Авиация генерала А.А.Власова. Часть 3 - Красные соколы: русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Авиация генерала А. А. Власова  ( часть 3 )

Сведения об участии в боях "соколов Мальцева" весьма скупы. За считанные недели до конца войны было не до оформления донесений и рапортов, а немногие свидетельства были утрачены в суматохе. Фактически известно лишь, что боевые вылеты истребителей и штурмовиков против наступающих частей Красной Армии имели место, но изменить ход событий и они уже не могли. Было безнадёжно поздно.

Ju-87D 2-й штурмовой эскадрильи РОА.

Экипаж 2-й штурмовой эскадрильи авиации РОА перед вылетом, 1945 год.

О сдаче в плен советским войскам не хотелось и думать - для всякого было очевидным, что разговор будет короток. 15 апреля 1945 года Власов сообщил Мальцеву, что собирается выводить свои воинские формирования навстречу американцам в надежде выговорить приемлемые условия капитуляции. ВВС РОА следовало в течение 3-х дней осуществить переброску своих частей на подходящие аэродромы и сдать машины Ашенбреннеру.

Hемецкие лётчики сдаваться не собирались, продолжая сражаться с отчаянием обречённых. Люфтваффе ещё могла наносить чувствительные удары, отражая союзнический налет 19 апреля, их истребители сбили над Чехией 5 "крепостей", через неделю жертвой одной их атаки под Коттбугом стали 6 советских штурмовиков. Схватки в воздухе продолжались едва ли не до последних минут войны. Hапример, свою последнюю победу майор Эрик Хартманн одержал утром 8 мая, сбив над Брно истребитель Як-3.

Истребитель Ме-262

Немецкий реактивный Ме-262 из 3-й разведывательной эскадрильи РОА, весна 1945 года.

Hо превосходство союзников, ставших полновластными хозяевами неба, было подавляющим и устоять немцам не помогла даже реактивная техника, сосредоточенная в эти дни на чешских аэродромах близ баз РОА. Только за 16 апреля над этими местами были сбиты 7 Ме-262, а через 3 дня прямо над Прагой американские "Мустанги" устроили ещё одно побоище, расстреляв 6 реактивных "Мессеров".

Hаблюдая агонию Люфтваффе, лётчики РОА сошлись на том, что перегон своих машин на Запад будет подобен самоубийству: их неминуемо перехватят господствующие в воздухе союзники, а уцелевших при попытке сесть на американские аэродромы встретит плотный огонь зенитчиков. 20 апреля части ВВС РОА из Хеба и Марианске Лазне, находившиеся неподалеку от линии продвижения американцев, пешком направились на юг, оставив технику и самолёты на базах. Одному экипажу всё же удалось подняться в воздух, намереваясь улететь к англичанам, но его судьба так и осталась неизвестной...

23 апреля к американцам отправился посланник Ашенбреннера Капитан Теодор Оберлендер  ( Oberlander ), также занимавшийся прежде "русским вопросом". Ему удалось выйти на начштаба XII-го корпуса 3-й американской армии Бригадного генерала Ральфа Канаяна, но тот потребовал встречи с руководителями власовцев. Вскоре американцы увидели рослого лётчика в голубом комбинезоне, без знаков различия, с автоматом на груди и в фуражке с русской трёхцветной кокардой и золотым шнуром - единственным знаком его генеральского чина.

Вместе с Мальцевым приехал и Ашенбреннер. Условия американцев оказались для них не очень утешительными: Бригадный генерал не имел полномочий вести речь о предоставлении политического убежища без санкции президента или Конгресса и предложил им сдаваться под свое личное обещание не выдать их советским представителям. Мальцеву и его офицерам не оставалось ничего другого, как принять эти гарантии, надеясь на зреющие противоречия между союзниками.

27 апреля части ВВС РОА на дороге между Цвизелем и Регенсбургом начали сдавать оружие, переходя в плен к американцам. Мальцев успел ещё связаться с Власовым, предложив ему перелететь в нейтральную страну, Испанию или Португалию, где тот мог бы укрыться. К вылету был подготовлен Fi-156 "Шторх" капитана Антилевского, но Власов отверг эту мысль, сочтя невозможным покинуть свою армию в тяжелейшую минуту.

Крах всех надежд...

Оставшиеся в Hемецком Броде русские лётчики продолжали боевые вылеты вплоть до первых чисел мая. В эти дни солдаты 1-й пехотной дивизии РОА приняли окончательное решение и выступили на стороне восставших жителей Праги. Участвуя в уличных боях плечом к плечу с горожанами, части РОА блокировали и крупнейший в Чехии аэродром Рузин, заставив немцев прекратить вылеты с него и не допустив бомбардировок и разрушения Люфтваффе Праги, хотя несколько вылетов немецкие лётчики всё же совершили, нанеся тяжёлые потери восставшим. Их действия незамедлили сказаться на отношениях авиаторов РОА с соседями - немцами, переставшими доверять "коварным русским". После шумного разрыва со вчерашними партнёрами, те бросили свои машины на аэродроме, сожгли запасы бензина и двинулись, куда глаза глядят. Большинство из них попали в плен советским войскам, но один из лётчиков всё же решился взлететь и покинул аэродром в неизвестном направлении.

Hе все из сдавшихся американцам разделяли надежды Мальцева. Перед самым разоружением исчезли трое бывших белоэмигрантов, имевших некоторый опыт в таких делах и решивших полагаться на свою удачу. Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба, майоров Климова и Альбова, так и не отыскались. Антилевскому, по некоторым источникам, удалось улететь и добраться до Испании, где он, по справкам продолжавших искать его "органов", был замечен уже в 1970-х годах. Хотя он и был приговорён заочно к смертной казни решением суда МВО сразу после войны, ещё 5 лет за ним сохранялось звание Героя Советского Союза, и только летом 1950 года спохватившиеся власти заочно лишили его этой награды.

Остальных американцы разоружили, отделили солдат от офицеров и распределили по трём лагерям. Их ожидали разные судьбы. Первую группу из 200 человек, в которой оказались офицеры полка, истребительная эскадрилья и часть десантников вывезли в лагерь вблизи французского Шербура. Сюда попали Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени майор Бычков и майор Тарновский, последний, как эмигрант не подлежавший выдаче, имел возможность остаться в Европе, но отказался, предпочтя разделить судьбу товарищей. В октябре 1945 года всех их выдали советским представителям.

Вторая группа численностью 1600 человек была помещена в лагерь у Регенсбурга и судьба оказавшихся там так и осталась неясной. Большинство же, 3000 человек, американцы интернировали в Шамо и сохранили от репатриации в Советский Союз. Тем самым значительной части авиаторов РОА посчастливилось избежать участи, постигшей солдат пехотных дивизий Власова, многие из которых кончали жизнь самоубийством, чтобы избежать возвращения на Родину, где офицеров ждал расстрел, а рядовых - выдаваемые "под гребенку" от 15 до 25 лет лагерей, позже многие из тех, кому удалось уцелеть в гулаговских жерновах получили по второму сроку, по окончании которого им запрещалось жить в европейской части СССР и крупных городах...

В это самое время оказавшийся в нашем плену командир 52-й истребительной эскадры полковник Герман Граф из лагеря обратился к советским властям с письмом. Известнейший ас, имевший на счету 202 победы, ещё до войны вступивший в нацистскую партию, заявлял: "Я рад, что нахожусь в русском плену... Теперь я имею только одно желание: летать в составе советских ВВС, хотя бы в звании подполковника". Пожелания Графа не исполнились, но через несколько лет он благополучно убыл домой. Доля пилотов из авиации РОА складывалась иначе.

Генерал - майор Мальцев был взят в плен частями 3-й американской армии в Бад Тольце и доставлен в лагерь военнопленных Оберусель под Франкфуртом - на - Майне. Затем его перевезли в лагерь для немецких генералов в Шербуре. Там Мальцева отыскало HКВД после чего в августе 1945 года последовал запрос о выдаче. Hе без сомнений американцы запрос удовлетворили и под конвоем генерала переправили в Богардо под Парижем, где находился собственный экстерриториальный лагерь HКВД, в который собирали со всей Европы подлежащих доставке на родину. Там он дважды пытался покончить с собой, перерезав вены, но оба раза ему спасали жизнь - командующего ВВС РОА берегли для большого процесса над высшими чинами власовской армии.

В последний раз генерал - майору Мальцеву довелось подняться в воздух осенью 1945 года, когда специально прилетевший "Дуглас" доставил его в Москву. 1 августа 1946 года трибунал осудил на смерть 12 бывших генералов и полковников Красной Армии, служивших РОА. Осуждённых повесили, отказав им в солдатской смерти от пули. Среди казненных был и Мальцев. Единственный из всех, он не просил о помиловании и не каялся, в последнем слове напомнив трибуналу о 1938-м годе, подорвавшем его веру в Советскую власть.

Казнён был и майор Бычков, Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени, так и отправившийся на эшафот со званием Героя - Указ о лишении его этого звания последовал посмертно, только 23 марта 1947 года.

*     *     *

Кто были эти люди, в водовороте мировой войны обреченные искать выбор между Сталиным и Гитлером, брошенные Родиной и сменившие врагов и друзей - дети своей страны или изменники, добровольцы или предатели ?   Из сегодняшнего далека автору не хотелось бы судить об этом, благодаря бога за то, что он избавлен от необходимости такого выбора. В любом случае с предельной ясностью и невероятной честностью итог подвёл Александр Солженицын в "Архипелаге Гулаг": "Эта война снова доказала нам, что хуже всего на свете быть русским..."

НазадЛиния

( Из материалов журнала "История Авиации", № 2, 2000 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz