315-й боевой вылет майора Мясникова. Последний месяц боев - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

315-й боевой вылет Майора А. Ф. Мясникова

Последний месяц боёв.

Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 231:

"11 Августа мы покидаем тыловой аэродром под Пестовом и на новых "Харрикейнах" летим на новый прифронтовой аэродром. Минуем Тихвин, Новую Ладогу, Ленинград, пересекаем Финский залив и приземляемся на Ораниенбаумском плацдарме на небольшой площадке, окружённой со всех сторон лесом, чудесным сосновым бором. Воздух здесь, что называется, курортный. Адъютант Дармограй и писарь Дук обживают новую эскадрильскую землянку, поставленную для нас аэродромными строителями. Сколько сделали эти люди за время войны различного рода укрытий, сколько вырыли, перекрыли, утеплили таких вот землянок, оборудовали командных пунктов !   Сколько они построили новых аэродромов !   Аэродромов, которых не было до войны и не будет наверняка после нас..."

А.Ф.Мясников, 1942 г.

Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 232:

"Утром 14 Августа мы заступаем на боевое дежурство. Из штаба предупреждают, что финские истребители, как никогда раньше, проявляют активность. Большими группами барражируют они над Финским заливом и зачастую вступают в бой с нашими самолётами. Были случаи, когда авиаторы противника летали на "Чайках" с нашими опознавательными знаками.

- Ну, это уж хамство ! - говорит Костылев  (мы с ним вдвоём сегодня дежурим). - То на наших "СБ" летали, а теперь на "Чайках"...

Я сижу в кабине и чувствую, как ко мне подкрадывается дрема. На мгновение закрываю глаза и слышу тревожный голос техника:

- Товарищ командир, ракета !   Вам вылет !

Запускаю двигатель и, едва поспевая за Егором, взлетаю. По радио получен приказ - идти курсом на Кронштадт. Где-то там, на высоте 5000 метров, появились вражеские истребители. 5000 метров - это примерно 15 000 футов. Мы с Костылевым лезем вверх, скребем эти "футы-нуты". Но ни над Кронштадтом, ни на подступах к нему самолётов противника мы не обнаруживаем. Только минут через 10 из района Териок показывается какой-то самолёт. Он идёт на бреющем прямо на Кронштадт.

- Егор ! - кричу я Костылеву. - Смотри - над самой водой...

И-153 П.И.Бискупа, 1942 год.
И-153 Майора П.И.Бискупа.  Лето 1942 года.

По-моему, "Чайка" со стороны Финляндии. Костылев молниеносно снижается. Я следую за ним. Теперь мы видим "Чайку" уже более отчётливо.

- Звёздами замаскировалась ! - кричит Егор и заходит в атаку.

Идущий над водой самолёт разворачивается к аэродрому, где стоит 71-й полк нашей бригады. Мы не отстаем от "Чайки". Костылев открывает огонь. Она переворачивается в воздухе. Я тоже даю по ней очередь. Машина падает возле самого аэродрома.

- Хорошо, что успели, - кричит Егор. - А то бы она наделала дел !

Мы набираем высоту и ещё 10 минут барражируем над заливом, пока не получаем команду на посадку. Приземляемся. Егор докладывает Мясникову:

- Товарищ командир, задание выполнено. - Мясников стоит спиной к нам. Егор снимает шлем и устало покряхтывая, вешает его на гвоздь. - Обнаружили финскую "Чайку", - говорит он. - Ну и...

- Не надо ! - обрывает Мясников. - Что сбили, знаю. А вот знаете ли вы, кого сбили ?!

Мы в недоумении переглядываемся. Командир по-прежнему стоит лицом к тусклому окну землянки. - Называется, открыли счёт, истребители хреновы !..

- Товарищ командир, - подаю я голос. - "Чайку" мы заметили почти у самых Териок. Шла курсом на Кронштадт. В чём же наша ошибка ?

- В чём ?   Вы сбили командира эскадрильи 71-го полка майора Бискупа.

Меня прошибает озноб. Костылев точно окаменел. Мы хорошо знаем Бискупа. Как же так получилось ?   Раздается телефонный звонок. Майор снимает с аппарата трубку. - Так, ясно. Невредим ?.. Вас понял... А самолёт ?.. Вдребезги... Не вешая трубки, Мясников смотрит на нас. Лицо его несколько проясняется. Он пытается улыбнуться, но тут же снова становится серьёзным.

- Так, понимаю. Облетывал после ремонта ?   Но почему же он к Териокам-то пошёл ?.. Ах, решил прогуляться... Так, ясно... Есть, товарищ полковник, всыпать обоим за... бдительность !.. Командир вешает трубку на рычаг телефона.

Целый день все мы ходим под впечатлением происшедшего. Да мне, признаться, и ночью не дает покоя мысль о Бискупе и его "Чайке".

На нашем аэродроме стоят штурмовики. Члены их экипажей наши старые друзья. Тяжело нагружённые бомбами их машины уходят в воздух. И вместе с ними поднимаются в воздух Ефимов, Сухов, Львов и Чепелкин. Цель - нанести удар по кораблям противника. Но обнаружить корабли почему-то не удаётся. На обратном пути на наши штурмовики пытаются напасть 7 финских "Брюстеров"  (B-239). Группа Ефимова завязывает с ними бой. На помощь ей идёт по тревоге наша четвёрка во главе с Егором Костылевым. Над заливом мы встречаемся со штурмовиками. Истребителей с ними нет - они ведут бой с "Брюстерами" где-то в стороне. По радио получаем команду: "Быстрее помочь Ефимову !"

Истребитель 'Брюстер В-239'

Немедленно набираем высоту, подходим к месту боя, но вражеские истребители уже уходят на свой аэродром. В группе Ефимова видим только 3 самолёта. Где же 4-й ?   Возвращаемся домой и узнаем, что погиб Чепелкин. Истребитель его был подбит. Пётр пытался дотянуть машину до берега около Шепелевского маяка, но не смог, стал садиться на воду и почему-то выпустил посадочные щитки. Возможно, он был ранен и сделал это автоматически. Машина коснулась воды и сразу же ушла в глубину. Пётр не успел покинуть кабину самолёта..."

Из письма А. Ф. Мясникова жене от 23.08.1942 года:

"Петя Чепелкин уехал в гости к Мише Забелинскому - как жаль, до слёз жаль, но что ж сделаешь, видно так надо, без этого не обойдёшься".  [ Лётчик М. Забелинский погиб на Финской войне. ]

Е.П.Рыбин.
Е. П. Рыбин.

Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 236:

"Утром 17 Августа мы вместе со штурмовиками берём курс на далекую Лахденпохью, к северному берегу Ладожского озера. Берегов не видно. Штурмовики идут впереди, ниже нас, жмутся к самой воде. Согласно разведданным противник строит в этой Лахденпохье какие-то баржи, похоже, что десантные. Вот уже позади остров Валаам. Подходим к берегу, видим цель. Штурмовики набирают высоту и идут в атаку. Хочется рассмотреть, что там за баржи. Но нам уже не до них. Сверху на нашу четвёрку  (Мясников, Львов, Костылев и я)  наваливаются 6 "Фоккеров". Терёхин и Рыбин где-то внизу охраняют штурмовики. Между тем они уже что-то зажгли на берегу. Ветер косматит дым, и "Илы" слабо видны на его фоне. А в воздухе тоже бушует пожар. Падает объятый пламенем "Фоккер". Один, потом второй. Истребители противника дерутся упорно. Они дерутся поблизости от своей базы. А нам до дому топать ещё почти 200 километров, из них около 170 - над водой, вдоль берега, захваченного врагом.

Оставшись вчетвером, вражеские лётчики бьются ожесточённо. Двое из них прорываются к штурмовикам. Но Терёхин и Рыбин начеку. Они вступают в бой с "Фоккерами" и спасают положение.

Сбив 2 вражеских истребителя, мы без потерь возвращаемся домой. Разбор нашего совместного со штурмовиками полёта проводит заместитель командующего ВВС полковник Дзюба. Он просматривает снимки, сделанные с воздуха над Лахденпохьей, и сообщает нам, что противник строит баржи явно для десантных операций на Ладоге.

- Штаб флота обеспокоен этим, - говорит полковник. - Завтра на рассвете вам предстоит сделать повторный налёт".

Из материалов газеты "Победа", № 211 от 19.08.1942 года:

"17 Августа группа балтийских истребителей в составе лётчиков - гвардейцев Каберова, Костылева, Сухова, Рыбина, Терёхина, Львова и Теплова под командованием лётчика Мясникова прикрывала действия штурмовиков по военно - морским силам противника. В районе пункта Лахденпохья ведущий заметил на высоте 1500 - 2200 метров 6 "Фоккеров-21", парами ходивших в разрывах облачности. Чтобы дать возможность штурмовикам эффективно провести операцию, ведущий Мясников приказал Сухову и Теплову прикрывать штурмовики, а сам в группе с 6-ю гвардейцами решил атаковать "Фоккеры". Шестёрка советских истребителей отделилась и пошла на сближение с самолётами противника. Заметив приближение краснозвёздных птиц, две пары "ФД-21" вошли в облачность, а одна пара пошла в лобовую атаку на правую пару наших самолётов.

Истребитель Fokker D-XXI.

Известно, что гитлеровские молодчики, так же, как и их финские и итальянские холопы, не любят лобовых атак. Это заставило наших истребителей насторожиться. Каждую секунду следовало ожидать какой - нибудь каверзы. Дистанция между самолётами противника и нашими сокращалась всё больше и больше. Между тем, "Фоккеры" огонь не открывали. Это был новый маневр. Не доходя до наших самолётов 100 - 150 метров, они резко переходили в горку, затем на раверсман и отвесно пикировали на наши самолёты сзади. Но вражеская хитрость не удалась. Наша шестёрка атаковала противника разнообразными приёмами.

Один "ФД-21" был атакован пушечно - пулемётным огнём с нескольких сторон в тот момент, когда он уходил из раверсмана в пикирование. "Фоккер" загорелся и упал между портом Лахденпохья и пунктом "Д". Два других "ФД-21" были серьёзно подбиты. Спустя полчаса этой же группой балтийских истребителей был сбит ещё один "Фоккер".

В то время как Сухов и Теплов прикрывали штурмовики, из облаков вынырнуло 8 "Ме-109". Заметив, что штурмовиков прикрывают только 2 истребителя, "Мессера" ринулись на советские самолёты. Но все их расчёты прорваться к штурмовикам рухнули. Искусно маневрируя, лётчики - истребители Сухов и Теплов отразили все атаки 8 вражеских истребителей. Не выдержав мощного огня гвардейцев, "Сто девятые" поспешно удалились. Все наши самолёты вернулись на свои базы".

Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 241:

"Вот и опять мы дома, на Ораниенбаумском плацдарме. Немцы здесь неподалёку, но на этом участке фронта стоит пока что затишье. Только несметное войско сосен, охраняющее аэродром, о чём-то всё время шумит, что-то таинственно шепчет.

Утром 30 Августа к нам снова прилетает маленький "Ут-1" полковника Дзюбы. Следом за ним на аэродроме приземляются 5 штурмовиков, а немного погодя - 7 истребителей "Киттихаук". Из кабин выскакивают молодые весёлые хлопцы с Гвардейскими значками на кителях.

- Куда путь держите, Гвардейцы ? - интересуемся мы.

- Хотим кое-кому дать прикурить, - весело отзывается высокий, белокурый сержант.

- Нас возьмёте или одни полетите ?

- А мы к вам на помощь прилетели, - не то шутя, не то всерьёз говорит он.

Мы переглядываемся. Армейские лётчики прилетели помогать нам ?   И полковник Дзюба здесь. Значит, предстоит какое-то интересное задание. Вскоре всем нам  (и армейцам тоже)  приказано собраться в одном помещении.

- Перед вами, - Дзюба ведёт указкой по карте, а потом по большому фото, - аэродром Городец. Расположен он в 25 километрах южнее Луги. На аэродроме, как вы видите, стоят "Ю-88". Идёт заправка самолётов. Снимок сделан 2 часа назад. Видимо, бомбардировщики недавно прилетели откуда-то. Ваша задача - уничтожить их на аэродроме. В северной части его насчитывается 25 истребителей "Ме-109". Следите, чтобы они не взлетели. Маршрут: наш аэродром, озеро Самро, Городец. В районе, затушёванном красным, - полковник Дзюба снова поднимает указку, - партизаны. На случай вынужденной посадки приземляться здесь...

Определив обязанности ведущих групп, Дзюба подал команду - "По самолётам !". Наша группа: 8 штурмовиков "Ил-2", 17 "Харрикейнов", 7 истребителей "Киттихаук" и 1 "Пе-2"  (фотограф)  поднялись в воздух. 15 "Харрикейнов" вооружены "эресами". На 2-х истребителях  (майора Мясникова и моём)  поставлены фотоаппараты. Мы тоже должны снимать. Пересекаем линию фронта. Под нами железная дорога. Слева Волосово, а под крылом Большая Вруда, где 10 Августа 1941 года я вынужден был приземлиться. Пока я вспоминал свою вынужденную посадку, мы уже прошли озеро Самро и подошли к Городцу. Вот он, фашистский аэродром. Всё как на снимке. В 3 ряда стоят "Юнкерсы", а рядом с ними - бензозаправщики. Штурмовики сразу же идут в атаку, за ними следуют наши "Харрикейны". Взрывы бомб, "эрэсов". Стоянку охватывает пламя. А наши самолёты снова и снова проносятся над ней. Одна за другой вспыхивают машины врага.

- Это вам за Низино !   Это за Большую Вруду !   Это вам за Ленинград ! - кричу я.

Вот 4 "Ме-109" пытаются вырулить для взлёта. Пара "Харрикейнов" обрушивает на них шквал огня. Выскочившие из кабин лётчики бегут по аэродрому. Бегут, падают и не поднимаются. Жидкие выстрелы зениток не смущают нас. Завершив начатое дело, штурмовики, "Харрикейны", сфотографировавший результаты налёта самолёт "Пе-2", истребители "Киттихаук" уходят домой. Мы с Александром Фёдоровичем тоже фотографируем пылающий аэродром. Но вот аппараты отщелкали, и я слышу голос Мясникова: "Дадим ?"

Командир вопросительно смотрит на меня из кабины. Я киваю головой. Он перевертывает истребитель и бросается вниз. Мы проносимся над северной границей аэродрома и из всех пушек и пулемётов бьём по стоянке истребителей. Вспыхивают ещё 2 вражеских самолёта. Собравшиеся было в большую группу гитлеровцы, в панике разбегаются. Мы ещё некоторое время ведём по ним огонь, потом на полной скорости догоняем своих товарищей. Я оглядываюсь. Хорошо горят фашистские самолёты !   При полном безветрии густой чёрный дым взметнулся высоко к небу и растекается по сторонам, закрывая аэродром и окружающий его лес. Дома мы узнали, что одновременно с налётом на аэродром Городец был нанесён удар по Сиверской, где скопились в основном вражеские истребители. Вот почему нам никто не помешал. Не потеряв ни одного своего самолёта, мы уничтожили в Городце 17 бомбардировщиков "Ю-88" и 2 истребителя "Ме-109". В счёт шли только те, что сгорели или были разнесены на части бомбами и "эрэсами". Но ведь там были и повреждённые, возможно, даже совсем непригодные к дальнейшему использованию машины".

Из материалов газеты "Победа", № 227 от 07.09.1942 года:

"5 Сентября лётчики - гвардейцы одного нашего подразделения провели 3 ожесточённых воздушных боя. Группу балтийских истребителей, дравшихся в одном бою против 16 "Ме-109", возглавлял Герой Советского Союза М. А. Ефимов. Лётчики - гвардейцы Ефимов, Сухов и Львов сбили по одному "Ме-109". В другом бою наши отважные соколы, отражая налёт 8 "Ю-88" и 10 "Ме-110", сбили 1 "Ю-88" и подбили 1 "Ме-110". В третьем бою против 8 "Ме-109" гвардейцы сбили 2 "Ме-109". По предварительным подсчётам за этот день наши соколы сбили 6 и повредили 6 немецких самолётов".

Е.Теплов.

Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 248:

"Вскоре начали наступление войска Волховского фронта. Воздушные бои переместились в район Шлиссельбурга, и нам снова пришлось перебазироваться на Карельский перешеек. Это были тяжелейшие бои. Никогда не забуду первый вылет. Едва наша шестёрка подошла к линии фронта, как на неё напали 16 истребителей "Ме-109".

Между тем над позициями наших наземных войск появились "Юнкерсы". Мы с Мясниковым прорвались к ним, и я первой же очередью уничтожил "Ю-88". Не будь поблизости командира, это могло бы стоить мне жизни. Мясников успел развернуться и сбить пикировавший на меня вражеский истребитель. Фашисты рассвирепели. Им удалось разделиться на 2 группы и поджечь машину Евгения Теплова. Объятый пламенем "Харрикейн" стал падать.

- Женька, прыгай ! - кричал кто-то по радио. Но Женя, по-видимому, был не в силах воспользоваться парашютом...

[ Самолёт Евгения Теплова упал на нашей территории, в районе нынешнего посёлка Приладожский. ]

В конце концов нам удалось соединиться в одну группу. И всё же мы и тут не обошлись без потерь. Вскоре фашистские стервятники подбили самолёт комиссара 1-й эскадрильи политрука Косорукова. Мясников приказал мне прикрывать его вплоть до посадки. Удачно вырвавшись из боя, я догнал Косорукова. Он шёл в сторону Новой Ладоги, должно быть надеясь приземлиться на одной из площадок на берегу озера. Вражеский снаряд разбил правую плоскость истребителя. Капот с мотора был сорван. За самолётом тянулся слабый дымок.

Н.М.Косоруков.
Н. М. Косоруков.

- Вы слышите меня ? - позвал я Косорукова по радио. - Развернитесь влево ! - Косоруков развернул самолёт.

- Теперь снижайтесь. - Машина пошла на снижение.

- Выпускайте шасси !.. Шасси, шасси выпускайте !..

На эту команду Николай Михайлович не отреагировал. Машина Косорукова вдруг вздыбилась, перевернулась через крыло и, войдя в штопор, ударилась о землю.

Спокойный, невозмутимый на земле, он был подобен метеору в воздухе. Наблюдая с земли, как Косоруков ведёт бой, товарищи говорили: "Комиссарский почерк".

Раненый, он летел на повреждённом истребителе, и я выводил его из боя. Будь это на земле, доктора спасли бы потерявшего сознание человека. А тут в воздухе. Какая тяжкая потеря !..

На свой аэродром мы возвратились подавленные гибелью друзей и усталые донельзя. Помнится, я едва выбрался из кабины. Болела каждая клетка тела. Шею, казалось, невозможно было повернуть. Но отдохнуть не пришлось. Мотористы заправили самолёты, и снова мы поднялись в задымлённое небо, где нас ждал не менее тяжкий бой. Фашистское командование бросало против наших войск в районе Синявина всё новые полки и дивизии, снимая их с других участков фронта, чтобы любой ценой удержать под Ленинградом свои позиции. И все новые авиационные подразделения противника появлялись в раскалённом небе над Невой. С тех пор как наш полк принял "Харрикейны", мы уничтожили в воздушных боях 29 фашистских самолётов, потеряв при этом 5 своих..."

Из газеты "Красный Балтийский Флот", № 217 от 08.09.1942 года:

"Вчера две группы истребителей, ведомых трижды орденоносцем майором Мясниковым и капитаном дважды орденоносцем Бондаренко, прикрывали наступление наших войск. Балтийцы встретили в воздухе 42 вражеские самолёта. Завязался ожесточённый бой, в результате которого Герой Советского Союза М. А. Ефимов и лётчики Сухов и Львов сбили по одному "Ме-109". Эти же товарищи в группе с лётчиками Мясниковым, Каберовым, Косоруковым, Буряком, Руденко, Ткачёвым, Тепловым и другими сбили 2 "Ме-109" и 1 "Ю-88". Кроме того, лётчики - гвардейцы подбили 4 "Ме-109", 1 "Ме-110" и 1 "Ю-88".

Из газеты "Победа", № 231 от 128.09.1942 года и "Красный Балтийский Флот", № 221 от 13.09.1942 года:

Лётчики Буряк и Алексеев.

Вчера лётчики - гвардейцы одного нашего подразделения ещё раз продемонстрировали высокое боевое мастерство, беспредельную преданность Родине и непоколебимую стойкость в бою. В 3-х суровых схватках с немецкими истребителями гвардейцы нанесли серьёзный урон фашистским воздушным бандитам. Девятка скоростных истребителей под командованием знатного лётчика нашего флота трижды орденоносца Мясникова сопровождала группу пикирующих бомбардировщиков. Десять "Ме-109" пытались помешать нашим лётчикам выполнить боевое задание. В воздухе разгорелся ожесточённый бой. Обе стороны яростно атаковали друг друга. Гвардейцы, как всегда, проявили исключительное мужество и отвагу, непрерывно поливая немцев свинцовым огнем из пушёк и пулемётов. В результате первой схватки лётчик Ефимов и лётчики Терёхин и Руденко сбили по одному "Ме-109".

Второй бой был коротким и стремительным. Восемь краснозвёздных истребителей встретились над линией фронта с двумя "Ме-109". Четвёрка гвардейцев в составе лётчиков Бондаренко, Сухова, Терёхина и Руденко бросилась в атаку. Оба вражеских самолёта были сбиты. Три других "Ме-109", проходившие в это время немного в стороне, не захотели вступить в бой. На большой скорости фашисты ушли на свой аэродром.

В третьем бою балтийскими истребителями командовал Герой Советского Союза тов. Ефимов. На этот раз против 8 "Ме-109" дрались 8 гвардейцев. Бой закончился победой балтийских лётчиков. Один "Ме-109" был сбит тов. Ефимовым, второй - Каберовым, третий - Руденко и Львовым. В этот день гвардейцы уничтожили в воздушных боях 8 вражеских истребителей, из которых 2 самолёта были сбиты лично Героем Советского Союза М. А. Ефимовым".

Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 253:

"Где это я ? - спрашиваю себя, вдруг очнувшись. В недоумении гляжу в круглые глаза приборов. Выходит, я все ещё в кабине истребителя ?   Вот они, рычаги управления, тумблеры, кнопки. Сижу, пытаюсь очухаться. Кровь стучит в виски, во рту пересохло. Пробую подняться - не хватает сил. Что же всё - таки произошло ?   Самолёт стоит на самой границе аэродрома. Мотор не работает. "Да ведь он же остановился в воздухе на последней прямой", - вспоминаю я. Товарищи подбегают ко мне, спрашивают, не ранен ли я. Спрашивают, почему меня так долго не было. Спрашивают, почему я один, где майор Мясников.

Мясников... Силюсь припомнить, что произошло с Мясниковым. Но в голове всё перемешалось. Иду на стоянку как пьяный. Вот она, наша растрепавшаяся на ветру палатка. Вот капитан Дармограй. Ему нужны сведения о результатах полёта. Нас обоих - меня и Мясникова - считали здесь погибшими. Но я жив. А Мясников ?

Да, да, мы сопровождали бомбардировщики "Пе-2" из 73-го полка. Кто-то из лётчиков на "Пе-2" был другом Александра Фёдоровича, и Мясников прямо - таки с детской радостью пошёл на это задание. В воздухе они перекликались по радио. А утром, ещё до вылета, Александр Фёдорович был у нас в эскадрилье, где стоял его самолёт. Став заместителем командира полка, он летал по-прежнему с нами. В этот ранний час Мясников успел обыграть кого-то в шахматы и был в добром, весёлом настроении - много шутил, смеялся, рассказывал что-то весёлое. Потом он написал письмо своей Матрёне Макаровне и 6-летнему сынишке Юрке. Но последовал телефонный звонок из штаба, и вскоре мы были в воздухе.

Бомбардировщики "Пе-2" даже с бомбовой нагрузкой оказались быстроходнее наших "Харрикейнов". Набирая высоту, мы отстали от них и встретились с "Мессерами". Их было много, этих фашистских хищников со свастикой на крыльях. Но наши бомбардировщики уже пикировали и, не обращая внимания на ураганный зенитный огонь, сбрасывали свой смертоносный груз на головы фашистов, укрепившихся на левом берегу Невы. Около часа вели мы бой с истребителями противника. Уже давно ушли наши бомбардировщики, и вражеские зенитки умолкли, а мы всё ещё никак не могли оторваться от "Мессеров". Их было 12, а нас только 8. Они прикрывались солнцем. И всё же нам удалось сбить 2 "Мессера". Тогда фашисты изменили тактику. Одна их группа атаковала нас сверху, а другая снизу. Но Мясников вовремя разгадал этот маневр. В мгновение ока от ведущего нижней пары "Мессеров" полетели щепки. Машина перешла в беспорядочное падение и скрылась на фоне леса.

Неожиданно появилось ещё 6 вражеских истребителей. Они оттеснили нас с Мясниковым от общей группы. Мы вынуждены были вдвоём биться с этой шестёркой. За этой воздушной схваткой наблюдал со своего командного пункта при штабе сухопутной армии командир нашей бригады Герой Советского Союза полковник П. В. Кондратьев. Внимательно следя за боем, он помогал нам в трудные мгновения - давал по радио свои советы, предупреждал об опасности.

Но время было на исходе, и Кондратьев дал нам сигнал идти на посадку. Я слышал голос Ефимова, собиравшего группу и с боем уводившего её на аэродром. Однако мы с Мясниковым не могли последовать за ним. Фашисты атаковали и атаковали. Командир бригады взывал к нам, чтобы мы продержались ещё немного. Он сообщил, что со стороны "Большого"  (то есть от Ленинграда)  идёт группа "Яков".

- Видите группу ? - спрашивал он.

- Видим ! - кричал я, опережая Мясникова.

- Им даны указания, сейчас они вам помогут...

Действительно, к нам приближалось 6 истребителей "Як-1". Фашистские лётчики сразу же оставили нас в покое и убрались восвояси.

- Спасибо, братцы, за помощь ! - прокричали мы по радио своим спасителям и, покачивая машины с крыла на крыло, взяли курс на аэродром. Надо сказать, что горючее у нас было уже на исходе. Но, видимо, радиостанции на "Яках" были настроены на другую волну. Между тем наши неизвестные друзья приняли "Харрикейны" за вражеские истребители. Два "Яка" неожиданно вырвались вперёд и пошли на нас в атаку.

- Они атакуют, - предупредил я Мясникова.

- Это же "Яки", - спокойно отозвался Александр Фёдорович. - Наши "Яки". Они шутят.

Но ведущий "Як" не шутил. Он дал очередь по самолёту майора Мясникова. Машина вспыхнула и стала падать...

И.П.Лукьянов.

- Что вы делаете, разбойники ?! - кричал я по радио, видя, как охваченный пламенем падает самолёт командира. Но голос мой тонул в эфире. Армейские лётчики не слышали меня. Меня слышал только полковник Кондратьев. И он видел всё происходившее в воздухе. Командир бригады передал мне, что "Якам" сейчас подскажут. Но они уже развернулись и бросились на меня с двух сторон. Что делать ?   Бить по своим я не мог. Я стал уклоняться, увертываться от "Яков". Но их было шестеро. К тому же они пришли со свежими силами. А у меня не оставалось ни горючего, ни сил. Мотор мог остановиться в любую секунду. Оставалось одно: сделать вид, будто моя машина сбита. А как ?   Ввести самолёт в штопор ?   Но табличка, укреплённая на приборной доске "Харрикейна", предупреждала  (и я это знал наизусть): "Если до высоты 2000 метров машина не вышла из штопора, покидай самолёт и пользуйся парашютом". Надпись была сделана неспроста: английский истребитель, войдя в штопор, мог из него не выйти. Но выбора не было...

Улучив удобный момент, я загнал машину в штопор. Виток, второй, третий. Земля и Ленинград вместе с ней превращаются в набирающую скорость карусель. Четвёртый, пятый, седьмой, девятый виток. "Вывод !" - кричу я зачем-то самому себе, видя, как вращающаяся земля стремительно надвигается на меня. Вопреки ожиданиям "Харрикейн" подчиняется рулям. Он выходит из штопора и, опустив нос, набирает скорость. Вот я уже в горизонтальном полёте. Подо мной лес. Высота - 400 метров. Позади никого...

Я даю газ и беру курс на аэродром. На чём работает мотор - не знаю. Бензиномеры показывают нули. "Ну, "Харитоша", дотяни, милый, тут же недалеко". Выпускаю шасси, планирую на аэродром. И в этот момент раздаётся сильный хлопок. Мотор останавливается. Словно тараканьи усы, прорисовываются перед глазами лопасти винта. И вот посадка...

Записав всё, что я смог сказать ему, Дармограй мчится докладывать начальству. Я с трудом добираюсь до кровати и забываюсь в тяжёлом сне. Но отдых недолог. Самолёт заправлен, и Дармограй поднимает меня. Вскакиваю, а в мыслях Мясников.

С.И.Сухов.

- Понимаю, - говорит адъютант, - Но что делать ?   Александра Фёдоровича уже не вернёшь. Разберутся, накажут, кого следует. А сейчас садись и пиши объяснительную. Командир полка велел.

Я пишу короткую объяснительную записку и отдаю её адъютанту. В палатку заходит комиссар полка Лукьянов. Он только что возвратился с боевого задания. Он тоже очень устал, но, узнав о гибели Мясникова, немедля поспешил к нам. Я докладываю ему обо всём, Потом мы ещё некоторое время сидим молча. А о чём говорить ?

Вскоре нас снова поднимают в воздух. И снова завязывается дикий бой. Мы сбиваем 3 "Мессера" и теряем свой самолёт. Да что самолёт !   Гибнет Сергей Сухов. Его "Харрикейн" падает, переходит в плоский штопор и, вращаясь, как липовое семечко, устремляется к земле. Товарищи кричат Сухову, чтобы он прыгал. Но Сергей уже не реагирует ни на что...

Самолёт падает на нашей территории, севернее Невской Дубровки. А я, возвратясь на аэродром, снова и снова вспоминаю, каким храбрым, прямодушным, обаятельным и жизнерадостным человеком был Серёжа Сухов. "Я, наверное, самая счастливая !" - сказала мне Леночка в Ейске на её и Серёжи Сухова свадьбе. И она не ошиблась.

А как весело был настроен ещё сегодня утром Александр Фёдорович Мясников. И вот их нет. Нет, и никогда больше не будет. Их койки свободны. Их дети осиротели. И во всем этом виновата война.

Дорогая Матрёна Макаровна, дорогая Леночка !   Через несколько дней вы получите извещения о гибели мужей. Мы не в силах вас утешить. Но мы в силах бить фашистских извергов. Мы будем уничтожать их, как бешеных собак. Потому что все наши беды от них".

Из письма жене погибшего лётчика - М. М. Мясниковой:

А.Ф.Мясников с женой.

"Уважаемая Матрёна Макаровна !   Пишут Вам письмо из части, в которой служил и воевал Ваш муж Гвардии майор Мясников Александр Фёдорович. Прошло много лет с тех пор, как он погиб, но в полку хорошо помнят его как смелого воздушного бойца, опытного лётчика - истребителя, хорошего воспитателя подчинённых. В истории боевого пути части описано много эпизодов из жизни и воздушных боёв Вашего мужа и в каждом из них он показан как настоящий сын своей Родины. Вот как описан последний бой 11 Сентября 1942 года.

"11 Сентября воздушные бои не прекращались целый день. Дрались кучей, сбившись в воздухе в огромный клубок, с перерывами бой продолжался до темноты. Отдельные самолёты выходили из боя, возвращались на аэродром, снова взлетали, а огромный клубок вертелся в воздухе беспрерывно. Девять вражеских самолётов сбили лётчики полка в этот день. Два наших самолета не вернулись на свой аэродром. Капитан Сухов и майор Мясников пали смертью героев..."

Всего на боевом счету Вашего мужа 18 сбитых самолётов противника. Передавайте привет своему сыну Юрию и скажите ему, что его отцом гордятся и очень хорошо помнят. Желаем Вам, Матрёна Макаровна, хорошего здоровья и долгих лет жизни. До свидания !

Секретарь комсомольского бюро Гвардии лейтенант Коробко.
Латвийская ССР, город Лиепая, в / ч  № 26905. 14.02.1975 года."

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. Ф. Мясникова:

Д а т аСбитые
самолёты
Место проведения
воздушного боя
Свои
самолёты
Своя
часть
Комментарий
15.08.19411  Ju-88КерстовоЯк-171-й ИАПВ наградном листе эта
победа не отмечена.
19.08.19411  Hs-126ХунгербургИ-15313-я ОАЭВылет на уничтожение
корректировщика в районе Хунгербург.
25.08.19411  Ju-88ГогландИ-15313-я ОАЭСопровождал бомбардировщиков
в Таллин. В районе острова
Гогланд в паре сбил Ju-88.
16.09.19411  Ме-109Красное Село - ПушкинМиГ-35-й ИАПВ районе Красное Село
парой сбит один Ме-109.
17.09.19411  Ju-86Красное Село - ПушкинЛаГГ-35-й ИАПОхрана войск в районе
Пушкин - Пулково.
В районе Красное Село
парой сбили один Ju-86.
21.09.19411  Ме-110КронштадтМиГ-35-й ИАПОхрана транспортов в районе
Ленинград - Кронштадт.
В ходе боя парой сбили один Мe-110.
23.09.19411  Ju-88Копенское озероЯк-15-й ИАПОхрана ГВМБ. В районе Ораниенбаума
в ходе боя звеном сбили один Ju-88.
26.11.19411  Ме-109ШлиссельбургЯк-15-й ИАПВ районе Шлиссельбург - Липки
в ходе боя парой сбили один Ме-109.
03.12.19412  FD-XXIГогландЯк-15-й ИАПВ районе острова Гогланд
в ходе боя звеном сбили два FD-XXI.
01.02.19421  Ме-109КабонаЯк-13-й ГвИАПВ районе Выстав в ходе боя
парой сбили один Мe-109.
22.02.19421  Ju-87ТурышкиноЯк-13-й ГвИАПВ районе Турышкино в ходе
боя шестёркой сбили Ju-87.
12.03.19421  Ме-109МаруйЯк-13-й ГвИАПВ районе Маруя в ходе боя
парой сбили один Ме-109.
17.08.19422  FD-XXIВалаам"Харрикейн"3-й ГвИАПВ районе Валаама шестёркой
сбили два Fokker D-XXI.
05.09.19421  Ме-109Мга"Харрикейн"3-й ГвИАППятёркой вели бой против
8 Ме-109 и сбили два Ме-109.
05.09.19421  Ju-88Ивановское"Харрикейн"3-й ГвИАППятёркой вели бой против
8 Ju-88, 8 Ме-109 и 2 Ме-110.
В паре с Каберовым сбили Ju-88.
06.09.19421  Ме-109Синявино"Харрикейн"3-й ГвИАПШестёркой вели бой с 16 Ме-109.
Мясников сбил пикировавший Ме-109.

      Всего сбитых самолётов - 18  (2 + 16);  боевых вылетов - 315;  воздушных боёв - 70.

НазадЛиния

(315-й боевой вылет Гвардии майора А. Ф. Мясникова.)
Вперед

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz