Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Выборнов Александр Иванович

Выборнов Александр Иванович

Родился 17 сентября 1921 года в городе Кашира Московской области. В 1941 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. В июне 1942 года был откомандирован в действующую армию на Калининский фронт в должности старшего лётчика 728-го истребительного авиационного полка.

Проходил службу на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах, участвовал в боях под Курском. Участник сражения за Днепр, за освобождение Киева, участвовал в освобождении Польши, Чехословакии, в битве за Берлин.

В 1944 году на средства, собранные жителями города Каширы, был построен и передан А. И. Выборнову самолёт Як-9 с надписью на борту "А. И. Выборнову от каширских школьников". На этом самолёте лётчик участвовал в нескольких сражениях.

К 1 апреля 1945 года командир эскадрильи 728-го ИАП старший лейтенант А. И. Выборонов совершил 190 успешных боевых вылетов, в том числе на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 148, на прикрытие боевых порядков наземных войск - 41, на разведку войск противника - 1 вылет. Проведя 42 воздушных боя, лично сбил 20 самолётов противника.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военную Академию ВВС имени Ю. А. Гагарина, в 1962 году - Военную академию Генерального штаба. В 1967 году во время Арабо - Израильской войны совершил около 15 боевых вылетов. В 1968 - 1980 годах служил в инспекции Министерства Обороны СССР. Занимал должности заместителя командующего авиации ПВО страны, начальника боевой подготовки войск ПВО страны, генерал - инспектора Министерства обороны СССР.

В 1982 году по состоянию здоровья и выслуге лет уволился из рядов Советской Армии в звании генерал - лейтенанта авиации. Имеет звание "Заслуженный военный лётчик СССР". В 1982 - 1983 годах работал проректором Московского физико - технического института, а с марта 1983 года работал в МХТИ имени Д. И. Менделеева в должности начальника отдела кадров.

В январе 1998 года был избран действительным членом и почётным академиком Российской академии диалектико - системных исследований и разработок. Затем - помощником ректора РХТУ имени Д. И. Менделеева. Автор книги воспоминаний о войне - "Лётчик всегда в боевой готовности".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( трижды ), Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени"; медалями: "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"; рядом иностранных орденов и медалей. Всего имеет 17 орденов и 45 медалей. Является Почётным гражданином городов Кашира  ( Московская область )  и Зелено - Гура  ( Польша ).

*     *     *

На стоянке царило необычное оживление: сюда несколько дней назад зарулила реактивная машина необычной конструкции. Собравшиеся внимательно слушали широкоплечего коренастого генерала, который внятно и неторопливо рассказывал им о тактико - технических данных и боевых возможностях этого грозного истребителя. А в заключение, ответив на интересующие их вопросы, генерал решил показать, как он выразился, товар лицом, то есть произвести полёт на новом самолёте.

...От громовых раскатов мощных турбин вздрогнула земля. Стремительно пробежав по взлётной полесе, самолёт, будто подпрыгнул, и оставляя за собой огненный шлейф, резко ушёл вверх, вонзаясь в синеву безоблачного неба. Словно космическая ракета, он быстро удалялся, набирая высоту, заметно уменьшаясь в размерах, и вскоре исчез из виду.

Затем реактивный истребитель с быстротой молнии пронёсся над аэродромом, проделывая каскад головокружительных фигур высшего пилотажа, и снова скрылся в голубом небе.

- От этого не уйдёт ни один нарушитель ! - размышляя вслух, сказал стоявший рядом с нами майор со знаком военного лётчика 1-го класса. - Школа войны, помноженная на академию лётной жизни, - это удел не каждого.

Каждый из присутствующих с нескрываемой гордостью смотрел на стремительный полёт самолёта и думал: "Вот каким он стал, отважный истребитель, бессменный комсомольский вожак Александр Выборное: Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, боевой генерал. А ведь за каждым этим званием стоят мужество и отвага, безупречное мастерство и богатый опыт командира - воспитателя".

Только сам Выборнов больше всего любит рассказывать о делах и подвигах сослуживцев, чем о своих. А ведь есть что рассказать отважному асу, с боями прошедшему от Курска до Берлина...

Выборнов Александр Иванович

Лётную школу Выборнов окончил, когда на полях страны бушевала Великая Отечественная война. Немецкие войска захватили Минск, Смоленск и подходили к его родному городу Кашире. Тяжело переживал молодой лётчик эти первые месяцы военного времени. Он никак не мог представить себе, чтобы на нашей советской земле хозяйничали немцы. И уж никак не допускал мысли, что в город его юности войдут фашисты, что они будут купаться в полноводной Оке, а школу, его любимую школу, превратят в казарму. Вот почему его так неодолимо тянуло иа фронт.

Но все его рапорты с просьбой послать в действующую армию возвращались с лаконичной резолюцией: "Откомандировать не представляется возможным". Он понимал, что работа лётчика - инструктора в училище почётна и ответственна, да и дело своё любил, вкладывал о него, как говорится, всю душу. Но всё же считал, что больше пользы он принесёт там, на фронте, где идут смертельные сражения за честь и независимость Отчизны.

Только в конце 1942 года была удовлетворена просьба сержанта Выборнова. Он получил предписание на Калининский фронт. Полк, в который прибыл Александр, имел уже немалый опыт воздушных боёв. Лётчики полка сбили более 100 самолётов противника. Только с 25 июля по 20 сентября ими были уничтожены 34 вражеские машины. У многих авиаторов на гимнастёрках поблескивали ордена и медали, как свидетельство их доблести и отваги. К тому же, ему явно повезло. Он попал в эскадрилью опытного комэска Николая Худякова, который был не только отличным воздушным бойцом, но и умелым воспитателем.

Принимая от Выборнова зачёт по технике пилотирования, комэск поздравил его тогда, крепко пожал руку, как бы утверждая, что из таких и получаются воздушные бойцы. А на подведении итогов дня поставил молодого лётчика в пример. Похвала командира ещё больше окрылила Выборнова, но он понимал, как много ему предстоит сделать, чтобы сравняться с видавшими виды боевыми однополчанами. Поэтому Александр много спрашивал, интересовался тактическими приёмами воздушного боя, прислушивался к советам бывалых воинов: Арсения Ворожейкина, Игоря Кустова, Андрея Боровых.

Правда, не все гладко получалось в боевой работе лётчика Выборнова. Были у него и неполадки, досадные промахи и упущения. Но он не падал духом, не поддавался панике и унынию, а упорно и настойчиво работал, искал причины своих неудач и делал должные выводы.

Однажды при вылете на прикрытие наших войск, действующих в районе Ржева, на их группу обрушилась шестёрка "Мессеров". Силы были неравные, но ведущий группы многоопытный ас Арсений Ворожейкин подал команду: "В атаку !"   Довольный предоставленной возможностью к действию, Выборнов, забыв свои функции ведомого, первым бросился на врага. Он метался в карусели ббя, поливая противника всей мощью огня. Однако выпущенные им снаряды не достигали цели.

На этот раз, как и прежде, Выборнов вернулся без единого патрона. Но поразить противника ему снова не удалось. Только умелые действия его ведущего Арсения Ворожейкина спасли тогда молодого неопытного лётчика от рокового исхода.

После разбора полётов Ворожейкин задержался с Выборновым. Разговор был долгий, откровенный. Затем, вооружившись макетами самолётов, Ворожейкин стал показывать Выборнову, в чём были его ошибки. Тут же объяснил, с какой дистанции и под каким ракурсом следует открывать огонь по вражескому самолёту, какое упреждение нужно брать при завершении атаки.

Своей беседой, строгими выводами Ворожейкин доказал, что для лётчика одной ненависти к врагу и желания уничтожить его - мало. Нужно в совершенстве владеть тактикой боя, мастерством воздушного бойца...

После этого случая Александр Выборнов словно преобразился. Он не paз летал на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на прикрытие наземных войск и всегда, слаженно действуя в составе группы, с успехом возвращался на свой аэродром. Уже в марте 1943 года он получил первую боевую награду - медаль "За боевые заслуги".

Шли дни. Повышалось мастерство молодого лётчика. С каждым вылетом у него словно подрастали крылья. Он добивался новых побед в воздушных боях. Однажды, сопровождая штурмовики, наши лётчики вступали в бой с большой группой "Мессеров". Бой был жарким. В одной из атак Выборнов увидел, как немецкий истребитель выскочил из облака и коршуном бросился на машину комэска Николая Худякова. Выборнов буквально в акробатическом броске преградил своим истребителем путь фашисту, но сам попал под его пулемётный огонь: немецкий пилот успел выпустить прицельную очередь по краснозвёздному "Яку". Выборнов скорее почувствовал, чем увидел, как огненная трасса впилась в его самолёт. Но он спокойно и уверенно отражал атаки врага.

Трудно сказать, что тогда помогло Выборнову довести израненную машину до своего аэродрома - мужество, воля к победе или безупречное мастерство. Но когда он приземлил самолёт, механик Николай Романов увидел зияющие дыры в плоскостях и центроплане, даже присел от удивления. Трудно было себе представить, как такой самолёт держался в воздухе.

13 июля 1943 года в составе группы из 8 "Яков", возглавляемых комэском Худяковым, Выборнов вылетел на прикрытие наших войск, действующих на Белгородском направлении. В районе Бродское - Шахово лётчики встретили до 40 немецких бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей.

По команде ведущего Выборнов ринулся в бой. Используя своё преимущество в высоте, он свалился на флагманскую машину. Небольшой доворот - и камуфлированное тело "Юнкерса" показалось в прицеле. "Теперь главное - выдержка и хладнокровие", - вспомнил Выборнов напутствие своего командира. И когда моторы вражеского самолёта вписались в сетку прицела, он энергично нажал на гашетки. Огненные трассы прошили левый двигатель. Бомбовоз неуклюже перевернулся в воздухе и, объятый пламенем, рухнул на землю.

- Молодец, Саша ! - не удержался от восторженной похвалы старший лейтенант Худяков. - Поздравляю с первой победой !

Воодушевлённый похвалой командира, Выборнов повторял одну атаку за другой. Без единой потери вернулась тогда группа Худякова, уничтожив 6 фашистских самолётов.

А на другой день, 14 июля, Александр Выборнов снова отличился, сбив в одном бою сразу 2 самолёта противника.

Вскоре комэск Худяков вылетел с восьмёркой "Яков" на прикрытие переднего края обороны. Своим ведомым он взял Выборнова. На земле командир эскадрильи тщательно изучил с подчинёнными особенности задания. Он вспомнил, как должен действовать каждый лётчик в случае появления вражеских истребителей, обратил особое внимание на необходимость бдительности в воздухе и взаимной выручки в бою. По сигналу с КП истребители взяли курс на цель.

Придя в заданный район, Выборнов первым увидел, как с запада надвигается целая стая вражеских бомбардировщиков, а над ними, словно осы, снуют самолёты прикрытия, и тут же доложил своему ведущему.

Несмотря на шестикратное численное превосходство противника, командир подал команду "В атаку!" и первым пошёл на врага, увлекая за собой подчинённых. От метких очередей наших лётчиков сразу же вспыхнуло 2 "Юнкерса", затем, оставляя дымный след, рухнул на землю Ме-109. Не ожидавшие такого натиска немцы на какое-то мгновенье растерялись. Но вскоре ринулись в атаку на краснозвёздные "Яки". Один из немецких пилотов решил зайти в хвост Выборнову. Разгадав смертельную опасность, Александр чётким маневром сделал переворот через крыло и сам оказался в хвосте "Мессера". Фашист попытался уйти с набором высоты, но на какой-то момент завис, а это и надо было Выборнову. Небольшой доворот - и противник в прицеле. Огненные трассы, посланные из пушек и пулемётов, и "Мессер", как подраненная птица, накренился на крыло, а затем спиралью пошёл к земле.

Накал боя нарастал. Наши лётчики усиливали атаки по врагу. Фашисты не торопились покидать поле боя. Одна из атак едве не стоила жизни Выборнову. Но потеряв 6 машин, немцы всё-таки прекратили бой и поспешили восвояси.

Вечером, когда над аэродромом смолк рокот моторов и был подведён итог очередного боевого дня, Александр, усевшись поближе к светильнику, сделанному из гильзы, решил написать письма в Каширу. Ему давно хотелось сообщить родным и близким о том, что наконец-то он на фронте, порадовать их своими первыми победами, но всё не было для этого времени. Выполняя обещание, данное учителям перед уходом в армию, теперь он сообщал им, как воюет, как помогают ему полученные в школе знания.

Вскоре однополчане поздравили Выборнова с первым офицерским званием, затем с повышением в должности. Ему доверили командовать звеном, а комсомольцы эскадрильи выбрали его своим вожаком. Облечённый таким высоким доверием, младший лейтенант Выборнов с утроенной энергией громил врага, словом и делом вродушевляя молодых воинов на ратные дела.

Однажды полк получил задание блокировать аэродром в районе Белгорода, с которого немцы совершали налёты на наши войска. Командир полка отчётливо понимал сложность этого задания. Дело в том, что немцы сосредоточили на подступах к аэродрому большое количество зенитных средств, кроме того, над аэродромом постоянно барражировали истребители противника. Однако приказ есть приказ. Посоветовавшись со своими заместителями, майор В. Василяка распорядился выделить для штурмового удара по аэродрому наиболее подготовленных лётчиков. Ударную группу было приказано возглавить младшему лейтенанту Выборнову, а группы прикрытия - Николаю Худякову и Михаилу Сачкову.

Погода была плохая, шёл дождь. С запада надвигались тёмные шапки облаков. Однако это не оказалось помехой для бывалых воздушных бойцов. Тщательно изучив задание, авиаторы повели свои "Яки" на заданную цель. Прикрываясь облаками, наши лётчики внезапно появились над фашистским аэродромом. Вражеские зенитки ударили лишь тогда, когда "Яки" звена Выборнова уже выходили из первой атаки. Над аэродромом поднялись столбы огня и дыма. Удачной оказалась и вторая атака. На опушке леса вспыхивали огромные костры. Горели вражеские машины.

Выполнив задание, лётчики взяли курс домой. Но не успели они отойти от цели, как снаряд немецкой зенитки угодил в самолёт лейтенанта Александра Тверякова. Оценив обстановку, командир звена Выборнов сразу же понял, что Тверяков не дотянет до своего аэродрома, и приказал ему садиться, хотя под ними была территория, занятая врагом. Пока лётчик искал выход из создавшегося положения, его краснозвёздный "Як" терял скорость, а с ней и высоту. Машина явно не подчинялась пилоту... А когда самолёт Тверякова запрыгал на бороздах перепаханного поля, Выборнов, не раздумывая, пошёл за ним на посадку и сел рядом с машиной Александра Тверякова. В считанные минуты Выборнов вытащил его из подбитого самолёта и на секунду остановился: куда же посадить товарища, ведь Як-9 одноместный ?

Решение было найдено: он выбросил из технического отсека своего самолёта все инструменты, заглушки и буквально втиснул туда раненого друга. Только ноги вошли не полностью, от колена торчали из отсека. В таком положении Выборнов стал разгонять самолёт по пашне. Взлётной скорости для отрыва от земли не хватает. К самолёту бегут немцы. Впереди близко граница леса: "Неужели всё ?" - подумал Александр. Но тут самолёт подбросило на очередной кочке, и он немножко задержался в воздухе. Выборнов проявил всё своё мастерство, весь накопленный опыт, удержал и выровнял машину в воздухе и взлетел. Так и прилетел к своим с товарищем в техотсеке и его торчащими наружу ногами...

Подвиг младшего лейтенанта Выборнова был высоко отмечен командованием 2-й Воздушной армии. Вскоре на груди молодого авиатора засиял ещё один боевой орден. А в армейской газете "Крылья победы" появилась заметка, в которой подробно рассказывалось о геройском поступке Александра Выборнова. Статья заканчивалась так: "Этот случай показывает, насколько высоко развито у отважного лётчика чувство товарищества, взаимовыручки в бою... Молодёжь гордится своим вожаком и примерным лётчиком".

Своё мастерство и отвагу воздушный воин особенно ярко продемонстрировал в небе Украины. По 4 - 5 вылетов в день делали советские летчики. Бывало, Выборнов в одном воздушном бою уничтожал по 2 самолёта противника.

Узнав о новых победах своего земляка, учащиеся каширской средней школы № 1 написали Выборнову тёплое письмо, которое заканчивалось словами: "У нас в школе вывешен Ваш портрет, а рядом с ним - фотография самолёта "Як", украшенного звёздочками по числу сбитых Вами вражеских машин".

В новый, 1944 год Выборнов вступил уже опытным воздушным бойцом. Вскоре ему доверили эскадрилью, присвоили очередное воинское звание. Теперь не только о нём, но и о лётчиках его подразделения ходила добрая слава как о мастерах воздушного боя, и всем было ясно, что основная заслуга в этом - Александра Выборнова, бесстрашного лётчика, умелого командира, неутомимого вожака молодёжи.

Однажды надо было произвести разведку вражеских войск, определить силы, которыми располагает враг для нанесения контрудара. По небу бродили пасмурые тучи, готовые разразиться дождём, дело шло к вечеру, вышестоящий штаб требовал вo что бы то ни стало представить необходимые разведданные. Хорошо зная способности многих лётчиков, командующий Воздушной армией С. А. Красовский приказал послать на разведку лётчика из эскадрильи Выборнова.

А.И.Выборнов

Комэск решил поручить это задание младшему лейтенанту А. Сирадзе, который отличался не только мужеством и мастерством лётчика - истребителя, но и природным талантом, воздушного следопыта. Тщательно проинструктировав подчинённого, Выборнов обратил его внимание на важность поставленной перед ним задачи. А вскоре после взлёта Сирадзе уже радировал первые данные.

Желая лично услышать доклад разведчика, генерал Красовсий прилетел в полк. А когда Сирадзе, возвратившись на аэродром, подробно доложил о результатах разведки, командующий горячо поздравил молодого воина с успехом, отметив его высокую боевую выучку. Приказом по армии Выборнову и Сирадзе было присвоено редкое тогда звание "Мастер воздушной радиосвязи".

С каждым днём росло боевое мастерство, а с ним слава отважного командира. Коммунисты полка приняли Александра Выборнова в свои ряды. С особой гордостью и восхищением следили за делами и подвигами своего земляка юноши и девушки города Каширы.

По почину тамбовских колхозников учащиеся школ Каширского района собрали 72 тысячи рублей на постройку боевого самолёта и просили передать его бывшему ученику каширской средней школы Александру Выборнову.

Як-9Д А.И.Выборнова

Именной истребитель Як-9Т Каширских школьников из состава 728-го ИАП,
на котором осенью 1944 года сражался старший лейтенант А. И. Выборнов.

И вот на аэродроме 728-го истребительного авиаполка Александру вручили боевой самолёт, на фюзеляже которого было начертано: "А. И. Выборнову от каширских школьников". Митинг открыл заместитель командира полка по политической части подполковник А. Клюев. Он сказал, что вручение именного самолёта боевому командиру Выборнову - большая честь для всего личного состава полка. Это обязывает авиаторов ещё крепче бить ненавистного врага.

Окрылённый доверием земляков, лейтенант Выборнов стал с ещё большей отвагой разить врага на земле и в воздухе. Он водил "Яковлевых" на прикрытие бомбардировщиков, патрулирование над передним краем наших войск, и всегда лётчики его группы показывали пример смелости и боевого мастерства.

Вручение именного Як-9 А.Выборнову.

В одном из боёв именной самолёт Выборнова был повреждён. При посадке на аэродроме не вышла стойка одного шасси. Командир даёт приказ подняться в воздух, бросить машину, прыгать с парашютом. Но как бросить почти новый именной самолёт, построенный на деньги, собранные детьми ?   Выборнов уходит на второй круг и решает садиться с креном. Так и сел на одно шасси и одно крыло. Во время торможения на взлётно - посадочной полосе его 3 раза "крутануло" и... самолёт пришлось списать.

Имя комэска Выборнова стало известно не только в Воздушной армии, но и далеко за её пределами. Ему писали со всех концов страны, его поздравляли, давали ему наказ ещё крепче бить врага.

А. И. Выборнов

К концу 1944 года почта Александра Выборнова не умещалась в его полевой сумке. Свыше 1 200 писем получил он. Самыми дорогими для него были поздравления от директора каширской средней школы Алексея Васильевича Бутузова и заведующей учебной частью Ольги Павловны Ярыгиной. Они писали ему о школе, о родном городе, о том, что молодёжь и все жители Каширы внимательно следят за славными делами земляка. А одно письмо заканчивалось такими бесхитростными и задушевными строчками:

Настанет день, и жить мы будем в мире,
и  вспоминать,  как  воевал  народ.
Как школьники из города Каширы
Вручили боевой вам самолёт.

Громи врага, наш командир крылатый,
круши фашистов, вступая в смертный бой.
Лети в Берлин за полною расплатой.
Мы все гордимся, Выборнов, тобой !

И Александр Выборнов направлял все свои силы, знания и боевое мастерство на разгром врага, на окончательную победу над врагом.

В победный 1945 год старший лейтенант Выборнов вступил признанным воздушным асом. На счету лётчиков его эскадрильи было уже свыше 70 уничтоженных в бою самолётов противника, а личный счёт Александра Выборнова приближался к двум десяткам.

Як-9Д А.И.Выборнова

Именной истребитель Як-9Т Каширских школьников из состава 728-го ИАП,
на котором осенью 1944 года сражался старший лейтенант А. И. Выборнов.

Бои шли на земле и в небе фашистской Германии. 3 февраля 1945 года Выборнов возглавил шестёрку "Яковлевых" на сопровождение бомбардировщиков Пе-2. В районе цели наши лётчики встретили большую группу "Фокке - Вульфов" и "Мессершмиттов". Несмотря на своё двукратное численное превосходство, немцы не выдержали натиска советских истребителей. Смелые атаки комэска Выборнова и его лётчиков ошеломили врага. Повторяя атаку за атакой, отважные соколы не давали фашистам принять боевой порядок.

А.И.Выборнов.

К маю 1945 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного Краснознамённого Шумского Кременецкого полка старший лейтенант А. И. Выборнов совершил около 200 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв и уничтожил 28 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные победы лётчика. ]

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

...В квартире генерала Выборнова есть старый альбом. Листая его страницы, он пристально рассматривает каждую фотографию. Перед глазами заново проплывают фронтовые дороги, полевые аэродромы, лица однополчан. Вот фото, где запечатлены наши отважные лётчики - Герои Советского Союза Сергей Лазарев и Игорь Кустов. Наплывают воспоминания об их первых боях и победах, о том, как смело и решительно они вступали в бои с превосходящими силами противника, выигрывая схватку за схваткой. Но их нет. Им не суждено было дожить до Дня Великой Победы, они погибли смертью храбрых, защищая Родину.

На другом снимке авиаторы поздравляют Александра Выборнова с первой победой, которую он одержал на именном самолёте "От каширских школьников". А вот боевые командиры и наставники Выборнова - Николай Худяков, Михаил Сачков, Арсений Ворожейкин. На груди первых двух по "Золотой Звезде" Героя Советского Союза. А у Арсения Васильевича Ворожейкина - две медали Героя.

Обложка книги А.И.Выборнова.

Затем идут фотографии послевоенных лет. Их много. На одной из них - бывший командующий 2-й Воздушной армией маршал авиации С. А. Красовский, рядом с ним генерал Выборнов. По их лицам видно что они вспоминают о чём-то важном, интересном. Рядом с ними стоят лётчик Гражданской Авиации с орденом Дружбы Народов на лацкане тужурки - Николай Севастьянов и, теперь учитель, а в прошлом отважный разведчик, Александр Сирадзе. Это они сфотографировались недавно, на встрече ветеранов 2-й Воздушной армии.

А дальше - фото двух молодцеватых лётчиков. Один из них в форме старшего лейтенанта ВВС, а другой - пилота Гражданской Авиации. Это его смена, сыновья Александр и Павел. Они закончили лётные школы и теперь каждый трудится на благо Родины: Шура служит в одной из строевых частей, а Павел бороздит воздушные просторы в далёкой Якутии. Что ж, это вполне закономерно: дети отважного сокола тоже стали соколами...

Особое место в жизни Александра Ивановича занимает литературное творчество. Он - автор книг: "Лётчик всегда в боевой готовности" и "Воспоминание о пройденном пути". Его перу принадлежат около сотни статей, опубликованных в различных газетах и журналах. Он активно работает в международном ветеранском движении. По приглашению лётчиков - ветеранов США дважды побывал в этой стране, делился там своим боевым опытом и воспоминаниями о былом. Александр Иванович принят в Международный клуб "Красные орлы". За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу в авиации Александру Ивановичу присвоено звание "Заслуженный военный лётчик СССР".

*     *     *

Список известных побед старшего лейтенанта А. И. Выборнова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
114.07.1943 г.1  Ju-87ПрохоровкаИ-16, Як-7, Як-9.
21  Ме-109Иваново
316.07.1943 г.1  Ме-109Шахово
407.08.1943 г.1  Ме-109Тростянец
512.08.1943 г.1  Ju-87Максимовка
61  Ме-109Богодухов
726.08.1943 г.1  FW-190Корниловка
809.09.1943 г.1  Ju-87Большая Павловка
911.09.1943 г.1  Ju-87северо - восточнее Красные Луки
101  Ju-87Порятовщина
1125.09.1943 г.1  Ме-109северо - восточнее Гусенцы
1211.10.1943 г.1  Ju-87Пилява
1320.10.1943 г.1  FW-190западнее Вышгород
1403.11.1943 г.1  Ju-87Пуща Водица
1514.07.1944 г.1  FW-190юго - западнее Золочев
1616.07.1944 г.1  Ме-109район Львова
1720.07.1944 г.1  Ме-109северо - восточнее Львова
1822.07.1944 г.1  Ме-109северо - восточнее Стрый
1916.09.1944 г.1  FW-190юго - западнее Гыров
2003.02.1945 г.1  FW-190западнее Бугомле
2122.03.1945 г.1  FW-190Леобшюц
2222.04.1945 г.1  FW-190восточнее Райхенбах

      Всего сбитых самолётов - 22 + 0;  боевых вылетов - 190;   воздушных боёв - 42.




Воздушный ас - Александр Выборнов

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz