КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Прокопенко Фёдор Фёдорович |
Родился в 1916 году. В 1933 году окончил Тайгинский аэроклуб, в 1936 году - Ульяновскую школу лётчиков - инструкторов Осоавиахима. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 окончил Качинскую Краснознамённую военную авиашколу им. тов. Мясникова. Служил лётчиком - инструктором в Ульяновской авиационной школе, в аэроклубах Великих Лук и Подольска. С Июня 1941 года Лейтенант Ф. Ф. Прокопенко в действующей армии. Совершил 10 боевых вылетов составе ПВО Севастопольского оборонительного района. С Июля 1942 года в 434-м (с 21 Ноября 1942 года - 32-м Гвардейском) ИАП. Выполнил 126 боевых вылетов, сбил 16 самолётов противника. В 1943 году получил тяжёлые травмы во время вынужденной посадки на повреждённом в бою самолёте. Затем летал на По-2. С 1944 года - старший штурман 3-й Гвардейской ИАД. С 1945 года - в запасе. Работал начальником Подольского аэроклуба, а затем заместителем начальника Управления авиации Министерства лесного хозяйства СССР. В 1949 году вновь призван в армию. Служил в отделе боевой подготовки ВВС Московского военного округа. С 1950 года - инспектор Управления боевой подготовки ВВС. С появлением Ми-1 стал одним из первых вертолётчиков страны. В 1952 - 1955 годах был начальником начальник вертолётного Центра ВВС в Тёплом Стане. В 1956 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной академии. Всего освоил более 50 типов летательных аппаратов. С 1976 года Гвардии полковник Ф. Ф. Прокопенко - в запасе. Работал в МВЗ имени М. Л. Миля. Заслуженный военный лётчик СССР (1967 год). Умер 3 Сентября 2007 года. 27 Марта 1996 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями. Фёдор Прокопенко родился 5 Июня 1916 года в городе Мариинске Кемеровской области. Отец - Прокопенко Фёдор Федотович (1873 - 1957), мать - Прокопенко Марфа Ивановна (1889 - 1970). С детства Фёдор приобщился к крестьянскому труду: был подпаском у деда, поводырем у ослепшей бабушки, боронил, косил, копнил сено, жал и молотил хлеб, заготовлял дрова. В городе Тайга на севере Кемеровской области, куда перевели отца, Фёдор окончил фабрично - заводскую семилетку, в Декабре 1934 года - Тайгинский железнодорожный аэроклуб и остался там работать инструктором. Через год был направлен в Ульяновскую лётную школу Осоавиахима. Здесь Фёдор Прокопенко познакомился с учлётом Лизой, с которой позже связал свою судьбу. В Ульяновске лётчик получил первое офицерское звание - Лейтенант запаса. Вскоре был переведён в аэроклуб города Великие Луки. Оттуда его путь пролёг в подмосковный Подольск, где начальником учебно - лётного отдела аэроклуба работала его возлюбленная. В 1938 году они сыграли свадьбу. "Тогда же начался мой путь в истребительную авиацию, - вспоминает Фёдор Фёдорович. - На обложке журнала "Самолёт" я впервые увидел И-16 - сильнейший тогда в стране истребитель. Именно на нём в начале войны мне и пришлось прикрывать Севастополь. В Подольске председатель государственной экзаменационной комиссии перед выпуском учлетов проверил мою технику пилотирования и сказал: "Что ты тут делаешь ? Ты же истребитель !" За живое задел. А как я могу пойти в военное училище ? Ведь я уже офицер, пусть и запаса. А он и говорит: "Ты насчёт звания помолчи, а с комиссией я договорюсь..." Так я попал в курсанты Качинской военной авиационной школы пилотов, окончил её, стал кадровым военным, получил звание Старшего лейтенанта и остался в училище командиром звена..." В Июле 1941 года училище эвакуировали в город Красный Кут Саратовской области. Инструкторы рвались на фронт, писали рапорты. В то время Прокопенко уже освоил новейший истребитель Як-1 и учил летать на нём своих курсантов. К лету 1942 года тяжелейшее для советских войск положение сложилось на Сталинградском и Северо - Кавказском направлениях. В середине Мая в подмосковные Люберцы прибыл с Калининского фронта измотанный в боях 434-й истребительный авиационный полк, которым командовал молодой Герой Советского Союза Иван Иванович Клещёв. Полк пересел на Як-1 и был включён в состав только что сформированной 8-й Воздушной армии. В середине Июня полк оказался в районе Краматорска. За 3 недели беспрерывных боёв полк Клещёва выполнил 581 боевой вылет, сбил 35 самолётов противника, но и сам остался без техники. В начале Июля 434-й авиаполк вновь отправили в Люберцы на переформирование, вооружили истребителями Як-7Б. Лётчиков отбирал начальник Инспекции ВВС Полковник В. И. Сталин. Из Качинского училища взяли 9-х, в основном командиров звена, в том числе и Фёдора Прокопенко. Вспоминает известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Генерал - Лейтенант авиации А. Ф. Семёнов: "В состав полка влилось много новых лётчиков, в основном из Качинского авиационного училища. Большинство из них были там командирами звеньев и инструкторами, имели от 700 до 2000 часов налёта. Особенно высокой техникой пилотирования отличались Старший лейтенант Ф. Ф. Прокопенко, Лейтенанты В. А. Луцкий, А. П. Шишкин, А. Д. Анискин... Но как показала проверка, их подготовка была односторонней - они не умели тактически грамотно вести воздушный бой, особенно на вертикалях, не могли достаточно эффективно применять оружие при различных положениях истребителя. Тем не менее, все рвались на фронт. Как - то после одного из учебных воздушных боёв мне довелось наблюдать посадку Ф. Ф. Прокопенко. Я заметил, с каким трудом выбрался он из кабины и даже не смог самостоятельно снять парашют. Оказалось, что он уже 3-й день болен малярией. Боясь, что его вернут в училище, не показывался врачу. Разумеется, я сделал лётчику серьёзное внушение и немедленно отправил его в санчасть. Но в душе восхищался упорством Прокопенко. Не всякий отважится подняться в воздух, когда безудержно лихорадит и в любой момент можно потерять сознание. А всё из - за того, чтобы не отстать от других, чтобы вместе со всеми попасть на фронт". 13 Июля 1942 года 434-й полк в составе 3-х эскадрилий из 32 самолётов прибыл на полевой аэродром близ станции Гумрак и с ходу вступил в ожесточённые воздушные бои. 29 Июля, прикрывая переправу через Дон в районе Калача, Прокопенко одержал свою первую победу - сбил истребитель Ме-109. Однако в бою и его самолёт получил серьёзные повреждения. Фёдор с огромным трудом дотянул до своего аэродрома и посадил машину "на брюхо". 3 Августа полк вновь прибыл в Московскую область на переформирование, а в середине Сентября уже в 3-й раз отправился под Сталинград, войдя в состав 16-й Воздушной армии. Во второй половине Сентября буквально за несколько дней лётчики полка уничтожили 44 немецких самолёта. Спать доводилось не более 4 - 5 часов в сутки. Боевые нагрузки оказались столь изнурительными, что некоторые пилоты после посадки теряли сознание. На свой счёт в этих боях Фёдор Прокопенко записал 6 сбитых немецких самолётов. 17 Сентября 1942 года, 434-й истребительный авиаполк встретился в бою с большой группой пикировщиков Ju-87, шедших под охраной истребителей Ме-109. Группой "Яков" командовал Капитан Избинский. В её состав входили такие опытные пилоты, как С. Ф. Долгушин, А. Г. Котов, В. И. Гаранин, Ф. Ф. Прокопенко, Н. А. Корначёнок, Кошелев и несколько молодых пилотов. Бой развивался по следующему сценарию: сначала по одному Ju-87 сбили И. И. Избинский и Карначёнок. Затем в завязавшейся схватке с подоспевшими Ме-109, было сбито 2 немецких истребителя, один Лейтенантом С. Ф. Долгушиным, другой Старшим лейтенантом Ф. Ф. Прокопенко. В этой схватке погиб только один советский пилот. Но это была очень горькая утрата для полка - объятый пламенем упал истребитель одной из 4-х девушек, служивших в 434-м ИАП - Клавдии Нечаевой... Спустя несколько дней, 20 Сентября, семёрка "Яков", возглавляемая Героем Советского Союза Майором В. П. Бабковым, атаковала группу вражеских бомбардировщиков и уничтожила 4 самолёта. Из них 2 сбил Майор Бабков и по одному - Старшие лейтенанты Ф. Ф. Прокопенко и В. А. Луцкий. В середине Декабря 1942 года на Великолукском направлении на земле и в воздухе развернулись ожесточённые бои. Авиаполкам 1-го ИАК была поставлена задача блокировать окруженную в районе Великих Лук группировку противника и сорвать снабжение её по воздуху. Эта задача истребителями, в том числе и 32-го ГвИАП, выполнялась одновременно с задачей прикрытия наземных войск. 10 - 15 Декабря испортившаяся погода почти не давала возможности авиации поддерживать свои войска. В воздух поднимались лишь самые опытные лётчики. 16 Декабря, когда погода улучшилась, лётчики 32-го Гвардейского авиаполка в полном составе смогли вылететь на прикрытие наземных войск. В этот день Старший лейтенант Ф. Прокопенко в воздушном бою сбил самолёт Гауптмана (Капитана) Гейндриха Крафта, командира 1-й группы 51-й истребительной эскадры "Мёльдерс". Фёдор Фёдорович вспоминает, что "мясорубка" над Великими Луками по своей ожесточённости мало отличалась от сражений в небе Сталинграда: "Я, честно говоря, не думал, что его сбил. Трассы вроде выше прошли. Тьфу, думаю, ушёл гад. А я остался один - ведомые меня потеряли. Сажусь, заруливаю на стоянку своей 3-й эскадрильи, а там - весь полк. Не дали спуститься с крыла - начали качать. Оказывается, я сбил этого аса - капитана Крафта: пуля пробила фонарь и попала ему в висок. Его самолёт упал недалеко от нашего аэродрома". По данным английского исследователя Майка Спика капитан Гейндрих Крафт до роковой для него встречи с Фёдором Прокопенко, имел на своем счету 78 сбитых самолётов, в том числе 4 самолёта во время Французской кампании и "битвы за Англию", 74 самолета - на Восточном фронте. ...5 Января 1943 года противник, подтянув свежие силы, приведя в порядок потрёпанные части, после мощной артиллерийской подготовки перешёл в наступление в районе Великих Лук. Войска нашей 3-й ударной армии оказывали упорное сопротивление, но всё же были вынуждены отходить. Вражеская авиация резко активизировала свои действия и в небе разгорелись ожесточённые воздушные схватки. 6 Января особенно отличились лётчики 32-го Гвардейского ИАП, уничтожившие 17 самолётов противника. Среди героев этого дня, был и Фёдор Прокопенко. 14 Января 1943 года 16 самолётов 32-го ГвИАП, сопровождая большую группу штурмовиков, встретили 14 истребителей Ме-109. Немецкие пилоты намеревались напасть на "Илы", помешав им нанести удар по войскам. Ведущий группы "Яков" Герой Советского Союза Гвардии капитан Иван Холодов не стал ждать и решил атаковать противника первым. Он приказал восьмёрке "Яков" оставаться возле штурмовиков, а сам во главе другой восьмёрки атаковал и связал боем "Мессеры". После решительной и дерзкой атаки Капитана Холодова один Ме-109, вспыхнув, рухнул на землю. Второй сбил лётчик Старший лейтенант Фёдор Прокопенко. В Январе 1943 года он был сбит и сам. Его Як-1 упал в лесу. В госпитале Фёдор пролежал 10 дней и бросился догонять свой полк, который улетел на Северо - Западный фронт. Там Фёдор Фёдорович сбил ещё 3 немецких самолёта. 15 Января, сажая повреждённый самолёт, Фёдор получил компрессионный перелом 3-х позвонков, растяжение позвонков шейного отдела, сломал грудную клетку, разбил голову. Из полевого госпиталя лётчика срочно отвезли в Москву, в Центральный научно - исследовательский авиационный госпиталь в Сокольниках. 52 дня пролежал он на "вытяжке", заново учился ходить, сначала на костылях, потом - с палочкой. Заключение врачей гласило: "К лётной службе негоден". Заключение это Прокопенко "потерял" и догнал свой полк, который воевал уже на новых истребителях Ла-5ФН. Прокопенко по состоянию здоровья не мог летать на истребителях и продолжил службу адъютантом авиационной эскадрильи, летал на По-2. Затем был назначен на должность старшего штурмана 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Он осуществлял руководство самолётами с земли, наводил их на цель. Летом 1944 года во время боёв за Минск Фёдор Прокопенко первым сел на По-2 в черте освобождаемого города, доставив туда 2-х военных корреспондентов. В конце войны он работал на ВПУ (выносном пункте управления) командира 1-го Гвардейского ИАК. Хорошо ориентируясь в воздушной обстановке и имея большой опыт в тактике воздушного боя Ф. Ф. Прокопенко умело направлял группы наших истребителей на противника. Вместе с 1-м Гвардейским истребительным авиационным корпусом, куда входил его полк, Прокопенко дошёл до Берлина. Всего за время войны Гвардии майор Фёдор Фёдорович Прокопенко совершил 126 боевых вылетов. На его боевой счёт записано 11 сбитых самолётов. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 1 групповую победы лётчика. ] По словам самого Прокопенко, на самом деле у него 16 сбитых. Так, 2 сбитые машины "пропали" при следующих обстоятельствах. 25 Сентября 1942 года из положения дежурства из готовности № 2 Фёдор Прокопенко вылетел на перехват бомбардировщиков, шедших в район Ольховки. В ходе воздушного боя он сбил 2 Ju-87. Горючего для возвращения на свой аэродром не хватило, и лётчик произвёл посадку на аэродром штурмовиков 245-го ШАП. Утром следующего дня во время подготовки к вылету Прокопенко увидел, как 2 ЛаГГ-3 гонят Ju-88, ведя по нему огонь с большой дистанции. Фёдор сразу же взлетел. "Решил показать им, как надо сбивать противника, - вспоминает он. - Стал набирать высоту и вдруг вижу - идёт четвёрка Ме-109. Сбив оба "ЛаГГа", немцы набросились на меня. "Мессеры" попробовали взять мой "Як" в "клещи", но ничего не добились. Я спасся только за счёт высокой техники пилотирования. Поймать они меня не сумели и улетели". В ходе этой круговерти "Як" Прокопенко израсходовал последние капли горючего. Пришлось садиться на вынужденную в степи. Через 3 дня Прокопенко перелетел с места вынужденной посадки на свой аэродром. Когда прибыл в свой 434-й авиаполк, то там его уже считали убитым и уже составили извещение о его смерти. Мирные дни преподнесли Майору неприятный сюрприз: его вчистую списали по здоровью и уволили в запас. Фёдор Фёдорович приехал в родной Подольский аэроклуб и стал его начальником. Здесь, оставшись без пристального врачебного контроля, он вновь поднялся в небо на новом скоростном учебно - тренировочном Як-11. Случилось почти чудо: самолёт не только вернул Фёдору навыки воздушной акробатики, он исцелил его тело. В 1947 году председатель Осоавиахима направил лётчика на медкомиссию, и та признала его годным к лётной работе - без ограничений ! В том же году ведомая Прокопенко десятка Як-11 эффектно выступила на Тушинском авиационном параде. И боевые друзья узнали, что Фёдор в строю. Василий Сталин предложил ему вернуться в армию. Прокопенко отказался и ушёл работать в Минлесхоз СССР на должность заместителя начальника управления авиации. Однако в Мае 1950 года, не спрашивая его согласия, Фёдора Прокопенко направили в распоряжение командующего ВВС Московского военного округа, присвоив очередное звание. Позже он служил в управлении боевой подготовки Главного штаба ВВС, затем попал в первую группу военных лётчиков, которым предстояло осваивать вертолёты. В 1951 году на базе отдельного полка вертолётов Ми-1 создали Центр переучивания лётного состава. Прокопенко стал его начальником, получив звание Полковника. Рассказывает один из лучших советских вертолётчиков Алексей Фёдорович Бабенко: "Прокопенко может посадить вертолёт, даже сломанный пополам ! Известно, что если на вертолёте отказал двигатель, его можно приземлить за счёт так называемой авторотации, то есть самовращения винта. Однажды получилось, что члены экипажа Прокопенко выключилн оба двигателя неожиданно для пилота. Ошибка произошла так внезапно, что уже невозможно было дать команду включить двигатели: они долго входят в режим. Спасла Фёдора Фёдоровича молниеносная реакция. В считанные секунды сумел он спилотировать машину - она осталась цела и невредима. А открытая им возможность такой посадки получила впоследствии и научно - теоретическое обоснование". Фёдор Фёдорович Прокопенко воспитывал вертолётчиков в духе неуспокоенности, постоянного стремления к совершенству. В воздухе не может быть места зазнайству. "Не поднимать нос выше горизонта !" - излюбленные слова Полковника Ф. Ф. Прокопенко. Вертолётная служба заняла в его жизни 26 лет, он налетал 10 000 часов на винтокрылых машинах Миля и стал одним из пионеров создания в стране фронтовой вертолётной авиации, предназначенной для непосредственной поддержки войск на поле боя. Продолжил службу в Главном штабе Сухопутных войск в подчинении у маршала Чуйкова, прославленного "сталинградца". 27 Марта 1996 года Указом Президента РФ № 428, за мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, Ф. Ф. Прокопенко удостоен звания Героя Российской Федерации. Он награждён многими орденами и медалями. Последние годы жил в Москве. Написал книгу воспоминаний - "Вся жизнь в авиации". Скончался в 2007 году. Список известных побед Гвардии майора
Ф. Ф. Прокопенко:
|
Дополнительная информация о Ф. Ф. Прокопенко.
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |