Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Борисов Иван Григорьевич

И.Г.Борисов

Родился 28 Сентября 1921 года в деревне Шелухино, ныне Луховицкого района Московской области, в семье крестьянина. По окончании 7 классов работал слесарем - инструментальщиком на Пресненском машиностроительном заводе в Москве. Окончил аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Остафьевскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1941 года сержант И. Г. Борисов в действующей армии. По Июнь 1942 года нёс службу в 309-м ИАП, летая на И-16. Затем, до Сентября 1942 года, служил в 4-м ИАП, где летал на Як-7. Сражался на Брянском и Сталинградском фронтах. В Октябре 1942 годы зачислен в состав 9-го Гвардейского авиаполка и прошёл с ним славный путь от Сталинграда до Берлина, став одним из его прославленных асов.

К осени 1943 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  Гвардии старший лейтенант И. Г. Борисов совершил 210 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника и 8 в составе группы.

1 Ноября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 563 успешных боевых вылета, участвуя в 182 воздушных боях, уничтожил 29 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1949 года Гвардии майор И. Г. Борисов - в запасе. Жил и работал в Москве. Умер 10 Августа 1954 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Иван Григорьевич Борисов родился в 1921 году в деревне Шелухино Луховицского района Московской области. До войны жил в Москве, где окончил 7-летку и школу ФЗУ. Работал слесарем на Краснопресненском машиностроительном заводе, на который поступил в 1937 году. Без отрыва от производства учился в аэроклубе имени А. Ляпидевского. В Мае 1940 года по путёвке комсомола был зачислен курсантом в Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова. Отлично закончив прогрумму обучения, был рекомендован в военную школу. 1 Декабря 1940 года зачислен курсантом Астафьевской военной авиационной школы пилотов.

...Началась война, и во вновь формируемые истребительные авиаполки комиссия отбирала тех, кого можно было бы досрочно выпустить из школы. В их число попал и Иван Борисов. 28 Июня 1941 года сержант И. Г. Борисов стал пилотом одной из частей Московского района ПВО. Год нёс он службу стража Москвы, а 1 Июня 1942 года был назначен в 4-й истребительный авиаполк.

На Сталинградском фронте Иван Борисов стал настоящим лётчиком - истребителем. Долгое время он был ведомым у Амет - Хана Султана. А это говорит о многом.

С каждым полётом Иван Борисов успешно перенимал всё лучшее, чем обладал его ведущий, к тому времени уже достаточно известный лётчик. Однажды над Сталинградом Борисов, следуя за Амет - Ханом, бросившимся в атаку на группу Ме-109, увидел, как один из них устремился на товарища. Борисов выскочил вперёд ведущего и двумя очередями поразил "Мессера". И в последующих боях он сражался смело, проявлял инициативу и находчивость. Его наградили орденом Красного Знамени. Известие об этом застало Ивана Борисова уже в новом для него полку - прославленном 9-м Гвардейском...

*   *   *

У Амет - Хана Султана доброе лицо, весёлые глаза, над которыми взлетели, точно птицы, чёрные брови, густые смолянистые волосы. Он ещё только Капитан, и на груди его ещё нет Золотых Звёзд Героя. Он получит их, сначала одну, а потом и вторую, спустя несколько месяцев жарких боёв с врагами. А пока он, уроженец Крыма, и его неразлучный друг москвич Иван Борисов ещё только начинают входить в число настоящих, умудрённых опытом воздушных воинов.

Когда Амет - Хана спрашивали, каково его мнение о ведомом, глаза его теплели, и он говорил задушевно, тихим голосом: "Это мой щит. Надёжный, верный щит..."

Действительно, по установившимся правилам ведения воздушного боя, после того как в нашей авиации в ходе войны был отброшен, как изживший себя, принцип 3-самолётного состава звена и введён новый - 4-самолётный, основанный на самостоятельных действиях двух пар, задача ведомого заключалась в надёжной защите ведущего, то есть быть щитом.

Роль меча - разящего, карающего - отводилась ведущему. В бою победа ковалась взаимопониманием, взаимопомощью, чёткими, согласованными действиями ведущего и ведомого. Если ведущий сомневается в своём ведомом, если у него нет уверенности за свой тыл, если он вынужден в бою оглядываться назад, распылять своё внимание - успех сомнителен. И наоборот, когда ведомый ищет врага и думает только об атаке, победа обеспечена наверняка.

Именно таким щитом у Амет - Хана Султана и был Иван Борисов. Воевать он начал в составе 309-го истребительного авиаполка, затем сражался в 4-м авиаполку. Войну закончил под Берлином, командуя эскадрильей 9-го Гвардейского истребительного авиаполка, имея на боевом счету 182 проведённых воздушных боя и более двух десятков самолётов врага, сбитых им лично и в группе с товарищами.

Но эти цифры будут известны лишь в Мае 1945 года. А пока ранней весной 1943 года Амет - Хан Султан и Иван Борисов летали в паре. Они сражались в небе над Кубанью, где разыгрались невиданные по масштабу воздушные схватки. Немецкое командование решило сыграть ва - банк, бросив в бой огромное количество самолётов, своих отборных пилотов, лучших асов, надеять вырвать утраченное господство в воздухе.

...Советские истребители летели двумя эшелонами. В ударной группе Амет - Хан вёл свою эскадрилью. На высоте 4000 метров встретили группу Ме-109. Завязался скоротечный бой. Первым ринулся в атаку Амет - Хан. Его верный товарищ, Иван Борисов удвоил внимание. Вот ведущий круто спикировал, заходя в хвост одному из "Мессеров". Ещё минута, и он откроет огонь. Но в этот момент пара FW-190 из верхнего эшелона устремилась в атаку на самолёт Амет - Хана. Борисов бросил свою машину им наперерез, дал упредительную очередь. Трасса прошла впереди "Фоккеров", и те сразу отвалили в сторону. Атака Амет - Хана оказалась успешной.

В один из дней эскадрилья получила новую боевую задачу: прикрыть с воздуха переправу. Ведомым у комэска, как и всегда, полетел Иван Борисов. В воздух поднялись на рассвете, когда солнечные лучи золотили лишь высокие облака, а на земле лежал предутренний сумрак. Вышли в район переправы, стали патрулировать. Немецкие самолёты не показывались. Через час пришла другая эскадрилья, и Амет - Хан увёл группу на аэродром. Залили в баки горючее, взлетели вторично. Опять в небе чисто.

Лётчикам стало скучновато: борозди небо, жги горючее, а врага всё не видно. Хоть бы штурмовкой заняться, но есть приказ: боезапас только для воздушного боя, только для охраны стратегически важной переправы.

Вот так и бывает: не было врага - скучно, а когда появился, стало тревожно. Ещё бы !   Шли сразу 3 группы - впереди 20 бомбардировщиков Не-111, за ними - ещё 20 бомбардировщиков Ju-88, а в третьей группе - ещё 20 бомбардировщиков Не-111. Итого 60 самолётов врага шло для бомбёжки переправы. А над ними, чуть в стороне, шли истребители прекрытия.

Амет - Хан решил ударить по бомбардировщикам врага и первым устремился в атаку. Борисов спикировал вслед за ним и хорошо видел, как короткая очередь, пущенная Амет - Ханом, прошила пилотскую кабину "Хейнкеля" и тот сразу повалился на крыло. Другие пары также ударили по вражеским самолётам, и строй первой группы сразу рассыпался.

Ещё атака, на этот раз снизу. Не страшась огня вражеских стрелков, наши истребители подобрались под самые крылья бомбардировщиков и дали ещё один залп из всего оружия. Ещё два "Хейнкеля", клюнув носами, пошли к земле.

Только теперь вывалились из облаков немецкие истребители. Но было поздно. Первая группа "Хейнкелей", потеряв 5 машин, беспорядочно сбросила бомбы и поспешила развернуться, взяв обратный курс.

Амет - Хан приказал своим товарищам оторваться от "Мессеров" и атаковать "Юнкерсы". Это значило, что ведущие будут строить маневр для атаки второй группы бомбардировщиков, а ведомые - прикрывать действия атакующих. Помня об этом, Борисов, словно на привязи, шёл за своим ведущим. А тот повёл группу вверх, набирая высоту, потом вновь бросил машину вниз, развивая скорость, на ведущего группы "Юнкерсов".

Борисов увеличил дистанцию, задержался с вводом в пикирование. И верно сделал, потому что сразу же пара Ме-109 ринулась вслед за самолётом Амет - Хана. Решение пришло мгновенно. Ручка управления взята до отказа от себя, и вот уже Борисов камнем падает вниз, спеша на выручку ведущему. Один из "Мессеров" на пикировании взял в прицел самолёт Амет - Хана, но ударить не успел. Его опередил Борисов. Короткая пушечная очередь, и Ме-109, густо задымив, кувыркаясь полетел вниз. Вслед за ним стал падать и "Юнкерс", сбитый Амет - Ханом.

И опять атака снизу, под брюхо "Юнкерсов". Дал очередь Амет - Хан, удобный случай представился и Борисову. "Юнкерс", словно нарочно, оказался в перекрестии прицела, и Иван Григорьевич едва успел нажать на гашетку, как вражеская машина, получив разящий удар по мотору, повалилась на крыло.

В воздухе продолжалась сумашедшая карусель воздушного боя. Всё труднее становилось бороться с бомбардировщиками, всё сильнее наседали "Мессеры", настойчиво стремясь связать боем наши истребители. И всё же "Юнкерсы" вынуждены были сломать боевой порядок, разгрузиться вне цели и пуститься наутёк.

Переправа была защищена от первых двух групп бомбардировщиков. Но подходила третья - ещё 20 "Хейнкелей". Наша эскадрилья также имела потери: на машине ведущего одной из пар, Лейтенанта Сафонова, был повреждён мотор. Он вышел из боя и стал планировать в сторону аэродрома.

...Короткая схватка с "Мессерами", набор высоты, и опять атака на вражеские бомбардировщики. Как стая хищных птиц, навалилась четвёрка Ме-109 на ведущего группы наших истребителей. Немцы понимали, что он - организатор боя, и если вывести его из строя, то хоть под занавес, но будет легче вырвать победу, дав замыкающей группе "Хейнкелей" возможность отбомбиться по переправе. Трудно пришлось Борисову, очень трудно. Он непрерывно маневрировал сзади своего ведущего, отгоняя "Мессеров".

Трудно, но выдержал бешенную нагрузку боя, создал возможность ведущему атаковать первое звено бомбардировщиков. Вражеские стрелки отчаянно вели ответный огонь по атакующим истребителям. Одна из очередей пришлась по мотору самолёта Амет - Хана. Машина вздрогнула, точно от удара, лётчик сумел выправить её полёт и через мгновение разрядил пушку по пилотской кабине бомбардировщика.

На этот раз повторить атаку снизу Амет - Хан уже не смог. Мотор тянул с трудом. Пришлось передать командование группой Павлу Головачёву, а самому тянуть к аэродрому. На повреждённую машину, которая с трудом сушалась рулей, тут же устремилась пара Ме-109. Вот они зашли справа, сделали разворот, заняли выгодное положение для атаки.

Но атаковать советский самолёт им так и не удалось. Иван Борисов знал своё место в бою и отстал он от командира лишь только для того, чтобы лучше видеть, откуда ему грозит опасность. Свою задачу он выполнил, Амет - Хан благополучно сел на землю.

Вечером в полку Гвардейцев с лётчиками беседовал Командующий 8-й Воздушной армией Т. Т. Хрюкин. Он подробно разобрал этот удивительный по своим масштабам и результатам бой, отметил отличившихся, проанализировал тактические приёмы. И вовсе не между прочим отметил, что ведомый Иван Борисов сбил в этом бою одного "Мессера" и одного "Юнкерса".

- Давайте подумаем, товарищи лётчики, о месте и роли ведомого в бою. Мы говорим, что ведомый - щит ведущего. А вот Борисов доказал, что он может быть и щитом и мечём одновременно. Если это так, то насколько возрастёт ударная огневая мощь наших эскадрилий !   Почти вдвое !   Стоит подумать над этим, товарищи лётчики...

В 9-м Гвардейском полку совет Командующего приняли на вооружение. Приняли потому, что он родился из практики, возник не случайно, а в ходе боя, в результате смелой инициативы и смелости отважных воинов. Обсудили, как и в каких случаях ведомому целесообразно осуществлять атаку, как строить маневр, как сочетать надёжное прикрытие ведущего с атакой самолётов врага. Родились десятки вариантов, и в разработке их большое участие принимал Старший лейтенант Иван Григорьевич Борисов, неразлучный друг и бесстрашный ведомый Амет - Хана.

Иван Борисов и Амет - Хан

Боевые товарищи: Иван Борисов  (слева)  и Амет - Хан Султан.  Осень 1944 года.

Много раз прикрывал грудью своего ведущего лётчик Борисов. Комэск Амет - Хан тоже не раз приходил на помощь своему ведомому.

Как - то истребители Амет - Хана прикрывали группу штурмовиков, которую возглавлял дважды Герой Советского Союза Муса Гареев. Штурмовики вышли на цель, приступили к работе. В это время над полем боя появились вражеские истребители. Завязался жестокий воздушный бой, в ходе которого самолёт Борисова был зажат в клещи парой Ме-109.

Казалось, гибель неизбежна. Но Амет - Хан вовремя увидел опасность, оторвался от своих преследователей и пошёл на выручку своему ведомому. Быстро сделал горку, развернулся и ударил с ходу по "Мессеру", висевшему на хвосте самолёта Борисова. И всё же после боя, уже на земле, техники насчитали в плоскостях машины Борисова несколько пробоин - немец успел дать очередь...

Большой и победный путь прошёл в годы войны Иван Григорьевич. Он охранял небо Москвы, сражался над Волгой, бил врага над "Голубой линией", над Крымом, в Прибалтике, летал над поверженным Берлином. В его лётной книжке есть одна внушительная цифра: произвёл 563 боевых вылета. И в каждом из них он был и надёжным щитом своего ведущего и разящим мечём, молниеносно обрушивающимся на врага. Прекрасный стиль советского лётчика - истребителя !

Находясь в действующей армии с Октября 1941 года по Май 1945 года, Иван Борисов прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи. Проведя 182 воздушных боя, записал на свой боевой счёт по различным источникам от 23 до 29 побед.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора И. Г. Борисова:
(Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
106.07.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 11)Большая СлепухаИ-16, Як-7, Як-1,

"Аэрокобра", Ла-7.
210.07.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 8)Замятино
309.09.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 6)Садовая
41  Ме-109юго - зап. Садовая
514.09.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 9)сев. окр. Сталинград
61  Ме-109  (в группе - 1 / 9)юж. окр. Сталинград
715.09.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 6)Рыбзавод  (Сталинград)
830.09.1942 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 3)Конев
927.02.1943 г.1  Не-111вост. Анастасиевка
1011.05.1943 г.1  Ме-109Штеровка
1130.05.1943 г.1  Ме-109Степановка
1218.07.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Куйбышево
1319.08.1943 г.1  Ме-109Ямщицкий
1401.10.1943 г.1  Ju-87ст. Пришиб
1502.10.1943 г.1  Ju-88ст. Пришиб
1608.02.1944 г.1  Не-111вост. Снегирёвка
1713.03.1944 г.1  "Шторх"Антоно - Куданцево
1824.03.1944 г.1  Ju-52юго - зап. Антоно - Куданцево
1909.04.1944 г.1  FW-190м. Тархан
2010.04.1944 г.2  FW-190зап. Алкалы
2126.04.1944 г.1  FW-190Севастополь
2207.05.1944 г.1  FW-190сев. Карань
2316.01.1945 г.2  FW-190сев. - зап. Гумбиннен
241  Ме-109сев. - зап. Гумбиннен
2519.01.1945 г.1  Ме-109вост. Блюменталь
2615.02.1945 г.1  FW-190юго - зап. Хайлигенбайль
2719.02.1945 г.1  Ме-109сев. - вост. Хайлигенбайль

      Всего сбитых самолётов - 22 + 7;  боевых вылетов - 554;   воздушных боёв - 182.




Дополнительная информация о И. Г. Борисове.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz