Грицевец Сергей Иванович - советский военный летчик дважды Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Грицевец Сергей Иванович

Грицевец Сергей Иванович

Родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области, в семье крестьянина. В годы Первой Мировой войны семья переехала в Южное Зауралье. В 1927 году окончил Шумихинскую железнодорожную 7-летнюю школу и работал некоторое время на станции Шумиха. В 1927 - 1930 годах Сергей Грицевец жил в городе Златоуст, работал учеником слесаря на механическом заводе, был секретарем цеховой комсомольской ячейки. В 1931 году работал в заводском комитете комсомола и в том же году по комсомольской путёвке поступил в Оренбургскую военную школу пилотов, после окончания которой служил в частях истребительной авиации лётчиком, командиром звена, отряда и полка, инструктором - лётчиком в военном училище. В 1936 году окончил Одесскую школу воздушного боя.

С 10 июня по 26 октября 1938 года в качестве добровольца принимал участие в национально - революционной войне испанского народа. Был командиром 2-й эскадрильи, а затем группы истребителей И-16. Выполнил 88 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил 30 вражеских самолётов.

За образцовое выполнение специальных заданий правительства и проявленный при этом героизм 22 февраля 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза.

С 29 мая по 7 сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин - Гол. Был командиром особой эскадрильи истребителей 70-го ИАП. Совершил 138 боевых вылетов. За сбитые там 12 японских самолётов, спасение своего командира в критической обстановке и проявленный при этом исключительный героизм, 29 августа 1939 года был удостоен второй медали "Золотая Звезда".

16 сентября 1939 года майор С. И. Грицевец погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в деревне Болбасово Оршанского района Витебской области. Его имя присвоено Харьковскому высшему военному авиационному училищу лётчиков, улицам в Москве, Минске, Кургане, Орше и Барановичах. Бронзовый бюст установлен в городе Барановичи, обелиск - на месте гибели в деревне Болбасово, памятник и мемориальная доска - в Минске.

Награждён орденами Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени.

*     *     *

Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.

В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором.

И-16 тип 50 С.И.Грицевца, 1935 г.

...Военный лётчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдёт трамвай № 13, как его здесь называли "авиационный", чтобы ехать с вокзала "Одесса - Главная" в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром ещё не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное.

Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно - пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город. До слуха донеслись родные голоса аэродрома...

Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые лётчики ВВС Красной Армии под руководством опытных инструкторов - методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолёта - истребителя И-16.

К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора...

Сергей писал в Москву брату Ивану:

"С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1 - 2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6 - 8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа..."

Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.

В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж".

В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1 : 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.

14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

И-16 тип 10 С.И.Грицевца, 1938 г.

Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42  ( по другим данным в 24 )  воздушных боях сбил 30 самолётов противника  ( 6 лично и 24 в составе группы ). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...

Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как !   На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7  ( семь ! )  фашистских самолётов   ( из них 5 Фиатов CR-32 ), но и его машина была серьёзно повреждена".

Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости".  [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда. ]

Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.

В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.

18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.

Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта  ( все лётчики спаслись на парашютах ).

Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.

Список известных побед старшего лейтенанта С. И. Грицевца:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
106.07.19382 Bf.109-( лично )
209.07.19381 Bf.109-( лично )
313.07.19381 Fiat-32Вальбон( лично )
418.07.19382 Fiat-32Вивер( лично )
520.07.19381 Bf.109-( в составе группы )
622.07.19381 Fiat-32-( в составе группы )
724.07.19381 Ju-87-( в составе звена )
805.08.19381 Fiat-32-( в составе группы )
913.08.19381 Не-111Барселона( в паре с Луисом Маргалефом )
1014.08.19381 Bf.109Гандеса( в паре с Сапроновым М. С. )
1118.08.19382 Fiat-32-( в составе группы )
1223.08.19381 Bf.109Вильяльба( в составе группы )
1324.08.19381 Fiat-32-( в составе группы )
1426.08.19381 He-51-( в составе группы )
1527.09.19381 Bf.109-( в составе группы )
1603.10.19381 Fiat-32-( в составе группы )
1704.10.19381 Bf.109-( в составе группы )
   * Предположительно пилотом этого Bf.109 был ас "Легиона Кондор", обер-лейтенант Отто Бертрам, взят в плен.

22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором   ( 31 декабря 1938 года ).

С.И.Грицевец

В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.

Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153  ( "Чайки" ), его назначили командиром эскадрильи этих машин. В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков. Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.

Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.

Советские И-153 ведут бой с японскими Ki-27.

Сергей Грицевец в кабине своего самолёта. Халхин - Гол, лето 1939 г.

В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан.

26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.

В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.   [ Уже буквально на следующий день, 27 июня, японский лётчик - истребитель старший сержант Бундзи Йосияма повторил подвиг русского лётчика, подобрав таким же образом своего сбитого напарника старшего сержанта Эйсаку Судзуки. ]

В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника  ( по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично ).

Список известных побед майора С. И. Грицевца в небе Монголии:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
122.06.1939 г.1 Ki-27Буир - Нур( лично )
224.06.1939 г.1 Ki-27Хуху - Узун - Обо( лично )
326.06.1939 г. 3 Ki-27Ганьчжура( 2 лично и 1 в составе группы )
407.07.1939 г.2 Ki-27-( лично )
524.08.1939 г.1 Ki-21-( вместе с Писанко А. С. и Смирновым Б. А. )
624.08.1939 г.1 Ki-27-( лично )
726.08.1939 г.2 Ki-27-( лично )
830.08.1939 г.1 Ki-27Хамар - Даба( лично )

29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени  ( 1939 )  и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени  ( 18.08.1939 ).

Сергей Грицевец принимает поздравления.

Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда !"

Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы !

В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву. Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.

16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.



Дополнительная информация о С. И. Грицевце.

Мужество высшей пробы.

Судьба двух майоров.

Возврат

Н а з а д

Мягкая мебель фабрики форум кухонные уголки.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz