Томсон Эдуард Мартынович - российский военный летчик Первой мировой войны - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Томсон Эдуард Мартынович

Томсон Эдуард Мартынович

Эдуард Томсон родился в 1891 году, выходец из Эстляндии. Летать научился в 1913 году, в Имперской московской лётной школе Аэронавтического общества. В 1914 году приехал в Германию на лётные соревнования, но с началом войны был интернирован в Берлине. Вскоре бежал в Англию, затем вступил добровольцем во французскую армию.

Эдуард Томсон, как и все пилоты, летал на разведку, фотографировал вражеские позиции...

Шло кровопролитное сражение при Бельфоре. Штаб армии беспрерывно посылает лётчиков во вражеский тыл: готовится наступление, необходимо разведать резервы, линии снабжения. "Моран" Томсона второй час кружит в немецком тылу. На карте наблюдателя уже много важных пометок, он показывает лётчику, что можно и возвращаться. На обратном пути они попали под обстрел зениток, самолёт был подбит. Плохо слушаясь рулей он стал быстро снижаться. "Только бы дотянуть!", - думают авиаторы. Вот уже видны французские окопы и они понимают, что спасены. И в этом момент совсем отказывают рули...

С 30-метровой высоты аппарат заваливаясь на крыло, неуправляемо выворачивается вверх колёсами и грохается об землю. К машине бегут из окопов стрелки. Они с трудом вытаскивают из обломков потерявшего сознание, раненого летнаба. Лётчик с разбитым лицом, кровоточащей рукой кое-как держится. Пока летнабу оказывали первую помощь, Томсон ставит на карту жирный крест у окраины леса - большой склад, возможно артиллерийский, который он успел заметить в последнюю минуту. Отдав карту подбежавшему капралу лётчик теряет сознание...

Уже в госпитале в Бурже, где его навещают товарищи, адъютант эскадрильи поздравляет Томсона со званием сержанта, большой наградой для рядового. Так французское командование оценило разведывательные полёты Эдуарда Томсона. После госпиталя Томсон попадает в амьенскую армию, его полёты дважды отмечены в приказах, попробовал он свои силы и в первых воздушных боях. А по ночам ему снятся родные места, полёты на Ходынском поле, тянет домой...

Вскоре он добился права вернуться в Россию. Весной 1915 года, окольными путями, он добирается до Риги. Небольшой отдых, и "охотник", как называли в России добровольцев, Эдуард Томсон после соответствующей проверки зачислен опять рядовым в 1-й корпусный авиаотряд. Его успехи можно проследить по сохранившейся в архивах маленькой регистрационной карточке: в мае 1915 года он ефрейтор, к августу уже старший унтер-офицер, награждён Георгиевским крестом. В то же время газеты сообщали, что лётчик Томсон сбил под Двинском немецкий "Альбатрос".

Что же дальше расскажет нам карточка Томсона? В следующий раз его имени в сводке предшествует уже офицерское звание:

"За боевые отличия произведён в прапорщики и представлен к награждению Орденом Святой Анны IV степени... 16 июля 1916 года севернее озера Мядзиол Прапорщик Томсон на аппарате "Ньюпор" преследовал немецкий "Альбатрос" и гнал его до Малой Кобыльники. "Альбатрос" ушёл по направлению на северо-запад, а Томсон, обстреляв из пулемёта лагерь на аэродроме в районе Кобыльники, благополучно возвратился на базу".

Из сообщения ставки верховного главнокомандования:

"5 и 6 февраля 1917 года в районе Сморгони прапорщик Томсон выдержал бой с двумя немецкими аппаратами и заставил обоих удалиться в своё расположение".

3 марта 1917 года в 1-м корпусном авиаотряде произошло знаменательное событие: лётчики прапорщик Томсон на самолёте "Ньюпор-ХI" (№ 1132) и прапорщик Розенфельд на истребителе того же типа (№ 1033) сбили германский самолёт, который упал в нашем расположении около фольварка Залесье. Вот некоторые подробности этого воздушного боя.

Германский пилот, погибший в воздушном бою 3.03.1917 г.
"Германец", погибший в бою 3.03.1917 года.

Немецкий самолёт был замечен по разрывам снарядов зенитной артиллерии над станцией Залесье. Первым его атаковал прапорщик Томсон, после чего немец повернул на север и стал уходить в сторону фронта. Над деревней Сукневичи навстречу ему летел прапорщик Розенфельд. Вражеский самолёт оказался между нашими истребителями и был атакован прапорщиком Розенфельдом сверху - слева, а прапорщиком Томсоном снизу - справа. После первых же выстрелов немецкая машина видимо получила сильные повреждения и стала круто снижаться на свою территорию, но затем сорвалась в штопор и упала к юго-востоку от фольварка Залесье. Прапорщик Розенфельд продолжил дежурство в воздухе, а прапорщик Томсон опустился рядом с разбившимся немецким самолётом. Он детально осмотрел разбитый самолёт и убитых лётчиков, отдал последние почести погибшим и вернулся на свой аэродром.

Бой происходил на высоте 2200 метров, лётчики выпустили по противнику около 300 патронов. За этот воздушный бой прапорщики Томсон и Розенфельд были награждены орденами "Святого Георгия" 4-й степени.

Затем наступила Февральская революция. Накал страстей захватывает и армию - прапорщик Э. Томсон, недавний нижний чин, к неудовольствию офицеров "якшается с солдатами". Его избирают делегатом на съезд автаторов, в солдатский комитет...

После Октябрьской революции, под влиянием своего земляка - известного революционера Яна Фабрициуса, Томсон переходит на сторону большевиков. О той бурной поре рождения авиации сохранилось не так уж много документов. В журнале "Вестник Воздушного Флота" за 1933 год читаем:

Томсон Эдуард Мартынович

"9 - 10 ноября 1917 года. Работа авиачастей во время наступления Керенского... Смольным была установлена связь через лётчика Томсона и солдатский комитет с 12-м истребительным авиаотрядом. Последний был снят с фронта и направлен против Петрограда Керенским... Лётчик Томсон и представитель комитета заявили, что они полётов не допустят и переходят на сторону Советской власти".

Вскоре был организован 1-й социалистический разведывательный авиаотряд. Его командиром был поручик Э. Томсон. Затем Эдуард Мартынович был послан в Латышскую авиагруппу и скорее всего принимал участие в боях за Псков и освобождение Латвии, которыми по поручению Ленина руководил Ян Фрицевич Фабрисиус в 1918-м и начале 1919 года.

А потом? Нашёлся и другой документ 1919 года:

"Военный лётчик 45-го авиаотряда Томсон находился на излечении в городе Риге и ввиду его занятия Белогвардейскими войсками исключён из списков..."

Однако по другим источникам - Томсон не погиб, а просто перешёл на службу в национальную латышскую армию. К тому времени на его счету числилось 11 воздушных побед.


Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz