Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Михалёв Василий Павлович

Михалёв Василий Павлович

Василий Михалёв родился 2 марта 1917 года в городе Верхнеудинске, ныне Улан - Уды  (Бурятия), в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу фабрично - заводского ученичества  (ФЗУ)  и аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней лётчиком - инструктором.

На фронт младший лейтенант В. П. Михалёв попал лишь в мае 1943 года. В составе 508-го ИАП  (213-го Гвардейского ИАП)  сражался на Воронежском, Центральном и 2-м Украинском фронтах. Стал одним из немногих советских лётчиков, совершивших за годы войны 2 воздушных тарана.

Уже в одном из первых боевых вылетов, 22 мая 1943 года, на своём Як-1 таранным ударом уничтожил бомбардировщик Ju-88. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.

В газете "Красная Звезда" № 122 от 26 мая 1943 года была опубликована такая заметка:

"На днях на одном участке фронта произошёл крупный бой с фашистскими самолётами. 27 бомбардировщиков "Юнкерс-88" в сопровождении 5 "Мессершмиттов-109", прячась в густых облаках, шли на бомбёжку нашего аэродрома. Враг пытался застать врасплох советских лётчиков и нанести им внезапный удар, но безуспешно. Наши лётчики своевременно поднялись с аэродрома, навстречу немцам.

Восьмёрка истребителей ушла в облака. Вскоре она столкнулась с вражескими самолётами. Вслед за этой восьмёркой в воздух поднялось ещё несколько пар наших истребителей. В облаках и под облаками сразу завязался ряд воздушных боёв. "Юнкерсы", потеряв цель, начали сбрасывать бомбы, куда попало, пытаясь уйти от преследования. Наши лётчики настигали их и прошивали пулемётными очередями.

Большую настойчивость и волю к победе проявил в этой схватке младший лейтенант Михалёв, который вместе с другими лётчиками сделал свой первый боевой вылет и принял боевое крещение. Преследуя "Юнкерс", Михалёв всё время вёл огонь короткими прицельными очередями из пушки и пулемётов. Ему удалось убить вражеского стрелка и запалить левый мотор "Юнкерса". Скорость вражеского самолёта уменьшилась, но тут у нашего лётчика кончились боеприпасы. Тогда Михалёв, чтобы не упустить немца, решил пойти на таран. Он зашёл с хвоста, рубанул винтом своего "Яка" по стабилизатору "Юнкерса" и отвалил в сторону. Немец резко пошёл к земле. Михалёв благополучно посадил свою машину.

Немецкий бомбардировщик Ju-88.

Вражеские экипажи, стараясь уйти, спасались в облаках, но наши молодые лётчики ловили в просветах облаков немецкие самолёты и навязывали им бой. Стремительно ринулись в лобовую атаку на "Юнкерс" старший сержант Свистунов и младший лейтенант Стройков. Немец свернул влево и нырнул в облака, но Свистунов сумел пристроиться ему в хвост и длинной пулемётной очередью сбил его. Самолёт врага запылал и вскоре врезался в землю. Мужественно дрались также лётчики, принимавшие боевое крещение, старший сержант Скоблов, сержант Харченко и другие.

Шесть "Юнкерсов-88" и один "Мессершмитт-109" сбили в этом бою наши молодые лётчики, показав на деле свою хорошую выучку, упорство и отвагу".

Потеряв в боях на Курской дуге половину личного состава, 508-й истребительный авиационный полк в июле 1943 года был выведен на переформирование в город Иваново.

В 22-м запасном авиаполку лётчики прошли переучивание на американский истребитель P-39Q "Аэрокобра". Закончив обучение и получив пополнение, полк убыл в Кировобад для получения пришедшей через Иран матчасти, после чего направился на фронт под Харьков.

В.П.Михалев

К осени 1943 года на счету заместителя командира эскадрильи 508-го ИАП лейтенанта В. П. Михалёва было уже 10 воздушных побед.

30 октября 1943 года командир 3-й эскадрильи того же полка   (7-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  старший лейтенант В. П. Михалёв, в районе Петрово - Чечеливки, уничтожил 2 пикировщика Ju-87. Один из них - тараном, на высоте около 100 метров  (по другой версии случайно столкнулся с ним).

К февралю 1944 года командир эскадрильи 508-го истребительного авиационного полка  (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  старший лейтенант В. П. Михалёв совершил 104 боевых вылета, провёл 35 воздушных боёв, сбил лично 17 и в группе 2 самолёта противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Михалёв Василий Павлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К концу войны Гвардии майор В. П. Михалёв произвёл около 160 успешных боевых вылетов, участвуя в 50 воздушных боях довёл счёт своих побед до 39  (23 самолёта сбил лично и 16 - в группе).

После войны Василий Павлович продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Летал на реактивных истребителях, участвовал в 3-х воздушных парадах в Москве. Одним из первых в стране получил почётное звание военного лётчика 1-го класса. С 1958 года Гвардии подполковник В. П. Михалёв - в запасе. Жил в городе Куйбышеве  (ныне Самара), работал инженером на заводе. Умер 10 декабря 2006 года.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. П. Михалёва:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.05.1943 г.1  Ju-88  (сбит тараном)ИвняЯк-7, "Аэрокобра".
229.05.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Гостищево
308.06.1943 г.1  Ju-87р-н Томаровки
409.06.1943 г.1  Ju-87  (в группе - 1 / 4)Беломестное
526.06.1943 г.1  Ju-88Готня
604.07.1943 г.1  Ме-109Щелково - Клеменково
705.07.1943 г.1  Ме-109р-н Белгорода
81  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Гостищево
906.07.1943 г.1  Ju-87Быковка
101  Ме-109Короча
1107.07.1943 г.6  Ju-87  (в группе - 6 / 12)Беленихино - Верхопенье
122  Ме-109  (в группе - 2 / 12)Беленихино - Верхопенье
1308.07.1943 г.1  Ju-87Покровка
142  Не-111  (в группе - 2 / 6)Покровка
1522.10.1943 г.2  Не-111  (в группе - 2 / 9)Лиховка
1629.10.1943 г.1  Ме-109Ново - Стародуб
171  Не-111  (в паре - 1 / 2)Ново - Стародуб
1830.10.1943 г.2  Ju-87Верхний Кут - Варваровка
1915.12.1943 г.2  FW-190р-н Кировограда
2006.01.1944 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 11)юго - вост. Кировоград
2112.01.1944 г.1  Ju-87зап. Грузное
2216.01.1944 г.1  Ju-87Благодатная
231  Ме-109Грузное
2429.04.1944 г.1  FW-190сев. Яссы
2502.05.1944 г.1  FW-190Думбрэвица
2630.05.1944 г.1  Ju-87сев. Ароняну
272  Ju-87Катул - Иван
2831.05.1944 г.1  Ju-87сев. Яссы

      Всего сбитых самолётов - 23 + 16;  боевых вылетов - 159;   воздушных боёв - 48.




Дополнительная информация о В. П. Михалёве.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz