Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Недбайло Анатолий Константинович

А.К.Недбайло

Родился 28 Января 1923 года в городе Изюм Харьковской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны. С Марта 1943 года Младший лейтенант А. К. Недбайло в действующей армии. Сражался на Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Был пилотом, командиром звена, эскадрильи, полка. Участвовал в боях на реке Миус и Днепр, в штурмовке и бомбардировке вражеских войск около Орши, Толочина, в Минском "котле", в Прибалтике, Восточной Пруссии.

К Октябрю 1944 года командир эскадрильи 75-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  Гвардии капитан А. К. Недбайло совершил 130 боевых вылетов, нанёс противнику большие потери в живой силе и технике.

19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В последующих боях, к Апрелю 1945 года, совершил ещё 89 успешных боевых вылетов.

29 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны был на преподавательской и руководящей работе в военно - учебных заведениях ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1983 года Генерал - майор авиации А. К. Недбайло - в запасе. Автор книг - "Под крыльями родная земля" и "В Гвардейской семье".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й степени; медалями. Бронзовый бюст установлен на родине Героя.

*     *     *

В грозном 1941 году 18-летний комсомолец Анатолий Недбайло стал курсантом Ворошиловградской военно - авиационной школы пилотов. Учёба шла по сокращённой программе военного времени, но курсантам хотелось, чтобы её ещё сжали, чтобы скорее попасть на фронт. Рвался в небо, в бой и самый молодой в своей учебной группе курсант Анатолий Недбайло.

Наконец пришёл день окончания школы, а затем и долгожданный день первого боевого вылета. Это было в Июне 1943 года. Наши войска громили тогда немецкие войска на Северском Донце и реке Миус. Лётчик 3-й эскадрильи 75-го Гвардейского штурмового авиационного полка Анатолий Недбайло поднял в небо свой самолёт, чтобы выполнить первое боевое задание.

Группа бронированных Ил-2, или как иначе их называли "летающих танков", среди которых находился и самолёт Младшего лейтенанта Недбайло, взяла курс на цель. Им предстояло нанести удар по сосредоточению войск противника в районе железнодорожной станции Софинобродска. Когда наши самолёты выполнили боевую задачу и возвращались на свой аэродром, появилась большая группа фашистских истребителей. Завязалась ожесточённая схватка. Боевое крещение у Недбайло оказалось очень трудным, его самолёт был повреждён. Осколок пробил маслорадиатор, и мотор штурмовика загорелся. Только большая сила воли, собранность помогли Недбайло дотянуть до линии фронта и посадить горящую машину на своём аэродроме.

На разборе первого боевого вылета Младшего лейтенанта Недбайло командир полка майор Ляховский указал па его тактическую ошибку, но одновременно отметил отличные боевые и волевые качества молодого лётчика, объявил ему благодарность.

Познав горечь поражения, он приобрёл нечто такое, без чего не может быть настоящего воздушного бойца: выдержку и настойчивость в достижении цели. И на той же реке Миус он впервые проявил качества опытного боевого лётчика.

Перед штурмовиками была поставлена задача: возвести дымовую завесу на участке, где предполагалось форсировать реку. Выполнение её возлагалось на звено Ил-2, летевших без истребительного прикрытия. Сложность задания была очевидна: пилотам предстояло промчаться возле самых позиций противника на высоте 20 - 30 метров под огнём всех видов оружия.

Группу вёл опытный пилот Э. Бикбулатов. Его план был таков: скрытно выйти в заданный район, за 15 км от цели перейти на бреющий полёт, над вражеским берегом "горкой" набрать высоту до 200 метров и начать работу по установке дымовой завесы... Задание было выполнено блестяще. Все лётчики группы, в том числе и Анатолий Недбайло, были награждены орденами Красной Звезды. Это была первая боевая награда молодого лётчика.

15 Августа 1943 года Недбайло впервые вылетел на штурмовку вражеского аэродрома в районе Кутейниково. Здесь противник сосредоточил около 80 самолётов. 18 наших "Илов" нанесли удар по этому аэродрому. Анатолий действовал в 3-й шестёрке замыкающим. Прорвавшись к вражескому аэродрому, штурмовики один за другим пикировали и метким огнём поливали самолёты противника.

При отходе от цели, группа была атакована истребителями противника. Воздушный стрелок А. Малюк мужественно отбивал их атаки. Несмотря на то что штурмовик Недбайло получил серьёзные повреждения, пилот сумел довести его до своего аэродрома.

Анатолий Недбайло внимательно присматривался к действиям уже опытных лётчиков. Охотно действовал вместе с ними в воздушных боях против вражеских бомбардировщиков, летал в разведку, топил вражеские корабли в Чёрном море.

Молодой лётчик быстро освоился и стал нещадно громить врага на земле и... в небе !   Однажды Недбайло вылетел на боевое задание в составе группы, ведомой опытным командиром С. Прутковым. Выполнив задание, ведущий заметил неприятельские бомбардировщики Ju-88, летевшие в направлении наших войск. Прутков решил атаковать врага. В этом необычном для штурмовиков бою наши лётчики сбили 6 немецких машин. А на следующий день Недбайло уже лично сбил в воздушном бою бомбардировщик Ju-87, а его стрелок - ещё один.

В каждом боевом вылете Недбайло старался выбрать из многочисленных и разнообразных приёмов ведения боя такой, который поставил бы противника в трудное положение и обеспечил победу нашим лётчикам.

Особенно многому научился Недбайло в боях на реке Молочной и за освобождение Крыма.

Оборонительный рубеж на реке Молочной немцы называли "восточными воротами Крыма". Осенью 1943 года здесь разгорелись ожесточённые бои. Тогда Лейтенант А. Недбайло уже был старшим летчиком, действовал ведущим звена штурмовиков. Приходилось отвечать не только за себя, но и за ведомых. На реке Молочной один из боевых полетов на штурмовку танковой колонны врага чуть не закончился для лётчика трагически.

Увлекшись атакой, Недбайло не заметил, как машину прошила огненная трасса. Самолёт начал терять скорость и высоту. В кабине стало тяжело дышать. До земли оставалось 100 метров. "Придётся садиться у немцев, - подумал Недбайло. - Неужели плен ?   Нет. Лучше смерть !"

С большим трудом посадил он самолёт. К счастью, вокруг никого не было. Осмотрев мотор, лётчик обнаружил пробоину от бронебойного снаряда. Осколком была выведена из строя труба, по которой подавалась вода из радиатора в левый блок мотора. Было ясно - нужен ремонт. Недбайло решил наложить бандаж на повреждённую трубу. Стрелку Антону Малюку он приказал установить на земле пулемёт и быть готовым к приходу нежданных гостей.

"Гости" не заставили себя долго ждать. К месту вынужденной посадки мчался мотоцикл с 3 фашистами. Малюк дал длинную очередь из крупнокалиберного пулемёта. Враги остались лежать за сотню метров от подбитого штурмовика. Бандаж к тому времени наложили, и можно было взлететь, но в радиаторе не оказалось воды. Выручили ребята из близлежащей деревни. Они притащили 4 ведра воды. Штурмовик взлетел, взяв курс к своему переднему краю. Но до аэродрома машина из-за неисправности не дотянула. Пришлось посадить её в поле, недалеко от своего переднего края. Лётчик и стрелок спаслись, а самолёт погиб. Разорвавшаяся вражеская мина подожгла его. "Нас выручил, - вспоминает А. К. Недбайло, - а сам погиб как герой".

Ил-2 Анатолия Недбайло.

Сохранившиеся архивные документы военных лет рассказывают о боевых вылетах Недбайло в районе Херсона. Вот один из этих эпизодов.

Группа штурмовиков вылетела, чтобы нанести удар по самолётам противника на аэродроме вблизи Херсона. Ведущим в группе был Анатолий Недбайло. Фашисты прикрывали аэродром сильным зенитным огнём, и лётчик решил нанести удар внезапно. Отказавшись от обычной лобовой атаки, идя на бреющем полёте над морем, штурмовики вышли на цель. Потом, резко набрав высоту, самолёты появились в тылу у противника. Перестроившись из боевого порядка "клин" в боевой порядок "змейка" и маневрируя среди зенитных разрывов, штурмовики обрушили весь свой огонь на вражеские самолёты. Советские лётчики заходили на цель 8 раз. Много машин недосчитались враги после этого налёта. Наши лётчики вернулись на аэродром в полном составе.

Во время одного из боевых вылетов группа, которую вёл Недбайло, атаковала и потопила вражеский корабль в северной бухте Севастополя.

В Мае 1944 года Анатолий, которому в Январе исполнился 21 год, уже командовал эскадрильей в родном 75-м Гвардейском штурмовом авиаполку. Его эскадрилья была одной из лучших в 1-й Воздушной армии: 6 пилотов стали к концу войны Героями Советского Союза.

Большую помощь оказала эскадрилья Недбайло наземным войскам 3-го Белорусского фронта в разгроме группировки противника в районе Минска. На земле Белоруссии нашли свою могилу от огня советских штурмовиков тысячи врагов, были уничтожены десятки танков, автомашин, железнодорожных эшелонов, орудий и другой военной техники.

Значительный урон нанесла противнику эскадрилья Недбайло летом 1944 года на реке Свислочь. Взятые в плен в этом районе фашисты рассказывали, что наибольшие потери наносили им советские штурмовики, которых они прозвали "чёрная смерть".

Однажды под Волковысском в направлении КП фронта прорвались 23 вражеских танка. Шесть экипажей из эскадрильи Недбайло на закате были подняты по тревоге. Вёл их сам комэск. Несколько заходов сделали штурмовики на цель. 12 танков были уничтожены, 5 повреждены, остальные повернули назад. На аэродром пришлось возвращаться уже затемно. Опыта ночной посадки у пилотов не было, поэтому им приказали покинуть самолёты на парашютах.

Но как можно бросить исправные штурмовики ?   Недбайло решил рискнуть и попросил обозначить место посадки кострами. Первым с трудом зашёл и сел !   Затем, управляя группой по радио, посадил и остальные самолёты. За успешное выполнение боевой задачи и благополучную ночную посадку группы Гвардии капитан А. К. Недбайло был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Много времени уделял Недбайло поиску новых тактических приёмов ведения воздушного боя. И эти раздумья принесли свои плоды. В одном из боевых вылетов, когда Анатолий был ведущим, ему после атаки удалось перестроить свою группу так быстро, что противник, не успев опомниться, вместо "круга" увидел "пеленг", уходящий на свою территорию. Попробовали было немецкие пилоты обрушиться на штурмовиков, но потеряли один самолёт и отказались от преследования.

...Наши войска наступали по литовской земле. Продвигались быстро и, чтобы не было задержек, штурмовикам приходилось делать по несколько вылетов в день. Они громили артиллерийские батареи, подавляли сильно укреплённые узлы сопротивления, штурмовали вражескую пехоту. Были дни, когда в воздухе не появлялось ни одного вражеского истребителя, и тогда "Илы" чувствовали себя хозяевами положения. Но так было не всегда.

Однажды Недбайло вёл группу из 6 "Ильюшиных", которых сопровождали 4 истребителя. Задача была обычная: уничтожить артиллерийские позиции врага в 2-х километрах западнее Вилковишки. Однако уже в воздухе пришло распоряжение с земли: указанную ранее цель не штурмовать, а выйти на юго - восточную окраину города и ударить по вражеским танкам. Анатолий быстро нашёл новую цель и уже собирался отдать команду о начале атаки, как вдруг в наушниках шлемофона ясно прозвучали слова о грозящей им опасности, переданные с наземного пункта наведения:

- Вас атакуют 12 истребителей. Будьте внимательней !

Недбайло внимательно оглядел воздушное пространство. Действительно, со стороны солнца прямо на них мчалась группа FW-190. Вражеские истребители росли на глазах. Анатолий знал, что воздушные стрелки уже изготовились к отражению атаки и, как только позволит дистанция, откроют огонь.

Однако замысел противника был иной. Прежде всего они обрушились на истребителей, на четвёрку "Яков", летевших несколько выше штурмовиков. "Фоккеры" попытались оторвать группу прикрытия от "Илов" и сковать её боем. Частично это им удалось. Недбайло увидел, как 2 пары FW-190 связали боем "Яков". Остальные "Фоккеры" стремительно приближались к шестёрке Ил-2. Прошла секунда, другая. И вдруг, словно по команде, открыли огонь воздушные стрелки всех 6 самолётов. Огонь был настолько сильным, что вражеские истребители тотчас отвалили в сторону.

Первая атака была отражена. Но что теперь предпримет противник, чтобы, используя своё численное преимущество, не допустить штурмовиков к цели ?

Противник пошёл на новую хитрость. Четвёрка продолжала сковывать боем наших истребителей. Вторая четвёрка ушла в сторону солнца, видимо, желая выбрать новый удачный момент для атаки. Третья четвёрка FW-190 разбилась на пары и заняла исходную позицию для атаки сверху и снизу оборонительного круга штурмовиков. В тот же миг обе эти пары, заметив разрыв между самолётом Недбайло и замыкающим круг "Илом", набросились на последний.

Но не скованная боем пара "Яков" решительно пошла в атаку на двух нижних FW-190. И тут же ведущий немецкий самолёт вспыхнул, так и не успев открыть огонь по штурмовикам.

В тот же самый миг произошли удивительные события. Наблюдающие за боем с земли увидели, как почти одновременно были сражены 3 вражеских самолёта. Кто же сбил ещё 2 ?

Ведущего верхней пары поджёг Недбайло. Он выпустил по нему сразу 4 реактивных снаряда. Разгадав хитрость врагов, он специально создал разрыв между самолётами, летящими по кругу, и, когда верхняя вражеская пара стала приближаться к штурмовику, летящему впереди, Анатолий направил свой самолёт на ведущего и выпустил снаряды. Почти одновременно стрелок - радист его самолёта открыл огонь по ведомому нижней пары.

Бой штурмовика с истребителями

Все 3 вражеских самолёта рухнули на землю. Вторая атака врага захлебнулась в огне наших истребителей и штурмовиков. Потеряв 3 машины, противник больше в бой не вступал. "Фоккеры" оставили штурмовиков в покое и скрылись вдали, за линией фронта.

Но штурмовики ещё не выполнили поставленной перед ними боевой задачи. Настало самое подходящее время это сделать. Недбайло отдал команду к атаке и первым перешёл в пикирование на вражеские танки. Снова заработали пушки, и на голову врага посыпались противотанковые бомбы.

Когда все боеприпасы, предназначенные для наземных целей, были израсходованы, с запада появилась группа немецких истребителей Ме-109. Недбайло немедленно подал команду приготовиться к бою. И как только он стал имитировать новую атаку, его ведомые все вдруг развернулись и чётко перестроились в новый боевой порядок. Это был один из весьма эффективных боевых приёмов, разработанный Анатолием Недбайло. Немецкие лётчики сочли за лучшее не вступать в бой со штурмовиками и удалились.

Так закончился этот трудный боевой вылет. А сколько их всего на счету лётчика - штурмовика Анатолия Константиновича Недбайло !   И в каждом проявились выдержка и настойчивость, лётное мастерство и высокие командирские качества.

К концу 1944 года на боевом счету Анатолия Недбайло было 130 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку опорных пунктов, огневых позиций, скоплений войск и техники врага. Командованием полка и дивизии он был представлен к высшей степени отличия.

А.К.Недбайло

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Апреля 1945 года отважному летчику присвоено высокое звание Героя Советского Союза. На его груди рядом с 6 боевыми наградами засияли орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".

На заключительном этапе войны Недбайло совершил ещё 89 успешных боевых вылетов. Он участвовал н разгроме немецких войск и районе города Кёнигсберга. Здесь лётчик вывел из строя 63 вражеских танка, 100 автомашин, 5 паровозов, 60 вагонов, более 70 артиллерийских орудий противника и другой военной техники.

Однажды Недбайло решил подвести итог своей боевой работы за один год войны. Оказалось, что с 1943 по 1944 год он 100 раз вылетал на боевые задания, выпустил по врагу 800 реактивных снарядов, около 40 000 пушечных снарядов, 150 000 пуль из ШКАСов, сбросил на неприятельские позиции более 50 000 кг бомб. В результате Недбайло уничтожил 5 вражеских самолётов в воздухе и 17 на земле, сжёг 30 автомашин, 16 танков и самоходок, разбил десяток железнодорожных вагонов. При заходах на цель его штурмовик подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей. Более 300 солдат и офицеров врага было уничтожено огнём его красноносого Ил-2.

219 успешных боевых вылетов совершил за годы войны отважный лётчик. Воевал в небе Крыма, Белоруссии, Литвы. Был ранен, горел. Но через все испытания прошёл и выжил.

Родина высоко оценила отвагу и мужество пилота. За новые ратные подвиги, совершённые в последние дни войны, Гвардии старший лейтенант Анатолий Константинович Недбайло Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 29 Июня 1945 года был удостоен второй "Золотой Звезды". Ему было тогда 22 года.

В послевоенные годы Гвардии полковник А. К. Недбайло окончил Военно - Воздушную Краснознамённую академию и ещё многие годы продолжал службу в ВВС страны, передавыя свой богатый боевой опыт поколению молодых авиаторов. Оба сына отважного лётчика пошли дорогой родителей - они тоже военные авиаторы.

*     *     *

Оборонительный воздушный бой штурмовиков.

А.К.Недбайло

Выполняя боевое задание группой штурмовиков в составе 6 Ил-2 под прикрытием 4 Як-9 в районе местечка Вилкавишки  ( Литва, 1944 год ), мы были атакованы истребителями противника. Подходя к линии фронта, в 45 км я свою группу из "клина" шестёрки перестроил в боевой порядок правый "пеленг" и связался со станцией наведения для получения разрешения работать по заданной цели   ( уничтожить артиллерийские позиции в 2 км западнее Вилкавишки ). Станция наведения перенацелила мою группу на юго - восточную окраину Вилкавишки, где противник сосредоточил большое количество танков для атаки наших позиций.

Определив линию фронта на местности и отыскав заданную станцией наведения цель, я перестроил свою группу в боевой порядок "круг". Неожиданно станция наведения передает: "Вас атакуют прикрывающие противника 12 истребителей FW-190, будьте внимательны".

Я дублирую по радио своим ведомым и передаю истребителям прикрытия: "Веду оборонительный бой в боевом порядке "круг".

Истребители противника набросились на истребителей прикрытия, пытаясь оторвать их от штурмовиков и сковать боем. Это им наполовину удалось. Две пары FW-190 завязали бой с парой Як-9, а 8 FW-190 пыталась рассеять мою группу. Но видя, что группа шла компактно и подойти для атаки очень трудно, противник пошёл на хитрость, которая заключалась в следующем: пока пара Як-9 была скована четвёркой FW-190, две пары пошли на риск, то есть, уловив момент разрыва в "кругу", атаковали моего последнего ведомого парой сверху и парой снизу, пользуясь временным разрывом между моим ведомым и мною.

Как только истребители противника заняли исходное положение для захода в атаку, ведущий моего прикрытия их заметил и решил атаковать нижнюю пару. В результате атаки был сбит ведущий пары истребителей противника, а его ведомый - сбит моим стрелком. За несколько секунд перед этим мною был сбит серией из 4-х "PС-130" ведущий верхней пары истребителей противника.

Ещё перед вылетом, на земле, мы договорились с истребителями прикрытия: при атаке истребителей противника группе штурмовиков ходить в одном направлении "круга", а истребителям прикрытия - в обратном направлении, что мы и делали.

FW-190, видя безуспешность своих атак, ушли в направлении своей территории. Когда к моей группе подошла вторая пара моего прикрытия, я решил выполнить задание станции нанедения. Выполнив его, я в воздухе получил благодарность и начал собирать группу. В момент сбора группы появилась вторая группа истребителей в количестве 14 Ме-109. применяя свой метод сбора группы, я произвёл его быстро. Истребители противника прошли стороной и не пытались атаковать нас. Я со своей группой под прикрытием 4 Як-9 возвратился на свой аэродром без потерь.

Таким образом, в результате воздушного боя было сбито 3 истребителя противника.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )



Рождение боевого приёма.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz