Гринько Иван Устинович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Лукашин Василий Иванович

Лукашин В.И.

Родился 3 Августа 1920 года в деревне Марьинка, ныне Кораблинского района Рязанской области, в семье крестьянина. С 1936 года жил в Москве. Окончин 7 классов и школу ФЗУ. Работал бригадиром на кондитерской фабрике. В 1940 году, после окончания аэроклуба, был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов.

С Марта 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 175-го штурмового авиационного полка  (305-я штурмовая авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, 3-й Прибалтийский фронт)  Старший лейтенант В. И. Лукашин совершил 98 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 136 успешных боевых вылетов на штурмовку, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1975 года Полковник В. И. Лукашин - в запасе. Жил в Москве. Работал экспертом Госкомитета СССР по науке и технике. Автор книги - "Против общего врага". Умер 31 Января 1983 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Василий Лукашин родился 3 Августа 1920 года в деревне Марьинка Кораблинского района Рязанской области в семье крестьянина. В 1936 году после окончания неполной средней школы переехал в Москву и поступил в ФЗУ при кондитерской фабрике им. Бабаева. Затем работал на фабрике бригадиром. Без отрыва от производства учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Балашовскую военно - авиационную школу пилотов в 1942 году.

С Марта 1943 года в действующей армии. Сражался в небе над Курской дугой. Сначала был рядовым лётчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи, а с Августа 1944 года - комэском.

В Августе 1943 года в составе группы Лукашин летал на штурмовку железнодорожной станции Барвенково Харьковской области. В воздух взлетело несколько складов с боеприпасами и горючим, железнодорожные эшелоны с военным имуществом. В результате этого налёта была парализована целая группировка немецких войск, что повлияло на исход боёв по очищению Донбасса.

В 50-м "юбилейном" вылете в самолёт Лукашина в первый раз   (!)  попала вражеская очередь. Совершив удачную штурмовку фашистской артиллерии, мешавшую наземным войскам захватить высоту на правом берегу Днепра между Днепропетровском и Запорожьем, советские штурмовики подверглись атаке вражеских истребителей. Лукашин пришёл на помощь лейтенанту Погребенко, сбив нацелившегося на него "Фоккера", но и сам получил снаряд в масляный радиатор. Пришлось садиться на нашем берегу Днепра среди окопов и ям.

Зимой 1943 года Лукашин в воздушном бою за Днепром сбил "Мессер", а его ведомый - "Юнкерс". Оба невредимыми вернулись на свой аэродром.

В Марте 1944 года, в районе посёлка Новый Буг, Лукашин увидел 2 транспортных самолёта Ju-52, сбрасывающие груз для своих войск. Пристроившись в хвост одному из "Юнкерсов", он с первой же очереди вогнал его в землю, а затем помог ведомому добить второй Ju-52.

Летом 1944 года Лейтенант В. И. Лукашин участвовал в освобождении Прибалтики, где совершил 54 боевых вылета на Ил-2.

В одном из вылетов в районе города Аугшпилс группа Ил-2, возглавляемая Лукашиным, после подавления зенитных батарей обрушилась на наступающие фашистские части, сбросив на них сотни осколочных и противотанковых бомб. "Добавив" несколько реактивных снарядов и увидев море огня под собой, штурмовики обстреляли залёгшую на обочине дороги пехоту и с чувством выполненного долга ушли на свою территорию.

В другом бою зенитный снаряд попал опять - таки в масляный радиатор самолёта Лукашина. Обшивка фюзеляжа, на котором было написано: "Валериан Куйбышев"   (самолёты для 175-го ШАП были построены на средства трудящихся города Куйбышева), загорелась. Хоть пламя и удалось сбить, но самолёт падал. Сбив одним крылом телеграфный столб, а другим - крышу какого-то сарайчика, самолёт метров 100 прополз на брюхе и упал в овраг. От удара при падении о кабину Лукашин потерял сознание, но вместе со стрелком - радистом был спасён пехотой.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 175-го штурмового авиационного полка Старший лейтенант В. И. Лукашин совершил 98 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск и боевой техники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Василию Ивановичу Лукашину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 7268).

В последний день войны командиру эскадрильи Капитану В. И. Лукашину пришлось вылетать на боевые задания 4 раза. Ведомые им штурмовики нанесли удары по артиллерийско - миномётным батареям противника в районе Айзпуре, по железнодорожной станции Калвене, по колонне автомашин на шоссе из Скрунды в Либаву. Лётчики совершили 10 атак !   После первого же захода загорелось 3 автомашины. Потом ещё и ещё...

Лукашин В.И.

Во время Великой Отечественной войны лётчик - штурмовик В. И. Лукашин совершил 136 боевых вылетов на штурмовку войск противника, сбил в воздушных боях 5 самолётов противника, уничтожил на земле большое количество живой силы и техники.

После войны в 1951 году Василий Иванович окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию. Командовал полком, был начальником оперативного отделения дивизии. С 1975 года Полковник В. И. Лукашин - в запасе. Жил в городе Москве. Работал экспертом Государственного комитета СССР по науке и технике.

В 1976 году массовым тиражом вышла книга В. И. Лукашина - "Против общего врага". Это серьёзное военно - историческое исследование боевой работы французского авиационного полка "Нормандия - Неман" и 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка, прошедшего с французами боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии.

Скончался 31 Января 1983 года. Похоронен на Востряковском кладбище города Москвы.

*     *     *

Противозенитный маневр штурмовиков.

Лукашин В.И.

Штурмовики в начале войны несли большие потери от МЗА и истребительной авиации противника. Выполнение разнообразных боевых задач только с бреющего полёта влекло за собой неоправданные потери. Возросшее сопротивление ПВО заставило штурмовиков изменить тактику действий и для обеспечения маневра подняться выше - вначале до 200 метров, потом 400 - 600 - 800 и 1200 метров. Выполнение боевых заданий с бреющего полёта стало применяться реже и только в необходимых случаях. В связи с увеличением высоты действия штурмовиков противник пустил в ход зенитную артиллерию, что заставило нашу авиацию применять противозенитный маневр.

Противозенитный маневр можно подразделить на групповой и индивидуальный.

Групповой маневр начинается с того момента, когда группа штурмовиков, сохраняя строй, переходит линию фронта, проходит над объектом, защищённым ЗА, или подходит к цели.

Групповой маневр выполняется по замыслу и команде ведущего и во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было принято им решение. Групповой маневр может выполняться путем:

1. Выбора места перелёта линии фронта или подхода к цели;
2. Использования метеоусловий  (заход со стороны солнца, из-за облаков);
3. Подбора высоты, скорости перелёта линии фронта или подхода к цели;
4. Изменения высоты, скорости полёта и курса на 15 - 20°.

В зависимости от обстановки может применяться любой из перечисленных методов как по отдельности, так и в совокупности с другими.

Во время производства группового маневра каждый лётчик обязан сохранять своё место в строю и не допускать беспорядочного болтания и рыскания. Недопустим, например, доворот самолёта только от ноги, который по существу никакого маневра не даёт, а только расстраивает группу.

Если же групповой маневр по какой - либо причине не производится   (ведущий не видит разрывов зенитной артиллерии), то самолёты, если позволяет дистанция между нами, должны выполнять маневр индивидуально, не покидая своего места в строю. Чаще всего этот маневр выполняется путем отворачивания с неизбежным изменением высоты полёта.

Группой до 8 самолётов в строю "пеленг" можно применять доворот в сторону "пеленга" на 15 - 20°, увеличивая при этом скорость полёта.

При налёте на железнодорожную станцию Айри на участке Либава - Салдус перед группой 6 "Илов" при подходе к цели появилось много зенитных разрывов. Группа шла в правом "пеленге". Разворот влево исключал возможность атаковать цели с первого захода. Идти на зенитные разрывы прямо значило подвергаться риску быть сбитыми. Поэтому пришлось увеличить скорость полёта, сделать отворот в сторону "пеленга" на 15 - 20°, а потом с последующим планированием и разворотом влево атаковать цель. Во время отворота скучивания не произошло, так как увеличение скорости происходило не одновременно у всех самолётов, а поочередно.

После отворота взрывы стали ложиться слева от группы. Во время работы над целью зенитки были подавлены, и огонь не возобновлялся до ухода группы от цели. Цель была поражена: разбита станция и повреждено железнодорожное полотно. Группа вернулась без потерь.

Как только ведущий самолёт переходит в атаку и группа принимает боевой порядок над целью, ведомые приступают к выполнению индивидуального маневра, самостоятельным каждым лётчиком путём:

1. Отворачивания в обе стороны на 15 - 10° с потерей или набором высоты;
2. Скольжения на газу  (чаще применяется для ухода из прицела атакующего с хвоста истребителя);
3. "Горки" со снижением  (вертикальная "змейка").

Нахождение самолёта в беспрерывном развороте также не даёт возможности зенитной артиллерии вести прицельный огонь.

При работе группы в кругу недопустимо захождение самолётов во внутрь круга, так как это мешает выполнению противозенитного маневра и снижает противоистребительную оборону  (удобная атака снизу).

Изложенные методы применялись почти в равной степени на всех высотах действия штурмовиков.

На бреющем полёте и на полётах до высоты 200 метров необходимо учитывать следующее обстоятельство. Большая скорость перемещения на бреющем полёте и наличие у самолёта Ил-2 как впереди, так и сзади мощного вооружения, которое используется для подавления зенитных точек, над которыми пролетает самолёт. Зенитные точки, расположенные в стороне от линии полёта, находятся в более выгодных условиях и могут беспрепятственно  (хотя и с малой вероятностью попадания)  вести огонь по самолётам.

Из личного опыта при выполнении боевого задания на бреющем полёте по аэродромам Погановка и Запорожье я сделал вывод, что от МЗА и ЗА, стреляющей со стороны, то есть с боков линии полёта, надо применять маневр вертикальная "змейка".

При налётах на сильно защищённые объекты группами 4 - 6 - 8 самолётов для лучшего маневра целесообразно применять строй "пеленг", а на бреющем полёте - строй "фронт", или "пеленг", близкий к "фронту".

Кроме противозенитного маневра, для снижения потерь от ЗА необходимо организовать активную борьбу с зенитными средствами противника.

Подавление и уничтожение зенитных точек противника возлагается вообще на каждый экипаж группы, но, кроме этого, должны выделяться специальные пары для отыскания и подавления зенитных точек без выхода из боевого порядка, а при налётах на объекты, сильно защищённые ЗА, и с выходом для самостоятельных действий.

Например, на Прибалтийском фронте группе нашего полка в составе 2-х восьмёрок была поставлена задача: произвести удар по артиллерийским и миномётным батареям, скоплению пехоты и танкам, закопанным в землю в районе Прикуле. Зенитные точки располагались примерно по обе стороны от цели. При подходе к цели вторая восьмёрка, которая имела задачей подавление ЗА, разделилась на 2 группы по 4 самолёта, а первая восьмёрка шла прямо на цель. На подходе к цели группа была встречена сильным зенитным огнём.

Группы, имеющие задачей подавить ЗА, открыли огонь из "PC" и пушек, а с приближением к цели стали в "круг" и обрушили весь бомбовый удар на расположение зенитных батарей. Зенитный огонь прекратился. Беспорядочно стреляли лишь отдельные точки.

Ударная восьмёрка сделала 5 заходов и, выполнив задание, вернулась без потерь. Лётчики первой восьмёрки рассказывали потом, что они работали, как на полигоне, не отвлекаясь на подавление зенитных точек, и бомбили лучше обычного.

К противозенитному маневру относится также изменение направления захода, когда один заход делался с левым кругом, а другой - с правым. Этот приём давал положительные результаты, так как ЗА было труднее вести прицельный огонь.

Штурмовик должен быть постоянно готов к противозенитному маневру. Если при подходе к цели не был встречен огнём, не думай, что его не будет. Будь готов к удару в хвост при отходе от цели.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)



Штурмовали врага в Прибалтике.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz