Ньюпоров", сопровождавших "Муромцы", был и прапорщик И. Смирнов.

В ноябре 1917 года в дневнике группы появилась краткая сводка о самолётах, сбитых разными лётчиками с момента её образования. 3-я победа Смирнова датирована там 3 августа, а уже 10 августа Иван Смирнов одержал очередную победу.

11 сентября прапорщик И. Смирнов сбил в районе Балина неприятельский самолёт типа "Альбатрос С.Х"  ( экипаж попал в плен ). Следующая, уже 7-я по счёту, победа была одержана 28 октября. Вот как сообщалось об этом в газетах:

Бой ведёт И.В.Смирнов.

"...В районе Гусятина  ( Юго - Западный фронт )  произошёл воздушный бой трёх немецких "Бранденбургов" с двумя русскими истребителями 19-го КАО, которые пилотировали прапорщик Смирнов и унтер-офицер Липский. Смирнов сбил один из аэропланов противника, который упал, объятый пламенем в тылу русских войск у деревни Зелёная Слобода. Остальные два немецких аэроплана повернули назад, пытаясь уйти. Преследуя их, Липский сбил второго "Бранденбурга", который упал на проволочные заграждения у деревни Зелена. Третий самолёт противника ушёл в свой тыл с большим снижением и сел, по-видимому, вынужденно, у деревни Круживинка..."

31 октября приказом по 7-й армии, за одержанные победы одержанные в этом бою, Смирнов и Леман были награждены орденом Святого Георгия Победоносца 4-й степени.

В ноябре 1917 года полёты 1-й Боевой авиагруппы были редкими из-за непогоды. Однако боевые действия продолжались. Так, 10 ноября прапорщик И. В. Смирнов атаковал и сбил немецкий самолёт, который вскоре упал на землю. Командующий ВВФ России полковник В. М. Ткачёв выслал 14 ноября следующую телеграмму:

Nieuport 17

"Nieuport 17" из 19-го КАО, июль - сентябрь 1917 года.

"9-я победа прапорщика Смирнова в дни наступающей разрухи и смертельной опасности для нашей многострадальной Родины дает уверенность, что наши доблестные лётчики до конца выполнят свой долг и останутся на своём тяжёлом, но славном посту, вплетая новые лавры в венец славы нашей родной авиации".

13 ноября подполковник А. А. Козаков и прапорщик И. М. Смирнов атаковали немецкий биплан, который с резким снижением ушёл за линию фронта. Через 2 часа лётчики атаковала другую пару неприятельских самолётов. В завязавшемся воздушном бою Иван Смирнов сбил очередной самолёт, как оказалось впоследствии - последний. Всего же, за время пребывания на фронтах Первой Мировой войны, Иван Смирнов сбил 12 вражеских машин, из которых 10 - официально  ( при этом сам не был сбит ни разу ).

Spad 7

"Spad VII" из состава 19-го КАО, сентябрь - декабрь 1917 года.

...Война заканчивалась, разложение армии и большевистская пропаганда коснулись и 1-й Боевой авиагруппы, которая уже вскоре прекратила своё существование, как боевая единица. Всё чаще на солдатских митингах и собраниях раздавались призывы расправиться с офицерами авиагруппы. Причём речь шла не только о кадровых офицерах, но и бывших лётчиках - солдатах, получивших первый офицерский чин за боевые отличия. Медлить было нельзя, и Смирнов в ночь на 14 декабря покидает авиагруппу.

После долгих мытарств, Иван Смирнов оказался в Англии, где стал лётчиком - инструктором в Незерэвоне. Вскоре школа была закрыта, и вместе с другими русскими лётчиками Иван Смирнов отплыл на параходе на юг России в распоряжение генерала Деникина. Прибыв в Новороссийск он встретил там своих старых друзей. Поняв из разговоров с ними, что положение армии Деникина катастрофическое, Смирнов вернулся в Англию.

До окончания Гражданской войны он был помощником атташе Военно - Воздушного Флота и шеф - пилотом Российского правительства в Париже. Затем работал на авиационном заводе фирмы Хэндли - Пэйдж в Крононе, был лётчиком частной бельгийской фирмы SNETA, Королевских Голландских Авиалиний  ( KLM ).

После Пёрл - Харбора И. В. Смирнов вновь надел военную форму и был зачислен в чине капитана в армейский воздушный корпус Нидерландской Восточной Индии. С начала 1942 года он летает на транспортном самолёте DC-3 между островом Ява и Австралией, эвакуируя наземный и обслуживающий персонал. 2 марта 1942 года транспортная Дакота DC-3  ( бортовой номер PK-AFV KNILM ), управляемая Иваном Смирновым, вылетела с различными грузами на борту, включая ящик с алмазами. Примерно в 80 км севернее Бруме  ( Broome )  машина была атакована 3 японскими истребителями. Несмотря на тяжёлые ранения, Смирнову удалось оторваться от противника и совершить вынужденную посадку на побережье.

Могила И.В.Смирнова.

Позже Иван Смирнов был прикомандирован к штабной американской транспортной компании в Брисбэне  ( Австралия ), где летал в составе 317-й транспортной авиационной группы.

После окончания Второй Мировой войны вернулся в авиакомпанию KLM старшим пилотом, а после ухода с лётной работы - остался там же главным консультантом. Жил в городке Хеемстеде  ( Heemstede ), недалеко от Амстердама, в цветочном районе. Там у него была своя вилла - "Пеликан".

Иван Васильевич Смирнов умер 28 октября 1956 года в Католической клинике города Пальма на Испанском Острове Мальорка  ( Majorca ). Имя и слава его были преданы забвению в далёкой России на долгие годы...

В 1959 году прах И. В. Смирнова был перенесён в городок Хеемстеде. За могилой ухаживает КЛМ. Ему крупно повезло в этом. Имя Павла Аргеева уж и не прочесть под сбитым православным крестом, во Франции...

Фото прислала Елена Наумова.

Музей 'Авиодром' в районе Лелистат

Музей "Авиодром" в районе Лелистат. Один из самолётов носит имя И. В. Смиронова.

Музей 'Авиодром' в районе Лелистат

Музей 'Авиодром' в районе Лелистат

Дополнительная информация о И. В. Смирнове.

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz