Что писали газеты о летчике Мясникове - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

315-й боевой вылет Майора А. Ф. Мясникова

А газеты продолжали писать о Мясникове.

А.Ф.Мясников.

Александра Фёдоровича Мясникова уже не было в живых, а газеты продолжали писать о его боевых успехах.

Из газеты "Красный Балтийский Флот", № 223 от 15.09.1942 год:

"Гитлеровские воздушные пираты хорошо познали балтийскую хватку. Сотни сбитых вражеских машин - лучшее подтверждение мастерства лётчиков Краснознаменной Балтики. В боевой семье балтийцев немало мастеров воздушного боя, воинов - богатырей, имеющих на своём счету десятки сбитых самолётов врага. Не только на Ленинградском фронте, но и далеко за его пределами гремит слава Героев Советского Союза Ефимова, Васильева, орденоносцев Костылева, Сухова, Голубева, Петрова, Кожанова и других.

Эти лётчики выработали свою походку в воздухе, свой стиль удара, свою культуру огня. Это - наши асы, советские асы. Когда в воздухе Ефимов, его узнают по походке, когда Костылев бьёт немца, все говорят, что ударил именно он, когда самолёт стремительно идёт на сближение с врагом и он камнем падает на землю, все говорят - это бьёт Сухов. Ас - это мастер, виртуоз, знаток воздушного боя. На больших и малых высотах, в ясную и облачную погоду, в тылу врага или над своей территорией ас с одинаковым успехом дерется с врагом.

У пункта "Л" появились фашистские лётчики - "охотники" на усовершенствованных "Мессершмиттах". "Волки Геринга", как их называли наши лётчики, нападали не только на транспортные и пассажирские самолёты, но подкарауливали и боевые машины, возвращающиеся с задания, расстреливали автомашины и колонны. Надо было очистить ленинградское небо от этой погани.

За это дело первыми взялись лётчики подразделения тов. Мясникова. Фашисты избегали открытого боя. Поэтому их надо выло ловить, заставить драться. Применяя русскую сметку, лётчики Ефимов, Костылев, Мясников, Бондаренко, Чепелкин и другие начали охоту за немецкими "охотниками". Во время одного из воздушных боёв с "Мессерами" два таких "охотника" ходили в стороне. Когда асы заметили, что бой стал особенно горячим, они решили удрать. Один немец стал пикировать на самолёт лётчика Мунина. В это время лётчик Чепелкин с дистанции в 50 метров так резанул немца, что у фашиста капоты полетели с мотора.

Через несколько дней Ефимов, Костылев и ещё два лётчика снова встретились с "охотниками". Пираты были убеждены в своём мастерстве, в своих машинах и огне. Они дрались с остервенением. Но и балтийцы знали себе цену. Разгорелся бой не на жизнь, а насмерть, бой на мастерство, стойкость и умение. Первым удар нанёс Костылев. Он так ловко подхватил "Мессера" на вираже, что тот, описав дугу, пошёл к земле. Второй немец быстро удрал.

Несколько встреч с немецкими асами позволили балтийцам быстро раскусить тактику "геринговских волков" и выработать свою тактику борьбы с ними. Бои показали, что немецкие асы серьёзный и сильный противник, но вместе с тем они показали и то, что наши асы сильнее и что число наших асов может быть намного больше. Стойко и мужественно сражаются лётчики Краснознамённой Балтики с врагом".

Из материалов газеты "Победа", № 238 от 21.09.1942 год:

Т.А.Усыченко.

"Первая декада Сентября у лётчиков - истребителей Гвардейского подразделения ознаменовалась большими ожесточёнными воздушными боями и блестящей победой. Лётчики получили задание вылететь на линию фронта и прикрыть от воздушных пиратов наши наземные войска. В воздух поднялись прославленные в боях советские асы Герой Советского Союза Ефимов, трижды орденоносцы Мясников и Львов, дважды орденоносцы Сухов и Бондаренко, а с ними молодые, но уже на деле доказавшие своё мастерство, лётчики Киреев, Черненко и другие.

Прикрывая наземные войска, две группы наших истребителей, ведомые Героем Советского Союза М. А. Ефимовым и дважды орденоносцем Усыченко, встретились с большой группой "Мессершмиттов", "Хейнкелей" и "Юнкерсов". Несмотря на 3-х кратное численное превосходство гитлеровцев, балтийцы смело вступили в бой, сразу же принявший ожесточённый характер. Немцы, имея численное превосходство, нахально лезли, но это их не спасло.

Первый день боевой 10-дневки над линией фронта ознаменовался блестящей победой Гвардейцев. По одному "Мессеру" сбили отважные лётчики - истребители Ефимов, Сухов, Теплов, Буряк и Хаметов, 2 "Мессершмитта-109" Гвардейцы сбили в группе, а Усыченко в паре с Буряком сбили один "Юнкерс-88". Семь сбитых "Мессершмиттов" и один "Юнкерс" - вот итог первого Сентябрьского боя лётчиков - гвардейцев.

Несколько дней спустя, разыгрался ещё более ожесточённый бой. Шестёрку истребителей в район барража в пункты "М" и "С" вел сталинский сокол трижды орденоносец Мясников. На прифронтовом фашистском аэродроме "Л" Гвардейцы заметили несколько вражеских истребителей. Цель не могла не привлечь внимание балтийцев, и они немедленно ринулись в атаку на взлетающие и стоящие на земле самолёты. Огонь балтийских истребителей расстроил боевой порядок "Мессеров". Немецкие самолёты взлетели с опозданием, а часть из них навеки осталась на земле. Выйдя из атаки и миновав немецкий аэродром, балтийцы пошли за бомбардировщиками. "Юнкерсы", ожидавшие подхода сопровождающих "Мессеров", приняли наши истребители за свои. Стрелки даже не успели открыть огня, как Гвардейцы ринулись в атаку. Завязался ожесточённый бой 6 советских лётчиков с 8 "Юнкерсами-88", 2 "Мессершмиттами-110" и 8 "Мессершмиттами-109".

Балтийцы рассеяли стервячью армаду, заставили неприцельно сбросить бомбы и нанесли ей большой урон. Один "Юнкерс" рухнул на землю от метких залпов лётчика Бондаренко, другой "Ю-88" сбили Мясников и Каберов. Лётчики Теплов и Терёхин уничтожили "Ме-110", а вся группа сбила ещё 2 "Ме-109Ф".

В это же время вторая группа наших самолётов, ведомая Героем Советского Союза Ефимовым, вела воздушный бой в другом пункте с 16 немецкими истребителями. Тройное превосходство успеха немцам не принесло. Гвардейцы смело атаковали фашистов и нанесли им чувствительный удар. В этом бою истребители Ефимов, Сухов и Львов сбили по одному "Мессершмитту" каждый. Четвёртого стервятника Львов подбил. Ужаленный фашист метался из стороны в сторону. Оставляя за собой дымный след, он со снижением стал уходить в сторону своего логова. Ведущий Ефимов заметил это и бросился вдогонку. Всей мощью огня своего истребителя обрушился советский ас на стервятника. Фашист клюнул, ударился о полотно железной дороги, взорвался и тут же сгорел. Три вражеских самолёта с дымящимися моторами ушли на свою территорию, а остальные рассеялись.

Д.П.Буряк.

В этом бою немцы подбили самолёт лётчика Буряка. У машины оторван правый элерон и повреждён руль глубины. Обладая исключительным знанием материальной части и техники пилотирования, тов. Буряк вышел из боя на совершенно неуправляемом самолёте, перетянул линию фронта и блестяще посадил машину на своём аэродроме. От метких пулемётно - пушечных очередей Гвардейцев свалились на землю 11 истребителей и З бомбардировщика противника. Несколько коршунов ушли на свои базы с большими повреждениями.

Последний день воздушных боёв в эту 10-дневку ознаменовался также победой наших лётчиков. Гвардейцы дрались четвёркой против восьми, шестёркой против десяти и больше самолётов врага. Немецкому коварству и хитрости Гвардейцы противопоставляли хитрость и мастерство свое - большевистское. В бою Гвардейцы используют солнце и облака, всю мощь огня истребителей и своё мастерство.

В один из этих дней балтийцы вылетели на барраж. На высоте 1000 метров - кучевые с разрывами облака. А на высоте 3000 метров облака были сплошными. Вот сюда, под нижнюю кромку верхних облаков и забрались наши соколы. Барражируя, лётчики за воздухом и землёй наблюдали в разрывы нижнего слоя облаков. Вскоре они заметили, что под нижней кромкой ходят "Мессера".

Гвардейцы стремительно пошли в атаку. Немецкие любители облаков на сей раз просчитались. Три фашиста сразу же рухнули на землю, один ушёл подбитым, а остальные поспешно скрылись. В этом бою по одному немецкому истребителю сбили лётчики Терёхин, Руденко, Каберов, Ефимов. Несколько машин сбиты балтийцами в группе.

За 10 дней воздушных боёв под Ленинградом лётчики - гвардейцы уничтожили 29 "Ме-109", 2 "Ю-88", 1 "Ю-87" и 1 "Ме-110". Больше десятка немецких машин подбили. За это же время Герой Советского Союза М. А. Ефимов сбил 4 самолёта лично и 4 в группе с товарищами. Лётчик Сухов сбил 2 самолёта лично и 6 в группе. По одному лично и по несколько самолётов в группе уничтожили тт. Буряк, Хаметов, Теплов, Усыченко, Бондаренко, Львов, Терёхин, Руденко и Каберов. Высокое мастерство ведения воздушных боёв показали лётчики - истребители Мясников, Теплов, Косоруков, Сухов, Евграфов и другие".

Из материалов газеты "Правда", № 293 от 20.10.1942 год:

С.Г.Бондаренко.

"Несколько месяцев лётчики - истребители Краснознамённого Балтийского флота провели в ожесточённых воздушных боях. В них - много нового и поучительного. На нашем театре фашисты стали применять самолёты иных типов, чем раньше  ("Ме-109Ф", "Фиат", "Капрони", "Фоккер Д-21" и другие), пользоваться новыми тактическими приёмами. Немцы всячески стараются вырвать из наших рук инициативу боёв в воздухе. В это время авиация Балтийского флота развернула свои наступательные действия. Балтийцы провели ряд операций по морским и сухопутным: коммуникациям противника, наносили удары по кораблям и военным объектам врага, совершали налёты на скопления вражеских войск и техники. Стремясь парализовать действия нашей авиации, немцы стянули в район Балтики большие силы своих истребителей.

Небезынтересно вспомнить первые дни воздушных встреч с новыми истребителями противника. По нескольку раз в день дрались балтийцы с немцами и, как правило, выходили победителями. 17 Августа 1942 года 8 наших истребителей под командованием Гвардии майора Мясникова сопровождали штурмовиков, вылетевших на боевую операцию. В районе пункта "Н" они заметили 6 самолётов "Фоккер Д-21", ходивших парами в разрывах облачности. По команде ведущего 6 советских истребителей отделились и пошли на сближение с противником, а пара продолжала сопровождать штурмовиков. Заметив приближение краснозвёздных истребителей, 4 "ФД-21" вошли в облачность, а одна пара пошла в лобовую атаку на наши самолёты.

Известно, что геринговские молодчики не любят лобовых атак. Это заставило наших лётчиков насторожиться. Дистанция быстро сокращалась, но "Фоккеры" огня не открывали. Не доходя до наших самолётов 100 - 150 метров, они резко перешли в горку и сделали раверсман, чтобы затем отвесно пикировать на наши самолёты сзади. Это был новый маневр. Но вражеская хитрость успеха не принесла. Один "ФД-21" был атакован пушечно - пулемётным огнем с нескольких сторон в тот момент, когда он переходил из раверсмана в пикирование. "Фоккер" загорелся и упал. Вскоре был сбит второй самолёт и ещё 2 серьёзно подбиты.

На другой день в 7 воздушных боях с истребителями "Ме-109Ф" и "Капрони"  [ На самом деле это были "Брюстер" В-239 Финских ВВС. ]  наши лётчики сбили 10 вражеских самолётов, большую часть из них - "Капрони". Следующие дни ознаменовались новыми ожесточёнными схватками. Сражаясь с 6 "Фиатами", четвёрка наших истребителей сбила 3 вражеских самолёта. Лётчики - гвардейцы под командованием Гвардии капитана Костылева встретились с 4 "Капрони" и 2 "Фоккерами". Бой разгорелся над водой, на высоте 20 - 25 метров. После многочисленных атак обеих сторон все 4 "Капрони" оказались сбитыми, а "Фоккеры" поспешили выйти из боя.

Истребитель 'Брюстер В-239'

Боевой опыт наших лётчиков, накопленный за время войны, дал им возможность сравнительно быстро разгадать новую тактику противника, применённую им на этих типах истребителей. В отличие от "Ме-109" истребители "Капрони", "Фиат" и "ФД-21" идут в атаку сразу всей группой, стремясь нанести удар одновременно по всему боевому порядку наших самолётов. Пользуясь хорошей горизонтальной маневренностью своих машин, они стараются вести бой преимущественно на виражах и на малых высотах, вплоть до бреющего полёта. Имея достаточно сильное пулемётное и пушечное вооружение и мотор с воздушным охлаждением, "Фиаты" охотно принимают лобовую атаку. "Фоккеры", как правило, дерутся на вертикали, применяя раверсман, при этом время пребывания их в верхней точке фигуры очень малое. Наиболее целесообразно бить "Фоккера" в момент перехода с раверсмана в пикирование. Во время боя противник широко применяет метод убирания газа при нагоне его нашим самолётом. Зазевавшийся лётчик может проскочить мимо вражеского самолёта и подставить под его огонь хвост своего истребителя.

Бой с самолётами "Капрони", "Фиат" и "ФД-21" отличается большим упорством и протекает энергично, в весьма оживлённом темпе  ("в клубке"). Обе стороны применяют все маневры и эволюции, какие только может выполнить машина. Часто фигуры следуют одна за другой целым каскадом. Иногда, зайдя в хвост противника, приходится в последний момент бить по другому вражескому самолёту, оказавшемуся в хвосте у товарища. Это вызывает новый манёвр. Таким образом, весь бой состоит из целой серии фигур; стрелять приходится почти в упор по маневрирующим самолётам.

Приобретённый опыт позволяет сделать некоторые выводы о ведении воздушного боя с этими типами самолётов противника. Нашим скоростным истребителям необходимо первой же  (и по возможности внезапной)  атакой разбить строй противника, перевести бой на вертикаль и, пользуясь преимуществом в высоте, уничтожить, врага поодиночке. После атаки следует уходить снова вверх для выбора нового исходного положения. Ни на одну минуту нельзя быть впереди самолёта противника. Если лётчик видит, что обгоняет врага, необходимо немедленно уходить вверх, иначе проскочишь вперёд и подставишь немцу хвост своего самолёта.

Истребитель Fokker D-XXI.

Чтобы полностью оценить значение выигранных нами воздушных боёв, необходимо сказать, что немцы имели на своей стороне ряд преимуществ. Нашим истребителям обычно приходилось разбиваться на 2 группы: одна прикрывала сопровождаемые бомбардировщики или штурмовики, а вторая сковывала, отражала и сбивала самолёты противника. Наши истребители вели бои в основном над водой и часто вдали от своих аэродромов. Несмотря на всё это, высокое мастерство балтийских лётчиков помогло им выйти победителями из всех схваток.

Особый интерес представляют воздушные бои, проведённые морскими лётчиками в районе Синявино. Немцы пытались добиться господства своей авиации в этом районе. В течение многих дней в воздухе над этим участком фронта с утра до вечера кружились десятки советских и немецких самолётов, ведя упорные бои. Фашистское командование придавало весьма серьёзное значение происходившим операциям. Для обеспечения успеха своих воздушных сил немцы приняли ряд организационных мер. Они широко применяли аэродромный манёвр, сажая свои самолёты на прифронтовые аэродромы, расположенные на расстоянии 10 - 12 км от боевых порядков войск. Полёты производились эшелонированно, на разных высотах, группами от 10 до 30 самолётов. Против наших истребителей здесь действовали опытные немецкие лётчики, применившие новые манёвры на истребителях "Ме-109Ф".

Несмотря на отличный горизонтальный манёвр того типа наших самолётов, которые применялись в этом бою, немцы на высотах 3000 - 4000 метров принимали бой на виражах. В ходе боя противник выделял группы самолётов для атаки снизу и сверху. При первой же возможности немцы стремились расчленить наши самолёты, нанося удар почти вертикально сверху. Стреляя иногда с дистанции от 1000 до 4000 метров, противник поочередно "давал ногу", образуя своеобразный веер огня. Однако ни численное превосходство, ни новые манёвры не принесли противнику успеха. В каждом бою немцы бывали жестоко биты и несли большие потери.

Messershmitt Me-109F-4.

Однажды, 8 советских истребителей, ведомые Героем Советского Союза гвардии капитаном М. А. Ефимовым, приняли бой с 26 "Ме-109Ф". Гвардейцы Ефимов, Теплов, Хаметов и Сухов сбили по одному самолёту, несколько вражеских машин было подбито. В другом бою 9 скоростных истребителей под командованием трижды орденоносца гвардии майора Мясникова сопровождала группу, наших пикирующих бомбардировщиков. На них напало 16 "Ме-109Ф". Разгорелся жестокий бой. Обе стороны яростно атаковывали друг друга. Бой закончился победой советских лётчиков. Герой Советского Союза гвардии капитан Ефимов и лётчики - орденоносцы Терёхин и Руденко сбили по одному немецкому истребителю.

В этот же день произошёл еще один интересный бой. Балтийскими истребителями командовал капитан Ефимов. Против 8 "Ме-109" дрались 8 гвардейцев. И эта схватка окончилась победой советских лётчиков. Один "Ме-109" был сбит Ефимовым, второй - Каберовым, третий - Руденко и Львовым.

За декаду боёв в районе Синявино лётчики Гвардейской части сбили 34 и подбили 8 вражеских самолётов. Особенно отличились в этих боях гвардии капитан Ефимов, сбивший 4 "Ме-109" лично и 4 - в группе с товарищами, гвардии капитан Сухов  (соответственно - 4 и 5), гвардии капитаны Львов, Терёхин и Костылев, сбившие по 1 самолёту лично и по 4 - в группе.

За 3 месяца 1942 года войны морские лётчики нашего соединения уничтожили 89 и повредили 20 самолётов противника, в том числе 20 бомбардировщиков. Балтийские истребители ещё раз показали своё умение быстро распознавать изменяющуюся тактику врага, способность противопоставить ей свою гвардейскую тактику, выражающуюся в суворовской формуле: бить врага не числом, а умением. За это же время мы потеряли 13 лётчиков и 19 самолётов. С точки зрения законов войны соотношение потерь личного состава  (1 : 11)  и самолётов  (1 : 5)  можно считать выдающейся победой. Анализ наших потерь показывает, что они могут быть гораздо меньше. Лучшая отработка организационной стороны нашей боевой деятельности, дальнейшее совершенствование тактических приёмов и методов борьбы с вражеской авиацией, повышение дисциплины в воздухе и строгое соблюдение всех лётных инструкций и положений дадут возможность свести потери к минимуму".


"Харрикейн" - это всё-таки не ураган...

И.А.Каберов.
И. А. Каберов.

Как бы восторженно ни писали западные источники об этом истребителе, наши лётчики о боевых качествах "Харрикейнов" отзывались не очень лестно. Мнение лётчиков 3-го Гвардейского ИАП, только что освоивших этот самолёт и ещё не побывавших на нём в боях, вы прочитали в приведенных выше отрывках из книги Каберова.

А вот что писал И. А. Каберов в самом конце Сентября, после 1,5 месяцев боёв на "Харрикейнах", стр. 250:

"Воздушное сражение нередко длится около часа. "Харрикейны" неудобны для вертикального маневра, и мы часто вынуждены в схватках со сворой "Мессершмиттов" обороняться. Мы обороняемся, но используем каждый подходящий случай, чтобы меткой очередью сразить вражеский самолёт. Фашистский истребитель "Ме-109Ф" превосходит "Харрикейн" в скорости почти на 100 километров. А у кого скорость, тот владеет и высотой. Высота обеспечивает всё: и свободу выбора цели, и маскировку солнцем, и внезапность нападения, и скоротечность атаки. Но ни эти преимущества, ни численное превосходство не спасают авиаторов противника от потерь. Гитлеровцы, кажется, разобрались, наконец, что воюют не над Ла-Маншем. Это там они похвалялись в 1940 году, что встречи с "Харрикейнами" напоминают охоту на куропаток. А здесь на "Харрикейнах" советские лётчики и советские пушки, разящие наверняка".

Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 260:

"На стоянке я насчитываю 9 самолётов - всё, что у нас теперь есть. Стоят эти самолёты на большом расстоянии один от другого. Похоже на то, что инженер специально оставляет незанятыми места сбитых в воздушных сражениях истребителей. Похоже на то, что он всё ещё верит в их возвращение. Но не возвращаются ни самолёты, ни люди, сгоревшие в пламени войны. И невольно перед глазами проходят лица друзей, которых мы потеряли, и невидимые тиски сдавливают моё сердце. Мысленно я подсчитываю, сколько самолётов противника сбили мы после того, как полк получил "Харрикейны", оснащённые советскими пушками и пулемётами. Выходит, что нами уничтожено за это время 68ь фашистских истребителей и бомбардировщиков. При этом мы потеряли 11 наших товарищей и 14 боевых машин. Нет сомнения, что полк получит новую технику. Новые люди придут на место погибших лётчиков. Но боль тяжёлой утраты останется в наших сердцах навсегда".

В кабине Харрикейна

Игорь Александрович Каберов в кабине "Харрикейна".  Англия 1985 год.

Послушаем мнение Героя Советского Союза, Генерал - лейтенанта авиации В. Ф. Голубева, в то время командира 3-й эскадрильи 4-го ГвИАП 61-й авиабригады.

Из книги воспоминаний В. Ф. Голубева, стр. 221:

"Особенно досталось 3-му Гвардейскому истребительному полку нашей бригады, летавшему на английских самолётах "Харрикейн". Наши оружейники вынуждены были заменить на нем пулемёты ружейного калибра на более мощное вооружение, но всё равно самолёт оказался малопригодным к боям в дневных условиях. Хотя был он металлическим - из дюраля, но незащищённость бензобаков часто в бою оборачивалась их разрушением, самолёт воспламенялся. К тому же его мизерная скорость и "дубовая", как говорили лётчики, неповоротливость делали его весьма уязвимым. Противник именно в это время впервые применил новые истребители FW-190, машину с очень сильным вооружением - 4 х 20-мм пушки и 2 х 13-мм пулемёта. Мощный мотор воздушного охлаждения позволял самолёту развивать скорость более 600 километров в час, а главное, он обладал повышенной живучестью и защищал лётчика от поражений на встречных курсах".

Истребитель FW-190A.

Из журнала "Война в воздухе", № 74, 2001 год, стр. 17 - 18:

"На "Харрикейнах" летали многие советские асы, но хорошие слова из их уст о "Харрикейне" звучали редко. Герой Советского Союза С. Ф. Долгушин, летавший в составе 180-го ИАП, писал:

"Харрикейн" - отвратительная машина. Низкая скорость, тяжёлый... На "Харрикейне" я сбил 4 - 5 самолётов, но для этих побед требовались специальные условия. Сопровождали девятку "Бостонов", шли в облаках. То вынырнем, то опять нырнем. В очередной раз вынырнули - прямо передо мной "Мессер". Не оставалось ничего другого как нажать на спуск. Немец взорвался в воздухе. При похожих условиях сбил и второго".

Разумеется, большой популярностью "Харрикейн" пользоваться не мог. Особенно требователен самолёт был к соблюдению правил эксплуатации, резко теряя в лётных характеристиках при их нарушении. Двигатель самолёта был рассчитан под хороший бензин с октановым числом 100. На практике "Харрикейны" часто заправляли низкокачественным бензином Б-70 или Б-78, в лучшем случае смесью Б-100 и Б-70. Масло также использовалось не лучшего качества. В результате двигатель недобирал мощность и не отличался высокой надёжностью. Недостаточно полно использовались и возможности самолёта, применительно к Восточному фронту. Если пилот полностью раскрывал все достоинства и недостатки "Харрикейна", то его мнение приближалось к мнению Майора Г. В. Зимина из 485-го ИАП:

"Харрикейн" отличается маломощным двигателем. Поэтому для него важно держать плотный строй и открывать огонь с дистанции в несколько десятков метров или даже в несколько метров. Интервал между звеньями не должен превышать 400 - 500 метров, чтобы звенья могли приходить друг к другу на помощь. Интервал между парами внутри звена не более 100 метров. Интервал между истребителями и сопровождаемыми штурмовиками или бомбардировщиками 100 - 150 метров. Открывать огонь по противнику следовало с дистанции не более 70 - 80 метров в виду слабого вооружения. Вертикальный маневр для "Харрикейна" противопоказан. Бой можно вести только на горизонтальных виражах".

Истребитель 'Харрикейн'

Большой норов проявлял самолёт и на земле. Так в 4-м ИАП Северного фронта пилоты в ходе обучения столкнулись со склонностью "Харрикейна" капотировать на снегу и мягком грунте. Старший техник лейтенант Александр Мельников предложил механикам сидеть на хвосте заморской машины во время рулёжки. Рискуя жизнью, механики выполнили приказ. Не обошлось без трагикомических случайностей. Один пилот забыл, что у него на хвосте висит механик и резко начал набирать высоту. Потом внезапно вспомнил, и быстро приземлился. Когда механика отцепили от хвоста, выяснилось, что он отморозил руки и весь поседел.

Во время вынужденной посадки на брюхо "Харрикейны" часто утыкались носом в землю. Этому способствовал радиатор, расположенный под центропланом.

Ленинградские поисковики, работая с документами военных архивов, проследили судьбу всех самолётов "Харрикейн", поступивших в 3-й Гвардейский авиаполк ВВС КБФ, и сделали очень печальный вывод. За период боевого применения самолётов "Харрикейн" в этом полку погиб почти весь цвет полка. Так с 14 Августа по 9 Ноября 1942 года в полку потеряли 18 из 22-х прибывших в полк самолётов, при этом погибло 15 лётчиков...

Вот краткие сведения об этих славных ребятах, средний возраст которых был всего 27 лет.

П.А.Чепелкин.

Чепелкин Пётр Афанасьевич - 1919 г.р., БССР, Могилёвская область, Хотинский район, деревня Малуновка. В РККА c 1940 года, окончил Ейское ВМАУ имени Сталина в 1940 году. Гвардии капитан; лётчик 2-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. Сбил 8 самолётов противника  (2 лично и 6 в группе). 14 Августа 1942 года сопровождал Ил-2 на бомбово - штурмовой удар по кораблям противника в Финском заливе. Вступил в воздушный бой с "Брюстерами В-239" из состава LLv-24  (24-я АЭ)  финских ВВС на траверзе Шепелевского маяка. Был подбит, при вынужденной посадке на воду утонул.

П.Е.Рыбин.

Рыбин Ефрем Петрович - 1909 г.р., г. Ярославль. Жена - Ульяна Порфирьевна, дочь Нелли. В РККА с 1940 году, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 году. Гвардии капитан, военный комиссар 1-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. Совершил 290 боевых вылетов. 21 Августа 1942 сопровождал самолёты ДБ-3 на бомбовый удар в район Ивановских порогов. В воздушном бою в районе станции Ржевка внезапно был атакован, резко развернулся влево, со снижением пошёл вниз. Самолёт при падении полностью сгорел. Похоронен: деревня Борки, Ломоносовский район Ленинградской области.

Романов Борис Владимирович - 1914 г.р., Москва. Жена - Александра Ивановна, 1915 г.р., сын - Владимир, 1941 г.р. В РККА с 1937 года, окончил ВМАУ имени Сталина 1937 году. Участник боёв на реке Халхин - Гол и Финской кампании. Гвардии капитан, заместитель командира 3-й АЭ. Награждён двумя орденами Красного Знамени, медалью "За боевые заслуги". 30 Августа 1942 года сопровождал самолёты Ил-2 на бомбово - штурмовой удар по станции Волосово. На обратном пути, в районе деревни Воронино  (10 километров севернее озера Тяглицкое)  был атакован истребителями противника. Прикрытие добиралось домой поодиночке. Романов не вернулся с боевого задания, пропал без вести.

Евграфов Алексей Петрович - 1918 г.р., Новгородская область, Маловишерский район, Полищенский сельсовет, деревня Дворище. Жена - Власова Таисия Степановна, 1923 г.р.; сестра Екатерина. В РККА с 1940 года. Гвардии старший лейтенант, командир звена 1-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. 3 Сентября 1942 года пропал без вести в воздушном бою. Место гибели по документам командира полка: район Ивановских порогов. В документах ВВС КБФ и в воспоминаниях И. А. Каберова - район Красного Бора Ленинградской области.

Н.М.Косоруков.

Косоруков Николай Михайлович - 1913 г.р., г. Москва. Жена - Павлова Анастасия Степановна, 1912 г.р., дочь Тамара, 1936 г.р., сын Владимир, 1938 г.р. В РККА с 1936 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1936 году. Гвардии старший политрук; военный комиссар 3-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. 4 Сентября 1942 года охранял свои войска над линией фронта в районе Мга - Синявино. Вели бой с истребителями противника. На подбитом самолёте предположительно раненный, разбился при посадке вне аэродрома. Лётчик и самолёт сгорели. Похоронен: деревня Выстав, Кировский район Ленинградской области.

Е.Х.Теплов.

Теплов Евгений Христофорович - 1917 г.р., Тульская область, г. Тула, ул. Каракозова, д. 19. Жена - Мира Александровна, дочь - Эмилия, 1938 г.р., сын - Евгений, 1941 г.р. В РККА с 1940 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 году. Гвардии капитан, заместитель командира 1-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. Совершил 258 боевых вылетов. 4 Сентября 1942 года вёл воздушный бой в паре с Косоруковым над линией фронта в районе Мга - Синявино. Самолёт загорелся в воздухе и упал на свою территорию. По документам командира полка: погиб в бою в районе Выстав, что перекликается с местом гибели Косорукова.

А.Ф.Мясников.

Мясников Александр Фёдорович - 1909 г.р., Новгородская область, Мошенской район, деревня Овинец. Жена - Матрёна Макаровна, 1903 г.р.; сын Юрий - 1936 г.р. В РККА с 1930 года, окончил 2-ю Военную Краснознамённую школу лётчиков им. Осоавиахима  (г. Борисоглебск) в 1935 году. Участник Советско - Финляндской войны. Гвардии майор, заместитель командира полка. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (дважды). Совершил 315 боевых вылетов, сбил 18 самолётов противника  (2 лично и 16 в группе). 11 Сентября 1942 года группа "Харрикейнов" под командованием Александра Мясникова сопровождала бомбардировщики Пе-2. При отходе от цели были атакованы противником. На аэродром не вернулся, пропал без вести в районе деревни Манушкино. Место падения самолёта и останки лётчика обнаружены ленинградскими поисковиками летом 2003 года. Останки захоронены на родине в селе Мошенское Новгородской области рядом с могилой жены. Его именем названа одна из улиц в посёлке Невская Дубровка  (Всеволожский район Ленинградской области), недалеко от которого был найден его самолёт. На доме № 4 по улице Мясникова установлена мемориальная доска. Мемориальная доска установлена также на доме, в котором родился А. Ф. Мясников, в деревне Овинец Мошенского района Новгородской области.

С.И.Сухов.

Сухов Сергей Иванович - 1915 г.р., Калининская область, Медновский район, Мухинский сельсовет, деревня Заболотье. Жена - Елена Николаевна; сын - Бронислав, 1941 г.р. В РККА с 1939 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 году. Гвардии капитан, командир звена 2-й АЭ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени. Совершил 289 боевых вылетов, сбил 18 самолётов противника  (из них не менее 5 - в группе). 11 Сентября 1942 года прикрывал переправы через реку Нева в районе Анненское. Вступил в бой с противником на высоте 3000 метров между Синявино и рекой Нева. Погнался за самолётом противника, вошёл в облачность. Из облаков вывалился в плоском штопоре, после 3-х витков перешёл в крутой штопор, из которого не вышел до самой земли. Упал на нашей территории, севернее Невской Дубровки. Место падения самолёта не найдено.

А.Ф.Руденко.

Руденко Алексей Фёдорович - 1915 г.р., УССР, Запорожская область, Ореховский район, деревня Новопавловск. Жена - Копылова Антонина Ивановна, 1918 г.р.; дочь - Лидия, 1941 г.р. В РККА с 1937 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 году. Гвардии старший лейтенант, командир звена 3-й АЭ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени. 26 Сентября 1942 года охранял наши войска в устье реки Мга - посёлок Марьино. Патрулирование вели выше облачности. При обнаружении противника резко развернулся на 180 градусов, сорвался в штопор и скрылся в облачности. Атакован не был. Заключение командира 61-й ИАБ полковника П. В. Кондратьева: "по моему мнению, старший лейтенант Руденко был атакован с большой дистанции и убит. Остальные экипажи атаки не наблюдали..."

Д.П.Буряк.

Буряк Дмитрий Прокофьевич - 1912 г.р., УССР Днепропетровская область, г. Кривой Рог, Украинская ул., д. 6. В РККА с 1935 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1938 году. Гвардии капитан, военком 3-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. Совершил 203 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника. 26 Сентября 1942 года в воздушном бою с 12 Ме-109 в районе устья реки Мга самолёт был подбит. Лётчик был ранен, выпрыгнуть на парашюте не смог. Похоронен: деревня Большое Манушкино, Всеволожский район Ленинградской области.

Ткачёв Николай Корнеевич - 1917 г.р., Ростов-на-Дону, Морозовск, ул. Дзержинского, д. 156. Жена - Лидия Лазаревна, 1920 г.р. Сын - Виталий, 1939 г.р. В РККА с 1936 года, окончил ВМАУ в 1939 году. Гвардии капитан, командир звена 3-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. Совершил 148 боевых вылетов. 29 Сентября 1942 года прикрывал войска на переднем крае обороны в районе Анненское - Арбузово - Московская Дубровка. Вёл воздушный бой. Был подбит, из боя вышел и тянул на аэродром, но был вторично атакован и сбит парой Ме-109 в районе аэродрома Углово. Похоронен: станция Всеволожская, Всеволожский район Ленинградской области.

В.Ф.Неделин.

Неделин Виктор Фомич - 1915 г.р., г. Ростов-на-Дону, Ленгородок, Рыбный переулок, д. 20., кв. 18. Жена - Надежда Ивановна, 1918 г.р.; Сестры: Анфиса, Надежда, 1902 г.р. В РККА с 1939 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 году. Гвардии старший лейтенант, лётчик 1-й АЭ. Награждён орденом Красной Звезды. Совершил 294 боевых вылета. 29 Сентября 1942 года сопровождал Ил-2 на линию фронта в район Синявино. Вступил в бой с противником северо - восточнее Манушкино, пара Ме-109 зашла в хвост Неделину и сбила его самолёт. Лётчик погиб. Похоронен в деревне Березовка Всеволожского района Ленинградской области.

С.Г.Бондаренко.

Бондаренко Семён Григорьевич - 1915 г.р., УССР, Полтавская область, Ново - Сенжарский район, деревня Зачепиловка. Жена - Чижова Клавдия Ефимовна, 1910 г.р., сын - Евгений, 1934 г.р. В РККА с 1935 года, окончил ВМАУ в 1939 году. Гвардии капитан, командир 1-й АЭ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (дважды). Совершил 277 боевых вылетов, сбил 18 самолётов  (6 лично и 12 в группе). 25 Октября 1942 года сопровождал ДБ-3 в район острова Большой Тютерс в Финском заливе. При возвращении от цели был атакован и сбит истребителями 1-го звена 24-й АЭ финских ВВС  (1/LLv24).

Киреев Фёдор Михайлович - 1919 г.р., Мордовская АССР, станция Рузаевка, ул. Ухтомская, д. 2. Жена - Надежда Андриановна, 1922 г.р. В РККА с 1937 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 году. Гвардии младший лейтенант; летчик 1-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. Совершил 48 боевых вылетов. 25 Октября 1942 года сопровождал ДБ-3 в район острова Большой Тютерс в Финском заливе. При возвращении от цели был атакован истребителями 1-го звена 24-й АЭ финских ВВС  (1/LLv24). Сбит в воздушном бою над Финским заливом.

Казин Александр Васильевич - 1914 г.р., Калининская область, Конаковский район, деревня Борцино. Мать Журкина Анна Николаевна. В РККА с 1935 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1937 году. Гвардии капитан, ВРИО командира 1-й АЭ, замполит 1-й АЭ. Награждён орденом Красного Знамени. В обязанности командира АЭ вступил после гибели капитана С. Г. Бондаренко. 9 Ноября 1942 года над Ладожским озером охранял трассу Кабона - Осиновец. При подходе к цели в воздушном бою 2 Ме-109 зашли в хвост Казину и сбили самолёт. Лётчик выбросился на парашюте над Ладожским озером и утонул.

Существует мнение некоторых авиационных "специалистов", что наши пилоты были плохо обучены и гибли в первых же боях, что у них не хватало боевого опыта. Давайте посмотрим, кто же погиб на этих английских самолётах, или, как их называли наши лётчики, "летающих гробах". В этом скорбном списке 1 заместитель командира полка, 1 командир эскадрильи, 3 военных комиссара эскадрилий, 3 заместителя командира эскадрилий, 4 командира звена и только 3 рядовых лётчика. Из всех 15 погибших, самый маленький опыт был только у Гвардии младшего лейтенанта Д. М. Киреева - 48 боевых вылетов. У остальных количество боевых вылетов было за 200. У Гвардии капитанов С. И. Сухова и В. Ф. Неделина их было соответственно 289 и 294, у Гвардии майора А. Ф. Мясникова число вылетов достигало 314. У 11 из 15 погибших был опыт воздушных боёв в Финской кампании.

Некоторые могут возразить: значит, плохо освоили материальную часть, да и тактика боя у советских летчиков "хромала". Но ведь смогли же эти люди провоевать почти до конца 1942 года. И войну они встретили на устаревших машинах И-153 и И-16. И не просто выжили, а воевали, сбивали и "Мессершмиттов", и "Фоккеров", и бомбардировщиков. У каждого на счету были сбитые немецкие самолёты. Выходили живыми из страшных переделок, делая по нескольку боевых вылетов в день. И когда ?   В 1941 году, страшном для нашей авиации году, когда численное превосходство немцев в воздухе было подавляющим. Да и на "Харрикейнах" лупили немцев и финнов почём зря.

Игорь Александрович Каберов в своей книге пишет о 68 сбитых самолётах противника и о 14 потерянных своих. Это данные на конец Сентября. К моменту, когда полк убыл в тыл для перевооружения самолётами ЛаГГ-3, было сбито уже 78 самолётов противника. Только Гвардии майор А. Ф. Мясников за неполный месяц боёв, летая на "Харрикейне", увеличил счёт своих побед с 12 самолётов до 18. По нескольку самолётов сбили и другие погибшие в этот период лётчики. А ведь сражаться им пришлось с модифицированным Ме-109F и с ещё более совершенным истребителем FW-190, которые значительно превосходили "Харрикейны" по скорости и другим показателям...

*     *     *

Оригинал статьи читайте на сайте - "Расправленные крылья".

НазадЛиния

(315-й боевой вылет Гвардии майора А. Ф. Мясникова.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz