История некоторых именных самолётов. Часть 2 - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

История некоторых именных самолётов
( продолжение - часть 2 )

Как уже было сказано выше, именных самолётов, предназначенных конкретному лётчику, труженики Саратовщины приобрели более 100. Один из них - Иван Дмитриевич Фролов, решивший подарить самолёт лётчику - истребителю Алексею Катричу.


Катрич А.Н.

Катрич Алексей Николаевич

Родился 25.10.1917 года. Лётчик - истребитель, заслуженный военный лётчик СССР ( 1965 год ), Герой Советского Союза ( 1941 год ), Генерал - Полковник авиации. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 27-го ИАП ПВО.

11 Августа 1941 года на подступах к Москве, израсходовав в бою все боеприпасы, на высоте 9000 метров таранил самолёт - разведчик Do-217. 12 Сентября совершил второй таран.

Всего за годы войны совершил более 250 боевых вылетов, сбил 14 самолётов противника.

После войны занимал ответственные посты в ВВС, был Первым заместителем министра Гражданской авиации.



Заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го авиационного корпуса ПВО Алексей Катрич был особенно популярен в частях противовоздушной обороны Москвы. Ещё в первые месяцы войны лётчик проявил подлинное мастерство таранного удара.

11 Августа 1941 года во время одного из вылетов Катрич от Калинина до Старицы преследовал вражеский самолёт - разведчик Do-215, а когда в пулемётных лентах не осталось ни одного патрона, пошёл на таран. Зайдя в хвост вражескому самолёту, винтом отрубил ему рули хвостового оперения. Фашистская машина врезалась в землю, а Катрич благополучно посадил свой истребитель. Это был первый в истории авиации таран, происшедший на высоте около 8000 метров.

Вряд ли случайным был тот подвиг в Августовском подмосковном небе. 24-летний Лейтенант А. Н. Катрич, сын украинского крестьянина, имевший неплохую общеобразовательную подготовку, ещё в 1938 году закончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Будучи заместителем командира, молодой лётчик в полной мере осознавал ответственность и за своё боевое мастерство, и за успехи подчинённых. Отважный поступок замкомэска по достоинству оценила Родина: 28 Октября 1941 года А. Н. Катричу было присвоено звание Героя Советского Союза.

О победах лётчика - истребителя Алексея Катрича председатель колхоза "Чапаевец" Саратовской области Иван Дмитриевич Фролов узнал из газет. Собрав деньги на боевой самолёт, он попросил вручить свой истребитель Алексею Катричу, уже Капитану.

"Я горжусь тем, - писал колхозник, - что моим самолётом управляете Вы, Герой Советского Союза... Самолёт - мой подарок фронту. Пусть сотни фашистов найдут могилу от Ваших ударов. Я уверен, что на этой машине Вы собьёте не одного врага. За каждую победу шлю Вам сердечное спасибо".

Растрогало письмо лётчика. Он показал его друзьям. Все с интересом читали наказ колхозника. Вечером Алексей Николаевич ответил Фролову:

"Самолёт Ваш прекрасный... Я от имени всего личного состава нашего подразделения, которому было зачитано Ваше письмо, даю Гвардейское слово - без устали бить врага, беспрестанно увеличивать счёт сбитых фашистских самолётов".

Сдержал своё слово Герой: уничтожил 5 самолётов лично и 9 - в группе. Заслуженный военный лётчик СССР Генерал - Полковник авиации А. Н. Катрич за свою службу во время войны и в послевоенные годы удостоен многих почётных наград. И сейчас, спустя много лет, хранит ветеран добрую память о благородстве и бескорыстии колхозного председателя Ивана Дмитриевича Фролова. Ныне он персональный пенсионер, активно участвует в общественной жизни.

*     *     *

Рассказ о том, как воевали советские лётчики на самолётах, подаренных саратовскими колхозниками, продолжим свидетельством дважды Героя Советского Союза А. К. Рязанова.

Его воспоминания связаны с крупнейшими воздушными сражениями, развернувшимися во второй половине Апреля 1943 года. В них участвовала авиация Северо - Кавказского фронта, усиленная тремя авиационными корпусами резерва ВГК и частью сил авиации Черноморского флота. Более 900 самолётов наших ВВС действовали в тех воздушных сражениях над Кубанью. Ожесточённые воздушные бои длились непрерывно долгими часами.

Над Кубанью противник потерял свыше 1100 самолётов, более 800 из них были сбиты в воздушных боях. Привожу эти подробности из истории Великой Отечественной войны потому, что в той схватке в кубанском небе многие советские лётчики били врага на самолётах саратовцев.

Вот одно из сообщений газеты "Красная звезда" от 9 Мая 1943 года:

"Некоторое время тому назад в Н-скую авиачасть, действующую на Кубани, прибыла партия самолётов, построенных на средства саратовских колхозников... Истребители были вручены лучшим лётчикам части. Вскоре состоялся первый боевой вылет этих машин...

Капитан Молчанов в паре с сержантом Михалевым патрулировали над нашими войсками. Они встретили два Me-109. Один из немцев попытался зайти в хвост самолёту Молчанова. Сержант Михалёв своевременно разгадал маневр врага и атаковал его. Немецкий пилот увернулся и оказался ниже машины Молчанова. Капитан погнался за ним и сбил его. В это время Михалёв вёл бой на виражах со вторым Ме-109. Третьей атакой он поджёг гитлеровскую машину.

Всего в этот день лётчики - истребители Н-ской части сбили 5 самолётов противника. Вечером командир части написал саратовским колхозникам письмо о первом боевом дне".

В небе Кубани весной 1943 года на истребителе, фюзеляж которого украшала надпись "Саратовский кооператор", сражался и командир эскадрильи Алексей Рязанов. Ему достался подарок работников потребкооперации - приобретённый на их трудовые рубли новенький Як-1.

Имя лётчика Алексея Константиновича Рязанова было в то время уже широко известно. Первую свою победу молодой пилот одержал в первый день войны - 22 Июня 1941 года. Вражеский самолёт "Хеншель-126" держал тогда курс на столицу Украины, но ещё далеко до цели был атакован Алексеем Рязановым и сбит. А через несколько дней Рязанову удалось сбить другого фашиста - на сей раз это был тяжёлый бомбардировщик "Хейнкель-111".

За годы Великой Отечественной войны А. К. Рязанов совершил более 500 боевых вылетов, провёл 97 воздушных боёв, лично сбил 31 вражеский самолёт и 16 в группе.

Однажды в Саратове гостил дважды Герой Советского Союза Генерал - Майор авиации Алексей Константинович Рязанов. Его тепло принимали работники кооперации. Лётчик выступил на торжественном собрании актива и работников облпотребсоюза. Он поделился воспоминаниями о боевых схватках с врагом в годы войны. В течение 3-х дней Генерал побывал на многих предприятиях и в торговых центрах потребсоюза. Особенно желанным гостем герой был у ветеранов - кооператоров. И это не случайно. Дружба лётчика с саратовскими кооператорами возникла в суровые годы Великой Отечественной войны.

- Дружба наша, рождённая в годы войны, - вспоминает Алексей Константинович, - продолжается и сейчас. Мы переписываемся. Бывший председатель правления райпотребсоюза Алексей Семёнович Норовков всякий раз, когда приезжает в Москву, останавливается у меня. Он стал для меня родным человеком. И всякий раз Алексей Семёнович  ( он сейчас директор областной конторы Рослесстройторга ) приглашает в гости к работникам торговли Саратовщины".

А началось всё так. Во время Сталинградской битвы работники потребительской кооперации передавали Красной Армии второй самолёт, построенный на собранные ими деньги. Назвали боевую машину "Саратовский кооператор". Самолёт был вручён Капитану А. Рязанову.

...Мы беседуем с Генерал - Майором авиации в отставке Алексеем Константиновичем Рязановым у него дома.


Рязанов Алексей Константинович

Рязанов А.К.

Родился 27.02.1920 года. С 1939 года в Красной Армии. Весной 1941 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Прошёл длинный путь от рядового лётчика до заместителя командира полка.

К Маю 1943 года командир эскадрильи 4-го ИАП Майор А. К. Рязанов совершил 300 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил лично 16 самолётов противника и 16 в составе группы. 24.08.1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К Февралю 1945 года, заместитель командира того же полка Майор А. К. Рязанов совершил 509 боевых вылетов, провёл 97 воздушных боёв, в которых сбил 31 вражеский самолёт лично и ещё 16 - в группе с товарищами. Трижды был ранен. 18.08.1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. Награждён многими орденами и медалями. Умер 1.08.1992 года.


- До мельчайших подробностей помню я митинг, на котором саратовские кооператоры передавали мне построенный на их средства самолёт, - вспоминает Генерал те волнующие события. - Отвечая на их напутственные слова, я поклялся тогда бить фашистских стервятников с ещё большей силой. И когда я вступал в воздушный бой с 8-ю вражескими истребителями и одержал победу, - я дрался не один: рядом со мной были сердца тех, кто подарил самолёт. Я словно слышал их голоса: "Бей врага насмерть, уничтожай проклятых захватчиков".

Интересно отметить, что свидетелями этого боя были и делегаты саратовских кооператоров, приезжавшие тогда в лётную часть.

- Передайте товарищам из райпотребсоюза, - говорил лётчик гостям, - что их самолёт был мне верным боевым другом.

В небе Кубани Капитан А. К. Рязанов одержал не одну победу над вражескими стервятниками.

- Памятны многие бои, но особенно два из них, - рассказывает Алексей Константинович. - Дело было в небе над станицей Абинской. Наша четвёрка Як-1 схватилась с четырьмя Ме-109. Мы навязали врагу свою тактику боя и этим обеспечили успех. Три вражеских истребителя подбили мы над районом боя, а потом догнали и четвёртого. На следующий день я повёл на боевое задание шестёрку "Яков". В коротком бою сбили 4 "Мессера", за пятым погнался я в сторону Анапы. И тут попал в трудную ситуацию: 6 вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей шли в нашу сторону. Уйти от преследования не было возможности. Тогда я бросился на головной бомбардировщик и сбил его.

Отбиваясь от вражеских атак, мой "ястребок" крутился в огненной карусели, приближаясь к линии фронта. Тут мне удалось сбить ещё один вражеский самолёт. Но и мой "Як" был подбит. К счастью, произошло это уже над нашей территорией, и я выбросился на парашюте - так я расстался со своим "боевым конём"...

Всего 7 фашистов сбил я на первом самолёте - подарке. Семь к одному - счёт вполне приемлемый, и всё же мне жаль эту прекрасную машину. Что ж, на войне всякое бывает, враг ведь тоже стреляет...

Из моих однополчан на самолётах саратовцев воевали многие. В частности, на таком же самолёте с надписью "Саратовский кооператор" летал Илья Васильевич Шмелёв, сбивший к концу войны 29 самолётов лично и 16 в группе. Бил фашистов на саратовской машине и мой подчинённый Иван Никифорович Степаненко, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза. Он уничтожил 33 вражеских самолёта лично и 8 в группе. А мне саратовские кооператоры вручили второй самолёт - подарок в конце 1943 года. На новой машине, уже на 2-м Прибалтийском фронте, мне удалось сбить ещё 8 вражеских самолётов. С той военной поры крепко подружился я с саратовскими кооператорами, продолжается наша дружба и по сей день. Много раз бывал я в Саратове, часто и саратовцы гостят в нашем доме.

И не только дважды Герой Советского Союза А. К. Рязанов считает саратовцев своими земляками. Экипажи всех 100 именных самолётов кровно породнились в годы Великой Отечественной войны с "хозяевами" своих боевых машин. У всех них - частица души и сердца отдана бескорыстным труженикам земли саратовской, внесших свой вклад в победу над врагом.

*     *     *

В Марте 1942 года начался сбор средств на строительство самолётов в Пензенской области. Руководители области обратились на завод с просьбой построить самолёты. С большим производственным подъёмом строили эти самолёты. Рабочие по нескольку суток не выходили из цехов, и 8 боевых "Яков", которым были даны названия "Владимир Ленин", "Иосиф Сталин", "Михаил Калинин", "Вячеслав Молотов", "Андрей Андреев", "Александр Суворов", "Михаил Кутузов", "Александр Невский", были изготовлены и переданы делегации области. Эта делегация вылетела на Сталинградский фронт и вручила самолёты 867-му истребительному авиационному полку.

*     *     *

В годы войны труженики тыла отдавали свои сбережения не только на отдельные самолёты, но и на звенья, и даже эскадрильи самолётов. Почин саратовцев, которые собрали в Декабре 1942 года 35,5 млн. рублей на постройку авиационной эскадрильи в помощь Сталинградскому фронту, нашёл широкую поддержку в городах и селах страны. В течение лишь 1943 года советские лётчики получили 1360 истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, построенных на средства советских людей.

Вручение именных Ил-4

Несколько дальних бомбардировщиков, на бортах которых были сделаны надписи: "Платоновский колхозник" и "Платоновский комсомолец", получил 749-й авиационный полк. Это - дар тружеников Платоновского района Тамбовской области. На самолётах летали Герои Советского Союза Н. Ф. Гетьман, В. Т. Митрошин, А. И. Репин, Б. П. Чистов, В. А. Каширкин и другие. Дальние бомбардировщики выполняли трудные боевые задачи. Они бомбили вражеские военные объекты в Кёнигсберге, Данциге, Будапеште, Берлине.

Ил-4 'Платоновский колхозник'
Ил-4 'Платоновский комсомол'

Ил-4 'Платоновский комсомол'

В составе экипажа А. И. Репина на бомбёжку Берлина летал стрелок - радист К. Е. Жарков. В архиве Министерства обороны сохранился документ, в котором он рассказывает об одном из таких вылетов:

"Как ты себя чувствуешь ? - спрашивал меня командир экипажа Капитан А. И. Репин. - Держись, дружок, нам надо долететь до цели.

Мне было трудно. Мы летели на большой высоте, а кислорода было мало: в пути стравились баллоны. Но я знал, что командиру было ещё труднее: ведь он вёл самолёт.

- Всё в порядке, нормально, - отвечал я командиру.

Путь наш проходил сквозь зенитный огонь и море прожекторов. Мы видели, как эффективно бомбили наши товарищи Кёнигсберг, Данциг, Штеттин. Мы тоже могли бы отбомбиться по одному из этих городов, но Александр Иванович - человек напористый. Он сказал, что мы пойдём на заданную цель.

Вот штурман Каширкин сообщил, что до Берлина осталось всего 5 минут лёту. Впереди частые вспышки разрывов, казалось, чго воздушное пространство, в котором мы находились, просвечивается яркими прожекторами. Сквозь огненный смерч мы достигли центра Берлина, с честью выполнили задание".

Много лет прошло с той поры, но ветерану войны Н. Ф. Гетьману боевые вылеты на "платоновском" самолёте особенно памятны.

- На митинге при передаче самолётов, - вспоминает Николай Феопентович, - присутствовало много женщин, детей, стариков. Ко мне подошла одна колхозница и тихо сказала:

- Берегите наш подарок. В нём - труд, бессонные ночи, материнское сердце наше. Будьте отважным в бою.

Этот наказ я пронёс через всю войну...

Именной Ил-4 'Платоновский комсомол'

*     *     *

Не остались в стороне от мощного движения в помощь фронту колхозники Московской области, многие районы которой испытали на себе последствия вражеского нашествия.

В годы Великой Отечественной войны добровольные отчисления москвичей в Фонд обороны, взносы на строительство военной техники составили, как известно, значительную сумму - 2 миллиарда 618 миллионов рублей. Буквально с первых дней войны трудящиеся столицы стали сдавать свои трудовые рубли и ценности, стремясь помочь фронту. В Июле 1941 года коллектив завода "Красный пролетарий" обратился ко всем рабочим, инженерно - техническим работникам, служащим, работникам науки и искусства СССР с предложением отчислять часть заработка в Фонд обороны страны. На взносы москвичей строились самолёты, танки, бронепоезда, "катюши", артиллерийские батареи. Особенно расширилось движение москвичей в помощь фронту в конце 1942 - начале 1943 годов. Только для авиасоединений "Москва" на Московском автозаводе было собрано 3 миллиона 100 тысяч рублей.

Ил-2 из авиасоединения 'Москва'

Штурмовик Ил-2 с надписью на борту: "Авиасоединение "Москва".

Як-9Л из состава 168-го ИАП
*     *     *

В конце Декабря 1942 года "Правда" опубликовала письмо Андрея Михайловича Сарскова из колхоза "Красный луч" Алатырского района Чувашии на имя Верховного Главнокомандующего. Колхозник писал:

"Следуя благородному почину тамбовских колхозников и колхозника Ферапонта Петровича Головатого, я, 58-летний отец двух сыновей, сражающихся на фронте против гитлеровских разбойников, вношу из личных сбережений на покупку самолёта 100 000 рублей и прошу Вас, товарищ Сталин, разрешить вручить его одному из Героев Советского Союза - нашему земляку лётчику товарищу Орлову Федоту Никитичу".

Иван Илларионович Рощин встретился с Андреем Михайловичем в 1967 году - у него дома, в чувашском селе Иваньково - Ленино. Было тогда Сарскову уже 82 года. Но выглядел браво: в армейской гимнастёрке, подпоясанной ремешком, брюках - бриджах, хромовых сапогах. Только вот фуражка не армейского образца.

- Люблю воинскую одёжку, - пояснил он. - В ней как - то и под старость удобнее себя чувствуешь, бодрее.


Орлов Федот Никитович

Ф.Н.Орлов

Родился 19.02.1913 года в деревне Малые Ямаши, ныне Ядринского района Чувашской АССР, в семье крестьянина. Окончил 8 классов и школу ФЗУ в городе Нижний Новгород. Работал на заводе жирхимтреста. С 1932 года в Красной Армии. В 1935 году окончил Ейскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Командир отряда 21-й отдельной тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильи ( Северо - Западный фронт ) Капитан Ф. Н. Орлов к концу 1941 совершил 92 боевых вылета на бомбардировку важных военгых объектов в тылу противника, его живой силы и боевой техники. 21.7.1942 года удостоен звания Героя Советского Союза. В 1943 году окончил Высшие Курсы усовершенствования офицерского состава.

В 1948 году окончил Высшие курсы слепой и ночной подготовки. С 1958 годв Полковник Ф. Н. Орлов - в запасе. Жил в городе Чебоксары Чувашской АССР, работал контрольным мастером на электроаппаратном заводе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Автор книги воспоминаний: "Огненные рейсы "Голубой двойки".


Неторопливо и немногословно рассказал Андрей Михайлович о своей жизни. Так же лаконично и записал И. И. Рощин его биографию.

Родился в семье крестьянина. До 17 лет работал в деревне. У отца была лошадь, обрабатывали небольшой надел земли. Хлеба не хватало. Зимой работали у лесопромышленников. В 18 лет ушел в город, работал грузчиком. В 1914 году призвали в солдаты. На фронте тяжело ранило и контузило. Но выдюжил солдат. В 1918-м был уже в рядах молодой Краской Армии.

После гражданской вернулся в родную деревню. В начале 1930-х стал колхозником.

- Возраст не позволил мне пойти на Отечественную войну, - подытожил Андрей Михайлович. - Сыновья Пётр и Андрей заменили. В боях с оккупантами и головы сложили. А здесь, в тылу, с женой Анной Петровной и дочерьми честно трудились, всем, чем могли, помогали фронту.

Дополнила рассказ отца Н. А. Никулина, дочь А. М. Сарскова.

- Жили мы тогда большой семьёй, все работали в колхозе, - вспоминала Нина Андреевна. - Отец был бригадиром, я тоже. Урожай собрали хороший. На трудодни получили в 1942-м по 3 кг зерна. А наша семья заработала до 2 тысяч трудодней. Когда узнали о поступке саратовского колхозника, решили поддержать его почин. Продали много хлеба. На колхозном собрании отец объявил, что вносит в помощь Красной Армии 100 тысяч рублей. На том же собрании многие сельчане вносили в Фонд обороны по 5 тысяч, по 2 - 3 тысячи рублей. Работали в войну не зная усталости, днём и ночью. Радовались, что и мы помогаем бить фашистов.

Всё просто и естественно в воспоминаниях отца и дочери. Ни слова жалобы, сожаления о трудно прожитых годах. И много спокойного достоинства - от сознания честно исполненного долга.

Просьбу колхозника из Чувашии уважили, хотя и не сразу, и вручили самолёт, построенный на средства Сарскова, лётчику - чувашу Ф. Н. Орлову. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 Июля 1942 года, в котором сообщалось о присвоении ему звания Героя Советского Союза, жители автономной республики прочли с радостью и гордостью. Узнал о подвиге земляка и Андрей Михайлович Сарсков - потому и появилось письмо Главнокомандующему.

Орлов Ф.Н.
Ф. Н. Орлов.

Удалось разыскать некоторые архивные документы, в которых упоминалось имя лётчика. Из наградного листа на Капитана Ф. Н. Орлова, командира отряда 21-й отдельной тяжёлой бомбардировочной эскадрильи, подписанного командующим ВВС Северо - Западного фронта Генерал - Лейтенантом авиации П. Ф. Куцеваловым 27 Февраля 1942 года, узнаём следующее.

Родился Федот Никитович в 1913 году, начал службу в Красной Армии в 1932-м, членом ВКП(б) стал в 1942-м. А дальше следовало обоснование к представляемой награде - званию Героя Советского Союза:

"Орлов Федот Никитич является активным участником Отечественной войны против германского фашизма с 22.06.1941 года. Тов. Орлов, выполняя боевое задание командования, успешно бомбардировал объекты скопления войск противника, за что награждён 21.12.1941 года орденом Красного Знамени.

После получения правительственной награды тов. Орлов сделал ещё 40 боевых ночных вылетов на бомбардирование железнодорожных станций: Дно, Лычково, Панфино, Чудово...

13.11.1941 года был уничтожен склад горючего противника на ст. Дно...

Бомбил скопление войск противника в районе Новгорода, Старая Русса, район Лужно, Чудово, Демянск, Великое Село. Во время бомбометания по гор. Новгороду 18.11.1941 года прямым попаданием бомбы в здание было уничтожено 138 фашистских офицеров... Отлично владея техникой пилотирования в ночных условиях, тов. Орлов задания командования выполняет честно и мужественно, не проявляя растерянности и трусости перед интенсивной защитой объектов... Умело маневрируя, точно выводит самолёт на цель.

За время Отечественной войны с 22.06.1941 года тов. Орлов сделал всего 92 ночных боевых вылета, на деле показывая свою преданность делу партии и социалистической Родине".

Было в наградном листе сказано и о том, что Капитан Ф. Н. Орлов участвовал в Советско - Финляндской войне, находился в спецкомандировке в Китае - об этом тоже небезынтересно было бы узнать. Но особенно интересен другой факт биографии лётчика: его служба в одном экипаже с легендарным Николаем Гастелло, а впоследствии - командиром корабля на его бомбардировщике - "Голубой двойке": на хвосте этого самолёта голубой краской был нарисован номерной знак "2".

В экипаж Старшего лейтенанта Н. Ф. Гастелло лётчик Федот Орлов был зачислен в Марте 1939 года, как только прибыл в часть из Ейска после окончания училища.

В середине Мая 1939-го, когда Н. Ф. Гастелло назначили заместителем командира эскадрильи, вместо него командиром отряда стал Ф. Н. Орлов. Доверие командования и любимца полка Гастелло окрылило молодого лётчика. Спустя много лет Федот Никитович с гордостью вспоминал напутствие своего командира:

"Ну, Федот, передаю тебе и отряд свой, и экипаж "Голубой двойки". От души желаю успехов, летайте отлично".

Все смотрели на меня, ждали, что я скажу в ответ. От волнения я не находил нужных слов. Всё, что я сказал, сводилось к тому, что нашему командиру Гастелло никогда не придётся за нас краснеть...

Когда командование отрядом и "Голубой двойкой" было возложено на меня, я уже имел перед собой хороший образец командирской деятельности Николая Гастелло, и это мне очень облегчало работу".

Добрыми словами вспоминает Орлов и других своих учителей - Майора Кузнецова, комиссара Петра Семёновича Чернова, рассказывал о том, как они учили его внимательному отношению к людям, быть примером для подчинённых, уметь находить подход к каждому. И это для молодого командира отряда была прекрасная и нужная школа, которая позволяла ему успешно возглавлять многонациональный отряд - в нём были представители более 20 народов нашей страны. Только в комсомольском экипаже командира отряда, чуваша, служил грузин Джапаридзе - правый лётчик, штурман Качусов - русский, радист Бутенко - украинец, механик Резван - белорус, стрелок Бухтияров - мордвин. А когда Джапаридзе перевели в другой экипаж, правым лётчиком был назначен мариец Филипп Зубанов.

"Экипаж "Голубой двойки", - вспоминает Ф. Н. Орлов, - как и весь наш отряд, был интернациональным, весьма слаженным и дружным".

Федот Орлов оказался достойным своих учителей. С первых дней боёв он бомбил вражеские объекты. Его экипаж только в одном из полётов уничтожил и повредил на аэродроме около 25 вражеских самолётов.

Однажды партизанская разведка донесла: во Дворце культуры в Новгороде фашистские офицеры собираются устроить рождественский банкет.

- Вам, Федот Никитович, сегодня ночью надлежит "обслужить" веселящихся гитлеровцев - сказал лётчику командир эскадрильи.

- Считаю своим долгом вежливости, - полушутя ответил Орлов. - "Угощение" будет что надо.

И вот самолёт Орлова в ночном небе Новгорода. Вражеские зенитки и прожектора пытаются преградить ему путь. Но лётчик умело находит цель. Бомбы летят на здание Дворца культуры. Более 130 гитлеровцев в ту ночь так и не отпраздновали рождество. А экипаж Орлова благополучно вернулся на свой аэродром.

Мужественному лётчику в Июле 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Эту весть с радостью встретили в родной Чувашии. Узнал о ней и Андрей Михайлович Сарсков. Он внёс в Госбанк 100 тысяч рублей на постройку самолёта для земляка.

В конце Декабря 1942 года Федота Орлова отозвали в Москву на учёбу. "Голубую двойку" - память о погибшем друге и командире Николае Гастелло - Орлов торжественно передал новому командиру корабля Петрухину.

А.М.Сарсков и Ф.Н.Орлов у самолёта-подарка

После учёбы на ускоренных курсах усовершенствования командного состава ВВС Майора Ф. Н. Орлова назначают старшим лётчиком в дивизию особого назначения. А дальше - письмо Федота Никитовича:

"В тот период я служил в дивизии особого назначения - 2-й АДОН, которой командовал Генерал Грачёв. Дивизия летала на самолётах Ли-2, и мне тоже подарили Ли-2. Самолёт честно отслужил мне, летали мы на нём по всем фронтам - обеспечивали армии боеприпасами, оружием, возили спецгрузы, перебрасывали личный состав частей при перебазировании с одного аэродрома на другой, вывозили на "Большую землю" раненых бойцов и партизан, днём и ночью перебрасызали оперативные группировки, десант. При бездорожье обеспечивали продвижение наших войск в наступлении. Я на этом самолёте летал в Австрию, Венгрию, Чехословакию, Румынию, Болгарию, Польшу, Германию, вывозил пленных офицеров и генералов и политических деятелей в Москву. Между прочим, из Румынии, после многих лет тюрьмы, на моем самолёте вылетела в Москву известная деятельница румынского коммунистического движения Анна Паукер.

Летом 1945 года меня перевели на Дальний Восток, где я был командиром эскадрильи в 9-й Воздушной армии. Подаренный мне самолёт остался во 2-й АДОН.

В конце 1948 года послали меня на учёбу в Тамбов, а после окончания курсов перевели в отдельный полк, который раньше входил в состав 2-й АДОН. И я снова встретился с подаренным мне в годы войны Ли-2.

С 1948 по 1953 год снова работал на этом самолёте: выполнял аэродромные полёты, перелёты, ведя тактические учения в горных условиях Кавказа. Весь полк переучил сложным полётам на своём ветеране...

В 1953 году наш полк полностью перевооружили. Ресурсы моторов моего Ли-2 выработались, и в 1954 году мы его списали на запасные части...

Должен сказать, что тут я, пожалуй, вовремя не сообразил, и никто не подсказал. Надо было мне обратиться с просьбой, чтобы этот самолёт разрешили перегнать в Чебоксары и поставить в музей как память о трудовых подвигах чувашского народа в период Великой Отечественной войны в 1941 - 1945 годах, память о таких людях, как Сарсков - рядовой колхозник, истинный патриот. Потерять двоих сыновей на фронте - это такое горе в семье, для отца и матери, но Андрей Михайлович хотел Победы, он хотел мира на Земле, и он решает все свои запасы, заработанные и сыновьями, отдать на боевой самолёт и подарить мне, как земляку, что и было выполнено летом 1944 года..."

А произошло это так. В разгар полевых работ над селом Иваньково - Ленино появился в небе самолёт. Он сделал круг над колхозными полями и приземлился на лугу. На борту поблескивавшей на солнце машины прибежавшие крестьяне увидели надпись: "От колхозника А. М. Сарскова Герою Советского Союза Ф. Н. Орлову". Из кабины самолёта навстречу колхозникам вышел лётчик. Это и был Федот Никитович Орлов. У самолёта и познакомился он с Андреем Михайловичем. Лётчик горячо поблагодарил всех за отеческую заботу о Красной Армии.

Супруги Сарсковы читают письмо Ф. Орлова.
Супруги Сарсковы читают письмо Ф. Орлова.

Потом Орлов и Сарсков улетели в воинскую часть, где перед лётчиками выступал и колхозник Сарсков. Закончил он свою речь так:

- В войне с фашистами смертью храбрых погибли мои сыновья Пётр и Андрей. Сейчас я принял в свою семью героя чувашского народа Федота Никитовича Орлова, подарил ему самолёт. Смелее летай на нём, сын мой !   Громи, уничтожай ненавистного врага !

В ответном слове, Ф. Н. Орлов сказал:

- Сегодня в моей жизни большой праздник. Я получаю самолёт, построенный на трудовые деньги колхозника родной Чувашии, где я родился и вырос. Клянусь, что на этой машине я выполню любое задание командования.

С честью выполнил лётчик наказ названого отца, совершив за годы войны 644 боевых вылета.

После победы Герой Советского Союза Ф. Н. Орлов ещё долго служил в авиации. Уволившись из рядов Советской Армии, приехал в столицу республики Чебоксары, где не один год проработал контрольным мастером на одном из предприятий. Крепкая дружба с Андреем Михайловичем Сарсковым продолжалась у него много лет. Федот Никитович был частым гостем в Изаньково - Ленино, часто навещал Анну Петровну, когда она осталась одна, старался приехать к ней в конце осени, чтобы нарубить дров на зиму, утеплить дом. Он навсегда остался верным сыном.

А.К.Новиков.
А. К. Новиков.
*     *     *

Лётчик - штурмовик, Герой Советского Союза, Александр Кириллович Новиков в годы войны выполнил около 40 боевых вылетов на самолёте, который был построен на средства жителя города Пологи  ( Запорожская область ), Николая Тимофеевича Леонова.

Подробный рассказ о А. К. Новикове можно прочитать в следующей статье - "http://novik_ak.htm".

*     *     *

Дружбу героев следующего рассказа И. И. Рощин наблюдал много лет. Хотя жили они в разных городах, занимались разными делами, но взаимное уважение и привязанность со временем только крепли.

А началась эта дружба так. Колхозник из Харьковской области Николай Артемьевич Жадан, имя которого уже упоминалось, - письмо от него получил в 1944 году Ф. П. Головатый, - внёс в годы Великой Отечественной войны в Фонд Красной Армии 100 тысяч рублей и попросил на эти деньги построить самолёт. Просьба колхозника была удовлетворена. Вскоре штурмовик Ил-2 поступил в лётную часть.

Этот бронированный одномоторный двухместный штурмовик, использовавшийся для непосредственной поддержки сухопутных войск и сил флота, был основным самолётом Советской штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Наши воины называли Ил-2 "летающим танком", а фашисты - "чёрной смертью". 2 пушки, 3 пулемёта, 8 реактивных снарядов и более полутонны бомб позволяли пилоту Ил-2 и стрелку надёжно помогать пехоте.

Командир соединения Генерал Н. П. Каманин написал тогда Н. А. Жадану:

"Николай Артемьевич !   Боевой самолёт, приобретённый Вами на свои трудовые сбережения, получен нами и передан лучшему боевому лётчику - Герою Советского Союза, трижды орденоносцу Гвардии капитану Зосиму Исааковичу Макарову.

Трудно выразить свою радость и небывалый подъём наших соколов, вызванные получением Вашего самолёта. В Вашем лице мы видим желание всего советского народа отдать все свои силы на дело окончательного разгрома ненавистного врага...

В свою очередь заверяем Вас, Николай Артемьевич, что Ваше доверие оправдаем с честью в боях за нашу Советскую Родину. 30.05.1944 г."

Между Макаровым и Жаданом началась переписка. В одном из писем колхозник писал: "Прилетай, сынок, к нам, хочу посмотреть на тебя и на самолёт, на котором ты летаешь... Увидишь, как мы живём после изгнания гитлеровцев..."

З.И.Макаров и Н.А.Жадан.
З. И. Макаров и Н. А. Жадан, 1944 год.

В штабе части, в которой служил Макаров, вскоре состоялся необычный разговор:

- Колхозник Жадан приглашал в гости ? - спросил командир полка.

- Да...

- Летите. Готовьте самолёт и завтра - в путь.

- Куда ?

- В Харьков. Там и встретитесь.

Оказалось, что Главный маршал авиации А. А. Новиков, командующий ВВС, разрешил лётчику Макарову вылететь в Харьков для встречи с колхозником Жаданом.

И Гвардии капитан Макаров на своём штурмовике рано утром взлетел и вскоре приземлился на харьковском аэродроме. Самолёт, на фюзеляже которого была надпись: "От колхозника Харьковской области Н. А. Жадана", привлёк внимание собравшихся людей. А их было много: авиаторы, представители общественности Харькова. К машине подошёл крутоплечий, кряжистый немолодой человек. Он шагнул прямо к лётчику. Подал руку. Затем крепко обнял его.

- Рад познакомиться, сынок !   Вот какой ты славный сокол !

- Да и вы, батя, молодцом выглядите, - широко улыбнулся Макаров.

А когда на митинге, посвящённом встрече патриотов, дали слово колхознику села Артёмовка Печенежского района Жадану, Николай Артемьевич сказал:

- Я счастлив тем, что на мои личные средства приобретён этот боевой самолёт. Рад, что на этом штурмовике летает и громит врага наш славный лётчик Макаров, - и вручил лётчику золотые часы, на которых было выгравировано: "Герою Советского Союза Гвардии капитану 3. И. Макарову от Н. А. Жадана".

За всю свою жизнь Зосим Макаров, как вспоминал он впоследствии, не переживал столь волнующих минут, как в тот день. С волнением выступил он перед собравшимися:

- За свои ратные дела меня щедро наградило правительство. Большая выпала честь летать на самолёте - подарке украинского колхозника. Этот самолёт и часы - выражение горячей любви народа к нашей армии. Буду драться с врагом, пока бьётся сердце...


Макаров Зосим Исаакович

З.И.Макаров

Родился 31.10.1919 года в селе Лома, ныне Кезского района Удмуртии, в семье крестьянина. Окончил 8 классов в городе Пермь, где работал комендантом аэродрома. В Красной Армии с 1939 года. Окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с Ноября 1941 года. Командир эскадрильи 91-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 4-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гварди капитан З. И. Макаров к Ноябрю 1943 года совершил 94 боевых вылета на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника, нанеся ему значительный урон. 4.02.1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генштаба. Служил в ВВС на командных должностях. С 1975 года Генерал - Майор авиации З. И Макаров - в запасе. Награждён оренами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й ( дважды ) и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями. Жил в Ростове - на - Дону, работал на вертолётном заводе.


После митинга Жадан и его земляки увезли Макарова в свой Печенежский район. Радушно встретили лётчика в райцентре, в селе Артёмовке.

- Крылья у тебя крепкие, летай на них, воюй, сынок, - говорил на прощание лётчику колхозник Жадан. - И возвращайся с победой !

- Хорошо помню лето 1944 года, - рассказывал сын Н. А. Жадана - Алексей Жадан. - К нам в Артёмовну приехало много людей, в том числе и лётчик Макаров. Был в числе гостей и секретарь обкома партии Виктор Михайлович Чураев. Помню, как он зашёл к нам в хату и сел на единственный старый стул, а стул сломался. Улыбнулся Чураев, поднимаясь с пола, и сказал: "Вот это настоящий патриот - всё отдал фронту". Позже по его распоряжению нам привезли 4 стула... А в тот день отец с Макаровым ( меня тоже взяли ) вместе со всеми прибывшими поехали по районам области, выступали на митингах с призывом помочь фронту.

А теперь кратко о биографиях героев.

Николай Артемьевич Жадан родился в 1895 году в бедной крестьянской семье. До революции много лет батрачил. Был призван в царскую армию, попал в авиацию. Летал мотористом на "Илье Муромце". В Феврале 1917 года во время авиационной катастрофы получил тяжёлое увечье. Только в 1920 году встал на ноги и сразу же пошёл добровольцем в Красную Армию, участвовал в разгроме белогвардейцев и иностранных интервентов.

После гражданской, несмотря на инвалидность, Николай Артемьевич работал на разных должностях, увлёкся пчеловодством. В начале Великой Отечественной при бомбёжке был ранен.

- Во время фашистской оккупации, - рассказывал Николай Артемьевич, - меня и били и угрожали расстрелом. А однажды просто случайно избежал вражеской пули. После освобождения Харьковщины я узнал о благородном поступке Ферапонта Петровича Головатого и решил напрячь все силы, чтобы помочь Краской Армии в разгроме гитлеровских захватчиков.

В годы войны Николай Артемьевич своими трудовыми сбережениями помогал ремонтировать школу, покупал учебники и учебные пособия. Когда же родное село освободили, активно включился в колхозные дела. Восстановил колхозную пасеку и свою. В 1943-м был хороший медосбор. Много мёду подарил он госпиталям. За мёд и самолёт приобрёл.

Николай Артемьевич ещё перед войной мечтал построить свой собственный дом. Но мечту эту осуществил только в конце 1960-х годов. В посёлке Покатиловка под Харьковом довелось И. И. Рощину побывать в 1970 году, когда в скромном домике Николай Артемьевич отмечал своё 75-летие. В начале 1970-х годов Н. А. Жадан скончался.

Зосим Исаакович Макаров родился в 1919 году в селе Лома Удмуртской АССР. Учился на рабфаке в Перми. Там же увлёкся авиацией, без отрыва от основной учёбы занимался в аэроклубе. Потом была учёба в Пермской военной авиационной школе пилотов. Перед войной он работал инструктором - лётчиком в Челябинском военном авиационном училище штурманов. С Ноября 1941 года на фронте. Первое время служил в бомбардировочном полку. Участник битвы за Москву. В Мае 1942-го пересел в штурмовик Ил-2. Во время Курской битвы - командир эскадрильи. Как правило, был ведущим групп штурмовиков. В Феврале 1944 года 3. И. Макарову присвоено звание Героя Советского Союза.

На самолёте Н. А. Жадана он совершил более 40 боевых вылетов. Громил врага под Львовом, на Сандомирском плацдарме. Вот только один боевой эпизод из его фронтовой биографии.

Это было во время Львовско - Сандомирской операции. 91-й Гвардейский штурмовой авиационный полк поддерживал наземные войска.

В воздух поднялась группа штурмовиков. Ведущий - командир эскадрильи Макаров. В строю - опытные лётчики, умеющие метко наносить штурмовые удары: В. Красновский, А. Батков, Н. Павленко, А. Балдин.

Разведка донесла: десятки гитлеровских танков сосредоточены в районе Горохова. Туда и устремились штурмовики.

Из - за рощи выползают "Тигры", "Пантеры", с просёлочной дороги выходят на шоссе. Штурмовиков фашисты встречают зенитным огнём. Разрывы снарядов ложатся в небе густыми белыми облачками. Макаров умело обходит "белооблачный вал".

- "Тюльпан-3" !   Уничтожить батарею ! - требует по радио ведущий.

"Тюльпан-3" - это Старший лейтенант А. Батков. Он выходит из строя со своим ведомым и бросается в пике. Бомбы точно накрывают батарею. От метких ударов штурмовиков горят вражеские танки, автомашины.

По нескольку боевых вылетов в день совершали штурмовики. Их удары расчищали нашим наземным войскам путь к победе.

Комэск Макаров регулярно докладывал в Артёмовку о боевых успехах. А в воинскую часть шли письма от Жадана и колхозников. В семье Зосима Исааковича до сих пор хранятся письма той поры. Вот строки одного из писем, которые получил Макаров из Артёмовки:

"Дорогой Зосим Исаакович !   В дни Вашего пребывания в гостях в Артёмовке наш колхоз по многим причинам по своей мощности был почти на последнем месте в районе, а после Вашего отбытия на фронт на боевом самолёте нашего колхозника - патриота Родины Николая Артемьевича Жадана мы, все колхозники, с удесятерённой энергией и боевым энтузиазмом, по - фронтовому взялись за восстановление и поднятие на должную высоту нашего колхозного хозяйства и трудовой дисциплины. Гордясь тем, что мы тесно связаны с Героем Советского Союза, бесстрашным соколом в лице Вас, дорогой и любимый Зосим Исаакович, мы добились таких успехов, что на 10 Августа 1944 года наш колхоз стал по всем показателям труда одним из передовых в Печенежском районе, за что занесён на "Доску почёта"...

В дальнейшем даём Вам и всем защитникам нашей Родины обещание не выпускать первенства... Вам же, дорогой Зосим Исаакович, желаем много, много счастья и здоровья и боевых успехов на радость нам и на страх врагам !   Приезжайте к нам в гости, приготовимся к достойной встрече. Просим передать искренние приветы и лучшие пожелания Вашим боевым друзьям".

Такие вот письма шли в те нелёгкие годы от сердца к сердцу...

Интересными воспоминаниями поделился харьковчанин Павел Дмитриевич Кудрин:

- С лётчиком Макаровым судьба свела меня осенью 1941 года. Он был назначен командиром звена, а я к нему - техником. На аэродроме под Рязанью и началась наша совместная фронтовая жизнь. Зосим Исаакович сразу же проявил себя умелым, отважным командиром. Нередко самолёты возвращались с боевого задания израненные, с множеством пробоин. Наша задача - технического состава - была как можно скорее восстановить самолёт. Помню хорошо и самолёт Николая Артемьевича Жадана. Этот подарок радовал нас всех - и лётчиков, и техников: крепкий, надёжный был самолёт.

В конце 1944 года Майора З. И. Макарова направили на учёбу в академию. На самолёте Николая Артемьевича стал летать Герой Советского Союза Григорий Фёдорович Филиппов. Теперь в Артёмовку шли письма от двух Героев - один докладывал колхознику о своей учёбе, другой - о боевых делах на фронте. 163 боевых вылета совершил штурмовик колхозника. Немалый урон нанёс врагу этот самолёт, ведомый воздушными асами.

Сразу после окончания войны Николай Артемьевич побывал в академии, где учился Макаров, угощал лётчиков мёдом и яблоками.

О своей жизни Григорий Фёдорович Филиппов рассказал И. И. Рощину, когда они встретились в 1968 году:

"До войны я был сугубо гражданский лётчик и если бы не война, то, очевидно, так и остался бы гражданским. Но война многих заставила изменить планы, мечты в жизни. Закончив Архангельскую школу лётчиков, работал инструктором в Архангельском аэроклубе, затем закончил курсы усовершенствования начсостава в Москве, после чего был направлен в Рязанский аэроклуб, где меня и застала Великая Отечественная война.

Осенью 1941 года Рязанский аэроклуб со всем личным составом и техникой был эвакуирован в Магнитогорск, где я продолжал учёбу и занимался подготовкой лётчиков для фронта.

Много раз я обращался в военкомат, чтобы и меня направили в одну из действующих частей, но только в Ноябре 1941 года просьбу мою удовлетворили: я был зачислен в 700-й бомбардировочный полк, прибыл в составе этого полка на Центральный фронт и приступил к боевым действиям уже под Москвой.


Филиппов Григорий Фёдорович

Г.Ф.Филиппов

Родился 5.11.1909 года в деревне Моржегоры, ныне Виноградовского района Архангельской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, аэроклуб. В Красной Армии в 1931 - 1933 гг. и с 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1941 года. Командир эскадрильи 91-го штурмового авиационного полка ( 4-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Гвардии старший лейтенант Г. Ф. Филиппов к Августу 1943 года совершил 200 боевых вылетов на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника. 4.02.1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Высшие лётно - тактические КУОС. С 1960 года Подполковние Г. Ф. Филиппов - в запасе. Жил в Киеве. Работал начальником аэроклуба ДОСААФ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями. Умер 3.02.1978 года.


Первые мои боевые вылеты были на Можайск, на железнодорожный узел Вязьма, Медынь, Юхнов и другие объекты. Так началась моя фронтовая жизнь, по 4 - 5 боевых вылетов делали мы за ночь, не зная усталости. В составе бомбардировочного полка совершил 120 боевых вылетов.

В Июне 1942 года меня откомандировали в 685-й штурмовой авиационный полк, впоследствии преобразованный в 91-й Гвардейский.

С боями за освобождение Украины связано одно из самых тяжёлых воспоминаний... Под Богодуховом ведомая мной восьмёрка "Илов" штурмовала танковую колонну. На второй атаке самолёт лётчика Саши Слабкова был подбит, сильно задымил, а затем и пламя появилось. Я подал команду немедленно покинуть самолёт, но Саша ответил: "Подо мной немцы, прыгать - значит попасть в плен". И ещё сказал: "Иду в последнюю атаку !   Передайте моим родным, что я дорого отдал свою жизнь..."

Саша направил свой самолёт на танки, стоявшие на заправке, и врезался в них. Так погиб мой друг Слабков. Погиб, но уничтожил несколько танков противника, повторив подвиг Николая Гастелло. Саша имел возможность выпрыгнуть из горящего самолёта, но предпочёл смерть плену... В тот вылет мы уничтожили 13 танков и заправщик.

Потом я рассчитывался с фашистами за Сашу Слабкова - до самой Праги. В Феврале 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Хорошо помню тот день, когда нашему полку передали самолёт - подарок. Нам с 3. И. Макаровым выпала великая честь летать и громить фашистских захватчиков на самолёте с именем Н. А. Жадана. Немало боевых вылетов совершил этот Ил-2, грозный штурмовик того времени, обрушивая свой смертоносный бомбовый груз на головы фашистских захватчиков. Реактивным, пушечным и пулеметным огнём мы уничтожали живую силу и технику врага, расчищали путь нашим войскам.

Как были благодарны нам, штурмовикам, наземные войска, ибо там, где работали штурмовики, наши пехотинцы могли двигаться вперед, и самолёт Николая Артемьевича хорошо послужил матушке - пехоте.

Штурмовал я на самолёте Жадана различные цели на многих участках фронтов. Особенно тяжёлые бои разгорелись под Будапештом и около озера Балатон, где мне приходилось совершать по 4 - 5 боевых вылетов в день. На правом берегу Дуная немцы сосредоточили большое количество живой силы и техники и перешли в наступление. Нам, штурмовикам, ставилась задача уничтожить прорвавшиеся около Балатона вражеские войска, танки, артиллерию. Ведомая мной эскадрилья уничтожила большое количество танков, артиллерии, автомашин и живой силы противника. Фашистам так и не удалось оттеснить наши войска.

Мне думалось, когда я воевал на подаренном самолёте, что Н. А. Жадан имеет крепкое хозяйство. Когда же в 1947 году я первый раз приехал к нему в Артёмовку, то глазам своим не поверил: стоит хата, наклонилась набок, а в хате ни стола, ни стула, ни кровати. И тут я невольно сказал: "Николай Артемьевич, вы внесли все свои сбережения в Фонд обороны, но хотя бы вместо ящика стол и стулья купили". А он мне в ответ: "Счастлив я, что внёс свою частицу жизни и труда на разгром врага, а остальное поправимо. Будет Советская власть - всё будет: и хата, и стол, и стулья".

После войны много было встреч у Н. А. Жадана со своими соколами. Был и он гостем Генерал - Майора авиации 3. И. Макарова и Подполковника Г. Ф. Филиппова. Наведывались лётчики - герои и в Покатиловку, где определился на жительство Жадан после войны.

А время неумолимо. Нет сегодня в живых патриота Жадана. Умер и Герой Советского Союза Г. Ф. Филиппов. Но, как память о подвиге трёх патриотов, стоит в Харьковском историческом музее макет того самолёта - штурмовика, на котором два Героя Советского Союза совершили 163 боевых вылета.

*     *     *

Ещё об одном подарке, связанным с жителями Харьковщины. Известный на фронте в годы войны лётчик - истребитель Андрей Пантелеевич Булгаков сбил лично немало вражеских самолётов, сражаясь с ними на "Яке", который подарил ему железнодорожник со станции Основа Г. М. Козырев. Много лет копил деньги Григорий Михайлович на новый дом. Но помешала война. Когда же Харьковская область была освобождена от фашистских оккупантов, Г. М. Козырев внёс свои 100 тысяч рублей в Госбанк и попросил построить на эти деньги самолёт для Красной Армии. Его просьбу удовлетворили.

Февральским днём 1944 года над заснеженным аэродромом близ Харькова голубой истребитель демонстрировал фигуры высшего пилотажа. За каждым движением быстрой и лёгкой машины следили с земли тысячи глаз. Наконец "Як" пошёл на посадку. Из кабины вышел молодой бравый Лейтенант и, приблизившись к человеку в штатском, сказал благодарно:


Булгаков Андрей Пантелеевич

А.П.Булгаков

Родился 20.9.1920 года на хуторе Коренёк, ныне Губкинского района Белгородской области в семье крестьянина. Образование среднее. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, в 1942 - окружные курсы командиров звеньев ВВС.

В действующей армии с Августа 1943 года. Заместитель командиpa эскадрильи 265-го истребительного авиационного полка ( 336-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Старший лейтенант А. П. Булгаков к Январю 1945 года совершил 182 боевых вылета, в 39 воздушных боях сбил лично 18 самолётов и аэростат - корректировщик противника. 18.08.1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшую офицерскую школу подготовки командиров эскадрилий. С 1954 года Подполковник А. П. Булгаков - в запасе. Жил в городе Коломна Московской области. Работал инспектором по профилактике Коломенской пожарной команды. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степеи, медалями. Умер 24.04.1981 года.


- Спасибо, отец !   Подарок отличный, машина ладная.

Человек в штатском, обняв лётчика, ответил:

- Действуй, сынок, как положено. Мы вас всегда поддержим.

Лётчиком был Андрей Булгаков, а человек в штатском - Григорий Михайлович Козырев.

Через некоторое время Андрей Булгаков писал Козыреву о своём первом боевом вылете:

"Дорогой Григорий Михайлович !   Вы вручили мне самолёт, который на свои сбережения приобрели для Красной Армии. Вы, помню, сказали: "Смотри, сынок, действуй как положено". Отчитываюсь перед вами.

Недавно, патрулируя вблизи нашего переднего края, я и два моих боевых товарища увидели в воздухе свыше 80 немецких бомбардировщиков Ju-87. Мы атаковали их неожиданно. Первой же очередью я зажёг одну машину противника. В это же время другие истребители раскололи строй бомбардировщиков. Я наметил себе очередную "дичь" и устремился к ней снизу. Нас разделяло несколько десятков метров. Я ударил по бомбардировщику из пушки, он повернулся и врезался в землю.

Так за один день на вашем самолёте я уничтожил 2 бомбардировщика".

В Июле 1944 года шестёрке наших "Яков" пришлось вести тяжёлый бой с 12 истребителями противника. Командир звена Андрей Булгаков вдруг увидел, как фашист пикирует на самолёт Младшего лейтенанта Тутко.

Не теряя ни секунды, Булгаков бросил свой истребитель на врага. Меткая пушечная очередь, и "Мессер" вспыхнул. Андрей посмотрел по сторонам. Слева враг уже заходил в хвост его самолёта, второй изготовился к атаке. Но что это ?   Вверху два фашиста подошли на вираже к одному из "Яков".

"Не выкрутиться ему !" - тревожно подумал Булгаков.

- Самарин, больше крен !   Круче вираж !   Понял ? - скомандовал он лётчику и ринулся на выручку товарищу.

Командирский "Як" стремительно набирал высоту. И вот уже враг в перекрестие прицела. Лётчик чуть - чуть потянул на себя ручку, огненные струи хлестнули по желтому брюху "Мессера". Объятый пламенем, он камнем пошёл к земле.

Остальные вражеские истребители не выдержали, повернули в западном направлении.

В Центральном архиве Министерства обороны хранится документ, датированный 28 Сентября 1944 года. Это представление командования к награждению А. П. Булгакова очередной наградой - орденом Красного Знамени. В нём подведён итог боевых дел лётчика на самолёте Козырева с Марта по Сентябрь:

"Произвёл 136 успешных боевых вылетов. Из них: сопровождение бомбардировщиков - 33, прикрытие наземных войск - 45, разведку - 47, "охоту" - 11. Провёл 30 воздушных боёв. Лично сбил 14 вражеских самолётов".

Андрей Пантелеевич Булгаков считался в полку одним из лучших асов. Вот что писал о нём командир части:

"В боях тов. Булгаков, проявляя исключительное мужество и отвагу, смело и дерзко атакует врага, выручает товарищей и всегда служит им примером храбрости и стойкости...

Много героических подвигов тов. Булгакова записано в истории полка. Лётчики любят своего храброго сокола, разумного командира, хитрого в боях с врагом, простого и честного среди товарищей..."

В Январе 1945 года Андрея Пантелеевича Булгакова назначили командиром эскадрильи. К концу войны на его счету было уже 182 боевых вылета, 18 лично сбитых самолётов врага. Он награждён многими боевыми орденами, удостоен звания Героя Советского Союза.

А Григорий Михайлович Козырев новый дом всё - таки построил, но много лет спустя...

НазадЛиния

( История некоторых именных самолётов )
Вперёд
 

Возврат

Н а з а д

Поделиться с друзьями:

девичник в стиле квест.


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz