СОВЕТСКИЕ СНАЙПЕРЫ 1941 - 1945 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие снайперы-мужчины | снайперы-женщины | советские летчики |
Виневитин Василий Михайлович |
Родился 25 Апреля 1913 года в селе Духовое, ныне Лискинского района Воронежской области, в семье рабочего. В 1930 - 1932 годах учился в железнодорожной профтехшколе в городе Лиски. С 1932 года работал дорожным мастером, помощником начальника участка на строительстве железной дороги Валуйки - Пенза, начальником 5-го строительного железнодорожного участка в Урюпинске. В Октябре 1935 года призван в Пограничные войска НКВД СССР. Был инструктором - снайпером, в 1938 году назначен начальником инженерной службы Посьетского погранотряда ( Дальневосточный пограничный округ, войска НКВД ). Лейтенант В. М. Виневитин отличился в боях за высоту Заозёрная у озера Хасан Приморского края летом 1938 года. Руководил обороной пограничного рубежа. Снайперским огнём уничтожал японских захватчиков, в критический момент поднял бойцов в контратаку и отбросил японцев. В бою был ранен, но на следующий день сбежал из госпиталя и вернулся на поле боя к своему подразделению. Трагически погиб в ночь на 1 Августа 1938 года: возвращаясь на свои позиции после выполнения боевого задания по оборудованию проходов в японских минных полях, он на окрик часового назвал неправильный пароль и был застрелен. За героизм и мужество, проявленные в боях с японскими милитаристами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 Октября 1938 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Именем Героя названы железнодорожная станция в Приморье, улицы во Владивостоке и в городе Бобров Воронежской области, морозильный траулер Министерства рыбного хозяйства СССР. Он родился 25 Апреля 1913 года в селе Щучьем ( Духовое ) Лискинского района Воронежской области в семье рабочего. До 1928 года батрачил у местного кулака. Затем переехал к старшей сестре в город Бобров, где 2 года учился в сельхозучилище. После окончания училища по рекомендации комсомольской организации был направлен для продолжения учёбы в Лискинскую железнодорожную профтехшколу. С 1933 года работал мастером на строительстве линии Валуйки - Пенза Юго - Восточной железной дороги, помощником начальника, а с Мая 1935 года - начальником 3-го стройучастка в городе Урюпинске. В Октябре 1935 года был призван в ряды Красной Армии и направлен на Дальний Восток в Посьетский погранотряд. Начав службу красноармейцем учебного пункта, за 2,5 года вырос до Лейтенанта. 15 Июля 1938 года, на сопке Заозёрной прозвучал первый выстрел. Вечером того дня на гребне высоты выстрелом из винтовки был убит японский жандарм Сякуни Мацусима. Стрелял в него начальник инженерной службы Посьетского пограничного отряда Лейтенант В. М. Виневитин. Расследование трагического инцидента было незамедлительно проведено обеими сторонами. Как определило советское расследование, труп японского жандарма - нарушителя лежал на территории Советского Союза, в 3-х метрах от линии государственной границы. Японская комиссия утверждала прямо противоположное: убийство произошло на территории Маньчжоу-Го и, стало быть, явилось вооружённой провокацией русских военных. Такова была краткая суть Хасанского конфликта, за которым последовали кровопролитные Хасанские бои. Винтовочный выстрел Виневитина сдетонировал уже готовые к взрыву страсти японской стороны, которая считала, что сапёрные укрепления ( окопы и проволочное заграждение ) советских пограничников на вершине Заозёрной пересекли государственную границу. В ответ заместитель Наркома иностранных дел СССР Стомоняков официально заявил, что ни один советский пограничник и ни на один вершок не заступил на сопредельную землю. Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году по времени был скоротечен и не сопровождался большими потерями. Людские потери японских войск за время этих боёв, по свидетельству японских источников, составляли 500 человек убитыми и 900 ранеными. Потери частей, непосредственно участвовавших в боях, составили 20 процентов. Передовые части потеряли половину своего состава и были лишены боеспособности. Полные потери войск советского Краснознамённого Дальневосточного фронта, который был расформирован сразу же после окончания хасанских боёв, долгое время скрывались под грифом "секретно". В начале 1990-х годов гриф секретности с материалов о потерях Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах был снят. До этого приводилась следующая цифра погибших - 236 человека. В секретном приказе наркома обороны Маршала К. Ворошилова за № 0040 фигурировали уже другие цифры - 408 убитых и 2807 раненых. Однако в действительности потери советских войск оказались гораздо большими. Согласно рассекреченным данным, советские потери во время боёв на озере Хасан составили 717 человек убитые, 75 - пропавшие без вести и попавшие в плен и 3279 раненые, контуженные, обожжённые и больные. Особенно велики оказались боевые потери среди командного состава, и прежде всего в пехоте - "царице полей". Среди 717 погибших офицеров оказалось 129 человек, сержантов - 191 человек. Больше половины заболеваний в ходе боёв были связаны с необеспеченностью действующих войск доброкачественной питьевой водой. Многочисленными были случаи заболевания малярией. Среди убитых оказался и "виновник" Хасанского конфликта - начальник инженерной службы Постьетского пограничного отряда В. М. Виневитин, сразивший из винтовки наповал японского жандарма на самой вершине сопки Заозёрной. Лейтенант - сапёр был убит по ошибке своим же советским солдатом из-за неразберихи с поролями... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 Октября 1938 года за образцовое выполнение боевых заданий командования при обороне района озера Хасан и проявленные при этом мужество и геройство исполнявшему обязанности начальника инженерной службы Посьетского пограничного отряда ( во время боёв японцы понесли немалые потери на заложенных им фугасах ) Лейтенанту Виневитину Василию Михайловичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героя названы улицы в городах Боброве и Владивостоке, железнодорожная станция в Надеждинском районе Приморского края, большой морозильный траулер управления "Дальрыба".
- Богданов Б.Н. - "Золотые Звёзды дальневосточных пограничников", Хабаровск, 1968 год ( стр. 17 - 20 ); |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |