Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Холодов Иван Михайлович

Холодов Иван Михайлович

Родился 30 июня 1915 года в селе Александровка Саратовской губернии (ныне Иловлинский район Волгоградской области), в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1934 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС Западного особого военного округа.

Участник похода войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году и Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов.

С июня 1941 года младший лейтенант И. М. Холодов в действующей армии. По август 1941 года служил в 23-м ИАП; по октябрь 1942 года - в 28-м ИАП ПВО, летая на МиГ-3, защищал Москву; по март 1944 года - в 434-м ИАП (32-м Гвардейском ИАП), где летал на Як-1 и Ла-5; до мая 1945 года - в 111-м Гвардейском ИАП, летал на Ла-5 и Ла-7.

К февралю 1942 года заместитель командира эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) старший лейтенант И. М. Холодов произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою лично сбил 6 самолётов противника.

4 марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С ноября 1943 года - командир 32-го истребительного авиационного полка. К концу Великой Отечественной войны командир 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник И. М. Холодов совершил 468 успешных боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил 25 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС и ПВО Москвы. В 1958 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1970 года генерал-майор авиации И. М. Холодов - в запасе. Жил в Москве. Работал начальником отдела кадров Гражданской обороны Москвы. Умер 29 января 1992 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (пять), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (дважды); медалями.

*     *     *

Великую Отечественную войну лейтенант И. М. Холодов начал в составе 23-го истребительного авиационного полка. Летая на МиГ-3, сражался в его составе по август 1941 года.

Затем продолжил службу в составе 28-го ИАП (15-я САД, Юго-Западного фронта), который в августе 1941 года принимал активное участие в обороне Киева.

6 августа эскадрилья МиГ-3 прикрывала действия бомбардировщиков 19-го БАП. Звено Ме-109 атаковало советские бомбардировщики. "Наши перетяжелённые подкрыльевыми пулемётами МиГ-3 прижимались к охраняемым бомбардировщикам, - вспоминал позднее И. М. Холодов, - что самым негативным образом сказалось на результате схватки с более маневренными "Мессерами". Немецкие лётчики подожгли Пе-2, Ар-2 и 2 МиГ-3, а сами потерь не понесли. Дорого стоил нам фронтовой опыт".

19 аэродромов успели сменить лётчики 28-го ИАП до 13 октября 1941 года, когда прибыли в Монино и вошли в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Большинство лётного состава к тому времени уже успели "понюхать пороха" в ходе боёв на Юго-Западном фронте.

Начались новые бои. И они не были легче предыдущих. Так, например, 14 ноября 1941 года лётчики 28-го авиаполка совершили 51 боевой вылет по прикрытию объектов в районах между Звенигородом и Кубинкой и участвовали в 26 воздушных боях с немецкими пилотами из I/JG 52. В состав групп входили будущие Герои Советского Союза И. М. Холодов, Е. М. Горбатюк и А. Я. Фёдоров. Хотя наши лётчики и доложили о 8 сбитых ими Ме-109, реально удалось обнаружить лишь 2 "Мессершмитта". В то же время полк потерял 7 истребителей МиГ-3 и 5 пилотов, считавшихся пропавшими без вести.

Свою первую победу Иван Холодов одержал под Москвой, сбив бомбардировщик Ju-88. А уже к февралю 1942 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант И. М. Холодов произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою лично сбил 6 самолётов противника.

Успешно действовал Иван Холодов и в дальнейшем. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", есть следующие сообщения:

"16 февраля 1942 года лётчики 28-го ИАП старший лейтенант И. М. Холодов и его ведомый лейтенант Ф. П. Глушко перехватили в районе Звенигорода пару вражеских истребителей, направлявшихся к Москве, и сбили их..."

В тот день Иван Холодов с ведомым Фёдором Глушко патрулировали в районе Звенигорода. К этому времени Холодов имел уже значительный боевой опыт, знал тактику врага, умел вовремя разгадать его замысел. Осматривая пространство, он обнаружил пару вражеских истребителей, шедших в направлении Москвы. Имея преимущество в высоте, Холодов немедленно атаковал врага. Один Ме-109 был сбит, другой пошёл на снижение и с разворотом на обратный курс пытался уйти на свою территорию. Но это ему не удалось: Холодов настиг его и меткой очередью уничтожил.

И.М.Холодов

"26 февраля 1942 года лётчики 28-го ИАП старший лейтенант И. М. Холодов и младший лейтенант Н. Е. Воробьёв в воздушном бою в районе Иваники (23 км юго-восточнее Гжатска) сбили вражеский самолёт-разведчик Хш-126".

Командир звена, а затем эскадрильи 28-го ИАП Иван Холодов был не только одним из отважнейших воздушных бойцов, но умел творчески подойти к решению боевой задачи, спланировать варианты воздушного боя, навязать противнику свою волю. Его исключительная личная отвага и самопожертвование сполна проявились во многих воздушных схватках.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года капитан Холодов Иван Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 664).

Осенью 1942 года Иван Холодов был направлен в 434-й ИАП (через месяц ставший 32-м Гвардейским), где принял под командование 2-ю эскадрилью. Начались новые воздушные бои, теперь уже в другом коллективе. И они были весьма успешными.

Так 14 января 1943 года, 16 истребителей 32-го ГвИАП, сопровождая большую группу штурмовиков, встретила 14 истребителей Ме-109. Противник намеревался напасть на группу Ил-2, помешать им нанести штурмовой удар. Ведущий группы прикрытия Гвардии капитан И. М. Холодов не стал ждать и решил атаковать врага первым. Он приказал восьмёрке "Яков" прикрывать штурмовиков, а сам во главе другой восьмёрки атакова и связал боем "Мессера". После решительной и дерзкой атаки Холодова один Ме-109, вспыхнув, рухнул на землю. Второго сбил Фёдор Прокопенко. Замысел врага был сорван...

Утром 15 февраля 1943 года войска Северо-Западного фронта перешли в наступление. Противник, опираясь на сильную и глубоко эшелонированную оборону, оказывал упорное сопротивление. Авиация противоборстующих сторон действовала с максимальной отдачей, что выливалось в жаркие воздушные схватки.

18 февраля группа из 7 истребителей 32-го ГвИАП под командованием Гвардии капитана И. М. Холодова вылетела на сопровождение штурмовиков. Холодов, опасаясь внезапных атак противника, оставил 4 истребителя для непосредственного прикрытия "Илов", а тройка "Яков" шла сзади и выше основной группы. В районе цели 8 FW-190 и 4 Ме-109 из - за облаков попарно атаковали наших штурмовиков и истребителей непосредственного сопровождения. Произошло несколько коротких, но безрезультатных схваток. Немецкие лётчики попарно ушли в облака, намереваясь повторить внезапную атаку. Однако этот нехитрый замысел наши пилоты легко разгадали.

Холодов предупредил по радио лётчиков о том, что противник не ушёл, а только маневрирует для повторной атаки, и приказал усилить осмотрительность.

Вскоре пара Ме-109 снова бросилась на штурмовиков. Ведущий тройки "Яков" Гвардии лейтенант Н. Н. Шульженко своевременно заметил врага и атаковал его. Резким доворотом своего самолёта он оказался в хвосте у одного Ме-109 и сбил его. При отражении последующих атак отличился и командир группы: точной очередью Холодов уничтожил FW-190. Но прикрыть от удара своего ведомого, Гвардии младшего лейтенанта А. В. Барановского, не успел - внезапная атака из - за облаков оказалась роковой для нашего пилота.

Истребители противника, имея численное превосходство, повторяли атаки одну за другой, пытаясь прорваться к штурмовикам и помешать им провести прицельное бомбометание. Но лётчики 32-го ГвИАП, искусно маневрируя и поддерживая друг друга, отразили все атаки противника. Штурмовики нанесли удар по заданным целям, не понеся потерь от вражеских истребителей.

6 фарта 1943 года лётчики 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка (210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиакорпус, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт) отличились вновь. Они совершили 2 таран в одном бою. Было это так.

Холодов Иван Михайлович

Командир эскадрильи Гвардии капитан И. М. Холодов вылетел во главе звена Як-1 на прикрытие боевых порядков 1-й ударной армии в районе города Демянска. У линии фронта на высоте 500 - 700 метров наши лётчики обнаружили группу из 10 вражеских истребителей (6 Me-109 и 4 FW-190).

Используя численное преимущество противник набросился на четвёрку "Яков". Одному "Фоккеру" удалось зайти в хвост самолёту Аркадия Макарова. Холодов поспешил на выручку своему ведомому и тоже зашёл в хвост противнику. Он открыл огонь с дальней дистанции, но немец упорно продолжал атаковать Макарова. Тогда Холодов увеличил скорость, подошёл вплотную к FW-190 и нанёс удар левой плоскотью по хвосту. Протараненный самолёт врага рухнул на землю.

От сильного удара у "Яка" Холодова отвалилась плоскость, и неуправляемая машина вошла в штопор. Лётчику грозила гибель. Нужно было немедленно покинуть самолёт. Но сделать это было непросто: центробежная сила накрепко прижала Холодова к сиденью. "Неужели всё кончено?" - обожгла мысль. И тут комэск вспомнил, как, будучи ещё начальником парашютно-десантной службы полка, сам обучал молодых лётчиков правилам вынужденного покидания повреждённого самолёта. Он внушал им тогда:

- В критический момент, когда почему - либо невозможно покинуть самолёт, пилот обязан использовать последний шанс для спасения жизни - выброситься с парашютом методом срыва. Для этого нужно прямо в кабине выдернуть кольцо парашюта. Раскрываясь, он сам вырвет лётчика из кабины...

Вспомнив собственные наставления, Холодов рванул кольцо парашюта и через доли секунды почувствовал, как тело свободно повисло в воздухе. Оглядевшись вокруг, он заметил, как FW-190 заходи в атаку на него. Иван, будучи в прошлом спортсменом - парашютистом, потянул часть строп на себя и быстро заскользил к земле. Это спасло его - очередь противника прошла мимо...

Холодов Иван Михайлович

Иван Холодов отделался тогда лишь многочисленными ушибами. Вскоре после боя за ним прилетел связной самолёт У-2, который доставил его в полк. В этом же бою был совершён ещё один воздушный таран - Николай Коваль винтом своего "Яка" обрубил стабилизатор "Мессера". Самолёт противника развалился в воздухе. Но и сам герой получил ранение и произвел вынужденную посадку.

Российский историк авиации Дмитрий Хазанов считает, что своим таранным ударом лейтенант Н. П. Коваль уничтожил самолёт "эксперта" обер-лейтенанта Г. Байссвенгера, который погиб. А Герой Советского Союза капитан И. М. Холодов таранил и сбил самолёт унтер-офицера Г. Мундерлоха, который остался жив и попал в плен, после чего немецкий лётчик был доставлен на аэродром 32-го ГвИАП.

Буквально через несколько дней Иван Холодов вновь поднялся в небо. 14 истребителей, ведомые им, сопровождали 16 бомбардировщиков. При этом, восьмёрка "Яков" следовавшая позади бомбардировщиков, осуществляла их непосредственное прикрытие, а шестёрка "Яков", предназначенная для борьбы с немецкими истребителями, держалась чуть в стороне и выше.

По пути их атаковали 10 Ме-109 и 6 FW-190. Холодов своей шестёркой связал противника боем, а ведущему восьмёрки приказал не ослаблять прикрытия. Когда экипажи бомбардировщиков уничтожили цель и легли на обратный курс, Холодов дал новое распоряжение: первой четвёрке продолжать их сопровождение, а второй - идти на помощь шестёрке, ведущей бой с немецкими истребителями.

Теперь наших "Яков" стало 10. Разниица в соотношении сил сократилась, а враг был уже измотан. Вот тут и началось его избиение! Прилетевший на помощь в составе четвёрки лётчик Прокопенко с ходу поджёг "Мессер". Вскоре, почти одновременно, пошли к земле Ме-109, сбитый ведущим пары Анискиным, и FW-190, напоровшийся на огонь старшего лейтенанта Гарама.

Ошеломлённые стремительным ударом, немецкие пилоты начали по одному выходить из боя. Наши только того и ждали. Действуя парами, они настигали противника и расстреливали в упор.

Враг был настолько деморализован, что перестал обороняться. Но преследовать его дальше наши не могли: подходило к концу горючее. Семь побед без единого поражения! Блестящий итог! Этот бой потом был описан в специальной листовке - молнии и разослан по частям, чтобы на опыте мастеров воздушного боя училась молодёжь.

Группа ГСС

Затем были новые воздушные схватки... 12 июля 1943 года на всех аэродромах 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса состоялись митинги, посвящённые началу наступления войск Брянского фронта на орловском направлении. На аэродромы были вынесены Гвардейские Знамёна.

В 32-м авиаполку митинг открыл Герой Советского Союза Гвардии майор И. М. Холодов. Он зачитал обращение к личному составу Военного Совета фронта и сказал:

- Сегодня начинается наступление войск нашего фронта. Наша задача - завоевать превосходство в воздухе на направлениях главного удара. Для этого мы должны драться с врагом смело и решительно, по-Гвардейски !

Началась очередная страничка в истории отважных лётчиков - истребителей 32-го Гвардейского, командование которым (с 17 июля 1943 года) принял Герой Советского Союза Гвардии подполковник В. И. Давидков.

20 июля Гвардейцы провели очень напряжённый воздушный бой. В тот день 10 истребителей Ла-5, ведомые штурманом полка Гвардии майором И. М. Холодовым, прикрывали боевые порядки 3-й Танковой армии. В районе Спасское - Сомово, наша группа встретила 12 FW-190 и вступила с ними в бой. Вскоре подоспела ещё одна группа вражеских истребителей.

Гвардейцам пришлось нелегко. Противник, пользуясь значительным численным преимуществом, наседал. Но наши лётчики не только выстояли, но и сумели сбить 5 "Фоккеров", один из которых записал на свой счёт Иван Холодов. Правда, противнику удалось поджечь самолёт старшего лейтенанта А. Я. Фёдорова, так же одержавшего одну победу. Наш пилот, тяжело раненый, спасся на парашюте.

В ноябре 1943 года майор И. М. Холодов назначен командиром 32-го Гвардейского ИАП. К тому времени он произвёл 395 боевых вылетов на "Яках", из них 70 - на штурмовку, в 85 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника.

И.М.Холодов

...С начала января 1944 года враг предпринимал отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало над полем боя до 30 - 40 наших истребителей. На подступах к Витебску, в начале 1944 года нашло широкое применение радиолокационных станций "Редут", которые стали уверенно выдавать данные о полётах авиации противника.

8 января одна из станций обнаружила приближение к линии фронта группы самолётов врага. Командир 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник В. П. Ухов немедленно дал сигнал на вылет дежурной группы. Восьмёрка Ла-5 из 32-го ГвИАП во главе с Героем Советского Союза Гвардии майором И. М. Холодовым быстро взлетела и была наведена на бомбардировщики противника. Имея точную информацию о месте и боевом порядке вражеских самолётов, Холодов сумел набрать большую высоту и незаметно атаковать неприятеля. Завязался скоротечный бой, в результате которого нашими лётчиками было сбито 4 вражеских самолёта. Два Ju-87 сбил Холодов, ещё по одному "Юнкерсу" сбили Герои Советского Союза А. П. Шишкин и А. С. Макаров.

В марте 1944 года Гвардии подполковник И. М. Холодов принял командование 111-м Гвардейским Сталинградским истребительным авиационным полком. Твёрдый характер, широкий кругозор, тактичность и строгость во взаимоотношениях со старшими и подчинёнными помогли ему в короткий срок завоевать авторитет у личного состава не только полка, но и всей 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Командуя полком Иван Михайлович нередко и сам поднимался в небо, вступая в схватки с противником. Как-то в середине одного из солнечных апрельских дней 10 истребителей Ла-5ФН во главе с И. М. Холодовым находились над районом прикрытия Герасимув - Обертын. С радиостанции наведения сообщили, что в районе Малодымова на высоте 2500 метров появились 30 пикировщиков Ju-87 в сопровождении 10 истребителей Ме-109. Холодов принял решение 6-ю самолётами атаковать "Юнкерсы", а четвёркой "Лавочкиных" связать боем вражеские истребители.

Командир полка первым атаковал Ju-87 и сбил его. В ходе дальнейшего боя наши лётчики сбили ещё 5 самолётов противника. Машина старшего лейтенанта С. Д. Ковалёва (сбившего 2 Ju-87) была подбита и пилот произвёл вынужденную посадку на своей территории.

С приходом Ивана Михайловича в полк славные боевые традиции стали ещё более развиваться и крепнуть. Энергичный, подвижный, командир говорил обычно резко, отрывистыми фразами, но никому не читал нравоучений, был требовательным, но справедливым. Целыми днями бывал на аэродроме, занимаясь главным образом тем, от чего зависел успех боя. Личный состав Гвардейской части полюбил своего нового командира. И нежная кличка "Батя" прочно укрепилась за ним. Он участвовал почти во всех боевых вылетах полка, водил группы на самые сложные и ответственные задания. В воздушных боях при штурмовке он проявил образцы мужества и отваги, и лётчики шли за ним, как говорится, в огонь и воду.

И. М. Холодов с товарищами.

Согласно данных из лётной книжки И. М. Холодова, к концу войны он выполнил 468 боевых вылетов, 70 из них на штурмовку войск и аэродромов противника; провёл 110 воздушных боёв, в которых лично уничтожил 19 самолётов и 6 в составе группы [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 6 групповых побед лётчика.]

После войны Иван Михайлович продолжил службу в ВВС. Был командиром 445-го истребительного авиационного полка, дивизии. В 1958 году окончил Высшие курсы при Военной академии Генерального штаба. Затем служил заместителем командира авиационного корпуса.

Командир 445-го ИАП Гвардии полковник И. М. Холодов (в центре), 1950 г.

Командир 445-го ИАП Гвардии полковник И. М. Холодов  ( в центре ), 1950 год.

Демобилизовался в звании генерал-майора в 1970 году. Жил в Москве, работал начальником отдела кадров Гражданской обороны Москвы. Умер 29 января 1992 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (участок 2).

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника И. М. Холодова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
101.07.1941 г.2  Ме-110  (в группе - 2/3)аэродром ЗубовМиГ-3, Як-1,

Ла-5, Ла-7.

216.08.1941 г.1  "Хе-113"северо - западнее Канево
329.08.1941 г.1  Ju-88  (в паре - 1/2)Карпиловская Гута
429.10.1941 г.1  Ме-109  (в паре - 1/2)Боровск
506.11.1941 г.1  Ме-109  (в паре - 1/2)Атейцево
614.11.1941 г.1  Ме-109Петровская
716.02.1942 г.1  Ме-109Звенигород
826.02.1942 г.1  Hs-126  (в паре - 1/2)Иваньки
909.12.1942 г.1  FW-190Белый
1029.12.1942 г.1  Не-111район Великих Лук
1114.01.1943 г.1  Ме-109восточнее Новосокольники
121  Ме-109Курпино
1318.02.1943 г.1  FW-190Выстово - Залучье
1406.03.1943 г.1  FW-190 (сбит тараном) *район Демянска
1520.07.1943 г.1  FW-190Круглица
1628.07.1943 г.1  FW-190Клеменово - Деменово
1708.01.1944 г.1  Ju-87Савченки
1820.04.1944 г.1  Ju-87Живачув
1903.05.1944 г.1  Ju-87Майданек
2021.05.1944 г.1  FW-190западнее Обертин
2123.03.1945 г.1  FW-190Забжидовице

      Всего сбитых самолётов - 16 + 6;  боевых вылетов - 464;   воздушных боёв - 105.

[ * Информация взята из открытой печати, архивными документами не подтверждается. ]



Слово о моём первом командире...

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz