Командир 812-го ИАП - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Командир 812-го истребительного авиаполка

С началом Белорусской наступательной операции 812-й "Севастопольский" ИАП в составе 3-го ИАК находился в подчинении 1-й Воздушной Армии и приступил к боевым действиям на территории Белоруссии, а затем и Литвы. 31 Июля 1944 года Майор И. Ф. Попов одержал свою первую личную победу в ходе операции "Багратион". В оперативной сводке 812-го ИАП за 31.07.1944 год отмечено:

"Пара, Майор Попов ( Як-9 № "12" ) и Младший лейтенант Белкин ( Як-9 № "09" ), вылетела на свободную охоту в район Каунас - Вендзегола. В районе Явгинки в 13:55 проштурмовали автомашины противника. Зажгли 2 машины. После штурмовки при просмотре аэродрома Мунушканцы пара была атакована четвёркой Me-109. Атакой в лоб Майор И. Ф. Попов сбил 1 Ме-109, который горящий упал в районе Бобты. При вторичной атаке на высоте 2000 метров самолёт Младшего лейтенанта Белкина был подожжён. Лётчик выбросился на парашюте и приземлился в районе Скрыпно ( восточнее Вендзегола ). Расход ОКБ - 23, БС - 20".

Надо заметить, что с этого дня ( и до самой своей гибели ) командир 812-го полка воевал и одерживал свои последующие победы на истребителе Як-9ТД ( бортовой номер "12" ).

Вспоминает бывший старшина и авиамеханик 2-й эскадрильи, Григорий Фёдорович Кличко: "В этот период я был механиком звена управления полка и обслуживал истребитель командира полка, Майора И. Ф. Попова. И надо же было такому случиться, что мне попался самолёт с заводским дефектом. Кран выпуска - уборки шасси давление не держит, травит воздух из пневмосистемы. Дефект очень серьёзный, поскольку отказ уборки шасси после взлёта на одном самолёте - зто срыв боевого вылета всей пары, невыполнение боевого задания. Да и как второй истребитель без напарника в бою будет ?   Собьют ведь сразу. А отказ выпуска шасси перед посадкой - это тоже лётное происшествие. В общем, дефект опасный. Надо было заменить кран, а менять - то и не на что. Нет запасного в полку. Самолёты и запчасти в это время ценились очень высоко во всех полках.

Что же делать ?   Самолёт командира должен летать, а в воздух его выпустить с таким дефектом права никто не имеет. Каждый день я снимал кран, разбирал, придумывал разные очень густые смазки, чтобы смазывать две детали, которые перепускают сжатый воздух в цилиндры уборки шасси. Командир видел, как я мучаюсь с краном, пытался мне помочь. В разговоре с Иваном Феоктистовичем я припомнил, как ещё до войны, мне довелось наблюдать за работой слесаря, притирающего две похожие детали, но только значительно большие по размеру. Тогда ещё, я поинтересовался у того рабочего, для чего он так тщательно притирает их пастой. Мне тот слесарь объяснил всё и показал, как после притирки пастой ГОИ этот паровозный кран перепускает пар и не травит. Майор И. Ф. Попов, не дослушав меня, убежал на стоянку и через несколько минут взлетел на соседнем чужом "Яке". Через час он прилетел, выскочил из кабины и принёс мне пасту ГОИ - мелкий зелёный порошок. Я стал притирать на стекле при помощи пасты обе детали, одну к другой. И... получилось. Машина командира наконец - то смогла уйти на следующий день в бой.

Г.Ф.Кличко, лето 1944 г.
Авиамеханик командира 812-го ИАП
старшина Г. Ф. Кличко возле хвоста
командирского "Яка",  лето 1944 г.

Я с нетерпением ждал его возвращения. Дело в том, что Майор И. Ф. Попов был очень требовательным человеком, любил дисциплину и людей дисциплинированных, любил, чтобы любая работа выполнялась на совесть. Я очень переживал за работу только что отремонтированного мною крана в полёте. Наконец - то машина командира зашла на посадку. Смотрю, шасси выпущены. Закончив пробег и зарулив на стоянку, Попов сдвинув фонарь, выскочил из кабины. Я стою у машины, держу в руках его фуражку и жду... Смотрю, командир радостный и возбуждённый подбегает ко мне, обнимает и кричит: "Я сбил его, сбил !"   Вот, что значит хороший кран !   И снова меня ещё долго обнимал, радуясь от души. Вообще надо сказать, что командир помогал техникам достать нужную деталь к самолёту, если возникала острая необходимость, и требовалось его личное вмешательство. Он всегда был на стороне механик, если он был прав".

10 Июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 812-й "Севастопольский" истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и стал "Краснознамённым".

17 Августа 812-й ИАП нанёс два штурмовых удара по вражескому аэродрому Немокшты в Литве. Первый удар стал очередным примером классических штурмовок, которая была отмечена командованием как одна из наиболее успешных операций полка за период войны:

"Группа в составе 22 "Яков" 812-го ИАП под общим командованием командира полка Майора И. Ф. Попова. Штурмовка аэродрома Немокшты. Боевой порядок истребителей состоял из двух ударных групп: первая в составе 8 "Як", вторая в составе 6 "Як". 8 самолётов из первой ударной группы имели по 2 А0-25. Прикрывающая группа состояла из 8 экипажей и пара командира полка выполняла задачу свободной охоты и контроля боевых действий. В 13:10 ударные группы, сделав заход с юго - запада с пикированием с высоты 2500 до 500 метров, произвели штурмовку. Выйдя из атаки, произвели всем составом повторную и частью сил третью атаки. После проведенного бомбово - штурмового удара экипажи наблюдали 6 очагов пожаров, на стоянках горели 6 FW-190 и один большой очаг в лесу - предположительно бензосклад. Кроме того, повреждено до 8 самолётов. Боевые действия группы Майора И. Ф. Попова контролировал командир 3-го ИАК Герой Советского Союза Генерал - Лейтенант авиации Савицкий".

Анализ результатов этого налёта на основе данных фотоконтроля, проведённого экипажем разведчика Пе-2, установил, что в результате штурмового удара истребителей 812-го ИАП по стоянкам аэродрома Немокшты было сожжено 14 FW-190 и 1 Ju-52.

В конце дня 18 Августа во время перелёта на аэродром Средники Майор И. Ф. Попов достойно отметил день Воздушного флота СССР, уничтожив в воздушном бою истребитель Ме109, который стал его 20-й личной победой.

20 Августа восьмёрка ( Як-1 и Як-9 ) 812-го ИАП сопровождала в район западнее Шауляй 12 штурмовиков Ил-2. Около 19:30 в районе Игостайце на высоте 2500 метров наши лётчики встретили 4 Ме-109 и 6 FW-190. Атака противника на "горбатых" была отражена без потерь, причём, контратакуя, Майор И. Ф. Попов зашёл в хвост "Мессеру", и, поймав его в сетку прицела, сбил над районом Савгини. В завязавшемся воздушном бою командир 812-го ИАП смог отличиться снова, расстреляв в лобовой атаке FW-190 из состава II/SG 1. От попаданий 37-мм снарядов "Фоккер" взорвался в воздухе.

Завершающий аккорд в боевой работе 812-го ИАП на 3-м Белорусском фронте прозвучал в исполнении Попова и Викторовича. 1 Сентября командир полка сбил над районом Лотня - Буртуле из пушки своего Як-9ТД ( бортовой № "12" ) ещё один FW-190. В наградном листе к приказу 1-й Воздушной Армии от 10.09.1944 года, по которому командир 812-го ИАП Майор И. Ф. Попов награждён орденом Красного Знамени, записано:

"После последнего награждения тов. Попов совершил 34 успешных боевых вылета, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника и 2 уничтожил на земле... Тов. Попов личным примером увлекает лётчиков на ратные подвиги. В бою ведёт себя смело, решительно, применяет хитрость".

Як-9 И.Ф.Попова
Як-9 И.Ф.Попова
Як-9 И.Ф.Попова

Казалось ничто не предвещало трагедии. Война шла к концу. Хребет Люфтваффе был уже сломлен, а Иван Попов был опытнейшим лётчиком, настоящим асом, виртуозно владевшим истребителем... Но в лётной работе бывает всякое, и небо, как и любая стихия, не прощает ошибок и пренебрежения к себе.

10 Декабря 1944 года Подполковник И. Ф. Попов вылетел на Як-9ТД ( серийный № 1312 ) с аэродрома Славатыче на аэродром Лескажев для проверки его годности к приёму самолётов полка и ведения с него боевой работы. Проверив аэродром, он вылетел обратно, но из - за ухудшающихся метеоусловий вскоре был вынужден приземлиться на аэродроме Брест. На следующий день, 11 Декабря, торопясь в штаб полка, Подполковник И. Ф. Попов, несмотря на то, что погода не улучшилась, в 12:30 взлетел с аэродрома Брест. Через два часа в районе Воскшенице, что в 10 км восточнее Бяла Подляска, самолёт командира полка попал в ещё худшие метеоусловия. Облачность достигала 10 балов с высотой 30 - 50 метров. Летя в тумане при видимости 50 - 100 метров, а практически "на ощупь", Попов увидел шоссейную дорогу и, выбрав для себя ориентир, полетел вдоль неё. Периодически теряя дорогу из вида, он закладывал глубокие виражи, чтобы не потерять направление. Во время одного из таких маневров истребитель левым крылом зацепился за дерево, а затем, потеряв устойчивость, правым крылом ударился о телеграфный столб. "Як" командира полка Попова врезался в землю и разбился.

Как позже вспоминал лётчик 408-й ОАЭС А. И. Иванов: "Штаб корпуса в это время находился в местечке Яблонь в купеческом особняке. Вдруг подъехал Савицкий и дал команду командиру нашей эскадрильи Майору Лобышеву: "Срочно подготовить мой самолёт !   И дать мне Иванова". Я сразу побежал на аэродром, где стоял По-2. Савицкий всегда сам управлял По-2, а я сидел сзади вроде штурмана. На этот раз он был очень возбуждён: "Полетим на север в Бяла - Подляску. Разбился командир полка Попов !". Летели мы низко вдоль железной дороги, идущей на Брест. Погода была плохая, туман и низкая облачность. Рядом шла дорога, обсаженная деревьями. Развернулись, и недалеко от станции мы увидели разбитый и перевернутый "Як". Сделали круга 2 - 3 над местом падения и повернули обратно в корпус. Позже я узнал, что командир полка Попов вылетел из Славатыче в Жешув, куда должен был вскоре перелетать 812-й ИАП. Вылетая обратно в полк, его прижала облачность, и он зацепился за деревья..."

Скорбная весть вскоре облетела полк. Хорошо знавшие командира полка лётчики с трудом верили в случившееся. Никто не мог предположить, что так нелепо погибнет их командир и опытнейший лётчик, общий налёт которого после окончания Качинской школы пилотов составлял 1312 часов. "На следующий день 812-й полк, склонив Боевое знамя, прощался со своим командиром. Мы перенесли гроб по льду на советскую землю и похоронили Попова на правом берегу Буга - напротив Славатыче. Было обидно до слёз, что такого боевого лётчика - командира, настигла столь нелепая смерть. Потерять такого командира полка перед последней схваткой с врагом, на последнем завершающем этапе Великой Отечественной войны. Летал смело, всегда возглавлял большие группы, показывал пример в бою. Особенно отличался командир при вылетах на штурмовку аэродромов противника, где он всегда был ведущим. И вот теперь его нет..." - написал после войны в мемуарах о своём командире Герой Советского Союза Иван Васильевич Фёдоров.

Согласно "Выписке из аварийного акта о катастрофе самолёта Як-9ТД и гибели командира 812-го ИАП Подполковника И. Ф. Попова 11 Декабря 1944 года":

"Самолёт Як-9 ТД № 1312 ( 153-й завод, дата выпуска 23.03.1944 года ). В ремонте не был. В эксплуатации с 07.06.1944 года, налёт 68 часов 15 минут. Налёт лётчика на данном типе самолёта: 68 часов 15 минут.

Мотор ВК-105 ПФ М 415-1182, мощность 1260 л. с, степень сжатия 6,4. ( 466-й завод, дата выпуска 11.02.1944 года ). В эксплуатации с 07.06.1944 года. Наработка мотора в часах ( на земле / в воздухе ): 7 часов 40 минут / 68 часов 15 минут. Мотор в перечистке не был.

И.Ф.Попов, 1944 год
Одна из последних фотографий
И. Ф. Попова, Ноябрь 1944 года.

Время и место происшествия: 11.12.1944 года; 14 часов 30 минут; район Воскшинице ( 10 км. восточнее Бяла - Подляска ). Характер задания: перелёт Славатыче - Ласкажев. И обратно. Изложение общей задачи полёта: перелёт с аэродрома Славатыче на опорный аэродром Ласкажев по проверке готовности аэродрома Ласкажев для ведения боевой работы.

Описание происшествия и обстоятельства: 9.12.1944 года в 22:15, командиром авиадивизии было дано приказание Подполковнику И. Ф. Попову до 15 часов 10.12.1944 года вылетом на аэродром Ласкажев проверить его готовность для ведения боевой работы.

10.12.1944 года в 13:35 Попов на самолёте Як-9ТД с аэродрома Славатыче вылетел на оперативный аэродром Ласкажев. Призведя разведку аэродрома Ласкажев вылетел обратно и произвёл посадку на аэродроме Брест. По докладу Попова - посадку произвёл с целью выяснения хода ремонта самолёта Як-3.

10.12.1944 года в 16:10 вылетел с аэродрома Брест на свой аэродром. На Славатыче не вышел, возвратился обратно и в 17:00 произвёл посадку на аэродроме Брест.

11.12.1944 года в 13:30 вторично без разрешения вылетел с аэродрома Брест и в 14:20. в районе Воскшинице ( 10 км. восточнее Бяла - Подляска ) попал в сложные метеоусловия: облачность 10 баллов, высота 30 - 50 метров, видимость 50 - 100 метров, туман.

Делая разворот на малой высоте, левой плоскостью врезался в дерево посадки, идущей вдоль шоссейной дороги. Затем, с незначительным углом правой плоскостью зацепил за телеграфный столб. Самолёт полностью разбит. Лётчик получил сильные ушибы. Через 30 минут после аварии по пути в госпиталь скончался.

Лётчик погиб в результате перелома костей черепа и кровоизлияния в мозг, а также из - за повреждения других жизненно важных органов.

Лётная работа за последнюю декаду: 6.12.1944 года налёт 50 минут, в сложных метеоусловиях 30 минут, в облаках 20 минут. 10.12.1944 года перелёт Славатыче - Ласкажев - Брест налёт 1 час 10 минут. Общий налёт с момента окончания Качинской авиашколы пилотов - 1312 часов 20 минут. Общий налёт на данном типе самолёта - 221 час".

*     *     *

Иван Феоктистович Попов - один из многих незаслуженно забытых героев прошедшей войны. Имея на своем боевом счету 24 лично сбитых самолёта противника и 8 уничтоженных на земле, он, как и многие "строптивые" лётчики, оставался в тени. Из наградного листа И. Ф. Попова от 12 Мая 1944 года на представление к званию Герой Советского Союза:

"Все воздушные бои, проведённые тов. Поповым есть яркий образец лётного и морального превосходства над пресловутыми фашистскими асами, которых он бил, освобождая Донбасс, Мелитополь, Николаев, Крым от Сиваша до города - героя Севастополя. Личным примером вдохновлял на ратные подвиги лётчиков, на трудовой героизм всего полка... Вывод: за проявленную отвагу и геройство в боях с немецкими оккупантами, за лично сбитые 19 самолётов противника и 7 сожженных на земле, умелое руководство полком и достигнутые полком успехи достоин высшей правительственной награды присвоения звания ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА".

Представление, подписанное в Мае 1944 года командиром 265-й ИАД Полковником А. А. Корягиным и командиром З-го ИАК Генерал - Лейтенантом Е. Я. Савицким, осталось не подписанным командующим 8-й Воздушной армией Генерал - Полковником Т. Т. Хрюкиным. Как оказалось - навсегда.

Остается добавить, что авторами была предпринята попытка восстановления исторической справедливости в отношении бывшего командира 812-го ИАП Подполковника И. Ф. Попова посредством обращения в высшие инстанции о присвоении ему посмертно звания Героя России. Осенью 2002 года Начальнику Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам было направлено письмо с просьбой о принятии к рассмотрению вопроса о присвоении И. Ф. Попову звания Героя России ( посмертно ). Вскоре было получен ответ, в котором рекомендовалось обратиться в Министерство Обороны России, что и было сделано. Через год из Управления кадров Министерства Обороны Российской Федерации от начальника отдела организации вручения наград был получен ответ, изучив текст которого авторы на конкретном примере смогли убедиться в живучести непробиваемого монолита бюрократической формалистики даже по отношению к погибшим защитникам Отечества. Это был классический образец широко известной категории документов, называемых "вежливыми отписками". В документе сообщалось:

"Направленное Вами в адрес Министра обороны Российской Федерации обращение о присвоении И. Ф. Попову звания Героя Российской Федерации ( посмертно ) за заслуги в годы Великой Отечественной войны по поручению рассмотрено Главным управлением кадров Минобороны России. Сообщаю, что за заслуги перед государством И. Ф. Попов действительно был представлен к званию Герой Советского Союза, однако Приказом 4-го Украинского фронта № 170 от 25.05.1944 года за этот подвиг награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В настоящее время правовых оснований для представления к присвоению звания Героя Российской Федерации ( посмертно ) И. Ф. Попова не имеется, поскольку это противоречит установленному Положением о государственных наградах Российской Федерации порядку, согласно которому повторные награждения за одни и те же заслуги не предусматриваются. В связи с вышеизложенным удовлетворить Вашу просьбу, к сожалению, не представляется возможным".

В этом ответе подтверждается факт представления Попова к званию Героя Советского Союза и факт награждения его вместо "Золотой Звезды" орденом Отечественной войны 1-й степени. Это ключевой момент, делающий дальнейшие попытки восстановить историческую справедливость попросту пустыми хлопотами. Шанс мог быть только в случае, если бы он не был награждён вообще. Однако, по мнению военных чиновников, короткая анонимная запись "Отеч. войну 1-й ст.", сделанная карандашом в Мае 1944 года, напрочь исключает возможность Ивану Феоктистовичу Попову стать Героем Советского Союза или Героем России даже посмертно !   Ведь по всем формально - правовым нормам, не может быть дважды награждён человек "за одни и те же заслуги".

Не может... Но только: простой человек, рядовой солдат или боевой офицер. Не положено !   А вот Генерал или Генеральный прокурор может. Они могут получать и вообще незаслуженные награды. И примеров тому масса как в прошлом, так и в нынешнем.

В этом деле есть довольно много вопросов. Но мы зададим только один.

Норма на звание Героя Советского Союза по количеству сбитых вражеских самолётов, утвержденная Председателем Государственного Комитета Обороны И. В. Сталиным и приказом Народного Комиссара Обороны № 294 от 8.10.1943 года, по количеству личных побед была Иваном Феоктистовичем Поповым перевыполнена в 1,5 раза. Или это не аргумент для чиновников наградного управления ?   Ещё с советских времён в арсенале журналистов всех уровней применяется широко используемый штамп "Награда нашла своего героя". Особенно часто эта фраза повторяется ежегодно ко Дню Победы. Случай с "награждением" И. Ф. Попова является примером именно того, как и каким образом "Награда НЕ НАШЛА своего Героя". И судя по ответу из Минобороны, в настоящее время не найдёт. В конечном итоге, не ради наград Иван Феоктистович на своём истребителе уходил во фронтовое небо.

Боевой лётчик Иван Попов при жизни никогда не позволял себе "ползать на брюхе", пресмыкаться и лебезить перед начальством и, наверное, меньше всего хотел бы, чтобы после его смерти от его имени этим занимались потомки, вымаливая давно заслуженную им награду. В подобной ситуации впору вспомнить строки из "Баллады о погибшем лётчике" Владимира Высоцкого:

"Встретил лётчика сухо райский аэродром.
Он садился на брюхо, но не ползал на нём..."


Владислав Антипов, Игорь Уткин.

*     *     *

О Т     Р Е Д А К Ц И И

Результат данного обращения был в общем предсказуем, так как практика замыливания заслуженных наград в нашем Министерстве обороны цветёт пышным цветом. Ветеранам чеченских кампаний не раз приходилось слышать о том, что "лимит на звёзды Героя уже исчерпан" и прочее. Ну, да, исчерпан. Для рядовых и боевых офицеров. А для Генералов и прокуроров в наградном отделе Арбатского Военного Округа полный порядок. Судить об этом можно на основании выданных наград. С трудом можно представить, какой подвиг мог совершить Генерал - Лейтенант или Генерал - Полковник в Чечне чтобы после этого стать Героем России. Рассказанная выше, как и многие другие подобные истории служат примером для будущих поколений. Вы спросите: примером чего ?   Ответ будет горьким: отношения государства к своим Гражданам. Кто - то из великих, кажется, Карлейль однажды, поражённый отношением власти к русскому народу сказал: "Россия безразлична к жизни конкретного человека и к течению времени. Она безмолвна. Она вечна. Она несокрушима..."

( Данная статья опубликована в журнале "История Авиации", № 26, 2005 год. )

НазадЛиния

( "Командир 812-го истребительного авиаполка" )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz