История некоторых именных самолётов - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

История некоторых именных самолётов

За 50 лет существования советской авиации на личные сбережения народа построено и передано в дар ВВС около 5000 самолётов !   Только в годы Великой Отечественной войны советские люди передали на строительство самолётов свыше 2 миллиардов 850 миллионов рублей. На эти деньги построено 2565 боевых самолётов. Советские лётчики уничтожай на них более 20 000 вражеских машин. Они оправдали надежды советского народа, выполнили его наказ. Каждый подаренный самолёт - это история, каждый экипаж - это десяти подвигов.

Вся наша страна, весь народ сражались в годы войны, И мы с благодарностью вспоминаем тех, кто с боями шёл от Москвы до Берлина, и тех, кто своим самоотверженным трудом приближал день нашей великой Победы.

...Большое видится на расстоянии. Десятилетия отдаляют нас от событий Великой Отечественной, но ещё многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждёт исследователей, ждёт пробуждения нашей памяти.

Ждёт большего внимания и тема подвига советских людей, которые в годы войны ковали оружие, одевали и кормили армию, флот, всю страну. Тема эта неисчерпаема, и лишь небольшая её часть, охватывает сведения о тех, кто в суровые, голодные годы отдавал в помощь фронту всё, что мог отдать.

Много лет бывший фронтовик Иван Илларионович Рощин по крупицам собирал сведения о патриотах, в большинстве почти неизвестных. За долгие годы ему удалось найти немало волнующих документов, разыскать людей, которые на свои трудовые сбережения приобретали для Красной Армии оружие, и тех, кто на этой грозной боевой технике сражался на фронтах. В итоге - свет увидели две книги: "Народ - фронту"  ( Издательство "ДОСААФ", 1975 год. )  и "Твёрдо верю в нашу победу"  ( "Политиздат", 1989 год ), послужившие основой для составления этой статьи.

Як-3

Некоторая информация взята мною из других источников. Возможно кто - либо из читателей поможет дополнить её новыми сведениями.

*     *     *
И-153 К.В.Соловьева, 1942 год
Жители города Чапаевска Куйбышевской
области передают лётчикам самолёты Ил-2,
построенные на свои личные средства.

В истории Великой Отечественной войны есть сведения о том, что советские люди внесли в помощь фронту из своих личных сбережений свыше 2-х миллиардов рублей. Много это или мало ?   Судите сами: эта сумма почти равнялась среднему годовому расходу на два комиссариата: обороны и Военно - Морского Флота.

На трудовые рубли тружеников тыла построено свыше 2500 боевых самолётов. Такого количества машин вполне достаточно, чтобы вооружить более 80 авиационных полков. Примерно столько - 2172 боевых самолёта - насчитывалось накануне Курской битвы на двух наших фронтах: Центральном и Воронежском.

На средства трудящихся построены многие тысячи танков - их было достаточно для оснащения десятков танковых корпусов. Военно - Морской Флот в годы войны за счёт добровольных взносов пополнился 8 подводными лодками и 16 военными катерами. На фронт с дарственными надписями шли бронепоезда, "катюши", артиллерийские орудия, паровозы...

Колхозники тамбовщины первыми начали сбор средств на строительство боевой техники. В течение 2-х недель они собрали 43 миллиона рублей !

Трудящиеся Саратовской области внесли на строительство самолётов более 33-х миллионов рублей. На эти деньги были построены десятки самолётов, на которых летали лучшие лётчики фронтов. 222 миллиона передали авиационным заводам на выпуск боевых машин колхозники Новосибирской области. Этот поистине всенародный почин подхватили трудящиеся республик и областей, районов и городов, предприятий и организаций. Самолёты для фронта приобретали колхозники Горьковской, Курской, Куйбышевской, Ивановской и других областей. В авиационные части прибыли эскадрильи "Кировский колхозник", "Советское Приморье", "Московский колхозник", "Рязанский колхозник", "Куйбышевский колхозник" и другие.

"Всего несколько дней назад наша великая страна с чувством гордости и благодарности узнала о патриотическом почине тамбовских колхозников и колхозниц, начавших сбор личных средств на строительство танков для Красной Армии. А сегодня советский народ с глубоким удовлетворением узнает о новом благородном патриотическом деле колхозной деревни. Колхозники и колхозницы Саратовской области собрали из своих сбережений 33 500 000 рублей на строительство боевых самолётов в подарок Сталинградскому фронту. Сбор средств успешно продолжается. Почин тамбовских и саратовских колхозников показывает, что колхозная деревня готова сделать всё для войны, всё для фронта, всё для победы" - это строки из передовой статьи газеты "Правда" от 12 декабря 1942 года.

Первыми у саратовцев начали сбор средств на постройку боевых самолётов в колхозе "Сигнал революции" Ворошиловского района. Как и у тамбовцев, произошло это на собрании колхозников и колхозниц, которые решили внести из личных сбережений столько денег, чтобы приобрести на собранную сумму боевой самолёт. Мысли и чувства людей, собравшихся в саратовском селе, можно отчётливо представить, прочитав в местной газете той поры высказывание колхозника Савелия Кожевникова:

- У меня на фронте 5 сыновей, - заявил он на собрании. - Может быть, придётся кому - либо из них самолёт наш на фронте повидать. Прочтут - от колхоза "Сигнал революции" - от нас, значит. Поймут, что отец их недаром в колхозе сидит, а тоже как бы воюет. Вношу я, товарищи, 500 рублей на эту машину.

Вслед за Кожевниковым внесла 600 рублей жена фронтовика Серафима Чапова. 78-летний колхозник Иван Морозов внёс 1000 рублей, председатель колхоза Лиханин - 1500 рублей. Немалые взносы сделали многие другие колхозники.

И в Саратовской области почин колхоза "Сигнал революции" дружно поддержали все крестьяне. В течение нескольких дней в Красноярском районе области собрали 1952 тысячи рублей; в Баландинском - 1513 тысяч, Ворошиловском - 1459 тысяч, Кистендейском - 1443 тысячи.

Самолёты, построенные на средства жителей Саратовской области.

Самолёты, построенные на личные средства жителей Саратовской области.

Самолёты, построенные на средства жителей Саратовской области.

Именные самолёты.
Именные самолёты.
Именные самолёты.

Як-7Б 'к-з Политотделец'

Словно мощная волна, всколыхнувшая души людей, приподнявшая их над нелёгкими заботами и горькими думами второй военной зимы, прошумел и по саратовской земле призыв помочь Красной Армии в строительстве боевой техники. Нередко на многолюдных собраниях колхозники сразу же вносили большие суммы.

Так, в колхозе имени Чапаева Дурасовского района на собрании присутствовало более 400 колхозников и рабочих МТС. Председатель этого колхоза Григорьев внёс на строительство самолёта 2500 рублей, его жена - 500 рублей, сын - 1000 рублей. Жены фронтовиков Данилова и Михайлова внесли по 1000 рублей. На том собрании крестьяне сдали 52 000 рублей, а на следующий день они отправили в Государственный банк уже 170 000.

Приём делегации Балашовского р-на

Приём в Саратовском обкоме ВКП(б) делегации колхозников Балашовского
района, собравших денежные средства на постройку боевых самолётов.

Лётчик А.И.Севрюков в кабине именного Як-1.

В числе наиболее активных участников тех собраний были воины, вернувшиеся домой после ранения "по чистой", родители и родственники фронтовиков.

В колхозе "Объединённый пролетарий" Баландинского района на собрании выступил отец двух фронтовиков, 65-летний колхозник Е. Ф. Антоненко:

- Вношу 1000 рублей. Пусть наш колхозный самолёт поможет защитникам Родины в борьбе с подлыми захватчиками.

Председатель этого колхоза Кутков внёс 3000 рублей, секретарь партийной организации Ярковой - 2000.

Многие колхозы области стремились построить самолёт именно от своего колхоза, а были и такие, которые собирали суммы, позволявшие заказать 2 самолёта и ещё и другую технику, как это было в колхозе имени Ворошилова Новоузенского района, - об этом речь впереди.

И пошли на фронт самолёты саратовцев, и с фронта в Саратов рапорты лётчиков.

*     *     *

В мае 2008 года, в канун Дня Победы, в Саратовском областном музее краеведения состоялась акция "Эхо войны". В центре акции - необычный предмет: фрагмент хвостового оперения - киль первого в стране именного самолёта Як-1, подаренного фронту в годы Великой Отечественной войны. История этого экспоната уникальна.

Осенью 1942 года, в период тяжёлых боёв под Сталинградом, развернулось массовое движение за постройку на личные средства боевых эскадрилий в подарок фронту. Первым именным самолётом стал самолёт Як-1  ( № 34104 ), подаренный колхозниками села Усть - Курдюм Ворошиловского  ( ныне Саратовского ) района Саратовской области. На одном из собраний в октябре 1942 года колхозники обсуждали вопрос о том, какой подарок лучше подготовить для Красной Армии. Решили собрать личные сбережения и заказать на авиазаводе боевой самолёт. Уже на следующий день в Государственный банк было сдано 170 000 рублей. Делегация из 8 представителей во главе с председателем колхоза П. Д. Лиханиным прибыла в Саратов на авиационный завод. Ходили по цехам, беседовали с рабочими, сами выбирали самолёт.

Самолёт был подарен Герою Советского Союза лётчику Василию Ивановичу Шишкину. Это был опытный пилот, закончивший в 1936 году военную школу лётчиков в Борисоглебске и совершивший к 1942 году около 130 боевых вылетов, в том числе 65 - на штурмовку войск противника.

В своих воспоминаниях В. И. Шишкин писал, что, получив от генерал - лейтенанта С. П. Руденко телеграмму с предложением принять в подарок самолёт Як-1, он 1 ноября 1942 года прибыл на завод. Самолёт был им опробован в воздухе, устранены некоторые дефекты. Машина была ещё не окрашена, но надпись на фюзеляже сделана: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области".

В.И.Шишкин в кабине Як-1
В. И. Шишкин в кабине Як-1, 1942 год.

Перед отправкой на фронт самолёт был выкрашен в серебристый цвет, на носовой части была нарисована стрела, а надпись немного изменена: "Герою Советского Союза майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области". Затем лётчик, совершив полёт над колхозом "Сигнал революции" и сбросив вымпел с запиской, улетел на фронт. В записке, которая потом долгие годы хранилась в семье председателя колхоза, говорилось: "До свидания, дорогие товарищи - колхозники !   Я улетаю сейчас на фронт. Большое вам спасибо за самолёт. Ваш лётчик Герой Советского Союза Василий Шишкин".

Принимая самолёт - подарок от колхозников, лётчик обещал, что машина, созданная на средства советских патриотов, будет грозой для врага. И уже через месяц майор В. И. Шишкин побывал в "Сигнале революции", выступил на митинге:

- За месяц со времени получения от вас подарка, лётчики нашего подразделения уничтожили в воздушных боях и на аэродромах 13 вражеских самолётов. Недавно блестяще провели штурмовку вражеского аэродрома, в которой принял участие и ваш самолёт. На аэродроме мы вывели из строя 8 вражеских самолётов. Ваш подарок - замечательный боевой самолёт. На этой машине мне не раз приходилось штурмовать вражеские автомашины с пехотой, боеприпасами и другими грузами. Обещание, которое я дал вам, принимая от вас подарок, я выполняю с честью. Ваша машина стала грозой для фашистского зверья.

С ноября 1942 года под Сталинградом, В. И. Шишкин произвёл 55 боевых вылетов на самолёте - подарке, сбил 3 самолёта противника, уничтожил штурмовкой на земле 5 вражеских самолётов, 31 автомашину, 45 повозок, 75 человек.

О том, как дальше воевали товарищи В. И. Шишкина на подаренных им самолётах, сообщила 1 мая 1943 года и газета "Правда":


Шишкин Василий Иванович

В.И.Шишкин

Родился 13.02.1914 года в деревне Белое, ныне Далматовского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов, работал в колхозе. С 1931 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Пермскую военную школу авиационных техников, в 1936 году - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К февралю 1942 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка  ( 16-я авиационная дивизия, 21-я армия, Юго - Западный фронт )  капитан В. И. Шишкин совершил 126 боевых вылетов, в том числе 65 на штурмовку войск противника.

Под Сталинградом командовал 291-м истребительным авиационным полком. Воевал на именном Як-1, построенном на средства трудящихся колхоза "Сигнал революции" Саратовской области.

27.03.1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 520 боевых вылетов. Участвуя в 178 воздушных боях, сбил 15 вражеских самолётов лично и 16 - в составе группы. Войну закончил командиром 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1956 года Гвардии полковник В. И. Шишкин - в запасе. Жил в Киеве. Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени  ( пять ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. В Далматово именем Героя названа улица.


"Недавно колхоз "Сигнал революции", Саратовской области, передал несколько самолётов в часть Героя Советского Союза тов. Шишкина. В воздушных боях и на аэродромах на этих машинах уничтожено 49 вражеских самолётов".

С мая 1943 года В. И. Шишкин сражался на Орловско - Курском направлении, где произвёл 15 боевых вылетов, сбил 2 самолёта противника лично и 5 в группе.

В военной части, где служил В. И. Шишкин, лётчики сложили песню, в одном из куплетов которой упоминается о самолёте - подарке:

Лети наш храбрый Шишкин,
Смелее   всех   и   выше,
Отвагою и мщением горя.

Дарёным   самолётом
Рази  врага  с  налёта,
Храни завоеванья Октября.

После Орловской операции Шишкин получил приказ сдать самолёт, так как полк переходил на машины другой марки. Дальнейшего пути самолёта он не знал, сообщил только, что тот "был в полку Гвардии майора Моторного, а потом в полку Гвардии майора Макарова".

Уже после войны полковник В. И. Шишкин писал бывшему директору Саратовского авиазавода И. С. Левину:

"На именном подарке я произвёл на Сталинградском фронте и Орловско - Курской дуге более 150 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника".

31 декабря 1944 года по просьбе ворошиловских колхозников и работников Саратовского областного музея самолёт прибыл в Саратов из Бреста, где закончил "по старости" свой боевой путь. Его сопровождали младший техник - лейтенант Шевчук и механик - старшина Ваховский. Митинг по поводу встречи самолёта во дворе музея запечатлел художник Е. Тимофеев, изобразив его с 5-ю звёздами на фюзеляже  ( только лично сбитые на этом Як-1 В. И. Шишкиным самолёты противника ).

Самолёт предполагалось установить в специально выстроенном павильоне во дворе музея, но, к сожалению, работы по строительству так и не были начаты, сказались тяжёлые послевоенные годы. В 1955 году самолёт был списан и снят с учёта фондов музея. А летом 2004 года при разборке запасников музея был обнаружен необычный предмет - фрагмент хвостового оперения самолёта - всё, что осталось после разрушительного влияния времени и людей.

В.А.Макаров.

Вышеупомянутый фрагмент самолёта - киль  ( неподвижная вертикальная часть хвостового оперения )  серебристого цвета с изображением пятиконечных звёзд чудом уцелел и в настоящее время вместе с материалами о колхозе "Сигнал революции" пополнил раздел экспозиции музея "Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг.".

В ходе акции были возложены цветы, как дань уважения к людям, сражавшимся на подобных машинах, и самолёту - подарку, помогавшему одержать победу в этой Великой войне.

В числе приглашённых был участник Великой Отечественной войны, военный инженер, а ныне член президиума Областного совета ветеранов, Виктор Александрович Макаров. В годы войны он обслуживал на аэродроме самолёты модели Як-1. Деталь самолёта напомнила ему о том времени, когда он каждый день провожал подобные машины в бой. По словам Виктора Александровича, он как будто снова оказался на военном аэродроме, и вот - вот на его глазах оторвётся от земли Як-1, отправляющийся на очередное боевое задание.

*     *     *

Ещё 4 самолёта саратовцев достались лётной части, которой командовал А. А. Морозов, а самолёт, построенный на средства колхоза "Новый путь" Лысогорского района Саратовской области, был предназначен непосредственно командиру части, уже известному в ту пору лётчику.

Анатолий Афанасьевич Морозов ещё в марте 1942 года стал Героем Советского Союза. В тот же день, когда на заснеженном аэродроме под Сталинградом ему вручили самолёт, подполковник А. А. Морозов сразу вылетел навстречу вражеским бомбардировщикам. В паре с капитаном Молчановым он сбил одного из них.


Морозов Анатолий Афанасьевич

Морозов А.А.

Родился 4.07.1916 года. Лётчик - истребитель, Герой Советского Союза  ( 1942 год ), Гвардии подполковник.

Участник Советско - Финляндской войны.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 4-го ИАП. 7.07.1941 года в Молдавии в бою таранил истребитель противника Ме-109. Приземлился на парашюте и взял в плен лётчика.

Прошёл путь от командира звена до командира полка. Сбил лично 11 и в группе 6 самолётов протвника, 8 уничтожил на земле. Погиб 18.06.1944 года. Награждён орденами и медалями.


Вечером того же дня командир части писал председателю колхоза:

"Ещё раз благодарю за самолёт, который вы передали мне. Своё обещание выполняю. На этой машине я сбил сегодня первый самолёт врага".

Немало успешных боевых вылетов было у А. А. Морозова, и каждому его успеху радовались колхозники "Нового пути" - лётчик регулярно сообщал саратовцам об уроне, нанесённом врагу на подаренных части самолётах.

Таких именных самолётов, предназначенных конкретному лётчику, труженики Саратовщины приобрели более 100.

Так, на подарке колхозников Жерновского района защищал небо Ленинграда лётчик В. Мочалов  ( имел не менее 4 личных и 7 групповых побед ), Дурасовского района - ведомый А. Катрича - лётчик К. Крюков  ( имел не менее 5 личных и 10 групповых побед ), колхозников Балашова - А. И. Севрюков, самолёт Красноярского района попал в эскадрилью "Нормандия" к Иву Бизьену.

Як-1 Ива Бизьена

Лётчики 13-й Воздушной армии на самолётах, полученных от Саратовских колхозников, показывали высокие образцы доблести и выходили победителями в единоборстве с лучшими немецкими истребителями. Газета этой армии "Боевая тревога", чтобы ещё больше поднять моральный дух лётчиков и тех, кто вручил им эти самолёты, организовала переписку авиаторов с трудящимися области. Она направила несколько писем лётчиков в Саратовскую газету "Коммунист". В одном из них говорилось: "Я уже сделал свыше 50 вылетов, провёл 10 воздушных боёв и сбил 5 немецких самолётов. Спасибо саратовцам, отличный подарок они преподнесли нам. Гвардии лейтенант Михайлов". Примерно такой же характер носили и другие письма.

Тысячи саратовцев, отдавших свои средства на строительство грозных машин, узнали из "Коммуниста" о боевых делах славных соколов. Сотни горячих ответов пришли в редакцию "Боевой тревоги", часть из которых была опубликована. Делились своими мыслями и чувствами колхозники, рабочие, женщины, старики, девушкж, дети. В каждой строке - восхищение подвигами героев, неистребимая ненависть к врагу и вера в победу над фашизмом. "Дорогие лётчики, - писали труженицы из колхоза "Северный полюс", - мы просим вас беспощадно бить проклятых немцев... Особо просим Гвардии лейтенанта Михайлова, который открыл боевой счёт на самолёте нашего района, чтобы он ещё крепче бил фашистов".

Жители Краснокутского района внесли в фонд обороны страны 17 895 026 рублей. На эти деньги было приобретено 3 боевых самолёта: "Качинцу от качинцев"  ( в годы войны Качинское лётное училище располагалось в Красном Куте ), "Краснокутский комсомолец" и "Краснокутский колхозник". На последнем летал лётчик Иван Михайлович Дубовик. За годы войны он совершил 391 вылет, лично сбил 13 вражеских самолётов и ещё 9 - в группе. В 1980 году в Красном Куте его именем была названа улица.

Жительница Базарно - Карабулакского района Анна Селиванова на личные сбережения купила Красной Армии 3 боевых самолёта.

"За большие дела, за твою всенародную славу
ты любовь и почёт заслужила в народе по праву".

Так писал о ней впоследствии поэт Тобольский.

На самолёте, подаренном фронту новожуковским колхозником Лозгачёвым, летал его сын Пётр.

Саратовская семья Пруцковых подарила фронту самолёт, семья Четвериковых - танк. По данным одного из источников, огромная часть средств, по различным оценкам около 400 миллионов рублей, сданных саратовцами государству, пошла на строительство самолётов для фронта. На авиационном заводе даже изготовили трафарет для нанесения надписей на борту именных самолетов: "Защитникам Сталинградского фронта от колхозников... района Саратовской области".

На фронте летали самолёты с фамилиями саратовских дарителей - Бунина, Желтовой, Кошелева, Решетова, Савельевой, Фролова и многих других. Всего таких было около 70. Подаренный фронту самолёт Як-1 - "Ртищевский железнодорожник" - принёс славу Героя лётчику А. Ф. Лавренову, на самолёте балашовских колхозников летал Герой Советского Союза лётчик П. М. Вострухин. В 1999 году в Москве на улице, названной его именем, был открыт памятник. На сегодняшний день известно порядка 100 фамилий лётчиков, получивших в дар боевые машины от саратовцев.

Об истории покупки двух именных самолётов и лётчике, воевавшем на них, расскажу подробнее.

*     *     *

Многие ветераны помнят, какое впечатление произвело на них, фронтовиков, сообщение о том, что саратовскому лётчику Сталинградского фронта майору Б. Н. Ерёмину колхозник Ферапонт Головатый подарил самолёт. А в "Правде" за 18 декабря 1942 года писалось следующее:

"15 декабря в Саратовский обком ВКП(б) приехал колхозник Новопокровского района Ферапонт Петрович Головатый и заявил секретарю обкома тов. Комарову, что он доставил в Саратов 100 000 рублей. Это личные сбережения тов. Головатого, которые он передает на строительство самолётов в подарок Сталинградскому фронту.

В беседе с корреспондентом "Правды" тов. Головатый сказал:

"Я решил отдать на строительство самолёта все свои сбережения. Советская власть сделала меня - бывшего батрака - зажиточным колхозником. Сейчас, в грозные дни войны, каждый из нас, не жалея средств и жизни, должен оказать помощь своей Родине, Красной Армии.

Провожая недавно своих двух сыновей и трёх зятьев на фронт, я дал им наказ: "Бить, беспощадно бить немецких захватчиков !"   А со своей стороны я обещал детям помогать Красной Армии колхозным самоотверженным трудом.

Я заведую колхозной пасекой. Получил за свой труд дополнительно 3 центнера мёда. Кроме того, я получил достаточно хлеба и имею немало мяса".

Тов. Головатому 53 года. Он участник Первой Мировой войны. Воевал с немцами под Вержболовым, Двинском, Варшавой. Тов. Головатый - участник Гражданской войны, защитник Царицына.

15 декабря тов. Головатый внёс в Саратовскую областную контору Госбанка 100 тысяч рублей".

И хотя под заметкой о беседе с Головатым было помещено сообщение о сборе средств на танковую колонну "Колхозник Татарии", а несколько дней тому назад, все с радостью читали о помощи тамбовцев фронту, поступок колхозного пасечника произвёл особое впечатление.

Б. Н. Ерёмин, 1942 год
Б. Н. Ерёмин, 1942 год.

Солдаты в окопах буквально до дыр зачитывали газеты с этим сообщением. Позже стало известно, что прославленный лётчик Сталинградского фронта Майор Борис Николаевич Ерёмин - земляк Головатого.

Имя лётчика Ерёмина стало широко известно ещё весной 1942 года. 12 марта того года на страницах "Правды" и "Красной Звезды" была опубликована его статья "7 против 25". Командир эскадрильи капитан Б. Н. Ерёмин рассказывал в ней о неравном бое 7 наших самолётов Як-1 против 7 бомбардировщиков и 18 истребителей врага. В результате этой схватки противник потерял в том бою 5 Ме-109 и 2 Ju-87. Наши потерь не имели.

Вспоминая об этом рассказе лётчика, многие удовлетворённо отмечали, что Головатый выбрал достойного "хозяина" своей крылатой машине.

Нетрудно представить, с какой гордостью читали эту сдержанную деловую статью саратовцы. Ведь Борис Ерёмин жил до армии в Саратове, учился и работал на заводе "Серп и молот". Одними из первых написали лётчику рабочие этого завода:

"Подвиг твой и твоих боевых товарищей, вдохновляет на ещё более самоотверженный труд. Здесь в тылу, у своих станков, мы чувствуем себя как на фронте. В то время как вы громите и истребляете в бою фашистских гадов, мы неустанно куём для вас оружие, отдавая все свои силы для помощи Красной Армии в её борьбе с ненавистным врагом. В труде мы будем такими же настойчивыми, такими же упорными в достижении цели, как наши доблестные героические воины".

А в письме матери Нины Васильевны Ерёмин прочёл:

"Горжусь и благословляю тебя на подвиги. Иди, Борис, на врага и всегда будь таким же бесстрашным, как в бою с 25 стервятниками. До последней капли крови защищай нашу Родину, бей фашистов без промаха !"

Узнал, конечно, о подвиге земляка и колхозник Ферапонт Петрович Головатый, поэтому - то и адресовал ему свой самолёт.

...Мы беседуем с генерал - лейтенантом авиации Борисом Николаевичем Ерёминым в его московской квартире. Из архивных документов известно, что лётчик - истребитель Ерёмин был на фронте с первого дня войны и до последнего, совершил 343 боевых вылета, провёл 70 воздушных боёв, сбил лично и в группе 23 вражеских самолёта. Заслужил 38 боевых наград.

- Под Сталинградом я уже командовал истребительным полком, - рассказывает Борис Николаевич. - В конце декабря наши истребители помогали наземным войскам добивать окружённую вражескую группировку. Однажды вызвал меня командующий Воздушной армией. Вижу - лицо весёлое. "Принимай, - говорит, - подарок: именной самолёт. Дарит его тебе саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый. Готовься - отправишься в Саратов". Нужно ли говорить, с каким волнением и радостью летел я за подаренным мне самолётом !   Встреча с Ферапонтом Петровичем произошла на маленьком заводском аэродроме. Первое, что я увидел: стоит на заснеженной поляне самолёт - истребитель Як-1 и на фюзеляже его - надпись: "Сталинградскому фронту - от колхозника артели "Стахановец" тов. Головатова". А рядом - сам Головатый, высокий, широкоплечий, немного сутулый, в непритязательной одежде. Мы поздоровались, обнялись, подошли поближе к "ястребку".

Як-1Б Б. Н. Ерёмина

Як-1Б командира 31-го ГвИАП Гвардии майора Б. Н. Ерёмина, зима 1943 года.

Б.Ерёмин и Ф.Головатый.

- Вот тебе, сынок, мой подарок, - сказал Ферапонт Петрович, кладя руку на крыло самолёта. - Бей на нём врагов смертным боем !

Что я мог сказать ?   Ком к горлу подступил - от волнения, от гордости. "Спасибо, - говорю, - батя. От всех лётчиков спасибо. Уж будь уверен - не подкачаю..."

Обещал Борис Николаевич регулярно докладывать Головатому о боевых делах. И слово сдержал. Сразу же по возвращении в полк написал ему о том, что в полку состоялся митинг и что все лётчики поклялись беспощадно громить фашистских оккупантов. А после первого боевого вылета на подаренном самолёте сообщил Ферапонту Петровичу: "Одержал первую победу. При отражении вражеских самолётов, пытавшихся прорваться к окружённой группировке в районе Сталинграда, сбил вражескую машину". В тот день механик самолёта сержант Василий Иванович Зуев нарисовал на фюзеляже первую красную звёздочку.

К маю 1944 года, когда полк воевал в Крыму, таких звёздочек на первом именном самолёте Ерёмина было уже 7. Но к этому времени головатовский Як-1 исчерпал свои технические возможности и был списан. Верный своему обещанию писать обо всём, лётчик и об этом сообщил колхознику. Каково же было его удивление, когда через несколько дней его снова вызвали в Саратов, чтобы вручить новый самолёт - на этот раз Як-3 с надписью: "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт - на окончательный разгром врага".


Ерёмин Борис Николаевич

Ерёмин Б.Н.

Родился 6.03.1913 года. Лётчик - истребитель, военный лётчик 1-го класса, Герой Советского Союза  ( 1990 год ), генерал - лейтенант авиации.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Был командиром 273-го  ( 31-го Гвардейского )  ИАП, заместитель командира 6-й ГвИАД. Совершил 342 боевых вылета, из них 117 на разведку, в 70 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 15 самолётов противника.

После войны до 1975 года служил на командных должностях в ВВС. Был советником в Болгарии. В 1952 - 1957 гг. был начальником Качиского ВАУЛ. В 1959 - 1962 гг. командовал ВВС Северо - Кавказского ВО, в 1962 - 1964 гг. - 37-й Воздушной армией, в 1964 - 1965 гг. - ВВС Северной группы войск. С 1965 года был начальником службы безопасности полётов ВВС. Автор книги "Воздушные бойцы". Умер 4.04.2005 года.


Получая самолёт, Ерёмин сказал на митинге:

- Велика честь летать на машине, построенной на средства советского патриота. Машина эта является символом единства фронта и тыла. Я заверяю Ферапонта Петровича, что на его втором самолёте буду ещё сильнее бить врага.

- Як-3 был более совершенным истребителем, - рассказывает Борис Николаевич, - он развивал скорость до 660 км/час вместо 580 у Як-1. И вес его на 250 кг меньше, чем у Як-1. Имел Як-3 одну 20-мм пушку и два тяжёлых пулемёта. Всё это вместе с отличной маневренностью давало истребителю Як-3 преимущества перед немецкими истребителями FW-190 и Ме-109 любых модификаций.

У нас в полку Як-3 ещё не было в то время. И я выпросил у саратовцев ещё один такой самолёт - ведь мне летать - то надо было в паре !.. На второй машине Головатого я сбил ещё 8 вражеских самолётов.

Машину Головатого знал весь фронт. Его самолёт был крылатым вестником нашей силы для населения освобождённых от немцев областей.

Именной Як-1 Б.Ерёмина.

Именной Як-1 Б.Ерёмина.

Трудно передать, какой восторг вызывал у людей, только что освобождённых из фашистской неволи, рассказ о поступке Головатого. Шахтёры Снежнянских рудников, увидев самолёт Головатого, обязались досрочно восстановить шахты. Крестьяне в Гуляй - Поле решили тоже собрать средства на постройку самолёта. И так было по всей освобождённой Украине. Узнав о Ферапонте Головатом, люди стремились тем немногим, что удалось сохранить при оккупантах, помочь Красной Армии. Так и дошёл - долетел я на самолёте саратовского колхозника до самого Берлина. В День Победы отправил я Ферапонту Петровичу своего рода рапорт: "Доверие ваше оправдал. На двух ваших самолётах сбил 15 фашистских".

Всего на подаренных машинах лётчик Б. Ерёмин совершил 250 боевых вылетов. Вот один эпизод из боевой биографии второго самолёта Головатого.

Именной Як-3 Б.Ерёмина.

Именной истребитель Як-3 Майора Б. Н. Ерёмина.  1945 год.

Борис Николаевич вёл свой Як-3 в районе Эстергома  ( Венгрия ). В правом пеленге следовал второй истребитель. Внизу не утихал бой. И вдруг Ерёмин увидел 6 "Фокке - Вульфов". Фашисты как бы стали в круг и по крутой спирали снижались над нашей атакующей пехотой.

- Атакуем "Фоккеры !" - подал он команду.

Лётчик ввёл свою машину в пике, поймал в прицел вражеский самолёт. Под ливнем снарядов и пуль немецкие лётчики мгновенно рассыпались в разные стороны. Выйдя из пике, Борис Николаевич снова набрал высоту. Впереди маячил удирающий FW-190. Он круто лез вверх, надеясь, что на большой высоте окажется в безопасности. Но, форсируя двигатель, Ерёмин сумел сократить расстояние и меткой очередью прервал полёт врага. Переворачиваясь через крыло, "Фоккер" упал на землю и взорвался.

Лётчик закончил свой боевой путь в столице Германии - Берлине. Там у авиаторов был праздничный обед в честь нашей великой победы над врагом. Ветераны боёв провозглашали тосты за советский народ, за всех тех, кто ничего не жалел для достижения победы. Выступил тогда и командир дивизии Борис Николаевич Ерёмин.

- Я провозглашаю тост, - сказал он, за русского крестьянина, пламенного патриота Ферапонта Петровича Головатого, поддержавшего Красную Армию в тяжёлой борьбе с фашизмом.

Ф.П.Головатый и Б.Н.Ерёмин

Колхозник Ф. П. Головатый и лётчик - истребитель Б.Н.Ерёмин.

Так воевал лётчик Борис Николаевич Ерёмин. А как трудился, как жил колхозный пчеловод Головатый ?   И - кто он, откуда ?

Имя Ферапонта Петровича Головатого есть в Большой Советской энциклопедии, а в энциклопедии "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг." сказано:

Ф.П.Головатый
Ф. Головатый

"Головатый Ферапонт Петрович  ( 1890 - 1951 ), один из инициаторов всенародного движения по сбору средств в Фонд Советской Армии, колхозник, Герой Социалистического Труда  ( 1947 год ). Член КПСС с 1944. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн. К началу войны член правления колхоза "Стахановец" Новопокровского района Саратовской области.

В декабре 1942 и мае 1944 годов Головатый внёс по 100 тысяч рублей на постройку двух истребителей... С 1945 года председатель колхоза... Депутат Верховного Совета СССР с 1946 года".

Родился Ф. П. Головатый в селе Сербиновка, на Полтавщине. Юношей ушёл в Киев на заработки. Вместе с братом Василием работал кузнецом на "Арсенале". Потом искал счастье на железной дороге, на других предприятиях. В Первую Мировую войну - пулемётчик на германском фронте. После Октября - боец и командир молодой Красной Армии.

Разгромлены белогвардейцы и иностранные интервенты, и Головатый окончательно осел на саратовской земле, на хуторе Степном. Там в числе первых в 1930 году вступил в колхоз.

В канун войны колхоз "Стахановец" в Степном был лучшим хозяйством в районе. Добросовестно трудилась в колхозе и большая семья Ф. П. Головатого - жена, 2 сына, 4 дочери, 3 зятя. Было у Ферапонта Петровича и его жены Марии Тарасовны 10 внуков, младшему, 2 года, старшему - 9...

Когда грянула война, оба сына Головатого - Степан и Николай и три зятя - Сергей Шашлов, Антон Бочаров, Александр Горин, как и многие односельчане, ушли на фронт, многие из них полегли в боях с врагом, в их числе и Степан Ферапонтович Головатый. Старики, женщины да дети взяли на свои плечи всю ношу колхозных дел...

- Наша семья в годы войны, как и все колхозники, испытывала тяжести тех лет, - рассказывает дочь Ферапонта Петровича Мария. - В доме хлеб не всегда был, а порой и пополам с травяной добавкой. Старшие внуки Ферапонта Петровича ходили в школу в ношеной - переношеной одежде и обуви. Как - то сказала отцу: "Надо бы и о внуках подумать". А он в ответ: "Вот я и думаю об их будущем. Разобъём фашистов - всё тогда будет: и ботинки, и сапоги, и пальто..."

Известие о том, что Ферапонт Головатый приобрёл 2 самолёта, быстро распространилось по всей стране, узнали об этом и за пределами Советского Союза. Друзья, естественно, радовались, враги пытались выдать это событие за пропаганду. Были и такие, которые не понимали поступка советского человека.

И пошли в хутор Степной письма. Прислал Ферапонту Головатому письмо и врач - шотландец из города Эдинбурга. "Наши газеты, - писал он, - напечатали сообщение о Вашем поступке. Но я и мои знакомые не понимаем, что заставило Вас отдать свой личный капитал для помощи правительству. И скажем Вам искренне: мы не верим, что у Вас будут последователи".

Так и получилось. На строительство самолётов свои деньги внесли колхозник села Артёмовка Харьковской области Н. А. Жадан, мельник из Донецкой области Я. М. Белозуб, рабочий из Донбасса Г. А. Антолович и другие.

Шотландцу и всем, не понявшим его поступка, Ферапонт Петрович Головатый ответил уже после Победы. 3 ноября 1945 года "Известия" опубликовали его статью "Слово советского крестьянина". Процитирую статью саратовского пчеловода - она не нуждается в комментариях:

"Война показала, что не я один, а все колхозное крестьянство проявило высокое гражданское сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для рабочих шёл бесперебойно, хоть остались в деревне старики, женщины и дети. В трудную пору собрали крестьяне миллиарды рублей на самолёты и танки. Ни в одной книге прошлых веков не записало ещё такого подвига.

В 1942 году, в августе, немцы подошли к Сталинграду. Здесь, вблизи саратовских степей, решалась судьба России, судьба нашего народа. В эти - то дни и созрела у меня мысль: собрать все свои сбережения и купить самолёт для Красной Армии.

Знал я, что будет нелегко. Семья у меня большая, одних внуков десяток. Но представил я советских людей, своих любимых внуков в рабстве у немцев, и словно огонь сердце опалил: последнюю рубаху отдам, а не бывать немцам хозяевами на нашей земле, не властвовать немцам над советским народом !   Вот с какими мыслями ехал я в Саратов в декабре 1942 года.

В Саратовском обкоме партии рассказал о своём намерении. Мне сказали, что дело я задумал великое. Спросили: как такая мысль появилась ?   Я ответил: "Не только у меня, у многих есть такое желание. Нужно только начало сделать".

И верно: не успел я вернуться в район, а там уже больше миллиона рублей собрали на танки и самолёты. 100 персональных самолётов вручили фронтовикам за войну одни только саратовцы...

Писем мне за войну прислали со всех концов России столько, что наберётся целый сундук. И почти в каждом письме сообщали советские люди, что и они не стояли в стороне,ч и они помогали фронту, чем только могли.

Писали мне украинцы и белорусы, казахи и грузины, башкиры и татары, армяне и карелы - люди разных национальностей, но одного, советского закала. Кто из аула горного слал весть, кто из степного кочевья или казачьей станицы, а говорили одно: не один самолёт - сотни, тысячи самолётов, танков, пушек приобретут советские люди на свои трудовые сбережения для Красной Армии.

Получал я эти письма, читал их и сердцем радовался: дружна семья народов нашего Отечества, не рассорить нас немцам.

Как - то из газет узнали односельчане, что крестьянин из Грузии Оганян Гурген внёс в Фонд обороны полмиллиона рублей. Спросил меня кто - то:

- Не завидуешь, Ферапонт Петрович ?

- Пусть другие народы и государства, - ответил я, - дивятся и завидуют, как советский человек служит Отечеству. А нам радоваться нужно нашему товариществу, нашему святому братству !..

И когда злобный враг - немецкие фашисты - попытался расколоть дружбу советских народов, он встретил с их стороны такой единодушный отпор, который будет всегда стоять перед глазами наших врагов.

Из колхоза имени Шевченко Печенежского района Харьковской области получил я летом 1944 года письмо от колхозника Николая Артемьевича Жадана. Он сообщал мне: "Я лично 24 июня имел счастье вручить в обстановке фронта боевой самолёт Ил-2  ( штурмовик )  Герою Советского Союза, четырежды орденоносцу Гвардии капитану 3. И. Макарову. И вот, когда я увидел на бортах надписи с моим именем "От колхозника Харьковской области Николая Артемьевича Жадана", то я был так рад, как никогда за 50 лет своей жизни".

Для советского крестьянина послужить Родине - великое счастье. Это доказано делами. Вместе с рабочим классом надёжно подпирали советские крестьяне доблестную нашу Красную Армию и поднимали её боевой дух и доблесть. Услышали бойцы на фронте, что Головатый и тысячи других граждан России самолёты и танки для армии покупают, и словно вдесятеро сильнее стали. За время войны я получил тысячи писем от фронтовиков, и во всех этих письмах они рассказывают, как ободрила их всенародная помощь...

Б.Ерёмин и Ф. Головатый
Б. Ерёмин и Ф. Головатый у самолёта Як-3

Мой воздушный крестник - водитель обоих моих самолётов - замечательный лётчик Ерёмин сообщил мне, что на этих самолётах сбил 15 немецких машин. На втором самолёте он поднялся в Саратове, а опустился после победы в самом Берлине. В немецкой столице отпраздновал Ерёмин со своими товарищами День Победы и, как он пишет, провозгласил тост и за меня - русского крестьянина, поддержавшего Красную Армию в тяжёлой борьбе с врагом.

Я - старый солдат, 7 лет служил в царской армии и видел, какая пропасть отделяла армию от народа. Только Красная Армия - единственная армия в мире - пользуется безграничной всенародной поддержкой. И поэтому Красная Армия победила.

В Москве я ещё до войны обращал внимание на памятник Минину и Пожарскому. Великий нижегородский гражданин Кузьма Минин много сделал для спасения Родины. Советская власть воспитала тысячи и десятки тысяч Мининых... Советские крестьяне отстаивали в Отечественной войне самое дорогое - землю, колхозы, свободу, честь и независимость Отечества..."

В мирное время второй самолёт Ф. П. Головатого длительное время экспонировался на площадке Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе в Москве. Затем был продан в США, где выставлялся в одном из авиационных музеев. Дальнейшая его судьба неизвестна. В настоящее время первый самолёт Ф. П. Головатого - истребитель Як-1Б - является экспонатом Саратовского областного музея краеведения. С 1991 года он находится в экспозиции Саратовского государственного музея боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе.

После войны Ф. П. Головатый и Б. Н. Ерёмин не раз встречались. Ферапонт Петрович был избран председателем колхоза "Стахановец", депутатом Верховного Совета СССР, состоял членом Совета по делам колхозов. В 1947 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Умер он в 1956 году.

Борис Николаевич Ерёмин стал Генералом, Героем Советского Союза. Прославленный лётчик многое сделал для воспитания молодого поколения советских авиаторов. Он несколько лет возглавлял Качинское авиационное училище, питомцем которого был и сам в предвоенные годы.

*     *     *

Лётчик М. С. Погорелов бил врага тоже на самолёте саратовцев. У него и после войны оставался памятный документ, который ветеран войны хранил как дорогую реликвию. Она - память о боевой юности, о людях, которые в трудную пору для Родины жертвовали всем, чтобы помочь фронту. Вот содержание этого удостоверения:

"Выдано настоящее коллективом Саратовских рудников лётчику Михаилу Савельевичу Погорелову в том, что самолёт "Красный химик", приобретённый на средства рабочих, ИТР и служащих, передаётся ему в подарок для разгрома немецко - фашистской армии".

- Документ этот был вручён мне неожиданно, - вспоминает Михаил Савельевич. - После трёхмесячного лечения в госпитале я снова собирался на фронт. Раны зарубцевались, злости к фашистам прибавилось. И тут в клубе госпиталя мне сообщают приятную новость о самолёте - подарке от рабочих Саратовских рудников. Сами понимаете, какие радостные чувства охватили меня в ту минуту. На новом "Яке" из Саратова я улетел на фронт.

Это было время, когда в войне произошёл коренной перелом. Советские воины наступали, очищая землю от фашистских оккупантов.

Михаил Погорелов, участник боёв под Москвой и Сталинградом, опытный и закалённый в боях ас, сразу же окунулся во фронтовые будни. Он сопровождал наши штурмовики и бомбардировщики, вёл свободную охоту, поддерживал наступление войск с воздуха.

- Ко всем боевым делам, - говорит Михаил Савельевич, - прибавилась ещё одна забота - докладывать хозяевам самолёта о своих боевых делах. После каждой победы, одержанной мною в воздухе, в Саратов шло письмо. Но это была приятная "дополнительная работа".


Погорелов Михаил Савельевич

М.С.Погорелов

Родился 8.11.1921 года в селе Курганка, ныне Широковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. Работал счетоводом на заводе в городе Кривой Рог. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Январю 1945 года командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка   ( 185-я истребительная авиационная дивизия, 14-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт )  капитан М. С. Погорелов совершил 218 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 18   ( один тараном )  и в составе группы 5 самолётов противника. 18.08.1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1975 года полковник М. С. Погорелов - в запасе. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени   ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( трижды ); медалями. Жил в городе Ростов - на - Дону. Почётный г ражданин города. Умер 13.03.1981 года.


А побед у Погорелова было много. На его боевом пути был такой случай. Как - то в районе Великих Лук пара наших истребителей возвращались с боевого задания на свой аэродром. На одном летел лётчик Шанаев, на другом - Погорелов. День был ясный, солнечный. Вдруг они увидели двух "Мессеров". Решение пришло мгновенно - атаковать. Зайдя со стороны солнца, "Яки" внезапно обрушились на врага. Шанаев с первой же атаки сбил фашиста. Погорелов подбил второй самолёт. Когда приготовился повторить атаку, увидел: "Мессер" стремительно пошёл на посадку. Он сел на лёд озера между Великими Луками и Невелем. Немецкий пилот выскочил из самолёта и пустился к лесу.

Погорелов приказал напарнику лететь на аэродром и прислать По-2 за фашистом, а сам, посадив свой самолёт рядом с подбитым, начал преследовать врага. Тут выяснилось, что вражеского лётчика "атакуют" безоружные деревенские мальчишки. Погорелов подоспел вовремя. Немец поднял руки вверх. На По-2 пленный был доставлен в штаб, где дал ценные сведения.

День Победы Герой Советского Союза М. С. Погорелов встретил в небе Германии. На его счету было записано 29 вражеских самолётов сбитых лично и 5 - в группе с товарищами  [ Примечание: указывая на 29 личных побед Михаила Погорелова, скорее всего, И. И. Рощин ошибается. Другие источники указывают на 29 побед всего, то есть - 24 сбитых лично и 5 в группе ].

*     *     *

При том резонансе, который получил почин Ф. П. Головатого, не приходится удивляться, что особенно активными последователями пчеловода из Новопокровского района стали соседние районы и сёла, все колхозы области.

В селе Дмитриевка Новоузенского района Саратовской области о поступке Головатого как вспоминают старожилы, узнали тогда, когда Ферапонт Петрович выбирал самолёт на авиационном заводе. Быстрая молва принесла эту весть в колхоза им. Ворошилова, и дмитриевцы спешно coшлись на собрание. Председатель колхоза, Михаил Илларионович Китаев, возглавлял правление с 1942 года, не жалея сил, чтобы была Дмитриевка в числе лучших, справлялась со всем, что поручалось колхозу по нелегким военным меркам. К 25 Августа 1942 года колхоз выполнил план сдачи зерна в Фонд Красной Армии: красные обозы доставили на ссыпной пункт 500 центнеров зерна. Кроме того, было 20 центнеров картофеля, 50 овец, 4 головы крупного рогатого скота.

И хотя относительно благополучны были дела и осенью 1942 года в Дмитриевском колхозе, на душе у людей было очень тяжело: фронт приблизился настолько, что огневые его раскаты доносились и в заволжскую степь, немало дмитриевцев отправились на рытье окопов. В конце того трудного года узнали в Дмитриевке о Ферапонте Головатом. Одной из первых на собрании колхозников взяла слово трактористка, к тому времени уже бригадир тракторной бригады, Мария Дубовенкова, дочь солдата и сестра солдата. Выложила Мария Даниловна из платка на стол деньги:

- Здесь 50 тысяч рублей. Всё, что накопили семьей. Проживём как - нибудь, а там победа не за горами.

Вклад Михаила Илларионовича Китаева - 130 тысяч рублей. Мария Савельевна Арлашкина, мать большого семейства тоже внесла 50 тысяч. Отдавая свой сверток, промолвила тихо:

- Что есть, то и отдаю не жалеючи.

18 февраля 1943 года из Дмитриевки в Москву, в Государственный Комитет Обороны, была отправлена телеграмма следующего содержания:

"Колхозники и колхозницы колхоза им. Ворошилова Новоузенского района Саратовской области, воодушевлённые успехами Красной Армии... и горя желанием помочь фронту, полностью рассчитались с государством по всем видам поставок. Сдали в счёт 1943 года 7800 пудов хлеба и 840 пудов мяса.

Колхозники и колхозницы собрали из личных сбережений на постройку боевых самолётов 317 000 рублей и на танковую колонну - 700 000 рублей, а всего 1017 тысяч рублей.

Председатель колхоза Китаев. Секретарь парторганизации Дмитров. Председатель сельсовета Бухтияров".

За первым самолётом М. И. Китаев поехал на саратовский авиационный завод через несколько дней. Прямо с заводского аэродрома взлетел в сторону Сталинграда истребитель с надписью: "Дмитриевка - своим сыновьям". Второй самолёт дмитриевцев был также передан лётчику, воевавшему в Сталинграде.

А потом Китаев отправился в Челябинск, в знаменитый Танкоград, чтобы передать воинам танки, купленные на средства дмитриевских колхозников. И ушли в воинском эшелоне на фронт 16 танков Т-34 со словами на борту: "Дмитриевка - фронту".

*     *     *

Не мог шотландец, пославший письмо саратовскому пчеловоду, уяснить себе ни смысла поступка Ферапонта Головатого и его последователей, ни того, какой размах получит его инициатива во всей нашей многонациональной стране. Одно из множества убедительных доказательств того, как восприняли поступок Головатого в далёком Узбекистане, - документ, который хранится в доме бывшего председателя колхоза "Северный маяк" Ташкентской области С. Г. Цоя. Это квитанция № 1131901 Узбекской конторы Госбанка СССР, подтверждающая, что 16 Января 1943 года от гражданина Цоя принят миллион рублей на постройку самолёта.

Сергей Григорьевич решил последовать примеру Головатого сразу же, как только узнал о взносе пчеловода из саратовского колхоза на строительство самолёта.

- Мы, жители Узбекистана, не беднее других, - сказал тогда Сергей Григорьевич Цой на митинге. - Мы последуем примеру Ферапонта Головатого и отдадим свои трудовые деньги в фонд обороны Родины.

16 января 1943 года Сергей Григорьевич прибыл в обком партии и заявил, указывая на два объёмистых чемодана:

- Здесь мои трудовые сбережения. Здесь то, что дала мне богатая колхозная жизнь. Сейчас Родине эти деньги нужнее, чем мне. Прошу передать их на постройку боевого самолёта.

Секретарь обкома поблагодарил колхозного председателя и вызвал представителей Госбанка. Деньги пересчитали и Сергею Григорьевичу выдали соответствующую квитанцию, в том что от гражданина Цоя контора Госбанка приняла 1 млн. рублей на постройку самолёта.

Колхозники сельхозартели последовали примеру своего председателя. Каждый из них внёс в фонд от 50 до 200 тысяч рублей.

Через несколько дней С. Г. Цоя пригласили на аэродром. В торжественной обстановке ему вручили символический ключ зажигания самолёта - бомбардировщика, приобретённого на его миллион.

Квитанция, выданная Госбанком С.Г.Цою.
Квитанция, выданная
Госбанком С. Г. Цою.

Торжественно передали экипажу майора Ильина самолёт - бомбардировщик с написанными мелом словами на борту: "Смерть фашизму !". Благодарные лётчики пролетели с колхозниками над полями "Северного маяка".

После окончания войны в село приезжал бортмеханик построенного на деньги Цоя самолёта, рассказал, как воевал экипаж, как потерял в воздушном бою радиста, как совершил 9 мая 1945 года последний боевой вылет. Остались живы остальные члены экипажа, уцелел и бомбардировщик - его передали одному из авиационных училищ.

А Сергей Григорьевич Цой 25 лет бессменно возглавлял колхоз "Северный маяк". В суровые годы войны председатель не знал ни сна, ни отдыха. Родина высоко оценила его вклад в развитие колхозного производства и в общенародное дело - помощь фронту. Он награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почёта" и тремя медалями.

Не только узбекские колхозники сразу же отозвались на доброе дело Ф. П. Головатого. Назову имена хотя бы нескольких представителей народов нашей страны, отдавших свои сбережения на поддержку Красной Армии. Это башкиры Хабирзян Богданов и Нурмухамет Мирасов, внесшие 200 тысяч рублей; азербайджанец Сулейманов Амира Кари - оглы - 250 тысяч рублей; казах Букенбаев Оразбай - 300 тысяч рублей; киргиз Юлдаш Татабаев - 150 тысяч рублей; армянин Н. А. Акопян - 106,5 тысячи рублей; грузин Г. А. Башурали - 150 тысяч рублей; таджик Юлдаш Саибназаров - 130 тысяч рублей; узбек Турган Ташматов - 160 тысяч рублей; бурят Буянтуев - 130 тысяч рублей... Список патриотов можно было бы продолжать долго.

*     *     *

Приведу ещё один рассказ о другом саратовском пчеловоде - о пасечнице Анне Селивановой, о которой, к сожалению, удалось найти мало сведений.

В первые дни войны Анна Сергеевна Селиванова, жительница Куриловского района Саратовской области, проводила на фронт мужа Андрея Романовича, а сама осталась с 4-мя ребятишками. Задумалась: "Как будем жить без отца ?"

Думала, и впрямь худо будет. Однако недосуг кручиниться. Вытерла кончиками платка красные от бессонницы и слез глаза, зашагала в правление колхоза имени VII съезда Советов.

- Ставь, председатель, на работу.

- Твой муж, Анна, - сказал председатель, - пасечником у нас был, вот и ты принимай пасеку.

Не стала возражать Селиванова, знала, как нужен мёд людям. Анна лелеяла пчёл, как собственных детей. Бывало, чуть свет - уже на пасеке. Осмотрит улья, приглядится, как идёт пчела на медосбор. Это очень важно, чтобы вовремя принять решение: не стоит ли переменить место, выбрать, где побольше цветов.

Уже в первый год собрала она по 53 кг мёда с каждого улья. За этот трудовой успех правление колхоза премировало её 20-ю пудами мёда. По тогдашним ценам - целое состояние. Можно было купить необходимое себе и детишкам. Но отложила покупки и 100 тысяч рублей внесла на постройку боевого самолёта - истребителя.

Вскоре приехал на короткую побывку муж Андрей Романович  ( он служил в авиационной части ), рассказал о боевых делах, о том, как саратовцы дерутся на фронтах, насмерть стоят. Слушала его жена с большим вниманием, затем сказала:

- Что же, отец, видно, и мне надо не отставать от земляков.

Продана корова, остатки мёда, и деньги вновь переданы в распоряжение государства. Это был второй истребитель Анны Селивановой. Его доставили в ту часть, где служил её муж, и вручили лётчику Василию Александровичу Чебачкову. Сражаясь на этом истребителе, майор В. А. Чебачков сбил 7 фашистских самолётов, доложил об этом Анне Сергеевне. Обрадованная успехом лётчика, саратовская колхозница в 1944 году снова внесла в Госбанк деньги для постройки третьего истребителя.

В Саратовском краеведческом музее хранится письмо, которое получила Селиванова от лётчиков в ту военную пору. Вот строки из него:

"Дорогая Анна Сергеевна !

Мы, бойцы, командиры Красной Армии, узнали от Вашего мужа Селиванова Андрея Романовича, что Вы на свои трудовые сбережения купили для нашей героической Красной Армии боевой самолёт.

Мы гордимся, Анна Сергеевна, вами, что вы вместе со всеми трудящимися нашей великой Родины, как подлинная патриотка, воспитанница партии Ленина, своим подарком усиливаете мощь нашей доблестной Красной Армии. Ваш благородный поступок ещё больше воодушевляет нас на борьбу с гитлеровскими захватчиками.

Заверяем вас, Анна Сергеевна и колхозников вашей артели, что то доверие, которое оказано нам, мы оправдаем с честью. Ещё раз шлём вам свой боевой привет и благодарность Красной Армии.

По поручению митинга Н-ской части - майор Шленский, майор Пряхин, старший лейтенант Пресняков, старший лейтенант Умахов, капитан Шумилов, старший лейтенант Рогачев, механик Кордюков".

Радуясь успеху советских воинов, саратовская колхозница в 1944 году снова внесла в Госбанк деньги для постройки истребителя.

А.С.Суравешкин.
А. С. Суравешкин.

Третий истребитель Анны Селивановой получил лётчик 431-го ИАП Алексей Семёнович Суравешкин. Это был Як-3 с такой надписью на фюзеляже: "Лётчикам - истребителям от колхозницы колхоза "им. 7-го съезда Советов" Куриловского района Саратовской области Селивановой А. С. 3-й самолёт".

Значительная часть лётчиков 431-го истребительного авиаполка, которым командовал майор Андрей Андреевич Кукушкин, состояла из выпускников Борисоглебского авиационного училища.

Боевой путь полка прошёл через Подмосковье и Сталинград. Традиции создавались в жестоких схватках с отборными фашистскими асами. Ветераном полка считался капитан Николай Баранов. Он воевал уже долгое время, не раз отличался в боях и приобрёл очень богатый боевой опыт.

Под стать ему были капитан Алексей Суравешкин и старший лейтенант Василий Савоськин. Поразительной была сила воздействия их примера на молодых лётчиков, которые проходили в полку нелёгкую школу - ввод в строй. Без этой школы никто не мог рассчитывать пойти в боевой вылет, даже те лётчики, которые отлично закончили лётное училище.

Именной 'Як' Суравешкина.

Самолёт Як-3 переданный А.С.Суравешкину.

Конечно, и до прихода в полк сержанты - пилоты назубок знали требования приказов и директив командования ВВС Красной Армии о том, что истребителю без освоения вертикального маневра не ступить и шагу, что высота - это главное, а потеря её в бою чревата гибельными последствиями. Знали, как ценится умение атаковать на встречных курсах, вести прицельный огонь из отлаженного и пристрелянного оружия, как важны внезапность удара и осмотрительность, взаимодействие и взаимопомощь друг другу. Это были знакомые и не раз повторённые аксиомы. Но, к сожалению, молодёжь не имела опыта боевого применения.

В.М.Савоськин.
В. М. Савоськин.

- Вылетишь с комэском Суравешкиным в учебный воздушный бой, - рассказывали сержанты, - машины одинаковые, те же "Яки". Но твоя всё внизу да внизу, а его - сверху. На встречных курсах не сойдёшься, если командир этого сам не захочет. Такие фигуры разрисует, что завидно глядеть. Виртуоз, и только !

Очень хотелось этим сержантам летать так, как полковые "художники" своего дела.

- Не падать духом, ребята. Скоро сами станете мастерами, - слышали новички от них.

Часы, проведённые в воздухе с такими наставниками, как Суравешкин и Савоськин не пропадали даром. В полку говорили: "Какой бы лётчик ни попал в их руки, обязательно становится хорошим. Куда только девается слабина". Под слабиной подразумевали не только робость, но и самонадеянность.

На именном самолёте А. С. Суравешкин сделал 150 боевых вылетов: сопровождал бомбардировщики, ходил на штурмовку, участвовал в воздушных боях. К концу войны на его счету числилось 16 воздушных побед  ( 10 самолётов сбил лично и 6 - в составе группы ), а его боевого друга - Василия Михайловича Савоськина - 6  ( 5 лично и 1 в группе ).

Не раз, восхищаясь прекрасными качествами Як-3, Алексей Семёнович, вспоминал добрым словом Анну Сергеевну. Хотел увидеть эту женщину, от всей души поблагодарить за чудесный подарок. Но увидеться в то время так и не пришлось.

Однако встреча лётчика и колхозницы всё же состоялась - спустя четверть века после победы над фашистской Германией: курсанты авиационного училища, в котором преподавал лётное дело подполковник А. С. Суравешкин, разыскали Анну Сергеевну Селиванову и пригласили её в училище.

И вот желанная гостья переступила порог гарнизонного клуба. Безмерно было смущение невысокой, с милым русским лицом женщины, когда зал, казалось, раскололся от аплодисментов. Колхозница вспомнила военные годы.

Выступил на встрече и А. С. Суравешкин.

- Для нас в то время не существовало понятия "отдых", - говорил офицер. - Закончив один вылет, мы отправлялись в другой. И мы знали, что в тылу тоже нет ни сна, ни передышки. Общими усилиями фронта и тыла мы одержали великую победу...

Линия

( История некоторых именных самолётов )
Вперёд
 

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:

смеситель для душа встроенный оптом


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz