Макаренко Николай Федорович - советский военный летчик ВОВ Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Макаренко Николай Фёдорович

Н.Ф.Макаренко.

Родился 1 Мая 1916 года в селе Сенное, ныне Богодуховского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Учился в Изюмском медицинском техникум Харьковской области. Несколько лет жил и работал в Москве. С 1935 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Совершил 53 боевых вылетов, сбил 2 самолёта противника.

Великую Отечественную войну встретил в должности командира звена. Сражался на Ленинградском и Воронежском фронтах.

К Декабрю 1941 года командир эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка  (5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт)  Майор Н. Ф. Макаренко совершил 262 боевых вылета, в 11 воздушных боях сбил 1 и уничтожил на земле 2 самолёта противника. Всего выполнил 325 успешных боевых вылетов и сбил 10 вражеских самолётов. В одном из боёв был тяжело ранен.

10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1950 году с отличием окончил Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. В 1970 году Полковник Н. Ф. Макаренко вышел запас. Жил в городё Щёлково Московской области. Работал на авиационном заводе в Москве.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. Имя Героя носила пионерская дружина средней школы в городе Богодухов.

*     *     *

Тревожно было на душе у Николая Фёдоровича Макаренко, когда он после длительного путешествия по эвакогоспиталям страны возвращался с далекого Урала на фронт, в свой родной полк. Более полугода потребовалось врачам 5 госпиталей, чтобы снова вернуть его в строй после тяжёлого ранения, полученного в последнем воздушном бою. "Только, видно, зря они старались, - думал он. - Всё равно медицинская комиссия, как я её ни умолял, осталась непреклонной и вынесла твёрдое решение: "Не годен к лётной работе". Значит, прощай авиация..."

Кто из мальчишек его поколения не мечтал стать лётчиком !   Мечтал и он. Бывало, пролетит над его родным селом Сенное, на Харьковщине, редкий самолёт, опрометью выбегал он из хаты и подолгу всматривался в голубое небо, пока не замолкал вдали гул мотора. Эта юношеская мечта и привела его в военную авиационную школу пилотов. В ежедневном разнообразии классных и строевых занятий, бесконечных тренировочных полётов на учебном аэродроме он и не заметил, как пролетели 3 года напряжённой учёбы.

После окончания школы Лейтенанта Н. Ф. Макаренко направили в 44-й истребительный авиационный полк, который базировался под Ленинградом. Здесь его первым наставником и воспитателем стал опытный лётчик - политработник, комиссар полка батальонный комиссар Шалыганов, награждённый за участие в боях в Испании 2 орденами Красного Знамени. Он охотно делился с молодыми лётчиками своим боевым опытом, учил их мужеству и умению побеждать врага.

Боевое крещение Николай получил на Карельском перешейке в войне с белофиннами. Летал он тогда на И-153 - "Чайке". Первое боевое задание выполнил в Декабре 1939 года: в составе эскадрильи прикрывал боевые порядки сухопутных войск. Как говорят лётчики, в начале всё шло своим чередом. Но вот впереди показался двухмоторный бомбардировщик врага. С разрешения ведущего Макаренко сблизился с неприятельским самолётом и открыл огонь. Пулемёт врага умолк. Пристроившись в хвост противнику, Макаренко снова открыл огонь. Самолёт загорелся, остановился один его мотор, но враг продолжал полёт на втором моторе. И лишь после 3-й атаки бомбёр вспыхнул и начал разваливаться на куски.

Истребитель И-153.

Истребитель И-153.  На такой машине сражался Н. Ф. Макаренко зимой 1939 - 1940 годов.

И ещё один полёт. 2 Января 1940 года звено наших истребителей, в составе которого ведомым был и Макаренко, вылетело на прикрытие сухопутных войск. И как только пришли в заданный район, по радио поступило сообщение, что в воздухе появились финские самолёты.

- В атаку !   За мной ! - подал команду ведущий.

Макаренко с ходу атаковал замыкающую машину врага и сбил её. Это была его 2-я победа на Карельском перешейке.

Потом Макаренко сопровождал бомбардировщики в тыл противника, патрулировал патрулировал над Ленинградом, оберегая его от возможных налётов вражеской авиации, выполнял разведывательные полёты в простых и сложных метеорологических условиях. Всего в той войне он совершил 53 успешных боевых вылета.

На 5-й день Великой Отечественной войны Н. Ф. Макаренко с группой других лётчиков перевели в 153-й истребительный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза Майор С. И. Миронов (впоследствии Генерал - полковник авиации). Полк базировался в Ленинградской области. С этим полком и С. М. Мироновым, который стал его вторым наставником и воспитателем, Макаренко прошёл весь свой дальнейший боевой путь.

Как - то раз 5 истребителей в составе П. С. Большакова, В. П. Волкова, А. В. Кислякова, Н. А. Кривойкина и Н. Ф. Макаренко вылетели на выполнение боевого задания в район города Сортавала. Надо было произвести разведку. Выйдя к цели, группа обнаружила большую автоколонну, которая двигалась к Ленинграду. Последовала команда ведущего: "Занять боевой порядок и начать штурмовку".

И-153 ведёт бой с Ме-109.
И-153 ведёт бой с Ме-109, 1941 год.

Выполнив задание  (в том полёте наши лётчики подожгли более 15 вражеских автомашин), группа повернула на свой аэродром. Недалеко от линии фронта, на опушке леса, обнаружили скопление пехоты противника. Получив разрешение ведущего, Макаренко снизился до 200 метров и с бреющего полёта расстрелял врагов из пулемётов своей "Чайки". Но в это время на его самолёт спикировали сразу 4 Ме-109. Разгорелся неравный бой.

Заметив, что после очередной атаки "Мессеры" выстроились для нанесения нового удара, Макаренко развернул машину и пошёл в лобовую атаку. Сблизившись до 100 метров, нажал на гашетку. "Мессер", оставляя за собой хвост густого дыма, камнем рухнул вниз. Оставшись без ведущего, враги покинули поле боя и убрались восвояси.

Так была одержана первая победа лётчика в боях с немецкой авиацией. Об этом поединке Николая Макаренко с 4 "Мессерами" ленинградцы узнали 24 Августа 1941 года из заметки "80 вылетов", опубликованной в "Ленинградской правде".

...Шёл Август 1941 года. Трудное это было время. Враг упорно рвался к Ленинграду. Тесня наши войска, немцы с каждым днём всё ближе и ближе подходили к городу. Особенно неистовствовала авиация противника. Налёты не прекращались ни днём, ни ночью. Одна волна бомбардировщиков сменялась другой. Но каждый раз им преграждали путь наши зенитчики и лётчики. И хотя по численности наша авиация значительно уступала врагу, зато мужеству, отваге и дерзости советских пилотов не было предела.

5 Августа отважный лётчик снова один вёл бой с 5 Ме-109. И в этом поединке сбил вражеский самолёт.

Тяжёлое испытание выпало Николая Макаренко 20 Августа 1941 года. Группа лётчиков - истребителей в составе Кривойкина, Любутина, Макаренко, Мухина и Ржавского была поднята по тревоге на перехват вражеских самолётов. В завязавшемся бою Лейтенант Н. Ф. Макаренко сбил "Мессер", но и его самолёт получил серьёзные повреждения. Уж слишком неравные были силы. Юркая, послушная каждому движению руки "Чайка" вдруг перестала повиноваться и всё больше валилась на нос. Он попробовал увеличить обороты двигателя - не получилось. Тогда решил посадить машину на озёрный островок, но она начала резко терять высоту и упала в Ладожское озеро. Коснувшись поверхности воды, скапотировала, перевернулась кабиной вниз и пошла ко дну. Отстегнув привязные ремни, Макаренко выбрался из открытой кабины самолёта и доплыл до островка. Подобрали его наши моряки, с волнением наблюдавшие за ходом воздушного боя.

На аэродром наши лётчики возвращались вчетвером. Не сразу Лейтенант Н. А. Кривойкин, водивший группу в бой, нашёлся, что ответить на молчаливый вопрос техника А. А. Егорова, обслуживавшего самолёт Макаренко.

- Герой твой командир, - опустив глаза, произнёс Лейтенант. - Хороший был лётчик...

К вечеру на столе начальника штаба полка Майора Садовникова лежало боевое донесение командира эскадрильи Лейтенанта Родионова о подвиге и гибели лётчика Макаренко. Какова же была радость однополчан, когда перед отправкой донесения в штаб корпуса Николай Макаренко живым и невредимым прибыл на аэродром !

Группа лётчиков 153-го ИАП. 1941 г.

Лётный состав 2-й АЭ 153-го ИАП.  Сидят  (слева направо): ст. л-т В. К. Безродный,
ст. л-т А. В. Кисляков, зам. командира АЭ ст. л-т В. К. Дурицкий, командир АЭ ст. л-т
О. М. Родионов, зам. командира АЭ по политчасти ст. политрук Г. О. Петров, командир
звена Н. Х. Ржавский.  Стоят  (слева направо): л-т П. А. Мухин, мл. л-т Скрынник,
командир звена л-т Н. Ф. Макаренко, Самойлюк, л-т Р. Г. Байцаев.  Осень 1941 года.

А на другой день он снова был в воздухе, выполняя очередное боевое задание. Таких заданий в горячие Августовские и Сентябрьские дни 1941 года было много. Вот что удалось узнать об одном из них.

- С вечера поступило приказание, - рассказывает Николай Фёдорович, - совершить налёт на вражеский аэродром. По данным разведки, немцы сосредоточивали там самолёты для нанесения удара по Ленинграду. Была сформирована штурмовая группа во главе с опытным лётчиком командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Родионовым. В неё вошли лётчики Кисляков, Мухин, Авдеев, Костюк, Праводелов и я. Мне, как "старожилу" ленинградского неба, хорошо знающему заданный район, поручили вывести группу на цель. С полевого аэродрома вылетели рано утром. К цели подходили с востока, со стороны солнца, на бреющем полёте, чтобы не попасть под зенитный огонь противника. На аэродроме стояли готовые к вылету бомбардировщики и истребители сопровождения, а взлететь успел только один "Мессер". Пришлось мне прошить его длинной очередью из всех 4-х пулемётов. Он рухнул почти на краю аэродрома. Первый бомбовый удар нанесли по бомбардировщикам. Потом сделали ещё 4 захода и, уничтожив более 10 вражеских самолётов, без потерь вернулись на свою базу.

Дерзко сражался в ленинградском небе Николай Макаренко. Отважный лётчик уходил на боевые задания даже тогда, когда погода считалась нелётной. Не было противника в воздухе - искал его на земле. Товарищи удивлялись, откуда у него, щуплого с виду человека, берётся столько сил, энергии и выносливости. Вот всего одна запись из журнала боевых действий полка:

"23 Ноября 1941 года Старший лейтенант Макаренко дважды в исключительно тяжёлых метеоусловиях при сильном снегопаде вылетал штурмовать позиции противника в районе Ивановское и Усть - Тосно. Уничтожил до полутора взводов пехоты. За эти вылеты командование ВВС Ленинградского фронта объявило Старшему лейтенанту Макаренко благодарность".

К концу 1941 года на счету Николая Фёдоровича Макаренко было уже 262 боевых вылета. За мужество и отвагу он был награждён орденом Ленина и представлен к званию Героя Советского Союза.

153-й истребительный авиаполк стал одним из пеpвых боевых полков приступивших к обучению на истpебителе "Аэpокобpа". Отведённый на пеpефоpмиpование с Ленингpадского фpонта, он 25 Марта 1942 года пpибыл в 22-й запасной авиаполк. Пеpеучивание пpоходило в течение 27 дней, со сpедним налётом 12 часов на пилота. К 10 Июня 1942 года полк закончил пеpеучивание и 14 Июня убыл на Воpонежский фpонт, где был включён в состав одной из 3-х созданных в ВВС ударных авиационных групп, подчинявшихся Ставке Верховного Главнокомандования.

Самолёт Р-400

Самолёт "Аэрокобра" I.   На такой машине сражался Н. Ф. Макаренко.

Ударные группы предназначались для завоевания господства в воздухе и нанесения массированных ударов на определённых участках фронта. Их основная отличительная черта - подвижность. Когда требовалось, они быстро перелетали на новые аэродромы и выполняли поставленные перед ними задачи. Во главе каждой группы стояли командующий и военный комиссар. Командующим 3-й ударной группой, в состав которой входили 3 бомбардировочных и 2 истребительных полка, был опытный военачальник и воспитатель Генерал - майор авиации Л. А. Горбацевич, а военным комиссаром - не менее опытный политработник дивизионный комиссар А. Г. Рытов  (впоследствии Генерал - полковник авиации, начальник Политуправления ВВС).

Для встречи 153-го полка на аэродром под Воронеж прилетел Л. А. Горбацевич. Обращаясь к лётному составу, он сказал: "На нашем фронте ещё мало истребителей и враг летает безнаказанно. Вам надо проучить его !"   И они проучили...

Через день, только успев совершить облёт района действия, полк во главе со своим командиром Майором С. И. Мироновым уже вылетел на свободный поиск самолётов противника в воздухе. Ведущим был назначен командир эскадрильи Капитан Н. Ф. Макаренко. Он лучше других ориентировался в воздухе, хорошо изучил карту района боевых действий. Через 5 минут полёта в заданном направлении заметили идущих навстречу 3-х вражеских бомбардировщиков. Командир полка, летевший справа, быстро вырвался вперёд и с малой дистанции в упор расстрелял ведущего: Ju-88 перевернулся и камнем пошёл вниз. Остальных 2-х "Юнкерсов" сбили Капитан Н. Ф. Макаренко и Старший лейтенант Иванов. Только закончился этот бой, как встретили 5 "Юнкерсов". Они были окружены нашими самолётами и уничтожены. Затем обнаружили ещё 7 бомбардировщиков, которых постигла та же участь.

Каждый лётчик полка сбил в этом полёте по одному, а некоторые - даже по 2 самолёта. Оказывается, немецкая авиация пыталась совершить в тот день звёздный налёт на Воронеж, в котором участвовало более 100 самолётов. В отражении налёта участвовали лётчики и другого истребительного полка 3-й ударной группы. Наши наземные подразделения выловили потом выбросившихся с парашютами вражеских лётчиков, штурманов и стрелков - радистов. Их оказалось более 70. Налёт на Воронеж дорого обошёлся противнику. Наши лётчики вернулись без потерь. С тех пор немцы стали летать большими группами, плотным строем и с истребителями прикрытия.

О подвиге лётчиков полка С. И. Миронова дивизионный комиссар А. Г. Рытов в тот же день сообщил политработникам частей 3-й группы и попросил их донести эту весть до всех авиаторов. Слава о мироновском полёте гремела по всему фронту. Его лётчики дрались под Воронежем 3 месяца, нанося по врагу один удар сокрушительнее другого. К сожалению, для Николая Макаренко один из воздушных боёв оказался роковым...

Раннее Июльское утро 1942 года. Внезапный налёт немецких бомбардировщиков на аэродром полка. Взлететь успел только Капитан Н. Ф. Макаренко. Одному ему и пришлось идти в атаку. Догнав девятку уходящих бомбардировщиков, он пристроился к ним в хвост и огнём из пушки и пулемётов сбил Ju-88. Сразу же после этого атаковал второй самолёт и в пылу боя не заметил, как появились истребители противника и открыли по нему огонь. Машина неожиданно вздрогнула. Резкая боль обожгла левое плечо, сковала руку, по телу заструилась кровь. Превозмогая боль, он одной рукой посадил машину на запасной полевой аэродром, а выбраться из кабины ему помогли товарищи.

Это был 325-й боевой вылет Николая Макаренко за время Отечественной войны и 10 сбитый им вражеский самолёт  (в сборнике "Герои огненных лет" указывается на 3 личные и 6 групповых побед, одержанных в 67 воздушных боях). Так закончился его последняя воздушная схватка.

7 месяцев пролежал в госпиталях герой воронежского неба. Врачи сделали всё возможное, чтобы вернуть Николая Фёдоровича в строй, но восстановить полноценность искалеченной в бою снарядом руки им так и не удалось.

- Летать вам противопоказано, - заключил начальник медицинской комиссии. - Но, учитывая, что вы убедительно проситесь в часть...

- Да как же без родного полка, без ребят !.. - перебил Макаренко Полковника медицинской службы.

- Всё это мы учитываем. Учитываем и то, что за вас ходатайствовало руководство полка и авиагруппы. Думаем, что служить вы ещё сможете, но летать, конечно...

Вот так, спустя 7 месяцев, он и возвращался из госпиталя в свой авиационный полк на Северо - Западный фронт, где вскоре был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе.

На второй день по возвращении в родную часть, а было это 10 Февраля 1943 года, радио принесло радостную весть, что 25 защитникам Ленинграда, в числе которых был и Майор Макаренко Николай Фёдорович за мужество и отвагу в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР удостоены звания Героя Советского Союза. В тот же день он узнал, что за последний воздушный бой его наградили и орденом Красного Знамени, а 153-й истребительный авиационный полк за успехи в боевых действиях преобразован в 28-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Позднее ему было присвоено наименование "Ленинградский".

Однополчане организовали торжественное чествование своего боевого друга. Ему поднесли подарки, и самым ценным, который он и после войны долго хранил как реликвию, был, пожалуй, вот этот: снаряд от пушки его машины, из которой он сбил 2 самолёта противника в грозном Воронежском небе.

Уезжать из родного полка в тыл, на лёгкую работу, как ему предложили, Николай Фёдорович наотрез отказался. Он просил, требовал, чтобы его допустили к полётам, уверял, доказывал, что сможет управлять истребителем и одной рукой. Но врачи были неумолимы.

- Нет, не могу без авиации, - твёрдо заявил Макаренко. - Если нельзя летать, пойду учиться на инженера. А лётные и боевые навыки и там свою службу сослужат.

Н.Ф.Макаренко.

Так Гвардии майор Макаренко стал сначала слушателем подготовительного курса, а затем - инженерного факультета Военно - Воздушной инженерной Краснознамённой академии имени Н. Е. Жуковского.

В 1950 году он успешно окончил академию и возвратился в авиацию лётчиком - инженером высшей квалификации. Умело сочетая лётную и инженерную подготовку с опытом боевых действий на фронте, он целиком посвятил себя воспитанию и обучению молодых лётчиков - инженеров, которые до сих пор вспоминают его как хорошего наставника.

К наградам за ратные подвиги прибавилась награда за трудовые успехи: в 1961 году Герой Советского Союза Полковник Николай Фёдорович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени...

Выйдя в отставку, он по - прежнему отавался в боевом строю и не расстался с авиацией. Все эти годы он работал инженером - конструктором и возглавлял Совет ветеранов войны. Часто выступал на предприятиях, в клубах и школах с лекциями по военно - патриотическому воспитанию молодёжи.

В торжественные дни, когда Николай Фёдорович надевал свой парадный костюм, на его груди рядом с Золотой Звездой Героя сияли 20 боевых и трудовых наград Родины и среди них скромная, но дорогая сердцу медаль "За оборону Ленинграда", напоминающая о боевом крещении в неравных воздушных боях с врагами в Ленинградском небе...



Дополнительная информация о Н. Ф. Макаренко.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz