315-й боевой вылет майора Мясникова. Из книги Руделя - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

315-й боевой вылет Майора А. Ф. Мясникова

Из книги Ганса Ульриха Руделя:

"22 Сентября на наш аэродром прибывают тонные бомбы. На следующее утро разведка сообщает, что "Марат" стоит у причала Кронштадтской гавани. Очевидно, русские устраняют повреждения, полученные во время нашей атаки 16-го числа. Вот оно !   Пришёл день, когда я докажу свою способность летать !   От разведчиков я получаю всю необходимую информацию о ветре и всём прочем. Затем я становлюсь глухим ко всему, что меня окружает. Если я долечу до цели, я не промахнусь !   Я должен попасть !   Мы взлетаем, поглощённые мыслями об атаке, под нами - тонные бомбы, которые должны сделать сегодня всю работу.

Ярко - синее небо, ни облачка. То же самое - над морем. Над узкой прибрежной полосой нас атакуют русские истребители, но они не могут помешать нам дойти до цели. Мы летим на высоте 3000 метров, огонь зениток смертоносен. С такой интенсивностью стрельбы можно ожидать попадания в любой момент. Дорль, Стин и я держимся на курсе. Мы говорим себе, что "Иван" не стреляет по отдельным самолётам, он просто насыщает разрывами небо на определённой высоте. Другие пилоты полагают, что, меняя высоту и курс, они затрудняют работу зенитчиков. Один самолёт даже сбросил бомбу за несколько минут до подхода к цели. Но наши 2 самолёта с синими носами идут прямо сквозь разрывы. Дикая неразбериха в воздухе над Кронштадтом, опасность столкновения велика. Мы всё ещё в нескольких милях от нашей цели, впереди я уже вижу "Марат", стоящий у причала в гавани. Орудия стреляют, рвутся снаряды, разрывы образуют маленькие кудрявые облачка, которые резвятся вокруг нас. Если бы всё это не было так убийственно серьёзно, можно было бы даже подумать, что это воздушный карнавал.

Я смотрю вниз, на "Марат". За ним стоит крейсер "Киров". Или это "Максим Горький" ?   Эти корабли ещё не участвовали в обстрелах. То же самое было и в прошлый раз. Они не открывают по нам огонь до тех пор, пока мы не начинаем пикировать. Никогда наш полёт сквозь заградительный огонь не казался таким медленным и неприятным. Будет ли Стин пользоваться сегодня воздушными тормозами или, столкнувшись с таким огнём, не будет их выпускать ?   Вот он входит в пике. Тормоза в выпущенном положении. Я следую за ним, бросая последний взгляд в его кабину. Его мрачное лицо сосредоточено. Мы идём вниз вместе. Угол пикирования должен быть около 70 - 80 градусов, я уже поймал "Марат" в прицел. Мы мчимся прямо к нему, постепенно он вырастает до гигантских размеров. Все его зенитные орудия направлены прямо на нас.

Сейчас ничего не имеет значения, только наша цель, наше задание. Если мы достигнем цели, это спасёт наших братьев по оружию на земле от этой бойни. Но что случилось ?   Самолёт Стина вдруг оставляет меня далеко позади. Он пикирует гораздо быстрее. Может быть, он убрал воздушные тормоза, чтобы увеличить скорость ?   Я делаю то же самое. Я мчусь вдогонку за его самолётом. Я прямо у него на хвосте, двигаюсь гораздо быстрее и не могу погасить скорость. Прямо впереди я вижу искажённое ужасом лицо Лемана, бортового стрелка у Стина. Каждую секунду он ожидает, что я срежу хвост их самолёта своим пропеллером и протараню их. Я увеличиваю угол пикирования. Теперь он почти 90 градусов. Я чудом проскакиваю буквально в волоске мимо самолёта Стина. Предвещает ли это успех ?

Линейный корабль 'Марат'

Корабль точно в центре прицела. Мой Ju-87 держится на курсе стабильно, он не шелохнётся ни на сантиметр. У меня возникает чувство, что промахнуться невозможно. Затем прямо перед собой я вижу "Марат", больший, чем жизнь. Матросы бегут по палубе, тащат боеприпасы. Во время инструктажа командир сказал, что тонная бомба должна быть сброшена с высоты 1-го километра, поскольку именно на такую высоту полетят осколки, и сброс бомбы на меньшей высоте означал бы возможную потерю самолёта. Но сейчас я напрочь забыл это - я собираюсь поразить "Марат". Я нажимаю на кнопку бомбосбрасывателя и тяну ручку на себя со всей силы. Смогу ли я ещё выйти из пикирования ?   Я сомневаюсь в этом, потому что я пикировал без тормозов и высота, на которой я сбросил бомбу, не превышала 300 метров. Я продолжаю тянуть ручку на себя. Перегрузка слишком велика. Я ничего не вижу, перед глазами всё чернеет, ощущение, которое я никогда не испытывал прежде. Я должен выйти из пикирования, если вообще это можно сделать. Зрение ещё не вернулось ко мне полностью, когда я слышу возглас Шарновски: "Взрыв !". После попадания моей бомбы линкор тонет в считанные минуты...

Я осматриваюсь. Мы летим над водой на высоте всего 3 - 4 метров, с небольшим креном. Позади нас лежит "Марат", облако дыма над ним поднимается на высоту полкилометра, очевидно, взорвались орудийные погреба. "Мои поздравления, господин Лейтенант !". Это кричит Шарновски. Тут же в эфире начинается галдёж - поздравления сыплются с других самолётов. Со всех сторон я слышу: "Вот так зрелище !". Постой-ка !   Неужели я слышу также голос командира полка ?   Я испытываю чувство возбуждения, как после успешного легкоатлетического соревнования. Затем я представляю, как будто всматриваюсь в глаза тысяч благодарных пехотинцев.

Ганс Ульрих Рудель.

Мы идём назад на низкой высоте по направлению к побережью. "Два русских истребителя" - рапортует Шарновски. "Где они ?"   "Преследуют нас. Они летят над своим флотом прямо в разрывах зенитных снарядов. Сейчас их свои же и собьют". На мгновение всё заволакивает колонна дыма от поражённого "Марата". Грохот там, у поверхности воды должно быть ужасный, потому что зенитчики замечают мой самолёт, только когда он ревёт прямо над их головами. Затем они разворачивают свои орудия и стреляют мне вдогонку, не обращая внимания на основной строй, летящий выше. Удача меня не покинула. Тут всё полно зенитками, воздух насыщен шрапнелью. Сейчас пересекаю прибрежную полосу. Эта узкая полоса - опасное место. Я не набираю высоту, потому что не смогу сделать это достаточно быстро. Поэтому я остаюсь внизу и пролетаю над самыми головами русских. Они в панике бросаются на землю.

После приземления все экипажи выстроены перед штабной палаткой. Стин говорит нам, что командир полка уже звонил и поздравил 3-ю эскадрилью с успехом. Он лично видел впечатляющий взрыв. Стину приказано доложить имя офицера, который нанёс решающий удар, для того чтобы рекомендовать его к Рыцарскому Железному кресту. Звонит командир полка:

- Сегодня для 3-й эскадрильи день тонущих кораблей. Вылетайте немедленно для ещё одной атаки на "Киров", стоящий на якоре позади обломков "Марата". Успешной охоты !

Фотографии, снятые самым последним самолётом, показывают, что "Марат" разломился надвое. Это видно на фотографии, которая сделана после того, как огромное облако дыма стало рассеиваться. В ленинградском секторе устанавливается затишье, а мы нужны на ключевом направлении. Участь пехоты мы облегчили, русские позиции вдоль побережья рассечены надвое и блокада города установлена. Но Ленинград не пал, поскольку защитники удержали Ладожское озеро и тем самым сохранили магистраль, по которой шло снабжение крепости".

Из книги воспоминаний В. Трибуца, стр. 107:

"23 Сентября был совершён наиболее интенсивный налёт на Кронштадт. В течение дня самолёты противника несколько раз бомбили наши объекты, главным образом корабли. В налётах приняло участие до 270 самолётов. Лётчики - истребители от рядовых до командиров авиаполков не выходили из машин, поднимаясь снова и снова для отражения воздушных атак. Мне запомнился этот день. Я находился на командном пункте флота, устроенном в укрытии, куда мы перешли, как только на Кронштадт начались массированные налёты. Изредка я выходил из помещения. Утро было безоблачное. Около полудня прозвучал сигнал воздушной тревоги. С холма, возвышавшегося над нашим командным пунктом, я видел в бинокль, как группы самолётов от Петергофа шли к Кронштадту. Ударили зенитные орудия кораблей, находившихся на Восточном и Малом рейдах. К ним подключились пушки зенитных полков, защищавших Кронштадт. Десятки, сотни сине - голубых разрывов испещрили небо. Появилась шестёрка истребителей. "Больше едва ли будет" - подумал я - "под Ленинградом трудно, вся наша авиация там".

Истребители вступили в неравный бой. Позже мне доложили фамилии лётчиков, это были испытанные авиаторы Каберов, Костылев, Ефимов, Мясников, Львов. Докладывают, что сброшены бомбы в районе Морского госпиталя, Морского завода, у пирсов подводных лодок, в доках, где стоят повреждённые корабли. Болит сердце за корабли на рейдах и в гаванях. Наконец вижу, как отдельные вражеские самолёты с чёрными шлейфами дыма уходят в сторону линии фронта.

В это время звонит А. А. Жданов, спрашивает, живы ли мы. Я прошу прислать на подмогу истребителей, Андрей Александрович обещает. Поднимаюсь снова наверх и вдруг вижу огромный чёрный столб дыма высотой в несколько сот метров. Ясно - попадание в корабль, горит нефть. Докладывают, что бомба попала в носовую часть "Марата", находившегося у стенки Средней гавани после тяжёлых повреждений, полученных 15 - 17 ентября. Бросаюсь к машине, еду в гавань. На рогатку ехать нельзя, падают бомбы, немецкие самолёты штурмуют корабли. От Петровского парка иду по стенке, направляясь к "Марату". Подойдя к кораблю, увидел: вся носовая часть линкора вместе с первой башней, главным командным пунктом и носовой мачтой рухнула в воду. Со всех сторон гавани спешат катера и буксиры, чтобы оказать помощь краснофлотцам и командирам, очутившимся после взрыва в воде. Но зенитные пушки "Марата", расположенные на крышах башен, ведут бешеный огонь по самолётам противника, которые с воем носятся над кораблями.

"Марат", осевший носовой частью на грунт, продолжал сопротивляться. Когда я вернулся на командный пункт, тут же доложили, что серьёзно повреждён и сел на грунт на Большом рейде лидер "Минск", эсминец "Грозящий" получил вторичное повреждение, 2 бомбы попали в крейсер "Киров", находившийся у выхода из Средней гавани, затонули подводная лодка "М-74", буксир и транспорт. Потери тяжелые... Но это были последние попытки противника расправиться с кораблями, мешавшими наступлению его войск на суше. Через 4 дня авиация противника - около 40 самолётов - произвела последний дневной налёт. Был повреждён линкор "Октябрьская революция", у него вышла из строя одна башня, вскоре её восстановили".

Из наградного листа:

"23.09.1941 - Охрана Главной Военно - Морской базы. В районе Ораниенбаума вели воздушный бой с самолётами противника. В результате звеном сбили один "Ю-88". Подтверждено Штабом ВВС КБФ, оперативная сводка № 1".

В.И.Бабернов.

Рассказ А. Мясникова в записи Н. Чуковского - "Защита кораблей":

"В 20-х числах Сентября 1941 года немцы пытались уничтожить с воздуха наш флот. Бомбить корабли они посылали по нескольку десятков самолётов. В этом вылете нас было четверо в воздухе - Руденко, Усыченко, Бабернов и я - когда мы заметили несколько десятков "Юнкерсов", приближавшихся к Кронштадту. "Юнкерсы" находились на высоте 5000 метров, а мы на высоте 3000 метров. Заметив их, мы сразу полезли вверх - им наперерез. С первой же атаки мы вчетвером сбили "Юнкерс-88", и он рухнул в море, но стрелку - радисту с другого "Юнкерса" удалось перебить водосистему на самолёте Бабернова, и тот вышел из строя. Он, снижаясь, направился в сторону Сестрорецка, и мы его потеряли из виду.

Тут мы с Руденко заметили вторую группу "Юнкерсов", которая находилась над самыми нашими кораблями и уже начала входить в пике, чтобы бомбить. Мы вдвоём помчались к ним и пришли как раз вовремя. Заметив нас, "Юнкерсы" беспорядочно побросали бомбы в воду и стали удирать. Мы за ними вдогонку. Догоняя, мы развили такую скорость, что обогнали их и тем самым оказались в несколько невыгодном положении, так как подставили себя под огонь их пулемётов. Чтобы не дать им сбить нас, мы сразу развернулись и атаковали их в лоб. Один из "Юнкерсов", видимо повреждённый, отделился и пошёл в сторону. Мы за ним. Мы зажали его с двух сторон и били досыта. Он долго ковылял, отстреливаясь, и, наконец, рухнул...

Как мы потом узнали, самолёт Бабернова дотянул почти до Сестрорецка и сел в воду на мелком месте недалеко от берега. Бабернов благополучно вернулся в полк, а самолёт был извлечён из воды, отремонтирован и снова введён в строй".

Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 168:

"Через день, 23 Сентября, фашистская авиация вновь начала свирепствовать над главной базой нашего флота. Тысячи бомб различного калибра обрушились на неё. Казалось, там не могло остаться камня на камне. Мы сделали несколько вылетов к Кронштадту. Но вот закончились тяжелейшие воздушные бои, улетели последние вражеские самолёты. Всё, что могло гореть, сгорело. Но Кронштадт жив. Мы хорошо видим это сверху. Догорают последние головёшки. Слабый, как бы папиросный дымок тянется над пепелищами. Может, хотя бы к концу дня город, а с ним заодно и мы получим передышку ?   Так нет же. Опять появились "Юнкерсы". Правда, на этот раз они пришли только втроём. Нас тоже трое: Мясников, Бабернов  (он прибыл в эскадрилью вместе с Чепелкиным)  и я.

Мои товарищи погнались за двумя "Юнкерсами", идущими впереди. Третий летит на почтительном расстоянии от них, но, как и они, держит курс на базу. Экипажи фашистских самолётов, увидя наши "Яки", явно струхнули. Передние "Юнкерсы" переходят в пикирование и, сбросив бомбы, устремляются к Стрельне. Меня интересует 3-й вражеский самолёт. У него необычный вид: такие же, как у "Ю-88", длинные, выступающие вперёд гондолы моторов и двухкилевое, как у "Ме-110", оперение хвоста. Однако, разглядев самолёт внимательней, я припоминаю: да это же "Ю-86" - старый фашистский бомбардировщик. По его поведению вижу - экипаж занят фотосъёмкой. Наши зенитки открывает по нему огонь, и мне никак не подойти к бомбардировщику. Вражеский стрелок с большой дистанции лупит в меня без передышки. Его положение понятно. А вот зачем бьют зенитчики, в то время как я захожу в атаку ?   Это не очень ясно. Всё же я догоняю бомбардировщик, сближаюсь с ним до предельно короткой дистанции и расстреливаю его почти в упор.

Самолёт Junkers Ju-86.

"Фотограф" горит - "проявляет" в огне свою пленку. Стрелок висит на турели. Вроде бы всё в порядке. Однако в этот момент мой истребитель получает толчок. Он едва не переворачивается. Мне слышится гул. Такое впечатление, будто где-то вдалеке произошёл взрыв. Выравниваю самолёт и вижу: на левой консоли крыла зияет рваная дыра величиной с блюдце. Зенитный снаряд ?   Да, по-видимому. Должно быть, он разорвался слева под крылом, и осколок пробил консоль.

- Прекратите стрельбу !   Куда же вы бьёте по своим-то, черти ? - кричу я, словно голос мой может дойти до зенитчиков.

Но стрельба и в самом деле прекращается. Подбитый мной "Юнкерс" уходит. Он уже развернулся к Петергофу и теперь скользит на крыло - пытается сорвать пламя. Я догоняю его и даю ещё одну очередь. Опустив нос и кренясь вправо, "Юнкерс" идёт к берегу. Падает он на прибрежной части Петергофского парка, неподалёку от фонтанов. На месте его падения образуется яркий костер".


Тяжёлые бои Ноября - Декабря 1941 года.

Из газеты "Победа", № 159 от 27.11.1941 года:

"Партия и правительство наградили меня вторым орденом Красного Знамени. Эта награда зовёт к новым боевым делам, зовёт к ещё более жестокой, беспощадной борьбе против германских оккупантов. В горячих воздушных схватках я расправился с 6-ю фашистскими стервятниками.

Теперь же, когда перед нами стоит жизненно необходимая, боевая задача - разорвать кольцо блокады вокруг Ленинграда - я даю слово нашему Наркому Обороны великому вождю товарищу Сталину истреблять врага ещё более решительно, истреблять оккупантов всех до единого. Заверяю Военный Совет Краснознамённого Балтийского флота, что нами, лётчиками - истребителями, будет сделано всё для разгрома немцев и прорыва блокады".

На отдыхе в санатории.

Из письма А. Ф. Мясникова жене от 27.11.1941 года:

"В связи с приближением боёв к Тихвину, наверно чувствовалось и у вас. Немец под Тихвином нашёл себе могилу, и это явится началом разгрома подлюг под Ленинградом. Сейчас наши войска хорошо организуют уничтожение врага и в результате у них куча паники. Авиация тоже перцу даёт, а иначе как же, чтоб в долгу не остаться, полагается и авиации. Я, как представитель авиации, могу сказать, что тоже в долгу не остаюсь. Вчера мне и многим другим был вручён орден Красного Знамени. При получении дал клятву бить ещё сильнее сволочей и это выдержу".

С наступлением морозов, Ладожское озеро замёрзло, и по льду была проложена дорога - знаменитая "Дорога жизни". 28 Ноября 1941 года 5-й авиаполк перебазировался в район Ладоги для прикрытия Ледовой дороги. На новом аэродроме базировалась только 2-я эскадрилья истребителей  (остальные вместе со штабом полка обосновались за Волховом). Вместе с истребителями здесь поселились штурмовики. Задача истребителей - прикрывать их в полёте.

Во время получения наград 26 Ноября 1941 года Каберов оступился и так сильно подвернул ногу, что попал в госпиталь. В приводимом ниже отрывке из его книги, он рассказывает о первом дне в эскадрилье после досрочной выписки из госпиталя.

"Из госпиталя на новый аэродром я вернулся 2 Декабря и сразу же попал в руки медиков. - Постельный режим. Ногу греть, - последовало распоряжение. Я достал из-за печки унты, натянул их на ноги. Командир эскадрильи Капитан А. Ф. Мясников объяснил мне, что наш полк прикрывает ледовую дорогу, и показал её на карте. Комиссар Исакович принёс мне перекусить, а командир из каких-то запасов налил в кружку: "Ну-ка, с мороза-то..."

Мясников с товарищами.

Один за другим в землянку приходят лётчики. Петро Чепелкин сидит рядом со мной. Егорушка Костылев и Семён Львов лежат на нарах. Не вижу Ефимова и Сухова. Намереваюсь спросить, где они, но рёв снижающихся самолётов заглушает мой голос. - Вот и наши пришли, - выглянув в окошко, говорит Мясников, - На дорогу ходили.

Вскоре Ефимов и Сухов появляются на пороге. - Смотри, Матвей, он действительно дома ! - кричит с порога Сухов. - Здорово, одноногий !   Как дела ?   Как в Питере ?..

Всех интересует Ленинград. К сожалению, ничего утешительного о положении города я сообщить не могу. Видя хмурые лица друзей, Ефимов достает из-под стола наш новый баян в запылившемся футляре. - Сто дней войны - сто "боевых листков" ! - многозначительно говорит он. Дело в том, что в 100-й день войны, 29 Сентября 1941 года, бригадная газета "Победа" всю первую страницу посвятила 100 номерам "боевого листка" нашей эскадрильи. Здесь же был помещён приказ командира бригады о награждении редактора "боевого листка" ценным подарком. Вслед за тем Герой Советского Союза Полковник Иван Григорьевич Романенко, издавший этот приказ, прилетел к нам на аэродром.

- Раз уж ты гармонист, - сказал он, побеседовав со мной, - то вот тебе гроши, дуй в Ленинград и сам выбери себе инструмент по душе. Крепко сжав мою руку в своей огромной ладони, он дружески тряхнул её: - Играй, весели эскадрилью !..

Вскоре после этого появился у нас баян, сменивший мою видавшую виды старенькую трёхрядку. Постепенно я освоил его и ко времени нашего перебазирования в район Ладоги научился довольно - таки сносно играть. Да иначе и нельзя было. В часы досуга ребята наперебой требовали музыки. Вот и сейчас. - Сыграй, сыграй, - говорит Ефимов. - Что-нибудь наше, новгородское, - заказывает Мясников. - Ну, хотя бы "Катюшу"... С каких это пор "Катюша" стала новгородской песней ?   Ребята смеются. Я медленно нащупываю знакомую мелодию. "Расцветали яблони и груши..."   Играю, смотрю на поющих друзей и прислушиваюсь к голосам и басам баяна. Нет, хороший инструмент, что ни говори !   На звуки песни в землянку заглядывает инженер Сергеев. - Вот это хорошо! - говорит он и, сняв шапку, усаживается на полу возле стенки. Допев вместе со всеми "Катюшу", инженер обращается к Мясникову:

- Товарищ командир, все самолёты к вылету готовы, а вот погода портится.

Мясников смотрит в окно, потом звонит по телефону в штаб полка. Узнав, что вылетов в ближайшее время не будет, он поворачивается ко мне: - Знаешь, что ?   Пока погоды нет, почитай-ка нам свои вирши... А начни с этого... Как оно называется ?.. "Лётчику - балтийцу"... Преодолевая смущение, я читаю стихи ребятам:

Если ты вышел с фашистами драться,
Насмерть   рази   их   в   упорном   бою !
Помни, товарищ, что все ленинградцы
Смотрят   с   земли   на   работу   твою.

Нам  нелегко,  это  ясно  без  споров,
Но родились-то мы в русском краю.
Нам  завещал  полководец  Суворов
Мужество,  стойкость  и  славу  свою.

В драке с фашистом отбрасывай жалость,
Так   ему   двинь,   чтоб   задохся   в   дыму !
Чтобы   с   овчинку   оно   показалось   -
Наше    балтийское    небо    ему  !..

Песня, стихи, неторопливый, вдумчивый разговор, а потом опять баян на колени - и "Русскую" !   Весёлая музыка подогревает настроение ребят. Командир уже готов пуститься в пляс, но телефонный звонок останавливает его. Мясников берёт трубку, слушает, произносит краткое "Есть !". Отойдя от телефона, он объясняет нам, что через 10 минут, как о том сообщили из штаба, снежный заряд иссякнет. Штурмовики под прикрытием истребителей пойдут на выполнение боевого задания.

Быстро пустеет землянка  (кстати, это наша 3-я по счёту фронтовая землянка). В какой-то момент я остаюсь в ней один. Но мне не сидится. Выхожу на берег Волхова. Он скован льдом. Ветер развеял снег. Лёд отполирован как зеркало. Глядя на реку, я думаю о Новгороде, стоящем на её берегах, о захваченном врагами Новгороде. Неужели он, как и Петергоф, весь в руинах ?.. Возвращаюсь домой, обдумываю план очередного номера "боевого листка".

Группа награждённых лётчиков.

Из наградного листа:

"03.12.1941 - В районе острова Гогланд вели воздушный бой с двумя "ФД-21". В результате боя звеном сбили 2 "ФД-21". Подтверждено флотом".

Из материалов газеты "Победа", № 166 от 04.12.1941 года:

"Выполняя указания товарища Сталина о беспощадном истреблении немецких оккупантов, лётчики одного нашего подразделения вчера в воздушных боях уничтожили ещё 3 фашистских самолёта. Первого "Фоккера Д-21" сбили лётчики тт. Костылев и Алексеев. Несколькими часами позднее лётчики Мясников, Чепелкин и Львов встретили ещё двух "Фоккеров Д-21". Первым открыл огонь орденоносец Мясников. Он выпустил длинную пулемётно - пушечную очередь сразу по обоим фашистским истребителям. Затем Мясников и Чепелкин атаковали одного из стервятников и вскоре его уничтожили. В бою между лётчиком Львовым и вторым фашистским бандитом советский "ястребок" вогнал в воду чёрного гитлеровского ворона. В конце дня дивизионный комиссар тов. Смирнов по телефону поздравил личный состав подразделения с новым успехом в борьбе с фашистами. Лётчикам, уничтожившим немецкие самолёты, объявлена благодарность, и они награждаются именными часами".

А.Ф.Мясников с товарищами.

Из материалов газеты "Победа", № 168 от 06.12.1941 года:

"Утром первыми с Н-го аэродрома поднялись в воздух лётчики - истребители Костылев и Алексеев. Им предстояло охранять транспорты в районе острова Гогланд. Над охраняемым районом было спокойно. Два краснозвёздных "ястребка" сделали над ним круг и собрались в обратный рейс. В это время на горизонте показались два "Фоккера Д-21". Советские истребители ринулись в атаку. "Фоккеры" развернулись и начали удирать. За одним цепко увязался славный балтийский истребитель дважды орденоносец Костылев. От другого не отступал лётчик Алексеев. Фашистские коршуны пытались улизнуть в облака, но парой пулеметных очередей советских "ястребков" путь в облака им был отрезан. Воздушный поединок длился недолго. Когда один из "Фоккеров" поднял свой тупой нос, чтобы уйти от преследования, Костылев нажал на гашетку. Свинцовый град обдал фашистскую машину. Тогда гитлеровский молодчик попытался удрать резким снижением, но здесь последовала очередная порция свинца с советского "ястребка". Уже бесформенной массой рухнул вниз фашистский неудачник...

- Счёт мести продолжается ! - подумал Костылев, с презрением оглядываясь на падающую машину.

Костылев и Алексеев садились на свой аэродром. В это же время с лётного поля взмыли 3 скоростных "ястребка". Это мастер лётного искусства, заслуженный балтийский истребитель Мясников повёл своих боевых друзей Львова и Чепелкина на выполнение задания. Время барражирования над Гогландом шло к концу. "Ястребок" Мясникова, а вслед за ним и машины Львова и Чепелкина развернулись, чтобы лечь курсом на базу. Под самыми облаками, в 600 метрах от земли, прошли два "Фоккера Д-21". Покачиванием крыльев Львов дал знать своим товарищам о близости врага. Но и без этого Мясников заметил приближение вражеских самолётов. Он лишь выбирал момент для нанесения удара.

Fokker D-XXI.

- Фашистская гадина не должна уйти от возмездия, решили 3 сталинских сокола. Львов отвалил влево. Мясников шёл прямо, а Чепелкин - справа. "Клещами" схватывали наши истребители обречённых воздушных бандитов. Первым открыл огонь орденоносец Мясников. Со своего "ястребка" он выпустил длинную пулемётно - пушечную очередь сразу по обоим фашистским истребителям. Вражеские машины разошлись в стороны. Одна из них пустилась на всех газах вправо. Но и Львов отвалил вправо, с каждым мгновением всё больше настигая её. Наконец, когда дистанция уже позволяла, Львов нанес последний, смертельный огневой удар. Чепелкин тем временем "чесал" по хвосту второго фашистского истребителя. Тот даже начал дымить. В разгаре боя Чепелкин проскочил мимо вражеского самолёта. Фашистский лётчик тут же начал вести по Чепелкину огонь. Мясников был немного выше и внимательно наблюдал за боем. В одно мгновение он атаковал дерзкого врага. Над самым заливом фашистская машина разлетелась в щепы и скрылась под водой.

Мясников с товарищами.

Вечером в землянке этого подразделения лётчики делились впечатлениями боевого дня. Им было о чём рассказать, сердца их горели беспощадной местью к фашистским коршунам. Три сбитых гитлеровских стервятника - вот итог, которого добился этот дружный коллектив боевых балтийских истребителей за один лишь день".

Рассказ А. Ф. Мясникова в записи Н. Чуковского - "Бой с финнами":

"Львов, Чепелкин и я охраняли остров Гогланд в Финском заливе и вдруг заметили вдали 2 самолёта, которые шли по направлению к финским шхерам. Увеличив скорость, мы пошли им наперерез: они двигались на высоте 500 метров, мы были несколько ниже. Зайдя к ним сзади, я увидел, что это 2 "Фоккера". Финны. Они нас не заметили. Я сделал "горку", подскочил и дал очередь по обоим. Внезапность нападения ошеломила финнов. Один "Фоккер" свернул вправо, другой задымил и стал уходить вниз. Львов помчался за тем, который уходил вправо, Чепелкин за тем, который шёл вниз. А я так разогнался, что проскочил мимо и очутился далеко впереди. Это дало мне возможность хорошо видеть всё, что произошло.

Львов довольно быстро разделался со своим "Фоккером", и тот ушёл в воду. А Чепелкин гнался за своим, стреляя ему вслед и всё увеличивая скорость. Тут финн схитрил: он внезапно замедлил полёт, и Чепелкин проскочил мимо, вперёд. Финн воспользовался этим и стал стрелять ему в хвост. Я видел, что он попал в самолёт Чепелкина и повредил его. Нельзя было терять ни мгновения. Я был уже совсем близко от "Фоккера" и дал по нему очередь. Этого оказалось достаточно. "Фоккер" загорелся и упал. Самолёт Чепелкина был повреждён и еле плёлся. Казалось, вот-вот он упадет. Мы с Львовым сопровождали его до острова, где стоял советский гарнизон. Нам казалось несомненным, что здесь Чепелкин выпрыгнет из своего самолёта на парашюте. Больше ни я, ни Львов медлить не могли - горючее у нас было на исходе. Мы оставили Чепелкина над островом и пошли к себе на аэродром.

Когда мы докладывали командованию полка о сбитых "Фоккерах" и о том, что Чепелкин, вероятно, выпрыгнул на парашюте, над аэродромом появился самолёт Чепелкина. Мы не верили своим глазам. Чепелкин снизился и, не выпустив шасси, вполне благополучно приземлился. На самолёте Чепелкина была перебита система, управляющая выпуском шасси, а также водосистема. Однако Чепелкин, дотянув до острова, где мы его оставили, и, увидев, что мотор его ещё кое - как работает, решил рискнуть и пойти дальше над морем до следующего острова. Очень уж ему не хотелось расставаться со своим самолётом. Дотянул до следующего острова и видит - мотор, хоть и плохо, а ещё работает. Тогда он стал тянуть до Кронштадта. А от Кронштадта дотянул до своего аэродрома. Рискуя жизнью, он спас самолёт".

Из письма А. Ф. Мясникова жене от 6.12.1941 года:

"Ты пишешь в каждом письме, чтобы я берёг себя. Ну, как это можно ?   Разве можно это делать, когда приходится раз по 7 вылетать и при этом в каждом полёте имеешь по схватке, а то и по две. Это в день. Ведь голову-то в карман не спрячешь, да если б и можно было, так разве это в моём характере ?   Нет, лучше умереть героем, чем жить трусом. Ты от меня уже слышала это, я только лишь повторяю. Ты думаешь, что я очень часто вспоминаю о гибели ?   Нет !   Войны без жертв не может быть, но жертвой я не собираюсь быть, ты тоже это запомни. Не думай, что я так рассуждаю, потому что мне безразлично жить или не жить. Нет, я хочу увидеть и обнять тебя, Юрочку, всех остальных, а значит и жить, причём как жить - жизнерадостно.

Ты знаешь, я пессимистом никогда не был и им не буду, а тем более теперь, когда я почувствовал силу семьи. Не потому я так горячо высказываюсь, что во мне поверхностные, лёгкие убеждения, а я скажу доступно и просто - хочу и буду драться, потому что люблю семью - тебя и Юру. Защищать Ленинград - это значит защищать вас, это значит защищать нашу родину. Что может быть милее родины, воспитавшей меня, а прежде моей мамушки, народившей меня и, наконец, главное, основное - тебя, соединившей свою жизнь, судьбу только для того, чтобы осчастливить меня. Мотенька, подумай, разве мне не за что воевать, и вот поэтому я трусом никогда не могу быть. Воевать, так воевать, чтобы вся милиция знала. Тебе-то хочется, чтобы я и немцам жару давал, и что б жизнь застраховал на 100%, а разве я этого не хочу ?   Конечно, хочу. Но если что-нибудь и случится, то Юра пусть знает, что его папа за штаны не держался, когда за родину воевал. Пусть он это помнит всегда.

Я не пишу завещания, да оно и не похоже, но помни об одном, как мне хочется быть вместе с вами. Если к этому добавить, что я мамашу уважаю как человека не меньше, как свою родную мать, то тебе будет совсем ясно, насколько вы дороги мне. Я для показа семьянин неважный, но чувства имею к семье самые наивысокие. Ты об этом знаешь больше, чем я. Моя семья последних 6 лет куда теплее той семьи, в которой я рос и воспитывался. Может быть я этим и обижаю тех, кому обязан за то, что меня народили, но тем не менее я это испытываю, этим живу и поэтому не могу не сказать. Старой семье делаю всякие скидки, учитываю это, но в итоге получается, как писал выше. Я никогда так близко не чувствовал старую семью, как тебя, Юру, бабушку, а почему и сам не знаю.

Ну, дорогушка, поболтал и хватит. Время, да и бумага на исходе, поэтому закругляюсь. Остаётся пожелать скорой встречи, а как это удастся, будет видно. Расцеловал бы я вас сейчас с Юрой вдоль и поперёк, но так как это равное мечте, пусть останется на будущее. Очень рад, что ты помогаешь в колхозе и что результат есть. Вот за это ты молодец. За работой время быстрее проходит, да ведь неудобно без дела и толкаться-то. Твои действия в моем характере>.

Из материалов газеты "Победа", № 173 от 11.12.1941 года:

"Отвечая на призыв товарища Сталина об уничтожении всех до единого немцев, пробравшихся на нашу землю, лётчики и технический состав открыли новый счёт уничтоженных варваров. Лётчики Мясников и Львов имеют на своём счету после исторического доклада вождя по 2 сбитых коричневых стервятника, а их техники Швец, Волков, мотористы и оружейники без устали готовят самолёты и вооружение. Лётчик Костылев сбил 1 фашистский самолёт. Техники Линник, Коровин и Бондаренко обеспечивают лётчикам безотказную работу матчасти. Увеличение счёта уничтоженных фашистов - это лучший ответ товарищу Сталину на его призыв об истреблении немецких оккупантов".

А.Ф.Мясников в кабине Як-1.

Из статьи А. Ф. Мясникова - "Балтийские лётчики мстят фашистам", опубликованной в газеты "Победа", № 174 от 12.12.1941 года:

"Коллектив нашего подразделения - сработавшийся, дружный, спаянный коллектив. Лётчики, техники, мотористы и оружейники отлично освоили и полюбили свои скоростные краснозвёздные "ястребки". А ведь были дни, когда у некоторых товарищей слышались в голосе нотки какого-то неудовлетворения машинами. Но сама жизнь, сам боевой опыт со всей очевидностью доказал преимущества наших самолётов перед фашистскими стервятниками. Один факт - 43 машины противника, уничтоженные лётчиками нашего подразделения - является яркой иллюстрацией к словам товарища Сталина о том, что наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию. В создании крепкого и сплочённого коллектива, уверенного в грозности и непобедимости советского оружия, в своих силах, в неизбежности разгрома и уничтожения фашистов, огромную роль сыграла партийная организация подразделения. Коммунисты не на словах, а на деле показывали свою авангардную роль в боях за Родину, смело, решительно, с готовностью на самопожертвование, во имя победы над врагом шли они в бой. Таковы лётчики - коммунисты Ефимов, Каберов, Львов, Костылев и многие другие.

Вступив в 6-й месяц Великой Отечественной войны, наш коллектив в своём стремлении уничтожить всех немецких оккупантов до единого, твёрд, как никогда. Мы прошли большую и напряжённую школу боевых действий, накоплен ценнейший опыт ведения воздушных боёв с противником, нам хорошо известны бандитские повадки врага. И пусть знает подлый гад Гитлер, что час его неизбежной гибели близок, что балтийские лётчики будут жестоко и сурово мстить бандитам за все их злодеяния, совершенные ими на священной советской земле".

НазадЛиния

(315-й боевой вылет Гвардии майора А. Ф. Мясникова.)
Вперед

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz