Шевелёв Павел Фёдорович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шевелёв Павел Фёдорович

Шевелёв Павел Фёдорович

Родился 14 января 1917 года в селе Софино, ныне Хорольского района Полтавской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, учился в строительном техникуме. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков

С июня 1941 года лейтенант П. Ф. Шевелёв на фронтах Великой Отечественной войны. По июль 1942 года служил в 191-м ИАП, затем - в 436-м ИАП   (67-м Гвардейском ИАП). Сражался на Ленинградском, Калининском, Западном, Юго - Западном, Северо - Западном, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах.

К концу августа 1943 года командир эскадрильи 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт)  Гвардии капитан П. Ф. Шевелёв совершил 189 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 2 самолёта противника.

4 февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

По окончании войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 гг. Сбил лично 3 самолёта ВВС США.

В 1970 году окончил курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1978 года генерал - полковник авиации П. Ф. Шевелёв - в отставке. Жил в городе Ташкенте  (Узбекистан). Умер 19 мая 2000 года.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (шесть), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В начале июля 1941 года лейтенант П. Ф. Шевелёв оказался под Ленинградом в составе 191-го ИАП. Здесь он принял свой первый бой. Трудным для нашей страны было то время. Опьянённые первыми успехами фашистские войска упорно рвались вперёд. Советские войска самоотверженно сражались с захватчиками, отстаивая каждую пядь родной земли. С воздуха их постоянно бомбили и обстреливали вражеские самолёты. Наши лётчики, в числе которых находился и Павел Шевелёв, отважно вступали в бой с превосходящими силами противника. Фашисты летали в основном группами, хотя иногда отваживались появляться в ленинградском небе и в одиночку. Так было и тогда, когда Шевелёв вылетел на задание вместе со старшим лейтенантом Н. Ф. Кузнецовым.

"Мессершмитт-109" наши лётчики заметили у кромки облаков и, развернувшись, стремительно атаковали его. Но безрезультатно. Почувствовав недоброе, фашист ушёл за облака. За ним ринулся Кузнецов. Через несколько секунд Шевелёв заметил, как "Мессер", удирая от Кузнецова, снова оказался под облаками. Стремительно рванувшись вперёд, Шевелёв нажал на гашетки. Но огненные трассы прошли мимо вражеского самолёта. Тот снова пытался уйти за облака. В ходе 3-й атаки Ме-109 был сбит.

Первая победа придала уверенность молодым воздушным бойцам. Вскоре каждый из них начал увеличивать свой боевой счёт сбитым самолётам врага. Над Пушкином Шевелёв вышел победителем в схватке с "Юнкерсом". Через несколько дней сбил ещё один Ju-87.

И-16 тип 17 из состава 191-го ИАП.

Много их было - воздушных боёв или полётов на штурмовку вражеских аэродромов, наземных войск. И всегда рядом, крыло к крылу, были боевые товарищи. Вместе храбро сражались лётчики полка Вадим Лойко, Василий Добровольский, Егор Новиков, Пётр Олимпиев. Эти имена хорошо стали известны ленинградцам.

От боя к бою росло мастерство истребителей, крепло их боевое содружество и взаимовыручка. Запомнился Павлу Шевелёву один из боёв в августе 1941 года. В ходе его проявилась прекрасная техника пилотирования, взаимовыручка, готовность не только защищать друг друга, но и, презирая смерть, принять удар врага на себя.

Шестёрку истребителей возглавлял старший лейтенант Лазарев. Задача - прикрыть обороняющиеся подразделения у станции Тосно. Строем пошли по направлению к указанному району. Сильная кучевая облачность затрудняла наблюдение. Казалось, никак нельзя определить местонахождение и количество вражеских самолётов. Но вот лётчики заметили, что в боевых порядках наших войск вздымаются кверху султаны земли. Сразу же поняли: фашистские самолёты находятся выше облаков и оттуда, используя просветы, производят бомбометание.

Истребители круто пошли в гору и скоро увидели более 10 Ju-87 и несколько Ме-109. Завязался бой. Ближайший от Шевелёва бомбардировщик находился на удалении 300 метров. Не раздумывая, Павел ринулся к нему. Сблизившись, поймал в коллиматор прицела и открыл огонь. Фашист поспешно высыпал бомбы и, стремясь уйти от обстрела, стал раскачивать свой самолёт с крыла на крыло. Но это не спасло его: огненная струя пришлась по кабине "Юнкерса". Объятый пламенем, он стал падать. Выходя из атаки, Шевелёв заметил ещё один самолёт. Тот шёл прямо на него. Это был многоцелевой Ме-110, обладающий мощным вооружением. Противник имел преимущество в высоте. Отважный советский лётчик принял вызов и решительно пошёл в лобовую атаку.

П.Ф.Шевелев. Рисунок Яр-Кравченко.

Дистанция быстро сокращалась. Кто не выдержит ?   Уже через несколько секунд фашист вдруг резко отвернул и начал уходить в сторону. Но было уже поздно - к нему устремилась трасса огня. Это, выручая Шевелёва, очередь по фашисту дал Николай Кузнецов.

А через несколько минут уже Шевелёв помог другу. На Кузнецова накинулись сразу 2 "Мессера". Павел открыл заградительный огонь и сорвал атаку фашистов.

Подоспела новая группа самолётов врага. Наши лётчики смело связали её боем. Шевелеву удалось сразить ещё один фашистский бомбовоз, 2 самолёта уничтожил и Кузнецов. По одному стервятнику сбили лётчики Жигулин и Новиков... Позже стало известно, что наша шестёрка вела бой против 36 самолётов врага и сбила 7 из них, не потеряв ни одного своего !

К октябрю 1941 года он выполнил 44 боевых вылета и сбил 5 самолётов противника  (3 лично и 2 в группе с товарищами).

22 июля 1942 года в составе группы из 6 истребителей, атаковал в районе Купянска 12 Ме-109. В ходе боя было сбито 3 "Мессера", один из них - Шевелёвым. Во время следующего вылета в этот же день он и лейтенант В. М. Добровольский вступили в бой с 4 Ме-109 и сбили 2 из них.

В декабре 1942 года в боях на Северо - Западном фронте   (сражаясь в составе 6-й Воздушной армии)  старший лейтенант Павел Шевелёв, сопровождая штурмовиков, вступил в неравный бой с превосходящими силами истребителей противника. Он обеспечил меткий удар штурмовиков по важному опорному пункту немцев и в этом бою одним из первых на фронте сбил новейший немецкий самолёт FW-190. Он доказал, что и этот хвалёный истребитель можно успешно сбивать, тем самым вселил в наших лётчиков уверенность в возможность победы над этим новым самолётом.

В одном из последующих боёв он был ранен в бедро разорвавшимся снарядом. Врачи настаивали на госпитализации, но он отказался, заявив, что не может оставить своих товарищей в такой трудной обстановке, и продолжал летать вместе с ними на задания.

Затем 436-й ИАП был переведён на Сталинградский фронт, где Шевелёв был произведён в капитаны и назначен командиром эскадрильи.

Р-40EF из состава 191-го ИАП.

В марте 1943 года полк стал называться 67-м Гвардейским ИАП, летом действовал на Центральном фронте, под Курском. В течение этого сражения Шевелёв проявил пример мужества и отваги. Он совершил 25 боевых вылетов и сбил 3 самолёта в 5 воздушных боях.

В один из дней, 6 истребителей во главе с П. Шевелёвым поднялись с аэродрома близ Фатежа и направилась к линии фронта. В указанном районе самолётов противника не оказалось, и наши легли на обратный курс. Тут-то вскоре и произошла встреча с 9 "Юнкерсами". Наши истребители шли со стороны солнца, и враг их не заметил. Совершив маневр, группа Шевелёва пристроилась к противнику, который направлялся к линии фронта. Выбрав удобный момент, Шевелёв приказал открыть огонь и первым дал длинную очередь. Заговорили пушки у В. Латышева. Только теперь спохватились фашисты. Но было уже поздно: 2 горящие машины стремительно неслись к земле.

П.Ф.Шевелёв в кабине 'Аэрокобры'
П. Ф. Шевелёв в кабине "Аэрокобры".  1944 год.

В этот момент показались FW-190. Новая атака - и воздух прошили пушечные очереди. Один "Фоккер" задымил и с рёвом стал падать вниз. Фашистские лётчики не выдержали дерзкого натиска наших истребителей и поспешили оставить район боя.

На аэродроме Шевелёв узнал, что группа "Юнкерсов", с которой они только что сражались, возвращалась после бомбёжки нашего ложного аэродрома, оборудованного в 12 км от основного. Сбросив свой груз на макеты самолётов, бомбардировщики считали свою задачу выполненной. Их-то и встретила группа Шевелёва.

Богат послужной список Павла Фёдоровича Шевелева. В действующей армии с июня 1941 года по май 1945 года. Воевал на Ленинградском, Калининском, Западном, Юго - Западном, Северо - Западном, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Боевой счёт свой завершил в Германии, сбив в бою над городом Штуттгартом сразу 2 FW-190.

Ратный подвиг отважного истребителя в феврале 1944 года отмечен орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда". Радость была особой. Она умножалась тем, что звание Героя Советского Союза присваивалось и 3-м его подчинённым - В. А. Латышеву, И. А. Федорчуку, С. М. Новичкову.

К концу войны Гвардии майор П. Ф. Шевелёв совершил 258 успешных боевых вылетов, проведя 78 воздушных боёв, сбил 17 вражеских самолётов лично и 2 в группе с товарищами.  (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 2 групповые победы лётчика.)

Список известных побед Гвардии майора П. Ф. Шевелёва в ВОВ:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
127.08.1941 г.1  Ме-109Новая ДубровкаИ-16, "Харрикейн",

Р-40 "Киттихаук",

Р-39 "Аэрокобра".

222.06.1942 г.1  Ме-109Липки
31  Ме-109Купянск
401.07.1942 г.1  Ме-109Волоконовка
522.07.1942 г.1  Ме-109Верхний Гнутов - Александров
623.07.1942 г.1  Ме-109Рябовский
728.07.1942 г.1  Ме-109юго - западнее Верхне - Чирская
81  Ме-109Копылевский
902.08.1943 г.1  Ju-88Гостомль - Красниково
101  Ju-88Ломовец - Красниково
1104.08.1943 г.1  Ме-109Карачев
1223.08.1943 г.1  FW-190Ярославка - Шагарово
1327.03.1945 г.1  FW-190северо - западнее Хоэн
1419.04.1945 г.1  FW-190южнее Вельзинендорф

      Всего сбитых самолётов - 16 + 2  [ 14 + 0 ];  боевых вылетов - 236;  воздушных боёв - 55.


...Отгремели залпы победного салюта. После войны судьба разбросала фронтовых друзей. Одни из них вернулись к мирному труду, другие остались стоять на страже мирного неба. В ряду активных его защитников остался и Павел Фёдорович Шевелёв.

В 1949 году он окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Вскоре после этого, в звании Гвардии подполковника, был направлен в Корею, где командовал 415-м ИАП  (133-я ИАД). Полк действовал с аэродрома Дапу. Там Шевелёв одержал 3 личные победы, имеет на счету и 2 повреждённых самолёта противника.

5 августа 1952 года - тяжело повредил F-86, "охотившегося" над аэродромами корпуса. Самолёт дымился, вывалилась правая стойка шасси и вышли щитки. Ушёл в залив. Засчитан, как повреждённый, несмотря на то, что по данным радиоперехвата пилот "Сейбра" кричал, что серьёзно подбит и катапультируется.

21 ноября 1952 года ему засчитан F-84. Всего за этот день пилоты 64-го ИАК претендуют на 3 сбитых и 2 повреждённых F-84 и 2 сбитых F-86 ценой 2 МиГ-15бис и 1 пилота  (майор Г. И. Богданов). США признали потерю 2 F-80 из 80-й АЭ 49-го ИБАКр, 2 F9F2 "Panther", а так же F-86Е № 50-0627 из 16-й АЭ и RF-86А № 48-0187 из 15-й ТРАЭ. Так что победу Шевелёва можно считать достоверной.

П.Ф.Шевелев

25 декабря 1953 года над аэродромом Дапу сбил истребитель F-86. Однако, США до сих пор отрицают потерю "Сейбра" в тот день.

24 июня 1953 года сбил F-86F-30 №52-4447 из 67-й АЭ 18-го ИБАКр в районе Супхун ГЭС. Пилот К. Шипп погиб.

После возвращения в Советский Союз, командовал частями и соединениями, умело передавал свой богатый фронтовой опыт. В запас уволился в звании генерал - полковника авиации.

После выхода на заслуженный отдых - новая ответственная должность, новые заботы. Но что бы он ни делал, он не порывал связей с воинскими частями и организациями оборонного Общества. Ветеран часто выступал перед молодёжью - в рабочих коллективах, перед студентами, учащимися школ и ПТУ.



Первые схватки с "Фоккерами".

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz