Агданцев Александр Николаевич

Фото пока не найдено

Родился 18 Июля 1923 года в городе Баку. Лётчик - истребитель.

Участник Великой Отечественной войны, до 1943 года служил в составе 183-го ИАП, затем - в 150-м Гвардейском ИАП. Особо отличился летом 1943 года в боях на Курской Дуге.

Всего выполнил около 100 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 14 самолётов противника, в том числе 1 - тараном.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

После войны продолжал служить в ВВС.

*     *     *

5 Июня, с началом грандиозной битвы под Курском, в воздухе завязались ожесточённые воздушные схватки. Велико было стремление наших лётчиков нанести врагу максимальный урон, велико и чувство ответственности за исход воздушного боя, за судьбы своих товарищей. При отказах вооружения или израсходованных боеприпасах наши истребители, как правило, не выходили из боя, а продолжали маневрировать, отвлекая противника. И не только отвлекая. В запасе был ещё и таран...

11 Июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге лётчик 183-го истребительного авиационного полка ( 294-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт )  сержант А. Н. Агданцев ведя бой на истребителе Як-1 в составе групппы, пока не кончились боеприпасы, успел сбить 3 вражеских самолёта  ( 2 пикировщика Ju-87 и 1 истребитель Ме-109 из группы сопровождения ). А затем ударом правой плоскости своей машины по хвостовому оперению "Мессера" сразил и его. Сам же благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот подвиг Александр Агданцев был награждён орденом Красного Знамени.

Всего же за период Курской битвы 47 самолётов противника были уничтожены таранными ударами. При этом: 15 лётчиков благополучно посадили свои машины на аэродромах, 9 воспользовались парашютом, 17 погибли, 2 не вернулись с задания  ( пропали безвести ), судьба ещё 4 не установлена.

Александру Агданцеву повезло - он не только выжил при таране вражеской машины, но и успешно провоевал до самого конца войны.  В яростных воздушных схватках уничтожил 14 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 4 групповы победы. ]

После окончания войны Александр Николаевич ещё долгое время продолжал служить в ВВС, после чего ушёл на заслуженный отдых.

*     *     *

"Ко мне приближаются лётчики. Солидно идут, не спеша. Будто хотят сказать: "Смотри на нас, командир, любуйся, мы оправдали доверие. И впредь оправдаем". Действительно, как возвышает людей победа, военный успех. Молодые и те себя держат как зрелые. Не потому, что так хочется, нет - так получается.

- Поздравляю, друзья, с добрым началом.

Улыбаются. Даже Агданцев. Улыбка на лице Александра Агданцева - редкость. Был он красивым, весёлым, статным. Отважно дрался с врагом, над Курской дугой сбил 8 фашистских машин, был награждён двумя орденами Красного Знамени. А в одном из боёв за Харьков был ранен, горел, чудом остался жив. Через полгода вернулся в полк и... никто его не узнал. Так он был страшен. Всё обгорело: лицо, уши, руки. Врачи хотели лишить его права на бой, но он буквально вырвал его. И живёт теперь только полётами, неистощимым стремлением бить врага, мстить ему.

Юность Александра Агданцева - миллионорусская: школа, комсомол, военная школа, полк. Здесь он обрёл характер, закалку, взгляды на жизнь.

Я вижу Агданцева, вижу тот бой, в котором он потерпел поражение. Это было в районе Люботина. Шестёрка наших во главе с Колей Леоновым встретила группу немецких бомбардировщиков. Их сопровождали истребители. Начался бой. Агданцев атаковал "Юнкерс", открыл по нему огонь, но не сбил - дистанция была велика. Сближаясь, дал ещё 2 очереди. Бил и видел, как трассы входят в корпус машины. И ждал, что она вот-вот загорится. Желание, конечно, законное, но война есть война: когда внимание лётчика было приковано к цели, подоспел истребитель противника. Он ударил из пушки и попал в крюльевой бензиновый бак. Крыло загорелось, затем последовал взрыв. Лётчика обдало бензином и выбросило из самолёта. Он нёсся к земле и горел. И даже в эти секунды, секунды боли и ужаса, он не терял рассудок. Он думал. Если открыть парашют, то ревущий воздушный поток сразу смирится и пламя немного утихнет. Но потом, когда спуск будет плавным и медленным, парашютные стропы сгорят...

В правой руке Агданцев держал вытяжное кольцо парашюта, левой смахивал пламя с лица. И считал - делал затяжку, как говорят спортсмены - парашютисты. Он вырвал кольцо у самой земли, и это его спасло. Правда, он весь обгорел, вдобавок был ранен в ногу и в сознание пришёл только в госпитале. Мысль, что врачи лишат его права на бой, закроют дорогу в небо, приводила Агданцева в ужас, отчаяние.

И вот тепер, Агданцев находился в нашем полку, как живой пример героизма и неистовой духовной силы. И жалость к Саше Агданцеву, лицо которого бугрилось сплошными рубцами шрамов, к его обожжённым, скрюченным пальцам прошла, уступила место глубочайшему уважению..."

( Из воспоминаний Героя Советского Союза Антона Дмитриевича Якименко. )

*     *     *

Список всех известных побед Старшего лйтенанта А. Н. Агданцева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.07.1943 г.1  Ме-109БогородицкоеЯк-1, Як-7,

Як-9, Як-3.
21  Ju-87Богородицкое
32  Ju-87  ( в группе - 2 / 8 )Грязное
41  Ju-87  ( сбит таранным ударом )Грязное
514.07.1943 г.1  Ме-109Беленихино
604.08.1943 г.1  Ме-109Угрин
71  Ju-88  ( в группе - 2 / 3 )Добрая Воля
822.08.1943 г.1  FW-190вост. Огульцы
908.10.1943 г.1  FW-190Пюшук - Ладань
1027.10.1944 г.1  FW-190сев. оз. Ньиредьхаза
1121.02.1945 г.1  FW-190Мочка

      Всего сбитых самолётов - 9 + 4;  боевых вылетов - 100.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2013 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz