Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Баранов Михаил Семёнович

М.С.Баранов

Родился 16 Ноября 1921 года в деревне Дроветчино Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. Работал в колхозе и учился в Смоленском аэроклубе. В Красной Армии с 1940 года. В том же году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком - инструктором.

С Декабря 1941 года сержант М. С. Баранов фронтах Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1942 года служил в 728-м ИАП; по Май 1945 года - в 157-м ИАП.

К Июню 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт)  Младший лейтенант М. С. Баранов совершил 276 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника и 9 в составе группы.

24 Августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 437 боевых вылетов. Проведя 85 воздушных боёв, сбил 20 самолётов противника лично и 9 - в составе группы.

После войны оставил службу. С 1945 года Майор М. С. Баранов - в запасе. Жил в городе Горький. Работал токарем на авиационном заводе имени Орджоникидзе. Умер 9 Февраля 2003 года.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), медалями.

*     *     *

Аэроклуб, лётное училище, воинская часть. Этот путь, обычный для советского юноши, идущего в авиацию, проделал и Михаил Семёнович Баранов.

Он родился 16 Ноября 1921 года в деревне Дроветчино, ныне Смоленского района Смоленской области, в семье крестьянина. Кроме него у отца Семёна Павловича и матери Марии Прохоровны было ещё 3 сына - Фёдор, Василий, Борис и дочь Мария. С 1930 года родители работали в колхозе.

В 1936 году в соседнем селе Новый Двор Миша окончил школу - семилетку. В 1937 году поступил учиться в среднюю школу города Смоленска, одновременно по вечерам стал заниматься в Смоленском аэроклубе, который окончил в 1939 году. Михаила направили учиться в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Успешно окончив её в 1940 году, стал лётчиком - истребителем.

Баранова и его друга Андрея Боровых как лучших выпускников оставили в школе инструкторами. Оба любили летать, обоим шёл 19-й год. Друзья вместе пройдут большой боевой путь до Берлина. А пока они будут поднимать в мирное небо на учебно-тренировочных самолётах будущих лётчиков - истребителей, учить их летать.

Это была нелёгкая, напряжённая работа. Бывали дни, когда приходилось делать в день по 40 - 50 полётов. Для молодых инструкторов такая лётная практика станет отличной школой пилотажа, мужества, выносливости и пригодится в будущих воздушных боях с противником.

На этой работе их и застала Великая Отечественная война. В начале Августа 1941 года, на завершающем этапе обучения, курсанты приступили к освоению боевого истребителя И-16. Начались учебно - тренировочные полеты на "спарке" - УТИ-4. 15 Сентября Баранов совершил последние 23 полёта с курсантами.

В Сентябре из выпускников и лётчиков - инструкторов школы начали формирование 728-го истребительного авиационного полка. Сержантов Михаила Баранова и Андрея Боровых зачислили в него пилотами.

В конце Декабря полк прибыл на Калининский фронт. Наши войска вели успешное наступление против фашистских армий группы "Центр". В ходе Московской битвы зимой 1941 года уже были освобождены и остались позади Калинин, Клин, Селижарово. В начале Января 1942 года в районе города Ельца, на левом берегу Волги наши войска были остановлены противником. Начались упорные бои в районе Ржева, Торопца, Холма.

21 Января с аэродрома местечка Жары Баранов вылетел на первое боевое задание - прикрытие своих войск у Молвотицы. А через 5 дней, штурмуя войска противника в районе Аннино, он реактивными снарядами и пулемётным огнём уничтожил 7 автомашин и расстрелял находившихся в них вражеских солдат.

Первый воздушный бой принёс ему первую победу. 16 Февраля, прикрывая свои войска в районе Холма, он стремительно атаковал Hs-126 и сбил его. Победу лётчика подтвердил наблюдавший за боем командующий ВВС 3-й Ударной армии Генерал Ушаков. 18 Февраля в групповом воздушном бою Баранов сбивает ещё один вражеский бомбардировщик. В тот день он 6 раз летал на прикрытие войск, пробыл в воздухе более 6 часов. А на следующий день парой с Андреем Боровых атаковали 5 "Юнкерсов" и 2 из них подбили. В весенних боях у железнодорожной станции Торопец счёт лично сбитых Барановым вражеских самолётов пополнился ещё 3-мя "Юнкерсами".

17 Апреля при выполнении боевого задания самолёт Баранова был обстрелян с земли из пулемётов. Стабилизатор, фюзеляж и крылья изрешечены пулями. Сам пилот был ранен в обе ноги. Недолетев до аэродрома, сел в поле и не смог даже выключить двигатель, ослаб от большой потери крови. До конца Мая он лечился в лазарете при батальоне аэродромного обслуживания.

В Июне 1942 года Баранова наградили орденом Красного Знамени, а в начале Июля в районе Нестерова он в групповом бою сбивает 2 "Юнкерса" и лично свой первый "Мессер".

20 Августа четвёрка истребителей И-16 в составе Боровых, Баранова, Томильченко и Крупина встретила в районе Ржева большую группу фашистских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Позднее из штаба 3-й Воздушной армии сообщат в полк, что против четвёрки "ишачков" было 55 "Юнкерсов" и около 15 "Мессеров". И всё же наши лётчики не дрогнули, приняли бой. С первой атаки Боровых сбил ведущего "Юнкерса", второго поджёг Баранов. Прикрывая подбитого Крупина, он расстрелял Ме-109. Ещё один вражеский истребитель Баранов уничтожил вдвоём с Андреем Боровых. Израсходовав боеприпасы, 3 лётчика обманным маневром вышли из боя в сторону расположения войск противника и, пользуясь облачностью, вскоре благополучно возвратились на свой аэродром.

С 24 по 26 Августа Баранов сбивал каждый день по самолёту... На его гимнастёрке появился второй орден Красного Знамени. Это были последние дни боевой работы Баранова на истребителе И-16. В полк поступили новые самолёты Як-7, которые по своим лётным и боевым характеристикам превосходили "ишачка". На И-16 Баранов воевал 8 месяцев. За это время совершил 304 боевых вылета, уничтожил на земле 2 самолёта, несколько орудий, автомашин и большое количество живой силы врага. В воздушных боях лично сбил 10 фашистских самолётов и 9 - в группе с товарищами.

Прикрывая свои войска на "ишачках", ему не раз приходилось парой или четвёркой вставать на пути фашистских бомбардировщиков, сопровождаемых десятками "Мессеров". И даже из этих неравных боёв мужественные лётчики выходили победителями. Боевые друзья говорили о Баранове: смел до отчаянности. И не было случая, чтобы он уклонился от боя, спасовал перед фашистскими лётчиками, даже если их было во много раз больше.

И-16 из 728-го ИАП.

Истребитель И-16 из состава 728-го ИАП.  Калининский фронт, 1942 год.

- Врага надо бить, а не считать, - не раз говорил Баранов. Это правило было для него законом боевой жизни.

В Сентябре - Октябре 1942 года он находился в особой группе воздушных "охотников" под командованием Героя Советского Союза майора Фёдорова. На Як-1 и Як-7 группа перехватывала бомбардировщики противника на подходе к линии фронта, штурмована эшелоны с живой силой и техникой.

27 Сентября в паре с командиром группы Фёдоровым встретили 12 "Юнкерсов" в сопровождении 8 "Мессеров". Завязался воздушный бой. Майора Фёдорова подбили. Он пошёл на посадку, а ему в хвост стал заходить ведущий пары Ме-109. Баранов стремительной атакой отсёк самолёт противника, а когда ведомый пары попытался атаковать подбитый советский самолёт, - сбил Ме-109F, чем спас своего командира.

...Весной 1943 года 157-й истребительный авиаполк, в котором теперь служил командир звена Баранов, вошёл в состав сформированного 6-го истребительного авиационного корпуса, командиром которого назначили Героя Советского Союза Генерала А. Б. Юмашева. Имя этого лётчика было широко известно далеко за пределами страны как одного из членов громовского экипажа, совершившего в Июле 1937 года, вслед за чкаловским экипажем, беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку.

В начале Мая 1943 года корпус перешёл на Центральный фронт в подчинение Командующего 16-й Воздушной армии Генерала С. Г. Руденко. На центральный участок советско - германского фронта летом должен был переместиться центр тяжести вооружённой борьбы.

157-й истребительный авиаполк разместился на полевом аэродроме местечка Красное в восточной части Белгородской области. На следующий день после перелёта полка на новое место базирования, участвуя на Як-7Б в групповом воздушном бою в районе своего аэродрома с 20 вражескими истребителями, прикрывавшими 20 "Юнкерсов", Баранов был атакован "Мессером". Он с трудом посадил подбитую машину, в которой техники насчитали 7 серьёзных пробоин. А через день - 11 Мая, прикрывая свой аэродром, он в составе группы из 6 Як-7Б вылетел на перехват 12 самолётов противника и в воздушном бою сбил FW-190. Это была его 12-я личная победа. Не отставал от него и его друг. К этому времени на счету командира звена Младшего лейтенанта Андрея Боровых было тоже 12 лично сбитых самолётов и 14 - в группе.

Позднее дважды Герой Советского Союза А. Е. Боровых вспоминал:

"Лётчикам нашего 157-го истребительного авиационного полка в иные дни приходилось совершать по 5 - 6 боевых вылетов. Но все с честью выдержали эту нагрузку, а многие дрались отважно и дерзко. В одном из боёв в районе Понырей четвёрка наших истребителей под командованием командира полка Майора В. Ф. Волкова встретила 8 FW-190. Бой был коротким, но жарким. Его итог: 3 сбитые фашистские машины. Наша четвёрка не понесла никаких потерь. Надо сказать, что командир полка Майор В. Ф. Волков был для нас образцом воздушного бойца. Он смело шёл на врага, атаковал решительно и дерзко и часто завершал бой победой".

5 Июля 1943 года началась Курская битва... В полосе Центрального фронта главный удар с участием до 500 танков и штурмовых орудий немцы наносили на Ольхатовку, где оборонялись войска 13-й армии. Фашистские бомбардировщики группами по 100 - 150 самолётов под прикрытием истребителей обрушились на позиции советских войск. Первыми преградили им путь лётчики 6-го истребительного авиакорпуса. На перехват самолётов противника вылетел и 157-й истребительный авиаполк...

Баранов на Як-9 дважды участвовал в воздушных боях и в районе Похвальное сбил Ме-109. В тот день лётчики 16-й Воздушной армии произвели 1232 боевых самолёто - вылета, провели 76 групповых воздушных боёв и сбили 106 вражеских самолётов.

На следующий день сражения, прикрывая свои войска, Баранов расстрелял Ju-88, который упал западнее Поныри, а 7 Июля, сопровождая группу Пе-2, сбил истребитель FW-190. Баранова наградили 3-м орденом Красного Знамени.

2 Августа на фюзеляже истребителя Михаила Баранова появилась 16-я звёздочка - счёт лично им сбитых самолётов, на следующий день - 17-я за сбитый вражеский истребитель FW-190, а 4 Августа пришлось рисовать сразу 2 звёздочки - за 2 сбитых "Юнкерса".

5 Августа, прикрывая переправу наших частей в верховьях Оки западнее Кромы, Баранов в 2-х воздушных боях сбил 2 "Юнкерса" и "Фокке - Вульф".

Вечером этого дня в Москве был дан первый салют. И прозвучал он в честь героев - освободителей Орла и Белгорода, значит и в честь авиаторов, принимавших активное участие в этих сражениях.

Михаил Баранов и Андрей Боровых участвовали в воздушных схватках при отражении так называемого "звёздного" налёта фашистов на город Курск. В этом бою было сбито более 150 самолётов противника. Для Андрея Курск был родным городом. Здесь прошло его детство. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его, впервые поднялся в небо на учебном спортивном самолёте. В Курске жили его отец и мать, братья и сёстры. Не знал тогда Андрей, что во время одного из налётов вражеской авиации на город в огне пожарищ погиб его отец Егор Григорьевич Боровых. В курском небе Андрей Боровых был сбит, легко ранен и спасся только благодаря парашюту.

За несколько дней до победного окончания Курской битвы Баранова командировали в Москву на курсы усовершенствования лётчиков при НИИ ВВС. В Москве его и застало радостное известие: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Младшему лейтенанту Баранову Михаилу Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1067). Этим же Указом звания Героя был удостоен и Андрей Боровых.

2 Сентября газета "Красная Звезда" поместила на первой странице большой портрет Михаила Баранова. Под снимком текст: "Герой Советского Союза М. С. Баранов, получивший на днях в Кремле правительственную награду - орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".

Окончив курсы, Лейтенант М. С. Баранов в конце Сентября прилетел в полк на аэродром в Красное. Вскоре его назначили заместителем командира эскадрильи. Он участвовал в боях при форсировании Днепра и захвате плацдармов на его правом берегу в районе города Лоев. Зимой в составе войск правого крыла 1-го Белорусского фронта участвовал в Рогачевско - Жлобинской наступательной операции.

23 Февраля 1944 года четвёрка истребителей под командованием Капитана М. С. Баранова в районе Рогачева встретила 20 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 8 FW-190. Их нельзя было допустить к объекту бомбового удара, и группа Баранова атаковала противника. Умелым сочетанием маневра и пулемётно - пушечного огня они сбили 4 вражеских самолёта, из них 2 Ju-87 сбил Баранов. Сам он был ранен, но сумел довести до аэродрома самолёт и благополучно произвёл посадку.

Только в конце Марта врачи разрешили ему тренировочные полёты на Як-9. Он участвует в боевой работе полка в Бобруйской и Минской наступательных операциях 1-го Белорусского фронта, в результате которых был освобождён Минск.

Освободив города Брест, Седлец, Люблин, наши войска вышли на реку Висла. После завершения Люблин - Брестской наступательной операции полк получил почётное наименование "Брестский", а позднее был награждён орденом Красного Знамени. За боевые отличия Баранова наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

12 Августа Михаил Баранов и Андрей Боровых со своими ведомыми, патрулируя над Вислой, встретились в воздухе с 20 FW-190. Чтобы обмануть врага, наши лётчики повернули обратно и создали видимость, что уходят от боя. Но, зайдя за облачность, они резко изменили курс и почти молниеносно оказались над фашистскими самолётами. Поочередно появляясь из-за облачности, "Яки" атаковывали ближайшие вражеские самолёты и снова уходили ввысь, за облака. Немцы никак не могли понять, сколько против них советских истребителей и откуда ожидать очередной удар. Противник потерял в тот день 4 самолёта, 1 из которых был сбит Барановым.

М.С.Баранов

Командир полка представил Капитана М. С. Баранова к очередному ордену.

В наградном листе от 24 Января 1945 года Герой Советского Союза Подполковник В. Ф. Волков написал:

"Исключительной отваги, мужества и геройства лётчик - истребитель и боевой командир эскадрильи. Неоднократно возглавлял группу истребителей по сопровождению и прикрытию боевой работы бомбардировщиков. На протяжении всего периода Отечественной войны не допустил ни одной потери бомбардировщиков.

Эскадрилья, которой командует Капитан Н. С. Баранов, с Августа 1943 года произвела 443 вылетов на боевые задания, провела 137 воздушных боёв, в которых сбила 21 самолёт противника. Свои потери - 3 самолёта. Лётного состава потерь нет".

...В последний месяц войны Баранов - штурман полка. Утром 16 Апреля, в день начала Берлинской наступательной операции, когда войска 1-го Белорусского фронта устремились в атаку, группа истребителей, ведомая Барановым, поднялась в воздух для сопровождения штурмовиков Ил-2. 16-я Воздушная армия действовала на главном направлении наступления, и ударам её штурмовой авиации придавалось большое значение. Прикрывая штурмовики, 18 Апреля М. С. Баранов провёл 3 воздушных боя и сбил 1 вражеский истребитель. Через день при выполнении такой же задачи он уничтожил ещё 1 FW-190. Это был 29-й сбитый им вражеский самолёт.  [ Многие источники, в том числе и Н. Г. Бодрихин, указывают на 26 личных и 9 групповых побед ]  В последний Апрельский день он совершил последний боевой вылет. Берлинская группировка была разгромлена. Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов овладели Берлином.

3 года и 5 месяцев шёл Михаил Баранов к Победе. Чтобы приблизить этот светлый день, он, как верный сын родного Отечества и храбрый воин, внёс и свою лепту - совершил 437 боевых вылетов !

Защищая Родину, погибли его отец и 3 младших брата. Не дожили до победного дня многие его боевые друзья и товарищи - однополчане. Сам он 4 раза был ранен и 1 раз контужен. И это не прошло для него бесследно. В Мае 1945 года военно - врачебная комиссия запретила ему летать, а в Июле 1945 года Майора М. С. Баранова по состоянию здоровья демобилизовали из армии в запас. Отличный, тактически грамотный лётчик - истребитель, имеющий богатый боевой опыт, оказался "сбитым" в мирные дни. Его навсегда отстраняли от любимой лётной работы. Теперь он пожизненно инвалид войны... Ему шёл в ту пору 24-й год. На груди - 5 боевых орденов и медаль "Золотая Звезда"...

Нужно было находить своё место в мирной жизни. Расставшись с боевыми друзьями - однополчанами, он поехал на родину к матери и 16-летней сестрёнке. Они 2 года жили в оккупированной врагом родной деревне. В Смоленске Баранов пробыл до Декабря 1945 года, затем работал инструктором Осоавиахима в Московской области, после чего вернулся в родные края, устроился в колхоз кладовщиком, позднее - инструктором Смоленского областного комитета ДОСААФ.

В 1953 году уехал в Сибирь, работал хозяйственным десятником, плотником на строительстве машинно - тракторной станции в Читинской области. Там женился на местной жительнице Варваре Алексеевне Александровой. Её сын после окончания института получил направление в Молдавию, и осенью 1956 года они поехали жить к нему. Через месяц сын уехал на новое место работы в город Горький, и осенью 1957 года они приехали к нему в Сормовский район. В Ноябре Михаил Баранов устроился на авиационный завод имени Серго Орджоникидзе учеником токаря - револьверщика в цех № 24. Освоив эту рабочую специальность, он проработает в цехе до Декабря 1989 года.

Бывшему лётчику - истребителю было приятно работать в коллективе завода, выпускающем современные скоростные реактивные истребители. Слышал он и о том, что с 1934 года завод производил серийно самолёт его боевой юности - И-16. А шеф - пилотом на заводе был Валерий Павлович Чкалов. На старом сборочном цехе установлена мемориальная доска, которая напоминает, что отсюда выходили готовые "ишачки", а поднимал их в воздух Чкалов. Уволился Михаил Семёнович в связи с уходом на пенсию по старости.

М.С.Баранов

Пока была жива его мама, ежегодно в дни отпуска ездили семьёй к ней в гости на Смоленщину. Бывая в Москве, Михаил Семёнович навещал своего друга Андрея Егоровича Боровых - дважды Героя Советского Союза. После окончания войны он командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. В последующие годы находился на командных должностях в Московском округе ПВО, в других округах, был командующим авиацией ПВО страны. Заслуженный военный лётчик СССР, Генерал - полковник авиации А. Е. Боровых с 1977 года работал в Институте военной истории Московского округа.

В Москве жил и работал диспетчером Московского транспортного управления Гражданского воздушного флота Полковник запаса Иван Васильевич Маслов. Для Михаила Баранова он навсегда остался отважным командиром эскадрильи родного 157-го истребительного авиаполка, Героем Советского Союза.

Бывший командир полка Герой Советского Союза Виктор Фёдорович Волков в 1951 году окончил Военно - Воздушную академию и до 1972 года служил в армии. Уроженец Ярославской области, Полковник запаса, он жил и работал в Ярославле.

Михаил Семёнович Баранов 30 лет жил на улице Ярошенко   (дом 9, квартира 40). В Феврале 1989 года он переехал в новый дом   (улица Чаадаева, 33). Прожил здесь ровно 4 года. 9 Февраля 1983 года Михаил Семёнович Баранов умер. Похоронен на Сормовском кладбище.

Михаил Семёнович не знал, к сожалению, что в соседнем доме № 26, на другой стороне этой же улицы жил в 1930-е годы лётчик - испытатель Валерий Павлович Чкалов. На улице Чаадаева есть дома с мемориальными досками. Будем надеяться, что и на домах, в которых жили Герои Советского Союза В. П. Чкалов и М. С. Баранов, тоже будут установлены памятные доски.

Источник - "http://repin.chuguev.net/avia_1.htm"

*     *     *

Список всех известных побед Майора М. С. Баранова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
116.02.1942 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 3)ХолмИ-16, "Харрикейн",

Як-7, Як-9, Як-3.

228.02.1942 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Тараканово
320.03.1942 г.1  Ju-88Торопец
424.03.1942 г.1  Ju-52  (в паре - 1 / 2)юго - зап. Сопки
527.03.1942 г.1  Ju-52  (в паре - 1 / 2)Сопки
61  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Холм
704.04.1942 г.1  Ме-109Мартисово
805.07.1942 г.1  Ме-109Нестерово
912.08.1942 г.1  Ме-109Галахово
1020.08.1942 г.1  Не-111Тимофеево
1124.08.1942 г.1  Ju-88Ржев
1225.08.1942 г.1  Ju-88Полунино
1326.08.1942 г.1  Ме-109Ржев
1427.08.1942 г.1  Ме-109Ржев
1511.05.1943 г.1  FW-190Малоархангельск
1605.07.1943 г.1  FW-190Похвальное
1706.07.1943 г.1  Ju-88зап. Поныри
1810.01.1944 г.1  FW-190Новосёлки
1923.02.1944 г.1  Ju-87юго - зап. оз. Святое
201  Ju-87зап. Рогачев
2112.08.1944 г.1  FW-190сев. Головачув
2218.04.1945 г.1  FW-190сев. окр. аэр. Штраусберг
2320.04.1945 г.1  FW-190юж. Куммензее

      Всего сбитых самолётов - 20 + 9  [ 18 + 5 ];  боевых вылетов - 437;  воздушных боёв - 85.




Звёзды на фюзеляже.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz