Кэмпбелл Дуглас  ( Campbell Douglas )

Кэмпбелл Дуглас

Родился 7 Июня 1896 года. С 1 Марта по 5 Июня 1918 года сражался в составе 94-й эскадрильи американских ВВС. Боевую деятельность начал 14 Апреля.

19 Мая лучший американский ас, на тот период времени, Рауль Лафбери, атакуя двухместный разведчик, "наткнулся" на очередь воздушного стрелка. Пули попали в бензобак, и истребитель взорвался...

Известный американский ас Первой Мировой войны Эдуард Рикенбекер в своих воспоминаниях пишет:

"Дуглас Кэмпбелл поднялся в воздух, желая отомстить за смерть Лафбери. Час спустя он вернулся и доложил о том, что "Альбатрос", ставший причиной гибели Рауля, удалился слишком далеко и пускаться за ним в погоню бессмысленно. Над Бомоном он вступил в бой с двухместным "Румплером" и после ожесточённой схватки убил кормового стрелка, а пилота ранил. Машина упала на нашей территории, а оба её крыла оторвались во время стремительного беспорядочного падения.

Сдержанно приняв поздравления, Дуглас заверил нас, что этот "Румплер" - лишь первый из того множества аппаратов, которыми "гансам" придётся заплатить за гибель Рауля Лафбери. И Дуглас Кэмпбелл сдержал своё слово !".

Германская авиация часто прибегала к обеспечению действий своих разведчиков под прикрытием истребителей. Однако и это не всегда помогало им до конца выполнять свои задачи. Вспоминает Эдуард Рикенбекер:

"Спустя приблизительно час после того, как мы с Кемпбеллом поднялись в воздух, я заметил, что из района Марс-ла-Тур к нам приближается группа самолётов... Я разглядел по курсу 2 двухместных истребителя "Альбатрос" на высоте около 16 000 футов, а над ними находились 4 одноместных истребителя "Пфальц" в качестве прикрытия. Несомненно, перед экспедицией стояла, задача проведения важной фотосъёмки...

Как только мы перешли в снижение, 2 "Альбатроса" незамедлительно развернули хвосты и устремились к фронту. Четыре истребителя сомкнули строй и тоже повернулись, держась между нами и аэропланами, которые они защищали. Хотя расстояние до них и было слишком велико, мы с Кэмпбеллом сыпанули вслед несколькими очередями, сохраняя преимущество по высоте и не давая возможности открыть огонь по нам. Так мы все пересекли линию фронта и вскоре оказались над Тьякуром...

Очевидно, "гансов" начала утомлять эта унизительная игра, потому что в этой точке мы заметили, как их строй распался: 2 "Альбатроса" развернулись над Тьякуром назад, в то время как 4 "Пфальца" отвалили на восток и стали подыматься в направлении долины Мозеля. Несколько минут мы наблюдали за этим маленьким хитрым маневром. Затем, чтобы проверить коварную ловушку, явно приготовленную для нас, наша пара резко снизилась или, скорее ложно, обозначила снижение к покинутым "Альбатросам". Кэмпбелл кинулся прямиком на ближайшего из них, в то время как я оставался над ним и присматривал за 4 истребителями.

Моментально вся четвёрка легла на обратный курс и поспешила на выручку. Дуглас мастерски набрал вновь высоту и занял позицию прямо подо мной, и мы продолжили медленный отход к линии фронта. "Пфальцы" держались на безопасном расстоянии далеко позади.

Тогда хитрые "гансы" предприняли новый причудливый маневр. Мы заметили, как один "Альбатрос" внезапно направился на запад, прямиком к Сен-Мийелю, в то время как другой прекратил наматывать круги и поспешил нагнать 4 истребителя впереди. Они дождались его, а затем впятером повернули к Мозелю, оставив одинокий "Альбатрос" в 2-х милях позади себя в качестве лакомой наживки для нашей пары.

С максимальной точностью мы постарались определить расстояние до него. Прекрасно осознавая, какая ловушка перед нами расставлена, мы понимали, что успех предприятия будет зависеть от нашей способности снизиться к приманке, разделаться с ней, а затем вновь набрать высоту прежде, чем вражеская группа спикирует на нас. Наш замысел был таким же, как у них. Однако наша позиция была несколько лучше, так как мы могли с большей точностью определить расстояние от нашей точки в небе до медленного "Альбатроса", оставленного на западе в качестве наживки. С другой стороны, мы знали возможности наших "Ньюпоров" до дюйма, а "гансы", возможно, недооценили нашу скорость. Им достаточно было ошибиться всего на долю секунды. И они допустили эту ошибку !

'Ньюпор-28' Д. Кэмпбелла

Истребитель "Ньюпор-28" Дугласа Кэмпбелла.  Март - Май 1918 года.

Словно молнии, наши аэропланы развернулись и на полном газу стремительно бросились бок о бок на одинокий "Альбатрос". "Пфальцы" незамедлительно начали преследование. Но едва они поступили таким образом, как должны были понять тщетность погони - ведь между нами не только пролегла миля или больше, но это расстояние ещё и стремительно увеличивалось. По мере приближения к "Альбатросу" мы довернули машины таким образом, что прицелы оказались направлены точно на него. Каждый из нас сделал около 100 выстрелов, прежде чем мы отвернули машины и стали набирать высоту. Оглянувшись, мы убедились, что с "Альбатросом" полностью покончено. Он спикировал сначала в одну сторону, затем - в другую, перейдя в последний штопор, после чего мы видели, как аппарат разбился у окраины Флири в лесах Ратта.

Задолго до финального крушения последней жертвы мы с Кэмпбеллом заняли прежнюю высоту. И тут случился сюрприз дня !

Вместо нанесения сокрушительного удара в отместку, 4 истребителя "гансов" поспешно вернулись к оставшемуся "Альбатросу" и, окружив его, заботливо повели на север - ещё дальше вглубь собственной территории !   Позже я много раз сталкивался с этой малодушной чертой вражеских пилотов. Не имеет значения, насколько существенным преимуществом по количеству или расположению он обладает - если нам удавалось сбить одного из них, остальные почти всегда уклонялись от драки, оставляя за нами поле боя. Такое поведение, может быть, и оправдано с точки зрения боевой эффективности, но для меня это казалось банальной трусостью".

27 Мая 1918 года авиация союзников провела бомбардировку Тионвиля - важного железнодорожного узлв в 30 милях к северу от Меца. Бомбардирование производила группа Британских двухместных "Де-Хэвилендов". Некоторые из этих бомбардировочных эскадрилий находились на аэродроме всего в нескольких милях к югу от базы американских истребителей. Истребители 94-й эскадрильи часто встречались над линией фронта с возвращающимися с задания бомбовозами.

Однажды лейтенант Кэмпбелл заметил, что один из британских самолётов отстал от основной группы почти на милю во время её возвращения из рейда. Истребители не сопровождали бомбовозы, и, чтобы отбить возможные атаки, им приходилось полагаться на плотность строя. Очевидно, у отставшей машины приключились неполадки в двигателе, и потому она не могла находиться на нужной высоте, а отставала от группы всё больше и больше. Ситуацию усугубляло ещё и то, что как раз в этот момент её атаковали одновременно 3 истребителя "Пфальц".

Дуглас бросился на помощь без колебаний. Выстроив курс таким образом, что солнце на востоке оказалось у него за спиной, Кэмпбелл описал длинный, но стремительный круг, в результате чего он незаметно пристроился в хвост вражеской группе. Дуглас поймал в прицел ближайший "Пфальц" и мастерски сбил его, практически первой очередью. Довернув аэроплан на 2 других "Пфальца", он стал свирепо посылать в них очередь за очередью. Обе машины развернулись и устремились в спасительное пике.

Продолжив преследование "гансов" на протяжении нескольких миль, американец затем развернулся и быстро догнал изувеченный "Де-Хэвиленд". Сопроводив пилота и наблюдателя до места назначения, Кэмпбелл покачал им на прощанье крыльями и отправился домой.

Через час на аэродром позвонил командир английской эскадрильи и спросил, как зовут отважного пилота, который сбил одного "ганса" и отогнал от намеченной жертвы двух других. Он сообщил также, что английские пилот и наблюдатель были ранены во время атаки истребителей "Пфальц", и, если бы не своевременное появление лейтенанта Кэмпбелла, - они оба, несомненно, были бы убиты.

31 Мая 1918 года Дуглас Кэмпбелл сбил "Румплер". Вечером все пилоты 94-й американской эскадрильи сердечно поздравили его с тем, что он стал первым американским асом, то есть первым пилотом, одержавшим 5 официально подтверждённых побед.

Германское командование обычно использовало аэропланы "Румплер" для разведки и фотосъёмки. Это была двухместная машина, в которой как пилот так и наблюдатель позади него могли вести огонь из пулемётов, обеспечивая таким образом защиту самолёта по курсу и с задней полусферы. Горизонтально расположенные курсовые пулемёты были зафиксированы на капоте двигателя и для прицеливания пилоту требовалось поднимать или опускать нос аэроплана. Наблюдатель на заднем сиденье, тем не менее, имел возможность перемещать спаренные пулемёты и наводить их в любую точку. Потому атака против такой машины, как правило, осуществлялась сзади и снизу. В этом случае наблюдатель не имеет возможности вести огонь, не прострелив при этом хвост собственного самолёта. А пилот, находящийся впереди, вообще лишен возможности применить курсовые пулемёты. Единственной защитой в таком случае служит энергичный вираж влево или вправо, позволяющей обеспечить наблюдателю достаточный обзор и сектор обстрела. Атакующему пилоту следует остерегаться подобных маневров.

Вспоминает лучший американский ас Первой Мировой войны Эдуард Рикенбекер:

"Лейтенант Кэмпбелл отправился на свободное патрулирование один, то есть, Дуг полетел искать приключений на свою голову, будучи в 3 - 4 милях за линией фронта. Дуг разглядел немецкий "Румплер", который, судя по всему, осуществлял фотографирование наших передовых позиций точно к югу от Флири, который находился на нашей территории приблизительно на половине расстояния от Понт-а-Муссона до Сен-Мийеля...

Кэмпбелл вышел на дистанцию эффективного огня с очень выгодного ракурса. Солнце находилось у него за спиной, более того, Дуг направлялся с немецкой территории к французской и, о его присутствии там никто не подозревал.

Маневрируя до тех пор, пока ему не удалось занять выгодную позицию, лейтенант Кэмпбелл предпринял атаку с пикирования, находясь сзади и выше "Румплера". У него был великолепный шанс убить наблюдателя первой же очередью, ещё до того, как тот успеет развернуть пулемёты и прицелиться. Однако его не ждала столь лёгкая победа.

Дуг открыл огонь, как только начал снижение. Единственный пулемёт "Ньюпора" произвел 6 - 7 выстрелов, и его заклинило. Обернувшись, наблюдатель увидел "Ньюпор" практически над собой. Он быстро ухватился за пулемёт и принялся за работу. Кэмпбеллу пришлось описать широкий круг, пока он возился с затвором, устраняя неполадку. И вот начался их поединок. Победит тот, кто владеет более совершенным пилотажем и обладает более крепкими нервами.

Как только Дуг начал новую атаку, то обнаружил, что ему противостоит ветеран. Экипаж "Румплера" не проявил ни малейших признаков паники или страха. "Гансы" даже и не думали об отступлении !..

С мастерством, вызвавшим ещё большее уважение Кэмпбелла, немец заложил энергичный вираж, что сделало "Ньюпор" великолепной мишенью для наблюдателя. Мешкать в такой ситуации нельзя, и Дуглас быстро ретировался...

Постоянно кружась вокруг противника на такой скорости, которая делала для последнего невозможным тщательное прицеливание, Кэмпбелл мрачно усмехался, наблюдая как кормовой стрелок продолжает яростно вести огонь. При таком темпе стрельбы он должен был вскорости израсходовать весь боекомплект, и тогда придёт черед Дугласа...

Кэмпбелл продолжал маневрирование в течение 15 минут. За это время, насколько он знал, в его аэроплан не попала ни одна пуля. Затем он отметил, что пилот внезапно изменил тактику. Вместо того, чтобы держать "Ньюпор" в зоне досягаемости огня наблюдателя, неприятельский авиатор отворачивал хвост, пытаясь сам подстрелить оппонента из курсовых пулемётов...

Подлетая по диагонали со стороны наблюдателя, Кэмпбелл сблизился с противником на расстояние в 50 футов и стал свидетелем забавного зрелища. Наблюдатель стоял гордо выпрямившись, со скрещёнными на груди руками !   С края его кабины свешивалась и трепалась на ветру пустая пулемётная лента. Он... придал лицу надменное выражение. Как говорил Кэмпбелл позже, его настолько потрясло подобное бесстрашие, что он почувствовал, что не сможет продолжить бой против безоружного врага. Пруссак словно говорил всем своим видом: "Давай, застрели меня !   Я знаю - ты победил".

Однако уже через секунду Кэмпбелл вспомнил, что он участвовал отнюдь не в игре. Это была война. У тех людей были фотографии наших позиций, что могло обернуться гибелью сотен наших ребят. Они сделали всё, на что были способны, лишь бы убить его, а он лез под их пули, чтобы дождаться этой возможности. Да и пилот по-прежнему изо всех сил старался перехитрить американца и нанести свой удар.

Кэмпбелл Дуглас

Во время следующего маневра Кэмпбелл открыл огонь. Практически после первой же очереди он понял, что одержал победу. Машина противника внезапно перешла в снижение с очень большой скоростью, ещё через секунду - в беспорядочное падение, а несколькими минутами позже лейтенант Кэмпбелл стал свидетелем её крушения на нашей территории в нескольких сотнях ярдов к северу от маленькой деревни Мениль-ла-Тур".

Так как машина упала на территории союзных войск, потребовалось всего несколько часов, чтобы 5 по счету победа лейтенанта Кэмпбелла получила официальное подтверждение.

В начале того же дня, когда Кэмпбелл добыл исключительную славу 94-й эскадрилье, произошёл другой случай, иллюстрщэующий, какую неоценимую помощь способна оказать авиация наземным соединениям. Эта иллюстрация скорее негативна, нежели позитивна, так как она демонстрирует беды, которые влечет за собой постоянное пренебрежение войсками к применению аэропланов перед готовящимся наступлением.

Американская пехота запланировала небольшое наступление к северо - западу от Зайшпре. Германский штаб заранее получил информацию о готовящейся атаке и подготовил западню.

В соответствии с предварительными договоренностями американская артиллерия провела мощную артподготовку. В течение часа на небольшой участок земли было обрушено около 20 000 снарядов. После этого в атаку пошла пехота. Наступление развивалось на редкость успешно. Американцы быстро пересекли нейтральную полосу и ворвались в первую линию немецких окопов. Затем сходу направились ко второй. После этого, также стремительно, - к третьей. И только здесь они обнаружили странную пустоту на всех трёх линиях обороны. Не успели американцы опомниться, как на них посыпались немецкие снаряды с газом. Прежде чем пехотинцы распознали дьявольскую угрозу, более 300 из них получили отравления различной степени тяжести. Получилось, что они расходовали боеприпасы против пустых траншей, после чего слепо полезли в тщательно подготовленную для них ловушку !

Вот что пишет по этому поводу Рикенбекер:

"Единственный предварительный облёт той территории на аэроплане перед началом наступления открыл бы нашим войскам всю картину. Откровенно говоря, я считаю, что из всех родов войск функция "глаз армии" наиболее присуща авиации. Бомбардировки, патрулирование и уничтожение вражеских аэропланов в воздушных боях не так уж значительны в сравнении с огромной важностью информации о точном расположении сил противника и разведкой".

5 Июня 1918 года Дуглас Кэмпбелл был ранен в бою и больше не летал.

Вспоминает Эдуард Рикенбекер:

"Многие американцы - "ранние" асы, одержавшие 5 или более побед до того, как 94-я эскадрилья начала боевой путь - такие как Лафбери, Бейлис и Патнем из французских эскадрилий или Вормен, Либби и Мегун, воевавшие в рядах англичан, - тренировались по зарубежным методикам и пилотировали зарубежные машины. Таким образом, первый официальный американский ас "родом" из нашей эскадрильи. Настоящим американским лётчиком - истребителем, вступившим в войну вместе с американцами, прошедшим обучение вместе с американцами и проведшим все бои вместе с американцами, был лейтенант Дуглас Кэмпбелл из Сан - Хосе, штат Калифорния".

Список известных побед Дугласа Кэмпбелла:

Дата Противник Эскадрилья и самолёт аса Примечания
1 14.04.1918 г. Pfalz D.III 94 Aero Sqn Nieuport 28 Des  
-- 23.04.1918 г. 2-местный самолёт prob в паре
2 18.05.1918 г. Rumpler C OOC  
3 19.05.1918 г. LVG C Des  
4 27.05.1918 г. 2-местный самолёт Des в паре
-- 28.05.1918 г. 2-местный Albatros prob  
-- 29.05.1918 г. 1-местный самолёт prob  
5 31.05.1918 г. 2-местный самолёт Des  
6 05.06.1918 г. Rumpler C Capt в паре; ранен в этом бою

Дуглас Кэмпбелл прожил долгую и довольно интересную жизнь. Умер 16 Октября 1990 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz