Григорий Эдуардович Сук - русский военный летчик Первой мировой войны - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Сук Григорий Эдуардович

Г.Э.Сук

Он родился 12 декабря 1896 года в имении Рассудово под Москвой. Его отец, Эдуард Иванович Сук, чех по происхождению, потомственный почётный гражданин города Москвы был учёным - лесоводом, а мать, Любовь Осиповна Сорокина, дочь известного русского врача, окончила женское Мариинское училище в Петербурге и имела специальность домашней учительницы.

Детство Григория и его братьев, Бориса и Алексея, прошло в подмосковных имениях Рассудово, Бахрушине и Горки. Любовь Осиповна сама дала детям начальное образование.

Уже в раннем детстве у Григория проявились способности к рисованию, а после окончания в 1913 году московской гимназии, он занимался на курсах живописи, собираясь стать архитектором. Но с началом Первой Мировой войны, как и многих молодых людей в России, его подхватила волна патриотизма, вызванного германской агрессией, он отправляется добровольцем в армию.

Единственной льготой для него был выбор рода войск для прохождения службы и, в соответствии с его желанием, он был направлен в Гатчину. Правда, до начала занятий ему пришлось целый месяц прожить в Кирасирских казармах под Петербургом. Только в начале Июля 1915 года Григорий был определён в подразделение и приступил к занятиям.

В течение Июля - Августа 1915 года Григорий Сук освоил "Фарман IV", а в Сентябре - "Фарман XVI". В Октябре он был зачислен в группу, обучавшуюся полётам на "Моране-Ж", инструктором в которой был французский офицер Жануар, считавшийся лучшим пилотом из числа преподавателей.

К концу Ноября 1915 года Григорий Сук закончил курс обучения в Гатчинской авиашколе, однако из - за погодных условий лётные экзамены на звание военного лётчика были отложены почти на 2 месяца. Полётов не производилось, и курсантов до начала экзаменов освободили от службы.

Наконец, 12 Января 1916 года долгожданный день настал и Григорий получил заветные "крылышки" лётчика.

27 Января 1916 года скоропостижно скончался Эдуард Иванович Сук и Григорий, получив краткосрочный отпуск, выехал домой на похороны отца.

Спустя месяц лётчика направили для прохождения службы в 26-й корпусной отряд, куда он прибыл 15 Марта. Авиаотряд входил в состав 9-го авиадивизиона, действовавшего в интересах 9-й армии Юго - Западного фронта. Оснащённый "Вуазенами" он был в числе немногих авиачастей, имевших единый тип боевых машин, что неизмеримо облегчало механикам ремонт и поддержание аэропланов в лётном состоянии. Командовал авиаотрядом штабс - капитан Богдановский.

На обустройство и знакомство с обстановкой новичку дали несколько дней и уже в 3-й декаде Марта Григорий приступил к выполнению боевых заданий.

Уже за первые боевые вылеты Григорий Сук был представлен к награждению Георгиевским Крестом 4-й степени, а 30 Апреля его произвели в младшие унтер - офицеры.

11 Апреля в ходе полёта на "Вуазене", который пилотировал Григорий Сук, сначала остановился, а затем загорелся мотор. Лётчик перетянул через линию фронта и планировал около 20 км, пока не совершил посадку на поле невдалеке от аэродрома. Потушив вместе с наблюдателем пожар и выставив охрану, они отправились за техниками. Вскоре обгоревший аэроплан отправили в ремонт, а экипаж получил новую машину.

Доблесть, проявленная пилотом, была по достоинству оценена командованием: ещё не успев получить Георгиевский Крест 4-й степени, Григорий Сук был представлен к Кресту 3-й степени, а буквально через неделю - к награждению Крестом 2-й степени !

К моменту награждения 1 Июня 1916 года Георгиевским Крестом 2-й степени, Григорий Сук совершил 26 боевых вылетов общей продолжительностью 47 часов 22 минуты. На первый взгляд это число было небольшим, но необходимо отметить, что, согласно действовавшего тогда Циркуляра заведующего авиацией в Действующей армии подписанного Великим Князем Александром Михайловичем, далеко не каждый полёт на фронте засчитывался как боевой. Если вылет "не был сопряжён с опасностью от действия противника", то он относился к разряду служебных и в общий зачёт не входил.

По мере совершенствования авиационной техники и накопления боевого опыта, система обучения лётных кадров претерпела изменения. Появление, наряду с разведывательной, истребительной и бомбардировочной авиации вызвало и специализацию в подготовке пилотов. Это, в свою очередь, требовало от них знаний и навыков, необходимых для пилотирования самолётов определённого класса. По приказу Великого Князя Александра Михайловича, при военных авиашколах стали формироваться отделения подготовки лётчиков разведывательной, истребительной и бомбардировочной авиации. В частности, уже в Мае 1916 года при Московской Военно - Авиационной школе была создана учебная база, где лётчики - истребители проходили курс высшего пилотажа и воздушного боя на самолётах "Моран-Ж" и "Ньюпор-Х".

Как один из наиболее опытных пилотов 21 Июня Григорий Сук, произведённый к этому времени в старшие унтер - офицеры, был командирован в Московскую Военно - Авиационную школу "для переучивания на быстроходных аппаратах"  ( так в то время называли самолёты - истребители ). Уже 3 Августа телеграммой Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича за № 16243 он был назначен в 9-й Авиационный отряд истребителей, куда и выбыл 6 Августа 1916 года.

К новому месту службы Григорий добрался 15 Августа. За 5 месяцев участия в боях он стал полным  ( ! ) Георгиевским кавалером, имея солдатские кресты всех 4-х степеней: 4-й степени  ( № 678469 ), 3-й степени  ( № 26418 ), 2-й степени  ( № 31318 ) и 1-й степени  ( № 14954 ).

В Сентябре - Октябре 1916 года Григорий Сук совершил 19 боевых вылетов общей продолжительностью 27 часов 15 минут. За проявленную доблесть он был по представлению командира 9-го истребительного авиаотряда подпоручика Лойко произведён в прапорщики.

В Ноябре 1916 года оправившиеся от летних потрясений войска Австро - Венгрии, поддержанные германской группировкой фельдмаршала Маккензена, развили наступление из района Дебрецен - Мишкольц сразу в двух направлениях: Клуж - Сучава и Клуж - Плоешти - Бухарест. Одновременно открыла боевые действия Болгария, чьи войска ударили с юга из района Плевен - Русе  ( Рущук ) в сторону Констанцы. В довершение этого в начале декабря австрийцы атаковали румынские позиции с запада через Тимишоара - Питешти - Бухарест в общем направлении на Галац. В результате этого румынский фронт развалился, и к началу 1917 года почти вся территория Румынии была оккупирована. Лишь на линии рек Дунай и Серет переброшенные спешно русские резервы, в числе которых была и 9-я армия, смогли остановить наступление войск Тройственного союза.

К этому времени 9-й истребительный авиаотряд был переброшен на аэродром Сэуцесчи, находящийся восточнее города Бакэу. В Январе 1917 года Григорий окончательно пересел с разведчиков на истребители и первым из них стал "Ньюпор-ХI Ваbу"  ( зав. № 1109 ), на котором он в течение месяца совершил 11 боевых вылетов. Погода, как и положено зимой, не баловала, плотные облака и частые туманы значительно снизили активность не только русской, но и вражеской авиации. Противника в воздухе удавалось встретить редко, да и в этом случае он, как правило, избегал боя, стараясь уйти под защиту своих зенитных батарей.

Несмотря на то, что прапорщик Сук считался одним из наиболее опытных пилотов, избежать аварий не удавалось и ему. Причина заключалась в изношенности матчасти и особенно моторов, вырабатывавших все мыслимые и немыслимые сроки. 30 Января, выполняя на своём "Ньюпоре" разведку по маршруту Брэцку - Кэюцы - Вазаргел, Григорий, уже возвращаясь, вынужден был, из - за внезапного отказа двигателя, повернуть к аэродрому Бакэу. Лётное поле не было расчищено от снега, и на пробеге самолёт скапотировал, в результате чего "малыш" оказался сильно повреждён, но его пилот практически не пострадал.

В первой декаде Февраля 1917 года погода испортилась окончательно и все полёты были прекращены, да и в последующие дни просветы случались редко, что и объясняет тот факт, что в последний месяц зимы Григорий выполнил лишь 4 полёта.

Март оказался куда более богатым на события. Улучшение погоды тут же вызвало активизацию авиации обеих сторон и 9-й истребительный авиаотряд получил приказ закрыть от вражеских разведчиков район Бакэу - Комэнешти - Асэу - Тыргу - Окна - Хержа - Майонешти, куда перебрасывались подкрепления. Выполняя 7 Марта патрульный  ( сторожевой, как тогда называли ) полёт на высоте 3800 метров, Григорий обнаружил вражеский биплан, но догнать его не смог. Следующий вылет, состоявшийся 9 Марта, прошёл безрезультатно, а 13-го произошла долгожданная встреча.

В тот день "Моран-М"  ( зав. № 742 ), который пилотировал прапорщик Сук, находился на высоте 4600 метров, кружа над всё тем же районом. Видимость была превосходная, и разведывательный "Бранденбург", шедший примерно на 1000 метров ниже, Григорий заметил издалека. Пропустив его под собой, он толкнул ручку истребителя и пошёл в атаку. Хотя к этому времени "Мораны" считались уже устаревшими "скаутами", но чего - чего, а пикировать они могли превосходно, разгоняясь до очень высоких  ( по меркам того времени, естественно ) скоростей. С дистанции примерно 300 метров русский пилот открыл огонь и продолжал непрерывно стрелять, пока самолёты не сблизились на дистанцию 20 метров. Австрийский летнаб запоздало попытался отразить этот бросок, но отстреливался очень недолго  ( видимо, пули "Виккерса" повредили его пулемёт ).

Истребитель 'Виккерс FB.19'

Английский "Виккерс FB.19" - довольно редкий тип истребителя в русской армии.

Промчавшись под повреждённым самолётом противника, который неуклюже разворачивался со снижением на запад, Григорий, используя высокую скорость, набранную на пикировании, развернулся и, отрезая путь к отсуплению, пошёл в атаку на встречно пересекающихся курсах. На это раз пулемётная очередь, видимо, угодила в двигатель биплана и тот быстро начал снижаться. Развернувшись вторично, будущий ас не смог обнаружить неприятеля и вскоре возвратился на свой аэродром.

Окончательную ясность в этот эпизод внесло коммюнике Румынского Генерального штаба, в котором указывалось, что 13 Марта 1917 года после боя с русским истребителем в расположении румынских войск в районе реки Быстица  ( в 15 км севернее Бакэу ) приземлился разведчик "Бранденбург С.I"  ( борт. № 67.24 ) из состава 40-й авиароты. Лётчик - капрал Кенеди и наблюдатель - лейтенант Дуллер взяты в плен.

26 Марта авиаотряд сменил место дислокации, перебазировавшись на аэродром Брозешти, откуда продолжил свою работу. К концу Марта повреждённый 30 Января "Ньюпор" был отремонтирован и в Апреле прапорщик Сук вновь неоднократно поднимался на нём в небо.

Почувствовав противодействие русских истребителей, австрийцы с удвоенной энергией старались пробиться в прикрываемый район. Вражеские разведчики всё чаще получали прикрытие, в задачу которого входило любой ценой проложить дорогу "фотографам". Цена за это временами была очень высокой.

Утром 5 Апреля Григорий вылетел на своём "Ньюпоре-ХI" в паре с прапорщиком Стрижижевским, который пилотировал более совершенный "Ньюпор-ХХI". Около 9:00 над районом Онешти пилоты заметили разрывы шрапнели и 2 неприятельских аэроплана, направлявшихся на Аджуд на высоте около 4000 метров. Будучи примерно на 200 метров, ниже оба пилота пошли в атаку. Заметив погоню, самолёты противника над Кэюци повернули на Вэрдею, однако уйти от преследователей не смогли, так как пара русских истребителей разделилась, и Стрижижевский вышел им наперерез над верховьями реки Карикна.

Стрижижевский, выбрав шедший сзади двухместный самолёт, открыл огонь из синхронного "Виккерса", а когда противник перешел в крутое пикирование, "добавил огонька" из "Льюиса", установленного над верхним крылом. Пилот австрийского истребителя не собирался ограничиваться ролью зрителя, наблюдая это избиение, и попытался атаковать "Ньюпор" Стрижижевского, но сам был атакован прапорщиком Суком. Видимо, уже первой очередью Григорий вывел из строя мотор и ранил пилота, так как вражеский истребитель начал падать. Перезаряжая пулемёт и следя за снижающимся противником с высоты 1800 метров, русский пилот видел, как на 700 метрах "австрияк" сорвался в штопор и упал в лес в районе Ракоса.

В это время разведчик, выйдя из пике и обстреливаемый Стрижижевским "летел очень неравномерно", рыская по курсу и высоте, видимо, его пилот был ранен. Стрижижевский видел, как австрийский летнаб выбрасывал за борт какие - то предметы. Быстро перезарядить пулемёты не удалось, и, хотя "изрядно щипанный", разведчик все же ушёл со снижением в сторону своих позиций.

Ещё один бой удалось провести 17 Апреля. Вылетев на сопровождение "Вуазена" из 28-го корпусного авиаотряда, фотографировавшего неприятельские позиции в районе Кюэци - Онешти - Тыргу - Окна - Ойтуз - Берецку - Хержа - Мойнешти, Григорий заметил 2 вражеских самолёта, направлявшихся на восток. Едва увидев разворачивающийся в их сторону русский истребитель, пилот одного из "австрияков" решил попросту сбежать, но второй оказался гораздо отважнее и принял бой. Впрочем, если мужества у него было вполне достаточно, то мастерства явно не хватало: в ходе короткой схватки "Ньюпор" сначала зашёл ему в хвост, а затем снизу - спереди, решетя перкаль и круша конструкцию свинцовыми очередями. После этого неприятельский пилот предпочел не искушать судьбу, а со снижением удалиться. К сожалению, бросить экипаж "Вуазена" было нельзя, и этому противнику было позволено спокойно уйти.

В Мае, помимо своего грозного "Малыша", Григорию пришлось несколько раз подниматься в небо на его предшественнике - двухместном "Ньюпоре-Х"  ( зав. № 714 ), который использовался в авиаотряде в качестве разведчика и курьерского.

Между тем подкрепления к линии фронта стягивал и противник, уже ощутивший самоубийственное брожение, охватившее русские войска и рассчитывавший ещё одним, на этот раз последним, ударом закрыть Восточную проблему. В течение Июня - Июля 1917 года 9-й авиадивизион 9-й армии Румынского фронта воевал с очень большим напряжением, совершая вылеты ежедневно, однако "Журнала Боевых действий 9-го Истребительного авиаотряда" за этот период в российских архивах обнаружить не удалось.

Согласно имеющемуся в архиве коммюнике Румынского Генерального штаба, 27 Июля прапорщик Сук над районом Тыргу - Окна, пилотируя "Ньюпор-ХХI"  ( зав. № 1719 ), атаковал и сбил неприятельский аэроплан.

В конце Июля 9-й Истребительный авиаотряд перебазировался в северную Румынию на аэродром города Фэлтичени, где он был пополнен истребителями "Ньюпор-ХХI". Один из них  ( зав. № 1719 ) получил прапорщик Сук. Правда, увеличить свой личный счёт на этой машине ему не удалось. Как правило, завидев русские истребители, вражеские самолёты тут же ретировались.

20 Августа, Григорий дважды поднимался в небо: первый раз на патрулирование района Гура - Гумора - Солка - Сучава, а во второй раз в паре с подпоручиком Лойко, взлетевшем на перехват неприятельского самолёта, появившегося над Сучавой. Противника русские истребители настигли над деревней Ясловец на высоте 4500 метров. "Ньюпор" подпоручика Лойко зашёл сверху - сзади, а "Виккерс" прапорщика Сука - снизу. Экипаж "Бранденбурга" не имел возможности оторваться от преследователей и принял бой.

Оба истребителя открыли огонь, когда расстояние до противника не превышало 100 метров, и вели его, пока дистанция не сократилась до 20 метров. Летнаб "Бранденбурга" сначала стрелял по "Ньюпору", а затем перенёс огонь на "Виккерс", однако, дав две короткие очереди, прекратил стрельбу. В это время у подпоручика Лойко заклинило пулемёт, но огневая точка "Виккерса" на этот раз действовала, как часы, и Григорий продолжал атаковать снижавшегося противника. Между тем задний пулемёт "Бранденбурга" оказался, по - видимому, также повреждён, поскольку наблюдатель теперь стрелял из карабина. Четвертая атака оказалась для австрийского экипажа фатальной: самолёт перешёл в крутое пике и разбился в долине реки Сучевица, похоронив под своими обломками обоих авиаторов.

Согласно сведениям австрийского архива, в бою с русскими истребителями был сбит разведывательный "Бранденбург С.I"  ( борт. № 67.31 ).

Следующий успех пришёл спустя 4 дня, 25-го. Поднявшись как обычно в паре с подпоручиком Лойко на патрулирование, прапорщик Сук обнаружил на высоте 2700 метров очередной разведывательный "Бранденбург". Наши истребители находились на высоте 3500 метров и Григорий, не раздумывая, толкнул ручку от себя, направляясь к вражескому самолёту, который шёл со стороны Рборе на Радауц. После двух атак австрийский биплан начал снижаться, направляясь в сторону своих позиций, но долететь до них ему было не суждено. После третьей атаки русского аса подбитый самолёт приземлился в долине реки Сучавы.

Впрочем, противник тоже стрелять умел и смог выдать в следующем полёте причитающуюся сдачу. Выполняя патрулирование над районом Арборе - Хадикфалва - Солка, Григорий на короткое время появился над линией фронта и сейчас же заговорили австрийские зенитки. Их огонь был довольно точен: осколки разорвавшегося вблизи снаряда разбили пневмонасос, и пилоту пришлось срочно идти на посадку.

Неудача ожидала Григория и на следующий день. Патрулируя район Сучава - Арборе - Радауц, он на высоте 3600 метров обнаружил неприятельский разведчик. Догнав вражеский биплан над деревней Ясловец, прапорщик Сук пошёл в атаку. Пилот "Бранденбурга", понимая, что от русского истребителя не уйти, развернулся и пошёл в лобовую атаку. На встречных курсах оба самолёта открыли огонь и, видимо, на долю "австрияка" кое - что перепало, так как он со снижением повернул к своим позициям. Обогнав аэроплан противника, Григорий развернулся, и, отрезая ему путь к отходу, вновь пошёл в атаку.

На этот раз пилот "Бранденбурга" не принял лобовой и вынужден был повернуть на восток, причём наблюдатель не мог отстреливаться, поскольку возился с пулемётом в задней кабине, видимо, устраняя неисправность. Над городом Дороха противники находились уже на высоте 1800 метров и лишь постоянно выполняемые австрийским пилотом "змейки" позволяли ему выдерживать атаки русского истребителя.

Когда казалось бы, что конец и этого противника неминуем, случилось непредвиденное: на "Виккерсе" лопнула возвратная пружина и пулемёт смолк, но упускать добычу было обидно и Григорий, постоянно перезаряжая и стреляя одиночными  ( как из трёхлинейки, с той лишь разницей, что она была жёстко закреплена ), продолжал преследование. И тут фортуна, в полном смысле, повернулась к нему задом - австрийский наблюдатель всё же исправил свой пулемёт и открыл огонь по "Виккерсу". Теперь уже ничего не оставалось делать, как прекратить преследование, и, оставив "Бранденбург" уходящим к своим позициям на высоте 1300 метров, прапорщик Сук направился к своему аэродрому.

Впрочем, военное счастье переменчиво: уже на следующий день, 27 Августа, Григорий поднялся на перехват "Авиатика", появившегося над районом Тэодорешти - Радауц - Хадикфалве - Сучава. Настигнув противника над городом Радауц, русский ас первой же очередью вывел из строя двигатель разведчика и тот тут же пошёл вниз, снижаясь в направлении деревни Фратауц, где и упал.

Между тем активность авиации обеих сторон продолжала нарастать. Всё чаще вспыхивали воздушные бои, а для прикрытия важных районов уже недостаточно было одного отдельно взятого истребителя. 30 Августа на патрулирование района Арборе - Радауц - Хадикфалва вылетели подпоручик Лойко, старший унтер - офицер Сапожников  ( оба на "Ньюпорах" ) и прапорщик Сук на "Виккерсе" FВ.ХIХ. Над деревней Ясловец пилоты обнаружили неприятельский аэроплан разведывательного типа. Атака сзади с разных сторон оказалась внезапной для летнаба, который только после того, как истребители пошли на разворот, начал отстреливаться.

Ни о каком выполнении задания австриякам уже думать не приходилось - надо было уносить ноги. Несмотря на ответный огонь задней турели, истребители атаковали один за другим, и вскоре вражеский самолёт загорелся, и, как отметил в своей телеграмме в штаб 9-й армии командир 9-й авиадивизии капитан Гартманн, "оставляй после себя много дыма, направился в сторону города Радауц, где, приземлившись, перевернулся".

Успехи авиаотряда не остались незамеченными: 4 Сентября Начальник Управления авиацией в Действующей армии полковник В. М. Ткачёв поздравил авиаотряд "со знаменательной, вдохновляющей работой". Тем временем вылеты продолжались. 31 Августа прапорщик Сук трижды поднимался в небо на патрулирование , но лишь в последнем вылете смог обнаружить и атаковать неприятельский самолёт, который, уклонившись от боя, скрылся в облаках.

В начале Сентября 9-й авиаотряд был пополнен французскими истребителями "СПАД S.VII", один из которых  ( зав. № 1446 ) получил прапорщик Сук. По основным характеристикам он превосходил почти все типы машин состоявшие до этого на вооружении русских авиаотрядов и потому эти самолёты получали, как правило, в первую очередь лучшие лётчики.

Из коммюнике Румынского Генерального штаба от 21 Сентября 1917 года:

"20 Сентября между 13 и 14 часами военный лётчик 9-го Истребительного авиаотряда прапорщик Сук атаковал неприятельский аэроплан, управлявший огнём артиллерии. С высоты 3200 метров он спикировал на противника, находившегося на 500 метров ниже, и сзади, с дистанции 50 метров, открыл непрерывный огонь, повредив жизненно важные части аппарата. Сначала аэроплан противника круто снижался, а затем перевернулся и, разрушаясь в воздухе, упал у деревни Слобозия. Неприятельские лётчики погибли, аппарат полностью разбит".

1 Октября, поднявшись на патрулирование района Серет - Хадикфалва - Слобозия - Тэодорешти, Григорий Сук, набирая высоту и находясь уже на 3600 метров, заметил идущий с запада самолёт, который направлялся в район Радауц - Теодорешти. Неприятель находился выше и Григорий, набрав высоту 4200 метров, дал ему возможность пересечь линию окопов. Не упуская противника из виду, пилот "СПАДа" сопровождал его, идя сзади до деревни Слобозия. После этого дав полный газ мотору, русский ас спикировал под хвост идущему впереди истребителю "Оеффаг D.III" , а затем с расстояния 10 метров вспорол ему брюхо очередью в 45 патронов. Лётчик был убит, видимо, ещё первыми выстрелами, и аппарат с работающим мотором скользнул на крыло, а затем начал беспорядочно падать. На высоте 1500 - 2000 метров у него отвалились одно за другим оба крыла, после чего он рухнул у деревни Слобозия. Тело погибшего пилота - фельдфебеля Обесло - было доставлено в отряд и похоронено с воинскими почестями 2 Октября.

Австрийский 'Оеффаг'

Австрийский истребитель "Оеффаг D.III" - один из соперников Г. Сука.

Между тем противник продолжал прощупывать оборонительные позиции русских войск, выискивая слабые места для нанесения новых ударов. Угроза внезапных прорывов неизмеримо возросла после начавшегося стихийного оставления позиций целыми частями. С воздуха над уходящими в тыл толпами дезертиров, словно воронье, кружили вражеские разведчики. Их экипажам лишь оставалось поточнее наносить на полётные карты оголявшиеся участки.

2 Октября в ходе схватки с разведчиком на "СПАДе" прапорщика Сука в 3-й атаке заклинило пулемёт, и вражескому биплану удалось уйти. Не слишком удачными были действия пилота 14-го и 17-го числа. В первом случае "австрияк" скрылся в облаках, а во втором - смог уйти на малой высоте к своим окопам.

Однако 26 Октября пришёл очередной успех. Патрулируя в этот день район Сучава - Хадикфалва - Радауц, Григорий на высоте 3800 метров обнаружил "Бранденбург", возвращавшийся в свое расположение. На этот раз уйти от русского истребителя противнику не удалось. Атака на пикировании сзади и точная очередь ударила по вражеской машине. Попытки австрийского летнаба отогнать назойливого "скаута" огнём заднего пулемёта не увенчались успехом и после 3-й атаки, произведённой снизу - сзади, "Бранденбург" пошёл вниз. На высоте около 1500 метров пилот, видимо, потерял управление, и машина беспорядочно рухнула в районе высот 356 и 360 севернее города Радауц.

Все это, видимо, происходило на глазах австрийских наблюдателей, так как с находящегося поблизости аэродрома Галанешти поднялся вражеский истребитель. Григорий великодушно позволил противнику взлететь и атаковал его на высоте 2400 метров над вражескими позициями западнее города Серет. Однако при второй атаке отказал пулемёт и ничего не оставалось как возвращаться на свой аэродром.

28 Октября Григорию пришлось в одиночку выдержать групповой бой. Отправившись на разведку железной дороги Радауц - Селятин - Извор, прапорщик Сук над городом Виковул наткнулся на разведывательный самолёт, шедший в сопровождении двух истребителей. Обстреляв один из них, русский ас заставил его покинуть со снижением поле боя, что, несомненно, говорит о нанесённых машине противника повреждениях или ранении пилота. Второй истребитель открыл огонь по "СПАДу", но промахнулся. Тем временем экипаж "Бранденбурга" продолжал полёт в сторону Сучавы. Выйдя из боя, прапорщик Сук начал преследование разведчика и вскоре над деревней Солка догнал его.

Уже после первой атаки "Бранденбург" развернулся и со снижением пошёл в сторону своих позиций, но вернуться на свой аэродром в тот день ему уже было не суждено. После 6-й атаки над деревней Воловец на австрийском самолёте отказал двигатель и он приземлился западнее города Радауц. Поскольку пилот был ранен  ( в голову и руку ), то посадка была грубой. Стойки шасси сложились, сломались правые лонжероны нижнего крыла, оказался повреждённым и силовой набор фюзеляжа. В акте об осмотре было указано, что в двигателе и радиаторе имеется 16 пулевых пробоин !  Тем не менее в Феврале 1918 года этот самолёт был восстановлен и отправлен на итальянский фронт.

А свою последнюю победу русский ас одержал 15 Ноября. Согласно коммюнике Румынского Генерального штаба, "около 12 часов военный лётчик 9-го Истребительного авиаотряда прапорщик Сук в районе Арборе в первой же атаке сбил неприятельский аэроплан типа "Бранденбург", который упал в нашем расположении". Более подробных сведений об этой победе ни в российских, ни в австрийских архивах найти не удалось. Фактически боевые действия на Восточном фронте закончились, а коммюнике, как и многие другие документы, составлялись по инерции.

В недавнем прошлом победы, подобные тем, что одержал над Юго - Западным фронтом прапорщик Сук были бы непременно отмечены командованием, но сейчас уже было не до заслуженных наград и присвоения очередных воинских чинов. Начиналась новая эпоха...

В тот же день, 15 Ноября, в штаб 9-й армии пришла телеграмма:

"Возвращаясь из боевого полёта, прапорщик Сук делал над аэродромом поворот перед посадкой, скользнул на крыло, а затем, перейдя в штопор, упал с высоты 80 метров и разбился насмерть.

Командир 9-го Истребительного авиаотряда подпоручик Лойко".

Истребитель "СПАД S.VII"  ( зав. № 1440 ) был последним самолётом, разбившимся в ходе военных действий на Восточном фронте, а прапорщик Сук - последним русским лётчиком, погибшим в Первой Мировой войне. По некоторым источникам, на его счету числится 10 официальных побед и 12 с вероятно сбитыми.

Оригинал статьи читайте на сайте: "История ВВС. Рыцари неба".

Письма военного лётчика.

Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры 

Поделиться с друзьями:


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz