История некоторых именных самолётов - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

История некоторых именных самолётов
(продолжение - часть 3)

В 1943 году шли регулярно письма на фронт в одну из лётных частей и из далекого сибирского села. Они были адресованы Гвардии подполковнику Николаю Григорьевичу Соболеву, который сражался с врагом на истребителе с надписью: "Красноярский комсомолец". История появления этого самолёта во фронтовом небе такова.

В сибирской деревушке Лопатино под Красноярском (ныне это Емельяновский район) трудилась в колхозе "Гудок" комсомолка Кристина Спиридоновна Шумкова. Из газет узнала девушка о благородном поступке Ф. П. Головатого и решила внести из личных сбережений 100 тысяч рублей для покупки боевого самолёта.

- Правильно поступаешь, дочка, - одобрил решение её отец Спиридон Николаевич. - Мне бы самому надо фашистов бить, да какой из меня солдат без руки... Так что пусть твои трудовые рубли воюют.

Поддержала дочку и мать Прасковья Александровна.

В райкоме партии Кристина Шумкова пообещала внести 120 тысяч, хотя в тот момент такой суммы у неё не было. Продали Шумковы картошку, ещё кое - какие продукты, но 120 тысяч не набрали. Тогда Кристина продала корову, некоторые вещи, осталась в фуфайке. Только пуховую шаль пожалела. В ней - то и приехала в райком. Там пересчитали деньги - ровно 120 тысяч.

- Вчера, - заметил кто - то из присутствовавших, - один колхозник тоже внёс в Фонд помощи Красной Армии 120 тысяч.

- Нет, комсомольский взнос должен быть выше, - заявила Шумкова.

Вручение самолёта Н.Г.Соболеву
Комсомолка колхоза "Гудок" Советского района
Красноярского края К. Шумкова передаёт купленный
на её средства самолёт Подполковнику Н. Соболеву.

Отлучилась Кристина ненадолго, продала шаль, вернулась в беретке. Но теперь уже 121 тысяча получилась.

Весной 1943 года прибыли в Красноярск лётчики с фронта. Перед встречей с ними оказалась Шумкова в крайкоме партии. Там только головами покачали:

- Как же мы тебя, такую красивую, в такой старой фуфайке представим славным соколам?

Раздобыли где-то туфли, плюшевую жакетку. В новом наряде и сфотографировалась тогда Кристина у "своего" самолёта с Гвардии подполковником Н. Г. Соболевым.

Теперь - о нём, о лётчике. Николай Григорьевич Соболев родился в 1912 году в станице Николаевской в Северной Осетии. Рано остался сиротой. Воспитывался в детском доме в Орджоникидзе. Там же окончил школу ФЗУ. Учился в школе лётчиков Осоавиахима в Ростове-на-Дону, в 1932-1935 годах - в Качинской школе военных пилотов, стал лётчиком-истребителем. Сражался с фашистами в небе Испании: за 74 боевых вылета и 6 сбитых самолётов врага удостоен двух орденов Красного Знамени. Во время Советско-Финляндской войны был командиром эскадрильи, заслужил самую высокую награду - орден Ленина.

В Великой Отечественной войне - с первого дня. Командовал 38-м истребительным авиационным полком, побывал в очень жарких боях. Обычно водил на задания группы самолётов, сопровождал штурмовики и бомбардировщики. Ещё в 1941-м был подбит зениткой над Валдаем. Чудом уцелел. Из госпиталя убежал на второй день. Отличился в боях под Демянском. Тогда немецкое командование пыталось на самолётах подбрасывать окружённой группировке боеприпасы и продовольствие. Наши обнаружили воздушные пути вражеских самолётов. Только за 5 дней шестёрка наших истребителей, ведомых Соболевым, сбила 18 вражеских машин.

За годы войны Николай Григорьевич Соболев совершил 196 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боев, лично сбил 12 вражеских самолётов и 8 в группе. Успешно воевал Соболев и на самолёте Кристины Шумковой.

P-39 Н.Г.Соболева
P-39 Н.Г.Соболева

- Красноярцы подарили нам тогда 10 самолётов, - вспоминал Соболев. - На трёх самолётах были надписи - "Красноярский колхозник", на четырёх - "Красноярский рабочий" и ещё на трёх - "Красноярский комсомолец". Когда мы вернулись на фронт, меня назначили заместителем командира дивизии, и я с тех пор больше находился на командных пунктах наземных войск, с радиостанцией, командовал с земли воздушными схватками. На самолёте Шумковой летал лишь время от времени. Однако сбил 2 вражеских самолёта - один над Днепром, второй под Львовом. Но самолёт - подарок был постоянно в боях. На нём летали другие лётчики. К сожалению, никто не вёл тогда "персональный" учёт сбитых на этой машине вражеских самолётов.

P-39 'Красноярский рабочий'

К рассказу Полковника запаса Николая Григорьевичя Соболева остаётся мало что добавить: с Ноября 1944 года и до конца войны этой грозной машиной управлял лётчик Носов (Н. Г. Соболев уехал в конце 1944 года на учёбу в Академию).

После войны Н. Г. Соболев ещё немало прослужил в авиации, осваивал реактивные самолёты. Выйдя в запас, жил в Воронеже. А Кристина Спиридоновна Чанчикова (Шумкова) многие годы трудилась в родной деревне.

*     *     *

Лётчики у самолёта сухинических колхозников.
Лётчики у самолёта сухинических колхозников.

Этот фотоснимок запомнился И. И. Рощину с военных лет, был он опубликован в армейской газете: трое лётчиков в боевом снаряжении на фоне бомбардировщика с надписью: "Сухинический Колхозник". Стоят, словно три богатыря. Они и были настоящими воздушными богатырями: командир 455-го авиационного полка Василий Алексеевич Трехин, командир 2-й эскадрильи Анатолий Васильевич Иванов и командир 3-й эскадрильи этого же полка Владимир Васильевич Уронов. Все трое били врага на самолётах - подарках сухинических колхозников.

В начале войны Сухиничи - город и районный центр в Калужской области - были оккупированы фашистскими захватчиками. Зимой 1942-1943 годов, в первые же дни после освобождения, жители района приняли активное участие в сборе средств в Фонд обороны. В знак благодарности Красной Армии население собрало в фонд обороны 18 млн. рублей. На собранные в районе деньги самолётостроители Комсомольска-на-Амуре построили 3 дальних бомбардировщика Ил-4. В 1943 году колхозники вручили эти замечательные машины авиаторам.

Из трёх командиров самолётов, к сожалению, в живых остался только один - В. В. Уронов.

"Это было осенью 1943 года, - вспоминает Полковник в отставке Уронов. - В торжественной обстановке представители сельских тружеников района передали нашему полку самолёты, построенные на средства трудящихся района.

Мы хорошо понимали, что собрать немалые деньги на постройку сложных боевых самолётов колхозникам района, недавно освобождённого от немецких оккупантов и подвергшегося сильным разрушениям, задача не из лёгких. Наш полк участвовал в боевых действиях на Сухиническом направлении, и мы видели воочию, какой ущерб был нанесён сёлам и деревням района. На полковом митинге делегаты колхозов дали нам наказ громить ненавистного врага...

На самолёте Ил-4 "Сухинический колхозник" я выполнял боевые задания вплоть до победоносного окончания Великой Отечественной войны. В 1944 году на киле и руле поворота этого, как и других самолётов нашей 3-й эскадрильи, появились красные полосы в белой окантовке - почётные знаки лучшей эскадрильи полка. А вскоре к этим знакам на фюзеляжах самолётов полка прибавились знаки "Гвардии" - 455-й полк был преобразован в 30-й Гвардейский авиаполк дальнего действия.

На самолёте сухинических колхозников я со своим экипажем (штурман Колчин, стрелок-радист Шерстяных) совершил не один десяток вылетов по железнодорожным узлам и станциям, аэродромам и портовым сооружениям, расположенным в глубоком тылу противника. Мы бомбили врага в Кёнигсберге, Клайпеде, Либаве, Пиллау, Данциге, Гельсинкассе, Берлине. Ни один боевой вылет не был лёгким... Все вражеские объекты всегда были прикрыты мощными средствами ПВО: десятками батарей зенитной артиллерии, многочисленными прожекторными установками и нередко ночными истребителями.

Почти после каждого боевого вылета мы недосчитывались своих боевых друзей. Летом 1944 года - 25, 26 и 27 Июля - мы совершили мощный бомбардировочный налёт на Тильзит и Инстербург. С какой радостью выполняли мы эти задания!.. Чувствовалось; что наша победа уже не за горами и от успеха наших боевых действий также зависят сроки её достижения. Поэтому к тем полётам готовились тщательно и выполняли их с особым настроем и высочайшим старанием.

Очень трудными и опасными были боевые вылеты по уничтожению портовых сооружений и кораблей противника в портах Лиепая, Таллинн, Рига, Мемель (Клайпеда), Пиллау (Балтийск) и других.

Помню один из боевых вылетов по бомбардировке портовых сооружений в Лиепае в августе 1944-го. При подходе к цели наши экипажи были встречены мощным огнём зенитной артиллерии, небо бороздили десятки зенитных прожекторов, вспышки разрывов зенитных снарядов были видны повсюду. Признаться, лезть в это пекло было рискованно, но приказ есть приказ. Только мы отбомбились, как нас захватили в перекрестие зенитные прожекторы, кругом - разрывы зенитных снарядов...

Лётчики знают, как трудно пилотировать самолёт, находящийся в лучах прожекторов: кругом всё блестит, приборы видно плохо и, кроме того, нервы напряжены до предела, всё время ждёшь прямого попадания зенитного снаряда в самолёт. Выполняя слишком энергичный маневр, я на какое - то время потерял пространственную ориентировку, самолёт с ещё большей вертикальной скоростью "посыпался" вниз. Экипаж замер, ситуация сложилась критическая. Напрягаю все силы, чтобы вывести самолёт из глубокого крена. Через некоторое время мне это удается сделать, а затем и вывести самолёт из пикировения. Все мы облегченно вздохнули. Нас спасло то, что был достаточный запас высоты. После посадки техники обнаружили "гофр" на верхней поверхности крыла. Выходит, перегрузка при выполнении маневра была весьма значительной. Потом были другие боевые вылеты по бомбардировке военных объектов фашистской Германии.

И вот наступил долгожданный день, которого мы ждали почти 4 года. Мы получаем боевую задачу: в ночь с 28 на 29 апреля 1945 года нанести бомбардировочный удар по объектам врага в юго-восточной части столицы германского рейха. Нашему ликованию не было предела. На каждый самолёт подвесили максимальное количество бомб. На КП полка была уточнена боевая задача. И вот мы в воздухе. На горизонте - горящий город. Берлин агонизировал. Дым пожаров создал над городом сплошную гаревую пелену. Светящие авиабомбы осветили горящие кварталы города...

Это был мой последний, 233-й боевой вылет за время Великой Отечественной войны. А через 10 дней, ранним утром 8 мая, мы, разбуженные громкими радостными криками "Победа", "Конец войне", пистолетной стрельбой, вскакиваем с коек, выбегаем на улицу и попадаем в объятия своих боевых товарищей. Радости и ликованию нашему нет предела.

Война, развязанная гитлеровской Германией, закончилась нашей великой Победой".

После войны Владимир Васильевич Уронов ещё долго служил в авиации, был лётчиком - испытателем, удостоен почётного звания "Заслуженный военный лётчик СССР", обучал молодых пилотов в одном из авиационных училищ.


Иванов Анатолий Васильевич

А.В.Иванов

Родился 21.6.1915 года в городе Новохоперск, ныне Воронежской области, в семье рабочего. Окончил 3 курса Воронежского авиационного техникума в 1933 году, Балашовскую лётную школу ГВФ в 1936 году, прошёл высшую вневойсковую подготовку при этой школе. Работал пилотом ГВФ. В Красной Армии с июля 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Заместитель командира эскадрильи 455-го авиационного полка (48-я авиационная дивизия, 8-й авиационный корпус, АДД) капитан А. В. Иванов к октябрю 1943 года совершил 192 боевых вылета на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, железнодорожных станций, скоплений его войск. 13.03.1944 года удостоен Звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. Окончил Высшую офицер, лётно - тактическую школу командиров частей дальней авиации в 1952 году. Командовал авиационным соединением. С 1959 года генерал-майор авиации А. В. Иванов - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Умер 3.11.1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Ратные подвиги В. В. Уронова отмечены орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.

В 1972 году полковник В. В. Уронов уволился в запас. В трудовом строю фронтовик и по сей день.

Другой командир "Сухинического колхозника" - Анатолий Васильевич Иванов - удостоен высшей степени отличия Родины - звания Героя Советского Союза. Последний боевой вылет экипаж совершил на Берлин. Службу в авиации закончил в чине генерал-майора.

Высокими наградами Родины отмечен и ратный труд Василия Алексеевича Трехина. Он был награждён четырьмя орденами Ленина, Суворова 3-й степени, Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды.

Наказ сухинических колхозников бесстрашные соколы Родины выполнили достойно.

Бомбардировщики дальнего действия выполняли ответственные боевые задачи в глубоком тылу противника. Врагу удалось подбить лишь один самолёт "Сухиничский колхозник". Случилось это 20 августа 1944 года. Погибли тогда штурман Тимохин и стрелок-радист Поляков. Командир корабля Н. И. Белоусов выбросился на парашюте из горящей машины и на 8-е сутки добрался до своей части, он бил врага до конца войны. После войны Полковник Н. И. Белоусов стал доктором военных наук.

*     *     *

Встреча А.И.Колдунова и Г.А.Богаченко, 1968 г.
Встреча А. И. Колдунова и
Г. А. Богаченко, 1968 год.

А лётчик-истребитель Александр Колдунов получил в подарок самолёт от колхозника Г. А. Богаченко из села Граденица Беляевского района Одесской области. Как и все жители этого села, испытал Герасим Алексеевич на себе все ужасы фашистской оккупации.

Когда же весной 1944 года Красная Армия выгнала гитлеровцев, долетела и в эти места весть о благородном поступке саратовского колхозника Ферапонта Головатого. Задумался Герасим Богаченко, как помочь армии - освободительнице. Помог решить эту задачу случай.

Вблизи одного из фронтовых аэродромов под Одессой разыгрался воздушный бой. С земли было хорошо видно, как наш истребитель стремительными атаками уничтожил одного за другим два вражеских самолёта.

А через некоторое время на аэродром пришёл колхозник из соседнего села и попросил показать ему лётчика, который двух фашистов сбил. Ему представили совсем ещё молодого лётчика с боевыми наградами на груди. Внимательно оглядел колхозник крепкую фигуру офицера, одобрительно кивнул головой и вдруг спросил:

- А можно тебе, сынок, самолёт купить, чтобы на своём летать, фашистов бить?

- Да откуда же у меня такие деньги? - растерялся от неожиданности лётчик.

- Деньги я дам, - твёрдо сказал колхозник.


Колдунов Александр Иванович

А.И.Колдунов

Родился 20.09.1923 года в деревне Мощиново Монастырского района Смоленской области в семье служащего. В 1931 году вместе с родителями приехал в Москву. Окончил 10 классов средней школы № 26 и аэроклуб. С 1940 года по февраль 1941 года работал учеником токаря на заводе. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С мая 1943 года в действующей армии. Сражался на многих фронтах.

К маю 1944 года командир эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) капитан А. И. Колдунов совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, уничтожил лично 15 и в группе 1 самолёт противника. 2.08.1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил 412 успешных боевых вылетов, в 96 воздушных боях сбил лично 46 самолётов противника. 23.02.1948 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. Был на различных командных должностях. Награждён орденами Ленина (трижды), Красного Знамени (шесть), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названы улицы и школы во многих городах и посёлках. Умер 7 июля 1992 года.


В части помогли Герасиму Алексеевичу оформить письмо на имя Верховного Главнокомандующего. А через некоторое время лётчику - истребителю Капитану А. И. Колдунову в торжественной обстановке был передан новенький Як-3, построенный на средства колхозника.

Храбро сражался с врагами уроженец Смоленщины Александр Колдунов. Через некоторое время он отправил первый "рапорт" колхознику:

"Докладываю, дорогой Герасим Алексеевич, сегодня сбит 5-й стервятник на вашем самолёте. Обещаю число звёзд на самолёте увеличивать. Машина отличная".

На самолёте - подарке сражался Александр Иванович до конца войны, участвовал во многих боях. Но особенно отличился под Будапештом в 1944 году. Для борьбы с фашистскими бомбардировщиками была создана специальная группа, которую возглавил капитан А. И. Колдунов. В неё вошли капитаны Шишков и Бондаренко, лейтенанты Сурнев, Шамонов, Гурьев. Буквально в каждом вылете они уничтожали по 3 - 4 машины противника. За 3 месяца боёв под Будапештом эта шестёрка сбила 35 вражеских самолётов. Из них 15 уничтожил командир группы Александр Колдунов.

Последний воздушный бой он провёл западнее Вены с пятёркой "Фоккеров", уничтожив два из них.

Менее двух лет был на фронтах Великой Отечественной войны молодой лётчик Александр Иванович Колдунов. За это время он совершил 412 (по другим источникам - 358) боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, в которых уничтожил 46 вражеских самолётов лично и 1 в группе (24 из них - на подаренном "Яке").

Александр Иванович Колдунов родился в 1923 году в деревне Мощиново Монастырщинского района Смоленской области. Накануне войны, будучи учеником средней школы, закончил аэроклуб и подал заявление с просьбой принять в Каминскую летную школу. Но получил отказ - мало лет. Александр пошёл к военкому. Тот только руками развёл - помочь не могу. Тогда юноша написал письмо К. Е. Ворошилову. Маршал дал указание направить А. Колдунова в лётную школу.

Весной 1943 года после успешного окончания курса лётной подготовки Александра Колдунова направили в один из запасных авиаполков, а затем он попал на фронт.

Смело сражался молодой лётчик-истребитель, и 2 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля 1948 года лётчика наградили второй медалью "Золотая Звезда".

После войны окончил Краснознамённую Военно-Воздушную академию и Академию Генерального штаба. А. И. Колдунов ещё долго продолжал службу в войсках ПВО, дослужился до Маршала...

*     *     *

Ещё один ветеран - авиатор Герой Советского Союза Стефан Ефимович Войтенко поселился после войны в Сочи. "Приземлился" фронтовик на берегу Чёрного моря не случайно: в годы войны ему довелось командовать истребительной авиаэскадрильей "Адлерский патриот". История её такова.


Войтенко Стефан Ефимович

С.Е.Войтенко

Родился 26.07.1909 года в Екатеринодаре, в семье рабочего. Окончил 7 классов, затем работал трактористом. В Красной Армии с 1931 года. Окончил Ейскую школу морских лётчиков в 1934 году и работал в ней инструктором.

Участник Советско-Финляндской войны 1939 - 1940 годов. В воздушных боях уничтожил 1 самолёт противника.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был заместителем командира эскадрильи 8-го истребительного авиационного полка (ВВС Черноморского флота). К июню 1944 года помощник командира 6-го ГвИАП (11-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия) Гвардии майор С. Е. Войтенко совершил 241 боевой вылет, провёл 45 воздушных боев и лично сбил 12 самолётов противника. Штурмовыми ударами он уничтожил 1 танк, 20 автомашин, 2 зенитные батареи и много другой техники врага. 5.11.1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1947 года - в запасе. Жил в Сочи. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Его имя носит школа в селе Великие Будища Полтавской области на Украине.


По инициативе чаеводов колхоза имени В. И. Ленина, расположенного в живописной долине недалеко от Адлера, начался сбор средств на постройку авиационной эскадрильи. Колхозников-чаеводов поддержали в других селениях района. В начале 1944 года боевые самолёты-истребители, приобретённые на собранные жителями Адлерского района деньги, были переданы личному составу Гвардейского авиационного полка ВВС Черноморского флота. По просьбе колхозников эскадрилью назвали "Адлерский патриот", а командиром её назначили уроженца Кубани Стефана Войтенко, известного уже в ту пору лётчика.

Самолёты - подарки адлерских тружеников немало способствовали освобождению Крыма. Лётчики эскадрильи Войтенко сопровождали группы наших штурмовиков и бомбардировщиков, вступали в воздушные схватки с фашистами. В боях за Крым эскадрилья "Адлерский патриот" уничтожила несколько десятков вражеских самолётов. Именно за успешные бои в небе Кубани и Крыма С. Е. Войтенко удостоен звания Героя Советского Союза.

У Стефана Ефимовича сохранилась лётная книжка. В ней запмсаны все его победы - 15 самолётов сбил лично и 21 уничтожил вместе с боевыми друзьями.

После войны Стефан Ефимович был частым гостем в школах, у тружеников - адлерцев. Ветеран рассказывал о своих боевых друзьях, а в историко - краеведческом музее он был активным экскурсоводом. С особой радостью бывал Стефан Ефимович у чаеводов, которые снабдили лётчиков прекрасными самолётами.

*     *     *

14 ноября 1941 года газета "Тихоокеанская звезда" напечатала призыв комсомольцев Хабаровского края: "Построим звено бомбардировщиков "Хабаровский комсомол"!"

Но начало было раньше - ещё в октябре комсомольцы посёлка имени Горького внесли на строительство боевых самолётов 20 000 рублей.

На призыв, опубликованный в газете, молодёжь края откликнулась дружно и активно. 23 ноября в крае прошёл воскресник, в результате которого на счёт № 160/9085 поступило 3 миллиона рублей. А к концу декабря на этом счету, средства которого предназначались для строительства боевых самолётов, значилось уже более 20 миллионов рублей. И тогда было принято решение строить не звено, а эскадрилью бомбардировщиков и дать ей название "Хабаровский комсомол".

17 января 1942 года самолёты "Хабаровский комсомол" поступили в полк, которым командовал Иван Карпович Бровко, ныне генерал-лейтенант авиации запаса. И уже на второй день, 18 января, хабаровские самолёты бомбили аэродром противника в районе Смоленска. В первом вылете они уничтожили 10 вражеских бомбардировщиков, вывели из строя взлётную полосу и взорвали склад с горючим.

В истории Великой Отечественной войны экипажи, воевавшие на этих мащинах, оставили немало героических страниц. На самолётах "Хабаровский комсомол" летали прославленные советские лётчики А. И. Молодчий, М. В. Симонов, И. И. Тихий, Л. П. Глущенко, Ю. Н. Петелин, И. Т. Гросул, Е. Д. Парахин. Они бомбили военные объекты в глубоком тылу врага - в Кёнигсберге, Данциге, Хельсинки, Плоешти, Варшаве, Берлине. Из числа лётчиков и штурманов, летавших на самолётах "Хабаровский комсомол", 14 стали Героями Советского Союза, двое из них были удостоены этого высокого звания дважды.

Ил-4 'Хабаровский комсомол'

Строили эти самолёты молодые дальневосточники. В одном из формуляров самолёта уже на фронте была обнаружена такая записка:

"Командиру боевого экипажа! Нас не берут в армию, хотя нам по 16 - 17. Куйте, говорят, победу своим трудом. И мы, комсомольцы, отправляем на фронт вот эти грозные бомбовозы, в которые, вложили не только свой труд, но и свои молодые сердца. Несите на этих крыльях смерть бесноватому Гитлеру и всем фашистским гадам".

Бомбардировщик Ил-4, которым вооружили эскадрилью "Хабаровский комсомол", был основным бомбардировщиком дальней авиации в годы Великой Отечественной войны. Скорость его на высоте 6000 метров достигала 445 км/час. Потолок - 9400 метров. Максимальный взлётный вес - 10 тонн. Значительной была и дальность полёта - 3800 км, а с дополнительными баками для горючего она намного возрастала.

Могучие и грозные самолёты - подарки молодых дальневосточников сыграли немалую роль в разгроме врага. На этих машинах опытные лётчики бомбили вражеские позиции не только в ближнем тылу, но и совершали налёты на военные объекты Кёнигсберга, Данцига, даже Берлина.

Отправляя бомбардировщики на фронт, комсомольцы также позаботились о том, чтобы в каждом самолёте был наказ для экипажа:

"Боевые товарищи! Машины, вручённые вам, построены на трудовые рубли дальневосточной молодёжи. Помните это. Берегите их как зеницу ока. Держите крепче в руках штурвал наших краснозвёздных боевых машин. Бейте врага без промаха".

К сожалению, безымянны эти записки и наказы, вложенные в технические формуляры грозных Ил-4. Усилиями следопытов, журналистов, ветеранов удалось восстановить имена некоторых молодых энтузиастов, вложивших свои силы, средства, а главное - свою непоколебимую веру в победу над врагом в строительство боевых самолётов. В начале 1970-х годов здравствовали в Хабаровском крае М. И. Левшова, Н. И. Панина - Сократ, Ф. С. Савченко, Г. Е. Шишков... Той первой военной осенью каждый из них внёс на строительство самолётов для фронта по 1000 и более рублей.


Глущенко Леонтий Петрович

Л.П.Глущенко.

Родился 30.10.1914 года на хуторе Смоковка, ныне Житомирского района Житомирской области (Украина), в семье крестьянина. В 1933 году окончил рабфак в Киеве. Работал техником-агрономом Житомирской научно-исследовательской станции хмелеводства. С 1936 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище, в 1941 - Ивановскую высшую школу штурманов ВВС. Участник боёв у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня. Старший инструктор по радионавигации - заместитель старшего штурмана 3-й Гвардейской авиационной дивизии (3-й Гвардейский авиационный корпус, АДД) Гвардии капитан Л. П. Глущенко к августу 1943 года совершил 216 боевых вылетов на бомбёжку военно - промышленных объектов в глубоком тылу врага. 18.09.1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1958 года подполковник Л. П. Глущенко - в запасе. Жил и работал в городе Полтава. Награждён орденами Ленина (трижды), Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 26.11.1985 года.


Из когорты прославленных авиаторов, летавших на бомбардировщиках "Хабаровский комсомол", удалось разыскать Героев Советского Союза Л. П. Глущенко, ныне, к сожалению, уже покойного, и Е. Д. Парахина, персонального пенсионера союзного значения, ныне проживающего в Полтаве.

Леонтий Петрович Глущенко - кадровый авиатор. Боевой путь его в Отечественной войне начался в июне 1941 года с должности штурмана звена, а завершился 9 мая 1945 года - в должности заместителя старшего штурмана авиадивизии авиации дальнего действия. Путь этот чётко обозначен памятными медалями, которых удостоен фронтовик: "За оборону Москвы", "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За оборону Севастополя", "За освобождение Варшавы", "За взятие Будапешта", "За взятие Кёнигсберга", "За взятие Берлина"...

- Нашему полку дальних бомбардировщиков за годы войны приходилось принимать участие в боях на разных фронтах, - объясняет Леонтий Петрович. - Поэтому у меня получился такой широкий "набор" памятных медалей и благодарностей Верховного Главнокомандующего.

Всего за годы войны Л. П. Глущенко совершил 299 боевых вылетов. Он бомбил военные объекты в Кёнигсберге, Тильзите, Данциге, во многих других городах противника. О том, как воевал ветеран на бомбардировщике с надписью "Хабаровский комсомол", Леонтий Петрович рассказал в обстоятельном, написанном убористым аккуратным почерком письме. Приведу выдержки из него:

"17 января 1942 года на фронтовом аэродрома приземлились 3 новых бомбардировщика Ил-4, а через некоторое время прилетели ещё 6 машин. Это были самолёты эскадрильи "Хабаровский комсомол", построенные на средства тружеников тыла - комсомольцев Хабаровского края. Эскадрилья была передана 98-му дальнебомбардировочному авиаполку.

Приказом по части эти самолёты в торжественной обстановке передали комсомольским экипажам полка, которые принимали участие в боевых действиях с первых дней войны и имели каждый около 50 боевых вылетов.

Один из самолётов с надписью на фюзеляже "Хабаровский комсомол" получил командир звена старший лейтенант Гросул Иван Тимофеевич. Его экипаж: штурман звена старший лейтенант Глущенко Леонтий Петрович, стрелок-радист младший лейтенант Митяшкин Василий Андреевич, воздушный стрелок - Соложенко Николай Степанович.

На второй день, 18 января, группа хабаровских самолётов вылетела на боевое задание и нанесла удар по крупному фашистскому аэродрому под Смоленском. Вёл группу командир полка подполковник И. К. Бровко.

После разрывов бомб на аэродроме вспыхнули пожары, горело около десятка самолётов, стоянки усеяны искорёженными самолётами, взорван склад с горючим. Группа шла на большой высоте и была встречена мощным зенитным огнём. Самолёт Гросула получил несколько крупных пробоин от осколков зенитных снарядов. В течение ночи пробоины на самолёте были залатаны инженерно-техническим составом. Так после первого же боевого вылета на самолёте "Хабаровский комсомол" появились первые отметины.

Каждый день новые самолёты шли в бой, выполняя по 1 - 2 боевых вылета.

Погода резко ухудшилась, шёл снег, метель, низкая облачность, видимость плохая. Самолёты в полёт не выпускали - нелётная погода.

Экипаж Гросула был подготовлен к полётам в сложных метеорологических условиях, и мы упросили командира полка разрешить вылет на "свободную охоту", только в бомбы ввернуть взрыватели с замедлением, чтобы можно было сбрасывать их с бреющего полёта. Такой вылет нам разрешили.

Выполняя полёт в облаках и на малой высоте, мы прошли линию фронта и на одной из железнодорожных станций обнаружили скопление вражеских эшелонов с войсками и техникой. Выполнили 3 захода на бреющем полёте. Бомбы были сброшены на эшелоны, и 3 из них загорелись. Из всех пулемётов мы вели огонь по гитлеровским солдатам, выскакивавшим из горящих вагонов.

Сфотографировав результаты бомбардировки, экипаж продолжал полёт и заметил на шоссе скопление пехоты, которая двигалась по заснеженной дороге к линии фронта. Экипаж выполнил несколько атак. Мы вели огонь по гитлеровцам, пока не израсходовали весь боекомплект. Душу отвёл и я - нечасто приходится штурману вести огонь с переднего пулемёта.

Мы благополучно возвратились домой и тут же написали письмо хабаровским комсомольцам, доложив об успешно выполненных боевых вылетах на подаренном самолёте "Хабаровский комсомол"...

25 января 1942 года опять вёл группу Гросул. В строю было 5 экипажей. На высоте 7100 метров нас атаковали 5 Ме-109. В том тяжёлом воздушном бою были сбиты 2 наших бомбардировщика. Лётчики Жуган и Слюнкин дотянули самолёты до линии фронта и выбросились на парашютах, приземлились в расположении наших войск. В этом полёте произошёл редкий случай: штурман старший лейтенант Чиссов Иван Николаевич из экипажа Н. П. Жугана выпал из самолёта на высоте 7100 метров, потерял сознание от кислородного голодания, парашют не раскрыл. Штурман упал в заснеженный овраг и остался жив.

Немцы обрушили огонь на наш ведущий самолёт. Надпись на фюзеляже "Хабаровский комсомол", очевидно, приводила фашистских лётчиков в ярость. Считая, что это летит воздушный ас, они всеми силами старались сбить самолёт. У экипажа Н. П. Краснова были тяжело ранены стрелки, он подошёл вплотную к ведущему самолёту под защиту его стрелков.

Атака следует за атакой, в нашем экипаже ранен стрелок-радист Василий Митяшкин в левую руку, но, превозмогая боль, продолжал отражать атаки. В этом бою он сбил 2 Ме-109.

В одной из последних атак, когда нас одновременно атаковали 2 истребителя - один сзади, другой пикировал сверху, - трасса снарядов прошила правый мотор, перебит коленчатый вал. Началась сильная вибрация, экипаж пошёл на снижение и произвёл посадку на фюзеляж на заснеженном лугу в 30 километрах от линии фронта.

Умелые руки техника самолёта Василия Мартынова и его помощников в невероятно сложных зимних условиях, при лютом морозе, в поле, продутом всеми ветрами, восстановили самолёт "Хабаровский комсомол". И мы продолжали на нём выполнять боевые задачи: наносили удары по станциям, нарушали железнодорожные перевозки врага, бомбили аэродромы, уничтожая самолёты и разрушая лётное поле - тем самым завоевывали господство в воздухе. Вели дневную и ночную разведку, фотографировали днём и ночью объекты врага.

В марте 1942 года наш экипаж, первым в полку, привёз ночной фотоснимок цели. Для того чтобы ночью сфотографировать объект, применялись специальные фотобомбы (ФОТАБ). Необходимо было строго выдерживать режим полёта при фотографировании: высоту 2000 метров, скорость 200 км/час. При изменении этого режима с тем первым, ещё несовершённым ночным аэрофотоаппаратом снимки не получались.

На самолёте "Хабаровский комсомол" наш экипаж выполнил 70 боевых вылетов, налетал около 300 часов. На 71-м боевом вылете экипаж получил задание ночью сфотографировать крупный фашистский аэродром, определить наличие там самолётов, систему ПВО и расположение зенитных батарей. Экипаж задание выполнил, но над целью был встречен сильным зенитным огнём. Когда последняя фотобомба выпадала из бомболюка, в неё попал зенитный снаряд, под самолётом произошёл взрыв большой силы, и бомбардировщик получил значительные повреждения. Изуродованный самолёт мы довели домой и посадили. Инженерно-технический состав и на этот раз сумел восстановить самолёт. На нём полетел экипаж Е. Д. Парахино. Над целью от зенитного огня Ил-4 получил серьёзное повреждение, и при посадке на своем аэродроме хвостовая часть бомбардировщика отвалилась. Самолёт восстановлению не подлежал.

Так закончилась боевая биография одного из самолётов эскадрильи "Хабаровский комсомол". За свою недолгую боевую жизнь подаренный нам самолёт много сделал. Экипаж его разбомбил десяток военных эшелонов, уничтожил много различной боевой техники врага, несколько десятков фашистских самолётов, бомбардировкой и пулемётным огнём уничтожены сотни гитлеровцев. В воздушном бою были сбиты 2 истребителя врага. Таков далеко не полный перечень боевой работы только одного самолёта, "Хабаровский комсомол".



Гросул Иван Тимофеевич

И.Т.Гросул

Родился 10.03.1920 года на хуторе Воровский, ныне Врадиевского района Николаевской области (Украина), в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков в 1938 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командира эскадрильи 10-го Гвардейского авиационного полка (3-я Гвардейская авиационная дивизия, 3-й Гвардейский авиационный корпус, АДД) Гвардии капитан И. Т. Гросул к августу 1943 года совершил 241 боевой вылет на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу врага. Его экипаж сбил в воздушных боях 5 истребителей противника. 18.09.1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1954 года майор И. Т. Гросул - в запасе. Жил в городе Сочи. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 7.04.1972 года. В посёлке Врадиевка Николаевской области установлен бюст Героя.


Как воевал экипаж И. Т. Гросула в небе Сталинграда, написал в своих воспоминаниях и маршал авиации Н. С. Скрипко:

"В те дни, когда мы вели активную борьбу с транспортной авиацией врага и участвовали в воздушной блокаде окружённой группировки гитлеровцев, лётчик Иван Тимофеевич Гросул и штурман Леонтий Петрович Глущенко обнаружили немецкий аэродром, на котором скопилось довольно большое количество транспортных самолётов Ю-52.

На другой день, когда авиаполк должен был нанести удар по скоплению вражеской авиации, выяснилось, что неприятельский аэродром пуст. Радировав об этом командиру части, старший лейтенант И. Т. Гросул приступил к поиску запасного немецкого аэродрома. Искал он долго, упорно, пока позволяло горючее, и всё-таки нашёл.

Доложив командиру о крупной авиабазе самолётов противника и сообщив её координаты, экипаж лёг на боевой курс. Штурман Л. П. Глущенко точно сбросил серию бомб на взлётно-посадочную полосу и самолёты гитлеровцев. Тогда на перахват дальнего бомбардировщика, действовавшего без прикрытия, бросились 4 фашистских истребителя. Отражая воздушного врага огнём, экипаж Гросула вошёл в облака и сумел уклониться от преследователей".

Ратный подвиг И. Т. Гросула и Л. П. Глущенко высоко оценён Родиной. Оба они Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года удостоены звания Героя Советского Союза.

А теперь о другом ветеране эскадрильи "Хабаровский комсомол" - Ефиме Даниловиче Парахине. По путёвке комсомола пришёл он в авиацию. Поначалу работал в Аэрофлоте. Трудился в Якутском авиаотряде. Когда враг в Июне 1941 года напал на нашу страну, Ефим Парахин пересел на боевой самолёт. С апреля 1942 года он в дальней авиации, освоил бомбардировщик Ил-4.

- Я счастлив, - говорит Парахин, - что самолёт "Хабаровский комсомол" попал и в мои руки. Первый боевой вылет - бомбёжка вражеского аэродрома под Брянском. По данным разведки, там скопилось много транспортных самолётов Ю-52. Нам приказали уничтожить самолёты противника, склад горючего, вывести из строя лётное поле. На рассвете 10 Ил-4 вылетели на задание. Погода была неважная, по стёклам кабины хлестал дождь, высота облачности - до 120 метров. И вот мы над целью. Строго выдерживаю боевой курс... И тут появились вражеские истребители, стремятся сбить нас поодиночке. Но мы точно сбрасываем бомбовый груз на цель и возвращаемся на свой аэродром.


Симонов Михаил Васильевич

М. В. Симонов

Родился 1.08.1913 года в посёлке Кутейниково, ныне посёлок Войковский Амвросиевского района Донецкой области (Украина), в семье служащего. Окончил 7 классов, Балашовскую школу лётчиков ГВФ в 1935 году. Работал лётчиком Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске. В Красной Армии с января 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир звена 2-го Гвардейского авиационного полка (3-я авиационная дивизия, АДД) Гвардии капитан М. В. Симонов к началу октября 1942 года совершил 150 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в тылу противника, уничтожение его живой силы и техники. 31.12.1942 года удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1947 году окончил КУОС. С 1950 года был лётчиком-испытателем. С 1961 года полковник М. В. Симонов - в запасе. Жил в Казани. Награждён орденами Ленина (трижды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями. Имя Героя носила пионерская дружина школы села Куркуль Алексеевского района Татарской АССР.


Потом наш экипаж бомбил врага под Сталинградом, мы наносили удары по окружённым войскам противника. Мой экипаж сделал тогда 89 успешных боевых вылетов. А вот 90-й вылет вспоминать очень тяжело... Мой самолёт был подбит. Пришлось выбрасываться на парашютах. Погибли штурман Обрубов и воздушный стрелок. Я и стрелок-радист Габачиев попали в лапы врага. Но разделаться с нами гитлеровцы не успели. Вскоре они сами оказались в плену. После госпиталя мы с Габачиевым заняли места в новом бомбардировщике в своём же полку. Последний боевой вылет мой экипаж совершил в конце апреля 1945 года по военно-морскому объекту в Германии.

На самолёте - подарке дальневосточников бомбил врага и Михаил Васильевич Симонов. С первых дней войны был он на фронте, к её концу совершил по уточнённым данным 294 боевых вылета.

"Замечательным лётчиком-ночником по праву считался Гвардии капитан Михаил Симонов, удостоенный вскоре звания Героя Советского Союза, - вспоминает Н. С. Скрипко. - При налёте на вражеский аэродром его экипаж уничтожил 12 фашистских самолётов, а при бомбометании по железнодорожной станции разбил 17 вагонов с боеприпасами. Лётчик стал одним из зачинателей увеличения бомбовой нагрузки на самолёт".

А.И.Молодчий
А. И. Молодчий.

И, наконец, Александр Игнатьевич Молодчий, дважды Герой Советского Союза, будущий Генерал - Лейтенант авиции. За годы войны он совершил 311 боевых вылетов, налетал 600 000 км - примерно 15 витков вокруг Земли. На самолёте "Хабаровский комсомол" принимал участие в бомбардировке военных объектов столицы Третьего Рейха, а также непосредственно Берлина в 1942 году. Вот как рассказали о своём первом ударе по Берлину сам А. И. Молодчий и его штурман С. И. Куликов:

"Примерно за 30 км до Берлина мы увидели автостраду, которая ведёт к городу, канал, озёра. Ещё несколько мгновений - и под нами Берлин... Огромный тёмный город. Ни единого огня. Как только мы очутились над ним, в небе начали шарить прожекторы... Начала бить зенитная артиллерия... Группе прожекторов удалось поймать наш самолёт. Удачным маневром мы вышли из первого пучка лучей. Подошли к центру города. Бомбы сброшены. Сброшено и 10 000 листовок на немецком языке..."

Полёты советских бомбардировщиков в глубокий тыл врага причиняли противнику не только материальный ущерб, но и угнетающе действовали на психику вражеских солдат на фронте - тому есть немало примеров и в военных мемуарах, и в показаниях пленных того периода. И вот что свидетельствовала английская газета "Дейли телеграф":

"Налёт русской авиации на Берлин застал немцев врасплох. Русские дальние бомбардировщики разбомбили предприятия и электросиловые станции в окрестностях Берлина".

Именной Ил-4 А.И.Молодчего.

А построены были эти дальние бомбардировщики на средства молодёжи одного лишь края Советской страны - Хабаровского.

*     *     *

Следуюший рассказ - о трёх лётчиках, которые были дважды удостоены звания Героя Советского Союза, воюя на подаренных им самолётах.

Начнём с рассказа о подарке ленинградок. Много написано о пережитом ленинградцами в течение 900 дней блокады. О холоде и голоде, о варварских бомбардировках и артиллерийских обстрелах - за блокадные дни враг выпустил по городу около 150 тысяч снарядов и сбросил свыше 100 тысяч зажигательных и почти 5 тысяч фугасных авиабомб. Гитлеровцы хотели стереть с лица земли колыбель Октябрьской революции, но выстояли советские люди.

И не только выстояли - помогали стране бороться с врагом. В эти трудные дни и ночи в Ленинграде жили и работали, как и тысячи других жителей, две русские женщины - Прасковья Васильевна Баринова и её дочь Евгения Петровна. Работали они в 27-й поликлинике Октябрьского района. Муж Прасковьи Васильевны умер от голода, а сын погиб на фронте. Чтобы приблизить победу над врагом, они решили передать в Госбанк ценности, доставшиеся от деда Прасковьи Васильевны - Ивана Михайловича Баринова. На эти деньги мать с дочерью просили построить самолёт для воинов Ленинградского фронта.

- Как только началась война, - вспоминает Прасковья Васильевна, - Виктор, сын, добровольцем ушёл на фронт. Младшую дочку Тасю эвакуировали. И остались мы втроём: муж, дочь Женя и я. Муж работал на заводе имени Егорова. В Феврале 1942-го умер от голода. Женя домой забегала раз в неделю. Она работала медицинской сестрой и находилась на казарменном положении...

Жили как все в блокаду... От Виктора не было ни одной весточки. Думали погиб. Город стоял весь израненный. Тогда и решили хоть немного помочь нашей армии. Отнесли в Госбанк сбережения, что остались по наследству от престарелых родственников, и обратились с просьбой, чтобы построили самолёт и назвали бы его - "Месть Бариновых".

Весной 1944 года в 943-й штурмовой авиационный полк поступила партия новых самолётов Ил-2, среди них выделялся один: на его бортах были сделаны две надписи - "Месть Бариновых" и "За Ленинград". Вместе с самолётом пришло в часть и письмо. Хозяйки машины писали:

"Вручите этот штурмовик самому храброму лётчику. Пусть лётчик нашего самолёта не забудет о мучениях, перенесённых нами - ленинградцами. Пусть не дает он покоя врагу ни в воздухе, ни на земле. Пусть освобождает от фашистских орд родную землю. И да будет ему за это всенародное уважение и слава".

В полку было решено вручить самолёт Бариновых командиру эскадрильи Георгию Михайловичу Паршину.


Паршин Георгий Михайлович

Г.М.Паршин

Родился 23.05.1916 года в селе Сетуха, ныне Залегощенского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1936 году окончил Херсонскую авиационную школу пилотов Осоавиахима. Работал лётчиком - инструктором в различных аэроклубах. С 1941 года в Красной Армии.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. В 1943 году окончил КУКС.

К марту 1944 года командир эскадрильи 943-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан Г. М. Паршин совершил 138 боевых вылетов на штурмовку скоплений живой силы и техники противника. 19.08.1944 года удостоен званияГероя Советского Союза.

К февралю 1945 года совершил ещё 96 боевых вылетов на штурмовку вражеских позиций. 19 апреля 1945 года командир 943-го штурмового авиационного полка майор Г. М. Паршин был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

С 1946 года в запасе. Работал в ГВФ, затем лётчиком-испытателем. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями и иностранным орденом. Погиб 13.03.1956 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве, где его именем названа улица. Бронзовый бюст установлен в посёлке Залегощь Орловской области.


Крестьянский сын из села Сетуха Орловской области, он освоил лётную профессию задолго до войны, был лётчиком-инструктором в аэроклубах Днепропетровска, Чебоксар, Грозного. В бой с врагами вступил летом 1941 года. До Ленинграда воевал на Западном, Северо-Кавказском и других фронтах.

- У меня свои счёты с гитлеровцами, - говорил он боевым товарищам. - Они сожгли родную деревню на Орловщине, расстреляли отца - партизана. Я буду мстить до тех пор, пока руки будут способны держать штурвал самолёта.

И он мстил. Паршин штурмовал вражеские аэродромы, железнодорожные узлы, переправы, вёл разведку, расчищал путь нашей пехоте.

К тому времени капитан Г. М. Паршин был уже опытным боевым лётчиком. Когда в январе 1944 года Ленинградский фронт перешёл в наступление, командир эскадрильи Паршин делал по 4 - 5 боевых вылетов в день. Он штурмовал вражеские колонны и аэродромы, артиллерийские позиции противника, вёл разведку. Но один из полётов закончился печально: самолёт Паршина был подбит, и он не вернулся на свой аэродром.

Однополчане очень переживали. Не хотелось им верить в печальный исход. Все надеялись на возвращение - и Паршин вернулся.

Лётчик доложил, что подбитый самолёт дотянуть до своих не удалось и он упал на верхушки леса. Деревья самортизировали удар, члены экипажа успели выпрыгнуть до взрыва. Разведчики помогли Паршину и стрелку самолёта Бондаренко выйти к своим.

Тяжело переживал Паршин потерю самолёта. На нём он штурмовал вражеские войска на Северном Кавказе, много раз летал на штурмовку дальнобойных батарей противника, обстреливавших Ленинград.

- Не печалься, Георгий, - сказал командир полка, - машину получишь что надо.

Так Паршин узнал о подарке Бариновых.

На следующий день в полк приехали хозяйки самолёта - худенькая девушка и пожилая женщина. В торжественной обстановке они и вручили свою машину лётчику Паршину.

Передача именного Ил-2 семьи Бариновых

Ил-2 Г. Паршина.

С новой силой громил врага на подаренном самолёте Георгий Паршин. В первом же вылете сбил вражеский истребитель. На аэродроме сказал технику:

- Нарисуй на самолёте 5 звёздочек, - за 4 старых сбитых и один новый.

19 августа 1944 года за 138 боевых вылетов, за мужество и храбрость, проявленные в боях с врагом, капитан Г. М. Паршин был удостоен звания Героя Советского Союза.

О награде сына узнала мать героя:

"Мне построили новый дом вместо спалённого гитлеровцами. Когда же ты приедешь, сынок? Хотя бы на денёк на родину вырвался".

Сын отвечал:

"Погоди ещё немного, мама. Сегодня мы взяли Таллинн. Остались считанные часы, и освободим всю Эстонию. Скоро я буду воевать в Германии. А там и домой".


Штурмовик Ил-2 капитана Г. М. Паршина. 943-й ШАП, осень 1944 года.

После освобождения Таллинна майора Г. М. Паршина назначают командиром штурмового авиационного полка. Под его командованием полк принимает участие в освобождении Прибалтики, в боях в Восточной Пруссии. Слава об успешных штурмовках Паршина гремела по всему фронту. Особенно дорожил лётчик приветствиями наземных войск - пехотинцев, артиллеристов, танкистов. В одном письме были такие строки: "Мы узнаём самолёт Паршина по надписи на фюзеляже".

Когда Паршин сделал 202-й боевой вылет, командующий Воздушной армией в представлении к очередной награде написал: "Отважный герой, вожак штурмовиков всегда служит примером в бою. Вполне заслужил высшую награду Советского правительства - присвоение звания дважды Героя Советского Союза".

19 апреля 1945 года Георгий Михайлович был удостоен этого высокого звания.

Мать и дочь Бариновы через армейскую газету "Боевая тревога" поздравляли Паршина:

"Дорогой Георгий Михайлович! Мы гордимся, что, воюя на самолёте "Месть Бариновых", вы стали таким известным человеком.

У нас в Ленинграде весна. Небо чистое, ни облачка, и солнце начинает припекать. Радостно смотреть, как расцветает наш Ленинград. На улицах уже не увидишь заколоченных досками и засыпанных песком витрин. Сегодня объявили, что отменяется светомаскировка и разрешается круглосуточное движение по городу в Майские дни. Как засияет наш Ленинград, отражая в Неве столько огней !"

Встреча Г. М. Паршина с семьёй Бариновых.
Встреча Г. М. Паршина с семьёй Бариновых.

Ответил Георгий Паршин Бариновым в День Победы:

"Добрый день, дорогие хозяева моей любимой машины, на которой я закончил битву с фашистской Германией!

Я получил через "Боевую тревогу" ваше письмо, очень вам благодарен. За время войны я сделал 253 вылета на штурмовку, из них более 100 вылетов - на подаренной вами машине, штурмовал крепости врага, жёг танки, топил баржи, в воздушных боях сбивал самолёты противника.

Поздравляю вас с Победой! Скоро я надеюсь прилететь к Вам на своём крылатом помощнике, на котором написано "Месть Бариновых" и нарисовано 10 звёзд. Это означает, что всего мною за Отечественную войну сбито в воздушных боях 10 фашистских пиратов. Даю слово большевика - лётчика, что отдам все свои силы и способности для дальнейшего укрепления нашей авиации, а если придётся снова столкнуться в бою с врагами нашей Родины, то буду так же стойко драться за счастье великого советского народа, за дело партии Ленина..."

После победы Георгий Михайлович прилетел в Ленинград на самолёте - подарке. Вместе с Бариновыми ходил по улицам города...

НазадЛиния

( История некоторых именных самолётов )
Вперёд
 

Возврат

Н а з а д

Поделиться с друзьями:

У нас на сайте самые лучшие штативы можно подобрать по нашему каталогу ФотоГора


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz