Мироненко Александр Алексеевич |
Родился 19 Апреля 1918 года в селе Яхники, ныне Лохвицкого района Полтавской области ( Украина ), в семье рабочего. Окончил среднюю школу в городе Краснодар. Поступил в военно - механический институт в Ленинграде, откуда 6 Августа 1937 года по путёвке комсомола направлен в Ейское военно - морское авиационное училище, которое окончил с отличием 3 Августа 1940 года с присвоением звания Младший лейтенант.Служил в строевых частях ВВС Балтийского флота. С Декабря 1940 года - лётчик 5-го ИАП. С Июня 1941 года Старший лейтенант А. А. Мироненко в действующей армии. Участвовал в обороне Таллина. С Марта 1942 года командир звена, с Августа 1942 года - командир 1-й эскадрильи 11-го ИАП. С Января 1943 года - командир 12-й ОИАЭ КБФ. С 7 Июня 1943 года - командир 13-го ИАП ( 14-го Гвардейского ИАП ) КБФ. К Маю 1944 года командир 13-го истребительного авиационного полка ( 9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ) Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов на прикрытие своих самолётов, кораблей и баз. В 32 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4 самолёта противника. 22 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил около 700 успешных боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил 21 самолёт противника. После войны продолжил службу в ВМФ. В 1948 году окончил Военно - Морскую академию, в 1969 - Высшие авиационные курсы при Военной академии Генерального штаба. Затем Генерал - полковник авиации А. А. Мироненко служил на командных должностях в ВМФ. В 1974 - 1982 годах был командующим авиацией ВМФ. Заслуженный военный лётчик СССР ( 1965 ), кандидат военно - морских наук. Автор монографии по методике лётного обучения и тактике боевого применения морской авиации. Делегат 20, 21 и 22 съезда КП Украины, 23 съезда КПСС. Умер 17 Июля 1999 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями. Всю войну А. А. Мироненко провёл на Балтике. До конца 1942 года, в составе 5-го, 71-го и 11-го ИАП, он летал на И-15бис ( И-152 ). Перевооружение полков происходило постепенно: в разных количествах пступали Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3 и "Харрикейны", однако в 1943 году все они были заменены на отечественную технику. В течение всей войны полки оставались в ВВС Балтийского флота, вели многомесячные бои над полуостровом Ханко, под Ленинградом и Ладогой. 7 Июля 1941 года звено И-15бис из 5-го ИАП в составе А. А. Мироненко, С. С. Беляева и А. М. Набокина выполняло патрульный полёт в районе ВМБ Хаапсалу. При появлении 3 Ju-88 лётчики не дали нанести бомбовый удар по советским кораблям в порту Рохукюла. В воздушном бою пара Набокин и Беляев произвела 5 атак по одному из Ju-88. После атаки Ju-88 с подбитыми моторами скрылся в облачности, но вскоре упал севернее острова Вормси. Это была первая победа в воздушном бою, одержанная лётчиками 5-го ИАП. 23 Августа 1941 года 3 И-15бис из 5-го ИАП ( А. А. Мироненко, В. С. Марков и И. И. Цапов ) вылетели на разведку по маршруту Таллин - Тапа - Пайде. После бомбоудара по мотомехчастям и войскам противника в районе Раазику их атаковало 4 Ме-109. В течении получаса лётчики, построив оборонительный круг и снизившись до высоты 100 - 150 метров, отбивались от атаковавших их вражеских истребителей. Один "Мессер" после 4-х лобовых атак хотел пройти ниже, но врезался в землю. 4 Апреля 1942 года с раннего утра до позднего вечера лётчики 71-го ИАП, 11-го ИАП и 4-го ГвИАП производили разведку войск противника и вылетали на прикрытие своих войск по маршруту маяк Шепелев - остров Сейскар. Лётчиками 71-го ИАП было проведено 8 боёв. Так, в районе острова Сейскар 3 И-16 и 4 И-15бис ( Д. Л. Петрухин, А. А. Мироненко, Песин и Н. Ф. Докало ) на высоте 1500 метров сверху со стороны солнца были атакованы парой Ме-109. Четвёрка И-15бис развернулась и прямо в лоб произвела 3 захода. Советские самолёты атаковали "Мессеров" попарно, но противник от боя уклонялся. В 10:20 в районе маяка Шепелев 2 Ме-109 пытались повторно атаковать советские самолёты с дистанции 200 метров. После третьего захода один "Мессер" задымил, второй змейкой прикрывал подбитого, который упал в 40 кабельтовых от острова Сейскар. 1 Мая 1942 года 7 И-15бис из 1-й эскадрильи 11-го ИАП КБФ вели разведку аэродрома Видлицы и района Юксила. В 17:55 на высоте 1800 метров вели бой с двумя FD-XXI. Песин, Мироненко и Набокин после нескольких лобовых атак РСами и пулемётным огнём сбили один самолёт. Второй FD-XXI ушёл на озеро Олонец. В то же время с этого аэродрома взлетели ещё 2 FD-XXI. В районе озера Олонец наши лётчики вели с ними безрезультатный воздушный бой в течение 20 минут. Самолёты противника с набором высоты ушли. ...Остров Сухо так мал, что не помечен даже на карте - двухкилометровке. Его площадь чуть больше 250 квадратных метров. И тем не менее он привлёк внимание врагов. Крошечный островок, на скалистом берегу которого ещё с далёких петровских времён стоит маяк, напоминал бессменного часового. Так оно и было. Остров Сухо стерёг Ладогу, ту её часть, по которой в летнее время осуществлялась связь Ленинграда с "Большой землёй". Маяк указывал путь нашим кораблям, а установленная на острове артиллерийская батарея мешала врагам к ним приблизиться. Но соблазн перерезать Ладожскую трассу был очень велик. Захват скалистого островка мог действительно сорвать судоходство и лишить Ленинград подвоза продовольствия и боеприпасов: и севернее, и южнее хозяйничали враги. 22 Октября 1942 года немцы решили захватить остров Сухо, поставить здесь артиллерийские батареи и топить проходящие мимо баржи с продовольствием. На крошечный островок они бросили целую флотилию десантных судов. О сражении за Сухо узнала вся страна. В сообщении Советского информбюро говорилось: "22 Октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов в Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознамённого Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожена 16 десантных судов противника и 1 судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки десанта сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имели". О мужестве гарнизона острова писали много. Он заслужил это. Артиллеристы во главе со своим командиром Иваном Константиновичем Гусевым сражались геройски. И всё же решили исход боя балтийцы. Разбирая эту операцию, специалисты отводят особую роль лётчикам Краснознамённого Балтийского флота. Если же спросить авиаторов, участвовавших в этой операции, кто особенно отличился, они прежде всего назовут Александра Алексеевича Мироненко и Михаила Гавриловича Клименко. Лётчики эти служили в разных полках, летали на самолётах различного типа: Мироненко - на истребителе, Клименко - на штурмовике. Но когда речь заходит о бое 22 Октября 1942 года, их имена упоминаются рядом. Конец Октября никогда не балует Ленинградцев хорошей погодой. На Ладоге и того хуже - штормит, не всегда отличишь, где кончается вода и начинается небо. Враги недаром выбрали такую погоду: рассчитывали на то, что авиация не сможет помешать им. Едва начало светать, близ острова Сухо появилась группа самолётов, ведомая Александром Мироненко. Несмотря на плохую погоду, он разглядел вражеские корабли. Они были уже километрах в 5 от островка. Мироненко повёл самолёты в атаку. Начал он с того, что потопил моторный катер, активность которого показалась ему слишком подозрительной. Впоследствии выяснилось, что на катере находился старший офицер, который должен был руководить высадкой десанта. Когда Мироненко появился в районе острова второй раз, сюда уже слетелось много истребителей противника. Несмотря на численное превосходство врага, группа Мироненко прорвалась к цели и подожгла десантную баржу. Горящее судно затонуло. На обратном пути Александр Мироненко перехватил вражеский "Дорнье", пытавшийся бомбить наши корабли, и сбил его. Среди побед, одержанных Майором Мироненко, много и других весьма значительных. Что же касается Капитана М. Г. Клименко, то звание Героя Советского Союза он получил за 4 месяца до этого - 14 Июня 1942 года. Уже тогда его боевой счёт был внушительным - он потопил 6 кораблей противника, уничтожил 34 танка, 60 орудий. 22 Октября Герой Советского Союза Клименко, для которого не существовало нелётной погоды, несколько раз появлялся над десатными судами противника. Он вёл группу штурмовиков. Ни плохая погода, ни заградительный огонь зениток не остановили его. Пробившись к цели, командир показал ведомым пример, потопил баржу. В этом бою группа Клименко отправила на дно Ладоги 8 самоходных десантных барж. Отыскать цель и поразить её при плохой видимости можно только с малой высоты. Клименко, как шутили его однополчане, "летал пешком". Он проносился над самыми головами врагов. Однажды это едва не стоило ему жизни. Снаряд пробил мотор "Ила". Только большой опыт и выдержка помогли лётчику довести самолёт до своей территории и посадить его. И ещё не раз Михаил Гаврилович Клименко боевыми делами доказывал, что с честью носит "Золотую Звезду" Героя. В Июне 1943 года Майора А. А. Мироненко поставили во главе 13-го истребительного авиаполка. Мужество и боевое мастерство командира были хорошим примером для других. Но, представляя Майора А. А. Мироненко к "Золотой Звезде" Героя, командир дивизии особенно подробно написал о том, как храбро он сражался в боях за остров Сухо. К Маю 1944 года командир 13-го истребительного авиационного Краснознамённого полка Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов. В 32 воздушных боях сбил 12 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Июля 1944 года Мироненко Александр Алексеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 4015 ). В Июне 1944 года 13-й ИАП был преобразован в 14-й Гвардейский истребительный авиационный Краснознамённый полк. Полк под командованием А. А. Мироненко принимал активное участие в освобождении от фашистов Ленинградской области, Прибалтики, отличился в боях за Мемель ( Клайпеду ), за что ему было присвоено почётное наименование "Клайпедский". Летая на "Яках", лётчики 14-го Гвардейского ИАП часто сопровождали бомбардировщики и штурмовики, атаковал немецкие конвои на Балтике. В своей книге воспоминаний "Матросы защищали Родину" бывший корпусный комиссар Краснознамённого Балтийского флота Н. К. Смирнов пишет: "Боевые успехи бомбардировщиков обеспечивали лётчики - истребители Гвардейской части под командованием Героя Советского Союза Подполковника А. А. Мироненко. Гвардейцев справедливо называли "мастерами прикрытия", "панцирем ударной авиации". Это исключительно верно ! Десятки фашистских самолётов сбили наши истребители только под Клайпедой. Личный пример в бою своим воинам показывал командир. Более 750 боевых вылетов совершил за время войны этот опытнейший лётчик, сбив лично 20 самолётов противника. "Воевать, как Мироненко !" - к этому стремились все авиаторы прославленной части". Согласно данным, приведённым на сайте "Центральный Военно - Морской Портал", за период военных действий Гвардии подполковник А. А. Мироненко совершил 687 боевых вылетов, им сбито 16 самолётов противника лично и 5 в групповых воздушных боях. По другим источникам он выполнил 752 боевых вылета, сбил 20 самолётов лично и 10 в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает лишь на 6 личных и 4 групповые победы. ] В послевоенный период продолжал службу в ВМФ. В 1948 году окончил командный факультет Военно - Морской академии имени К. Е. Ворошилова, в 1969 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Служил на Дальнем Востоке командиром авиационной дивизии, авиационного корпуса ПВО, в составе которого было 15 полков МиГ-15, 4 из которых приняли участие в Корейской войне 1950 - 1953 годов. С Мая 1956 года в течение 15 лет руководил Военно - Воздушными силами Черноморского флота. С Февраля 1971 года в Центральном аппарате ВМФ. Почти 4 года работал начальником штаба авиации ВМФ, а с 5 Августа 1974 года в течение 8 лет осуществлял руководство авиацией Военно - Морского флота. С Сентября 1982 года в течение 5 лет работал референтом в Научно - Техническом Комитете ВМФ. 31 Декабря 1987 года ушёл в отставку в звании Генерал - полковника авиации. Список известных побед Гвардии
подполковника А. А. Мироненко:
[ В представлении к званию Героя Советского Союза говорится , что лётчик одержал 12 + 4 воздушных побед, но это не подтверждается архивными документами. ] |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |