Заварухин Павел Филиппович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Заварухин Павел Филиппович


Заварухин Павел Филиппович

Родился 27 декабря 1913 года в деревне Разгуляй, ныне Краснобаковского района Нижегородской области. С 1932 года в Красной Армии. В декабре 1935 года окончил 7-ю Ленинградскую военную авиационно-техническую школу и в звании воентехника 2-го ранга направлен в Брянск. Служил техником отряда по вооружению в истребительной эскадрилье 83-й авиационной бригады.

Осенью 1936 года добровольцем отправился в Испанию. Служил техником по вооружению в группе капитана С. Ф. Тархова. Награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

В 1939 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил командиром звена 34-го ИАП.

1 мая 1939 года старший лейтенант П. Ф. Заварухин в числе лучших лётчиков полка участвовал в авиационном параде над Красной площадью.

Участник боёв на реке Халхин-Гол летом 1939 года, командовал эскадрильей И-15бис. Совершил 34 боевых вылета, участвовал в 5 воздушных боях.

В период Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. сражался в составе 25-го ИАП, летал на И-153. Совершил 69 боевых вылетов на разведку, бомбардировку и штурмовку войск противника. В 6 воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 4 в составе группы. Затем служил в 34-м истребительном авиационном полку ПВО.

С 1941 года в действующей армии. С мая 1942 года по март 1943 года служил в 744-м ИАП, летал на Як-1 и Як-7. С апреля 1943 года по май 1945 года командовал 72-м Гвардейским ИАП, летал на "Яках" и "Аэрокобре". Освобождал Белоруссию и Прибалтику, воевал в Восточной Пруссии. Войну закончил в Курляндии.

Всего за период боевой деятельности (с учётом Монголии и Советско-Финляндской войны) совершил около 480 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и в группе с товарищами.

После войны Гвардии полковник П. Ф. Заварухин продолжал служить в ВВС. 1 мая 1947 года во главе полка Як-15 принимал участие в воздушном параде над Красной площадью. Был заместителем командира 5-й, а затем 15-й Гвардейской авиационных дивизий, затем командовал 144-й и 17-й авиадивизиями. В 1950-1952 гг. находился в спецкомандировке в Китае.

По окончании 1954 году Военной академии Генерального штаба генерал-майор авиации П. Ф. Заварухин командовал Забайкальским корпусом ПВО. В 1956-1958 гг. был старшим военным советником в Китае. Затем преподавал в академии Генерального штаба, защитил кандидатскую диссертацию. С 1974 года - в отставке. До 1988 года работал старшим научным сотрудником в ЦНИИ Министерства обороны, затем с Совете ветеранов. Умер в 2003 году.

Награждён орденами: Красного Знамени (семь !), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

*     *     *

Павел Заварухин родился в 1913 году в семье крестьянина. Начальную школу закончил в деревне Разгуляй Горьковской области, потом учился в районном центре. Вместе со старшим братом плотничал в Горьком на заводе "Красная Зтна", на строительстве авиационного завода. В 1930 году вернулся в Разгуляй, участвовал в организации колхоза "Рассвет", работал помощником счетовода. Вскоре вступил в комсомол. Затем учился в Семеновской школе кооперативно - торгового ученичества. Был там председателем учкома, членом комсомольского бюро.

В 1932 году Заварухин начал службу в Красной Армии. За год прошёл курс младшего командира и одновременно при гарнизонном Доме Красной Армии получил среднее образование. Это дало ему возможность в 1933 году стать курсантом Ленинградской школы лётчиков. Её скоро преобразовали в авиационно-техническое училище и перевели в другой город. Долго переживал Павел неожиданный поворот в своей судьбе. И дал себе клятву, что лётчиком, несмотря ни на что, он всё равно станет.

П.Ф.Заварухин

После окончания училища получил назначение в авиационное соединение, а ещё через год воентехник 2-го ранга П. Ф. Заварухин был направлен в Испанию. Обстановка там была очень напряжённой. Заварухин участвовал в боях под Мадридом, вводил в строй повреждённые самолёты. Техник по вооружению авиационной эскадрильи, а позднее инженер по вооружению полка, он слыл мастером "золотые руки". Наши и испанские техники не раз с восторгом наблюдали, как Павел с помощью приспособлений собственной конструкции быстро устранял неисправности и повреждения авиационной техники. И всё это в полевых условиях, порой под обстрелом и бомбёжкой. За мужество и отвагу, безупречное техническое обеспечение боевых вылетов П. Ф. Заварухин был награждён орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

После боёв в Испании служил в своей авиабригаде, которая к тому времени перебазировалась в Оршу. В 1939 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Направлен служить в Московский военный округ командиром звена 34-го ИАП.

В 1939 году принял участие в боях с японцами в районе реки Халхин-Гол. Командуя эскадрильей И-15бис, совершил 34 боевых вылета (14 - на отражение авиационных ударов противника, 10 - на воздушную разведку, 8 - на борьбу с воздушными разведчиками противника), провёл 5 воздушных боёв.

Зимой 1939-1940 годов участвовал в Советско-Финляндской войне в составе 25-го ИАП. За время участия в боевых действиях с декабря 1939 года по 13 марта 1940 года совершил 69 боевых вылетов, из них 29 - на бомбардировку и штурмовые действия по войскам и объектам противника; 8 вылетов на воздушную разведку, 12 вылетов на сопровождение бомбардировщиков и воздушных разведчиков; остальные - на прикрытие наземных войск на поле боя. Участвовал в 6 воздушных боях, сбив в них 2 самолёта противника лично (типа "Бленхейм"), а также 4 - в группе с товарищами. Звено старшего лейтенанта, а затем и капитана П. Ф. Заварухина потерь не имело.

Затем служил в Закавказье. Был командиром эскадрильи, заместителем командира и штурманом 35-го ИАП. Летал на И-153, И-16 и МиГ-3.

Великая Отечественная застала Заварухина в Ленинграде. Он возглавлял группу лётчиков, переучивавшихся на новые самолёты ЛаГГ-3. Вскоре выехали на Кавказ. До конца 1941 года Заварухин вместе с боевыми товарищами охранял от налётов авиации противника черноморские порты Батуми и Поти. После окончания курсов усовершенствования при Военно-Воздушной академии в Апреле 1942 года он добился отправки на фронт. Воевал под Старой Руссой.

В мае 1942 года окончил курсы усовершенствования начальствующего состава, после чего был назначен командиром эскадрильи 744-го ИАП. В воздушных боях под Демянском сбил 3 немецких самолёта.

И был бой, о котором и сейчас вспоминают ветераны...

Як-1 Заварухина.

На этом Як-1 П. Ф. Заварухин сбил 3 самолёта противника, в том числе 1 - тараном.

Жаркий день 17 июля 1942 года подходил к концу, когда по вызову с передового командного пункта группа истребителей вылетела для прикрытия наших войск в районе Старой Руссы. Накануне фашисты овладели здесь важной высотой, и наши бойцы старались во что бы то ни стало выбить их с занятых позиций.

На земле стоял кромешный ад. Перемешались огонь, дым, пыль. В небе же вначале было спокойно. Но вскоре из-за облаков вывалились "Юнкерсы", за ними - истребители прикрытия. Советские лётчики устремились наперерез бомбардировщикам и с короткой дистанции открыли огонь. Один "Юнкерс" загорелся, неуклюже развернулся и со снижением потянул на запад. Другой взорвался в воздухе. Остальные, беспорядочно сбрасывая бомбы, повернули на обратный курс. Но и самолёт командира эскадрильи капитана П. Ф. Заварухина получил повреждение. Мотор стал работать с перебоями. Напрягая все силы, опытный воздушный боец сумел набрать немного спасительной высоты и нырнуть в облака.

Едва пробил облачность, как на него насели 2 Ме-109. Немцы сразу почувствовали лёгкую добычу. Одна атака следовала за другой. Заварухин маневрировал, но это не помогло: снаряд попал в кабину, разбил приборную доску. Лётчик был ранен, однако продолжал борьбу.

В один из моментов комэску удалось сблизиться с противником. Решение созрело мгновенно. Полный газ - и крылом своего самолёта он срезал хвост "Мессера". Вражеский истребитель камнем полетел к земле. У самолёта Заварухина после удара заклинило мотор, из-под капота рванулось пламя. Стало непривычно тихо. Лётчик быстро сориентировался и скольжением сбил пламя. Планируя, пошёл на вынужденную посадку. "До линия фронта не дотяну", - пронеслась мысль.

С убранным шасси сел на неровное поле возле лесочка. Тело лётчика пронзила резкая боль. На посадке Заварухин успел заметить позицию немецкой артбатареи. "Фашисты близко, надо скорее покинуть самолёт", - подумал он, выбираясь из кабины. Скатился по крылу на землю, с трудом поднялся, сбросил парашют, затащил его в кусты. Прихрамывая, побежал туда, где слышался завывающий звук стреляющих "катюш", стараясь подальше уйти от самолёта.

Через леса и болота пробирался отважный лётчик к линии фронта. А вскоре однополчане обнимали "воскресшего" из мертвых, засыпали его вопросами. За этот подвиг Павел был представлен к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

15 апреля 1943 года майор П. Ф. Заварухин назначен командиром 72-го Гвардейского ИАП. Здесь боевой счёт полка и его командира стал быстро расти. По 4-5 раз в сутки поднимались в небо лётчики. Наряду с решением своих непосредственных задач они вылетали на бомбардировку и штурмовку вражеских позиций, помогая наземным войскам прорывать долговременную эшелонированную оборону противника. И туда, где было труднее всего, первым летел командир полка.

Р-29 П.Ф.Заварухина.

Р-39Q-15 из звена управления 72-го Гвардейского ИАП, закреплённый за Гвардии майором П. Ф. Заварухиным.

Один боевой вылет сменялся другим. И даже в той напряжённой обстановке командир полка вместе с ветеранами заботливо и терпеливо вводил в строй молодёжь.

- Следите внимательнее за молодыми, - постоянно напоминал он командирам звеньев, ведущим пар. - Не ставьте ведомых в трудное положение. Не только они должны прикрывать вас, но и вы обязаны делать то же по отношению к ним.

Заварухин любил своих лётчиков, уважал их достоинство и, как бы ни накалялась обстановка, был с подчинёнными выдержан, тактичен, всегда добивался безукоризненного выполнения приказов и распоряжений. Спокойно, уверенно звучал голос командира и тогда, когда он вёл группу в бой. Полк был хорошо сколочен, отличался высокой дисциплиной и хорошей лётной подготовкой.

15 раз 72-й Гвардейский истребительный авиационный полк отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. Ему было присвоено почётное наименование "Полоцкий". За образцовое выполнение заданий командовании при овладении городом и портом Мемель (Клайпеда) и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество полк был награждён орденом Суворова 3-й степени.

П.Ф.Заварухин

Ранней весной 1945 года наши войска предприняли наступление, освобождая город Пальмникен (Янтарный) в западной части Земландского полуострова. Полк Заварухина получил приказ нанести 2 бомбово-штурмовых удара по узлам сопротивления на окраине города. Командир возглавил первую группу. Через несколько минут удар нанесла вторая. На переднем крае обороны противника из окон домов показались белые флаги.

Вскоре после выполнения боевого задания на аэродром прибыл командующий 3-й Воздушной армией генерал-полковник авиации Н. Папивин. Пожимая руки участникам вылета, он сказал:

- Молодцы! Надо ведь: город с воздуха истребители взяли! Поздравляю! Такое событие непременно войдёт в историю Великой Отечественной войны !

А вечером пришла телеграмма от командующего войсками 3-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза А. Василевского. В ней командующий благодарил авиаторов за взятие Пальмникена бомбово-штурмовым ударом истребителей, после которого гарнизон противника капитулировал.

Гвардия подполковник П. Ф. Заварухин совершил за годы войны более 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 13 самолётов противника.

После войны Павел Филиппович летал на реактивных истребителях. В первых послевоенных парадах возглавлял сводный парадный полк. Учился в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К. Е. Ворошилова.

Мирную послевоенную боевую учебу нарушила война в Корее 1950-1953 гг. Там Павел Филиппович оказался в должности командира 17-й истребительной авиационной дивизии, прикрывавшей северо-восточные китайские города - Мукден и Аньшань. Потом командовал различными соединениями. В 1956-1958 гг. был старшим советником командующего Пекинским округом ПВО, затем был в Египте на преподавательской работе в национальной военной академии. Последние 16 лет армейской службы был старшим преподавателем Военной академии Генерального штаба. Последние годы генерал-майор авиации в отставке П. Ф. Заварухин жил и работал в Москве, вёл большую военно-патриотическую работу. В 2003 году его не стало.

*     *     *

Список побед Гвардии подполковника П. Ф. Заварухина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА-ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.07.1942 г.1  Ме-109вост. ДемянскМиГ-3, Як-1, Як-7,

Р-39 "Аэрокобра".
217.07.1942 г.1  Ju-88Коровитчино
31  Ме-109  (сбит таранным ударом)южнее Беглово
414.03.1943 г.1  Ме-109район Старой Руссы
517.03.1943 г.1  FW-190Давыдово
609.05.1943 г.1  Hs-126юго-западнее Старая Русса
716.07.1944 г.1  FW-190Яновка
802.08.1944 г.1  FW-190восточнее озера Биржай
908.04.1945 г.1  FW-190Восточная Пруссия

      Всего сбитых самолётов - 9 + 4  [9 + 0];  боевых вылетов - 202.




Воспоминания П. Ф. Заварухина - "Солдат пяти войн".


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz